что такое формальное обучение
Формальное образование
Смотреть что такое «Формальное образование» в других словарях:
Формальное образование — см. Материальное и формальное образование … Педагогический терминологический словарь
формальное образование — formalusis švietimas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Sistemingas mokymas ir auklėjimas švietimo sistemos mokyklose ar kitokiose mokymo įstaigose pagal Vyriausybės ar jos įgaliotos institucijos patvirtintas programas, kurias baigus įgyjamas … Enciklopedinis edukologijos žodynas
ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — программа или курс, по завершении которых у лица возникает определенная совокупность законодательно установленных прав. В частности, право заниматься оплачиваемой профессиональной деятельностью по профилю пройденного курса, занимать более высокую … Профессиональное образование. Словарь
Формальное образование ума — (disciplina mentis, formate Bildung, culture formelle) термин, часто встречающийся в педагогической литературе, особенно в приложении к классицизму. В основе учения о Ф. образ. ума лежит старинное различение между материей и формой. Каждый… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
МАТЕРИАЛЬНОЕ И ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — МАТЕРИАЛЬНОЕ И ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Концепции общего образования, определяющие принципы отбора его содержания. Сторонники материального образования основную цель школы усматривали в передаче учащимся возможно большей суммы знаний из различных… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
МАТЕРИАЛЬНОЕ И ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — концепции общего образования, определяющие принципы отбора его содержания. Термины появились во 2 й пол. 18 в. и широко распространились в педагогике 19 в. Сторонники материального образования (или «дидактич. материализма») осн. цель школы… … Российская педагогическая энциклопедия
Материальное и формальное образование — концепции общего образования, определяющие принципы отбора его содержания. Термины появились во 2 й половине 18 в. и широко распространились в педагогике 19 в. Сторонники материального образования (или дидактического материализма )… … Педагогический терминологический словарь
МАТЕРИАЛЬНОЕ И ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — концепции общего образования, определяющие принципы отбора его содержания. Термины появились во второй половине XVIII в. и широкое распространение получили в XIX в. Сторонники материального образования считали, что значительный объем передаваемых … Педагогический словарь
Образование формальное — Формальное образование образование, получаемое на регулярной и хорошо организованной основе. Источник: РУКОВОДСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ АВИАЦИОННОЙ МЕТЕОРОЛОГИИ. РД 52.21.703 2008 (утв. Росгидрометом 12.09.2008) … Официальная терминология
Образование фамилий — Фамилии в русской именной формуле появились довольно поздно. Большинство из них произошло от отчеств (по крестильному или мирскому имени одного из предков), прозвищ (по роду деятельности, месту происхождения или какой то другой особености предка) … Википедия
Формальное, неформальное, информальное образование
Представители научно-исследовательского мира, изучая работу высших учебных заведений, применяющих методику неформального обучения, пришли к выводу, что обучающиеся, через свой личный опыт, учась друг у друга, где преподаватель не руководит процессом получения знаний, а является другом и партнером, приобретают лучшую мотивацию к учению.
Появление информального и неформального обучения, является прямым следствием развития новых сетевых информационно-коммуникационных технологий, преодолевающих пространственно-временные границы, обеспечивающих мгновенный доступ к любой информации, расширяющих представления о реальности повседневной жизни, которая теперь включает в себя и виртуальную реальность интернета.
Неформальное обучение можно получать в любом месте и в любое время. В мире проводятся большое количество различных мероприятий, где происходит обмен опытом и знаниями по интересующим темам.
Отличительная черта таких мероприятий – это неформальный характер взаимодействия. Происходит обмен опытом и знаниями, как с помощью презентаций, докладов, так и при современном отдыхе вечеринке, занятии спортом, приемы пищи и т.д.). Такие мероприятия являются хорошей иллюстрацией неформального обучения, т.к. образовательная активность целенаправленна, определена ее продолжительность и происходит вне формальной системы образования
Информальное образование – это своего рода спонтанное образование, при котором проявляется индивидуальная образовательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленнй характер, т.е. спонтанное образование, реализующееся за счет собственной активности, общение, чтение, посещение учреждений культуры, библиотек, путешествия, средств массовой информации и т.д., когда взрослый человек «превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития».
Специфика информального обучения во многом совпадает со структурой жизнедеятельности взрослого человека. Т.е. не столь важно, каким путем человек приобрел знания и умения, необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были.
Так же информальное образование позволяет расширить профессиональную компетентность, позволяет реализовать важнейшую потребность человека в впечатлениях, в личностном развитии, сто в результат приводит к профессиональному росту человека. В профессии учителя сама личность человека (уровень развития этой личности) является важнейшим условием успешной профессиональной деятельности.
Немаловажное значение для развития практики неформального и информального образования имеет повышение доступности и открытости разного рода образовательных ресурсов.
Какие либо общепринятые определения, характеризующие особенности формального, неформального и информального образования и различия между ними, пока не выработаны.
В порядке обсуждения могут быть предложены некоторые соображения об основном критерии их разграничения. Но поскольку речь идет о взрослом человеке, учеба которого так или иначе сопряжена с его жизненно важными интересами, в качестве такого критерия предлагается считать возможные позитивные изменения в социальном статусе субъекта после завершения определенного периода, курса или программы.
Формальное образование представляет собой долгосрочную программу или кратковременный курс, по завершении которых у выпускника, успешно сдавшего итоговые экзамены, возникает совокупность законодательно установленных прав. В частности, право заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью по профилю пройденного курса обучения, право занимать более высокую должность в служебной иерархии, право поступать в учебные заведения более высокого ранга. Основанием для предоставления названных прав служит диплом или иной сертификат единого, как правило, общегосударственного или международного образца.
Основной признак неформального образования – отсутствие единых, в той или иной мере стандартизованных требований к результатам учебной деятельности. При этом могут наличествовать все другие признаки обучения – целесообразность, процедура зачисления, лекционно-семинарские занятия, система оценивания успешности, сертификат об окончании с указанием содержания пройденного курса. Однако последний обычно не дает право заниматься трудовой деятельностью на профессиональных началах или поступать в учебные заведения, где требуется документальное подтверждение уровня академической квалификации.
Информальное образование именуется таковым еще и потому, что его результаты никак не оформляются документально и обычно не получают официального признания со стороны других институтов общества. В сущности, не столь важно каким путем человек приобрел знания и умения. Необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были. В тоже время вполне очевидна ограниченность возможностей информального образования: оно бессистемно, подвержено случайностям и базируется на жизненном опыте человека, который неизбежно ограничен рамками воспринимаемой окружающей действительности. Поэтому оно не может сформировать в той или иной мере целостную картину мира, обеспечить освоение глубоких и систематизированных знаний. Это по силам лишь профессионально построенной образовательной практике.
Человек учится всю жизнь, получает новые знания особенно благодаря информальному образованию.
Образование взрослых (образование в течение жизни) – это целенаправленный процесс развития и воспитания личности путем реализации образовательных программ и услуг, осуществления образовательно-информационной деятельности.
Формальное обучение ведет сертификации. Под сертификацией чаще всего понимается выдача официального документа о присвоении образовательно-квалификационного уровня, который признается государством и чаще всего является основанием приема на работу или назначения на официальную должность аттестат, диплом об образовании)
Неформальное образование – это получение знаний, умений и навыков для удовлетворения образовательных потребностей, не регламентировано местом получения, сроком и формой обучения, мерами государственной аттестации.
Неформальное обучение происходит вне образовательных учреждений и обычно не ведет к официальной сертификации. И в то же время неформальное обучение системно, в нем определены цели, результат обучения. Неформальным обучением следует считать любую образовательную активность вне формальной системы. К такому виду обучении можно отнести обучение в клубах, кружках, различные курсы, тренинги, короткие программы. В рамках такого вида обучения могут выдаваться определенные сертификаты, свидетельства, однако они не являются образовательными документами, которые признаются государством как официальные.
Неформальное образование – это не систематизированное обучение индивида знаниям и навыкам. Оно так же является важной составной частью социализации индивида,, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию. По отношению к системе формального образования в современном обществе оно играет вспомогательную роль.
Неформальное образование так же является целенаправленным, но цели в нем заданы образовательными потребностями самих обучающихся (образование по выбору добровольное). Оно является дополнение или альтернативой формальному образовании. Осуществляется частных и государственных образовательных учреждениях и вне их в общественных организациях, клубах и т.д.), иногда вне специального образовательного пространства, предполагает выдачу сертификата не государственного образца или не ведет к сертификации выдаче документа). Неформальное образование доступно людям всех возрастов ;но, как правило, так же организуется в форме краткосрочных курсов, мастер-классов или семинаров. оно не обязательно имеет непрерывную структуру, может быть коротким по продолжительности и мало затратное по интенсивности, чаще всего ведет к получению квалификаций, которые не признаются квалификациями формального образовании. Успешное завершение программы неформального образования и получение квалификации не дает доступ к высшему уровню образования, если только программа не утверждена в системе формального образования.
Информальное образование или Внеинституционное образование, получаемое за счет непосредственного влияния окружающей жизни человека трактуется как формы обучения, не включенные в формальное и неформальное образование.
К примерам информального обучения относят:
— учение по методу проб и ошибок;
— стихийное самообразование в виде самостоятельного поиска ответов на волнующие вопросы;
— взаимообучение в ходе совместного выполнения тех или иных задач;
— обогащение духовного мира через чтение и посещение учреждений культуры.
Многие исследователи отмечают, что в процессе непрерывного образования неформальное и информальное образование являются равноправными участниками процесса обучения. К примеру то, что компьютеры в первую очередь захватили сферу домашнего пользования и стали мощным ресурсом индивидуального познания мира, подчеркивает значение информального образования и доказывает его огромные ресурсы. Термин « Образование длиною в жизнь» выделяет временной фактор непрерывного образования.
Новые формы образовательного процесса – неформальное, а так же информальное образование – были заимствованы Россией совсем недавно из Европейских деклараций., закладывающих фундамент непрерывного образования, но уже все больше заявляют о себе.
Заключение:
Результаты, полученные в ходе проводимого исследования, позволяют констатировать, что интерес к различным формам образования взрослых растет как со стороны науки, так и со стороны практиков, особенно в эпоху информационного пространства, в условиях создания сетевых педагогических сообществ и многих других факторов.
ФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Смотреть что такое «ФОРМАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ» в других словарях:
Обучение методом (управляемых) открытий (discovery learning) — Согласно традиционным взглядам, уч ся приобретают сложные умения и понятия постепенно, делая по одному шагу за раз в логической последовательности. Гештальт психологи бросили вызов этому представлению, показав, что уч ся часто схватывают сложные… … Психологическая энциклопедия
Social Web Academy — (Социальная Веб Академия) это образовательная система на базе Интернета, которая объединяет формальные методы виртуального обучения с неформальным обучением. В процессе формального обучения социальные веб академии порождают сообщества обучающихся … Википедия
Гэлуг — Буддизм … Википедия
Гэлугпа — Буддизм Культура История Люди Страны Школы Храмы Терминология Тексты Хронология Проект | Портал … Википедия
Шафер, Мюррей — Р. Мюррей Шафер R. Murray Schafer … Википедия
Неформальное образование — неорганизованное обучение, не имеющее ни одного из параметров, характеризующих формальное обучение … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ЛЮТЕР, ЛЮДЕР — (Luther) Мартин (1483 1546) немецкий мыслитель и теолог, идеолог Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. Магистр ‘свободных искусств’ Эрфуртского университета (1505). Возглавил кафедру моральной философии (с 1508), доктор… … История Философии: Энциклопедия
ПСИХОАНАЛИЗ — психологическая система, предложенная Зигмундом Фрейдом (1856 1939). Возникший вначале как способ лечения неврозов, психоанализ постепенно стал общей теорией психологии. Открытия, сделанные на основании лечения отдельных пациентов, привели к… … Энциклопедия Кольера
ЛЮТЕР — (Luther) Мартин (1483 1546) нем. теолог и общественный деятель эпохи Реформации, основатель протестантизма. С 1501 по 1505 учился в Эрфуртском ун те, в 1505 получил степень магистра свободных искусств. Пережив острый духовный кризис, поступил в… … Философская энциклопедия
Морено, Якоб — Джекоб (Якоб) Леви Морено (18 мая 1889, Бухарест 14 мая 1974) психиатр, психолог и социолог. Основатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. Содержание 1 Биография 2 Философия и теория психотерапии Морено … Википедия
Что такое формальное обучение
Харьковский национальный университет внутренних дел
Секция № 2 «Особенности теории и практики неформального дистанционного обучения»
В последнее время, наряду с формальным обучением, при осуществлении обучения взрослых, все чаще упоминаются, особенно в контексте повышения квалификации или осуществления таких форм последипломного образования как переподготовка и стажировка, такие виды обучения как «неформальное обучение» и «информальное обучение». Коммюнике Комиссии Европейских Обществ «Обучение взрослых: учиться никогда не поздно» от 23 октября 2006 года определяет, что основной задачей стран содружества является формирование таких общественных систем, которые делают возможным признание и валидацию неформального и информального обучения [1].
Целью же данной публикации, является рассмотрение сущности этих категорий, определение их соотношения, анализ типичных признаков и ситуаций применения. Кроме того, считаем, актуальным сконцентрировать внимание на дистанционном аспекте формального, неформального и информального обучения, поскольку, как уже говорилось, внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательную сферу, позволяет организовывать учебный процесс инвариантно к месту и времени нахождения его участников. Итак, выясним, каким же образом определяются базовые термины нашего исследования.
К примерам информального обучения относят:
− учение по методу проб и ошибок;
− стихийное самообразование в виде самостоятельного поиска ответов на волнующие вопросы;
− взаимообучение в ходе совместного выполнения тех или иных задач;
− обогащение духовного мира через чтение и посещение учреждений культуры и т.д. [6].
Джейн Харт в своих работах указывает на такие особенности рассматриваемых категорий: «… с точки зрения намерений учащихся, как формальное, так и неформальное обучение является преднамеренным, в то время как информальное обучение это (в основном) непреднамеренный акт. Кроме того, в информальном обучении, учащемуся может быть известно, что он узнал что-то новое, но во многих случаях это знание может и не проявляться сразу [3].
Появлению категорий формальное, неформальное, информальное дистанционное обучение способствовало стремительное развитие коммуникационных возможностей сети Интернет, а также появление термина Web 2.0, как философии ее развития, которая предполагает, что источниками наполнения сетевого пространства контентом являются обычные пользователи, которые взаимодействуют между собой с помощью специальных инструментов (социальных сервисов, сервисов web 2.0). Многие учебные заведения, стали внедрять дистанционные программы подготовки студентов и переподготовки взрослых, у коммерческих компаний появилась возможность повышать квалификацию сотрудников на рабочих местах, а у обычного пользователя найти информацию релевантную своим учебным потребностям или воспользоваться помощью сетевых коллег для решения определенных проблем. То есть, теперь у любого человека появились возможности:
− поступить во многие учебные заведения в независимости от своего места нахождения и пройти официальный курс обучения;
− повысить свою квалификацию по определенной теме, как в рамках учебного заведения, так и иных организаций;
− найти в сети интересующие книги, газеты, журналы, единомышленников, обсудить с ними определенные вопросы, осуществить совместную деятельность, создать определенный продукт.
Считаем, что приведенные примеры позволяют нам говорить о различных формах реализации неформального и информального дистанционного обучения. Руководствуясь вышеуказанным, приведем сравнительную таблицу рассматриваемых категорий:
Формальное дистанционное обучение
Неформальное дистанционное обучение
Информальное дистанционное обучение
В государственных и частных учебных заведениях
В основном вне государственных и частных учебных заведений, иногда при их поддержке
Вне государственных и частных учебных заведений. В повседневной жизни
Четкая учебная цель
Иногда явно не присутствует
Четко определена, есть временные рамки, программа
Четко определена, есть временные рамки, программа
Спонтанная, по потребности, четких временных рамок нет
Учение в сети на своем опыте и опыте других
Документ государственного образца
Сертификат негосударственного образца, или не ведет к сертификации
Не ведет к сертификации
Сотрудник учебного заведения
Сотрудник обучающей организации, тренер, прподаватель
Коллега в сети. Иногда, в случае Вашего взаимодействия с конкретным контентом, преподаватель или коллега может отсутствовать
Как правило, социальные сервисы, которые составляют Вашу персональную учебную среду
Дистанционные курсы вузов в рамках традиционного учебного процесса (бакалаврат, магистратура, переподготовка, повышение квалификации)
Дистанционные учебные курсы различных организаций
Открытые дистанционные курсы от отдельных преподавателей и сетевых сообществ
Самостоятельное решение «личных задач» с помощью Интернет.
Посещение виртуальных галерей, музеев.
Общение в сети с коллегами, друзьями.
Участие в работе виртуальных сообществ практики (в этом случае можно говорить о термине «социальное обучение»)
На сегодня отсутствие формальной аккредитации в xMOOC уже нивелируется тем, что некоторые ВУЗы будут признавать их прохождение. Так, например, университет штата Колорадо объявил, что засчитает кредиты студентам, которые успешно завершили курс Udacity «Введение в компьютерные науки: Создание поисковой системы». Проект EDx в сентябре 2012 года объявил о заключении соглашения с «Pearson VUE», что позволит предложить учащимся опцию сдачи заключительного экзамена в присутствии наблюдателя в специальном центре тестирования [7].
В феврале 2013 года Coursera объявила, что американский Совет по рекомендации кредитов для образовательных колледжей (The American Council on Education’s College Credit Recommendation Service) оценил и рекомендовал колледжам засчитывать кредиты по результатам обучения в пяти курсах от Coursera. Студенты, которые успешно завершили один из этих пяти курсов могут потребовать расшифровку результатов обучения вместе с кредитными рекомендации ACE, которые они могут затем представить в колледж или университет по их выбору [8].
Рис.4 Прототип «Цифрового диплома от Degreed»
Основываясь на проведенном анализе, можно сделать несколько выводов.
1. Генерирование в виртуальном пространстве большого количества информации, сокращение «периода полураспада знаний» приводит к необходимости реализации концепции обучения на протяжении всей жизни. Данная концепция делает возможным проведение учебного процесса как внутри, так и вне официальных образовательных институтов, а также создает необходимость постоянного повышения квалификации взрослыми в зависимости от потребности в новых знаниях.
2. В зависимости от правового положения субъектов организации процесса обучения в сети Интернет, его системности и дальнейшего признания результатов обучения различают формальное, неформальное и информальное дистанционное обучение.
3. Необходимость неформального обучения продиктована также постоянными изменениями в сферах экономики и бизнеса, что привело к возникновению корпоративной модели обучения 70/20/10. Она позволяет максимально эффективно организовать процесс обучения в организации. Эта модель подразумевает, что 70% времени занимает обучение во время практики (решения реальных задач на своем рабочем месте), 20% занимает наставничество (обучение на рабочем месте с более опытным сотрудником) и только 10% приходится на формальное обучение( семинары, тренинги) [10]. Описывая взаимосвязь между формальным и неформальным обучением, исследователи используют метафору кирпича и раствора. Формальное обучение – это кирпичи, из которых складывается мост к персональному росту. Неформальное обучение – это раствор, содействующий укреплению и развитию формального обучения. При этом подразумевается, что неформальное обучение не заменяет формальное, а является механизмом, обеспечивающим эффективное развитие. Начинающие ученики нуждаются в формальном обучении. Попросту говоря, у них нет «кирпичей» и «раствору» нечего связывать. По мере того, как ученики повышают свою компетентность, они все больше тяготеют к методам неформального обучения. То, какое место занимает формальное и неформальное обучение в организации, очень сильно зависит от уровня компетентности в рамках выполняемых задач [11].
4. Развитию неформального и информального дистанционного обучения способствует массовое использование в образовательной сфере коммуникаций интернет и его сервисов, возникновение виртуальных сообществ практики по разным вопросам, а также феномен распространения массового онлайн обучения в форме коннективистских ( cMOOC ) и институциональных ( xMOOC ) открытых дистанционных курсов.
5. Несмотря на то, что результаты неформального и информального дистанционного обучения официально не признаются многими организациями и учреждениями, можно сказать, что мировое сообщество работает над устранением этого недостатка, что в конечном итоге будет способствовать открытости, доступности и качеству образовательного процесса.
2. European Inventory – Glossary of key terms. 2004. URL: http://www.ecotec.com/europeaninventory/glossary.html# (дата обращения 08.03.2013).
3. You can’t manage informal learning – only the use of informal media. 2011. URL: http://www.c4lpt.co.uk/blog/2011/10/28/you-cant-manage-informal-learning-only-use-of-informal-media/ (дата обращения 08.03.2013)
4. Москвин Д.Е. Организация неформального и информального образования современного политолога / Д. Е. Москвин // Без темы. – 2009. – № 2(12). – С. 18-22
5. Основы андрагогики. Терминологический словарь-справочник для студентов социально-гуманитарных специальностей. / Сост. Маслова В.В. – Мариуполь, 2004. – 19 с. URL: http://voluntary.ru/dictionary/695 (дата обращения: 12.03.2013)
7. Sean Coughlan Harvard and MIT online courses get «real world» exams. 2012. URL: http://www.bbc.co.uk/news/education-19505776 (дата обращения 16.10.2012)
9. Бугайчук К.Л. Побег от высшего образования.2012 URL: http://bugaychuk.blogspot.com/2012/11/blog-post.html (дата обращения 13.02.2013)