что означает радуга в ветхом завете

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Быт. 9:13

Свт. Иоанн Златоуст

Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею

Так вот, после словесного обещания, даю (говорит Бог) и это знамение, т. е. радугу, которую некоторые производят от лучей солнечных, падающих на облака. Если, говорит, недостаточно слова Моего, то вот Я даю и знак того, что впредь уже не наведу такого наказания. Смотря на этот знак, будьте уже свободны от страха.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 28.

Свт. Филарет (Дроздов)

Ст. 13-17 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле

Ключ ко внутреннейшей тайне завета Ноева и радуги, можно находить в Пророках Исаии (Ис. 54:8-10) и Иезекииля (Иез. 1:28) и в Откровении Иоанна (Откр. 4:3).

Завет Бога с Ноем и его сынами означает вечный завет мира между Богом и Церковью. Дуга, как печать завета сего, есть образ благодатного действия в душах Солнца правды (Мал. 4:2). Три главные цвета радуги: огненный, червленый и смарагдовый (зеленый), изобразуют огнь Божия правосудия, кровь Христову, Его угашающую, и благодатное обновление жизни.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею

Прп. Максим Исповедник

Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею

Что означает радуга, которую Бог положил в облаке как [знамение] завета с человеческим родом?

Поскольку радуга четвероцветна, она показывает, что плоть Господа, как и наша, состоит из четырех стихий и что у нее, как и у радуги, нет причины возникновения. Он положил ее в облаке, то есть в мире — мир есть облако по причине гнева Божия, или наказания смертью. Ведь иногда облако воспринимается как благо, когда оно орошает тихим дождем или смягчает жару, давая тень, а иногда и как [знак] гнева, если низвергает сильный ливень или град. Потому [Господь] и говорит, что полагает радугу в облаке, то есть Воплощение Господа в мире гнева, дабы человеческий род никогда более не был потоплен водами зла. А радугу [Он полагает] для того, чтобы мы знали, что примирение Господа с нами есть война с нашими врагами и противниками, иначе говоря, война Господа с врагом обернулась примирением с нами.

Вопросы и затруднения.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XVII. Паремия, положенная на вечерне во вторник четвертой седмицы Великого поста (Быт. 9:8–17). В сей паремии повествуется о завете Бога с Ноем и о знамении завета.

дугу Мою полагаю во облаце, и будет в знамение завета [вечнаго] между Мною и землею

Лопухин А.П.

Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею

Источник

Божья Радуга

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Письмо читателя:

что означает радуга в ветхом завете. Смотреть фото что означает радуга в ветхом завете. Смотреть картинку что означает радуга в ветхом завете. Картинка про что означает радуга в ветхом завете. Фото что означает радуга в ветхом завете

Это случилось в день Петра и Павла. Утром я отправился Коренную пустынь, святое место Курского края. На подъезде к пустыне остановился в храме Иоакима и Анны, зашел к его настоятелю Отцу Петру.К слову сказать, с отцом Петром почтовиков связывает многолетняя теплая дружба, сотни работников предприятия с его помощью за это время приобщились к вере. Вместе мы спустились в старинному источнику, который находится недалеко от храма, попили святой воды, помолились. Мы уже поднимались назад, к тому месту, откуда пришли, как вдруг я случайно обернулся. Дождя все это время не было, а на небе сияла большая радуга. Чудо ли это, но она брала начало из того самого источника, к которому мы подходили. Это было настолько невероятно и красиво, что рука сама потянулась за телефоном, чтобы сделать фотографию. Спустя несколько дней я рассказал эту историю священнику Ильинского храма гогода Курска, на что он ответил, что такие чудеса не единичны. Он также был свидетелем появления радуги на небе в солнечный день, и случилось это во время восстановления часовни Николая Чудотворца.

Виктор Игоревич Вырожемский.

Когда завершился всемирный потоп, Ной, его семья и животные, которых они взяли с собой, вышли из корабля, на котором спаслись от воды (Ноев ковчег). Вода перестала покрывать землю, реки потекли по своим руслам, озера, моря и океаны вернулись в границы определенных им Богом берегов. Никого, кроме Ноя и тех, кто был с ним в ковчеге, не осталось. Все люди погибли, так как дела их были злы и никто, кроме семейства Ноя, не искал отношений с Богом. Начался новый этап истории человечества, и перед глазами людей, от которых произошли потом все остальные люди, была пустая земля. Наверное, можно было одновременно благодарить Бога за сохранение жизни и одновременно невозможно было не ужасаться последствиям всемирного потопа. В этот судьбоносный момент Бог благословил семью Ноя, сказал, чтобы люди плодились и размножались, и обещал, что «не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли».

Когда мы переживаем какое-то ужасное событие, например, пожар, может остаться страх огня. Нам трудно возвращаться в те места, где случалось неприятное, плохое и страшное. Мы стремимся интуитивно отгородиться от того, что может напоминать о случившемся, потому что трудно справиться со страхом того, что это повторится вновь.

Всемирный потом начался с дождя: небо заволокло тучами, и дождь стал идти без остановки. Но дождь нужен, чтобы травы и деревья продолжали расти, чтобы озера и реки не пересыхали, чтобы на земле была жизнь. Можно только представить себе, какой ужас мог зарождаться в душах людей при виде первых капель дождя: ведь именно так начался всемирный потоп. И чтобы дождь больше не воспринимался как начало катастрофы и смерти, Господь подкрепил свое обещание видимым символом — радугой: «И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти».

Нельзя сказать, что радуги не было раньше — существование этого атмосферного явления было закономерно, ведь радуга — результат преломления и отражения светового солнечного луча в прозрачной среде (массе) воды. Но с этого дня она приобрела особое значение. Радуга (преломление солнечных лучей) возможна только тогда, когда тучи не закрывают небо целиком, а оставляют просвет для лучей солнца. И этот просвет — видимый знак того, что во время тучи не заволокут небо настолько сильно, чтобы начался всемирный потоп, что дождь больше не имеет такого угрожающего значения.

Также в Библии есть еще одно упоминание радуги. В «Откровении», которое написал апостол Иоанн Богослов (бывший свидетелем Преображения Господня, а после крестной смерти Христа заботившийся в Его Пречистой Матери), есть такое описание божественного величия и славы: «И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. (4:2-3). И еще вот такое описание Ангела: «И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные…» (10:1).

Радуга настолько прекрасна и удивительна, что волей-неволей хочется связать с ней какое-то чудо. Поэтому радуга — персонаж многих легенд и сказок. Мы не будем сейчас их пересказывать, потому что связи с заветом, который Бог положил между Собой и людьми, в них нет.

Бывает, в пасмурный день вдруг появляется радуга словно в ответ на наши молитвы. Или вдруг, когда у тебя плохое настроение, из-за облаков появляется солнце или яркий солнечный луч. Так и хочется видеть в этом особый знак или утешение от Бога, но, как советуют священнослужители, увлекаться такими толкованиями лучше не надо:

А радуга — еще один повод порадоваться красоте этого мира, милости и любви Бога к людям и Его отеческой заботе о каждом из нас.

Источник

Православная Жизнь

Об осмыслении завета Бога с человечеством (в лице праведного Ноя).

что означает радуга в ветхом завете. Смотреть фото что означает радуга в ветхом завете. Смотреть картинку что означает радуга в ветхом завете. Картинка про что означает радуга в ветхом завете. Фото что означает радуга в ветхом завете

Во вторник четвертой седмицы Великого поста положено на вечерни читать отрывок из книги Бытия о завете Бога с человечеством (в лице Ноя), где говорится, что больше не будет «истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли» (Быт. 9:11). В знак этих слов, Бог дает знамение этому завету – радугу. Это внешний знак, в котором Бог не нуждается, но он так необходим человеку. Об этом как раз и пишет святитель Иоанн Златоуст: «и это не потому, чтобы Бог сам имел нужду в припоминании, но — чтобы мы, взирая на этот данный знак, не страшились никакой опасности, но тотчас, припомнив обетование Божие, были уверены, что не потерпим подобного несчастья».

Напрашивается весьма логичный вопрос: «А знало ли человечество такое атмосферное явление как радугу еще до Всемирного потопа? Или же радуга появилась только после потопа в знак заключения завета между Богом и Ноем?» На этот счет мнения экзегетов расходятся, одни считают, что радуги до потопа никогда не было, что она появляется впервые, ссылаясь при этом на слова: «но пар поднимался с земли и орошал все лице земли» (Быт. 2:6). Из этого следует, что до потопа дождя не было, а земля орошалась только туманом и росою. Но другие экзегеты полагают, что радугу люди знали и видели и до потопа, но после потопа ей усваивается особое значение. Почему в знак завета избирается именно радуга? Профессор А. П. Лопухин об этом пишет следующее: «дело в том, что радуга, то есть видимое нами преломление солнечных лучей, возможно лишь при том условии, чтобы тучи не сплошь покрывали собой небо, а оставляли просвет и для солнца, и дождь не представлял собой сплошной водяной массы, могущей угрожать потопом».

Стоит отметить, что заветы заключенные с Богом всегда подтверждались видимыми знаками. На примере Авраама, это было обрезание, с Израилем – это суббота, и только Давидов завет не нуждался в таких знамениях, потому что Потомок Давида и был этим знамением. Если сравнить вышеизложенные знамения, то увидим, что радуга на их фоне особенная, ведь обрезание – это действие по отношению к человеку, суббота тоже самое. Понятно, что с Христом радуга не сравниться, но она была и есть постоянным напоминанием о том великом и страшном Всемирном потопе, который, впрочем, уже не повторится. Но она напоминала еврейскому народу и утешение, которое наступило, со дня Пришествия в мир Спасителя.

Многие экзегеты, в своих трудах обращают свое внимание на цвет радуги, и каждый выделяет цвета по-разному. Например, святитель Филарет (Дроздов), выделяет 3 цвета: «огненный, червленый и смарагдовый (зеленый), они изобразуют огнь Божия правосудия, кровь Христову, Его угашающую, и благодатное обновление жизни». Преподобный Максим Исповедник, говорит, что радуга вообще состоит из 4 цветов (но не называет их) и далее он пишет: «Поскольку радуга четвероцветна, она показывает, что плоть Господа, как и наша, состоит из четырех стихий и что у нее, как и у радуги, нет причины возникновения». Святитель Григорий Двоеслов выделяет два цвета: красный и лазуревый (один из оттенков синего цвета), эти цвета он сопоставляет с огнем и водой, которые в свою очередь по мысли свт Григория означают два суда: «чтобы быть свидетелем того и другого суда, то есть одного, имеющего быть, а другого, уже совершившегося, так как мир хотя и сгорит от огня суда, но не будет уже истреблен водою потопа». Епископ Виссарион (Нечаев) говорит о классических семи цветах радуги, но не дает на эти цвета какого-то особого прообразовательного значения. Таким образом, святые отцы и экзегеты Священного Писания имею различные мнения о значении цветов радуги, но каждый вариант несёт собой прежде всего назидательный характер. Поэтому, каждая теория имеет место быть. Так же, как и в некоторых спорных богословских и экзегетических местах, церковные авторы имеют разнящиеся мнения, но главное, что в основных догматах, доктринах мнения общие. Ведь, у всех вышеизложенных авторов, радуга – это символ завета между Богом и человечеством (в лице Ноя).

Примечательно, что Господь называет радугу Своею. Епископ Виссарион (Нечаев) делает на этом особый акцент, потому что красота ее (радуги) преимущественно свидетельствует о величии Его, как Художника мира, и невольно располагает зрителя к прославлению Его. Подобную мысль высказывает и святитель Иоанн Златоуст, говоря о Божественной любви к человечеству: «Видишь, как велико снисхождение Божие, какое прилагает Он попечение о нашем роде, какое оказывает человеколюбие, не потому, чтобы уже видел перемену (к добру) в людях, но — чтобы всем этим внушить нам мысль о безмерном величии Своей благости».

В других книгах Священного Писания, радуга также соотносится со знамением божественного величия и славы, например: «Взгляни на радугу, – говорит сын Сирахов, – и прославь Сотворившего ее: прекрасна она в сиянии своем» (Сир. 43:12), также, в таком же контексте о радуге говорит и пророк Иезекииль (Иез. 1:27–28), а также о ней говорится в книге Апокалипсис (Откр. 4:3, 10:1).

Замечательно о радуге как о божественном завете писал еп. Виссарион (Нечаев): «радуга есть красноречивый проповедник милосердия и долготерпения Божия, и в этом отношении имеет великое значение в истории домостроительства спасения человеческого».

Поэтому, когда мы будем видеть очередную радугу на небе, нужно обязательно поблагодарить Бога за Его человеколюбие к нам грешным, за Его великую любовь к нам. Ведь радуга – это напоминание нам о Его любви и о нашей будущей райской жизни, при условии хранения себя в чистоте и соединении с Богом.

Источник

Радуга в облаке

Одна из целей нашего журнала — помочь читателю (а для начала, конечно, самим себе) открыть Ветхий Завет. Не просто перелистать древние священные страницы, а понять, почувствовать их духовный смысл, осознать единство Священного Писания, неразрывность двух Заветов — Ветхого и Нового. Сегодняшний наш помощник в этом непростом труде — заведующий кафедрой библеистики Саратовской православной духовной семинарии Алексей Кашкин. Мы поговорим с ним о начале мира, о первых главах Книги Бытия и, в частности, о Всемирном потопе: что ему предшествовало и что началось после него?

что означает радуга в ветхом завете. Смотреть фото что означает радуга в ветхом завете. Смотреть картинку что означает радуга в ветхом завете. Картинка про что означает радуга в ветхом завете. Фото что означает радуга в ветхом завете

— История Всемирного потопа не утратит актуальности до конца дней земных, потому что в ней мы видим и падение человека, и Божие наказание, и спасение праведника, и спасение человечества благодаря одному праведному человеку. Темы эти проходят через все Священное Писание, но в Книге Бытия они выражены в особой степени. Если мы вдумаемся в эти страницы, по-настоящему осознаем, что кара тогда постигла землю из-за крайнего развращения людей, то поймем, насколько это возможно и вероятно именно сегодня. Да, в главе 9 Бог обещает, что не будет уже потопа на опустошение земли (Быт. 9, 11), но из этого не следует, что человечество не может постигнуть кара иного характера, хотя бы и более «частная». Видя перед собой такой пример — вот до чего может довести крайняя степень греха, — мы должны бы остановиться, не доводить землю до такого плачевного состояния, не губить ее.

— Расскажем о событиях, предшествовавших потопу; представляется, что в этих главах Книги Бытия мы видим первые плоды той свободы выбора, свободы воли, которую дал человеку Творец: люди начали делиться на… хороших и плохих, нравственных и безнравственных. Причем дети наследовали грех родителей или же пользовались плодами их праведности.

— Это уже не первые плоды: ведь и грехопадение, падение прародителей в Едемском саду, тоже было результатом их свободного выбора. Однако мы видим, что если в родословной Каина нечестие вырастает как снежный ком (если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро — так говорит о себе сам Ламех, прямой потомок первого убийцы — Быт. 4, 24), то линия Сифа дает праведников. В их числе и Енох, один из трех в Священной истории людей, избежавших телесной смерти (И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его — Быт. 5, 24), и, наконец, Ной. Однако не следует думать, что принадлежность к «хорошему» роду гарантирует человеку спасение: ведь все потомки Сифа тоже истребляются потопом! Они оказались недостойны своего праведного предка. И это еще раз говорит о том, что спасение человека — дело его свободного выбора.

Но люди делают другой выбор: грех разрастается все шире, и достойным спасения оказывается лишь Ной со своим семейством (вспомним, что вместе с Ноем в ковчег вошли и таким образом избежали гибели в водах потопа еще семь человек: его жена и трое его сыновей со своими женами).

— В 6‑й главе Книги Бытия мы читаем загадочные слова о сынах Божиих, которые увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены (ср.: Быт. 6, 2). Это смешение становится, как можно понять, одной из причин распространения греха. Кто такие сыны Божии в данном случае? Есть ведь несколько версий?

— Да, несколько. Есть такая, правда всерьез не рассматриваемая: что это были полубоги вроде тех, которых будет много потом в античной мифологии. Святыми отцами Церкви рассмотрены две другие версии. Первая — что сыны Божии — это падшие ангелы (ангелы именуются сынами Божиими, в частности, в Книге Иова), а дочери человеческие — обычные земные женщины. Но эта версия вызывает слишком много вопросов: как быть с тем, что ангелы плоти не имеют, и т. д. Вторая версия называет сынами Божиими потомков праведного Сифа, а в дочерях человеческих видит потомство Каина. Эта версия в православной святоотеческой традиции доминирует: ее придерживались и Иоанн Златоуст, и толкователи антиохийской школы, и митрополит Филарет (Дроздов). Есть еще одно предположение: сыны Божии — это правители народа, своего рода элита, а дочери человеческие — простые девушки, которых власть имущие стали принуждать к сожительству; в этом-то и заключалось беззаконие. Эта последняя версия характерна для средневековых иудейских комментаторов.

— Так или иначе, результат оказался трагическим: и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем (Быт. 6, 6). Вопрос, который часто задают: а разве Бог может раскаиваться, сожалеть о чем-то, что Он сотворил?

— Конечно нет, ведь Он всеведущ: создавая человека, Он знал, что произойдет с ним в дальнейшем. Здесь следует видеть так называемый антропоморфизм: таким образом показывается великая скорбь Творца о падшей твари, скорбь Вседовольного и Всеблаженного. Господь Своею волею меняет Свои планы относительно человека; как говорит блаженный Феодорит Киррский, «раскаяние в Боге есть перемена распоряжения». И бытописатель (традиционно автором первых пяти книг Ветхого Завета считается Моисей) передает это с помощью глагола «раскаиваться».

Необходимо понимать, что предведение Божие не отменяет свободы выбора, свободы воли человека. Потому вопросы типа «Зачем Бог создал человека, если знал, что впоследствии придется большую часть людей уничтожить в водах потопа?», или «Зачем Бог создал рай, если знал, что человек вскоре согрешит и будет изгнан оттуда?», или же (пример из Нового Завета) «Зачем Христос включил Иуду в число Своих учеников, если знал, что тот предаст Его?» — хотя и возникают у многих людей, но имеют одну общую подоплеку: человеческое представление о Боге. Действительно, человеку свойственно воздерживаться от поступков, если он заранее знает (или догадывается) об их пагубных последствиях. Например, вряд ли кто-то из нас согласится иметь дело с человеком, если мы заранее знаем, что этот человек нас предаст. Но Господь настолько любит всех, что принимает каждого и дает шанс каждому, а уже как человек распорядится дарованной ему возможностью, зависит исключительно от него самого.

— Почему во время потопа вместе с человеком погибли и животные, ни в чем, кажется, не повинные, и растения?

— Нужно понимать: Библия воспринимает природу не как нечто самоценное, а как среду обитания человека. Первая глава Книги Бытия рассказывает нам о том, как Господь в течение пяти дней творит мир, подготавливая для человека эту среду, а затем, создав мужчину и женщину, благословляет их и говорит:плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте (Быт. 1, 28). Поэтому вместе со впавшим в страшные грехи человечеством уничтожается все, что было предназначено Творцом для него, для обеспечения его жизни. Кроме того, здесь можно использовать такую метафору: если мы некую чистую вещь опустим в грязь, нам вряд ли захочется потом пользоваться этой вещью: мы знаем, что она запачкалась. Так и все творение оказалось загрязнено скверной человеческого греха. Необходимо было сделать своего рода генеральную уборку — очистить мир для новой жизни в нем. Ведь история Всемирного потопа — это не только история истребления жизни на земле, это история ее возрождения, воссоздания мира.

— Вопрос, который часто задавали в атеистические времена: в ковчеге могло находиться лишь ограниченное число нечистых (тех, кого нельзя было приносить в жертву — так вы это объясняете в своей книге [1]) и чистых, жертвенных видов животных: откуда же затем взялось такое разнообразие видов на Земле?

— Во-первых, мы ведь точно не знаем, сколько лет прошло со времени потопа (это могут быть даже не тысячи, а миллионы лет). Христианство ведь не противоречит на самом деле учению об образовании новых видов, и потому мы вполне можем предположить, что современное разнообразие видов восходит к тем животным, которые спаслись в Ноевом ковчеге. Во-вторых, есть предположение, что потоп покрыл не всю площадь земного шара, а лишь ту территорию, где жили люди, потому некоторые животные (которые жили в ареалах, не тронутых «цивилизацией») могли избежать гибели.

— Ной — потомок Адама, Сифа и праведного Еноха — ходит пред Богом и обретает благодатьперед очами Господа (ср.: Быт. 6, 8, 9). Ной и его потомство спасается в ковчеге. Означает ли это, что праведность одного человека спасла человечество как таковое? И что в дальнейшем человечество спасали праведники? Здесь можно даже поговорку вспомнить, приводимую Солженицыным: «Не стоит село без праведника».

— Конечно. Но прежде всего вспомним разговор Господа Бога с Авраамом о судьбе Содома. Авраам вопрошает: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем? не может быть, чтобы Ты поступил так (…) Судия всей земли поступит ли неправосудно? (Быт. 18, 23–25). И Господь в конце этого диалога успокаивает Своего верного раба, сообщая, что и ради десяти праведных Он пощадил бы Содом.

— Да, Он запрещает убийство человека. Все остальное, все движущееся, что живет, будет вам в пищу, — говорит Господь (Быт. 9, 3). Но человек — создан по образу Божию. Поэтому кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека(Быт. 9, 6). Таким образом, утверждается сверхценность человеческой жизни, личности. Это древнейшая заповедь, которая потом станет шестой заповедью Декалога — Не убий (Исх. 20, 13). Убийство запрещается вне зависимости от происхождения и социального статуса человека. Слова о крови того, кто прольет кровь, означают, видимо, что убийца должен быть подвергнут смертной казни.

— А разве нельзя понимать эти слова так: зло порождает зло, убийство с неизбежностью приводит к другому убийству?

— Можно, тем более что в древности существовал обычай кровной мести: одно убийство с неизбежностью приводило ко многим. Но ближе к истине здесь все же мотив непременного наказания убийцы смертью.

— Но разве после этого люди не убивали друг друга? Вспомним кровавые войны Иисуса Навина, Давида, вспомним, что Закон, данный Моисею на Синае, категорически требовал смертной казни не за одно только убийство, но и за иные преступления (Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти — Исх. 21, 17).

— И наконец, о Завете радуги… Означает ли он, что мы можем успокоиться: что бы с нами ни происходило, глобальной катастрофы больше не будет?

— Прежде всего нужно сказать, что здесь впервые употребляется слово «завет» (берит) в значении «договор Бога с людьми»: вот, я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас (Быт. 9, 9). А успокаиваться нельзя уже хотя бы потому, что невозможность в дальнейшем потопа на опустошение земли(Быт. 9, 11) не означает, что не может быть вообще Божией кары: в Священном Писании рассказывается о ней многократно, вспомним гибель Содома и Гоморры, казни египетские, вавилонское пленение Израиля, о котором предупреждали пророки… Вспомним также и вероятную, но не состоявшуюся гибель Ниневии — ее жители покаялись и отвели от себя гнев Божий.

Однако эти казни не поражали всего человечества, всего живого на земле, как Всемирный потоп. Завет радуги означает, что человечество доживет до Второго Пришествия Иисуса Христа, «грядущего со славою судить живых и мертвых» (Никео-Цареградский Символ веры), — хотя людям, пережившим потоп, на тот момент и о первом Его Пришествии не было известно ничего. Завет радуги означает, что у человека, у человечества всегда будет оставаться шанс: ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее(Мф. 18, 11; Лк. 19, 10). Пока человек жив, нет у него такого греха, которого он не мог бы смыть покаянием. И даже на посмертную участь человека остающиеся в живых могут повлиять своими молитвами.

— Мы с Вами говорим о Ветхом Завете, о его древнейших документах и сколько находим живых связей — с Евангелием, с нашей сегодняшней духовной жизнью, с Церковью. Вас огорчает то, что многие прихожане наших храмов Ветхого Завета не читают, не считают это необходимым? У некоторых православных само слово «Библия» ассоциируется исключительно с протестантизмом.

— Конечно, это огорчает! Господь наш Иисус Христос призывал: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин. 5, 39). Апостол Павел во Втором послании к Тимофею пишет: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим. 3, 16). Спаситель в Своих проповедях постоянно цитирует Ветхий Завет, использует его образы и сравнения. Например, на каждое предложение искушающего Его сатаны Он отвечает цитатой из Второзакония. Всем, казалось бы, известное не хлебом одним будет жить человек (Мф. 4, 4) — это Бог говорит Моисею (см.: Втор. 8, 3). Открыв Книгу Деяний святых апостолов, мы видим, что первая же проповедь апостола Петра в Иерусалиме, сразу по Сошествии Святого Духа (см.: Деян. 2), обращает слушающих к Ветхому Завету и вся построена на нем. Апостолы вслед за Самим Спасителем относились к ветхозаветным писаниям благоговейно и трепетно.

Церковь всегда рассматривала Ветхий Завет как неотъемлемую часть Священного Писания. Новый Завет невозможно по-настоящему понять, не зная Ветхого. Без Ветхого Завета нельзя постичь и православного богослужения: оно основано столько же на Ветхом Завете, сколько и на Новом. Например, Великий покаянный канон Андрея Критского, который читается на первой седмице Великого поста, — что может понять в нем человек, незнакомый с этой частью Библии? Православный христианин, если он действительно хочет знать свою веру, знать учение Церкви, не может пройти мимо Ветхого Завета.

Журнал «Православие и современность» № 31 (47)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *