что относится к продуктивным методам обучения по классификации в а оганесяна
Каталог статей
Какие же методологические основания положены в основу ФГОСа нового поколения?
Прежде, чем ответить на поставленный вопрос, обратимся к понятию о методе в педагогической деятельности. Традиционно метод обучения определяют как способ взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленной на реализацию целей обучения, или как систему целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и практическую деятельность обучаемых и обеспечивающих решение задач обучения [4]
Подбор методов обучения определяется ответом на вопрос: какой образовательный продукт будет создан учеником? Этот продукт должен относиться к изучаемой теме, быть поселен и интересен ученикам, соотнесен с их индивидуальными возможностями, способностями, интересами. В современной педагогике существует несколько систем классификации методов обучения. Рассмотрим классификацию методов обучения, предложенной В.А.Оганесяном в 1980 году и которая послужила основанием для создания ФГОСа:
• объяснительно-иллюстративный метод (репродуктивный);
Основу классификации составили следующие категории:
• постановка задачи, условие задачи, начальные условия;
• пути решения задачи, способы решения, алгоритмы решения;
• конечный результат (планируемый результат).
Если ученик знает от учителя, из какого знания надо исходить, через какие промежуточные этапы надо пройти, чтобы достичь цели, и к какому результату надо стремиться, то его функция в обучении сводиться к тому, чтобы запомнить все это и в должный момент воспроизвести. Таким образом, можно говорить о репродуктивном или объяснительно-иллюстративном методе.
Если ученик знает начальные условия и способы решения, но от него «закрыт» конечный результат, то имеем алгоритмическое обучение. Действительно, ученик знает, из чего исходить и что и как делать. Главным в данном методе является совокупность информации и предписания по работе с ней. Пусть теперь открыты и начальные условия и конечный результат, но способ решения ученику не сообщается. Тогда приходиться пробовать разные пути, пользуясь множеством эвристик. Перед нами традиционная схема эвристического проблемного поиска. Перед учеником возникает противоречие между необходимостью связать «имеющееся и необходимое». И, наконец, если перед учеником встает необходимость связать «имеющееся и возможное», но при этом содержание «возможного» ученик должен определить сам (например, сгенерировать идею, выдвинуть гипотезу, предложить вариант и т.п.), то перед нами исследовательский метод обучения. В рамках данного метода из предложенной цепочки убираются и алгоритм решения, и конечный результат (понятие «конечный результат» интегрируется в понятие «планируемый результат»). [5]
Главным системообразующим фактором в данной классификации является не столько компонент получения знаний, сколько компонент приобретения способов деятельности. Видно, что при движении от метода к методу меняется позиция ученика: от объекта научения, получателя готовой учебной информации до активного субъекта учения, самостоятельно «добывающего» необходимую информацию и даже конструирующего необходимые для этого способы действий. Меняется и позиция учителя: из транслятора содержания обучения он превращается в организатора информационных коммуникаций и эксперта, функции которого состоят в грамотной постановке задач, организации процесса их решения и экспертизе полученных учениками решений на предмет соответствия планировавшимся результатам.
Следует отметить, что не стоит идеализировать какой-либо один метод обучения, противопоставлять его хорошо зарекомендовавщим себя, традиционным методам. Каждый метод должен использоваться для конкретных задач урока, поэтому необходимо заботиться о комплексном сочетании различных методов.
Рассмотрим более подробно содержание каждого из названных методов по следующему плану:
При этом правила формулируются, исходя из инвариантной структуры основных задач обучения:
формирование новых знаний и способов действий,
2) побуждение учащихся к активной деятельности,
3) управление процессом учения,
4) оценивание процесса и результатов.
Такая классификация способствует осознанному усвоению теории методов; позволяет обоснованно выбрать метод и сознательно его применить в нужном месте и в нужный момент.
Объяснительно-иллюстративный метод (репродуктивный)
Признаки: наличие вербального изложения учителем учебного материала, описательное объяснение фактов; учитель показывает логику решения научной проблемы ученым или решение нравственной проблемы писателем, образец доказательства, рассуждений, путь поиска истины, способы решения и т.п. Доминирует исполнительская деятельность учащихся: наблюдение, слушание, запоминание.
