что происходит с мозгом во время чтения
Все ли книги одинаково полезны? Что происходит с мозгом во время чтения?
В мозге неандертальцев не было отдела, который отвечал за распознавание лингвистических символов. Чтение действительно перестроило наш мозг. Можно ли считать книгу полезным изобретением?
Человек может чувствовать эмпатию не только к реальным людям, но и к персонажам книги. Во время чтения наблюдается повышенная активность в области центральной борозды мозга. Этот процесс пробуждает нейроны, которые преобразовывают наши мысли в телесные ощущения. Мы действительно чувствуем себя на месте героя произведения. А это, в свою очередь, развивает эмоциональный интеллект.
Все говорят, что чтение полезно для ума. А в чем конкретно? Во время чтения наблюдается повышенная мозговая активность: мозг задействует множество отделов, чтобы распознать символы, перевести их в предложения и задействовать образное мышление. Иными словами, чтение — тренировка большинства когнитивных функций.
Но что делать если прочитанное не запоминается? Если на чтение одной книги у нас уходит так много времени, что мы вынуждены бросить ее, потому что забыли начало!
Выход — курс «Скорочтение» Викиум! С ним вы научитесь справляться с объемной книгой за пару часов. А отлично натренированная память поможет помнить каждую строчку и оперировать цитатами из любимых произведений.
На Викиум вы найдете полезные курсы на скорочтение и развитие других полезных навыков, а также тренажеры для развития памяти, внимания и мышления!
8 вещей, происходящих с вашим мозгом во время чтения
Любой книголюб скажет вам: погружение в книгу несет в себе эффект присутствия, когда в вашем мозгу оживают образы, эмоции и даже чувства. Звучит романтично, но существуют научные факты, доказывающие, что именно так все в реальности и происходит. Процесс чтения способен менять мозговую структуру, сделать человека более чутким и даже заставить наш мозг считать, что мы в реальной жизни испытали то, о чем прочли в романе.
1 Мы создаем картину прочитанного, даже если делать это и в мыслях не было
Чтение книг и других материалов с яркими образами — не только развлечение, это позволяет нам создавать целые миры в наших собственных головах. Но знаете ли вы, что это происходит, даже если вы не собирались этого делать? Ученые обнаружили, что визуальные образы являются автоматическими. Участники исследования узнавали объекты быстрее по фотографиям, чем по текстовому описанию. Таким образом, был сделан вывод, что во время чтения даже одного предложения, мы автоматически создаем картинку описанного в наших умах.
2 Чтение о событиях — практически то же самое, как если бы вы лично их пережили
Случалось ли с вами такое, что после прочтения о тех или иных событиях, вам казалось, будто они произошли с вами лично? Этому есть объяснение: ваш мозг на самом деле полагает, что вы это испытали на себе. Когда мы читаем, мозг не делает различий между прочтенным опытом и реально прожитым: и в первом и во втором случае стимулируются одни неврологические области мозга. Для мозга — это все одна и та же реальность.
3) Слова, произнесенные вслух, включают работу мозга
Критики аудиокниг относятся к такому способу «чтения» отрицательно, отводя ему уровень ниже среднего, но исследования показали, что процесс прослушивания истории заставляет наш мозг включаться в работу ничуть не меньше, нежели при чтении. Во время прослушивания текста в мозгу активируются не только области, отвечающие за восприятие речи, но и те, которые отвечают за прошлый опыт. В работу включается сенсорная область коры головного мозга, к которой плюсом подключается и двигательная зона. При этом эксперты настаивают, что эти процессы происходят не только во время чтения или прослушивания только аудиокниг — мозг таким образом работает в течение всего дня: это и выслушиваемые истории коллег, друзей, родных, и когда вы слушаете радио.
4 Изучение иностранных языков может заставить расти ваш мозг
Хотите задать вашему мозгу действительно сильную работу? Прочтите роман на иностранном языке. Ученые из Лундского университета в Швеции провели исследование среди студентов Шведской академии военных переводчиков, в которой интенсивное изучение иностранных языков — это норма, и среди второй группы испытуемых — студентов-медиков Университета Умео. Обе группы прошли сканирование головного мозга до и после трехмесячного периода обучения и наблюдений. Поразительно, но у студентов-лингвистов отмечен рост гиппокампа и 3-х зон коры головного мозга. Примечательно, что чем больших успехов добивались студенты и чем больше усилий прикладывали, тем сильнее был рост. Среди студентов второй группы изменений в анатомии обнаружено не было.
5) Ваш мозг приспосабливается к чтению электронных книг за семь дней
Если вы привыкли читать бумажные книги, привыкание к электронным может создать вам определенные трудности. Но эксперты настаивают на том, что ваш мозг в состоянии воспринять новую технологию достаточно быстро, при этом возраст или предыдущий количественный опыт «бумажного» чтения не влияет. В реальности, человеческий мозг приспосабливается к новой технологии, включая электронные книги, в течение 7 дней.
6 Структура повествования поощряет наш мозг к последовательному мышлению, повышая нашу способность к концентрации внимания
Истории имеют начало, середину и конец, что замечательно сказывается на работе нашего мозга. Подобная структуризация поощряет думать в строгой последовательности, связывая причину и следствие. Чем больше вы читаете, тем больше ваш мозг приспосабливается к причинно-следственному течению мыслей. Нейробиологи призывают родителей обратить на это внимание и использовать в воспитании детей, читая им как можно больше и чаще. Это так же позволит увеличить уровень концентрации детского внимания.
7 Электронным книгам не достает пространственной навигации
Несмотря на то, что ваш мозг способен быстро приспособиться к e-books, это не означает, что они могут предложить вам те же преимущества, что и бумажные. В частности, им не хватает так называемой «пространственной навигации» — таких физических сигналов, как переворачивание страниц, оставшихся до финала, что, в свою очередь, помогает нам самоопределиться. Эволюция сформировала наш мозг таким образом, чтобы мы могли полагаться на окружающие нас признаки для установления своего местоположения. А, значит, обозначить пути и способы выхода, а без них мы начинаем чувствовать себя потерянными. Некоторые электронные книги не обладают этими пространственными ориентирами, где весь роман — это одна сплошная страница. Однако, номера страниц, значок процента того, что уже прочитано, и другие физические сигналы способны исправить эту ситуацию.
8 Литературные стили по-разному влияют на мозговую деятельность
Любой вид чтения обеспечивает стимуляцию вашего мозга, но литературные стили отличаются по вызываемым ими реакциям. Ученые Стэнфордского университета обнаружили, что вдумчивое чтение побуждает к многократному усилению когнитивных функций, тогда как развлекательное чтиво всего лишь увеличивает приток крови к различным областям мозга. И пришли к выводу, что чтение романа и его серьезное обдумывание являются куда как более эффективными упражнениями для мозга, чем простое чтение ради разгона скуки.
9 вещей, которые происходят с нами при чтении
Что происходит в нашем сознании, когда мы читаем художественную литературу?
Нобелевский лауреат по литературе 2006 года Орхан Памук предлагает 9 ответов на этот вопрос. Можно соглашаться с ним или нет, но сами ответы несомненно достойны внимания!
9 вещей, которые происходят с нами при чтении:
1. Когда мы наблюдаем за героями и следуем за повествованием: тренируем свою способность находить смысл и главную идею в написанном.
2. Слова в нашей голове превращаются в картинки. То есть мы постоянно развиваем своё воображение.
3. Наш мозг при чтении постоянно сам себе задает вопрос: что из прочитанного реальность, а что воображение? Это меняет наше сознание.
4. Мы постоянно думаем от том, насколько реальны сцены, описанные в художественном произведении. Могут ли они произойти в нашей жизни? У нас меняется само чувство реальности.
5. Мы наслаждаемся точностью аналогий, властью повествователя, способом построения предложений, музыкой прозы.
6. Мы осуждаем или одобряем поведение героев, т.е. морально оцениваем их.
7. Мы чувствуем удовлетворение, когда понимаем написанный текст в полной мере, как будто автор писал специально для нас.
8. Наша память работает в очень напряжённом режиме, когда пытается запомнить все детали произведения. И из-за этого появляется ощущение, что этот конкретный роман был написан специально для вас. И только для вас.
9. Подсознательно мы всегда ищем тайну в романе. Как будто она всегда спрятана там для нас.
Читайте много, читайте с удовольствием!
Тайное знание: что происходит с нашим мозгом при чтении
Чтение, как доказали нейрофизиологи, такое же упражнение для мозга, как и поднятие тяжестей для мышц. Рассмотрим подробно процессы, которые происходят в нашем мозгу, когда мы наслаждаемся литературным произведением.
Мы создаем картинки написанного в воображении
Если мы смотрим фильм, то видим мир глазами одного человека – режиссера. Чтение дает уникальный шанс создавать свои собственные миры. Таким образом, мы развиваем свое воображение. А хорошее воображение, по утверждению психологов, помогает в решении множества жизненных проблем.
Чтение заставляет мозг работать активно
Специалист по классическому английскому языку Оксфордского университета Натали Филипс (Natalie Phillips) провела эксперимент. Участников исследования поместили в камеру аппарата МРТ и попросили их прочитать главу из романа Джейн Остин “Парк Мэнсфилд”, текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Ученые наблюдали за активностью мозга. Оказалось, что при чтении кровь поступает в те его области, которые отвечают за концентрацию внимания и познание.
Таким образом ученые доказали, что при чтении, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, в мозгу начинают функционировать те области, которые в другое время не бывают задействованы. Такого эффекта не происходит, если мы смотрим телевизор или играем в компьютерные игры.
Читать о чужом опыте – значит отчасти получить свой
Хороший автор заставляет читателя сопереживать герою, ставить себя на его место. Благодаря своему воображению, читатель может пережить те состояния, которые в жизни ему переживать пока не доводилось. Если в книге описывается негативный опыт героя (его предали, обманули, он потерял близкого человека), то читатель получает своего рода прививку. Он знает, как справляться с эмоциями в подобных ситуациях.
Чтение способствует социализации
Социологи доказали, что те, кто много читает, могут лучше формулировать свои мысли, желания и цели. Соответственно, они лучше строят коммуникации и лучше справляются со своими чувствами. А благодаря опыту, полученному от героев книг, могут предсказать последствия тех или иных действий
Книги на иностранных языках буквально заставляют мозг расти
В шведской академии переводчиков выяснили, что освоение чужих языков стимулирует рост гиппокампа. Эта часть мозга отвечает за формирование эмоций и за консолидацию памяти, то есть, за переход информации из кратковременной памяти в долговременную.
Эксперимент оказался довольно прост. Перед студентами-переводчиками поставили задачу: в течение 13 месяцев изучить арабский, русский язык или дари, язык афганских таджиков. Учиться им приходилось целыми днями. Параллельно ученые следили за контрольной группой – студентами медицинского университета Умео. Они также тратили все свое время на учебу, но в их программе не было литературы на иностранных языках. Обе группы прошли МРТ до начала эксперимента и через три месяца активной учебы.
Результаты поразили исследователей: структура мозга контрольной группы медиков осталась неизменной, а вот у студентов – переводчиков определенные части мозга, в частности, гиппокамп, увеличились в размерах.
Чтение изменяет структуру мозга
Еще один эксперимент провели исследователи Университета Карнеги-Меллон и Питтсбурге (США). Испытуемые в течение полугода обучались по специальной программе, которая включала большой объем чтения. По истечении срока обучения обнаружилось, что объем белого вещества у студентов увеличился. Белое вещество полушарий обеспечивает взаимосвязь между различными участками нервной системы. Оно позволяет координировать всю работу нашего организма.
Что происходит с мозгом во время чтения
• Графемы. Буква или комбинация из букв, которые обозначают один звук (фонему) в языке.
• Орфография (от греч.— «правописание»). Представление звуков в виде письменных или печатных символов.
• Фонемы (от греч.— «звуки»). Звуки, образующие отдельные слоги. Слово «кот» состоит из одного слога, в состав которого входят три фонемы: [к], [о], [т].
• Фонология. Изучает структуру звуков в составе слов. Для того чтобы проверить способность к пониманию звукового устройства речи, пациента можно спросить: «Сколько из этих слов состоят из двух слогов?» или «Какие из этих слов рифмуются друг с другом?».
• Извлечение (индексирование). Сопоставление слов, фраз и предложений с теми, что хранятся в памяти человека.
• Семантика (от греч.— «значение»). Смысл предложений и слов.
(А) Участки левого полушария, в которых во время чтения при проведении ПЭТ отмечается усиление кровотока.
(Б) Схема, на которой отображены пути, отвечающие за поступление (синий), обработку (зеленый) и выход (красный) информации во время чтения вслух.
ДЛПФК — дорсолатеральная префронтальная кора.
2. Что происходит при чтении (предположительная последовательность и процесс):
A. Зрительная обработка: Обработка зрительной информации происходит в полях 17, 18 и 19 обоих полушарий. Она включает анализ формы букв, распознавание букв, различение строчных и прописных букв, различение настоящих букв и случайных форм («ложные шрифты»). Далее информация от правой экстра-стриарной коры (поля 18 и 19) передается на левую сторону через большие щипцы валика мозолистого тела. Этот момент имеет важное клиническое значение (см. далее).
Б. Орфографическая (ортографическая) обработка: Под орфографической обработкой информации понимают определение того, представляет ли каждая последовательность букв в предложении настоящее слово или псевдослово (например, «слово» и «слуво»), В большей степени в этом процессе участвует медиальный участок поля 19 (V4).
B. Фонологическая сборка: Фонологическая обработка заключается в переводе графем в фонемы. За этот этап отвечают угловая извилина (поле 39) и средняя височная извилина (поле 21).
Г. Семантическое извлечение: Используя орфографические и фонологические «подсказки» текста, из памяти извлекается смысл отдельных слов и предложений. На этой поздней стадии становятся активными передняя часть зоны Брока (поле 45), поле 37 в задней части височной доли и поле 40 (надкраевая извилина) в нижней теменной дольке.
Д. Планирование речевых двигательных актов (фонологическое представление) в форме «внутренней речи» (субвокализация). Становятся активными поле Брока, близлежащие участки моторной и премоторной коры, добавочная моторная кора (медиальная часть поля 6), а также противоположное полушарие мозжечка. Еще большая активация этих участков мозга происходит во время чтения вслух.
В течение шагов А-Д становится активной латеральная префронтальная кора поля 46 и область вокруг него. Происходит также активация части поля 32 в левой передней поясной коре, которая задействована при всех когнитивных действиях, требующих повышенного внимания.
Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 23.11.2018