что такое числа в ветхом завете
Читать Книгу Числа
Книга Числа – четвертая из Торы (Пятикнижия Моисея). Во второй год Исхода в 20 день второго месяца народ израильский покинул гору Синай и двинулся на поиски земли обетованной. Основное содержание книги Числа – скитание народа израильского по пустыне, пребывание наедине с Богом. В книге множество данных по исчислению отдельных колен народа, производится перепись первенцев и священнослужителей.
Читать книгу Числа.
Книга Чисел состоит из 36 глав:
В книге Числа описан также ряд культовых предписаний, к примеру, обязанность носить цицит, установление смертной казни за нарушение субботы. В книге описаны права и обязанности прислужников церкви – Левитов. Даются предписания по поводу жертвоприношений в праздники, описывается ответственность за обеты, данные женщинам. В 31-й главе говорится о том, как делить добычу после военных походов.
Первая собственная земля у народа израильского появилась после победы над царем Сихоном. Победа над царем Огом позволила еврейскому народу завладеть землями к северу от заиорданских царств.
В книге Числа часто подчеркивается неуязвимость израильского народа, его богоизбранность. К примеру, царь Моава Балак послал могущественного волхва Валаама проклясть Израиль, но тот благословил его.
Интересен тот факт, что в книге Чисел дается большое количество географических названий, только малая часть из которых идентифицированы. Остальные названия до сих пор не расшифрованы учеными.
Описываемые в книге Числа события соотносятся с находками из Мари, датируемыми XVIII—XVII вв до н. э., и соотносятся с политическим положением региона в XIII веке до н. э.
Читать книгу Числа на нашем сайте просто и приятно. Мы снабдили тексты множеством иллюстраций на классические ветхозаветные сюжеты.
Книга чисел
Название книги в еврейской и греческой библиях
Четвертая книга Моисеева в еврейской библии надписывается начальным своим словом – «вай-едаввер – и сказал», т. е. сказал Господь Моисею об исчислении народа израильского. Другое еврейское надписание книги Чисел есть «бемидбар – в пустыне». Это надписание указывает на содержание книги, поелику в ней описываются события, происшедшие во время тридцатилетнего странствования Евреев в пустыне аравийской, начиная от Синая. Греки же и латиняне наименовали сию книгу словом «Числа –Ἀριθμοί, Numeri»; поелику она начинается исчислением народа и левитов.
Время, место и цель написания книги Чисел
Книга Чисел написана, как говорится в ней самой, на равнинах моавитских, у Иордана против Иерихона 874 , следовательно в конце странствования Евреев по пустыне Аравийской. Впрочем к этому времени с вероятностью относить должно только окончание книги; ибо, судя по содержанию ее, она есть ряд Божиих откровений, записанных по мере их получения, и в порядке совершавшихся событий, о которых она повествует.
Что касается цели написания сей книги, то ее можно усматривать в том, чтобы передать памяти грядущих поколений чудеса Божии покровительства над народом израильским во время его странствования в пустыне и чтобы оставить для всегдашнего руководства векам дальнейшим различные Божии законы относительно гражданской и религиозной жизни.
Очерк содержания и разделения на части
Кроме исторического повествования о странствовании евреев в пустыне, книга Чисел содержит весьма много законов – частью новых, частью уже известных из книги Исход и Левит, но повторенных по разным случаям. Большая часть сих законов касается священного чина жреческого и левитского, также праздников, жертв и обетов; но не мало законов и чисто гражданских. В изложении сих предметов Моисей не придерживается никакого научного метода или строгого распределения материй по плану, заранее обдуманному. Его книгу можно назвать путевыми записками, которые вел священный писатель по той мере, как получал божественные откровения или как позволяли ему трудные обстоятельства странствования. Можно однакоже примечать три отдельные и последовательные части в книге Чисел. Первая содержит события и постановления приуготовительные к путешествию от Синая (гл. I–X). Вторая излагает само путешествие до границ земли обетованной (гл. XI–XXI). Третья повествует о событиях, случившихся на границах земли обетованной и о завоевании части ее по ту сторону Иордана (гл. XXII–XXXVI).
Глава VI. О назореях и о словах священнического благословения народа именем Божиим
В случаях непроизвольного нарушения обетов назорейства, напр. при внезапной смерти кого-нибудь в присутствии назорея, сей последний, подобно всем оскверненным, должен был пробыть семь дней в отлучении и в седьмой день остричь голову свою; в осьмой же день он должен был принести установленную в законе жертву о грехе 1) и затем снова начать посвященные Господу дни назорейства своего, с присовокуплением единолетнего агнца в жертву повинности 877 (Ст. 9–12). В сем случае грех и повинность (преступление) назорея хотя были не произвольны, но они могли происходить все-таки от недостатка внимательности и осторожности с его стороны, или же предполагали наказание Божие за какие-нибудь другие грехи его внутренние.
б. слова священнического благословения
Глава VIII. Hосвещение левитов
Примечание о золотом светильнике. Хотя о светильнике говорилось уже несколько раз 881 ; по поелику возжигание священных лампад на светильник в скинии, первоначально лежавшее на Моисее, вошло потом в число священнических обязанностей Аарона и сынов его, а между тем при описании посвещения их не упомянуто было, как они вступили в отправление сей должности 882 ; то Моисей и восполняет сей недостаток или перерыв в своем повествовании в настоящем месте, по случаю посвящения левитов, по связи левитской службы со священнической. Примечание Моисеево о возжигании Аароном лампад на священном светильнике в скинии занимает только первые четыре стиха рассматриваемой главы.
Глава IX. Празднование Пасхи в пустыне Синайской (ст. 1–14). Столб облачный, осенивший Скинию Свидения (ст. 15–26)
Глава XVII. Учреждение священства за родом Аарона чудом прозябшего жезла
Общее примечание к главе. Как предыдущая (XVI) глава, так и рассматриваемая, написаны по одному общему поводу, т. е. по поводу возмущения Корея, Дафана и Авирона и их сообщников, желавших предвосхитить себе от Моисея и Аарона первенствующее служение при скинии. Но предыдущая XVI глава, в коей разсказывается о чудесной казни бунтовщиков, направлена главным образом к тому, чтобы утвердить божественное посланничество Моисея. Глава ΧVII имеет подобную же цель относительно Аарона, как богоизбранного священника.
И сказал Господь Моисею, говоря:… возьми…, по жезлу от колена… И положи их в скинии собрания… И кого изберу на священство, того жезл расцветет… И дали Моисею… от каждого начальника по жезлу… и жезл Ааронов был среди жезлов их… (Ст. 1–6). Так как до учреждения священства Ааронова, жреческие обязанности принадлежали первенцам или главам семейств и колен, то для устранения всяких пререканий и жезлы берутся собственно от представителей колен, которые были первенцами в своих фамилиях. подобно тому, как и Аарон был первенцем в колене Левиином (Левий, Кааф, Амврам, Аарон). Имя каждого начальника колена надписывается на жезле его.
И положил Моисей жезлы пред лицем Господа 894 , в скинии… (Ст. 7). Жезлов, как можно думать, счетом положено было тринадцать; ибо столько было колен израилевых со включением колена Левиина, так как колено Иосифово распалось на два – Манассино и Ефремово.
Глава XIX. Жертва рыжей юницы и некоторые другие обряды очищения
В сей главе примечаются три отделения. В первом описываются обряды жертвоприношения рыжей телицы (ст. 1–10). Во втором определяются случай осквернения, в котором употреблялся очистительный пепел рыжей телицы (ст. 11–16) В третьем излагается способ употребления сего очистительного пепла с живой водой (ст. 17–22).
а. обряды жертвоприношения рыжей телицы (Ст. 1–10)
Кроме рыжего цвета еще требовалось, чтобы телица была без порока, т. e. без всякого телесного недостатка по общему закону о жертвенных животных 904 или же, как некоторые объясняют, без всякого пятнышка белого, или черного, но совершенно рыжая. В третьих она не должна была носить никакого ярма; ибо неприлично было, чтобы животное, работавшее человеку, послужило Богу в очистительную жертву за людей.
По заклании телицы, священник перстом брал крови ее и кропил ею издали по направлению к дверям скинии семь раз (Ст. 4). Так как скиния изображала собой храм живущего в ней Иеговы, Бога Израилева; то кропление кровью телицы изображало то, что народ израильский чаял получить очищение беззаконий своих собственно от Господа, умилостивляемого жертвенной кровью телицы, понесшей на себе все нечистоты израильские. Седьмеричное число кроплений означало полноту и совершенство очищения; ибо число семь обыкновенно употребляется в Писании для выражения полноты действия.
По окончании жертвоприношения, кто-нибудь чистый собирал пепел телицы и полагал вне стана на чистом месте; но так, что и заклавший телицу священник, и тот, кто сжигал ее, и кто собирал пепел ее, должны были вымыть одежды свои, измыть тело свое, и находиться в состоянии законной нечистоты до вечера. (Ст. 7–10). Все сие, потому что юница понесла на себе все нечистоты израильские.
б. случаи осквернения, в которых употреблялся очистительный пепел рыжей телицы (ст. 11–16).
в. с какими обрядами употреблялся очистительный пепел рыжей юницы? (ст. 17–22)
Гл. XXI, 5–9. Медный змей
Гл. XXII–XXIV. история пророчества Валаама
Глава XXII. Иистория пророчества Валаамова
Почему Бог, запретивши сначала Валааму идти к Моавитянам 938 , потом разрешает сие? (Ст. 20). Разрешает, потому что Он никогда не стесняет свободную волю человека. Несмотря на запрещение Господне, Валаам решился все-таки идти, – и Господь не останавливает его насильно. Однакоже, оставляя грешника его собственным желаниям, Господь всегда направляет их к своим сокровенным и божественным целям. Посему, позволив Валааму идти, Господь прибавляет: «но только делай то, что я буду говорить тебе» 939 , т. е. иди, потому что ты желаешь этого, но знай – ты будешь говорить, что я восхощу! 940
«Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мной» и проч… (Ст. 29). Разговор Валаама с ослицей показывает исступленность и сильнейшие страсти а этом человеке. Гнев на мнимое упорство своей ослицы и нетерпеливое желание скорее прибыть к царю моавитскому до такой степени овладели душой Валаама, что он не испытывает ужаса при виде говорящего животного, а пускается с ним в прения, как бы с человеком.
И сказал Валаам ангелу Господню согрешил я… я возвращусь (Ст. 34–35). Искренне ли Валаам хотел возвратиться назад? Можно полагать, что искренне, ибо он решительно увидел разрушение всех своих корыстолюбивых надежд – получить божественное соизволение на проклятие евреев. Между тем, Господь все-таки велит Валааму продолжать путь, поелику имеет свои благие цели относительно народа израильского, орудием которых делается теперь Валаам, – вопреки своему желанию. Валаам повинуется, но конечно недоумевает, что будет говорить ему Господь. С этим недоумением к нему снова закрадывается жалкая надежда получить как-нибудь обещанные награды от царя моавитского.
Главы двадцать третья и двадцать четвертая. Обзор пророческих речей или притч Валаамовых
Первая притча Валаамова. (23:7–10)
Вторая притча Валаамова. (23:18–24)
Третья притча Валаамова. (24:3–9)
Четвертая притча Валаамова. (24:16–24)
Четвертую свою притчу, подобно третьей, Валаам начинает излиянием своего пророческого восторга. «Говорит слышащий слова Божии, имеющий видение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает (в пророчествуемом восхищении), но открыты (в будущее) очи его». Затем притча содержит пророчества: а) о явлении Мессии (Звезды от Иакова); б) об Идумеях; в) об Амаликитах и г) о Кенеях.
Явление Мессии. (ст. 17)
Глава XXXV. Назначение городов для жилища Левитам и для убежища, невольным убийцам
Поля при городах, которые вы должны дать Левитам, от стены города должны простираться на тысячу 972 локтей, во все стороны. И отмерьте за городом ко всем четырем сторонам две тысячи локтей, a по средине город… Всех городов, которые вы должны дать левитам, будет сорок восемь городов, с полями при них. (Ст. 4–7). Так как левиты не имели отдельного удела в земле обетованной и должны были жить, в качестве судей и учителей народных, во всех коленах израильских; то Господь и повелел отделить для их жилища некоторые города, рассеянные по всем уделам израильским. Сорок восемь городов вполне были достаточны для самого удобного и просторного помещения левитского племени. Что же касается распоряжения Господня о наделе левитов полями, то это распоряжение очевидно нужно понимать так, что прямые линии в 1000 локтей, перпендикулярно проведенные во все четыре стороны от средины города, как от центра, должны были определять собственно расстояние или крайний предел, до которого достигали левитские поля, по направлению вдаль от города. Поперечное же протяжение сих полей, по боковым сторонам их, само собой определялось в 2000 локтей, – как то можно изобразить на следующем рисунке. Такое количество полевой земли вполне было достаточно не только для удовлетворения необходимых материальных нужд левитов, но и для их благоденствия и обогащения. Taк прочно было обеспечено материальное состояние служителей алтаря Господня в ветхом завете.
Из городов, которые вы дадите левитам, (будут) шесть городов для убежища,… куда мог бы убежать убийца убивший человека неумышленно, т. е. по нечаянности и неосторожности (Ст. 6–11). Таковые люди должны были находить свою безопасность и оставаться неприкосновенными в городах убежищах до тех пор, пока будет расследовано их дело. Если по расследовании оказывалась несомненно их не злонамеренность, то они освобождались от смертной казни. Сим распоряжением Господь, спасая невинных людей от первых вспышек гнева и мстительности родственников убитого, хотел внушить в то же время, как ненавистно Ему сознательное и намеренное убийство, и с какой строгостью оно должно быть наказываемо; ибо и невольный убийца мог спастись только бегством, и притом в некоторых определенных местах.
В сих стихах определяются случаи злонамеренных, a также и неумышленных убийств (Ст. 16–25).
Глава XXXVI. Закон ужичества или закон о девах, имеющих право наследства
Нумерология библейская
Нумероло́гия библе́йская – 1) учение об исторических и символических числах, содержащихся в Священном Писании; 2) ложное учение, основанное на предвзятой интерпретации чисел, встречающихся в Священном Писании, рассматривающее эти числа как элементы особого зашифрованного знания, доступного пониманию избранных (гностиков, нумерологов и т. п.).
В Священном Писании встречается две категории чисел – исторические и символические. Первая категория отражает факты прошлого, а вторая несет богословскую нагрузку.
Причем, исторические и богословские данные могут совпадать, а могут и не совпадать в одном числе. Например, указания на сроки царствования ветхозаветных монархов или указания на тот или иной год их правления есть чисто исторические датировки, которые не несут богословское содержание. Но указание на 40 дней пребывания Моисея на Синае больше чем историческая ремарка. Число 40 в Библии символизирует подготовительный период, предшествующий какому-либо важному событию. 40-летний период считался также сроком одного поколения.
Символическими числами в Библии являются: 40, 12, 10, 7, 4, 3, 2, 1.
Иногда символический смысл числа 40 объясняют следующим образом. Число 40 выражает собой полноту испытания. Оно образуется путем умножения двух других символических чисел: 4 (символ пространственной законченности видимого мира) и 10 (символ относительной завершенности). Последнее число, в свою очередь, может быть получено путем сложения двух других чисел, которые также символизируют полноту, как в мире духовном, так и мире видимом: 3 и 7. Насколько данное толкование применимо к значительной части случаев, где упоминается это символическое число, сказать трудно. Во всяком случае, мы не имеем достаточных оснований почитать его за безусловно истинное.
Число 12 означает число избранников. Производным от 12 является число 24 (24 священнические чреды, 24 старца в Откр.). Здесь, вероятно, можно говорить о символичности числа как о вмененной ему вследствие того, что оно соответствует количеству родоночальников колен Израиля, которых было 12. Делать обратный вывод (о том, что количество родоначальников было равно 12 именно в силу того, что в этом был изначально заложен некий таинственный смысл) — делать спорное заключение.
Число 10 – один из символов завершенной полноты:
Число 7 – более распространенная в Св. Писании форма обозначения полноты:
Число 4 знаменует вселенскость (по числу сторон света), иногда — завершенность, полноту. Отсюда:
Число 3 – знаменует Божественное Триединство, иногда трактуется как число, подчёркивающее святость, преданность Богу или отступление от Бога.
Число 2 обозначает нечто основополагающее:
Число 1: Так же как число 1 является основой всей математики, так и Бог – начало всего. Поэтому, нередко число 1 в Св. Писании указывает на то, что Бог — един и один.
Библию нельзя воспринимать как некий ребус, который требуется разгадать, но в то же время нельзя воспринимать и как нечто простое и понятное, вроде учебника истории или геометрии. В Библии, конечно, есть иносказание, но иносказание — это не то же самое, что шифр или ребус. Господь не прячет от нас в библейском тексте какие-то тайны, подобно тому как родители прячут в буфете конфеты от маленького ребенка. Просто до понимания разных смысловых слоев Библии нужно дорасти. Дорасти не столько умом, сколько сердцем. Поэтому попытки каким-то хитрым способом вычитать в Библии предсказания о тех или иных грядущих исторических событиях, равно как и найти в ней ответы на какие-то естественнонаучные вопросы, не только бесплодны, но и душевредны. Люди, практикующие такое отношение к Священному Писанию, не только не удовлетворят своего любопытства, но и пройдут мимо тех библейских смыслов, которые им вполне доступны и необходимы для их спасения.
протоиерей Алексий Емельянов, зав. кафедрой библеистики ПСТГУ
В нашей культуре любое число воспринимается как точная фактическая информация. Но в библейские времена числа могли иметь сугубо символическое значение, прежде всего чтились 3, 7, 1, 40.
Если у Иакова было двенадцать сыновей, а от каждого, кроме Иосифа, произошло по одному колену, а от Иосифа сразу двое, Ефрем и Манассия, то это вроде бы дает нам число тринадцать. Сколько их было в каждый конкретный момент в реальности, вообще сказать трудно: например, древнейшая песнь Дефоры неожиданно упоминает среди израильских колен Махир ( Суд.5:12 ) и Галаад ( Суд.5:17 ), хотя не приводит почти половину названий из «стандартного списка». А в Новом Завете времена некоторые из северных колен уже совершенно точно прекратили свое самостоятельное существование. Тем не менее, всюду в Библии мы читаем о «двенадцати коленах Израилевых», разумеется, потому, что число двенадцать символизирует полноту Божьего народа. Именно поэтому и апостолов было двенадцать, и число избранников в книге Откровения ( Откр.7:4, 14:1, 21:17 ) — сто сорок четыре тысячи. т. е. двенадцать в квадрате, умноженное на тысячу.
Другой пример с числами — «три дня и три ночи», которые Иисус провел во гробе, подобно пророку Ионе во чреве кита ( Мф.12:40 ). На самом деле, если Он был погребен вечером в пятницу и воскрес в ночь на воскресение, то провел он там не 72 часа, а примерно 30, по нашему счету — полторы ночи и один день. Однако по иудейскому обычаю сутки начинались на закате, соответственно, он провел в могиле пятницу, субботу и воскресение, даже если от пятницы и воскресения на этот срок пришлось совсем немного — а такой срок и называется «три дня и три ночи». Кстати, при таком способе отмерять время правление царя, которое началось в конце одного года и заняло всего лишь несколько месяцев, будет обозначено как «два года», потому что и в том, и в другом году этот царь действительно правил.
На многих иконах можно увидеть, как один и тот же персонаж изображен дважды или даже трижды. Например, икона Преображения показывает Христа и апостолов на горе, но в то же время с левой стороны может быть изображен их подъем на эту гору, а с правой стороны — спуск. Таким образом, в едином изобразительном пространстве присутствуют сразу три сцены, и между ними не проведена никакая граница. Зритель должен сам догадаться, что все происходящее разворачивается во времени, что здесь перед нами три момента повествования, а не три группы людей. Нечто подобное обнаруживается и на ближневосточных рельефах: например, ассирийский царь изображен стоящим в полный рост и рядом — в молитвенной позе.
проф. Андрей Десницкий