Основные функции: передача учащимся готовых выводов науки в виде фактов, законов, принципов, правил и положений; совершенствование репродуктивного мышления; формирование у учащихся понятия о логике и способах решения научной или практической проблемы.
1) сообщить учащимся учебный материал, дать его описание или объяснение для запоминания или применения в упражнениях, объяснить сущность основных понятий;
2) выбрать и применить приемы побуждающего воздействия;
3) показать образцы, примеры;
4) контроль и оценку знаний и умений проводить по качеству воспроизведения усвоенного материала.
Применение: Основным методом в данном режиме работы для учителя является монологический метод. Монологический метод применяется в форме рассказа, лекции с использованием таких приемов, как описание фактов, демонстрация явлений, напоминание, указание и др. При этом деятельность учащихся имеет копирующий характер: наблюдать, слушать, запоминать, работать с таблицами, приборами, и пр. На первый взгляд кажется, что работать в рамках объяснительно- иллюстративного метода довольно просто: рассказал, показал, прочитал, объяснил, повторил. Однако каждому учителю известно, как это трудно сделать. Трудно удержать активное внимание учащихся на учебном материале, поддержать их интерес к нередко неинтересным для них явлениям и фактам. В рамках данного метода предполагается в общем-то пассивная деятельность учащихся: они должны слушать, наблюдать, выполнять и т.д. Должны. Но не всегда они это осознают и потому могут и не слушать, и не наблюдать, и не выполнять. Поэтому необходимо обращать особое внимание на приемы, усиливающие побуждения к учению. Во всех случаях следует прежде всего подготовить учащихся к предстоящей деятельности, направить их мысль на восприятие цели деятельности, сконцентрировать внимание на учебной ситуации. То есть необходимо реализовать все возможности мотивационного обеспечения учебного процесса. Активизировать деятельность учащихся помогут такие приемы, как: постановка проблемных вопросов, которые вызывают удивление, создают познавательное затруднение, вызывают эмоциональное отношение; демонстрации, подтверждающие или опровергающие выдвинутые предположения, что позволяет удерживать внимание учащихся на изучаемых понятиях и т. п.
Алгоритмический метод (репродуктивный)
Основные признаки: устное инструктирование учащихся; показ действий и алгоритма (совокупности правил и предписаний) выполнения; наличие деятельности по образцу и алгоритму; возможны ситуации, когда алгоритмы разрабатывают сами учащиеся.
Основные функции: формирование у учащихся умений работать по определенным правилам и предписаниям; организация лабораторных и практических работ по инструкциям; формирование умения самостоятельно составлять новые алгоритмы деятельности.
учащихся подробно инструктируют о том, как выполнить задание;
2) учащимся показывается образец практического выполнения задания;
3) при выполнении задания учащиеся пользуются предложенным учителем алгоритмом (или разрабатывают его сами);
4) контроль и оценка осуществляется в ходе и по результатам деятельности.
Применяя алгоритмический метод обучения, преподаватель имеет возможность показать учащимся готовые образцы действий, он дает предписания, учит их алгоритмам действий, учит самостоятельно составлять их, формирует умения и навыки практической исполнительской деятельности (самостоятельное ее планирование, коррекция, контроль, разработка алгоритмов). На основе этого метода формируются индивидуальные способности усвоения новых знаний и овладения умениями.
Реализуется данный метод в форме заданий, выполняемых по алгоритму или поиску нового алгоритма. В основе алгоритмического метода лежит передача порядка действий в форме инструктажа о целях, задачах, способах выполнения предстоящего задания (зачем, что и как делать). В зависимости от уровня развития учащихся инструктаж может быть кратким, обобщенным или подробным, детальным, может проводиться в вопросно-ответной форме или с применением письменных предписаний, карточек, технических средств обучения.
Проблемно-эвристический метод (продуктивный)
Этот метод очень динамичен. Основные признаки: организация педагогом изучения учебного материала в форме эвристической беседы; постановка проблемных вопросов; решение познавательных задач; учебные проблемы ставятся и решаются учащимися с помощью учителя.
Основные функции: самостоятельное усвоение знаний и способов действий; развитие творческого мышления (перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в традиционной ситуации; видение новых признаков изучаемого объекта; преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых); развитие мыслительных навыков, формирование познавательных умений; обучение приемам активного познавательного общения; развитие мотивации учения, мотивации достижения.
2) необходимо привлекать учащихся в формулировке проблемы, выдвижению предположений, обоснованию гипотез и их доказательству;
3) ход эвристической беседы заранее планируется педагогом; в ходе занятия учитель преднамеренно создает проблемные ситуации, как правило, заранее предполагая возможные ответы учащихся;
4)оценка ставится в основном за умение применять ранее полученные знания, за умение выдвигать и обосновывать гипотезы, за овладение способами деятельности.
Применяется эвристический метод в формах беседы, обсуждения, дискуссии на уроках изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний. В беседе преподаватель привлекает учащихся к ответам на такие вопросы, которые обращены к имеющимся у них знаниям и умениям. При постановке вопросов, требующих для ответа новой информации, новых знаний, новых подходов, преподаватель организует изучение учащимися учебного пособия, видеофильма и пр. Эвристический метод применяется для совершенствования ранее усвоенных знаний с целью обобщения полученных ранее впечатлений, стимулирования многоаспектного осмысления явлений. В большой степени применение этого метода зависит от уровня обученности и развития учащихся, особенно от сформированности их познавательных умений.
Проектно-исследовательский метод (продуктивный)
Основные признаки: преподаватель организует самостоятельную работу учащихся по изучению нового знания, предлагая им задания проблемного характера и разрабатывая совместно с ними цель, содержание и алгоритм работы. Проблемные ситуации, как правило, возникают в ходе выполнения учащимися заданий, имеющих не только теоретический, но и практический (инструментальный) характер (поиск дополнительных фактов, сведений, систематизация и анализ информации и т. д.)
Основные функции: формирование продуктивного творческого мышления и других составляющих интеллектуальной сферы, самостоятельное усвоение учащимися новых знаний и способов действий, стимулирование появления у учащихся новых способов действий, которым их заранее не обучали; формирование мотивационной, эмоциональной, волевой сфер.
1) учитель, исходя из возможности и целесообразности проблемного обучения, дает учащимся самостоятельную работу по решению учебной проблемы;
2) созданием проблемной ситуации учитель побуждает учащихся к учебной деятельности поискового характера, поиску решений и их обоснованию;
3) управление деятельностью происходит в зависимости от разработанных совместно с учащимися этапов и содержания исследовательской деятельности;
4) контроль и оценка проводятся по рациональному способу решения познавательных заданий, по умению ставить и решать учебные проблемы, излагать результаты и обосновывать свои выводы.
Исследовательский метод (как более сложный) применяется реже эвристического на доступном учащимся материале, изучение которого чаще связано с выполнением практических или теоретических работ поискового характера. Этот метод применяется чаще всего при решении в течение нескольких уроков тематических (возможно межпредметных, интегративных) учебных проблем, при решении целостной проблемы творческими группами учащихся. Учащиеся выполняют самостоятельные работы поискового типа: анализируют проблемные ситуации, ставят проблемы и решают их, находят новые знания и способы действий. Подводя итоги, следует отметить, что первые два метода (объяснительно-иллюстративный и алгоритмический) практически не содержат проблемных заданий, и для активизации познавательной активности учащихся могут содержать проблемные ситуации, которые, как правило, задает и разрешает сам педагог. А вот эвристический и исследовательский методы ориентированы на использование принципов проблемного обучения с ориентацией на самостоятельную деятельность учащихся.
Литература
1.Колин К.К. Социальная информатика как наука и общеобразовательная дисциплина, Открытое образование. 2003. №3. С. 179.
2. Хуторской А.В. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения, Российская Академия образования Москва 2006 С. 292
3. Хуторская Л.Н., Информационная педагогика, Интернет-журнал «ЭЙДОС» (лауреат Всероссийского конкурса «ИТ-образование в РУНЕТЕ»), 2005 С.12
4. Л.М.Фридман, Психопедагогика общего образования, Москва, Институт практической психологии 1997 С. 287
5. В.В. Гузеев, Методы обучения и организационные формы уроков, Москва, 1999 С. 97
6. Рубинштейн С.Л., Психологическая наука и дело воспитания, Москва, 1976 С.192
7. Божович Л.И., Воспитание и целенаправленное формирование личности, Москва, 1974 С. 174
8. Выгодский Л.С., История развития высших психических функций, Москва, 1983, Собр.соч — Т.3
9. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного обучения.- М.: Издательство МГУ, 2003 С. 416
10. Платон Собрание сочинений в 4 т.: т.2.- М.: Мысль, 1993 С. 202
11. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.- 2-е издание.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000, С. 126
12. Немов Р.С., Общие основы психологии, книга 1, Москва, Владос, 2003 С. 686
13. Шевандрин Н.И., Социальная психология в образовании, Москва, Владос, 1995 С.543
14. Андреева Г.М. «Социальная психология», Москва, «Аспект Пресс», 1996 С.375
Презентация на методическую тему » Классификация методов Ф Г О С по В. А. Оганесяну»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Система методов проблемно-развивающего обучения как методологическое основание ФГОС Классификация методов по В.А. Оганесяну: Объяснительно-иллюстративный(репродуктивный) алгоритмический; проблемно-эвристический; проектно-исследовательский;
Основу классификации составили следующие категории: постановка задачи, условие задачи, начальные условия; пути решения задачи, способы решения, алгоритмы решения; конечный результат (планируемый результат).
Алгоритмический метод(репродуктивный) Основные признаки:устное инструктирование учащихся;показ действий и алгоритма; наличие деятельности по алгоритму; возможны ситуации, когда алгоритмы разрабатывают сами учащиеся.
Основные функции алгоритмического метода: Формирование у учащихся умений работать по определённым правилам и предписаниям; организация лабораторных и практических работ по инструкциям ; формирование умения самостоятельно составлять новые алгоритмы деятельности.
Проблемно- эвристический метод ( репродуктивный) Организация изучения учебного материала в форме эвристической беседы; постановка проблемных вопросов; решение познавательных задач; учебные проблемы ставятся и решаются учащимися с помощью учителя.
Основные функции проблемно-эвристического метода: самостоятельное усвоение знаний и способов действий; развитие творческого мышления( перенос знаний и умений в новую ситуацию); видение новой проблемы в традиционной ситуации; развитие мыслительных навыков, формирование познавательных умений; развитие мотивации учения, мотивации достижения.
Основные функции проектно-исследовательского метода: формирование формирование продуктивного творческого мышления и других составляющих интеллектуальной сферы, самостоятельное усвоение учащимися новых знаний и способов действий, стимулирование появления у учащихся новых способов действий, которым их заранее не обучали ; формирование мотивационной, эмоциональной, волевой сфер.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-111959
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Контрольная «Методы проблемно-развивающего обучения в условиях реализации фгос»,
Повышение квалификации учителя, педагогика
Повышение квалификации учителя, педагогика
Методы проблемно-развивающего обучения в условиях реализации фгос
Повышение квалификации учителя, педагогика
Вопрос 1. Выберите один правильный ответ. Какой из указанных методов является репродуктивным? 1. Алгоритмический. 2. Проблемно-эвристический. 3. Проектно-исследовательский. Ответ №1 Вопрос 2. Выберите один правильный ответ. Какая из категорий не послужила основанием для системы методов обучения В.А. Оганесяна? 1. Конечный результат (планируемый результат). 2. Формы организации учебной деятельности. 3. Постановка задачи, условие задачи. Ответ №2 Вопрос 3. Выберите один правильный ответ. Какая из функций не может быть отнесена к алгоритмическому методу обучения? 1. Передача учащимся готовых выводов науки в виде фактов, законов, принципов, правил и положений. 2. Формирование у учащихся умений работать по определенным правилам и предписаниям. 3. Организация лабораторных и практических работ по инструкциям. Ответ №3 Вопрос 4. Выберите один правильный ответ. Какая из функций не может быть отнесена к проблемно-эвристическому методу обучения? 1. Развитие творческого мышления (перенос знаний и умений в новую ситуацию). 2. Самостоятельное усвоение знаний и способов действий. 3. Формирование у учащихся умений работать по определенным правилам и предписаниям. Ответ №4 Вопрос 5. Выберите один правильный ответ. Какая из функций не может быть отнесена к проектно-исследовательскому методу обучения? 1. Развитие способностей самостоятельного усвоения учащимися новых знаний и способов действий. 2. Формирование умения выполнения заданий по инструкциям 3. Формирование продуктивного творческого мышления. Ответ №5 Вопрос 6. Выберите один правильный ответ. Какой из аспектов не является основополагающим для эвристической деятельности? 1. Выдвижение гипотез по результатам анализа, осмысления проблемного вопрос. 2. Совместная, групповая деятельность по поиску решения, ответа. 3. Наличие проблемного вопроса. Проблемной ситуации. 4. Использование математических, статистических методов анализа решения. Ответ №6 Вопрос 7. Выберите один правильный ответ. Какой из признаков нельзя отнести к признакам эвристической деятельности? 1. Доминирование репродуктивных приемов деятельности. 2. Появление в результате ее осуществления субъективно-нового способа деятельности. 3. Субъективная новизна и оригинальность продукта деятельности. 4. Наличие проблемной ситуации. Ответ №7 Вопрос 8. Выберите один правильный ответ. Какой из указанных ниже признаков принципиально отличает эвристическую технологию от проблемной технологии или кейс-технологии? 1. Проблемный вопрос создается на основе противоречивости выводов ученых из различных научных направлений. 2. Проблемный вопрос создается на основе противоречивости между внутренней и внешней мотивацией к изучению проблемы. 3. Проблемный вопрос создается на основе противоречивости фактов, данных. Ответ №8 Вопрос 9. Выберите один правильный ответ. Каким из указанных ниже требованиям не должен удовлетворять кейс? 1. Быть актуальным на сегодняшний день, ориентированным на ситуации из реальной жизни. 2. Быть ориентированным на коллективную выработку решений. 3. Иметь несколько решений, многоальтернативность решений (принципиальное отсутствие единственного решения). 4. Иметь уровень трудности более высокий, чем реальные возможности обучающихся. Ответ №9 Вопрос 10. Выберите один правильный ответ. Какой из указанных ниже признаков является главной отличительной особенностью кейс-метода? 1. Создание проблемной ситуации на основе современных научных исследований. 2. Создание проблемной ситуации на основе исторических сюжетов. 3. Создание проблемной ситуации на основе фактов, ситуаций из реальной жизни. Ответ №10
Закажите подобную или любую другую работу недорого
Сообщение «Методы продуктивного обучения».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Методы продуктивного обучения».
Метод – это способ, путь достижения цели. От выбора применяемых методов во многом зависит успех всего образовательного процесса. Этим вызвано особое внимание к методам обучения.
Метод является частью вида деятельности ученика или учителя, единицей производимого действия. Выбор методов обучения определяется: смысловыми целями образования, особенностями учебного курса, целью конкретного урока, возможностями учащихся, наличием времени и средств обучения, предпочтениями учителя и особенностями используемой им дидактической системы.
Классификация методов обучения
Роль и место методов в обучении определяется их видами и функциями. Поэтому ключевой дидактической проблемой является классификация методов обучения. Однако, единой классификации методов обучения не существует. Но рассмотрение разных подходов к разделению их на группы позволяет систематизировать методы в качестве дидактического инструментария.
Методы обучения по «характеру познавательной деятельности»
Сначала сравним репродуктивный и продуктивный варианты учебной деятельности.
Существуют два варианта (направления) учебной деятельности — репродуктивный (воспроизводящий) и продуктивный (творческий).
Схема репродуктивного метода обучения
Чисто репродуктивное обучение с его основным педагогическим лозунгом “Делай, как я!”, как и большинство репродуктивных методов, практически вымирает.
Методы обучения по «характеру познавательной деятельности»
ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ
интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;
повторное, более краткое предъявление учащимся готового знания;
подробное резюмирование учителем каждого отдельного законченного этапа изложения;
сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;
демонстрация учащимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;
предъявление учащимся готового плана в ходе изложения;
предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;
инструктаж учащихся (по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т.п. );
намек-подсказка, содержащая готовую информацию.
«Объяснительно-иллюстративный» метод предполагает, что педагог сообщает готовую информацию разными средствами. Но этот метод не позволяет сформировать умения и навыки практической деятельности. Лишь другой метод этой группы — «репродуктивный» позволяет сделать следующий шаг. Он дает возможность сформировать умения и навыки путем упражнений. Действуя по предложенному образцу, учащиеся приобретают умения и навыки использования знаний.
2) РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
Характеризуясь меньшей продуктивностью, репродуктивное мышление тем не менее играет важную роль и в познавательной, и в практической деятельности человека. На основе этого вида мышления осуществляется решение задач знакомой субъекту структуры. Под влиянием восприятия и анализа условий задачи, ее данных, искомого, функциональных связей между ними актуализируются ранее сформированные системы связей, обеспечивающие правильное, логически обоснованное решение такой задачи.
Репродуктивное мышление имеет большое значение в учебной деятельности школьников. Оно обеспечивает понимание нового материала при его изложении преподавателем или в учебнике, применение знаний на практике, если при этом не требуется их существенного преобразования и т. д. Возможности репродуктивного мышления прежде всего определяются наличием у человека исходного минимума знаний
ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ РЕПРОДУКТИВНОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ
задание учащимся на индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения задач;
задание учащимся на проговаривание “про себя” используемых правил,
задание на составление кратких пояснений к ходу выполнения задания;
задание учащимся на воспроизведение наизусть (правила, закона и т.д.);
задание учащимся на заполнение схем, таблиц вслед за учителем;
организация усвоения учащимися стандартных способов действия с помощью ситуации выбора;
задание учащимся на описание какого-либо объекта по образцу;
задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.д.;
наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.
Перехожу к продуктивным методам обучения.
Под продуктивностью учебной деятельности понимается такой педагогический процесс, который способствует развитию личности в коллективе и развитию самого коллектива посредством продуктивно-ориентировочной деятельности в реальной жизненной ситуации и происходящей в составе группы учащихся при поддержке педагога.
Специалисты (Амонашвили Ш.А., Ксензова Г.Ю., Липкина А.Н. и др.) утверждают, что продукт учебной деятельности – это внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, целостном и смысловом планах. От его структурированной организации, системности, глубины, прочности, систематичности во многом зависит дальнейшая деятельность человека, в частности, успешность учебной и профессиональной деятельности, общения. Главным продуктом учебной деятельности в собственном смысле слова является формирование у учащегося теоретического мышления и сознания.
Теперь перейдем к продуктивным методам
1) Когнитивные методы, или методы учебного познания окружающего мира. Это, прежде всего, методы исследований в различных науках – методы сравнения, анализа, синтеза, классификации. Цель использования – познание объекта
2) Креативные методы обеспечивают ученикам возможность создания личных образовательных продуктов , позволяющие учащимся создавать собственную образовательную продукцию. При этом познание происходит «по ходу» собственно творческой деятельности. Метод придумывания реализуется при помощи замещения качеств одного объекта качествами другого. Метод образной картины предлагает воспринимать и понимать изучаемый объект целостно. Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение объекта познания или его части. Метод агглютинации предлагает соединить несоединимые в реальности качества. Метод мозгового штурма. Метод морфологического ящика предполагает нахождение новых и оригинальных идей путём составления различных комбинаций известных.
3) Оргдеятельностные методы, т.е. методы учителей, учеников, управленцев образования. Методы учителя и учащихся – учебное целеполагание, планирование, метод рецензий, самоконтроль, рефлексия и др. Административные методы связаны с созданием и развитием образовательного процесса как в масштабе учебного курса, так и всей школы. Методы ученического целеполагания предполагают выбор учениками целей из предложенного учителем набора. Методы ученического планирования предполагают планирование учащимися своей образовательной деятельности. Метод нормотворчества предполагает разработку учениками норм индивидуальной и коллективной деятельности. Метод самоорганизации обучения предполагает работу с реальными объектами, изготовление моделей. Метод взаимообучения. Метод рецензий предполагает проведение учащимися рецензирования образовательного продукта товарища.
Более подробно разберём креативные (продуктивные, творческие) методы.
Как синонимы к понятию «продуктивное мышление» употребляют термины: творческое мышление, самостоятельное, эвристическое, креативное. Или у наших детей можно развивать элементы творческого мышления, мы не можем остановиться на их развитии. Уже доказано, если детей развивать, они переходят на более высокую степень мышления.
Синонимами к репродуктивному мышлению служат термины: словесно-логическое, рассудочное.
Конечно, нам легче работать так. Не надо готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их обычные заданий, которые даются всему классу. Способ индивидуализации ставит детей в неравные условия и делит их на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Американский ученый Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными.
Важную роль при развитии творческого, креативного мышления играют вопросы учителя. Например: Какими средствами автору удалось с такой выразительностью описать красоту природы? На уроках чтения необходимо как можно чаще давать учащимся возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время чтения, говорить о собственном настроении; уметь оценивать поступки героев произведения, отношения автора к описываемым событиям.
Для развития творческого мышления можно использовать на уроках русского языка и чтения самые разнообразные методы. Например: подобрать слова сходные или противоположные по смыслу; продолжить рассказ; составить памятку; придумать сказку, слова, словосочетания; составить предложения со словами, из данных слов, по картинке, по схеме, со словосочетанием; распространить предложение; составить рассказ по вопросам, по содержанию текста, по картинкам, на основе собственных впечатлений; нарисовать словесную картинку к рассказу; озаглавить рассказ, части рассказа; стихотворения и т.д
Наибольший эффект при проблемном обучении дают задачи, предполагающие открытие новых для учащихся причинно-следственных связей, закономерностей, общих признаков решения целого класса задач, в основе которых лежат еще не известные субъекту отношения между определенными компонентами исследуемых конкретных ситуаций.
Выбор задачи-проблемы зависит и от наличия у школьников исходного минимума знаний (включая и их операторную сторону) или возможности за относительно короткий срок до постановки проблемы ознакомить учащихся с необходимыми для самостоятельного решения сведениями. Вместе с тем надо помнить, что эти знания должны служить опорой для поисков пути решения, а не « наводить», не подсказывать этот путь, иначе задача перестанет быть проблемной.
Возникнет ли в условиях обучения у того или иного учащегося проблемная ситуация, обратиться ли он для ее решения к наиболее эффективному приему продуктивного мышления — « анализ через синтез» или же к механической манипуляции данными — зависит не только от объективных факторов, но и от факторов субъективных, и прежде всего — от умственного развития школьников. Поскольку школьники одного и того же возраста имеют весьма существенные различия в достигнутом ими уровне умственного развития, полная реализация принципа проблемности не может быть осуществлена без индивидуализации обучения.
Человек пытается решить новую для него задачу известными для него способами и убеждается в том, что знакомые способы не обеспечивают ему успеха. Осознание этого приводит к возникновению
(проблемной ситуации(, т. е. активизирует продуктивное мышление, обеспечивающее открытие новых знаний, формирование новых систем связей, которые позднее обеспечат ему решение аналогичных задач.
Классификация креативных методов по возрастанию степени сложности .
Методы проблемного изложения
При проблемном изложении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание. Процесс учения, учебная деятельность уподобляется научному поиску и отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска.
Суть Проблемного изложения заключается в том, что учитель ставит перед учащимися проблему, и сам ее решает, но при этом он показывает ход своих мыслей и рассуждений. Иначе этот метод можно назвать рассказ-рассуждение. При использовании этого метода учащиеся контролируют ход мысли преподавателя, следят за логикой его рассуждений.
Использование этого метода позволяет учащимся усвоить способ и логику решения проблем данного типа, но еще без умения применять их самостоятельно. Поэтому данный метод используется, как правило, при изучении сложных учебных вопросов. Учителем могут быть использованы любые средства: слово (логическое рассуждение), текст книги, таблицы, кинофильм, магнитные записи и т. п.
При этом методе учащиеся не только воспринимают, осознают и запоминают готовую информацию, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли учителя, контролируя её убедительность.
ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ МЕТОДУ ПРОБЛЕМНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ
предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов;
раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем;
обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений;
членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты;
фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач;
интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;
установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения;
риторические вопросы учителя в ходе изложения;
предъявление учащимся конфликтного примера.
Частично-поисковый (или эвристический) метод. При этом методе способ поиска решения проблемы определяет учитель, но сами решения отдельных вопросов находят учащиеся.
Отечественная педагогическая наука обращала внимание на использование подобного метода обучения еще в 20-е гг., именно тогда прогрессивные ученые и практики пытались ввести метод самостоятельного добывания знаний во внеклассной работе. Однако социальные условия того времени не способствовали развитию подобных методов, так как идеология сводила процесс обучения только к передаче определенной информации в готовом виде.
Частично-поисковый метод предполагает такие сложные задачи, как выработка умений видеть проблемы и ставить вопросы, строить собственные доказательства, делать выводы из представленных фактов, высказывать предположения и строить планы их проверки. В качестве одного из вариантов частично-поискового метода рассматривают также путь дробления большой задачи на комплекс более мелких подзадач, а также построение эвристической беседы, состоящей из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом на пути решения общей проблемы и требует не только активизации имеющихся знаний, но и поиска новых.
ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ
включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;
задание учащимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенного учителем;
задание учащимся на решение нескольких подзадач, выделенных из трудной исходной, после чего учащиеся возвращаются к исходной задаче;
наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;
задание учащимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли;
организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;
задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;
показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей с учеником;
задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем;
демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;
выделение цветом части схемы, записи, ориентирующее учащихся на выдвижение проблемы.
Исследовательский метод. Это способ организации творческой деятельности учащихся по решению новых для них задач. При их выполнении учащиеся должны самостоятельно овладевать элементами научного познания (осознавать проблему, выдвигать гипотезу, строить план ее проверки, делать выводы и т. п.). Главная особенность этого метода, в отличие от двух предыдущих, заключается в том, чтобы научить школьников видеть проблемы, уметь самостоятельно ставить задачи.
Задания, выполняемые с использованием исследовательского метода, должны включать в себя все элементы самостоятельного исследовательского процесса (постановка задачи, обоснование, предположение, поиск соответствующих источников необходимой информации, процесс решения задачи).
При использовании этого метода используются такие традиционные средства обучения, как слово, наглядность, практические работы.
Центр тяжести в обучении при применении исследовательского метода переносится на факты действительности и их анализ. При этом слово, безраздельно господствующее в традиционном обучении, отодвигается на второй план.
ПРИЕМЫ, АДЕКВАТНЫЕ ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ
задание учащимся на самостоятельное составление нестандартных задач;
задание учащимся с несформулированным вопросом;
задание с избыточными данными;
задание учащимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений;
задание учащимся на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций;
задание учащимся на определение степени достоверности полученных результатов;
задание учащимся на вычисление механизма протекания явления;
задание учащимся “на мгновенную догадку”, “на соображение”.
Подведём итог, ещё раз сравним репродуктивный метод (объяснительно-иллюстративный) и продуктивный метод (проблемный, творческий, креативный)
Активные и интенсивные методы обучения
В 60-е годы в дидактике возникает поиск путей активизации учащихся в процессе обучения. Познавательная активность обучаемого выражается в устойчивом интересе к знанию, в самостоятельных разнообразных учебных действиях и пр. В традиционном процессе обучения учащийся играет «пассивную» роль: слушает, запоминает, воспроизводит то, что дает учитель. Это формирует знания на уровне знакомства и мало развивает ученика.
Одним из путей активизации школьника являются новые системы, технологии и методы обучения. Последние получили название «активных» (АМО). Это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К ним относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму и др.
Термин «интенсивные методы обучения» (ИМО) означает организацию обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами и с использованием активных методов. Активизация и интенсификация обучения означает также опору на эмоции и подсознание. С помощью приемов психологического тренинга активизируется восприятие, переработка, запоминание и применение информации. Чаще это используется в интенсивных курсах иностранного языка, при обучении бизнесу, маркетингу, практической психологии, педагогике.
Эти методы мы будем изучать позже. Расскажу о них вкратце.
1)Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming ) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
4) Метод проектов
Цель тренинга – отработка конкретных навыков по той или иной теме (знания уже есть).
6) Методы коллективного творчества
Кооперативная деятельность – процесс организации коллективной познавательной деятельности, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость учащихся, требующее индивидуальной ответственности каждого.
В традиционной педагогике недостаточно используются продуктивные методы.
В личностно-ориентированном обучении основными факторами выбора методов служит задача организации продуктивной деятельности учащихся и обретения ими личностных смыслов.
Первый и самый главный принцип, который можно предложить творческому учителю, таков: “Все что хочешь сказать, спроси!”
На уроке важно создать такую учебную среду, где ученик бы задавался вопросами о своих достижениях, трудностях и успехах, выстраивал вместе с учителем траекторию собственного развития.