что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест

Что по традиции сжигали девушки на Троицу?

Что по традиции сжигали девушки на Троицу, чтобы в селе было больше невест?

что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть картинку что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Картинка про что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест

Ежегодно на День Святой Троицы по традиции украшают дом ветками березы, потому что это дерево считают символом чистоты, непорочности или украшают цветами.

Водили хороводы у костра, пели песни, гадали.

Молодые девушки в этот день выбирали себе жениха, для этого плетут венки и надевают на голову того, кто мил по душе.

Венки бросали в речку и чей венок дальше уплывет, значит та девушка быстрее всех выйдет замуж. А сжигали на костре штаны, чтобы в селе было много невест.

что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть картинку что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Картинка про что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест

А вот на этой странице, где приведены некоторые выдержки из лекций о догматическом богословии, можно многое узнать о теоретических подоплёке и обосновании этого праздника. В частности, подробно рассказывается о понятии «Троица», его зарождении и использовании в трудах святых отцов. Эти мысли о Триединстве кажутся мне полезными и очень авторитетными.

что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть картинку что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Картинка про что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест

В Духов день нельзя «прикасаться» к земле, так как земля в этот день именинница.

что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть картинку что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Картинка про что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест

что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть картинку что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Картинка про что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест

Бога никто не делил. Он как был Един, так и есть. Но вопрос триединства вряд ли может быть полностью понят человеческим умом. В конце концов, это было бы странно, если бы человек своим ограниченным умом мог полностью понять Бога.

что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть картинку что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Картинка про что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест

День Святой Троицы или Пятидесятница отмечается на пятидесятый день после Воскресения Христова или Пасхи. По поверью в этот день с неба спустился Святой Дух и дал апостолам способность для проповеди Христова учения всем народам мира на разных языках. У христиан существует традиция в этот день украшать храмы и дома зелёными ветками и цветами, в знак великой радости и новой жизни. В 2011 году Троица выпадает на 12 июня.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Метки

Музыка

Конвертер видеоссылок

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Что делают на Троицу по народным обычаям

Традиции празднования Святой Троицы тесно переплелись с языческими обычаями.

Святая Троица, согласно народным традициям, начинается за неделю до ее наступления. Эта неделя называется Зеленой.

«Зеленец — весне конец» — так характеризовались эти дни. Весна уступала свои права лету, отсюда еще одно название: Грань-неделя (грань — граница между весною и летом ). Наши предки всегда внимательно наблюдали за природой и ощущали себя ее частичкой. Когда солнце хорошо прогревало своим теплом землю, украшались зеленью леса и поля, когда наконец заканчивалась посевная, приходило время молиться богам, заручиться их поддержкою и участием, чтобы, как пелось в троичных песнях, были «годы хороши», «рожь густой», «ячмень колосистым», «овес росистым», «гречиха черной», «капуста бела».

Поев, брали ложки и скорлупу яиц и подбрасывали их вверх со словами: «Пусть рожь такая высокая уродится, как высоко ложка поднимется».

После этого начинали кувыркаться по земле, выкрикивая: «Рожь к овину, а трава к лесу».

Зеленые Святки были тем временем, когда проводились ритуальные действия для предупреждения града, засухи и других опасностей, которые могли уничтожить урожай. Для этого крестьяне устраивали молебны с водосвятием на полях, поливали водой могилы людей, умерших неестественной смертью, особенно опойцев и утопленников.

Согласно народному календарю обрядовый комплекс троичных праздников отмечается в течение почти двух недель. Начинается он уже в субботу перед Троицей, когда справляют троичные (духовские, летние) Деды. В этот день нужно было встретиться с духами предков, угостить их, выказать им свою любовь и благодарность, чтобы можно было надеяться на их помощь и способствование в весенне-летний период в повседневных хозяйственных и земледельческих делах.

В некоторых районах в деревнях, где не жгут купальские огни, вечером перед Троицей стремятся украсть у какого-нибудь хозяина старый улей. А вечером накануне Троицы его сжигают на выгоне или около ржи. Вокруг такого огня водят хороводы и устраивают гулянья, похожие на купальские. Назначение этого ритуала местные крестьяне объясняют так: «Как хорош огонь, так будут пчелы роиться».

Главная роль в троицкой обрядности отводится березке, без которой этот праздник все равно что Рождество без елки. Береза распускается самой первой из деревьев, ее сок очень полезен, а березовые почки обладают лечебным эффектом, березовые дрова дают много тепла, из коры березы (бересты) изготавливали разные хозяйственные предметы и даже обувь. Все эти качества наделяли березу особым магическим смыслом. Именно поэтому березовыми метлами было принято обметать могилы.

Девушки на Троицу «завивали» (связывали ветви) березу и проходили под ней с песнями и поцелуями. Этот обычай назывался «кумиться» — т.е. целоваться под березовыми ветвями.

Праздник считался девичьим: принято было собирать деньги и вместе покупать еду и сладости. Ритуал «завивания венков» — отзвук древних женских коллективных обрядов в священных рощах, когда тотемом женщины считалась береза. Позже этот же ритуал превратился в красивую игру, забаву, хоровод. При этом кумовление все же сохраняет все элементы девичьих инициаций — приема девушек в род, что свидетельствует об их зрелости и делает полноправными членами рода.

Троица всегда и везде была зеленым праздником. В эти дни дворы, дома и церкви снаружи и внутри украшались зеленью и цветами. Даже в церковь шли с цветами и пахучими травами.

В некоторых районах, когда травы складывались снопом, в середину ставили троицкую свечу. А после того как они высыхали, их хранили как средство от всевозможных бед, использовали как лекарство, а свечу сохраняли для умирающих. По одной из существующих примет, троицкая зелень надежно оберегает дом во время грозы. что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть картинку что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Картинка про что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест

Троицу отмечали на природе. Люди шли в леса, рощи, горожане выезжали на загородные прогулки. Это были веселые и шумные гулянья. В деревнях с самого утра начинали печь караваи, созывали друзей, для которых уже были сплетены венки из цветов и березы.

А после обеда молодежь собиралась на веселые игры и забавы. Начинались они так: бабка-позывалка созывала девушек на гульбище в рощу. Там они расстилали скатерть, на которую ставили украшенные цветами караваи. Пока девушки водили хороводы, юноши высматривали себе невест.

Воскресенье проводили в лесу, вокруг березки.
Основным обрядом на Троицу для русских стало завивание (заламывание) березки и плетение венков из березовых веток и цветов. Троицкие венки плетутся для того, чтобы обратить к себе милость высших сил или испросить милости для своих близких. должно было сбыться.

Однако во многих областях завядший венок, наоборот, означал самую большую радость в жизни женщины— счастливое замужество и много здоровых, красивых детей. Если венок не засыхал, то желание, загаданное ею при плетении венка, обязательно
Девушки надевают венки на голову и начинают водить хороводы, напевая обрядовые песни. Потом с помощью венков девушки гадали, какая судьба их ждет. Для этого они кидали венки в реку. Руками в воду венок кидают довольно редко, обычно же девушка близко подходит к воде, низко нагибается над ней, чтобы венок сам упал с головы. Иногда для пущей верности гадания девушки для этого становились к реке спиной и выгибались назад.
Также известно, что в некоторых областях венки сначала кладут в воду, умывают лицо водой, зачерпнутой из них, и лишь затем кидают на середину реки.
Иногда венок сохраняли около икон и в течение года использовали как оберег или лечебное средство. что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть картинку что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Картинка про что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест

Перед мытьем ребенка венок опускали в воду, во время эпидемий скармливали скоту. Повреждение венка воспринимали как дурной знак, считалось, что хозяйка венка, поврежденного мышами, будет несчастлива в браке или проживет недолго.

Обряд завивания венков был связан с обрядом кумления — девушки пели ритуальные песни, обещая быть друг другу навсегда родственницей и подругой.

Необычайно красивыми были песни, которые пелись во время этого ритуала:

Пойдем, девоньки, мы в рощу гулять

Да венки завьем, да на все Святки,

На духовские, на петровские.

Ой, что дух-Троица — то избор девкам.

Аи, не радуйся, зелен дуб,

Не к тебе идем венки вить,

Аи, обрадуйся, береза бела,

Мы. к тебе идем венки завивать.

Кроме березы, вились венки из веток черемухи и ароматной зелени: аира, букавицы, полыни и других растений, которые имели культовое значение в славянском быту. Причем в каждом районе такой обряд имел несколько значений. Например, в одних местах количество венков соответствовало количеству ухажеров, в других — сообразно количеству членов семьи (каждый веночек соответствовал конкретному человеку). Такие веночки развешивали в лесу на березах и оставляли там на всю неделю. Вокруг каждой такой березы водили хороводы, пели песни:

С поверьем, что троицкие растения обладают магической силой, связан обряд венчания скота. Венок надевали на рога коровы или вешали над дверями хлева, хранили весь год и использовали для лечения животных.

Чтобы обеспечить высокий урожай, иногда после обедни служили специальный молебен. С ним связан обычай плакать на цветы — ронять слезинки на дерн или на пучок цветов.

После завершения богослужения в церкви все участники отправлялись на кладбище, где украшали ветками березы могилы и устраивали угощение. Помянув умерших, уходили домой, оставив на кладбище еду.

Считалось, что в Зеленые Святки на земле появляются русалки — души умерших девушек и маленьких детей. Они сидят на ветках берез, прячутся в полях, водят хороводы, а в Петровское заговенье покидают этот мир. С поверьем связан обряд похорон или проводов русалок (Костромы).

Рубрики:Славяне

Метки: Троица

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Источник

Троица — девичий праздник

что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть картинку что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Картинка про что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест

Елена Юркина «Хоровод на Троицу»

Начало. В народном сознании праздник Троицы часто связывали с образом Богородицы, что нашло отражение и в троицких песнях: «Благослови, Троица! Богородица!»; «Алилей! Семик, Троица! Семик, Богородица!» (Денисова И.М. 1995. С. 162). Это представление объясняется тем, что в некоторых местах под Троицей понимался образ божественной семьи: Бога-Отца, Богоматери, Бога-Сына.
Троица почиталась в народе за большой праздник, к нему тщательно готовились: мыли и убирали дома, занимались приготовлением блюд для праздничного стола, заготавливали зелень (см. Троицкая зелень).

В русской традиции праздник Троицы связывался прежде всего с почитанием растительности, расцвет которой приходился как раз на это время. Символом праздника, главным атрибутом многих обрядовых действий была береза (см. Троицкая березка). На растущих березах обычно «завивали» ветви, переплетая их друг с другом, с травой, цветами, лентами, полотенцами и т.д. Со временем их обязательно «развивали», считая, что в противном случае дерево может «обидеться» (см. Завивание берез). В некоторых местах березы срубали, украшали, рядили в девичью/женскую одежду и вносили в поселения, в дома, совершали с ними обходы засеянных полей, лугов, деревень, изб. Участники трапез, проходивших около берез устраивали ритуальное «кормление» дерева. Девушки кумились с березой и называли ее в течение праздника «кумой» (см. Кумление); ее использовали в гаданиях. Часто троицкая березка становилась центром народного гулянья Троицкого дня.

что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть картинку что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Картинка про что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест

Нарядно одетые девушки прогуливались при всеобщем собрании народа вдоль своей или центральной деревни, а также собирались около приходского храма. В Можайском у. Московской губ. в церковную службу Троицкого дня входил специальный девичий молебен. К этому дню были приурочены ритуальные действия, совершаемые образуемыми в весенне-летний период временными объединениями девушек и молодок: начальный или финальный этап кумления, крещения и похорон кукушки, ряд обрядов с березой (см. Троицкая березка, Завивание берез), коллективный сбор лекарственных трав.

что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть картинку что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Картинка про что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест

Для Троицы характерны девичьи гадания на будущее с пусканием на воду троицких венков (Троицкий венок), завиванием берез, киданием обрядового деревца в реку (см. Троицкая березка).

что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть картинку что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Картинка про что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест

Дерево (в основном, береза) использовалось в гаданиях и иначе: девушки бросали в него ложки; чья ложка упадет на землю, а не застрянет в ветвях, та девушка раньше других выйдет замуж.

что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть картинку что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Картинка про что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест

Источник

Невесту по кругу. Как обходились с женщинами древние славяне

У древних славян девушки имели больше прав и привилегий по сравнению с женщинами Востока или гречанками. Они жили под охраной отцов, вели свободную жизнь и до замужества могли иметь любовников и рожать детей. Более того, мужчины охотнее женились на тех, у кого уже был ребёнок, ведь это гарантировало, что его жена не будет бесплодна.

Замужем они лишались девичьих привилегий и полностью оказывались во власти мужа, а если он умирал, вдову могли живьём сжечь в погребальном костре или заживо похоронить в могиле.

Замужняя женщина не имела права изменить мужу: изменники — и жена, и любовник — наказывались смертью, причём извинения не принимались.

Несмотря на такую «строгость нравов», у древних славян существовало право первой ночи, когда жених должен был уступить свою будущую и часто ещё девственную жену знакомым, родственникам, а иногда и совершенно посторонним людям.

Женщин умыкали и принуждали

что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть картинку что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Картинка про что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест

Брачные обычаи славян были разными. У полян, кривичей и словен они были более цивилизованными: семьи действовали по предварительному сговору, спрашивали согласия девушки, после чего родители приводили невесту в дом жениха и несли приданое. Несколько жён могли иметь только князья и знать, остальные жили с одной супругой.

Более архаичные браки существовали у древлян, родимичей, вятичей и северян. Вплоть до крещения Руси в ряде поселений семьи были коллективными, а в некоторых местах было распространено многожёнство. Здесь воля девушки в расчёт не принималась. Мужчины договаривались между родами, а потом невесту просто «умыкали» и принуждали к браку. Традиция «умыкания невесты» практиковалась и без сговора. Проще говоря, незамужнюю женщину и особенно молоденькую девушку мог насильно увезти любой, кому она приглянулась.

Даже после принятия христианства такие традиции сохранялись веками. И особенно это касалось традиций, связанных со свадьбой и смертью. Пусть теперь молодых и везли венчаться в храм, это не мешало до XVII века, а в некоторых местах и позже, соблюдать один из самых диких обычаев — право первой ночи, когда то, что должно было совершаться тайно, становилось достоянием всей деревни.

что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть картинку что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Картинка про что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест

Брачное ложе чаще всего устраивали в доме жениха, а брачная ночь должна была состояться в первый день свадьбы. Молодым стелили в холодном помещении на полу: в подклети, хлеву, амбаре, сеннике. Обычно постель приносилась в качестве приданого невесты. Её стелили не только женщины, этим могли заниматься дружка жениха (приятель) и сваха или только мужчины, например дружка или деверь. В центральных регионах Московской Руси для этого назначался специальный человек — «кормовой».

В постель часто подкладывали предметы, имеющие эротическое значение: полено с сучком, чурбаны, плётку, тряпичных кукол, вожжи. Уже во время пира каждый из присутствующих имел право прижать невесту к стене — «чтобы привыкала».

Проводы молодых в спальню сопровождались эротическими песнями, грубыми выкриками и советами молодому мужу получше «порыться в меху». В спальне дружка хлестал плетью по стенам и старался выгнать из постели парочку, которая во время пира «грела постель», занимаясь плотским грехом, — это считалось залогом будущего хорошего секса жениха и невесты.

Постель приходилось выкупать. После чего невеста снимала с жениха сапоги в знак покорности, а потом её раздевали. Иногда это делал жених, а иногда дружка или сват. Венец невесты разрезали ножом или косой; девушку раздевали до рубашки, а иногда меняли на новую.

что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть картинку что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Картинка про что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест

В покое молодых не оставляли ни на минуту: специальный человек — «клетник» — ездил вокруг амбара, якобы охраняя молодую пару, дружка поминутно кричал: «Чи вже?», пьяные гости интересовались, как идут дела, и плясали, изображая половой акт.

Если дела у жениха шли неважно, то в спальню к молодым запускали более опытную пару — для демонстрации процесса. Если и это не помогало и растерявшийся жених не был в состоянии исполнить долг, в тех регионах, где засвидетельствование девственности невесты в первую брачную ночь было обязательным, начиналось невообразимое.

Первым делом звали «боярина» — старшего на селе, чтобы исправил оплошность жениха. Если его не было, то звали родственников жениха: под Харьковом и под Сумами — дядю или отца, в районе Бреста — старшего брата, в Черниговской области — свата. Звали дружку, приятеля или деверя — мужа сестры, в некоторых сёлах под Житомиром для этого приглашали специального «свадебного музыканта».

В некоторых местностях невеста должна была первую брачную ночь провести с другом жениха, а в некоторых сёлах её клали между опытными мужчинами. Немудрено, что к утру всё это могло закончиться настоящей свалкой.

Да и обычай похищения невесты у жениха его друзьями у славян не так уж и невинен, как может показаться неискушённому человеку. Невесту крали с одной лишь целью — посмотреть, что досталось другу.

Как только невеста лишалась девственности, мужчины должны были засвидетельствовать это всем гостям — вынести её рубашку или простыни на обозрение. Гости в ответ били посуду.

что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть картинку что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Картинка про что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест

Ранним утром молодых будили шумом, битьём горшков о стену, стуком в дверь, песнями и криками. Молодую жену вели к колодцу — для ритуального умывания. После такой брачной ночи это было необходимо. В произошедшем никто из гостей не видел ничего особенного — всё взрослое население с удовольствием предавалось подобным игрищам на русалии и на Ивана Купалу.

Обычай отдавать в первую ночь невесту «на пробу» старосте или старейшине общины был законодательно запрещён княгиней Ольгой в 946 году, после того как она приняла православие. Отныне и навсегда право первой ночи заменялось выкупом. Так было вплоть до закабаления русских крестьян, когда помещики снова вспомнили о праве первой ночи и вплоть до 1861 года совершенно безнаказанно растлевали невинных девушек и девочек.

Кстати, великая княгиня Ольга запретила и близкородственные браки, которые были распространены у славян. А сексуальные оргии с налётом мистицизма снова стали практиковаться раскольниками лишь в XVIII−XIX веках, когда в России появилось множество очень странных сект, многие из которых отрицали брак, но допускали сожительство и под видом «радений» предавались греху.

Источник

Троица без березки, что рождество без елки эксклюзив

что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Смотреть картинку что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Картинка про что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест. Фото что по традиции сжигали девушки на троицу чтобы селе было больше невест

Троица – один из самых больших христианских праздников, отмечаемых на 50-й день после Пасхи. Однако корни его уходят глубоко в народные, даже в языческие традиции. Этнически он всегда совмещался с Семиком и русалиями, основные ритуалы которых связаны с культом растений, девичьими гуляниями и поминанием усопших.

Главным объектом поклонения в эти дни становилась береза. Существовала пословица: «Троица без березки, что рождество без елки». Ведь дерево выпускает почки одним из первых, сок его очень полезен, отвар из листьев обладает лечебными свойствами, дрова дают много тепла, из коры-бересты делают туески, короба и обувь. Вот и наделяли березу особыми магическими силами. Даже могилы обметали березовыми вениками, чтобы прогнать нечистых духов, в изобилии живущих на кладбищах. На Троицу дома и храмы до сих пор украшают березовыми ветками, пол устилают свежескошенной травой, а священнослужители одевают в этот день зеленые ризы.

По-славянски

Готовиться к празднику начинали загодя. В четверг в русских, белорусских и украинских селах незамужние девушки отправлялись в лес или на берег реки, выбирали ритуальную березку с длинными, плакучими ветвями. А найдя, начинали их «завивать»: сплетать в косы, связывать лентами, пригибать к земле и закреплять колышками. После чего водили вокруг дерева хороводы с песнями, затем рядышком устраивали маленькую пирушку. Ели яйца, блины, пироги, пили домашнее пиво.

На Украине кроме березы, в эти дни особо почитаем был тополь. Существовал обычай, так и называвшийся «водить тополь»: выбирали стройную, высокую девушку, олицетворявшую собой это дерево, украшали ее бусами, ленточками, платками, водили с песнями по селу и полям, стремясь заручиться поддержкой сил природы для получения хорошего урожая.

В субботу, перед Троицей, проводили обряд кумления: срубали маленькие березки, связывали их, и через получившиеся ворота проходили парень с девушкой. После молодежь становилась в общий круг и пела песни, очень схожие с предсвадебными. В середине хоровода стояла зрелая женщина с полотенцем, которым она накрывала пары, после чего юноша и его подруга весь вечер проводили вместе.

Еще один из вариантов кумления, когда две девушки подходили с разных сторон к висевшему на березе венку, троекратно целовались через него и говорили друг другу: «Покумимся, кума, чтобы нам с тобой не браниться, вечно дружиться». Затем обменивались нательными крестиками и небольшими подарками. Покумившиеся девушки называли друг друга кумой, кумочкой, гуляли вместе по деревне, поверяли друг другу секреты. Считалось, что покумившиеся барышни вступали в некое духовное родство. В воскресенье, следующее за Троицей, подружки снова отправлялись на место кумления. И под песню: «Я в лес пойду, я венок разовью, раскумися, кума, разбранися, душа», развивали венки, возвращали друг другу подарки. Это означало, что узы, связавшие товарок, распадались. Обряд кумовства символизировал половую зрелость девушек, их готовность вступить в брак.

А непосредственно в Троицыно воскресенье шли в лес «развивать» березку. С песнями и хороводами освобождали ее от всех украшений. Попутно разговаривали с кукушкой, сколько раз она прокукует, столько лет девушка еще проведет в родительском доме. В Воронежской и Новгородской областях березку нередко срубали, наряжали платками, цветами и бантами, носили с песнями по селу, потом устанавливали на центральной улице. А в день Троицы снимали все украшения и пускали вниз по реке, с просьбами о хорошем урожае и благоденствии для всей деревни.

Ближе к ночи начинались гадания: девушки плели венки и бросали их в реку. Если венок быстро приставал к берегу, значит, его хозяйке в этом году замужество не светит, если уплывал далеко или прибивался к другому венку – жди скорой свадьбы. И не дай Бог, венок утонет, тогда уж точно крупных неприятностей не избежать. Парни отлавливали венки и за поцелуй возвращали хозяйкам. Такой венок бережно хранился до самой свадьбы, но после венчания его обязательно нужно было расплести и сжечь.

В Белоруссии венки вешали на завивальную березку, а в Троицу приходили в лес и смотрели, что с ними произошло. Интересно, что в одних деревнях завядшие цветы предвещали неприятности, а в других – скорое замужество. Но почти везде считали, что если венок остался свежим – сбудется самое заветное желание.

На всякий случай в венки вплетали полынь – действенное магическое средство от русалок, а то ведь утащит украшение и жениха отобьет. За несколько дней перед праздником женщинам запрещалось заниматься рукоделием – прясть, вышивать, шить, чтобы не злить русалок, которые когда-то тоже были девушкам, а теперь лишены удовольствия, получаемого от простых домашних дел. Вся неделя перед Троицей называлась русальной. Считалось, что в это время утопленницы выходят из воды на берег и, принимая человеческий облик, ходят между людьми. Потому опасно было отправляться по одному в лес или на речку, русалки могли защекотать до смерти и утащить на дно водоема.

«Зеленые святки»- 7 дней после праздника, были последними мясоедными после них начинался Петров пост. Потому доедали оставшиеся мясные припасы, в изобилии пекли блины.

В Смоленской губернии в завершении праздника крали у местного пасечника старый улей и сжигали его на выгоне или на краю ржаного поля. Вокруг костра водили хороводы, устраивали гуляния. Ритуал местные крестьяне объясняют так: «Как хорош огонь, так будут и пчелы роиться».

По-чувашски

Накануне женщины и дети ходят в лес и овраги, собирают лечебные травы и коренья, приговаривая: «На семик надо найти семьдесят и семь видов разных трав с опушки семи лесов, с вершин семи оврагов». Возвращаются с вениками и ветвями разных деревьев. Ветки, чаще всего рябиновые, втыкают в окна и ворота, считая, что они предохраняют от злых духов.

Накануне обязательно топят баню, где готовят отвар из тех самых «семидесяти семи трав» и веник «из семидесяти семи веток». Приглашают помыться умерших предков. Собранные в Çимĕк лечебные травы хранятся в течение всего года. После бани устраивается обильная трапеза с пирогами, блинами и домашним пивом. Первые три блина выносят во двор и бросаются в костер из старых лаптей, зажженный у специального столба мăн кĕлĕ. Это трапеза для ушедших в мир иной. В доме хозяин или самый старший член семьи зажигает ритуальные свечи у дверей и вокруг блюд и напитков, затем совершает молитву. Любой член семьи, прежде чем отведать то или иное кушанье, должен отложить небольшую часть в специальную посуду, назвав каждого усопшего сородича по имени. Полагается произнести имя умершего столько раз, сколько он прожил на земле. В Чувашии помнят своих предков, как минимум, до седьмого колена, а то и до девятого.

После исполнения ритуального поминания разрешается петь и плясать. Это должно увеселить предков, согласно поверью, радость на этом свете передается и на тот.

По-мордовски

В традициях Коми

В Коми семик отмечается, опять же, на седьмой неделе после Пасхи. В Троицкую неделю праздничные дни следуют один за другим. Общеизвестные: семик (четверг), родительская суббота и распространённые у коми-пермяков именины леса (тоже суббота), воды (воскресенье) и земли (понедельник, в Духов день).

«Семик – двойной праздник: для покойных, и живых. Покойным – до обеда, живым – с обеда до ночи. Другого такого на земле не было и нет». Как к любым поминкам, впрок припасают продукты: преобладают рыбный пирог, оладьи, шанежки с крупой на сметане, селянка. Также варили овсяный кисель и подавали его напоследок.

В дореволюционную пору коми-пермяки поминальную церемонию начинали с возжигания свечей и лампадки, и короткой молитвы. Затем подавали на стол мёд, сусло пивное и квасное, горячие оладьи и шанеги. Последние клали прямо на скатерть, разламывали и приглашали угощаться души умерших, говоря: «Локтб вошшб!» (Приходите, питайтесь – угощайтесь). Душа, по поверью пермяков, невидимая и неосязаемая материя в виде газа, потому она напитывается исходящими от кушаний запахами. И каждая хозяйка старается печь и жарить так, чтобы по всему дому вкусно пахло разными блюдами.

Когда семья садится за стол, режется рыбный пирог, подаются пельмени, и старший в семье ещё раз просит души покойных напитаться запахами яств и питья.

Одновременно один-три человека из семьи отправляются на кладбище и тоже берут с собой разную снедь. В этот день не возбраняется пить возле могилы не только крепкую брагу, но и водку. Однако старинный обычай предписывает не ходить на кладбище в слишком красивом, цветастом одеянии и пышных головных уборах.

Семицкими вечерами, когда молодёжь развлекалась на игрищах, оставшиеся дома старики мастерили деревянные игрушки, вырезали уточек и гусей, куколок, похожих на русалок, делали свистульки (пиксан) и резные узорчатые трости-палочки (пегануки). Все поделки раздавались малышам.

Поздним вечером устраивался завершающий ритуал – прощание с берёзкой. Её откапывали, брали на руки, вставали в длинную колонну лицом к селу. Несущий деревце начинал двигаться вдоль очереди. Одновременно выходил замыкающий, обгонял берёзку и становился в голове колонны. Образовывалась непрерывно движущаяся цепочка, звучали музыка и песни. Этот Троицкий обряд назывался Кузь гаг («длинный червяк»). Постепенно процессия достигала окраины села. Здесь берёзку укладывали возле изгороди и окончательно прощались с ней до будущей Троицы. В благодарность за доставленную радость ее опрыскивали пивом и брагой.

По-кряшенски

Кряшены, этноконфессиональная группа, проживающая в Татарстане, Башкирии, Удмуртии, Челябинской, Самарской и Кировской областях.

В праздновании Троицы у них также просматриваются корни архаических культов предков: ублажение духов земли и воды, важное для будущего урожая, поминовение усопших и манипуляции с березкой, ритуальное хлестание друг друга вениками и обливание водой. Все, чтобы привлечь благополучие. Каждое действие сопровождается пением молитв на татарском языке и исполнением уникального Троицкого напева, число вокалистов в этот день достигает 300 человек и больше и слышен он на многие километры вокруг.
Троица, или Тройча, в сознании кряшен соединяется с днем почитания березы — каен бэйрэме. Дерево становится центральным объектом праздника. С особыми песнями березу везут на телеге в село. Обычно в роли лесорубов выступают молодые мужчины, которые хотят жениться. Считается, кто рубит березу на Троицу, вступит в брак в ближайший год. На улицу выходят все жители, в руках они держат березовые ветки и хлестают друг друга, чтобы привлечь благополучие. Вокруг украшенных лентами и платками деревьев водят хороводы, исполняют короткие напевы, похожие на русские частушки.

Все народы и по сей день стараются отметить Троицу с размахом, чтобы уж точно заложить основы благополучия на целый год, до будущего лета

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *