что православие говорит о крещении святым духом
Крещение Духом Святым
Троица – это праздник сошествия Духа Святого на землю, которое произошло на пятидесятый день после воскресения Христова. Вот почему этот праздник еще называют Пятидесятницей.
В тот день Дух Святой в виде языков пламени сошел на апостолов, собравшихся в горнице. Апостолы стали говорить на иных языках и получили сверхъестественную силу от Бога, чтобы нести Евангелие «до края земли». Именно в этом и заключается основное предназначение крещения Духом Святым. Оно необходимо для того, чтобы служить Богу и распространять весть о Нем. Ведь человек, когда начинает рассказывать о Господе, сталкивается со сверхъестественным дьявольским сопротивлением и ему нужна против этого сверхъестественная сила, которую он и получает через крещение Духом Святым.
Исполнение обетования
Есть много обетований (обещаний Божьих – ред.) крещения Духом Святым. Иисус Христос незадолго перед Своим вознесением сказал: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк.24:49). Позже Христос говорил о Духе Святом не просто как об обетовании, но давал повеление: «…собрав их (учеников), Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима» (Деян.1:4). Конечно, ученикам хотелось бежать и рассказывать всем, что Христос воскрес! Но они исполнили повеление Христа. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2:1-5). На шум сбежались люди и спрашивали: «Что это значит?» Тогда Апостол Петр поднялся и сказал: «…это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего» (Деян.2:16-18). Говорение на иных языках было знамением исполнения обетования Божия об излиянии Духа Святого на землю.
Петр начал проповедовать пришедшим, и его проповедь сопровождалась силой Духа Святого. Люди, слыша это огненное слово, умилялись сердцами и задавали вопрос: «Что нам делать, мужи, братия?» «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит это обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян.2:38-39). Как видите, это обетование принадлежит не только апостолам или первым христианам, но всем, «кого ни призовет Господь Бог наш»! Иисус пришел на эту землю, чтобы очистить нас от грехов. И затем в очищенное сердце приходит Святой Дух. Алиллуйя!
Основная цель крещения Духом Святым
Что такое иные языки
Как получить крещение Духом Святым
О КРЕЩЕНИИ ДУХОМ СВЯТЫМ
Что говорит Слово Божие о крещении Духом Святым?
Когда задаешь верующему вопрос: “Имеешь ли ты Духа Святого?”, обычно ответ бывает твердый и определенный: “Да, я верю, что имею Духа Святого”. Но на вопрос: “Крещен ли ты Духом Святым?”, часто слышишь или “Не знаю”, или “А что это такое — крещение Духом Святым?”
Это происходит от того, что мы недостаточно вникаем во-первых, в себя, чтобы распознать свидетельство Духа, что мы — Его (Рим. 8:16), во-вторых, — в учение, чтобы быть готовым дать ответ всякому, требующему у нас отчета в нашем уповании (1 Пет. 3:15).
В предлагаемой статье я имею в виду с помощью Господа, на основании Его Слова дать ответ на вопрос: что значит крещение Духом Святым?
Прежде всего прочтем все места из Слова Божьего, где говорится о крещении Духом Святым.
Итак, по свидетельству всех четырех евангелистов, Иоанн Креститель в своей проповеди указывал на один отличительный признак грядущего Мессии: крещение людей Духом Святым.
Вот места из Слов а Божия, в которых упоминается о крещении Духом Святым. Возникает вопрос: “В чем же заключается крещение Духом Святым?” Крещение Духом Святым есть ни что иное как получение верующим “обещанного от Отца” Духа, о чем Он говорил ученикам: “Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне” (Ин. 15:26).
Итак, если верующий получил “обещанного от Отца”, значит он крещен Духом Святым.
Получение верующим обетованного Святого Духа в Слове Божием называется различно. Отсюда происходят различные заблуждения людей, превратно толкующих Слово Божие. Читая его внимательно, мы видим, что в одних местах получение Духа называется “крещением”, в других местах это же событие называется “исполнением Духа” (Деян. 9:17), “рождением от Духа” (Ин. 3:5-6), “помазание” (2 Кор. 1:21, 1 Ин. 2:20), “сошествием Святого Духа” (Деян. 1:8) и т. д., верующие “напоены” (1 Кор. 12:13), “запечатлены” (Еф. 1:13, 4:30), “освящены” (2 Фес. 2:13, 1 Пет. 2:22).
Значит ли это, что верующий должен быть сначала рожден от Духа, потом запечатлен, потом освящен Духом, потом должен получить залог Духа, а дальше — напоен Духом, затем помазан, потом крещен и т.д.? Конечно, нет! Все эти выражения означают одно и то же событие — оно совершается один раз в нашей жизни, когда мы, “услышавши слово истины, благовествование нашего спасения” (Еф. 1:13-14), обращаемся к господу, получаем у Него прощение и вечную жизнь. Духовно омытые Его кровью, мы запечатлены (или освящены, помазаны, крещены и т.д.) обетованным Святым Духом. Он приносит нам мир, радость и прочие плоды (Гал. 5:22), Он же свидетельствует духу нашему, что мы Его дети (Рим. 8:16).
Как происходит возрождение?
Мы признаем, что возрождение заключает в себе два момента: “рождение от воды”, то есть принятие Слова Божьего, и “рождение от Духа”, то есть принятие Духа Святого. Мы признаем также, что рождение от Духа и крещение Духом — одно и то же.
Постараемся теперь определить точнее, что значит “родиться от воды” и что значит “родиться от Духа”. “Трясуны” (пятидесятники) утверждают, что возрожденный христианин может не иметь Духа Святого, потому что возрождение происходит от Слова Божьего. Мы же, баптисты, веруем, что без получения Духа Святого не может совершиться духовное возрождение человека.
Правда, апостол Иаков с своем Послании говорит: “Восхотев, родил Он нас Словом истины” (1:8). Также и Петр называет верующих возрожденными “от нетленного семени — от Слова Божия” (1 Пет. 1:23). Но отсюда вовсе еще не следует, что возрождение верующего совершается через одно только слышание и принятие Слова Божьего. Это лишь один из моментов в процессе возрождения, одно из необходимых условий, без которого не может произойти рождение свыше. Но само по себе слышание и принятие Слова Божьего еще не ставит нас в число людей, “которые не от крови, ни от хотения плоти, но от Бога родились” (Ин. 1:13). Рожденные от Бога — это те, которые родились “от воды и Духа”. “От воды” — значит приняли Слово Божье, а “от Духа” — приняли Духа Святого.
Этот двойной процесс возрождения “от воды и Духа” весьма наглядно изображен также апостолом Павлом в Послании к Ефесянам: “В Нем и вы, услышавши Слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего” (1:13-14). Апостол отметил здесь три момента:
Для того, чтобы уверовать, нужно услышать, а для того, чтобы быть запечатленным, нужно прежде уверовать. И все вместе — слышание Слова, вера и получение Святого Духа — производят возрождение.
В Деяниях апостол Петр указывает еще на покаяние и крещение как на условия получения Святого Духа: “Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа” (Деян. 2:38).
Итак, весь процесс возрождения можно изобразить словами:
Может ли произойти возрождение без принятия Святого Духа?
В рассмотренных выше местах Слова Божьего мы находим вполне определенный ответ на поставленный вопрос. “Рожденные от Бога” — это те, которые родились “от воды и Духа”. Беседа Иисуса Христа с Никодимом в этом отношении для нас особенно поучительна и с несомненной ясностью указывает нам на то, что возрождение наше не может произойти без участия и без принятия Святого Духа.
Объясняя Никодиму тайну второго рождения, Иисус указывает на Духа Святого как на виновника этого события в жизни верующего. На вопрос Никодима: “Как может человек родиться, будучи стар?”, Иисус отвечал: “Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух” (Ин. 3:5-6). Следовательно, при рождении свыше происходит нечто подобное тому, что при плотском рождении: Дух Святой передает рождающемуся человеку нечто от Своей Божественной, небесной природы, подобно тому, как при плотском рождении человек воспринимает характер своих родителей.
Апостол Павел связывает возрождение с получением Святого Духа, когда говорит: “Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего” (Тит. 3:5).
А если бы Дух Святой не излился на нас чрез Иисуса Христа, могло ли бы в нас произойти возрождение и обновление Святым Духом? — Конечно, нет! Потому что “рожденное от плоти есть плоть” и только то, что рождено от Духа есть дух. Следовательно, без получения Духа Святого не может произойти и рождение свыше, или возрождение.
Когда верующий получает Духа Святого?
Выше мы установили, что весь процесс возрождения заключается в слушании и принятии Слова истины, в вере, покаянии и в получении Святого Духа. Человек покаявшийся — это дом выметенный и убранный, но еще не занятый (Мф. 12:44). Для того, чтобы дом нашего сердца был занят, нужна вера (Гал. 3:2, 14). И если вера уже есть, остается лишь одно — сказать Господу: “Приди и поселись во мне Духом Твоим Святым”. Иоанн говорит в своем Послании, что когда мы “просим чего по воле Его, Он слушает нас; а когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него” (1 Ин. 5:14-15).
Молитва о получении Святого Духа есть молитва “по воле Его”. Поэтому, раз мы просили Господа о Духе Святом, мы, полагаясь на Его обещание, верим, что получили просимое. Основание нашей веры — не знамения, которых требовали фарисеи, искушая Господа (Мф. 12:38-39, 16), и не какие-либо особые переживания, которые могут быть обманчивы, но, прежде всего — Слово Божие, которое истинно и верно (Откр. 21:5) и которое нам говорит: “Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам” (Мк. 11:24).
Следует при этом отметить, что хотя молитва о получении Духа Святого желательна, но она не всегда бывает обязательна: Дух Святой Сам приходит в наше сердце и поселяется в нем как только видит его готовым и убранным, — что произошло, например, в доме Корнилия во время проповеди Петра (Деян. 10:44).
Обычно возрождение и получение Святого Духа совершается одновременно, что мы видим из следующих слов апостола Павла: “Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления” (Еф. 4:30). Заметим: здесь не сказано: “Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым некоторые из вас запечатлены в день искупления” и, следовательно, некоторые не запечатлены. Здесь не сказано также “может быть запечатлены”, но определенно и с полной уверенностью апостол Павел утверждает: “Вы запечатлены в день искупления обетованным Святым Духом”. При этом Павел указывает даже день, когда верующий бывает запечатлен Святым Духом Божьим. Этот день он называет “днем искупления”. Каждому из нас памятен этот “чудный день, когда Господь меня простил и мир мне в сердце подарил”. Это — день, когда мы стали “новой тварью” (2 Кор. 5:17), когда мы воскресли со Христом (Кол. 3:1), чтобы “ходить в обновленной жизни” (Рим. 6:4).
Итак, день искупления есть тот день, когда мы были крещены (или запечатлены) обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего (Еф. 1:13-14, 4:30).
Что значит “залог Духа”?
Когда у нас спрашивают: “Имеете ли вы Духа Святого?”, мы часто на основании Слова Божьего отвечаем: “Да, я имею залог Духа”. Возникает вопрос: достаточно ли иметь залог Духа, или кроме того мы должны быть еще особо крещены Духом Святым?
Существует странное и противоречащее Слову Божьему учение, распространяемое “трясунами” (пятидесятниками и харизматами), что Дух Святой находится “возле” верующего, если он имеет только залог Духа, и что Дух Святой входит внутрь человека, когда он бывает “крещен” Духом Святым.
По этому вопросу во 2 Кор. мы читаем: “Утверждающий же нас с вами во Христе и Помазавший есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши” (2 Кор. 1:21-22). Апостол Павел здесь не говорит, что залог Духа подается, чтобы обитать “вокруг да около” верующего, но что он дан в “сердца наши”, значит Он обитает внутри нас.
Кто имеет залог Духа в своем сердце, тот не нуждается больше ни в каом новом крещении Духом, потому что залог Духа есть именно Тот обетованный Святой Дух, Которого Господь обещал послать ученикам. Это мы видим из Еф. 1:13-14. Апостол Павел говорит: “В Нем и вы, услышавши Слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего”. Это значит, что получить залог Духа, или быть запечатленным обетованным Святым Духом, — одно и то же, как и получение обетованного Духа есть то же самое, что и крещение Духом Святым.
Следовательно, Слово Божие, говоря о получении обетованного от Отца Духа, или о залоге Духа, или о крещении Духом, — говорит об одном и том же событии.
Апостол Павел, говоря о Духе Святом, обычно употребляет выражение “залог Духа”, и только один раз употребляет слово “крещение Духом”. Это объясняется, по-видимому, тем, что слово “залог” лучше выражает ту цель, с которой нам дается Дух Святой, нежели слово “крещение”. А эта цель заключается в свидетельстве или удостоверении, что мы — Его. Апостол Павел придавал чрезвычайно важное значение вопросу о сохранении залога Духа Святого.
В 2 Тим., которое Павел написал в конце своей жизни, он пишет: “Я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на день оный” (2 Тим. 1:12). “Сохранить залог мой на день оный” — вот о чем заботился в то время этот великий труженик на ниве Божьей. Течение его жизни подходило уже к концу. Он был заключен в римской тюрьме. В это время все его оставили (2 Тим. 4:16). Как добрый воин Иисуса Христа, он мужественно переносит все страдания. Но силы для этого и поддержку Он черпает не в чудесах, не в языках, не в даре пророчества, но в смиренном уповании, что “Он силен сохранить залог мой на день оный”.
Поэтому сохранить залог Духа, Которым мы были запечатлены в день искупления (Еф. 1:14-15) — самое главное; это все, что нужно нам, чтобы наследовать вечную жизнь, а с нею — великие и драгоценные обетования, данные нам в Слове Божьем.
Имеем ли мы свидетельство Духа?
Джон Буньян называет залог Духа нашим паспортом. Всякая душа, которая приблизится к воротам небесного города, должна будет представить это удостоверение. Никакие другие свидетельства и рекомендации не будут иметь силы, и никто, не получивший на земле удостоверения или потерявший его, не будет пропущен в ворота.
Залог Духа будет о нас свидетельствовать не только в будущей жизни, но Он свидетельствует нам и теперь о том, что мы, негодные грешники, стали близкими Богу, стали его детьми.
“Трясуны” у нас спрашивают: “Вы имеете свидетельство?” — Да, имеем: “Верующий в сына Божия имеет свидетельство в себе самом”. Откуда это свидетельство? Кто нам сказал, что мы прощены, спасены и имеем жизнь вечную? — Дух усыновления, Которым мы взываем: “Авва, Отче!” Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божьи (Рим. 8:16).
Если бы у меня кто спросит: “А в чем, брат, заключается это свидетельство Духа? Есть ли какой-нибудь особый голос, подобный человеческому, или какое-либо видение, или знамение, которое можно видеть глазами или описать нашим человеческим языком?” — Нет! Это не есть ни голос, подобный человеческому, ни видение, ни знамение, но в то же время это есть нечто совершенно реальное, то, на чем держится вся наша вера, вся наша духовная жизнь. Я бы сказал, что свидетельство Духа — это то, чего мне не доставало до моего обращения и возрождения! Какие добрые дела я ни совершал, сколько я ни молился, и как я ни старался сам приблизиться к Господу и убедить себя, что я спасен и принадлежу Ему, — я все же чувствовал, что я не спасен и что я Ему не принадлежу. И никто из людей не мог меня убедить в том, что я имею жизнь вечную и имею право называться чадом Небесного Отца, пока в день искупления я не был запечатлен Святым Духом, Который и засвидетельствовал мне, что я — Его.
Апостол Павел спрашивает: “Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?” Если никто не знает, что происходит внутри нашего духа, кроме нас самих, то это просто потому, что наш человеческий язык оказывается бессильным и не способным передать то, что происходит внутри нашего духа. Точно также, когда мы читаем в Слове Божьем о “неизреченной радости” (1 Пет. 1:8), о “воздыханиях неизреченных” (Рим. 8:26), или о “неизреченных словах” (2 Кор. 12:4), которые производятся и передаются нам действием Святого Духа, мы можем лишь сказать, что для нас, верующих, это является действительным и реальным свидетельством о том, что мы спасены, имеем жизнь вечную и принадлежим Господу, хотя показать другим это свидетельство мы не можем. Впрочем, свидетельство Духа дается нам не для того, чтобы показывать его другим, но для того, чтобы мы сами знали, стоим мы в господе или отклонились от Него, а то и вовсе отпали.
Свидетельство Духа Святого верующий может потерять, подобно тому, как люди теряют удостоверения, выдаваемые мирскою властью. Об этом предупреждают следующие слова Писания: “Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией” (Евр. 12:12), а также некоторые другие места того же Послания (Евр. 3:12, 6:4-6).
Дух Святой не сразу оставляет верующего, когда тот оскорбляет Его своими поступками, но прежде лишает его Своего свидетельства. Верующий вдруг начинает чувствовать, что ему чего-то недостает, что он что-то утерял. Он начинает беспокоиться, искать; он теряет мир, лицо его омрачается, радость оставляет его. Все это происходит потому, что Дух Святой, Утешитель, перестал свидетельствовать духу нашему, что мы — Его. Мы начинаем чувствовать себя как ребенок, которого мать, всегда бережно, с любовью водившая его за руку, вдруг оставила одного, да еще заперла в комнате за то, что он напроказничал.
И когда мы, совершив какой-либо грех, вдруг начинаем чувствовать себя одинокими, беспомощными, оставленными, запертыми в мрачной комнате сомнений, нам нужно скорей спешить через дверь покаяния обратно к Богу, и Дух Святой, Утешитель, от Которого мы родились для вечной жизни, не замедлит засвидетельствовать нам, что мы снова в Его руках.
Иногда христианин, испортив или потеряв свое удостоверение, хочет его восстановить, но не там, где оно было выдано, а где-то в другом месте. Там ему обещают другое удостоверение, очень похожее на настоящее, и даже как будто лучше, чем прежнее. Так и фальшивые деньги: они на вид иногда лучше, чем настоящие, и даже нельзя бывает узнать, что они фальшивые. И только определив внутренний состав монеты, можно узнать, что она фальшива.
Так и “трясуны”-пятидесятники, или харизматы, подходят к нашим ослабевшим или падшим братьям и сестрам, потерявшим свои удостоверения, и обещают им взамен новые, на вид даже лучшие, но фальшивые. И только при помощи точных весов Слова Божьего можно определить настоящую цену того свидетельства, которое показывают нам эти люди. Установивши их “пробу”, то есть внутреннее содержание их жизни по плодам их работы, можно бывает распознать этих лжеапостолов, принимающих на себя вид ангелов света.
Итак, дорогие братья и сестры, если бы кому-либо из нас пришлось испортить или вовсе утерять свое духовное “Удостоверение”, будем помнить, что нигде, ни в каком месте нельзя восстановить или исправить это удостоверение, как только вернувшись туда и в то состояние, в котором мы его получили впервые, то есть в состояние полного, искреннего и смиренного покаяния перед Богом!
Что такое крещение Духом Святым
«Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» КОР. 12:13
Как говорилось выше, Церковь Христова — это общество возрожденных людей, крещенных Духом Святым в одно тело — Его Церковь. Что же такое крещение Духом Святым? По- видимому, никакая другая истина в Слове Божьем не вызывала столько споров, разногласий и даже разделений, на протяжении веков, как истина о крещении Духом Святым. Противник наш диавол не только «ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Петр. 5:8), но часто «принимает вид ангела света» (2Кор. 11:14), чтобы посредством своего «хитрого искусства обольщения» (Еф. 4:14), вводить в заблуждение детей Божьих. Он приложил немало усилий для того, чтобы скрыть истинный смысл крещения Духом Святым от детей Божьих, чтобы затемнить этот смысл, или извратить его до неузнаваемости, как мы это видим в харизматическом движении. Сторонники этого движения понимают крещение Духом Святым, как проявление в человеке силы Духа Святого, сопровождаемое так называемым «говорением на иных языках». Такое понимание крещения Духом Святым является основной доктриной пятидесятнического и харизматического движений.
В протестантском христианстве было много благословенных тружеников на ниве Божьей (Финней, Торрей, Муди, Пен-Луис, Моррей и др.), которые не были пятидесятниками, но понимали, что крещение Духом Святым — это принятие полноты силы Духа Святого, по словам Христа: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями» (Деян. 1:8). Но это обетование Христа относится не к крещению Духом Святым, а к исполнению Духом Святым. И это обетование исполнилось в день Пятидесятницы: «И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:4).
Мысль о том, что в Деян. 1:5 Христос говорил об исполнении Духом Святым, которое произошло в день Пятидесятницы (Деян. 2:4) неверная. Эта ошибочная мысль возникла на том основании, что в Деян. 2гл. не говорится о крещении Духом Святым, а только об исполнении. Отсюда произошел неверный вывод, что Христос назвал исполнение Духом Святым в день Пятидесятницы (Деян. 2:4) крещением Духом Святым (Деян. 1:5), тогда как Он это исполнение Духом Святым в день Пятидесятницы назвал »принятием силы, когда сойдет на них Дух Святой» (Деян. 1:8).
Исполнение Духом Святым (в отличие от крещение) имело место многократно в жизни Апостолов и всей ранней Церкви (Деян. 4:8,31; 13:9). Как следует из этих мест Писания, исполнение Духом Святым производит сильные переживания в духе и душе человека и, как правило, проявляется видимым образом в служении детей Божьих. Обетование исполнения Духом Святым исполнялось в жизни многих христиан, в том числе и в жизни и служении указанных выше Божьих работников. К великому сожалению, эти труженики недостаточно внимательно отнеслись к евангельской терминологии и свой опыт исполнения Духом Святым называли крещением Духом Святым, что и привело к путанице в этом вопросе. Более подробно об исполнении Духом Святым говорится в третьей главе.
Среди христиан весьма распространенным является понимание, что выражение «крещение Духом Святым» является синонимом выражения «рождение от Духа Святого», что рождение свыше это и есть крещение Духом Святым. Но такое понимание крещения Духом Святым невозможно подтвердить Писанием, и поэтому такое толкование является произвольным. Несмотря на это, такое понимание очень распространено. Так, например, на сайте «Русский баптист» (www.rus- baptist.narod.ru) помещена статья (без указания автора) под названием «О крещении Духом Святым», в которой говорится:
«Крещение Духом Святым есть ни что иное, как получение верующим «обещанного от Отца» Духа, о чем Он говорил ученикам: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26). Итак, если верующий получил «обещанного от Отца», значит он крещен Духом Святым. Получение верующим обетованного Святого Духа в Слове Божием называется различно. Отсюда происходят различные заблуждения людей, превратно толкующих Слово Божие. Читая его внимательно, мы видим, что в одних местах получение Духа называется «крещением», в других местах это же событие называется «исполнением Духа» (Деян. 9:17), «рождением от Духа» (Ин. 3:5-6), «помазание» (2 Кор. 1:21, 1 Ин. 2:20), «сошествием Святого Духа» (Деян. 1:8) и т. д., верующие «напоены» (1 Кор. 12:13), «запечатлены» (Еф. 1:13, 4:30), «освящены» (2 Фес. 2:13, 1 Пет. 2:22)».
Несомненно, такое рассуждение является поверхностным и примитивным. Конечно, при желании или по непониманию, можно назвать синонимами слова с совершенно различным значением. Возьмем такой пример. Известно, что человек в своем развитии проходит различные стадии: зачатие, внутриутробное развитие, рождение, рост, созревание и, наконец, зрелость. Но при желании, все эти стадии роста можно назвать одним словом, например, развитием, на том основании, что все эти стадии являются единым процессом формирования человеческой личности. Духовная жизнь христианина, как указывалось выше, тоже подчиняется законам духовного развития и роста — от духовного младенчества до «мужа совершенного в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). И хотя каждый этап духовного роста происходит под воздействием Духа Святого, но нельзя не делать различия между действиями Духа Святого на разных этапах этого роста. Например, в процессе обращения грешника Дух Святой в первую очередь «обличает его о грехе» (Иоанн. 16:8), затем производит в нем веру и побуждает к покаянию.
После рождения свыше Дух Святой питает дитя Божие «чистым словесным молоком, чтобы оно возрастало во спасение» (1Петр.2:2). На этапе духовной зрелости Господь призывает христианина к служению и для этого наделяет его силой свыше через «исполнение Духом Святым» (Деян. 1:8; 6:3; Еф. 5:18).
И хотя все это производит один и тот же Дух Святой, но не логично считать, что между этими действиями Духа Святого нет никакой разницы. Все, что производит Дух Святой в человеке, при желании можно, конечно, назвать одним словом. Но если мы желаем более подробно изучить эту работу Духа Святого, то мы должны проанализировать эту работу, то есть разложить ее на составные части. Это обычный метод анализа библейского текста с помощью методов герменевтики и экзегетики. Таким образом, считать выражения «рождение от Духа Святого», «крещение Духом Святым» и «исполнение Духом Святым» просто синонимами — это совершать экзегетическую ошибку. Известный немецкий богослов А. Зайбель в своей книге «Церковь Иисуса: неужели подвергнется обольщению в последнее время?» пишет об этом следующее:
«Если же мы говорим об обретении Духа, о крещении Духом и полноте Духа, то мы должны эти выражения применять в том же смысле, как и в Библии. Мы не можем сказать: это лишь игра слов. Слова являются носителями духовных реалий и опыта, и история последних десятилетий в полной мере доказывает, что путаница слов приводила к духовной путанице. Так, например, известный американский проповедник Чарльз Финней назвал особый случай из своей христианской жизни крещением силой. Его друг и коллега, Аса Махэн, назвал это событие крещением Духом. Евангелист Торрей подхватил это выражение и дал развернутое его определение в своей книге: крещение Духом, считает он, есть особое явление, которое мы можем пережить после нашего покаяния и которое, вооружая на служение, наделяет нас силой свыше. Эту мысль Торрея подхватили основатели пятидесятнического движения и добавили лишь один признак, по которому мы узнаем, что приняли крещение Духом, и этим признаком является говорение языком. И вот уже готово учение, которое ныне перенимают миллионы верующих».
Итак, рассмотрим на основании Священного Писания, что же такое крещение Духом Святым. В Новом Завете семь раз упоминается о крещении Духом Святым: Мф. 3:11; Мр. 1:8; Лк. 3:16; Иоан. 1:33; Деян. 1:5; Деян. 11:16 и 1Кор. 12:13. В шести из этих семи мест Писания говорится, как об обетовании (в будущем) крещения Духом Святым, и в этих местах не говорится о значении крещения Духом Святым. И только в одном месте, а именно в 1Кор. 12:13 говорится о значении крещения Духом Святым. Там сказано: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Елены, рабы или свободные, и все напоены одним Духом». В этом месте слово «крестились» стоит в форме возвратного глагола, что не совсем точно отражает смысл оригинала. В английской Библии эта фраза звучит более точно: «Ибо все мы одним Духом были крещены в одно тело». Давайте проанализируем эту фразу.
Известно, что слово «крестить» дословно означает «погружать». А что означает «одно тело»? Какое тело имеет в виду апостол Павел? Конечно, он имеет в виду Церковь Иисуса Христа (1Кор. 12:27; Еф. 1:22-23; Кол. 1:18). Таким образом, все верующие в Коринфе, к ним же апостол Павел присоединяет и себя, были погружены Духом Святым в тело Христово. Другими словами, каждый верующий в свое время был погружен в Церковь Христову. А что означает «быть погруженным» в Церковь Христову? Нашими словами — это быть присоединенным к Церкви Христовой, стать членом Церкви. Отсюда очень важный вывод: быть крещенным Духом Святым — это, значит, быть присоединенным к Церкви Христовой. Пастор В. Домашовец говорит об этом так: «Крещение Духом Святым не означает поливание человека какой-то духовной небесной водой, но тот факт, что Духом Святым мы крещены в тело Христово — в Его Святую Церковь, и стали ее членами, то есть Дух Святой, как Божья Личность, осуществил этот акт крещения для присоединения новорожденного дитяти Божьего к Церкви Христовой».
Таким образом, крещение Духом Святым означает присоединение верующего человека, рожденного свыше, дитяти Божьего к Церкви Христовой.
Отрадно сознавать, что в нашем братстве ЕХБ все больше растет понимание крещения Духом Святым, как погружения возрожденного христианина в тело Христово, как присоединение его к Церкви Христовой. В газете «Наши дни», номер 1828 от 7 июня 2003 года опубликована статья Олега Куксенко под названием «Крещение Духом Святым», в которой говорится:
«При крещении, или завете с нашим Господом (водном крещении), мы крещены Им, то есть Он, Дух Святой, взял нас и крестил, погрузил в Тело Господне… Как только Истинное Слово, Иисус, скажет Свое решение о христианине, заключающем завет с Ним в водном крещении или после водного крещения, в момент искреннего решения и обещания, то мгновенно этот христианин будет крещен Духом Святым в Тело Господа нашего Иисуса Христа».
О крещении Духом Святым, как о присоединении верующего к Церкви Христовой, говорит д-р Санников С. В. в его книге «Подготовка к крещению».
«Чтобы понять, что представляет собой крещение Духом Святым, надо прежде всего задуматься над тем, что такое крещение вообще? Дословный смысл еврейского и греческого слова «крещение» — означает «погружение», но в переносном смысле оно означало «присоединение». Таким образом, крещение Духом Святым есть процесс погружения, или присоединения, человека к Телу Христа; а Тело Его, как указывает Новый Завет, — это Его Невеста, Церковь».
И. В. Музычко Живое христианство и тайна беззакония