что произошло на соборе с яном гусом
КОНСТАНЦСКИЙ СОБОР И ОСУЖДЕНИЕ ЯНА ГУСА
КОНСТАНЦСКИЙ СОБОР И ОСУЖДЕНИЕ ЯНА ГУСА
Идея о соборе возникла в период Великой схизмы на фоне многолетней борьбы разных пап. О созыве такого форума, в конце концов, договорились папа Иоанн XXIII (Косса) и германский император Сигизмунд. Собор должен был положить конец троепапству. К тому же императора толкало на путь реформы папства брожение, охватившее тогда значительную часть империи, особенно Чехию, где чрезвычайный авторитет приобрел Ян Гус. Сигизмунд понимал, что причина появления «гуситской ереси» лежит, в первую очередь, в ошибках, которые допускает сама церковь. Ненасытные, амбициозные и ссорящиеся между собой прелаты и папы не могли не вызывать возмущения всех слоев населения.
Ян Гус на костре. Гравюра (1563 г.)
В декабре 1413 г. Иоанн XXIII опубликовал буллу, в которой в качестве места собора был указан немецкий город Констанц. Туда приглашались все прелаты, князья, владетельные особы и доктора христианства. Собор открылся 5 ноября 1414 г. На нем присутствовало 3 патриарха, 33 кардинала, 47 архиепископов, 145 епископов, 124 аббата, множество монахов, священников, князей, послов, ученых. Предполагается, что всего на собор приехало около 50 тысяч человек. Из трех пап присутствовал только Иоанн. На повестке дня было три основных вопроса: защита католической веры (борьба с ересями), восстановление единства церкви (прекращение троепапства) и преобразование церкви.
Под давлением большинства светских правителей собор постановил, что все трое пап должны отречься от престола, для того чтобы был избран новый единый папа. Первым «под горячую руку» попал сам Иоанн XXIII. На соборе был зачитан длинный перечень его преступлений. Косса пытался бежать, но был схвачен и заключен в тюрьму. Освободиться ему удалось, лишь заплатив большой выкуп. Иоанн XXIII отказался от папства и был назначен кардиналом и епископом тускуланским.
Ведущую роль на соборе играли доктора Сорбонны. Было принято постановление, что собор не может быть распущен, отложен либо перенесен в другое место, что собору должен подчиняться и папа. Обоим оставшимся папам — Григорию XII и Бенедикту XIII — было предложено отречься от престола. В новую избирательную коллегию помимо кардиналов должны были войти 30 избирателей из прелатов и ученых, по 6 человек от каждой нации (немецкой, французской, английской, итальянской и испанской).
Григорий XII за власть бороться не стал. Он отрекся и получил звание кардинала Опорто и легатство в Анконе. Бенедикт же с тиарой расставаться не пожелал, бежал в Испанию, укрылся в одной из крепостей Валенсии и до самой смерти управлял паствой из нескольких сотен человек.
Собор обратил свое внимание и на еретиков. Было осуждено учение Уиклифа, а затем пришла очередь Яна Гуса. Гус родился в 1369 г. (по другим данным — в 1371-м) в местечке Гусинец в бедной семье. Большие способности к учению помогли ему сделать карьеру ученого-богослова. В 1402–1403 и 1409–1410 гг. он был ректором Карлова университета. Однако Ян Гус выступал не только с университетской кафедры. С 1402 г. он проповедовал в Вифлеемской часовне в Праге и пользовался большой популярностью у прихожан.
Реформаторские идеи Гуса упали на благодатную почву. С середины XIII в. страна переживала экономический подъем, сравнительно быстро начали отмирать феодальные отношения, сменяясь товарной экономикой. Что, в свою очередь, приводило к обострению отношений между феодалами, с одной стороны, и ремесленниками, мелкими дворянами и крестьянами — с другой. В XIV в. движение последних приняло национальный характер, направленный против немцев, которые были владельцами рудников и копей. Золотая булла 1356 г. возвысила богемского курфюрста, но не принесла статуса главной нации самим чехам. Церковь Чехии также находилась в руках немецкого духовенства, которое поддерживал и Авиньон, и Рим. Борьба за реформу церкви и реформу социальных отношений была тесно переплетена с национально-освободительным движением. Идеологом этой борьбы и стал Ян Гус.
В проповедях, читаемых на чешском языке и собиравших массы народа, Гус обличал пороки общества и, в первую очередь, католического духовенства. Он требовал коренной реформы церкви, осуждал ее богатство, развращенность клира, симонию, выступал против немецкого засилья в Чехии и угнетения бедняков. Проповедник говорил об идеалах раннего христианства, источником действий верующих он называл лишь Священное Писание, а не распоряжения официальной церкви и ее главы. Гус выступал в поддержку чешской культуры и языка, противопоставляя их иноземному влиянию. Он лично разработал систему чешской орфографии.
Популярному в народе богослову симпатизировали и недовольные папством и немцами крупные чешские феодалы, и даже сам король Вацлав IV. Однако развитие реформационных идей Яна Гуса угрожало уже и самим феодальным устоям. Гус говорил, что сохранение власти в руках господствующих классов допустимо только при условии соблюдения ими «закона Божьего». В противном случае подданные имеют право и даже обязаны поднять восстание.
В 1410 г. Ян Гус был отлучен от церкви. Но это не остановило мятежного проповедника. Его очередное выступление было направлено против политики Иоанна XXIII, организовавшего в Праге массовую продажу индульгенций. Гус утверждал, что папа, погрязший в смертном грехе, не может выполнять таинства достойным образом. После этого Ян был вынужден покинуть Прагу, но продолжал при поддержке населения проповедовать в Проле.
Волнения охватили всю Чехию. «Ересью» были заражены горожане, горные рабочие, крестьяне, небогатые помещики и даже низшее духовенство. Отовсюду слышались резкие протесты против действий «пап-антихристов» и «жирных кардиналов». В ответ на это император Сигизмунд I организовал собор в Констанце, намереваясь с его помощью покончить «со смутой умов».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Этот день в истории: 1414 год — сожжен на костре Ян Гус
6 июля 1415 года в Констанце (город в Германии на границе со Швейцарией) был сожжен на костре вместе со своими трудами Ян Гус — национальный герой чешского народа, проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации. Казнь Гуса вызвала гуситские войны (1419—1434).
Ян Гус родился в городке Гусинец в Южной Чехии в 1369 г. Он поступил в Пражский университет, в 1396 г. получил степень магистра искусств и начал читать лекции. Через четыре года он принял священство и вскоре стал деканом философского факультета. Почти одновременно он начал и проповедническую деятельность.
Ещё в середине 1380-х в Чехии стали распространяться труды английского реформатора Джона Уиклифа. Под влияние идей Уиклифа попал и Гус. Во время Великого западного раскола (схизмы) в римско-католической церкви Гус был в числе тех, кто сохранял нейтралитет по отношению к противоборствующим сторонам.
Проповедуя в Вифлеемской часовне, Гус высказывал мнение, отличное от официальной политики Католической Церкви, выступая против продажи церковных должностей, а также призывая власти не нарушать заповеди Бога. Чтобы распространить свои учения, Гус не только проповедовал с кафедры: он также приказал расписать стены Вифлеемской часовни рисунками с назидательными сюжетами, сложил несколько песен, которые стали народными, и провёл реформу чешского правописания, сделавшую книги более понятными для простого народа. Хорошо известен его латинский труд «Чешская орфография».
Гус выступал как против индульгенций, так и против права иерархов христианской церкви поднимать меч на их врагов. В результате в 1411 году папа Иоанн XXIII отлучил Гуса от церкви (интердикт). Чтобы не подвергать интердикту всю Прагу, Гус по совету короля уехал в Южную Чехию где шляхта не подчинялась решениям папы. Там он продолжил открыто критиковать церковную и светскую власть.
В 1414 г. Ян Гус был вызван на Констанцский собор, имевший целью объединить Римскую католическую церковь и прекратить Великий западный раскол, который к этому времени уже привёл к троепапству. Причем император Сигизмунд обещал Гусу личную безопасность, однако по прибытии в Констанц в ноябре 1414 года, он был арестован и заключён в одной из комнат дворца. Там ему ему зачитали смертный приговор, который можно было сразу же привести в исполнение, если Гус не отречется от своих убеждений. Однако тот отказался это делать — «Противоречит моей совести отрекаться от фраз, которых никогда не произносил».
Пока длился собор Гус находился в заточении. 1 июля он направил собору послание, в котором окончательно отказался отречься от своих убеждений. 6 июля 1415 г. Ян Гус, отказавшийся отречься от своих «заблуждений», по приговору собора был сожжён на костре. С его казнью связан ряд легенд. Так, старушке, из благочестивых побуждений подложившей вязанку хвороста в его костёр, он якобы воскликнул: «О, святая простота!» (O sancta simplicitas!). А также предсказал появление через сто лет великого реформатора, чьи начинания не будут уничтожены (Мартина Лютера), сказав: «Я-то — Гусь, а за мной придёт Лебедь!»
Смерть Гуса стала одним из поводов Гуситских войн, между его последователями (гуситы) и католиками. Радикальные гуситы («табориты»), требовавшие религиозной реформы, потерпели поражение, умеренные гуситы («чашники») перешли на сторону католиков, поэтому Реформация в Чехии не состоялась. Небольшая часть таборитов и наиболее радикальных чашников, под покровительством архиепископа Рокицаны, объединились в общины чешских братьев, существующие до сих пор.
Ян Гус — еретик-реформатор
За 100 лет до Лютера, сформулировавшего 95 тезисов о злоупотреблениях в церкви, со схожими идеями выступал Ян Гус.
Традиционно начало Реформации в Европе принято датировать 1517 годом, когда доктор богословия из Виттенберга Мартин Лютер якобы прибил к двери местной Замковой церкви свои «95 тезисов». В них он критиковал практику продажи индульгенций и подвергал сомнению «эксклюзивное» право Папы Римского прощать грехи.
Легенда эта не выдержала проверки временем: Лютер, видимо, не совершал красивого и яркого жеста с «пригвождением» тезисов. Он то ли зачитал их, то ли и вовсе разослал другим профессорам, чтобы положить начало теологической дискуссии. Да и сама Реформация, в сущности, началась раньше, чем Лютер выступил со своими идеями. Одним из его предшественников был чешский богослов Ян Гус.
Реформация: истоки
Ян Гус родился около 1369 года (точная дата неизвестна) в селе Гусинец. Крестьянин по происхождению, Ян смог окончить монастырскую школу и поступить в Пражский университет, где он получил степень бакалавра теологии, а потом ещё и магистра свободных искусств (степень, аналогичная доктору философии). В родном университете он был деканом факультета свободных искусств, несколько раз занимал пост ректора и одновременно был настоятелем и проповедником Вифлеемской часовни в Праге. Её построили на средства рыцаря Гануша Мюльгейма и купца Кржижа Крамаржа специально для проповедей на чешском языке.
«Большая начитанность, в особенности в Священном Писании, и удивительная твёрдость в убеждениях подняла его высоко над всеми его современниками. К этому надо прибавить необыкновенную серьёзность его характера, его безупречную жизнь, в которой даже враги не могли найти хотя бы что-либо предосудительное, его пламенную ревность в деле поднятия нравственного уровня народа, а также в отношении исправления непорядков в церкви, его неудержимую смелость, прямолинейность и несгибаемую волю и, наконец, его взгляд на венец мучения как на высшую цель человеческой жизни», — писал о Гусе историк Франц Палацкий.
Считая себя верным сыном церкви, Гус в своих проповедях выступал с критикой той системы, которая сложилась в ней к 14−15 вв. В этом он был последователем другого отца Реформации — англичанина Джона Уиклифа.
Джон Уиклиф: «Бог — сюзерен Вселенной»
Также он выступал с критикой продажи индульгенций, торговли церковными должностями, полагал необходимым конфисковать церковное имущество. Главным занятием священников Уиклиф считал проповедь, то есть призывал духовенство к беспрекословному исполнению своего долга. Чтобы самые простые люди могли прочитать Писание, Уиклиф перевёл Библию на английский язык, что вызвало волну возмущения, однако его перевод быстро разошёлся по стране.
Так как между Англией и Чехией во времена Яна Гуса существовали тесные династические взаимоотношения, чешские студенты имели возможность обучаться в Оксфорде. Видимо, именно так идеи Уиклифа достигли Яна Гуса, который сформулировал свою позицию в словах: «Власть, нарушающая заповеди бога, не может быть им признана».
Великий раскол и казнь Яна Гуса
Гуса, который был отцом Реформации в Чехии, нельзя назвать ярым оппозиционером и противником официальных властей. Более того, ему благоволил король Вацлав IV, которому нравился тезис Гуса о необходимости секуляризации церковных земель (в Чехии они составляли треть всех угодий). Также Гус был духовным отцом королевы Софии. Поворотным моментом в его судьбе историки называют расследование «чудес» в Вилснаке.
Архиепископ включил Гуса в состав комиссии, которая должна была установить достоверность чудес, имевших место в небольшом городке, который сейчас находится на территории Германии. Во время пожара в местном храме огонь был якобы залит кровью Христовой. Однако Гус выступил с резким заявлением: вера должна приходить не через чудеса, а через слово божие. В итоге архиепископ запретил паломничество в Вилснак, а Гус стал призывать духовенство к честности, целомудрию и обличать злоупотребления, которые имели место, напоминая, что у церкви один глава — Христос.
Гус также полагал, что нельзя взимать плату за таинства, что сборы, которые делают священники с паствы, должны быть минимальными, а верующие, подчиняясь церковным догматам, должны сами размышлять над Писанием и делать выводы. А также искать правду, даже если это ставит под угрозу благополучие и саму жизнь.
В 1402—1403 гг. Пражский университет осудил 45 тезисов Уиклифа, последователем которого был Гус. Не только он, но и другие магистры университета выступили в поддержку учения англичанина, заявив, что тезисы, вырванные из контекста, искажены. Официальная позиция относительно учения Уиклифа в Чехии не была однозначной: его то запрещали, то разрешали вновь. Соответственно, и позиции Гуса то ослабевали, то укреплялись.
К примеру, в 1409 году Вацлав IV подписал Кутногорский декрет о реформировании Пражского университета, в котором чехи наконец получили преимущество над немцами. При решении всех вопросов, касавшихся жизни университета, чехи имели три голоса против одного немецкого. Как раз в этот период Гус получил место ректора, его позиции усилились. Но уже в 1410 году против него издали буллу, а потом и предали анафеме. Ситуация усугублялась тем, что как раз в это время произошел Великий раскол Римской церкви; одновременно на папском престоле сидели два, а потом и три папы, и они могли принимать совершенно противоположные решения.
В 1411 году пражский архиепископ напрямую обвинил Гуса в ереси. Вацлав IV, опасаясь серьёзных санкций, предложил богослову на время уехать в южную Чехию, что тот и сделал. Но в 1414 году проповедника вызвали на Констанцский собор, который должен был прекратить Великий раскол. Король Германии Сигизмунд I обещал выдать Гусу охранную грамоту, поэтому богослов отправился на собор без опасений. На деле документ, который он получил, был обычной подорожной. Гуса обвинили в ереси, а также в том, что он способствовал изгнанию немцев из Пражского университета, и потребовали отречься от своих взглядов. Гус же был готов их обсуждать, вести дискуссию, но не отказываться от убеждений: он хотел, чтобы ему доказали, что он еретик.
На протяжении нескольких месяцев Гуса, уже заключённого в тюрьму, пытались убедить в том, что отречение необходимо. Он писал друзьям: «Меня мучит зубная боль, кровохарканье, болит голова, и причиняют боль камни в печени, но именно теперь я учусь молиться и постигаю ценности страданий Христа». В итоге упорство его так и не было сломлено, и 6 июля 1415 года Яна Гуса казнили через сожжение на костре.
Сегодня Гус признан реформатором, Папа Римский Иоанн Павел II выражал сожаление, что богослов был сожжён. Учение Гуса названо способствующим объединению церквей, а в Чехии существует отдельная гуситская церковь. Однако реабилитация Яна Гуса, признанного еретиком, не состоялась до сих пор.
КАЗНЬ ЯНА ГУСА (EXECUTION OF JAN HUS)
Поделитесь записью
КАЗНЬ ЯНА ГУСА
(EXECUTION OF JAN HUS)
Ян Гус, безусловно является самым популярным человеком в Чехии. Ему и памятников больше всех установлено и даже национальный праздник в честь него учрежден 6 июля, в день его казни.
Казнь Гуса в 1415 года настолько возмутила чехов, что они поднялись на борьбу против Габсбургов и католической церкви в Чехии. Эти события вошли в историю под названием «Гуситские войны».
Проповедь Яна Гуса.
В России никогда не было войн и крупномасштабных мятежей из-за теологических споров или из-за казни кого бы то ни было. Ни казнь идеолога старообрядства Аввакума в 1682 году, ни казни священнослужителей после Октябрьской революции народ на войну не поднимали, хотя Россия считалась религиозной страной, и иностранцы поражались, как в ней все истово молятся.
Тем более, вероятно, для россиян в современных реалиях непонятно, что же такого кощунственного говорил Ян Гус в своих проповедях, за что его сожгли на костре. И то, что пишут в официальных источниках, ситуацию не разъясняет, а еще более запутывает. В этой связи есть резон, рассмотреть ситуацию в Чехии XV века через призму недавних событий в Российской истории.
Итак, во времена Яна Гуса Чехия (Богемия) входила в состав Священной Римской империи. У Чехии был свой король, но над ним главенствовал император из династии Габсбургов, а местные церковнослужители подчинялись римским понтификам. В самой Чехии главные роли играли немцы – саксонцы и баварцы. Самыми богатыми представителями общества – бюргерами или крупнопоместными дворянами в основном были немцы или онемеченные чехи. А чистокровные чехи преобладали среди крестьян, ремесленников и мелких дворян.
Ян Гус был из тех чехов, которые сумели добиться высокого положения в своей стране. Он был назначен деканом философского факультета Пражского университета. Но при этом еще и занимался литературным трудом на родном языке. Причем он упростил его, что облегчило распространение грамотности в народе. Гус стал основоположником чешской латинской графики с диакритическими значками, в результате чего процесс чтения и письма стал проще и ближе к нормам устной речи. Кроме этого, Гус перевел на чешский язык Библию, что по тем временам считалось большим кощунством. Например, в Англии выкопали и сожгли останки первого переводчика Библии на английский язык Джона Уиклифа. Гус был последователем Уиклифа и активно проповедовал его идею о том, что люди должны сами читать Библию на понятном им языке. Это стало одной из причин его казни.
Надо полагать, что Ян Гус блестяще владел даром слова и убеждения. Он читал свои проповеди на чешском языке в Вифлеемской часовне в старой части Праги, и послушать их регулярно собиралось до трех тысяч человек. Он не призывал ни к каким революциям, но говорил по тем временам шокирующие вещи. Например, о том, что нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведет слепого, оба упадут в яму». Те, кто жил в СССР, по аналогии могут представить, что кто-нибудь из высокопоставленных идеологов ЦК вдруг принялся бы говорить, о том, что не надо читать труды Ленина и слушать речи Брежнева, а жить своим умом.
А самое главное, Гус покусился на церковные доходы. Он говорил, что нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Опять же по аналогии можно представить, что кто-нибудь из советского кабинета министров вдруг заговорил о необходимости перевода плановой экономики на рыночные рельсы.
Впрочем, люди с неординарными взглядами в СССР были. Их называли диссидентами. А потому для нынешнего поколения, наверное, будет понятнее, если представить Яна Гуса диссидентом XV века. Именно так поступил историк Мирослав Калоусек. Говоря о Гусе, он сказал: «Диссидентство – это иным образом истолкованная ересь. Еретик – это приверженец идеологии, отличающейся от точки зрения большинства». А как поступали с диссидентами в СССР всем известно. Так же поступили и с Яном Гусом. Сначала ему запретили проповедовать и стали сжигать его книги.
Картина Вацлава Брожика. «Ян Гус на Соборе в Констанце». (1883)
В 1414 году Гус был вызван на Констанцский собор на своего рода суд. Он понимал, что это чревато для него казнью, но поехал, тем более, что германский король Сигизмунд Люксембургский дал ему охранную грамоту. В Констанце Яна арестовали и заключили в одной из комнат дворца. Первое время условия его содержания были неплохими, но потом Констанцский архиепископ посадил его на хлеб и воду.
Картина Карла Фридриха Лессинга. «Иоганн Гус в Совете Констанце».
Поначалу Гус отказывался говорить на допросах, и чтобы «развязать язык», ему предписали смертный приговор, который можно было сразу же привести в исполнение, если Гус не будет защищаться. Ян начал говорить в свою защиту, но соборные отцы заглушали его речи оскорблениями и проклятьями. Они кричали, что он хуже чем содомит, Каин, Иуда, турок, татарин или еврей. Его выступления они прерывали топаньем ног и воплями: «В костер его! В костер!».
В конце концов, на Яна Гуса был составлен обвинительный акт из 42 пунктов. И он был приговорен к смерти. Говорят, что богослов обратился к королю Сигизмунду, присутствовавшему на соборе, и напомнил ему об охранной грамоте. На что тот якобы ответил:
— Я действительно обещал тебе, еретик, безопасный проезд. Но он касался только дороги сюда. Обратный же путь я тебе не обещал.
Картина Йозефа Матхаузера. «Ян Гус в темнице».
Незадолго до казни епископы, которые заседали на соборе, потребовали, чтобы Гус снял одежду священника, что он и исполнил. После этого они стали обсуждать, как же им ободрать кожу с макушки головы проповедника, выбритой, как у монаха. Гус по этому поводу заметил: «Я поражен тем, что, несмотря на ею, что все вы объединены одной и той же жестокой мыслью, вы не можете придти к согласию, каким же образом исполнить вашу жестокость».
Наконец епископы пришли к общему мнению и расцарапали кожу на голове Гуса ножницами. Затем ему водрузили на окровавленную голову сделанный из бумаги епископский головной убор с нарисованными на нем бесами и надписью: «Главарь еретиков». Когда Гус увидел его, он сказал: «Ради меня Господь Иисус Христос носил терновый венец, почему бы и мне ради Него не носить этот легкий венец, даже если это постыдная вещь».
6 июля 1415 года Яна Гуса вывели на главную площадь Констанца. Первым делом он поблагодарил своих тюремщиков, после того как они передали его в руки палачей. А заплечных дел мастера сняли с него черный кафтан, оставив в одной рубашке. А потом привязали богослова к вертикальному столбу. Стянули веревками в шести или семи местах. Надо полагать, что до этого палачам приходилось иметь дело с обычными преступниками и опыта казнях еретиков у них не было. Поскольку епископы указали им на ошибку:
— Поверните его лицом к западу, а не на восток, ибо он еретик!»
Картина Владислава Муттиха «Ян Гус на костре в Констанце, 1415»
Палачи выполнили их пожелание, а потом цепью за шею примотали голову Гуса к столбу. А вокруг него по самое горло уложили вязанки дров вперемежку с соломой. Говорят, что на дрова положили Библию, то ли ту, которую по-чешски написал Гус, то ли ту, которую по-английски – Уиклиф. Во всяком случае, считается, что вместе с богословом казнили и Библию. По легенде, некая старушка из благочестивых побуждений подложила вязанку хвороста к ногам проповедника, а Ян при этом воскликнул: «О, святая простота!».
В этот момент герцог Баварский, подойдя к нему, предложил отречься от своего учения.
— Нет, я никогда не проповедовал ложных доктрин, и то, что говорил своими устами, я подпишу моей кровью, — ответил Гус.
Когда дрова подожгли и они стали разгораться, Ян запел: «Иисус, сын Давидов, помилуй меня!». Стражники приказали ему замолчать. Но богослов со смехом воскликнул:
— Я-то Гусь! Но за мной прилетит Лебедь!.
Эти слова прозвучали как угроза. Позже эту фразу стали трактовать, как пророчество о пришествии через сто лет реформатора Мартина Лютера.
Когда пламя поглотило Гуса, он запел церковный гимн. А после окончания казни палачи разворошили костер, достали его сердце, насадили на палку и поджарили словно на вертеле. Епископы же тщательно собрали весь пепел, оставшийся от тела Гуса, и выбросили в Рейн, чтобы память о нем была стерта с лица земли. Однако во многом благодаря своей мученической смерти он, напротив, остался в истории.
В Праге, на Староместской площади, возвышается памятник, воздвигнутый в 1915 году. Его установили спустя пятьсот лет после мученической смерти зачинателя реформаторского движения Чехии. Впоследствии Иоанн Павел II выразил «глубокое сожаление» от имени католической церкви, которая сожгла заживо Яна Гуса. Тем не менее, католическая церковь не признала его мучеником. Зато признала православная.