что такое числа в ветхом завете

Читать Книгу Числа

Книга Числа – четвертая из Торы (Пятикнижия Моисея). Во второй год Исхода в 20 день второго месяца народ израильский покинул гору Синай и двинулся на поиски земли обетованной. Основное содержание книги Числа – скитание народа израильского по пустыне, пребывание наедине с Богом. В книге множество данных по исчислению отдельных колен народа, производится перепись первенцев и священнослужителей.

Читать книгу Числа.

Книга Чисел состоит из 36 глав:

В книге Числа описан также ряд культовых предписаний, к примеру, обязанность носить цицит, установление смертной казни за нарушение субботы. В книге описаны права и обязанности прислужников церкви – Левитов. Даются предписания по поводу жертвоприношений в праздники, описывается ответственность за обеты, данные женщинам. В 31-й главе говорится о том, как делить добычу после военных походов.

Первая собственная земля у народа израильского появилась после победы над царем Сихоном. Победа над царем Огом позволила еврейскому народу завладеть землями к северу от заиорданских царств.

В книге Числа часто подчеркивается неуязвимость израильского народа, его богоизбранность. К примеру, царь Моава Балак послал могущественного волхва Валаама проклясть Израиль, но тот благословил его.

Интересен тот факт, что в книге Чисел дается большое количество географических названий, только малая часть из которых идентифицированы. Остальные названия до сих пор не расшифрованы учеными.

Описываемые в книге Числа события соотносятся с находками из Мари, датируемыми XVIII—XVII вв до н. э., и соотносятся с политическим положением региона в XIII веке до н. э.

Читать книгу Числа на нашем сайте просто и приятно. Мы снабдили тексты множеством иллюстраций на классические ветхозаветные сюжеты.

Источник

Книга чисел

Название книги в еврейской и греческой библиях

Четвертая книга Моисеева в еврейской библии надписывается начальным своим словом – «вай-едаввер – и сказал», т. е. сказал Господь Моисею об исчислении народа израильского. Другое еврейское надписание книги Чисел есть «бемидбар – в пустыне». Это надписание указывает на содержание книги, поелику в ней описываются события, происшедшие во время тридцатилетнего странствования Евреев в пустыне аравийской, начиная от Синая. Греки же и латиняне наименовали сию книгу словом «Числа –Ἀριθμοί, Numeri»; поелику она начинается исчислением народа и левитов.

Время, место и цель написания книги Чисел

Книга Чисел написана, как говорится в ней самой, на равнинах моавитских, у Иордана против Иерихона 874 , следовательно в конце странствования Евреев по пустыне Аравийской. Впрочем к этому времени с вероятностью относить должно только окончание книги; ибо, судя по содержанию ее, она есть ряд Божиих откровений, записанных по мере их получения, и в порядке совершавшихся событий, о которых она повествует.

Что касается цели написания сей книги, то ее можно усматривать в том, чтобы передать памяти грядущих поколений чудеса Божии покровительства над народом израильским во время его странствования в пустыне и чтобы оставить для всегдашнего руководства векам дальнейшим различные Божии законы относительно гражданской и религиозной жизни.

Очерк содержания и разделения на части

Кроме исторического повествования о странствовании евреев в пустыне, книга Чисел содержит весьма много законов – частью новых, частью уже известных из книги Исход и Левит, но повторенных по разным случаям. Большая часть сих законов касается священного чина жреческого и левитского, также праздников, жертв и обетов; но не мало законов и чисто гражданских. В изложении сих предметов Моисей не придерживается никакого научного метода или строгого распределения материй по плану, заранее обдуманному. Его книгу можно назвать путевыми записками, которые вел священный писатель по той мере, как получал божественные откровения или как позволяли ему трудные обстоятельства странствования. Можно однакоже примечать три отдельные и последовательные части в книге Чисел. Первая содержит события и постановления приуготовительные к путешествию от Синая (гл. I–X). Вторая излагает само путешествие до границ земли обетованной (гл. XI–XXI). Третья повествует о событиях, случившихся на границах земли обетованной и о завоевании части ее по ту сторону Иордана (гл. XXII–XXXVI).

Глава VI. О назореях и о словах священнического благословения народа именем Божиим

В случаях непроизвольного нарушения обетов назорейства, напр. при внезапной смерти кого-нибудь в присутствии назорея, сей последний, подобно всем оскверненным, должен был пробыть семь дней в отлучении и в седьмой день остричь голову свою; в осьмой же день он должен был принести установленную в законе жертву о грехе 1) и затем снова начать посвященные Господу дни назорейства своего, с присовокуплением единолетнего агнца в жертву повинности 877 (Ст. 9–12). В сем случае грех и повинность (преступление) назорея хотя были не произвольны, но они могли происходить все-таки от недостатка внимательности и осторожности с его стороны, или же предполагали наказание Божие за какие-нибудь другие грехи его внутренние.

б. слова священнического благословения

Глава VIII. Hосвещение левитов

Примечание о золотом светильнике. Хотя о светильнике говорилось уже несколько раз 881 ; по поелику возжигание священных лампад на светильник в скинии, первоначально лежавшее на Моисее, вошло потом в число священнических обязанностей Аарона и сынов его, а между тем при описании посвещения их не упомянуто было, как они вступили в отправление сей должности 882 ; то Моисей и восполняет сей недостаток или перерыв в своем повествовании в настоящем месте, по случаю посвящения левитов, по связи левитской службы со священнической. Примечание Моисеево о возжигании Аароном лампад на священном светильнике в скинии занимает только первые четыре стиха рассматриваемой главы.

Глава IX. Празднование Пасхи в пустыне Синайской (ст. 1–14). Столб облачный, осенивший Скинию Свидения (ст. 15–26)

Глава XVII. Учреждение священства за родом Аарона чудом прозябшего жезла

Общее примечание к главе. Как предыдущая (XVI) глава, так и рассматриваемая, написаны по одному общему поводу, т. е. по поводу возмущения Корея, Дафана и Авирона и их сообщников, желавших предвосхитить себе от Моисея и Аарона первенствующее служение при скинии. Но предыдущая XVI глава, в коей разсказывается о чудесной казни бунтовщиков, направлена главным образом к тому, чтобы утвердить божественное посланничество Моисея. Глава ΧVII имеет подобную же цель относительно Аарона, как богоизбранного священника.

И сказал Господь Моисею, говоря:… возьми…, по жезлу от колена… И положи их в скинии собрания… И кого изберу на священство, того жезл расцветет… И дали Моисею… от каждого начальника по жезлу… и жезл Ааронов был среди жезлов их… (Ст. 1–6). Так как до учреждения священства Ааронова, жреческие обязанности принадлежали первенцам или главам семейств и колен, то для устранения всяких пререканий и жезлы берутся собственно от представителей колен, которые были первенцами в своих фамилиях. подобно тому, как и Аарон был первенцем в колене Левиином (Левий, Кааф, Амврам, Аарон). Имя каждого начальника колена надписывается на жезле его.

И положил Моисей жезлы пред лицем Господа 894 , в скинии… (Ст. 7). Жезлов, как можно думать, счетом положено было тринадцать; ибо столько было колен израилевых со включением колена Левиина, так как колено Иосифово распалось на два – Манассино и Ефремово.

Глава XIX. Жертва рыжей юницы и некоторые другие обряды очищения

В сей главе примечаются три отделения. В первом описываются обряды жертвоприношения рыжей телицы (ст. 1–10). Во втором определяются случай осквернения, в котором употреблялся очистительный пепел рыжей телицы (ст. 11–16) В третьем излагается способ употребления сего очистительного пепла с живой водой (ст. 17–22).

а. обряды жертвоприношения рыжей телицы (Ст. 1–10)

Кроме рыжего цвета еще требовалось, чтобы телица была без порока, т. e. без всякого телесного недостатка по общему закону о жертвенных животных 904 или же, как некоторые объясняют, без всякого пятнышка белого, или черного, но совершенно рыжая. В третьих она не должна была носить никакого ярма; ибо неприлично было, чтобы животное, работавшее человеку, послужило Богу в очистительную жертву за людей.

По заклании телицы, священник перстом брал крови ее и кропил ею издали по направлению к дверям скинии семь раз (Ст. 4). Так как скиния изображала собой храм живущего в ней Иеговы, Бога Израилева; то кропление кровью телицы изображало то, что народ израильский чаял получить очищение беззаконий своих собственно от Господа, умилостивляемого жертвенной кровью телицы, понесшей на себе все нечистоты израильские. Седьмеричное число кроплений означало полноту и совершенство очищения; ибо число семь обыкновенно употребляется в Писании для выражения полноты действия.

По окончании жертвоприношения, кто-нибудь чистый собирал пепел телицы и полагал вне стана на чистом месте; но так, что и заклавший телицу священник, и тот, кто сжигал ее, и кто собирал пепел ее, должны были вымыть одежды свои, измыть тело свое, и находиться в состоянии законной нечистоты до вечера. (Ст. 7–10). Все сие, потому что юница понесла на себе все нечистоты израильские.

б. случаи осквернения, в которых употреблялся очистительный пепел рыжей телицы (ст. 11–16).

в. с какими обрядами употреблялся очистительный пепел рыжей юницы? (ст. 17–22)

Гл. XXI, 5–9. Медный змей

Гл. XXII–XXIV. история пророчества Валаама

Глава XXII. Иистория пророчества Валаамова

Почему Бог, запретивши сначала Валааму идти к Моавитянам 938 , потом разрешает сие? (Ст. 20). Разрешает, потому что Он никогда не стесняет свободную волю человека. Несмотря на запрещение Господне, Валаам решился все-таки идти, – и Господь не останавливает его насильно. Однакоже, оставляя грешника его собственным желаниям, Господь всегда направляет их к своим сокровенным и божественным целям. Посему, позволив Валааму идти, Господь прибавляет: «но только делай то, что я буду говорить тебе» 939 , т. е. иди, потому что ты желаешь этого, но знай – ты будешь говорить, что я восхощу! 940

«Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мной» и проч… (Ст. 29). Разговор Валаама с ослицей показывает исступленность и сильнейшие страсти а этом человеке. Гнев на мнимое упорство своей ослицы и нетерпеливое желание скорее прибыть к царю моавитскому до такой степени овладели душой Валаама, что он не испытывает ужаса при виде говорящего животного, а пускается с ним в прения, как бы с человеком.

И сказал Валаам ангелу Господню согрешил я… я возвращусь (Ст. 34–35). Искренне ли Валаам хотел возвратиться назад? Можно полагать, что искренне, ибо он решительно увидел разрушение всех своих корыстолюбивых надежд – получить божественное соизволение на проклятие евреев. Между тем, Господь все-таки велит Валааму продолжать путь, поелику имеет свои благие цели относительно народа израильского, орудием которых делается теперь Валаам, – вопреки своему желанию. Валаам повинуется, но конечно недоумевает, что будет говорить ему Господь. С этим недоумением к нему снова закрадывается жалкая надежда получить как-нибудь обещанные награды от царя моавитского.

Главы двадцать третья и двадцать четвертая. Обзор пророческих речей или притч Валаамовых

Первая притча Валаамова. (23:7–10)

Вторая притча Валаамова. (23:18–24)

Третья притча Валаамова. (24:3–9)

Четвертая притча Валаамова. (24:16–24)

Четвертую свою притчу, подобно третьей, Валаам начинает излиянием своего пророческого восторга. «Говорит слышащий слова Божии, имеющий видение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает (в пророчествуемом восхищении), но открыты (в будущее) очи его». Затем притча содержит пророчества: а) о явлении Мессии (Звезды от Иакова); б) об Идумеях; в) об Амаликитах и г) о Кенеях.

Явление Мессии. (ст. 17)

Глава XXXV. Назначение городов для жилища Левитам и для убежища, невольным убийцам

Поля при городах, которые вы должны дать Левитам, от стены города должны простираться на тысячу 972 локтей, во все стороны. И отмерьте за городом ко всем четырем сторонам две тысячи локтей, a по средине город… Всех городов, которые вы должны дать левитам, будет сорок восемь городов, с полями при них. (Ст. 4–7). Так как левиты не имели отдельного удела в земле обетованной и должны были жить, в качестве судей и учителей народных, во всех коленах израильских; то Господь и повелел отделить для их жилища некоторые города, рассеянные по всем уделам израильским. Сорок восемь городов вполне были достаточны для самого удобного и просторного помещения левитского племени. Что же касается распоряжения Господня о наделе левитов полями, то это распоряжение очевидно нужно понимать так, что прямые линии в 1000 локтей, перпендикулярно проведенные во все четыре стороны от средины города, как от центра, должны были определять собственно расстояние или крайний предел, до которого достигали левитские поля, по направлению вдаль от города. Поперечное же протяжение сих полей, по боковым сторонам их, само собой определялось в 2000 локтей, – как то можно изобразить на следующем рисунке. Такое количество полевой земли вполне было достаточно не только для удовлетворения необходимых материальных нужд левитов, но и для их благоденствия и обогащения. Taк прочно было обеспечено материальное состояние служителей алтаря Господня в ветхом завете.

что такое числа в ветхом завете. Смотреть фото что такое числа в ветхом завете. Смотреть картинку что такое числа в ветхом завете. Картинка про что такое числа в ветхом завете. Фото что такое числа в ветхом завете

Из городов, которые вы дадите левитам, (будут) шесть городов для убежища,… куда мог бы убежать убийца убивший человека неумышленно, т. е. по нечаянности и неосторожности (Ст. 6–11). Таковые люди должны были находить свою безопасность и оставаться неприкосновенными в городах убежищах до тех пор, пока будет расследовано их дело. Если по расследовании оказывалась несомненно их не злонамеренность, то они освобождались от смертной казни. Сим распоряжением Господь, спасая невинных людей от первых вспышек гнева и мстительности родственников убитого, хотел внушить в то же время, как ненавистно Ему сознательное и намеренное убийство, и с какой строгостью оно должно быть наказываемо; ибо и невольный убийца мог спастись только бегством, и притом в некоторых определенных местах.

В сих стихах определяются случаи злонамеренных, a также и неумышленных убийств (Ст. 16–25).

Глава XXXVI. Закон ужичества или закон о девах, имеющих право наследства

Источник

Нумерология библейская

Нумероло́гия библе́йская – 1) учение об исто­ри­че­ских и сим­во­ли­че­ских числах, содер­жа­щихся в Свя­щен­ном Писа­нии; 2) ложное учение, осно­ван­ное на пред­взя­той интер­пре­та­ции чисел, встре­ча­ю­щихся в Свя­щен­ном Писа­нии, рас­смат­ри­ва­ю­щее эти числа как эле­менты осо­бого зашиф­ро­ван­ного знания, доступ­ного пони­ма­нию избран­ных (гно­сти­ков, нуме­ро­ло­гов и т. п.).

В Свя­щен­ном Писа­нии встре­ча­ется две кате­го­рии чисел – исто­ри­че­ские и сим­во­ли­че­ские. Первая кате­го­рия отра­жает факты про­шлого, а вторая несет бого­слов­скую нагрузку.

Причем, исто­ри­че­ские и бого­слов­ские данные могут сов­па­дать, а могут и не сов­па­дать в одном числе. Напри­мер, ука­за­ния на сроки цар­ство­ва­ния вет­хо­за­вет­ных монар­хов или ука­за­ния на тот или иной год их прав­ле­ния есть чисто исто­ри­че­ские дати­ровки, кото­рые не несут бого­слов­ское содер­жа­ние. Но ука­за­ние на 40 дней пре­бы­ва­ния Моисея на Синае больше чем исто­ри­че­ская ремарка. Число 40 в Библии сим­во­ли­зи­рует под­го­то­ви­тель­ный период, пред­ше­ству­ю­щий какому-либо важ­ному собы­тию. 40-летний период счи­тался также сроком одного поко­ле­ния.

Сим­во­ли­че­скими чис­лами в Библии явля­ются: 40, 12, 10, 7, 4, 3, 2, 1.

Иногда сим­во­ли­че­ский смысл числа 40 объ­яс­няют сле­ду­ю­щим обра­зом. Число 40 выра­жает собой пол­ноту испы­та­ния. Оно обра­зу­ется путем умно­же­ния двух других сим­во­ли­че­ских чисел: 4 (символ про­стран­ствен­ной закон­чен­но­сти види­мого мира) и 10 (символ отно­си­тель­ной завер­шен­но­сти). Послед­нее число, в свою оче­редь, может быть полу­чено путем сло­же­ния двух других чисел, кото­рые также сим­во­ли­зи­руют пол­ноту, как в мире духов­ном, так и мире види­мом: 3 и 7. Насколько данное тол­ко­ва­ние при­ме­нимо к зна­чи­тель­ной части слу­чаев, где упо­ми­на­ется это сим­во­ли­че­ское число, ска­зать трудно. Во всяком случае, мы не имеем доста­точ­ных осно­ва­ний почи­тать его за без­условно истин­ное.

Число 12 озна­чает число избран­ни­ков. Про­из­вод­ным от 12 явля­ется число 24 (24 свя­щен­ни­че­ские чреды, 24 старца в Откр.). Здесь, веро­ятно, можно гово­рить о сим­во­лич­но­сти числа как о вме­нен­ной ему вслед­ствие того, что оно соот­вет­ствует коли­че­ству родо­но­чаль­ни­ков колен Изра­иля, кото­рых было 12. Делать обрат­ный вывод (о том, что коли­че­ство родо­на­чаль­ни­ков было равно 12 именно в силу того, что в этом был изна­чально зало­жен некий таин­ствен­ный смысл) — делать спор­ное заклю­че­ние.

Число 10 – один из сим­во­лов завер­шен­ной пол­ноты:

Число 7 – более рас­про­стра­нен­ная в Св. Писа­нии форма обо­зна­че­ния пол­ноты:

Число 4 зна­ме­нует все­лен­скость (по числу сторон света), иногда — завер­шен­ность, пол­ноту. Отсюда:

Число 3 – зна­ме­нует Боже­ствен­ное Три­един­ство, иногда трак­ту­ется как число, под­чёр­ки­ва­ю­щее свя­тость, пре­дан­ность Богу или отступ­ле­ние от Бога.

Число 2 обо­зна­чает нечто осно­во­по­ла­га­ю­щее:

Число 1: Так же как число 1 явля­ется осно­вой всей мате­ма­тики, так и Бог – начало всего. Поэтому, нередко число 1 в Св. Писа­нии ука­зы­вает на то, что Бог — един и один.

Библию нельзя вос­при­ни­мать как некий ребус, кото­рый тре­бу­ется раз­га­дать, но в то же время нельзя вос­при­ни­мать и как нечто про­стое и понят­ное, вроде учеб­ника исто­рии или гео­мет­рии. В Библии, конечно, есть ино­ска­за­ние, но ино­ска­за­ние — это не то же самое, что шифр или ребус. Гос­подь не прячет от нас в биб­лей­ском тексте какие-то тайны, подобно тому как роди­тели прячут в буфете кон­феты от малень­кого ребенка. Просто до пони­ма­ния разных смыс­ло­вых слоев Библии нужно дорасти. Дорасти не столько умом, сколько серд­цем. Поэтому попытки каким-то хитрым спо­со­бом вычи­тать в Библии пред­ска­за­ния о тех или иных гря­ду­щих исто­ри­че­ских собы­тиях, равно как и найти в ней ответы на какие-то есте­ствен­но­на­уч­ные вопросы, не только бес­плодны, но и душе­вредны. Люди, прак­ти­ку­ю­щие такое отно­ше­ние к Свя­щен­ному Писа­нию, не только не удо­вле­тво­рят своего любо­пыт­ства, но и прой­дут мимо тех биб­лей­ских смыс­лов, кото­рые им вполне доступны и необ­хо­димы для их спа­се­ния.
про­то­и­е­рей Алек­сий Еме­лья­нов, зав. кафед­рой биб­ле­и­стики ПСТГУ

В нашей куль­туре любое число вос­при­ни­ма­ется как точная фак­ти­че­ская инфор­ма­ция. Но в биб­лей­ские вре­мена числа могли иметь сугубо сим­во­ли­че­ское зна­че­ние, прежде всего чти­лись 3, 7, 1, 40.
Если у Иакова было две­на­дцать сыно­вей, а от каж­дого, кроме Иосифа, про­изо­шло по одному колену, а от Иосифа сразу двое, Ефрем и Манас­сия, то это вроде бы дает нам число три­на­дцать. Сколько их было в каждый кон­крет­ный момент в реаль­но­сти, вообще ска­зать трудно: напри­мер, древ­ней­шая песнь Дефоры неожи­данно упо­ми­нает среди изра­иль­ских колен Махир ( Суд.5:12 ) и Галаад ( Суд.5:17 ), хотя не при­во­дит почти поло­вину назва­ний из «стан­дарт­ного списка». А в Новом Завете вре­мена неко­то­рые из север­ных колен уже совер­шенно точно пре­кра­тили свое само­сто­я­тель­ное суще­ство­ва­ние. Тем не менее, всюду в Библии мы читаем о «две­на­дцати коле­нах Изра­и­ле­вых», разу­ме­ется, потому, что число две­на­дцать сим­во­ли­зи­рует пол­ноту Божьего народа. Именно поэтому и апо­сто­лов было две­на­дцать, и число избран­ни­ков в книге Откро­ве­ния ( Откр.7:4, 14:1, 21:17 ) — сто сорок четыре тысячи. т. е. две­на­дцать в квад­рате, умно­жен­ное на тысячу.
Другой пример с чис­лами — «три дня и три ночи», кото­рые Иисус провел во гробе, подобно про­року Ионе во чреве кита ( Мф.12:40 ). На самом деле, если Он был погре­бен вече­ром в пят­ницу и вос­крес в ночь на вос­кре­се­ние, то провел он там не 72 часа, а при­мерно 30, по нашему счету — пол­торы ночи и один день. Однако по иудей­скому обычаю сутки начи­на­лись на закате, соот­вет­ственно, он провел в могиле пят­ницу, суб­боту и вос­кре­се­ние, даже если от пят­ницы и вос­кре­се­ния на этот срок при­шлось совсем немного — а такой срок и назы­ва­ется «три дня и три ночи». Кстати, при таком спо­собе отме­рять время прав­ле­ние царя, кото­рое нача­лось в конце одного года и заняло всего лишь несколько меся­цев, будет обо­зна­чено как «два года», потому что и в том, и в другом году этот царь дей­стви­тельно правил.
На многих иконах можно уви­деть, как один и тот же пер­со­наж изоб­ра­жен дважды или даже трижды. Напри­мер, икона Пре­об­ра­же­ния пока­зы­вает Христа и апо­сто­лов на горе, но в то же время с левой сто­роны может быть изоб­ра­жен их подъем на эту гору, а с правой сто­роны — спуск. Таким обра­зом, в едином изоб­ра­зи­тель­ном про­стран­стве при­сут­ствуют сразу три сцены, и между ними не про­ве­дена ника­кая гра­ница. Зри­тель должен сам дога­даться, что все про­ис­хо­дя­щее раз­во­ра­чи­ва­ется во вре­мени, что здесь перед нами три момента повест­во­ва­ния, а не три группы людей. Нечто подоб­ное обна­ру­жи­ва­ется и на ближ­не­во­сточ­ных релье­фах: напри­мер, асси­рий­ский царь изоб­ра­жен сто­я­щим в полный рост и рядом — в молит­вен­ной позе.
проф. Андрей Дес­ниц­кий

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *