что не является характерной чертой дистанционного обучения

Что не является характерной чертой дистанционного обучения

Средства доставки курсов

Средства интерактивного взаимодействия

Средства для самостоятельной работы

Печатные материалы, видео- и аудиокассеты, почтовые серверы

E-mail, телеконференции через E-mail

Печатные материалы, почтовые серверы

Обсуждение через E-mail

Таблица 3

Набор технологий для ДО-2. On-line доступ, компьютерные учебники и печатные материалы (больше возможностей: становится массоводоступным сейчас и в ближайшей перспективе)

Средства доставки курсов

Средства интерактивного взаимодействия

Средства для самостоятельной работы

Печатные материалы, видео- и аудиокассеты, почтовые серверы, электронные библиотеки

E-mail, телеконференции через E-mail и On-line

Печатные материалы, компьютерные учебники, CD-ROM, электронные библиотеки, базы данных с on-line доступом, почтовые серверы

Обсуждение через E-mail и on-line

При этом необходимо отметить, что наиболее качественное обучение обеспечивается при наличии достаточно оперативной обратной связи «студент-преподаватель». Это позволяет использовать высокоэффективные методы интерактивного обучения. Наиболее доступными технологиями для обеспечения контакта студента и преподавателя являются разнообразные способы использования компьютерных сетей, так как они:

· относительно дешевы в эксплуатации (особенно с учетом скидок для образовательных учреждений);

· уже достаточно широко распространены в России.

Таблица 4

Средства доставки курсов

Средства интерактивного взаимодействия

Средства для самостоятельной работы

Одно- и двунаправленные ТВ-передачи, печатные материалы, видео- и аудиокассеты, почтовые серверы, электронные библиотеки

Видео и голосовая обратная связь при ТВ-передаче лекций, видеоконференции через спутниковое ТВ или Internet, телеконференции через E-mail и on-line

Печатные материалы, компьютерные учебники, CD-ROM, электронные библиотеки, базы данных с on-line доступом, почтовые серверы

Обсуждение через E-mail и on-line, сдача экзаменов в ходе двунаправленных видеоконференций

Наиболее распространенной в мире является глобальная сеть компьютерных сетей Internet, которая включает сотни тысяч компьютеров и обеспечивает миллионы пользователей более, чем из 100 стран мира информационным сервисом. Internet включает компьютерные сети, взаимно увязанные протоколами связи TCP/IP и группой стандартов взаимосвязи открытых систем (OSI). Физической базой системы являются мультипротокольные технологии на магистральных каналах, связывающих опорные сегменты. Internet активно используется зарубежными университетами и высшими учебными заведениями в образовательных целях. Система создана и функционирует в результате полномасштабного сотрудничества многих частных, общественных, правительственных и промышленных (отраслевых и фирменных) компьютерных сетей, взаимодействующих таким образом, что постоянно поддерживается целостная коммуникационная инфраструктура.

В Российской Федерации действуют несколько общедоступных компьютерных сетей, предоставляющих возможность IP соединения с Internet, в том числе EUnet/Relcom, Glasnet, FREEnet, Runnet и др.

Основные информационные услуги, доступные конечным пользователям в метасети Internet, следующие:

· служба обьявлений и предложений;

· служба извещений и академических новостей;

· дистанционный доступ к библиотечным каталогам и файлам электронных библиотек;

· дистанционный доступ к файлам, в том числе открытый (анонимный) доступ;

· удаленный доступ к базам данных;

· доступ к распределенным базам знаний, экспертным системам;

· удаленный ввод заданий на компьютерную обработку;

· дистанционное использование вычислительных ресурсов;

· кооперирование работ по научной тематике, координация работ коллегиальных рабочих групп;

· совместные публикации соавторов из различных стран, электронные издания, электронный перевод;

· дистанционная регистрация участников и обслуживание международных конференций;

· совещания и телеконференции в диалоге, периодические электронные семинары, обмен мультимедиа информацией;

· обмен компьютеризированными университетскими программами, курсами лекций и обучающими системами по избранным направлениям.

Internet является эффективной, доступной и недорогой базой для развертывания системы ДО. При ее использовании открываются следующие основные возможности в области ДО.

1. Рассылка материалов для обучаемых по технологии ДО с использованием электронной почты, передача им компьютерных обучающих курсов.

2. Обратная связь обучаемых с преподавателем по электронной почте: передача вопросов, результатов тестирования, контрольных, курсовых и дипломных работ.

3. Проведение в диалоге обсуждения учебного материала, опроса обучаемых, экзаменов.

4. Доступ к информационным архивам и библиотечным системам учебных заведений мировой системы образования с возможностями получать практически неограниченную информацию по учебному и научному направлению.

5. Использование гипертекстовых обучающих курсов, доступных по сети.

ПРЕИМУЩЕСТВА ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Передовые технологии, являющиеся основой дистанционного образования, позволят:

· Сделать образование открытым и доступным для обучающихся независимо от места их проживания.

Дистанционные технологии позволяют сделать образование экстерриториальным. Граждане РФ, проживающие в отдаленных районах, а также иностранные граждане смогут получать образование в ведущих учебных центрах России, не покидая при этом место жительства, что исключает дополнительные затраты, связанные с дорогой и проживанием.

· Получать образование представителям различных слоев и групп населения, независимо от их социального положения и состояния здоровья.

Говоря об актуальности открытого образования с использованием дистанционных технологий обучения, нельзя не уделить должного внимания отдельным социальным группам, которые в силу тех или иных причин не могут получать образование по классической модели. Особо следует отметить такую социальную категорию, остро нуждающуюся в услугах дистанционного образования, как инвалиды. Проблема адаптации инвалидов в современном российском обществе очень актуальна. К сожалению, сегодня инвалид не может полностью реализовать свои способности. Специализированные образовательные учреждения позволяют получать инвалидам только общее и среднее профессиональное образование, высшее же образование в классической форме для многих закрыто из-за того, что вузы не приспособлены для работы с инвалидами, людьми с ограниченной подвижностью и проблемным здоровьем. Эту проблему призвано решить дистанционное образование, получение которого может производиться как в вышеупомянутых центрах, создающихся на базе специализированных учебных заведений, так и в домашних условиях с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. Здесь система дистанционного образования будет играть не только чисто образовательную, но, что очень важно, и адаптационную роль, что позволит инвалидам осознать себя полноценными членами общества. Кроме того, наряду с разработкой программ дистанционного образования для инвалидов, нужно создать условия для их последующего трудоустройства, для чего необходимо обратиться к западной практике, где система социальной поддержки и адаптации инвалидов функционирует гораздо эффективнее российской.

· Комбинировать различные специальности
Существенным недостатком действующей модели образования является излишняя дифференциация изучаемых предметов. Одной из задач открытого образования является комбинирование различных специальностей с целью научить обучающегося видеть единую картину мира. Интеграция различного рода информации и междисциплинарность придает процессу обучения целостность и личностную направленность.

· Придать учебным курсам и программам гибкость
Современные технологии дистанционного обучения обеспечивают возможность формирования содержания курсов исходя из индивидуальных потребностей учащихся. Этот фактор особо важен в современных жестких условиях спроса на рынке труда.

· Улучшить восприятие учебного материала
Использование передовых технологий дистанционного образования позволяет значительно улучшить восприятие учебного материала за счет использования:
— наглядных материалов, таких как цветные иллюстрации, схемы, фотографии, анимации, аудио- и видео-фрагменты;
— ссылок на электронные источники с дополнительной информацией по данной тематике;
— программных средств, позволяющих моделировать различные схемы, механизмы и процессы;
— модулей тестирования, дающих объективную оценку знаний, умений и навыков учащихся

· Повысить качество образования
Повышение качества процесса обучения происходит за счет использования передовых технологий в образовательном процессе. Процесс создания электронных и TV курсов предполагает участие экспертов в заданной области, опытных педагогов, технических консультантов, программистов, художников и т.д. Такой подход позволяет отобрать наиболее важный материал, изложить его в удобной для понимания и изучения форме, снабдить различными схемами, иллюстрациями, связать гиперссылками с внешними Интернет-ресурсами и поисковыми системами.

· Совмещать работу и обучение

Многие потенциальные потребители образовательных услуг вынуждены работать, что зачастую лишает их возможности продолжать обучение в высших учебных заведениях. Использование дистанционных технологий существенно экономит время, затрачиваемое на получение образования, и дает возможность обучения, переобучения или повышения квалификации без отрыва от основного вида деятельности, что особенно ценно в современном стремительно развивающемся обществе. Современный работник в среднем вынужден 4-6 раз в течение своей карьеры проходить переквалификацию. Дистанционные технологии получения образования оптимально подходят для решения этой проблемы.

· Сделать образование непрерывным
Использование современных технологий делает образовательный процесс непрерывным, расширяя таким образом круг потребителей образовательных услуг. Открытое образование дает всем желающим возможность совершенствовать знания умения и навыки на протяжении всей жизни. Обучающийся может самостоятельно выбирать учебный план и устанавливать график занятий

ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

При организации дистанционного обучения возможны разные методы работы учебных заведений.

Методы работы учебных заведений:

В настоящее время рассматривают четыре основные модели дистанционного обучения.

Модель 1. Обучение по типу экстерната

Система обучения предназначена для тех, кто не может учиться очно. Обучаемые получают задания, учебные материалы. Они работают с ними самостоятельно, а затем сдают экзамены и зачеты по основным дисциплинам.

Модель 2. Дистанционное обучение на базе одного университета с наличием в нем классического очного образования

Такая модель организации обучения характерна для многих ведущих университетов мира. Обладая очень сильным профессорско-преподавательским составом, традиционные университета обладают значительным потенциалом для разработки самых современных курсов ДО.

Обучение проходит в основном по кейс-технологии. Обучающиеся получают:

· печатные программы учебные и методические пособия;

· аудио и видеокассеты;

Следует отметить, что иногда внедрение новых технологий дистанционного обучения сопровождается сильным сопротивлением профессорско-преподавательского состава традиционных университетов, поскольку требуется радикальное изменение места преподавателя в учебном процессе, его функций и стиля работы, а следовательно необходима существенная переподготовка преподавателей.

Модель 3. Обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений

Каждое учебное заведение специализируется на организации определенных курсов. При этом программы обучения становятся более качественными и менее дорогостоящими. Обеспечивается признание сертификатов, выданных разными учебными заведениями. Сотрудничество может быть национальным или интернациональным.

Основу дистанционного обучения при данной модели могут составлять электронные учебники.

Модель 4. Обучение в специализированных образовательных учреждениях

Речь идет о центрах, которые занимаются только организацией курсов дистанционного обучения и не используют других форм организации учебной деятельности.

В основе обучения лежит самостоятельная работа обучаемых с учебными пособиями, специальной литературой, записями на аудио- и видеокассетах, компьютерными программами. Наряду с этими средствами обучения в учебном процессе широко используются компьютерные телеконференции. При проведении телеконференций основные затраты связаны с этапом ее проведения. За проведение телеконференций, в которых одновременно могут принимать участие сотни студентов, преподаватель-тьютор получает сумму во много раз большую, чем за проведение занятий «лицом к лицу».

Источник

Специфика и возможности дистанционного обучения

Сегодня дистанционное обучение (в дальнейшем ДО) интенсивно входит в образовательную сферу, что можно объяснить целым рядом преимуществ этой педагогической системы. Более того, некоторые специалисты считают такое обучение наиболее эффективной формой образования человека вне зависимости от его возраста 54, так как созданные на базе современных носителей информации средства обучения в комплексе с новыми технологическими решениями, а также современным методическим сопровождением, принципиально, позволяют самостоятельно освоить способы учебной деятельности, создают условия для самостоятельного освоения предметов учебного цикла.

Рассмотрим суть и специфику дистанционного обучения (ДО), отметив вначале, что под ним понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений.

В качестве характерных черт дистанционного обучения (ДО) выделяют следующее.

Гибкость. Учащиеся в системе дистанционного обучения (СДО), в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе, что представляет большое преимущество для тех, кто не может или не хочет изменять свой обычный уклад жизни. Для поступления учащемуся формально не требуется какого-либо образовательного ценза. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам.

Модульность. В основу программ ДО кладется модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым (например, для персонала отдельной фирмы) потребностям.

Экономическую эффективность. Средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что ДО обходится на 50% дешевле традиционных форм образования. Опыт отечественных негосударственных центров ДО показывает, что их затраты на подготовку специалиста, составляют примерно 60% от затрат на подготовку специалистов по дневной форме. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств, например, в выходные дни.

Новую роль преподавателя. На преподавателя возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Он управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучаемым в их профессиональном самоопределении. Асинхронное, как правило, взаимодействие обучаемых и преподавателя в СДО предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Методами асинхронного взаимодействия являются электронная голосовая почта или электронные компьютерные сети.

Специализированный контроль качества образования. В качестве форм контроля в ДО; используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы. Следует особо подчеркнуть, что решение-проблемы контроля качества ДО, его соответствия образовательным стандартам имеет принципиальное значение для успеха всей системы ДО. От успешности ее решения зависит академическое признание курсов ДО, возможность зачета их прохождения традиционными учебными заведениями. Поэтому для осуществления контроля в С ДО должна, быть создана единая система государственного тестирования.

Решение этого вопроса связано с определенными трудностями, так как множество, если не большинство, позиций действующих общегосударственных стандартов нельзя от диагностировать с помощью тестов. Не случайно в последнее время наметилась тенденция к пересмотру действующих стандартов, в том числе и с позиций возможности объективного тестового контроля заложенных в них требований.

Опору на современные средства передачи образовательной информации. Центральным звеном СДО являются средства телекоммуникации и их трансляционная основа. Они пользуются для обеспечения образовательных процессов:

— необходимыми учебными и учебно-методическими материалами;

— обратной связью между преподавателем и обучаемым:

— обменом управленческой информацией внутри системы ДО;

— выходом в международные информационные сети, а также подключением в С ДО зарубежных пользователей.

Важно отметить, что представление обучаемым информации осуществляется в виде:

— печатных материалов (учебно-методические комплекты литературы и заданий),

— электронных материалов (компьютерные, образовательные среды, базы данных, банки знаний, электронные учебники),

При этом носителями информации являются книги, гибкие магнитные, лазерные или жесткие диски, аудио- или видеокассеты. В качестве средств обучения в ДО выступают учебно-методические комплекты («кейсы»), компьютеры, телевизоры, телефоны, магнитофоны, видеомагнитофоны, специальная техника мультимедиа.

Дидактическую составляющую ДО должны обеспечивать такие разработки педагогов и психологов, как, например:

— технология индивидуализированного обучения (Инге Унт);

— адаптивная система обучения (А.С. Границкая);

— обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана (В.Д. Шадриков).

Программированное обучение (E.JI. Белкин, В.П. Беспалько и др.).

Кратко покажем суть наиболее значимых для дистанционного обучения педагогических технологий и идей.

Технология индивидуализации обучения.

— Индивидуализация есть стратегия процесса обучения.

— Индивидуализация является необходимым фактором формирования индивидуальности.

— Использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам.

— Интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности.

— Учение в индивидуальном темпе, стиле.

— Предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей школьников, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения, обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы.

— Индивидуальная работа требует адекватного уровня развития обще учебных умений и навыков.

Идеи индивидуализации обучения:

— Гипотеза Инге Унт: в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома.

— Гипотеза А.С. Границкой: в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60-80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками.

— Гипотеза В.Д. Шадрикова: развитие способностей эффективно, если давать ребенку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен.

Особенности содержания и методики.

Инге Унт: индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, руководства к индивидуализированной самостоятельной работе. Приспособление к имеющейся учебной литературе.

А. Д. Шадриков: учебный план, программы и методические пособия для шести уровней, которые позволяют вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика. Выбирая посильный уровень сложности по каждому предмету, ученики оказываются в классах с переменным составом и, не теряя в объеме и содержании предмета, вместе движутся в освоении учебной программы. Причем выбор уровня сложности достаточно подвижений делается не «навсегда», как в классах выравнивания, например, а в соответствии с сегодняшним наличным состоянием способностей учащегося.

Шесть уровней сложности позволяют охватить практически всех детей, не выкидывать на улицу неуспевающих, организовать учебный процесс, посильный для всех, адаптированный к способностям ученика, к развитию их.

Концепция программированного обучения.

— Под программированным обучением понимается управляемое усвоение учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.). Учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности.

Принципы программированного обучения.

Первым принципом программированного обучения является определенная иерархия управляющих устройств.

Термин «иерархия» означает ступенчатую соподчиненность частей в каком-то целостном организме (или системе) при относительной самостоятельности этих частей.

Третий принцип программированного обучения состоит в осуществлении пошагового технологического процесса при раскрытии и подаче учебного материала. Выполнение этого требования позволяет достичь общепонятности обучающей программы.

Четвертый принцип программированного обучения исходит из того, что работа учащихся по программе является строго индивидуальной. Возникает естественное требование вести направленный информационный процесс и предоставлять каждому учащемуся возможность продвигаться в учении со скоростью, которая для его познавательных сил наиболее благоприятна, а в соответствии с этим появляется возможность приспосабливать и подачу управляющей информации. Следование принципу индивидуального темпа и управления в обучении создает условия для успешного изучения материала всеми учащимися, хотя и за разное время.

Пятый принцип требует использования специальных технических средств для подачи учебных материалов при изучении ряда дисциплин, связанных с развитием определенных черт и качеств личности.

Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, позволяющей ученикам выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Следующие последовательные блоки такой обучающей программы должны обеспечивать гарантированное усвоение определенного темой материала:

— тестово-информационный (проверка усвоенного);

— проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний;

— блок проверки и коррекции.

При блочном обучении изучение каждой следующей темы повторяет вышеприведенную последовательность.

Проект модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.

Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:

— точно сформулированная учебная цель (целевая программа);

— банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ;

— методическое руководство по достижению целей;

— практические занятия по формированию необходимых умений;

— контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

Общая система необходимых знаний и качеств личности учитывается в иерархии модулей.

Объединение идеи модулей с проектом проблемного обучения дает гибкую технологию проблемно-модульного обучения; она разрабатывается в основном для высшей школы, но может быть применена и в средней.

Реализуя в той или иной степени, показанные выше педагогические технологии и идеи на базе использования специальных технических устройств, дистанционное обучение является разновидностью новых информационных (компьютерных) технологий.

Как известно, любая компьютерная технология основывается на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими и методическими программными средствами, записанными в память компьютера и реализуемыми с помощью телекоммуникационной сети. Главной особенностью фактологической стороны педагогической программы является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа (гипермедиа), микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные системы. Это обеспечивается наличием базы знаний и базы данных.

Базы знаний представляют собой информационные системы, содержащие замкнутый, не подлежащий дополнению объем информации по данной теме, структурированной таким образом, что каждый ее элемент содержит ссылки на другие логически связанные с ним элементы из их общего набора. Ссылки на элементы, не содержащиеся в данной базе знаний, не допускаются. Такая организация информации в базе знаний позволяет учащемуся изучать ее в той логике, которая ему наиболее предпочтительна в данный момент.

Привычным библиографическим аналогом базы знаний являются энциклопедии и словари, где в статьях содержатся ссылки на другие статьи этого же издания. Программные продукты, реализующие базы знаний, относятся к классу HIPERMEDIA (сверх среда), поскольку они позволяют пользователю не только осуществлять свободный выбор логики ознакомления с информацией, но дают ему возможность сочетать тексто-графическую информацию со звуком, видео- и кинофрагментами, мультипликацией. Компьютерная техника, способная работать в таком режиме, объединяется интегральным термином MULTIMEDIA (многовариантная среда).

Иерархическая база данных в качестве классификационной основы использует каталоги и рубрикаторы, т.е. информационно-поисковые языки иерархического типа.

В реляционной базе данных каждой единице информации присваиваются определенные атрибуты (автор, ключевые слова, регион, класс информации, дескриптор тезауруса и т.п.) и ее поиск производится по какому-либо из них или по любой их комбинации.

В практике создания баз данных, содержащих тексто-графическую информацию, ее систематизация чаще всего осуществляется гибридно.

Следует сказать в этой связи, что базы знаний и данных обеспечивают компьютерным технологиям возможность дистанционному обучению осуществляться в одном из трех вариантов:

— как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для решения отдельных дидактических задач);

— как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей;

— как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики и мониторинг опираются на применение компьютера).

Однако при всем этом, нужно заметить, что сегодня, говоря о дистанционном обучении и решая проблемы его внедрения в практику, значительное внимание уделяют, в основном аспектам информационного обмена как основы опережающего образования, ориентированного на существование человека в информационном обществе.

Этот наш тезис хорошо подтверждается рядом положений концепции развития СДО в России.

При этом в качестве важнейших задач СДО обозначены:

— повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его предпринимательской и социальной активности, уровня самосознания, расширение кругозора;

— сохранение и приумножение знаний, кадрового и материального потенциалов, накопленных отечественной школой;

— развитие единого образовательного пространства в рамках России, СНГ, всего мирового сообщества, подразумевающее обеспечение возможности получения нострифицированного образования в любой точке образовательного пространства.

Можно понять значение выделенных в концепции развития СДО задач и приоритетов. СДО действительна актуальна, так как способна наиболее адекватно и гибко реагировать на образовательные потребности общества и обеспечивать реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны.

Именно поэтому в концепции ставится задача полного развертывания системы дистанционного обучения.

По замыслу российская СДО должна располагать возможностями для обучения до 1,5 млн. человек в год по направлениям и специальностям основного высшего образования и до 2 млн. человек в год по направлениям дополнительного образования (включая повышение квалификации и переподготовку кадров) и просвещения. При этом развитие СДО должно быть ориентировано на такие социальные группы, как:

— молодежь, не имеющая возможности получить высококачественные образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы, необходимости совмещения учебы с работой, географической удаленности от вузовских центров и других аналогичных факторов;

— офицеры сокращающихся Вооруженных Сил и члены их семей;

— лица, проходящие действительную срочную службу в Вооруженных Силах России;

— офицеры и солдаты срочной службы МВД и погранвойск;

— высвобождающиеся специалисты конверсионных предприятий ВПК;

— уволенные и сокращенные гражданские лица, зарегистрированные в федеральной службе занятости;

— руководители региональных органов власти и управления;

— лица всех возрастов, проживающие в удаленных малоосвоенных регионах страны;

— работающие, уже имеющие образование и желающие приобрести новые знания;

— студенты, намеренные получить второе параллельное образование;

— лица, желающие получить второе дополнительное образование;

— лица, специфика работы которых (например, вахтовики) не позволяет учиться в ритме действующих образовательных технологий;

— лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарах;

— менеджеры различного уровня, работающие на предприятиях всех форм собственности;

— преподаватели различных образовательных учреждений, включая вузы.

Реализация выделенных задач и приоритетов уже вполне возможна. Ее необходимость объективно диктуется рядом таких процессов, идущих в обществе, как:

— продолжение экономических реформ, выдвигающих новые требования к образованию;

— формирование новых потребностей населения в современном содержании и технологиях образования;

— политические изменения, способствующие росту международных связей, в том числе в области образования;

— появление и быстрое развитие качественно новых технических средств обмена информацией между участниками образовательного процесса;

— рост международной интеграции в образовании при усилении конкуренции на мировых рынках образовательных услуг.

Вместе с тем, реализация выделенных задач и приоритетов должна осуществляться и с учетом таких принципиальных требований, как:

— безусловное обеспечение высоких стандартов и качества образования за счет реализации комплексных образовательных программ, основанных на лучших традициях отечественного образования, международном опыте, а также на использовании передовых психолого-педагогических, информационных, коммуникационных и других технологий;

— организация образования на основе тесного и непрерывного взаимодействия образования, науки и производства и использование преимуществ, создаваемых такой организацией;

— конкретная адресность курсов и программ ДО в зависимости от социальных и образовательных задач и специфики контингента обучаемых;

— обеспечение полноценной оперативной (педагогической) и отсроченной (образовательной и социально-психологической) обратной связи с потребителями услуг СДО для определения ее действенности в различных регионах и эффективности дистанционного обучения различных категорий пользователей;

— преимущественная ориентация государственных заказов для СДО на отечественных производителей технических средств с целью расширения занятости в российской экономике.

Естественно, осуществление, в частности, перспективных психолого-педагогических технологий обучения невозможно без реализации действенного управления учебно-познавательной деятельностью. Однако наш анализ литературы и опыта внедрения в практику ДО показал, что при разработке программного обеспечения этой педагогической системы недостаточно ориентироваться на результаты психолого-педагогических исследований, которые уже позволяют построить учебный процесс с высокой управляемостью познавательной деятельностью учащихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *