что сделал апостол павел
Самые интересные факты об апостоле Павле
Апо́стол Па́вел (урождённый Саул; Савл; Шауль; ивр. שאול, — пер. «выпрошенный», «вымоленный». Павел — иудей средиземноморской диаспоры, родившийся в Тарсе, главном городе Киликии и одном из крупнейших центров эллинистической культуры. Павел происходил из колена Вениаминова.
Имя Павел по-гречески означает маленький или скромный.
Отец Павла был фарисеем (Деян. 23:6). При этом Павлу перешло от отца римское гражданство, что было редкостью для жителя провинций. Получив прекрасное образование, он стал последователем знаменитого богослова Гамалиила. Кстати, имея римское гражданство, не раз спасало ему жизнь.
Римское гражданство давало человеку определенные права и привилегии, имевшие законную силу на всей территории империи.
Римский гражданин подчинялся только римскому закону — на него не распространялись законы, которые действовали в провинциях. Если против него выдвигалось обвинение, он мог согласиться, чтобы его судили по местному закону, но за ним сохранялось право потребовать, чтобы его дело рассматривал римский суд. Если ему выносился смертный приговор, он имел право обжаловать его, обратившись к императору.
Вот что написал о преимуществах такого гражданства римский политик I века до н. э. Цицерон: «Связать римского гражданина — преступление; высечь его — злодеяние; лишить его жизни — практически то же, что совершить отцеубийство».
Апостол Павел активно проповедовал по всей Римской империи. В Библии записано три случая, когда он воспользовался своим правом римского гражданина: 1) Он объявил управляющим в Филиппах, что, подвергнув его телесному наказанию, они нарушили его права. 2) Он сослался на свой статус, чтобы избежать бичевания в Иерусалиме. 3) Он воззвал к цезарю, римскому императору, чтобы тот лично разобрал его дело.
В Дамаске до сих пор существует та Прямая улица, на которой посланный Господом Анания нашел Савла молящимся (Деян 9.11)
Ананию считают первым епископом Дамаска, он же и крестил Павла. Невероятно, но дом, в котором жил Анания, сохранился до сих пор.
Самос, остров в Эгейском море, располож. у побережья Малой Азии, недалеко от Эфеса. Павел побывал на нем во время своего третьего миссионерского путешествия (Деян 20.15).
Лука, врач возлюбленный, автор 3-го евангелия и Деяний Апостолов. Сопровождал Павла в некоторых путешествиях.
Как и его отец, он был настоящим фарисеем и римским поданным, воспитанным в строгих канонах иудейской веры и обученный ремеслу – шитью палаток. Родные верили в то, что он станет учителем-богословом, поэтому и отправили его учиться в Иерусалим к известному раввину Гамалиилу. Сразу надо отметить, что это были благочестивые хранители древних традиций Ветхого Завета.
В библейские времена свободу узников сковывали различными средствами: на них надевали кандалы и наручники, их сажали в колодки и содержали в тюрьме. После жестокого избиения бросили их в тюрьму, приказав тюремщику надежно стеречь их. Он, получив такое приказание, запер их во внутреннюю тюрьму, забив им ноги в колодки.
Около полуночи Павел и Сила пели Богу псалмы, тем вознося Ему свои молитвы и хвалу. Другие заключенные слушали их.
Деяния Апостолов, Глава 16.
Павел был обучен ремеслу — шитью палаток (Деян 18:3). Возможно, это является косвенным указанием на то, что Павел собирался стать раввином: за обучение нельзя было брать деньги, поэтому все рабби зарабатывали себе на жизнь тем или иным ремеслом.
Это умение ему пригодилось, когда он совершал миссионерские путешествия. Он никогда не обременял материально своих единоверцев во время путешествий, а сам обеспечивал себя, делая палатки.
Он никогда не сожалел о своем выборе, и приобретение истины считал самым лучшим, что было у него в жизни. Он пользовался своими знаниями для того, чтобы распространять христианство и для него это было честью.
Все послания Павла написаны по-гречески. Павел овладел греческим языком, а также был хорошо знаком с языческой культурой, что помогло ему, когда он стал христианским миссионером.
Изображения четырех апостолов – Петра, Павла, Андрея и Иоанна в Риме в катакомбах усыпальницы Санта Текла (Павел слева). Это самое раннее из найденных изображений Апостола Павла и других апостолов, датируемое второй половиной 3 века.
Как выглядел апостол Павел
Еще одно изображение Апостола Павла в одной из Римских катакомб, в которых собирались Христиане. Изображение датируется 4 веком.
Как выглядел точно апостол Павел сказать сложно! Но думаю это для нас не так важно, ведь главное быть такими ревностными, как ученики Иисуса.
Здесь Павел проповедовал против поклонения идолам и вызвал возмущение серебряников, которые зарабатывали на жизнь продажей статуэток богини Артемиды (см. Деян. 19:24–41). Руины греческого театра в Ефесе, где проповедовал Апостол Павел.
Павел — один из двух главных (первоверховных) апостолов, наряду с апостолом Петром. Он не входил в число 12 ближайших учеников Христа, но благодаря его деятельности христианство распространилось по всей Римской империи.
Знаменитые ученые Николай Глубоковский и Альфред Гарнак указывали на то, что только благодаря своей сильной воле апостол Павел вывел христианство на просторы всего мира. Врач и философ Альберт Швейцер говорил, что именно святой Павел развил тот дух, который заложил в Евангелие Иисус Христос.
Во время путешествия с Варнавой в Листру Павел исцелил хромого человека. Жители города были так изумлены, что решили: Павел и Варнава — боги. Варнава был принят за Зевса, а Павел — за Ермия.
Жрец Зевса даже собирался принести в их славу жертвы. Апостолам едва удалось убедить жителей в том, что языческие боги не имеют с ними ничего общего.
Сначала Савл считал христианство опасной ересью и преследовал христиан. Однажды он направился в Дамаск, чтобы уничтожить тамошнюю христианскую общину. По дороге ему явился Христос. Яркое сияние ослепило Савла, и он услышал голос: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» («Деяния святых апостолов», глава 9, стих 4). Савл спросил: «Кто ты?» – и получил ответ: «Я Иисус, Которого ты гонишь».
Это событие потрясло и преобразило Савла. Он стал христианином и самозабвенным проповедником Христа.
Павел пишет: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» (1Кор. 7:8). Был ли сам Павел безбрачным или вдовцом, в Новом Завете явно не сказано.
Из посланий Павла Коринфской церкви и книги Деяний мы узнаем, что апостол Павел несколько раз посещал Коринф. Об этом на сегодняшний день свидетельствует ряд археологических находок
Он пошел проповедовать по земле языческой, был в Македонии и Афинах, где основал Коринфинскую церковь. Он также дошел до Рима, где в итоге закончил жизнь мучеником. Как гражданину Римской империи, ему отсекли голову мечом.
В 313 году Евсевий Кесарийский в своей «Церковной истории» подтвердит: «Рассказывают, что в царствование Нерона Павлу отрубили голову прямо в Риме и что там же был распят Петр, и рассказ этот подтверждается тем, что до наших времен кладбище этого города называют именем Петра и Павла».
Во время проповеди в этом городе Павел, выступая в Ареопаге и обращаясь к греческим мудрецам, сказал: «…проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». (Деян. 17:23).
Апостол Павел был автором множества посланий к христианским общинам (к римлянам, коринфянам, галатам), вошедших в Новый завет и определивших христианское вероучение. Слушать Послание апостола Павла к Римлянам.
Апостол Пётр многократно упоминается в первой части книги Деяний апостолов (главы 1-15). В последующих главах он не упоминается вовсе, они посвящены исключительно миссионерским путешествиям апостола Павла. Четырнадцать посланий Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета
Подборка фактов: bible-facts.org
Господь не зря избрал «сосудом» такого человека, как Павел.
«Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 11:23-27).
Святой апостол Павел. Его жизнь и деятельность
Большое значение имело пребывание юноши Савла в раввинистической академии Гамалиила и в нравственном отношении.
По указанным данным смело можно заключить, что ап. Павел систематического греческого образования не имел. Однако, это не значит, что ап. Павел не был знаком с классической литературой и философией; был знаком и довольно хорошо. В пользу этого говорят не только его цитаты из языческих и притом мало известных поэтов, а именно из Арата, киликийца, следовательно, соотечественника ап. Павла, и афинского поэта Клеанфа (Деян.17:28), из афинского комика поэта Менадра (1Кор.15:33) и из Эпименида, критского поэта (Тит.1:12), но еще больше его глубокие мысли о существе и развитии языческой религии и философии (1Кор.1).
Из академии Гамалиила Савл вышел жарким ревнителем отеческих преданий (Гал.1:14), т. е. иудейство, понимаемое как фарисейство, было для него незыблемой истиной, за которую он готов был положить свою душу.
Когда Савл ознакомился с христианством и видел ли он Христа Спасителя во плоти, возможны только догадки.
Начнем со второго вопроса.
Тарс отстоит от Иерусалима около 600 километров. По окончании школы большую часть времени Савл, конечно, проводил в Тарсе, но на большие праздники — Пасху и Пятидесятницу, вероятно, бывал в Иерусалиме. Так делали большинство иудеев рассеяния. Господь Иисус Христос также приходил в Иерусалим на эти праздники из Галилеи. В последнюю Пасху, закончившуюся распятием Христа Спасителя, весь
Иерусалим находился в возбуждении и особенно синедрион. Если Савл был в это время в Иерусалиме, он не мог не видеть Господа. Однако, Ни Дееписатель Лука, ни сам ап. Павел в своих посланиях не дают никаких указаний, что Савл видел во плоти Господа. Ничто не мешает сделать нам и такое предположение: по тем или иным обстоятельствам Пасху, закончившуюся распятием Господа, Савл проводил у себя в Тарсе.
По-видимому, участие в кровавой расправе над архидиаконом Стефаном было не первым делом ревности Савла к своей вере и неприязни к христианству. Своей ревностью в преследовании христиан Савл выделялся из среды других. Синедрион, выполнявший функции не только высшего религиозного учреждения у евреев, но и административного, и судебного, за ревность Савла уполномочил его на производство розыска и на преследование христиан. В новом своем положении Савл показал себя ревнителем необычайным: «Вы слышали, — пишет он впоследствии к галатским христианам, — о моем прежнем образе жизни в иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее, и преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» (Гал.1:13-14).
Истребление христианства Савл считал долгом совести и — мало того — делом богоугодным.
Савл свой выбор остановил на самом древнем сирийском городе Дамаске, отстоящем от Иерусалима на 300 километров. После гонения на христиан, последовавшего за убийством архидиакона Стефана, иерусалимские христиане рассеялись по разным городам. Дамаск был густо населен иудеями, и, следовательно, можно было рассчитывать найти там много христиан.
Обращение Савла — одно из необычайных событий апостольской Церкви: оно дало христианскому миру величайшего учителя и истолкователя евангельского учения; с другой стороны, — необыкновенного организатора и устроителя церковной жизни: весь тогдашний языческий греко-римский мир обязан апостолу просвещением светом Христовой истины.
Обращаясь непосредственно к личности самого апостола, мы должны признать внезапное обращение ап. Павла величайшим и сложнейшим психологическим актом.
Несмотря на разнообразие истолкований внезапного обращения ап. Павла, все их можно свести к двум основным: для одних обращение Павла — естественное, психологическое явление, для других — чудесное явление.
Визионерство, или галлюцинация, как ложное зрительное ощущение порождается душевным расстройством, болезнью мозга. Если допустить, что этим страдал ап. Павел, то при чем тогда спутники его, которые наблюдали необычайное явление? Не можем мы допустить и массовой галлюцинации, т. е. ап. Павла и его спутников, так как массовые галлюцинации всегда имеют соответствующую подготовку, чего не было при видении на пути в Дамаск, так как оно было «внезапно» (Деян.9:3), в полуденное время, т. е. когда небо было, как это бывает на востоке, совершенно чисто. Что же касается психологического объяснения явления, то этот «психологизм» с начала до конца надуманный. Мысль, что Савл пред путешествием в Дамаск начал колебаться в своей приверженности к иудейству, раскаиваться в жестокостях, причиненных христианам, началось у него «раздвоение» личности, закончившееся «объективированием» «субъективных» его состояний — есть, неудачное предположение, стоящее в полном противоречии с историей. История же говорит вот что: «дыша угрозами и убийством на учеников Господа» (Деян.9:1), «в чрезмерной против них ярости» (Деян.26:11) — вот в каком расположении духа направился Савл в Дамаск. Есть ли здесь признаки человека, начинающего приходить в раскаяние? Из вопроса Савла, сделанного Христу Спасителю: «Кто Ты, Господи?» — несомненно одно: Савл совсем не думал, как предполагается, о Иисусе Христе. Итак, психологическое объяснение не выдерживает критики.
Что же касается объяснения Ренаном внезапного обращения ап. Павла под влиянием разыгравшейся грозы, то его нужно признать несерьезным. Из каких источников Ренан почерпнул, что при подходе к Дамаску Павла и его спутников разыгралась буря? По каким это законам следует, что образованный иудей, каковым был Савл, громовые раскаты принял за голос говорившего к нему Христа Спасителя? Все это плод досужей, лишенной всякого основания, фантазии романиста Ренана.
Свящ. Н. Никольский, доц. Московской Духовной Академии
Журнал Московской Патриархии
№ 8 август, 1950 г.
Примечания
[1] У евреев был обычай носить по два имени и в обращении с иностранцами употреблять или греческое или латинское имя, напр.: Кифа-Петр, Иисус-Иуст, Сила-Силуан. Из книги Деяний апостолов видно, что как только ап. Павел выступил перед языческим миром, то стал называться Павлом, а не Савлом. Мнение, идущее от бл. Иеронима, что ап. Павел принял это имя в память обращения римского проконсула Сергия Павла (Деян.13:9-12), не может быть принято: во-первых, имя «Павел» апостол стал носить до обращения проконсула (Деян.13:9) и, во-вторых, в древности был обычай называть ученика по имени учителя, а не наоборот.
[2] Ф. Фаррар. Жизнь и труды св. ап. Павла, стр. 23-24. С.-Петербург, 1905 г.
[3] Тарс сохранился и до настоящего времени, представляя собой довольно грязный, полный развалин магометанский турецкий город с тем же наименованием.
Ф. Фаррар. Цитирован, сочинение, стр. 26-44.
Римский историк и географ Страбон, современник императора Августа, в своей географии (XIV, 5) — в отношении положения философии и литературы Тарс считает даже выше Афин и Александрии, тогдашних центров просвещения.
[7] О прекрасном знании Свящ. Писания ап. Павлом говорит тот факт, что впоследствии в своих посланиях апостол приводит цитаты из Свящ. Писания по памяти и часто в одной короткой цитате объединяет то, что содержится в различных местах, напр., Рим.1:24, 3:6, 9:33, 10:18; 1Кор.6:2, 9:7, 15:45 и ряд других.
[10] Дееписатель Лука называет ап. Павла σkηνοποiòς, по слав. переводу — скинотворец. Палатки во время апостола были в большом употреблении, их употребляли пастухи, путешественники, плавающие на кораблях, т. к. корабли в древности имели открытую палубу. Войлок для палаток изготовлялся из шерсти коз и был жесткий и грубый. На родине ап. Павла в Киликии делание палаток было исконным занятием населения.
[11] Проф. Н. Глубоковский, Благовестие св. ап. Павла по его происхождению и существу, СПБ. 1905, стр. 146-182, Фаррар, Жизнь и труды св. ап. Павла. Перевод свящ. Фивейского, СПБ. 1905, стр. 986-996.
[12] Фаррар, Жизнь и труды св. ап. Павла, СПБ. 1905, стр. 47-49.
[17] Деян.9:2. Первосвященником в это время был известный по евангельской истории Каиафа; в конце 36 г. он был смещен проконсулом Сирии — Вителлием, (См. И. Флавий, Иудейские древности, кн. XVIII, 4, СПБ, 1900 г.).
[18] Деян.9:3-5; 1Кор.9:1, 15:8; Деян.26:19.
[19] Вопрос о времени обращения ап. Павла и последующих хронологических датах из жизни апостола один из самых сложных и имеет большую историю и литературу. Исследователи время обращения ап. Павла ставили от 31 г. (Бенгель) до 41 г. (Вурм). Не вдаваясь в подробные исследования этих мнений, отметим, что последние научные данные дают вполне удовлетворительное решение вопроса о времени обращения ап. Павла, как и о последующих хронологических датах из жизни ап. Павла. Разумеем так называемую «Дельфийскую надпись», обнаруженную в г. Дельфах в Греции в начале XX столетия и открытую русскими учеными Никитским и Помтовым. Дельфийская надпись, или аккламация, представляет собой повторное провозглашение римских императоров в их звании. Дельфийская аккламация представляет собой по счету 26-ю и относится ко времени императора Клавдия (41-54 гг.); она имела место в первой половине 52-го года. В Дельфийской надписи сохранилось имя ахайского (греческого) проконсула Галлиона. Юний Анней Галлион был брат известного философа Сенеки, воспитателя Нерона. Фамилия «Галлион» принята им от усыновителя своего, ритора Юния Галлиона, прежде же он назывался Юлий Анней Новат. Историк Тацит дает подробные биографические сведения о Галлионе. По установившейся практике в римской империи, в должности проконсула находились один год и по окончании срока проконсул был обязан в течение 30-ти дней сдать дела. Проконсульство Галлиона началось в апреле 51 г. и, следовательно, окончилось в апреле 52 г. На время проконсульства Галлиона падает известное столкновение коринфских иудеев с ап. Павлом (Деян.18:12-17). Столкновение это имело место незадолго до отправления апостола в Иерусалим; отсюда можем сделать следующий вывод: ап. Павел проживал в Коринфе 1½ года и прибыл в него в начале зимы 50 г. В свою очередь, Дельфийская надпись приводит к следующим хронологическим датам: вступление апостола на европейский континент сентябрь—октябрь 50 года; время апостольского собора — начало 50 года; начало второго апостольского миссионерского путешествия по малоазийским Церквам — весна и лето 50-го года. Данные Дельфийской надписи определяют и время обращения ап. Павла. Апостольский Собор был в 50 г. В послании к Галатам ап. Павел, остановившись на факте своего обращения, устанавливает две даты от этого знаменательного события в его жизни: 1) «Спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать» (Гал.1:18); 2) «Потом, через четырнадцать лет, опять холил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита» (Гал.2:1). Контекст речи, логический: смысл текста принудительно обязывает считать четырнадцать лет от события обращения, а не от первого хождения в Иерусалим, как думают некоторые. Таким образом, вычитая из 50 четырнадцать, будем иметь дату обращения ап. Павла 36-й год по Р. X. О значении дальфийской надписи см. архим. Анатолий (Грисюк). Дельфийская надпись и ее значение для хронологии ап. Павла. Труды Киевской Духовной Академии 1913 г., т. I, ст.р. 49-58; А. Deismann. Paulus. Eine Kultur und religionsgeschichte Skizze, Tubingen 1925; первое издание в 1911 г. У Deismann’а помещены и фотоснимки надписи. Наши выводы несколько разнятся от выводов Дейсмана. Дейсман полагает, что апостол прибыл в Коринф в первом месяце 50-го года, начало второго миссионерского путешествия апостола относит к концу 49 г. Такое предположение недостаточно твердо обосновано.
[20] Впервые это мнение было высказано тюбингенцем Бауром, затем Гольстеном, Гольштеком и рядом других представителей отрицательной критики.
[32] Деян.12 Иосиф Флавий. «Иудейские древности», кн. XIX 8, 2.
Святой апостол Павел: биография, проповедь и учение
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Человека более неординарного и значимого, чем апостол Павел, найти трудно. Он не был апостолом «от двенадцати». Не входил он и в число семидесяти, избранных Христом. Тем не менее, именно он стал первоверховным апостолом вместе с Петром. Его вклад в миссионерскую работу трудно переоценить.
Житие
Апостол Павел
Из деисусного чина
Школа или худ. центр: Византия
1387–1395 гг.
149 × 97 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 12752
Икона входит в состав Высоцкого полуфигурного деисусного чина.
Происхождение
Будущий апостол родился в 1 веке в городе Тарсе Киликийском. Сейчас это территория Турции. Годы жизни апостола — 5-67 гг. Савл — именно так его назвали родители — вырос в глубоко верующей иудейской семье, следовавшей строгим канонам фарисейского благочестия. В лучшем понимании этого слова.
Судя по всему, семья Савла была очень не бедной, поскольку будущий апостол был гражданином Римской империи. А такой чести в Палестине удостаивались немногие. У подданных Рима была масса привилегий. Одна из них заключалась в том, что судить, в случае совершения какого-либо преступления, их мог только Кесарь. И в будущем это сыграло на руку Павлу.
Полезные материалы
Родители Савла мечтали видеть его раввином и отправили учиться в Иерусалим, к знаменитейшему в то время учителю и ученому Рабану Гамалиэлю бен Шимона ха-Закену. патриарху фарисейской партии. Стоит заметить, что несмотря на свой высокий сан, Гамалиэль (в христиансте — Гамалиил) придерживался весьма свободных взглядов и не раз призывал Синедрион не преследовать последователей Христа.
Заметим, что Савл весьма преуспел в науках. Он отлично знал Тору — священную книгу иудеев, А также ее толкования. Кроме того, юноша овладел искусством шитья палаток, и в будущем это позволило апостолу саму зарабатывать на жизнь.
Апостол Павел
Из деисусного чина
Школа или худ. центр: Москва
Последняя четверть XIV в.
210 × 117 см
Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия
Инв. 3238 соб/ж-1391
Икона находится в деисусном чине собора.
Преследование христиан
В отличие от своего великого либерального учителя, Савл придерживался совсем других взглядов. Выросший в ортодоксальной иудейской семье, он был уверен, что человек, которого подвергли распятию – самой позорной казни, не может быть тем самым Мессией. Не может быть сыном Бога человек, разрушавший все устои и напрямую обращавшийся к Богу, минуя все храмовые ритуалы и не признавая первенства Иерусалима и Храма.
Он самым строжайшим образом чтил Моисеев закон и, еще будучи совсем молодым, прославился жестокими преследованиям христиан. Савл присутствовал на казни первомученика Стефана, хотя, в силу возраста, и не принимал в ней непосредственного участия.
Зато уже через год, достигнув совершеннолетия (в Палестине в те годы это был возраст 13 лет), он со всем рвением закидывал последователей Христа камнями и подвергал их мучениям. А вскоре, с разрешения Синедриона, Савл отправился из Палестины в Дамаск. Все с той же миссией — очистить мир от последователей Распятого.
Обращение
Но замысел Господень ведом только Ему. Савл смог убедиться в этом лично. По дороге в Дамаск произошло то, что превратило его из ярого преследователя христиан в величайшего учителя, несущего миру весть о воскресшем Христе.
Случилось это в жаркий солнечный день. Савл вместе со своими спутниками шел по дороге из Иерусалима в Дамаск. Вдруг его глаза поразил ярчайший свет. От страха ослепший юноша упал прямо в дорожную пыль и вдруг услышал голос:
Попутчики Савла слышали то же самое, однако яркого света они не видели — ослеп один Савл. Потрясенные до глубины души, они подхватили юношу и отправились туда, куда велел им Господь. В Дамаске Савла привели к христианину по имени Анания.
В течение трех дней он впитывал все, что тот мог рассказать ему о Христе и уже глубоко уверовавшим в Спасителя человеком, принял Святое Крещение. И, о, чудо! Лишь погрузившись в воду, Савл прозрел!
С тех пор началась новая жизнь — величайшего христианского проповедника и учителя.
Апостол Павел
Из деисусного чина
Школа или худ. центр: Тверь
Первая половина XV в.
111 × 43 см
Государственная Третьяковская галерея,
Москва, Россия
Инв. 15056
Икона относится к тверскому деисусному чину
из собрания А. И. Анисимова.
Служение (1, 2, 3 миссионерские путешествия)
Сам себя апостол Павел именовал «Апостол языков» (то есть язычников). И не случайно. Вскоре после принятия святого Крещения бывший гонитель христиан сам стал гонимым и преследуемым. Свою деятельность и проповедь о Христе Савл начал среди аравийских иудеев, проповедуя в синагогах.
Однако такое положение дел не устроило ни самих иудеев, ни правителя Арета IV Филопатриса. В проповеди Савла они усмотрели подрыв основ веры, и проповедник был объявлен в розыск. В целях безопасности Савл бежал в Иерусалим.
Однако и там он не был принят с распростертыми объятиями. Если из Дамаска его выгнала ярость бывших единоверцев, то в Иерусалиме встретило недоверие братьев во Христе. Они никак не могли принять своего бывшего гонителя. На выручку Савлу пришел апостол Варнава — он взял его под свое покровительство.
Покинув Иерусалим, Савл пошел в свой родной город, а оттуда — в Антиохию. Где собственно, и началось его первое миссионерское путешествие, которое длилось 6 лет, с 45 до 51 года. В путь он отправился вместе со своим сподвижником, апостолом Варнавой.
Сначала они вернулись в Иерусалим, а оттуда отправились Крит. Попытка проповеди среди иудеев не принесла желаемого результата. Более того, Савла, а с этого времени уже Павла, иудеи подвергли жестоким преследованиям и побоям.
Однажды, после побивания камнями, они оставили его умирать. Но у Господа были свои планы. Проповедник выжил. И отправился с проповедью к языческим народам. Путешествуя, Павел с Варнавой основали общины в нескольких крупных населенных пунктах, среди которых Икония, Дервия, Листра, Антиохия Писидийская. В 51 году, при участии Павла, на первом соборе в Иерусалиме, было принято решение, что новообращенные братья могут креститься без предварительного соблюдения Моисеевых обрядов.
В 51 году Павел отправляется во второе путешествие. Сначала он побывал в малоазийских церквях, а после этого решил пойти с проповедью в Европу. Несколько христианских общин он основал в Македонии, встретился с евангелистом Лукой и отправился с проповедью в Грецию. После проповеди в Афинах, он пошел в Коринф, где также основал новую Церковь. Больше года Павел жил в доме своих новых друзей супругов Присциллы и Акилы. Оставив Коринф, Павел пошел в Антиохию, попутно зайдя в Эфес, Кесарию и Иерусалим.
В 56 году Павел снова отправился в дорогу. Это путешествие было самым коротким из всех — до 58 года. Как всегда, Павел вначале навестил основанные им общины, которые за эти несколько лет заметно выросли, а затем отправился в Эфес. Там, кстати, был написан один из самых знаменитых трудов апостола — 1-е послание к Коринфянам, а также послание к Галатам.
Однако проповеди миссионера были по душе далеко не всем. Некий серебряных дел мастер по имени Дмитрий, поднял бунт против проповедника, и Павел вынужден был оставить Эфес и уехать в Иерусалим, посетив при этом Македонию.
Заключение, смерть
Впрочем, Иерусалим тоже встретил Павла весьма недружелюбно. Против него возник мятеж, в результате которого проповедник был схвачен и арестован. Вот тут и пригодилось гражданство Римской империи. Проведя два года в заключении, Павел пожелал отправиться в Рим. Отказать в этом праве ему не могли.
Но корабль, на котором Павел отправился в путь, неподалеку от Мальты потерпел кораблекрушение. Так что в «Вечный город» Павел прибыл лишь в 62 году. Надо сказать, что чувствовал он там себя весьма свободно. Власти сквозь пальцы смотрели на его миссионерскую деятельность, и Павел совершенно свободно проповедовал на улицах. Здесь же, в Риме, были написаны несколько знаменитых его трудов — послание к Филимону, к Ефесянам и Колоссянам.
Достаточно противоречивы сведения о том, как сложилась судьба Павла дальше. Некоторые исследователи утверждают, что он был казнен в 64 году, как раз в то время, когда начались нероновские гонения на христиан.
Однако из других источников, в том числе и из посланий апостола Павла, становится понятно, что спустя некоторое время он вновь отправился на восток, погостив в основанных им церквях и рукоположив во епископа Ефеса своего ученика Тимофея. Потом, встретившись с апостолом Петром, вместе с ним прошел всю Италию и осуществил свою давнюю мечту — принес весть о Христе в Испанию.
Вернувшись в «вечный город», Павел был снова заключен в темницу, откуда уже не вышел до самой казни. Правда, сохранились предания о том, что апостол в эти годы учил даже при дворе Нерона.
Казнь апостола Павла состоялась в 67 году. Как подданному кесаря, ему отрубили голову. По преданию, в местах, где голова апостола трижды ударилась о землю, забили 3 источника. Сейчас на этом месте расположен монастырь у Трех источников.
Апостол Павел
Из деисусного чина
Школа или худ. центр: Тверь
Конец XV в.
Евсеева, Кочетков, Сергеев 1974: XV в.
Салтыков 1981: Вторая половина XV в.
София Премудрость Божия 2000: Последняя четверть XV в.
84 × 59 см
Центральный музей древнерусской культуры и
искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия
Инв. КП 994
Из деисусного чина конца XV в.
из Весьегонского района Тверской области.
Где находятся мощи
Сразу же после казни, христиане отметили то место, где он был похоронен. Позже император Константин Великий основал на этом месте базилику святого Павла. Она расположена расположена за Аврелиановыми стенами, в южной части Вечного города.
Но есть еще одно место в Риме, где можно поклониться учителю веры. Вернее, сразу обоим первоверховным апостолам — Павлу и Петру. В Латернской базилике святого Иоанна Крестителя в специальном ковчеге, расположенном на высоте в 10 метров, хранятся главы первоверховных апостолов.
В 1410 году Андрей Рублев создал образ апостола Павла, признанный каноническим. На иконе апостол держит в руках Евангелие. Чудотворный образ находится в Успенском соборе во Владимире, а списки его есть во многих православных храмах. Верующие люди рассказывают о многочисленных чудесах исцеления по молитвам возле лика апостола.
Кроме того, апостолу Павлу принято молиться об укреплении веры, воцерковлении близких людей, исцелении душевных недугов, облегчении боли, придании сил и мудрости в миссионерской деятельности.
Икона святого Павла
Из деисусного чина
Первая треть XVI в.
Дерево, темпера.
95 × 63.5 см
Государственный музей-заповедник
«Ростовский Кремль», Ростов, Россия
Инв. И-545
Происходит из деисусного чина
церкви Покрова села Гуменец Ростовского района
Ярославской области.
Апостольские послания
Сам апостол Павел называл себя «наименьшим» среди учеников Христа — он никогда не забывал, кем он был, прежде чем стать последователем Спасителя. Тем не менее, в 1-м послании к Коринфянам он сказал:
И это замечание справедливо.
Наследие апостола включает в себя 14 посланий, практически систематизирующих учение Христа. В Священном Писании его труды расположены в следующем порядке:
1. Послание к Римлянам.
2. Первое послание к Коринфянам.
3. Второе послание к Коринфянам.
4. Послание к Галатам.
5. Послание к Ефесянам.
6. Послание к Филиппийцам.
7. Послание к Колоссянам.
8. Первое послание к Солунянам.
9. Второе послание к Солунянам.
10. Первое послание к Тимофею.
11. Второе послание к Тимофею.
12. Послание к Титу.
13. Послание к Филимону.
14. Послание к Евреям.
Все апостольские послания можно разделить на 2 группы — пастырские (например, послание к Титу и Тимефею) и общехристианские (такие, как послания к Коринфянам, Галатам и т.д.)
Что отличает послания апостола от произведений других авторов — все они написаны простым, живым языком. Читая их, чувствуешь, будто общаешься с близким человеком. Особенно проникновенно в этом плане 1-е послание к Коринфянам, вернее его 13 глава — «гимн Любви», как называют ее многие.
Одним из самых важных вопросов, которых касался апостол Павел в своих посланиях был вопрос Церкви. Согласно учению апостола, Церковь представляет собой тело Христово, членами которого являются христиане:
Догматическая часть посланий открывает всю глубину знаний апостола не только книг Нового, но и Ветхого Завета.
Апостолы Петр и Павел
Последняя четверть XVII в.
Дерево, темпера
32 × 27 см
Рыбинский государственный историко-архитектурный и
художественный музей-заповедник, Россия
Инв. РБМ 4998
Жизнь первоверховного апостола трудно было назвать легкой. Для Спасения других он не считал унизительным делать то, что требовалось в каждом конкретном случае:
Неся весть о Христе, он претерпел многие гонения, аресты, жестокие избиения… Но ни боль, ни страх, ни лишения не могли остановить его. Всегда помня о своем прошлом, он, всей своей жизнью доказал, что даже самый яростный гонитель Христа способен стать самым преданным его последователем.