что означает жест на иконе иисуса христа
Жесты рук святых на иконах: что они означают?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»
Руки Спасителя, Богородицы и святых иконописцы никогда не изображают «просто так», в произвольном жесте, каждая деталь на иконе символична.
Когда мы представляем икону Господа Иисуса Христа, то чаще всего вспоминаем Его благословляющий жест. Пальцы правой руки сложены для благословения — как латинские буквы I и Х (то есть Иисус Христос). Или собраны в троеперстие — символ Святой Троицы (но так, как крестятся старообрядцы — с открытыми двумя перстами и тремя, собранными в горсть на ладони). Этот жест на иконах изображают не только у Спасителя, но и у святых. Причем только у тех, кто и во время земной жизни благословлял людей. Например, это святители Николай Чудотворец, Иоанн Златоуст или Лука (Войно-Ясенецкий). Или преподобные и праведные, которые были священниками.
Бывает, что мы видим на иконе обе ладони раскрытыми. Этот жест историки иконописи толкуют по-разному. Первая версия — так нам показывают, что святой на иконе принимает на себя благодать Божию. А вторая — изображенный обращается к Богу с молитвой. Такой жест вы можете найти в храме на иконах праведной Анны — матери Девы Марии, мученицы Анастасии Римляныни или праотца Авраама.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
ЧТО ОЗНАЧАЮТ ЖЕСТЫ НА ИЗОБРАЖЕНИЯХ ИИСУСА ХРИСТА?
Вопрос в последнее время интересует многих, на который ответить однозначно нельзя.
Можно предположить, что основная часть символики на иконах взята из еще дохристианских древних традиций и источников, и возможно даже из разных культур. Так как в те времена верующие люди не владели точными знаниями о предназначении тех или иных символов, то объяснялись они значениям типа : «Скрещенные пальцы на руке обозначает имя Иисуса Христа. ». Интерпретация данных символов и изображений неоднократно менялась на протяжении многих веков.
Если углубиться далеко в историю, предки древних культур использовали соединения пальцев для медитаций и обрядов, а также для оздоровления и получения различных потоков энергий.
Данная техника, например в Индии, называется —
МУДРЫ
Так что же мы видим на иконах — простое совпадение или наши духовные учителя владели древними духовными практиками, и несли на изображениях некий смысл.
называется Мудрой Жизни.
Выполнение данной мудры создает энергетический баланс всего организма и способствует повышению жизненных сил.
Человек становится более работоспособным, бодрым, активным и выносливым.
Мудру жизни рекомендуется выполнять, когда Вас беспокоит бессилие, бессонница, быстрая утомляемость, а также при нарушение зрения.
А вот еще одна похожая мудра —
Мудра Земли
Мудру Земли
рекомендуют выполнять при стрессе и ухудшении психофизического состояния организма.
Регулярное выполнение данной мудры защищает человека от внешних негативных энергетических воздействий, а также повышает самооценку.
Не зря наверное говорят, что все самое гениальное заключается в простоте! А вот что до нас хотели донести на иконах, думайте сами.
Что означают жесты на изображениях Иисуса Христа?
Вопрос в последнее время интересует многих, на который ответить однозначно нельзя.
Можно предположить, что основная часть символики на иконах взята из еще дохристианских древних традиций и источников, и возможно даже из разных культур. Так как в те времена верующие люди не владели точными знаниями о предназначении тех или иных символов, то объяснялись они значениям типа : «Скрещенные пальцы на руке обозначает имя Иисуса Христа. ». Интерпретация данных символов и изображений неоднократно менялась на протяжении многих веков.
Если углубиться далеко в историю, предки древних культур использовали соединения пальцев для медитаций и обрядов, а также для оздоровления и получения различных потоков энергий. Данная техника, например в Индии, называется — МУДРЫ.
Так что же мы видим на иконах — простое совпадение или наши духовные учителя владели древними духовными практиками, и несли на изображениях некий смысл.
Выполнение данной мудры создает энергетический баланс всего организма и способствует повышению жизненных сил. Человек становится более работоспособным, бодрым, активным и выносливым. Мудру жизни рекомендуется выполнять, когда Вас беспокоит бессилие, бессонница, быстрая утомляемость, а также при нарушение зрения.
А вот еще одна похожая мудра — Мудра Земли, олицетворяющая Землю, как первоэлемент, из которого строится наше тело.
Мудру Земли рекомендуют выполнять при стрессе и ухудшении психофизического состояния организма. Регулярное выполнение данной мудры защищает человека от внешних негативных энергетических воздействий, а также повышает самооценку.
Не зря наверное говорят, что все самое гениальное заключается в простоте! А вот что до нас хотели донести на иконах, думайте сами.
Понравилась новость? Покажи ее своим друзьям:
Что означает жест на иконе иисуса христа
Саша, Деян.26:1. «Агриппа сказал Павлу: по зволяет ся тебе говорить за себя. Тогда Павел, про стерши руку, стал говорить в свою защиту»
«Простерши руку». Ораторский прием для усиления торжественности минуты и произносимой речи, в данном случае имевший особую силу и значение. Простертая рука, на которой висела цепь, – какой сильный символ несвязуемости внутренней духовной свободы и правды дела! «Слово Божие не вяжется!».
Саша, И даже слово о Кресте Голгофском есть великая сила для верующих. 1Кор.1:18 – «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия».
Если собака была бита палкой, то в следующий раз ты только наклонись за дубинкой, и она уже поджала хвост и бежит без оглядки. Так точно и с диаволом. Как говорит Киприан Карфагенский сатане: «Ты боишься и тени Креста».
Андрей,
1. В данном стихе не упоминается про народ. И даже в вашем неправдоподобном толковании, его жест был бы символичен и оставался бы ораторский приёмом, знаком успокоения народа. Иными словами, вы полностью подтвердили тот очевидный тезис, что некоторое движение рук у людей несут символический характер: стоит вспомнить только язык глухонемых или ораторские жесты.
Показать полностью. Ещё в наиболее полном античном учебнике ораторского искусства «Воспитание оратора» Фабия Марка Квинтилиана разобраны древние ораторские жесты. И не удивительно, что ап Павел, будучи римским гражданином, их использовал. Подобными ораторскими жестами пользуются многие протестантские проповедники.
2. В контексте как раз-таки Священного Писания, руки участвовали не только в «ораторских приёмах», как описано в Дн 26:1, а в священнодействиях:
«Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец» (Быт 48:14)
«И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца.»
(Исх 17:11-12)
«через возложение рук апостольских подается Дух Святой» (Деян 8:18).
3. Среди древних христиан самым красивым толкованием, на мой взгляд, является то, которое говорит, что он этим жестом в Деяниях 26:1 показал через ораторский прием, как бы и начало речи и тот факт, что Слово Божие цепями не удержишь.
О чем говорят жесты на иконах?
Почему, глядя на каноническую икону, мы испытываем необычное чувство – будто мы видим особый мир, более возвышенный и светлый, чем наша повседневность? Во-первых, конечно, потому, что на иконах изображены святые жители Неба. А во-вторых, потому, что и сам способ изображения – необычный. Одна из главных его особенностей – глубокое осмысление каждой детали. Цвета, позы, выражения лиц и жесты, любой предмет – всё имеет на иконе свое значение. Сестры из иконописной мастерской Ново-Тихвинского монастыря (Екатеринбург) готовят для сайта «Православие и мир» несколько рассказов о том, что значит на иконе та или иная деталь. Первый рассказ – о жестах.
За несколько веков сложился определенный канон – как писать руки и жесты святых. Однако не нужно думать, будто строгие рамки обедняют икону. Наоборот, именно такие на первый взгляд незаметные штрихи и делают икону богословием в красках.
Благословляющая десница. Пальцы правой руки (десницы) сложены в виде букв I и Х (Иисус Христос) – это благословение именем Господним; также распространено троеперстное сложение – благословение именем Святой Троицы. С таким жестом изображаются святители (то есть святые епископы, митрополиты и патриархи), а также преподобные и праведные, имевшие священный сан. Например, святитель Иоанн Златоуст, который был архиепископом Константинопольским; святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских; преподобный Серафим Саровский… При жизни они каждый день благословляли этим жестом множество людей, а теперь с Небес благословляют каждого, кто обращается к ним с молитвой.
С раскрытой ладонью изображен и праведный Феодор Ушаков. Этот прославленный флотоводец отличался исключительной честностью и открытостью души. Он ревностно исполнял свой воинский долг и одновременно был милостив ко всем людям: своих подчиненных берег, как зеницу ока (за все время военной службы не отдал в плен ни одного матроса!), щедро благотворил многим нуждающимся. И даже врагов, бывало, спасал от смерти.
Особую роль играет предмет в руках святого – по нему можно узнать, за какой подвиг прославлен святой или какое служение он нес на земле.
Крест в руках символически указывает на мученический подвиг святого. Это напоминание о крестных страданиях Спасителя, Которому подражают все мученики.
Апостол Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного – те, о которых Господь Иисус Христос говорил ему: «Дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф. 16, 19).
Стиль (заостренная палочка для письма) – принадлежность евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также пророка Давида, написавшего Псалтирь.
Очень часто святые на иконах держат в руках книгу или свиток. Так изображаются и ветхозаветные пророки, и апостолы, и святители, и преподобные, и праведные, и новомученики… Книга – это слово Божие, проповедниками которого были они при жизни. На свитках написаны изречения самих святых или из Священного Писания – в наставление или утешение молящимся. Например, на свитке праведного Симеона Верхотурского написано поучение: «Молю вас, братие, внемлите себе, имейте страх Божий и чистоту душевную».
Святой праведный Феодор Ушаков держит в руке свиток с утешительной надписью – его собственными словами: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России».
По предмету, который держит в руках святой, часто можно узнать о том, чем он занимался во время земной жизни. Изображаются те занятия, которыми святой особенно угодил Богу, которыми он прославлял Его имя. Например, великомученик целитель Пантелеимон держит в руках ларец с лекарствами и лжицу (длинную узкую ложку) – он был искусным врачом, а когда уверовал во Христа, стал исцелять Его именем даже безнадежно больных людей, и многие из них благодаря чудесному исцелению пришли к вере.
Святая Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, пришедших ко гробу Христа, чтобы помазать Его тело миром, изображается с сосудом в руках, в котором она несла миро. А в руке у святой Анастасии Узорешительницы сосуд с елеем, с которым она приходила к узникам в темницы.
Святые иконописцы Андрей Рублев, Алипий Печерский и другие изображаются с написанными ими иконами.
У святого праведного Иоанна Кронштадтского в руке Потир, Евхаристическая Чаша – символ литургического служения. Известно, что отец Иоанн был пламенным служителем Божественной литургии. На богослужениях, которые он совершал, люди плакали, испытывали сильное покаяние, чувствовали укрепление в вере.
Преподобные Серафим Саровский, Нил Сорский, Зосима Верховский держат в руках четки. По четкам, которые называют «мечом духовным», монахи совершают непрестанную молитву, и потому этот предмет является символом молитвенного подвига.
Основатели или ктиторы (благотворители) иноческих обителей часто держат в руках храмы. Например, преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна изображается с одним из храмов Марфо-Мариинской обители. Великая равноапостольная княгиня Ольга тоже держит в руках храм – в знак того, что она построила первую церковь на Руси.
Необычный предмет в руках у праведного Симеона Верхотурского – удочка. Казалось бы, может ли быть особенно угодным Богу такое занятие, как рыбная ловля? Однако именно во время рыбной ловли, в глубоком уединении святой Симеон усердно молился Господу – «выну (то есть всегда, постоянно) мысль к Богу имел еси… да не удицею греха уловлен будет от вселукавого врага спасения нашего», как говорится в службе ему.
Вот только одна деталь иконы – жест, – но как много она говорит о святом! По ней мы можем узнать о его служении и главном подвиге, получить благословление или наставление от святого. Как в жизни по некоторым жестам мы можем догадаться о чувствах и мыслях человека, так и каноническая икона, если мы умеем понимать ее символы, живо передает нам мысли и чувства святых.
В иллюстрациях использованы фотографии икон, изготовленных в иконописной мастерской Ново-Тихвинского монастыря.