что лежит в основе игрового метода обучения

Игровые методы обучения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Игровые методы обучения – это методы, которые в игровой форме воссоздают ситуации, направленные на усвоение норм и правил поведения в обществе, способствуют формированию социального опыта, совершенствуют навыки самоуправления поведением.

Сущность игровых методов обучения

Игровые методы имеют преимущество перед иными методами обучения, так как они интересны детям и с самого начала привлекают к себе внимание. В основе игровых методов лежат различные игры, которые вызывают положительные эмоции, способствующие созданию комфортной психологической ситуации в процессе обучения. Использование игровых методов в обучении значительно снижает затраты нервной энергии и волевые усилия.

В процессе исследования использования игровых методов обучения было установлено, что данные методы способствуют усилению умственной и моторной активности учащихся. Моторная активность оказывает положительное влияние на образование ассоциативных связей, облегающих процесс усвоения знаний и умений. Во время игры у ребенка процессы восприятия протекают намного быстрее и точнее.

Игровые методы обучения имеют ряд характерных признаков:

Игровые методы весьма разнообразны. Их разнообразие зависит от вида игры, используемого педагогом. Несмотря на то, какая игра используется, метод имеет две основные педагогические функции:

Готовые работы на аналогичную тему

Подбор вида игр для использования игровых методов в обучении зависит от возраста учащихся, их психологического и физического развития, индивидуальных возможностей и потребностей. Учет данных критериев поможет педагогу подобрать действительно эффективные игры, которые помогут усилить педагогическое воздействие на учащихся и получить высокий результат обучения.

Таким образом, роль игровых методов обучения в педагогическом процессе достаточно велика. Эффективность данных методов зависит от профессиональных умений педагога, его понимания функций педагогических игр и их значения в воспитании и обучении детей.

Виды педагогического воздействия игровых методов обучения

Игровые методы обучения включают в себя разнообразные педагогические игры.

Педагогические игры – это игры, имеющие конкретную образовательную цель и соответствующий ей педагогический результат.

Педагогические игры разнообразны и различаются в зависимости от:

Игры, используемые в рамках игрового метода обучения, классифицируются по виду педагогического воздействия на учащихся:

Таким образом, игровые методы обучения весьма разнообразны и направлены на всестороннее образование и развитие учащихся, посредством различных видов педагогического воздействия.

Направления и условия применения игровых методов обучения

В настоящее время в современной школе использование игровых методов обучения направлено на повышение активизации и интенсификации педагогического процесса. Игровые методы обучения целесообразнее использовать в следующих ситуациях:

Использование игрового метода обучения требует от педагога определенной подготовки. Необходимо не просто знать правила игры, но и подготовить для ее проведения весь необходимый инвентарь.

Таким образом, игровые методы обучения могут быть использованы педагогом как самостоятельные методы, а также в качестве вспомогательных в рамках другого метода с целью его усиления или привлечения учащихся к учебному занятию.

Источник

Игровые технологии обучения: применение и виды

Игра является отличным способом организовать деятельность человека. Это инновационный метод, помогающий сделать процесс обучения насыщенным и интересным.

Игровые технологии обучения – это заданная ситуация, в основе которой лежит социальный опыт. Поместив человека в определенные обстоятельства, получается развивать в нем новые не свойственные ему качества, и прививать контроль над своим поведением.

Функционал метода обучения

В обществе принято выделять несколько основных функций, происходящих от применения игровых технологий. Их называют основными миссиями:

Обычно игровые технологии в педагогике – действие, состоящее из нескольких основных этапов. Это планирование целей, составление планов, за которым следует выполнение поставленной задачи. При правильном продвижении работы, обязательным пунктом будет разбор и анализирование всего процесса.

Вся деятельность приобретает смысл, когда заданные условия наиболее приближены к реальной жизни. У человека должно быть право выбора, свобода действий и определенная ответственность. Именно при соблюдении этих требований происходит полное утверждение человеком самого себя.

Таким образом, игра содержит в себе несколько основных составляющих:

Игровые технологии в обучении использовались как эффективный способ передачи информации в целях образования и воспитания детей уже издавна. Это традиционный метод обмена знаниями от старшего поколения к младшему. Как интерактивный, его использовали в народной педагогике. В дошкольных заведениях и внешкольных учреждениях наиболее часто встречаются случаи использования этих методов.

Современная школа развивается, и педагоги отдают большее предпочтение активизации и интенсификации процесса учебы. Игры применяются только в отдельных случаях. Для усвоения темы или раздела книги, как самостоятельная технология, и как часть большого процесса. Иногда применяется в качестве закрепления материала на финальном обобщающем уроке.

Наиболее популярным является применение технологии, как одного из методов внеклассной работы. Игровая тематика развивалась для максимально эффективного воздействия на учеников. Дети, которые погружены в определенные заданные условия, проявляют больший интерес к процессу обучения и конкретной теме.

Применение игровой технологии в действии

Стоит рассмотреть детально, что такое игровая технология. Существует ряд правил, которых стоит придерживаться во время игры.

Нельзя вводить в учебный процесс игру ради игры. Важным моментом является осознание целей метода. Педагог должен четко систематизировать процесс и понять, оправдывает ли себя метод игры в отношении к конкретной учебной теме. Стоит отслеживать и контролировать введение развлекательного аспекта, ведь преобладать должна учебно-познавательная направленность.

Виды педагогических игр

Существует несколько разновидностей педагогических игр:

Это разделение служит для того, чтобы структурировать большой раздел интерактивной педагогики. Но это далеко не единственное разделение на виды. Выделяют группы игр по виду педагогического процесса:

По образу игровой методики игры делят на несколько групп, а различие базируется на построении правил процесса. Первые – это игры со строго установленными правилами, вторые – с правилами, которые устанавливают во время игры, третьи – со свободной игровой стихией. Игры с готовыми строгими правилами – это в основном предметные, спортивные, интеллектуальные, строительные, музыкальные и т.п. Свободный ход игры отображают более творческие типы: художественные, театральные, свадебные, игры в профессию и пр.

Разделений на типы существует очень много:

Специфика каждого вида зависит от дополнительных факторов. Они могут быть выполнены с предметами и без предметов, бывают уличные, комнатные, с применением компьютера. Наличие инвентаря, местоположение – все это влияет на дальнейший ход игры, и эти моменты должен учитывать наставник.

Специалисты делят игры на типовые группы, где они располагаются по своему типажу:

Игровая ситуация в педагогике – это один из важнейших аспектов интерактивного обучения ребенка. Система применима не только по отношению к детям дошкольного возраста, но и в старшей школе. Со временем она трансформируется из учебной деятельности в общественно-полезную и профессиональную. Она оставляет отпечаток на процессе развития и формирования ребенка, позволяя охватить и запомнить больший объем информации.

Педагогу бывает сложно оптимально сочетать метод игры с другими направлениями в обучении. Эффективность состоит в том, что в игровой технологии сочетаются насколько значащих факторов. В ней есть свобода действий и четкое распределение обязанностей, напряженные моменты и развлечение, реальность и мистика, эмоции и рациональное мышление.

Игровые технологии в педагогике позволяют ребенку, будучи лично заинтересованным, отрабатывать навыки работы в команде, тем самым воспитывая в себе ответственность. Одна из задач педагога – выработка мотивации. Ребенок в процессе игры мотивирован собственной заданной целью, то есть, он в любом случае будет запоминать материал, поданный в ходе игры, ведь это нужно ему самому.

Источник

Возможности игры как метода обучения

Игры очень близки и доступны для детей любого возраста и их используют, как эффективное средство в процессах образования и обучения. Окружающий мир дети познают с помощью игр. Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.

Игра – особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Для них игра прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Играя у детей формируются их психические и мировоззренческие взгляды на жизнь окружающего мира в целом. Формируется характер, лидерские качества и развивается интеллект. Дети и интересом познают все неизведанное, необычное для их понимания в играх. Для подготовки детей к их будущему и для того что бы сделать жизнь счастливой и полноценной нужна игра.

Возможности игры, как метода обучения

Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.

О взаимосвязи игры и обучения можно говорить бесконечно. Многие исследователи и практики принимают решения, что не только игра зависит от содержания, она зависит от социальной ситуации.

Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется при воздействии взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметом, миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая игра.

Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение детей, на становление неповторимой личности.

В. Л.Сухомлинский писал: “Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий, об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности” [5, с. 21]

Игра решает следующие коррекционно-развивающие,коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:

Развитие познавательной деятельности ребёнка;

Развитие эмоционально- волевой сферы;

Обогащение представлений об окружающем мире;

Формирование коммуникативных навыков;

Формирование культурного поведения;

Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;

Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальные игры типа “Счастливый случай”, “Что? Где? Когда?” и т. д. Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала.

Игры путешествия. Все они совершаются детьми в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности.

III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими. Как правило, они требуют от детей умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями ребенок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим детям уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Педагог, используя в своей работе все пять видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности детей.

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т. е. так, что они сами направляют детей на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило,включают два компонента:

• сбор нужной информации

• принятие правильного решения.

Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт детей. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить “приобретение такого опыта” детей, научить их самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игрыпсихологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т. д. Дидактические игры вызывают у детей живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ребенка, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ребенку.

Результативность дидактических игр зависит:

• от систематического их использования,

• от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал следует включать четкие, конкретные образы. Если учащиеся не видят картин общественной жизни, культур, стран, людей, то усваивают лишь словесные формулировки, лишенные жизненного содержания, которые быстро забываются. В работе с учащимися помимо текста учебного пособия и педагога есть богатая возможность использовать тексты художественных произведений.

Цель применения игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у детей через разнообразные игровые формы обучения.

• Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.

• Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных исторических источников.

• Развивать у детей творческое мышление.

• Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.

• Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.

• Вырабатывать историческое самосознание – осознанную сопричастность к прошлым событиям.

• Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.

Макаренко А. С. разработал теорию применения целостного комплекса игровых технологий. Он считал, что в наглядности не должно быть лишних элементов, так и в хорошем комплексе игровых технологий не должно быть ничего лишнего только образовательная направленность. Макаренко А. С. понимал, что игры должны быть использовании и связаны с возрастными особенностями детей, и нельзя игру в которую играет ребенок 4 лет использовать в старших классах «Каждой игре свой возраст» т. к. ребята изменяются, растут и развиваются [3, с. 179].

Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ребенка. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т. д. Составление программ таких игр – забота каждого педагога. “Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно, игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать”.1

1. Бабанский “Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса” 1982г.

Игры постоянно изменяются, совершенствуются и над ними надо постоянно

работать, что бы дети изучали учебный материал с интересом и увлечением.

Педагоги, психологи, ученые разных времен знали и понимали, что в игре ребенок развивается и формируется.

Значение игры невозможно оценить и исчерпать ее возможности.

Игры надо проводить грамотно, четко, ясно, а также надо помнить, что за игрой идет образовательный процесс. Цель педагога направить ребенка на образование и получение знаний. Надо хорошо продумывать ход игры и ее цели, и тогда такая игра захватить человека полностью. Это единство мыслей, чувств, воли и координации. Образовательные игры должны быть мостиком к получению знаний так утверждаю опытные специалисты образования.

Игры делают обучение интересным, создают радостное настроение детям и увлекают их за собой.

Игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности. С помощью игр учащиеся начальных классов лучше усваиваю закономерности обучения и легче познают даваемый им материал.

Список источников и литературы

1. Бабанский “Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса” 1982г.

3. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. М., 1940

4. Пидкасистый П. И. “Технология игры в обучении” – М. Просвещение, 1992г.

что лежит в основе игрового метода обучения. Смотреть фото что лежит в основе игрового метода обучения. Смотреть картинку что лежит в основе игрового метода обучения. Картинка про что лежит в основе игрового метода обучения. Фото что лежит в основе игрового метода обученияБлоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возраста Блоки Дьенеша – преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаУважаемые коллеги, я много лет работаю с детьми раннего дошкольного.

что лежит в основе игрового метода обучения. Смотреть фото что лежит в основе игрового метода обучения. Смотреть картинку что лежит в основе игрового метода обучения. Картинка про что лежит в основе игрового метода обучения. Фото что лежит в основе игрового метода обученияДидактические игры для обучения детей грамоте Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. В подготовительной группе мы учим детей читать, а чтобы этот.

что лежит в основе игрового метода обучения. Смотреть фото что лежит в основе игрового метода обучения. Смотреть картинку что лежит в основе игрового метода обучения. Картинка про что лежит в основе игрового метода обучения. Фото что лежит в основе игрового метода обученияДидактические игры для обучения детей математике Конструирование с использованием «Цветных чисел» Кюизенера Цель: Упражнять детей в различении и названии цвета палочек. Развивать умение.

что лежит в основе игрового метода обучения. Смотреть фото что лежит в основе игрового метода обучения. Смотреть картинку что лежит в основе игрового метода обучения. Картинка про что лежит в основе игрового метода обучения. Фото что лежит в основе игрового метода обученияДидактические игры для обучения грамоте и развития речи Хочу поделиться с вами некоторыми дидактическими играми для обучения грамоте и развития речи: а) Игра «Волшебные часы» (Цель: учить детей.

что лежит в основе игрового метода обучения. Смотреть фото что лежит в основе игрового метода обучения. Смотреть картинку что лежит в основе игрового метода обучения. Картинка про что лежит в основе игрового метода обучения. Фото что лежит в основе игрового метода обученияФотоотчет о районном методическом объединении «Использование метода интерактивной игры в работе с педагогами» Фотоотчет с на районного методического объединения «Использование метода интерактивной игры в работе с педагогами» Для повышения профессионального.

Игры на занятиях обучения грамоте Игры на занятиях обучения грамотеПрезентация педагогического опыта работы «Руководство игровой деятельностью» Имеева Светлана Николаевна.

что лежит в основе игрового метода обучения. Смотреть фото что лежит в основе игрового метода обучения. Смотреть картинку что лежит в основе игрового метода обучения. Картинка про что лежит в основе игрового метода обучения. Фото что лежит в основе игрового метода обученияИгры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.

Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Выступление на родительском собрании «Роль и возможности игры в семейном воспитании» Что бы не говорилось о роли воспитания, никто не станет отрицать, что главная роль здесь принадлежит всё-таки семье. В семье ребёнок находится.

Источник

Игровые методы в обучении в современной школе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

В современном обществе самой большой ценностью признана свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в постоянно меняющемся мире. Современная школа призвана создать условия для духовного, нравственного и интеллектуального развития учащихся, воспитывать в каждом школьнике потребности в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии. Применительно к одаренным детям эта задача современной школы особенно значима, т.к. именно на них общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных задач современной цивилизации.

Таким образом, перед современной школой стоит задача создания таких условий, при которых можно поддерживать и развивать индивидуальность ребенка, не растерять его способностей, не затормозить их рост, а реализовывать и развивать потенциальные возможности, обеспечить образовательные потребности одарённых детей, чтобы в будущем эти способности превратились в их достижения. В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает русский язык.

Переход учителей на более совершенные технологии обучения — процесс нелегкий и небыстрый. Это объясня­ется сугубо творческим характером педагогической дея­тельности, которую невозможно описать как простой про­изводственный процесс конвейера.

Таким образом, технология работы опосредуется свойствами личности, но только опосредуется, а не опре­деляется.

Актуальность данной работы состоит в том, что в настоящее время происходит переход на новые (нетрадиционные) технологии обучения в связи с изменениями условий существования и развития общества.

Цель работы: рассмотреть и изучить игровые методы в обучении в современной школе

Рассмотреть использование нетрадиционных технологий обучения в современной школе и критерии их отбора.

Раскрыть понятие игровых технологий в обучении.

Показать основные разновидности деловых обучающих игр.

Объект исследования : процесс обучения в современной школе.

Предмет исследования : игровые методы обучения в школе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *