что такое апостол кратко
АПОСТОЛ
Двенадцать апостолов
Чаще всего под апостолами понимается двенадцать ближайших учеников Христовых, призванных Христом для того, чтобы они были с Ним, возвещали вместе с Ним Евангелие и изгоняли бесов (Мк. 3:14), говорили от Его имени (Мк. 6:6-13). Христос наделяет апостолов своею властью: “Принимающий вас Меня принимает, а принимающий Меня принимает пославшего Меня” (Мф. 10:40). В силу этой власти апостолы после Воскресения Христова и сошествия на них Св. Духа (Пятидесятница) становятся во главе христианской Церкви.
Согласно Евангелию от Матфея (Мф. 10:2) к числу апостолов относятся
Число двенадцать имеет символический характер, соответствуя числу колен Израилевых, которые апостолы и будут судить в последний день (Мф. 19:28). Вместе с тем апостолы образуют ядро Нового Израиля, т.е. Церкви Христовой, грядущей на смену Израилю старому: “Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца” (Откр. 21:14). Эта промыслительная значимость числа двенадцать обусловливает и избрание апостола Матфия на место предавшего Христа и удавившегося Иуды Искариота (Деян. 1:21-26).
Апостольское служение
Будучи основанием Церкви Христовой, апостолы образуют собор, возглавляющий церковь и реализующий ее полноту; они поставляют других служителей церкви и посылают посланников, которым они делегируют свою власть; так, например, они посылают Варнаву основать церковь в Антиохии Сирийской (Деян. 11, 22), и он во время своей миссии рукополагает пресвитеров, учительствует и вообще пользуется теми же правами, что и апостолы (Деян. 14, 1-23). Таким образом, апостолы не только обладают властью, данной им Христом, но могут и передавать ее избранным ими преемникам. На этом основана идея апостольского преемства – передачи власти, которую Христос дал апостолам, всем епископам, возглавляющим местные церкви; эта передача осуществляется непрерывно через рукоположение от одних епископов к другим от времен апостольских вплоть до наших дней (о значимости апостольского преемства говорит уже св. Климент Римский в конце I в.).
Семьдесят апостолов
С благовестнической деятельностью апостолов предание (разной степени достоверности) связывает основные пути распространения христианства: основание Римской церкви с именами апостолов Петра и Павла, основание Александрийской церкви с именем евангелиста Марка, апостольствовавшего вместе с Павлом и Варнавою, основание церкви в Индии с именем апостола Фомы и т.д. Русская церковь связывает свое начало с именем апостола Андрея, который, по сообщению Евсевия Кесарийского, проповедовал в Скифии; в Повести временных лет рассказывается, что апостол Андрей поднялся из Синопа вверх по Днепру, поставил крест на месте будущего Киева и предрек, “яко на сих горах воссияет благодать Божия”, отсюда он отправился “в Словены, идеже ныне Новгород”. В католической церкви имеется особый праздник “разделения апостолов” (festum divisionis apostolorum) для благовествования Евангелия разным народам.
Почитание апостолов
Почитание апостолов было одним из отправных моментов для культа святых вообще. Их святость была удостоверена самим Христом, просившим Бога-Отца во время Тайной Вечери “соблюсти их во имя Твое” (Ин. 17, 11); апостолы, таким образом, выступали как образец спасенного по своей вере человечества. Установление празднования памяти апостолов относится к древнейшему времени. О праздновании памяти апостолов Петра и Павла в Риме 29 июня 258 г. говорится в календаре середины IV в. Празднование их памяти в этот день является общим для всех христианских исповеданий. Достаточно рано в воспоминание апостолов устанавливается особый пост, завершающийся 29 июня. С V-VI вв. в восточной церкви 30 июня устанавливается празднование Собора двенадцати апостолов. В Иерусалимской церкви по крайней мере с IV в. известно празднование апостола Иакова, брата Господня, и апостола Иоанна Богослова. Поскольку апостолы возглавляли церковь, в преемственном отношении к почитанию апостолов находится почитание святителей. Поскольку большинство апостолов окончили жизнь мученическим подвигом, почитание мучеников также связывается с почитанием апостолов. Таким образом, в апостолах находят одновременное осуществление разные виды святости, и позднейшее почитание разных разрядов святых соединяется как в своем источнике с почитанием апостолов. Это соединение отразилось и в иконографии апостолов: они могут изображаться в епископском облачении, возможны вместе с тем изображения шествия апостолов в золотых венцах, которые могут интерпретироваться как венцы мученические.
Новые апостолы и равноапостольные святые
Название апостола иногда применятся и в отношении других святых, распространявших христианство среди язычников, напр.: св. Григорий Просветитель, апостол Армении, св. Стефан, апостол Перми и др. Церковь так же называет некоторых святых, особенно потрудившихся распространеии Благой Вести об Иисусе Христе, равноапостольными. Об этом лике святых см. подробнее ст. равноапостольный.
Молитвословия
Тропарь апостолам, общий
Апостоли святии, / молите Милостиваго Бога, / да прегрешений оставление / подаст душам нашим.
Тропарь апостолу единому, общий
Апостоле святый [имя рек], моли Милостиваго Бога, / да прегрешений оставление / подаст душам нашим.
Использованные материалы
[1] Число 70 также является символическим: по преданию именно на 70 (или 72) языков был разделен праязык в наказание за Вавилонское столпотворение, поэтому это число символизирует проповедь всем народам земли (по этим же соображениям в III в. до н.э. были избраны для перевода священных книг на греческий язык 70 (или 72) толковников)
Апостолы
Апо́столы (от греч. ἀπόστολος — посланник, посол) – ближайшие ученики Господа Иисуса Христа, избранные Им и посланные для благовестия о Царствии Божьем и устроения Церкви.
Имена ближайших двенадцати апостолов таковы:
К ближайшим апостолам сопричисляется и апостол Павел, уроженец города Тарса в Киликии, чудесно призванный самим Господом ( Деян.9:1-20 ). Первоначальное имя Павла – Савл (Саул, евр. Шаул, «испрошенный (у Бога)» или «одолженный (для служения Богу)»). Имя Павел (лат. Паулюс, «меньший») – второе, римское имя, принятое апостолом после обращения ради удобства проповеди в Римской империи.
Кроме 12-ти апостолов и Павла, апостолами называются еще 70 избранных учеников Господа ( Лк.10:1 ), которые не были постоянными очевидцами и свидетелями дел и жизни Иисуса Христа. Их имена в Евангелии не называются. В богослужебной традиции в день празднования семидесяти апостолов значатся их имена. Этот список был составлен в V–VI вв. и носит символический характер, туда вошли все известные имена последователей и учеников Христа, апостолов и мужей апостольских. К 70 апостолам предание относит Марка (лат. «молот», второе имя Иоанна из Иерусалима) и Луку (сокращ. форма лат. имени Луций или Луциан, что значит «светящийся», «светлый»). Таким образом, в этот день Церковь вспоминает не только 70 апостолов, но и все первое христианское поколение.
Написавшие Евангелие апостолы – Матфей, Марк, Лука и Иоанн – именуются Евангелистами. Апостолы Петр и Павел – первоверховными апостолами, т. е. первыми из верховных.
К апостолам иногда приравниваются святые, проповедовавшие христианское учение среди язычников, например, равноапостольные император Константин Великий и мать его царица Елена, князь киевский Владимир.
Празднуя память каждого из 12-ти апостолов Христовых отдельно, Православная Церковь с древних времен установила также празднование Собора Славных и Всехвальных 12-ти апостолов 13 июля (новый стиль). Также, в предыдущий день (12 июля), совершается празднование Славных и всехвальных первоверховных Апостолов Петра и Павла.
Апостол
Апостол – ἀπόστολος – с греч. «посланник», которому поручено исполнить известное поручение (Геродот, 1, 21; 5, 38). Это слово однажды читается у LХХ ( 3Цар. 14, 6 ), где пророк Ахаия прилагает его к себе в разговоре с женой Иеровоама: «Я грозный посланник, – апостол к тебе». Ев. Лука (6, 13) говорит, что Иисус Христос, избрав двепадцать из Своих учеников, назвал их апостолами. Затем это название прилагалось и к другим лицам, разделявшим труды с двенадцатью. Так, апостолом называется Варнава, как и Павел ( Деян. 14, 4, 14 ); Андроник и Юний также относятся к числу апостолов ( Рим 16, 7 ); равным образом Тимофей и Силуан ( 1Фес. 1,1; 2, 7, 18 ). Наконец, и другие называются апостолами в том смысле, что они уполномочены церквами ( 2Кор. 8, 18 – 23 и Фил. 2, 25 ). Все они причислены церковию к лику 70 апостолов. Тем не менее, вообще нужно признать, что на библейском языке это название принадлежит собственно двенадцати избранникам, которых Иисус Христос сделал основными камнями Своей церкви. Эти избранники удостоились находиться с Иисусом Христом в более близких отношениях, чем остальные ученики, и им поручено было проповедовать благовестие, а вместе с тем дана сила исцелять больных и изгонять бесов. Когда впоследствии зашел вопрос об избрании преемника Иуде предателю, то ап. Петр, определяя служение апостола, заявил, что прежде всего лицо, которое могло подлежать избранию, должно было находиться вблизи Иисуса Христа в течение Его общественной жизни, т. е., от Его крещения до вознесения, чтобы иметь возможность подтверждать события, которые оно видело, и особенно чудо воскресения (Дея. 1, 21 – 22). Ев. Иоанн, который и в своих Посланиях, и в своем Евангелии (хотя этого нельзя сказать об Апокалипсисе, 2, 2; 18, 20; 21, 14), ни разу не употребляет слова апостол, признавая, однако, существование особого, установленного Иисусом Христом сонма, который он называет Двенадцатью, особенно дает нам высокое понятие о духовных преимуществах этих избранников ( Иоан. 14, 26; 15, 26 – 27; 16, 13, 27 ). Их было двенадцать, потому что это число соответствовало числу колен израильских, к которым пришел Иисус Христос, как к овцам без пастыря. Они будут, подобно патриархам, судить колена в будущей жизни ( Матф. 19, 28 ). Двенадцать апостолов, будучи как бы представителями двенадцати колен, являлись представителями, следовательно, всего избранного народа. Они взяты были из простого парода и даже из его противоположных слоев, так как между ними мы находим мытаря Матфея и зилота Симона, из которых один был представителем чужеземного правительства, а другой – пламенным противником иноземного ига. Все, за исключением, быть может, мытаря Матфея, были люди неученые. Всю свою жизнь они провели в тяжелых трудах. По крайней мере четверо были рыбаками на озере Генисаретском. Но все они, за исключением Иуды, имели доброе сердце, и в их именно сердцах Христос и напечатлел новое благовестие.
Список апостолов передается тремя синоптиками и в книге Деяний Апостольских. Сравнивая эти четыре списка, можно видеть, что они безусловно заключают в себе одни и те же имена, за исключением Иуды, брата Иакова, который у Матфея называется Леввеем, а у Марка Фаддеем. Но Фаддей или Леввей, из которых одно происходит от сад или фад, – «грудь», а другое от леб, – «сердце», означают, в аналогичных терминах, вообще, человека благородного и энергичного. Можно думать, что это почетное прозвание рано вытеснило собою его собственное имя Иуды, как напоминавшее имя предателя. Двенадцать апостолов образуют три правильных группы, из которых каждая имеет главу и членов, состав которых не изменяется. Порядок в группе иногда изменяется, но никакой член группы не переходит из одной группы в другую. Эта классификация близко соответствовала степени близости, в которой, в повседневных отношениях жизни, каждый апостол находился с Иисусом Христом. Вот все четыре списка апостолов:
Матфей 10, 2–4 | Марк 3,16–19 | Лука 6, 14–16 | Деяния 1, 13 | |
1. | Симон Петр | |||
2. | Андрей | Иаков | Андрей | Иаков |
3. | Иаков | Иоанн | Иаков | Иоанн |
4. | Иоанн | Андрей | Иоанн | Андрей |
5. | Филипп | |||
6. | Варфоломей | Варфоломей | Варфоломей | Фома |
7. | Фома | Матфей | Матфей | Варфоломей |
8. | Матфей мытарь | Фома | Фома | Матфей |
9. | Иаков Алфеев | |||
10. | Леввей | Фаддей | Симон Зилот | Симон Зилот |
11. | Симон Кананит | Симон Кананит | Иуда Иаковлев | Иуда Иаковлев |
12. | Иуда Искарион | Иуда Искарион | Иуда Искарион | . |
После смерти Иисуса Христа, история апостолов становится историей самой церкви. Явления Воскресшего вновь пробудили в них мужество, оживляя в них надежды. Они собственными глазами увидели, что все, что предсказывали пророки и их Учитель, исполнилось. Отсюда, полные веры, они ожидали исполнения обетований Спасителя. На место предателя, они избрали Матфия. В день Пятидесятницы, на двенадцать апостолов вместе с учениками, находившимися в горнице, сошел Дух Святой, в виде огненных языков, и преобразовал их духовно.
С этого времени они сделались совершенно иными людьми. Эти нерешительные, невежественные, боязливые люди сделались полными энтузиазма, красноречивыми, людьми неукротимой ревности и силы. Во время достоянной борьбы и опасностей, они основали церковь в Иерусалиме; но по повелению Спасителя они должны были потом идти проповедовать в Самарии и по всему миру. Эллинизм подготовил для них пути, ап. Петр формально открыл доступ язычникам, крестив сотника Корнилия и всех членов его семейства, а Павел с необычайной ревностью выступил на поприще всемирной проповеди. Все двенадцать апостолов совершали то же самое дело проповеди; но мы не знаем, какую собственно кто из них избрал часть тогдашнего мира для просвещения его евангелием. Священная история об этом умалчивает. Но несомненно то, что успех их деятельности был так велик, проповедь их так быстро распространялась, что свет Евангелия скоро озарил мир, и это не могло быть делом одного только ап. Павла и его ближайших сотрудников, как бы ни велика была их ревность. В этом деле принимали участие и другие апостолы, как об этом и свидетельствует древнее предание Апостолы уже рано были изображаемы художниками первоначальной церкви, в катакомбах и особенно на христианских саркофагах. Они обыкновенно одеты в длинную тунику, доходящую до ног, и в плаще, как верхней одежде. На памятниках восьми первых веков, на западе, они изображаются стоя или сидя, по правую и по левую сторону Спасителя изображенного в Своем человеческом виде или под символической формой; одни из них бородатые, другие безбородые. В. левой руке они обыкновенно держат книгу или свиток, напоминающий о проповеданном ими божественном слове; иногда в руках у них венец, – символ их торжества и небесной награды.
См. Lаngе, Dаs Ароstolishe Zeitalter, Вrunswick, 1854. Lechler, Das Ароst. Zeitalter, Stuttgart, 1857; Фаррар, Первые дни христианства, в перев. А. Лопухина. Сиб. 1892; Ф. Яковлев, Очерки жизни и учения св. апостолов Павла, Андрея и Иакова. Москва, 1849; Апостолы: сборник церковных сказаний о них (Прав. Обозр. 1862; № 1); Троицкий Апостол языков Павел и апостолы обрезания в их отношении друг к другу, Казань, 1894; Крылов, Жизнь 12 апостолов и сказания о прочих 70 апостолах и жития их. Москва, 1869; Городцев, Апостолы проповедники христианства. Спб. 1884; в «Сборнике» М. Варсова, т. II, Симб. 1894.
Значение слова «апостол»
1. По евангельскому преданию — каждый из двенадцати учеников Христа, посланных им для проповеди своего учения.
3. Церковная книга, содержащая так наз. «Деяния» и «Послания апостолов».
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
АПО’СТОЛ, а, м. [греч. apostolos — посланец]. 1. В евангелии — ученик Иисуса Христа из числа двенадцати, посланных им для проповеди своего учения (церк.). 2. перен. Лицо, посвятившее себя проповеди какой-н. идеи (книжн.). А. мира. Аксаков — а. славянофильства. 3. Название церковной книги, заключающей в себе так наз. «Деяния апостолов», «Послания» их и «Апокалипсис» (церк.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
апо́стол
1. каждый из двенадцати учеников Христа, в более широком смысле — любой христианин, проповедующий Евангелие ◆ Двенадцать апостолов ◆ Семьдесят апостолов
2. перен. последователь, проповедник какого-либо учения, идеи и т. п. ◆ И вот революция посадила его в камеру внутренней тюрьмы, выбила ему восемь зубов, стуча на него офицерскими сапогами, матерясь, обзывая его пархатым, требовала, чтобы он, сын, возлюбленный и апостол её, признал себя её тайным отравителем, её смертным ненавистником [Василий Гроссман. Все течет (1955–1963) // «Октябрь», 1989
Апо́стол
1. религ. в православии — богослужебная книга, содержащая Деяния святых Апостолов и апостольские послания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова кульбит (существительное):
Православная Жизнь
Отвечает протоиерей Владимир Пучков.
Что ж, давайте по порядку.
Ученики и ближайшие спутники Христа
Итак, прямой ответ на вопрос кто такой апостол – это ученик Христов. Из Евангелия мы знаем, что вначале Своего земного служения Спаситель призвал двенадцать человек, которые стали Его учениками и в течение всего времени Его служения сопровождали Его, делили с Ним тяготы кочевой жизни, кров и пищу. По происхождению ученики были простолюдинами. Известно, что некоторые из них (Пётр, Нафанаил, Фома, Иаков, Иоанн, Андрей) были рыбаками. Один, Матфей, до призвания был сборщиком податей. По крайней мере об одном из учеников, Симоне, известно, что до обращения он состоял в рядах зилотов – экстремистского политического течения, стремившегося к свержению римского владычества любой ценой. Практически апостолы происходили из Галилеи – глубоко провинциальной (в современном понимании слова «провинция») местности Палестины. Исключение мог составлять только Иуда Искариот, который, возможно, был уроженцем Иудеи или даже жителем предместья Иерусалима.
Примечателен тот факт, что воплотившийся Бог выбрал Себе учеников далеко не из элиты тогдашнего общества. Люди, кормившиеся тяжёлым повседневным трудом, представители презренной профессии и маргинального политического течения. Провинциалы, которых в обществе выделяла даже манера речи (с характерным присвистом при произнесении шипящих звуков)… Можно сказать, Христос окружил Себя теми, кого в толпе не замечали и в компании не слышали. На кого если и обращали внимание, то не иначе как снисходительно и с иронией. Однако именно они сделались свидетелями смерти и воскресении Господа, именно они пронесли это свидетельство по миру, именно их благовестием Церковь Христова из маленькой Иерусалимской общины выросла в многомиллионную христианскую общность, затеяв борьбу с которой, даже могущественная Римская империя вынуждена была сдаться.
Двенадцать апостолов мы знаем поимённо:
Не только двенадцать
Однако, уясняя себе, кто такие апостолы, уже в Евангелии мы можем увидеть, что апостолами называются не только двенадцать учеников. Мы знаем, что, помимо двенадцати, Христос призвал ещё семьдесят учеников и их церковная традиция также называет апостолами. В отличие от двенадцати, эти апостолы не сопровождали Христа постоянно. Они веровали в Него, были Его учениками, но постоянными спутниками не были. Как и двенадцать, они в страхе таились после распятия Господа, как и двенадцать, они возрадовались Его воскресению, как и двенадцать, разошлись по миру, проповедуя Евангелие. Чтобы не путать с двенадцатью, и в святцах, и в житиях, и в церковном календаре каждый из этих апостолов назван апостолом от семидесяти.
Другие апостолы
Впрочем, апостолами церковная традиция называет не только учеников Христовых. В широком понимании апостол – это странствующий проповедник. Как бы то ни было, а даже ближайшие ученики Христа основную часть жизни посвятили проповеди. Поэтому апостол – это одновременно и ученик Христа и, одновременно, проповедник. Итак, начав проповедь Евангелия в мире, ученики Господа положили начало традиции, которая существовала в Церкви некоторое время после их смерти. Представителями этой традиции были странствующие проповедники. Данное явление даже нашло отражение в церковной письменности. Так, в древнейшем христианском литературном памятнике «Дидахе» (полное название «учение Господа через двенадцать апостолов язычникам») приведён критерий отличия истинного апостола от ложного (согласитесь, сам факт того, что за странствующих проповедников могли выдавать себя мошенники, говорит о широком распространении такого рода проповедничества): христианским общинам предлагалось принимать у себя проповедника и обеспечивать его кровом и пищей в течение трёх дней. Истинный апостол дольше на одном месте не задерживался. А если проповедник всё же выказывал желание остаться дольше, то это и служило признаком того, что перед христианами не апостол, а тунеядец и прохвост, пытающийся пропитаться за чужой счёт.
Итак, подытожим. Полный ответ на вопрос, кто такой апостол, таков: апостол – это ученик Господа, это также проповедник Евангелия из числа Христовых учеников и вообще странствующий проповедник-христианин в период I–II веков, возможно, никогда не видевший Спасителя и не знавший Его учеников, но проповедующий Христа. Теперь, разобравшись с тем, кто такие апостолы, скажем и о книге, которую упомянули вначале. В богослужебном обиходе действительно есть книга, называющаяся «Апостол». Эта книга содержит в себе ряд книг Нового Завета, а именно:
Все эти книги напечатаны в ней с соответствующими обозначениями для ежедневного чтения за богослужением. Апостольские чтения на Литургии читаются именно из неё. Отсюда, собственно, и название.