что такое гвд форма обучения
Очно-заочная (ГВД и вечерняя) форма обучения (ускоренное обучение)
№ темы дисциплины | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов |
1. | Теория государства и права в системе общественных наук. Теория государства и права как учебная дисциплина. Структура курса теории государства и права | 12 |
2. | Основные формы возникновения государства (восточный (азиатский) и западный (европейский) пути развития). Период военной демократии. Отличие государства от родовой организации общества Прочитать работу Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» | 20 |
3. | Иные подходы к типологии государства. Общая характеристика типов государств согласно формационному подходу. Общая характеристика типов государств в соответствии со следующими критериями: приоритетным функциям, политическому режиму, экономическому развитию, отношению к религиозным организациям и др. | 14 |
4. | Примеры государств, которые по форме организации власти относятся к монархиям либо республикам; являются унитарными либо федеративными; отличаются демократическим либо авторитарным режимом. Нетипичные формы правления и формы государственного устройства | 16 |
5. | Изучить работу Ш.Л.Монтескье «О духе законов» и Дж.Локка «Два трактата о правлении». Изучить механизм и функции Российского государства | 16 |
6. | Типы правопонимания. Примеры обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов, которые активно применяются в современной жизни. | 16 |
7. | Найти в нормативных правовых актах примеры гипотез, диспозиций и санкций. Примеры различных видов норм права | 16 |
8. | Соотношение системы права и правовой системы. Соотношение системы права и системы законодательства. Основные отрасли российского права | 14 |
9. | Соотношение понятий «форма права» и «источник права». Формы российского права. | 16 |
10. | Принципы правотворчества. Правотворчество субъектов РФ. Особенности права законодательной инициативы Конституционного Суда РФ и Верховного суда РФ | 16 |
11. | Принципы применения права. Типы применения права. | 16 |
12. | Соотношение толкования и конкретизации права. Природа актов Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации | 16 |
13. | Примеры регулятивных и охранительных правоотношений. Основные права и свободы человека и гражданина. Юридические обязанности и их классификация | 16 |
14. | Классификация правомерного поведения. Понятие правонарушения. Юридическая ответственность. Принципы и функции юридической ответственности. Юридическая ответственность и иные меры государственно-правового принуждения. Отличие юридической ответственности от мер защиты, мер пресечения и других мер правового принуждения | 20 |
15. | Понятие и виды правосознания и правовой культуры. Правовой нигилизм: понятие и виды. Причины распространения и пути преодоления правового нигилизма. Правовой романтизм (идеализм). Особенности правовой культуры юриста | 20 |
16. | Правовое и индивидуальное регулирование общественных отношений. Соотношение стадий и механизма правового регулирования | 16 |
17. | Понятие и виды юридических документов. Понятие и виды юридической техники. Приемы, способы, средства юридической техники. Унификация и стандартизация правоприменительных актов | 16 |
18. | Классификация правовых систем современности и их особенности. Правовая система России, ее особенности. Взаимосвязи национальных правовых систем. Стремление к унификации правовых систем. Пределы унификации правовых систем | 16 |
5.4.2. Формы самостоятельной работы
Разделы (темы) дисциплины)
Трудоемкость в часах
Формы самостоятельной работы
Разделы (темы) дисциплины)
Трудоемкость в часах
Формы самостоятельной работы
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Заочная форма обучения (классическая и ГВД)
Вид учебной работы ( по учебному плану) | Количество часов в соответствии с учебным планом |
Общая трудоемкость | (2 дид.единицы) |
Аудиторные занятия | |
Лекции | |
Семинарские занятия | |
Самостоятельная работа под контролем преподавателя, НИРС | |
Контрольное задание (количество) | |
Форма итогового контроля | зачет |
Тематический план учебной дисциплины
№ п/п | Разделы (темы) дисциплины | Формиру-емые компетен-ции | Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану) |
Лекции | Семинары | С/р | |
1. | Культура.Язык.Речь. | ОК-4 | |
2. | Современный русский литературный язык. | ОК-4 | |
3. | Нормированность как механизм культуры речи. | ОК-4 | |
4. | Лексикология. Лексические нормы. Точность и богатство речи юриста. | ОК-4 | |
5. | Русская фразеология и выразительность речи юриста. | ОК-4 | |
6. | Орфоэпические нормы. | ОК-4 | |
7. | Грамматические нормы русской речи. (Интерактивная форма обучения) | ОК-4 | |
8. | Нормы употребления имен существительных и имен прилагательных, числительных и местоимений. | ОК-4 | |
9. | Нормы употребления глагола и глагольных форм. | ОК-4 | |
10. | Синтаксические нормы и культура речи. | ОК-4 | |
11. | Коммуникативные нормы | ОК-5 | |
12. | Культура общения. Законы общения. Разновидности общения. | ОК-5 | |
13. | Юрислингвистика. Социолингвистика. Психолингвистика. | ОК-8 | |
14. | Функциональные стили русского языка. | ОК-8, ОК-4 | |
15. | Итого: |
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Культура.Язык.Речь.
Культура речи как компонент культуры в целом.
Понятие культуры. Характеристики культуры. Культура речи как область лингвистики. Зарождение культуры речи как науки. Вклад В.Б.Головина в развитие науки. Речь и коммуникативные качества речи (правильность, чистота, точность, выразительность, богатство, уместность, доступность, логичность и др.). Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи. Язык и речь. Особенности-противоположности, общее и различия.
Тема 2. Современный русский литературный язык. Лексикография.
Современный русский литературный язык: этапы становления. Формы существования национального языка (литературный язык, территориальные диалекты, городское просторечие, профессиональные и социально-групповые жаргоны). Основные признаки литературного языка. Филология и лингвистика. Культура речи и риторика. М.В.Ломоносов как основоположник российской филологии. А.С. Пушкин о русском языке и культуре речи. Значение работ В.В.Виноградова, С.И.Ожегова, А.А.Реформатского, Л.В.Щербы и др. ученых для отечественного языкознания.
Языковая политика государства
Речевая культура и словари. Словарь и словарная статья. Типы основных словарей русского языка. Способы толкования лексического значения слова в толковых словарях.
Тема 3. Нормированность как механизм культуры речи.
Кодификация языка. Понятие нормы. История формирования норм русского литературного языка. Механизмы кодификации.
Императивная и диспозитивная нормы. Языковые, речевые, коммуникативные и этические нормы. Основные виды языковых норм (акцентологические, орфоэпические, лексические, фразеологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, орфографические, пунктуационные). Источники языковых норм. Профессиональные варианты нормы.
Тема 5. Лексикология. Лексические нормы. Точность и богатство речи юриста.
Лексикология как наука. Лексика, понятие лексической нормы. Слово и его значение в речи. Дифференциация лексики современного русского литературного языка. Лексика с точки зрения сферы употребления, с точки зрения активного и пассивного запаса.
Полисемия как языковое явление. Понятие точности и богатства речи. Изобразительно-выразительные возможности лексики. Употребление профессиональной лексики и терминов в юридической практике. Понятие лексической сочетаемости. Тавтология и плеоназм. Лексические ошибки и их исправление.
Тема 6. Русская фразеология и выразительность речи юриста.
Понятие о фразеологических сочетаниях, выражениях, сращениях. Пословицы, поговорки, крылатые слова. Фразеологическая синонимия, антонимия. Типичные ошибки использования фразеологизмов в речи. Использование фразеологизмов в профессиональной речи юристов. Фразеологические словари.
Тема 7. Орфоэпические нормы.
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Трудности русского произношения. Произношение заимствованных слов. Особенности русского ударения (разноместность, подвижность). Причины появления акцентологических вариантов. Старомосковское ударение. Нормы русского ударения.
Тема 8. Грамматические нормы русской речи.
Слово как единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова. Морфологические и синтаксические нормы.
Трудные случаи употребления имен существительных. Род, склонение, варианты падежных окончаний существительных. Имя собственное и нормы его употребления.
Тема 9. Нормы употребления имен существительных, имен прилагательных, числительных и местоимений.
Нормы употребления имен прилагательных. Трудности употребления форм сравнительной степени и кратких прилагательных. Особенности употребления притяжательных прилагательных. Особенности склонения количественных, собирательных, составных числительных. Трудности употребления числительных в сочетании с существительными. Трудные случаи употребления местоимений в юридических текстах.
Тема 10. Нормы употребления глагола и глагольных форм.
Трудные случаи спряжения, наклонения, видового разнообразия глаголов. Нарушение норм формообразования глагола. Нарушение образования деепричастий и причастий. Возвратные глаголы и стиль официальных документов. Разговорные формы глаголов, причастий, деепричастий.
Тема 11. Синтаксические нормы и культура речи.
Понятие синтаксической нормы. Синтаксис и пунктуация. Система синтаксических единиц. Грамматические значение синтаксических единиц. Словосочетание как единица докоммуникативного уровня. Трудности в системе словосочетания: падежная форма управляемого слова. Колебания и нормы в системе предложения: согласование главных членов предложения, нормы сочетания однородных членов, причастного и деепричастного оборотов. Ошибки в построении сложноподчиненных предложений. Порядок слов в предложении.
Тема 12. Коммуникативные нормы.
Понятие коммуникативной и этической нормы. Коммуникативная ситуация, ее компоненты. Социальные и речевые роли партнеров. Законы, постулаты общения. Основные коммуникативные принципы (целесообразности, коммуникативного сотрудничества, структурирования, гармонизации). Речевые жанры. Деловое общение, «саботажники» общения. Речевой этикет. Эвфемизмы.
Тема 13. Культура общения. Законы общения. Разновидности общения.
Культура общения. Общение как потребность человека. Общение как социальное явление. Значение общения. Функции общения. Общение и коммуникация. Виды, формы, уровни общения. Законы общения. Способы оптимизации профессионального общения.
Уровни культуры речи.
Тема 14. Юрислингвистика. Социолингвистика. Психолингвистика.
Русский язык и культура речи в профессиональной деятельности юриста. Смежные науки о языке и речи: юрислингвистика, психолингвистика, социолингвистика. Юрислингвистика и лингвоюристика. Основные разделы юрислингвистики.
Языковая личность и языковое самосознание.
Тема 15. Функциональные стили русского языка.
Функциональные стили русского литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный. Сфера использования различных стилей, языковые признаки стилей, особенности построения текста разных стилей.
Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.
Особенности официально-делового стиля. Жанры официально-деловой речи. Языковые формулы официальных документов. Устная деловая речь: деловой телефонный разговор. Клише и штампы в речи юриста.
Публицистический стиль. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Язык рекламы.
Разговорный стиль. Разговорная речь в системе функционирования разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.
Тематический план семинарских занятий
№ | Тема семинара | Количество часов |
Лексикология. Лексические нормы. Точность и выразительность речи юриста. | ||
Грамматические нормы русской речи. Семинар в интерактивной форме. | ||
4 часа |
Планы семинарских занятий
Семинар № 1: «Лексические нормы. Точность и выразительность речи юриста»
История слова
Список слов и фразеологических выражений для этимологического анализа.
Кричать во всю Ивановскую, положить под сукно, прийти к шапочному разбору, Шемякин суд, делать из мухи слона, у черта на куличиках, ходить козырем, бросить якорь, бить баклуши, камень преткновения, тет-а-тет, вавилонское столпотворение, рыцарь на час, счастливые часов не наблюдают, с жиру беситься, де-факто, карт бланш, суета сует, на скорую руку, обвести всех вокруг пальца, на всех парах, хоть волком
вой, со всех ног, тёртый калач, ни зги не видно, переливать из пустого в порожнее, из огня да в полымя, с больной головы на здоровую, считать ворон, вить верёвки, выводить на чистую воду, ставить
вопрос ребром, доводить до белого каления, держать камень за пазухой,
дразнить гусей, заводить волынку, выпускать вожжи, Прокрустово ложе, перейти Рубикон, из куля в рогожку, куры не клюют,
верста коломенская, с гулькин нос, идти ва-банк, петь дифирамбы, Содом и Гоморра, слона-то я и не приметил.
Заочная форма обучения (ГВД)
Вид учебной работы | Трудоемкость | |
зач. ед. | час. | по курсам |
II | ||
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | ||
Аудиторные занятия | ||
Лекции | ||
Семинары и практические занятия | ||
Самостоятельная работа(СРС) | ||
Контрольная работа | письменная контрольная работа | |
Форма промежуточной аттестации | Зачет |
Содержание дисциплины
Текст рабочей программы
Тема 1. Понятие предпринимательской деятельности и право на ее осуществление.
Отношения «по горизонтали» и отношения «по вертикали» в предмете предпринимательского права. Понятие предпринимательской деятельности. Соотношение предпринимательской, экономической, хозяйственной и коммерческой (торговой) деятельности.
Правовое регулирование предпринимательской деятельности в зарубежных правопорядках. Дуализм права и дуализм частного права.
История правового регулирования предпринимательской деятельности в России. Соотношение гражданского и торгового права в Российской Империи. Теории хозяйственного права в в СССР и РСФСР.
Тема 2. Защита конкуренции и другие пределы осуществления права на осуществление предпринимательской деятельности
Понятие и признаки конкуренции. Добросовестная и недобросовестная конкуренция. Формы недобросовестной конкуренции.
Понятие и признаки монополий. Ограничивающие конкуренцию акты, действия, соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов и организаций. Отдельные виды государственного антимонопольного контроля.
Ценовые пределы осуществления предпринимательской деятельности, техническое регулирование осуществления предпринимательской деятельности. Лицензирование и саморегулирование предпринимательской деятельности.
Тема 3. Гражданско-правовые и иные способы защиты права на осущетсвление предпринимательской деятельности. Компетенция уполномоченного по защите прав предпринимателей
Понятие способа защиты права. Гражданско-правовые способы защиты, иные способы защиты права на осуществление предпринимательской деятельности. Самозащита. Возмещение убытков, взыскание неустойки. Механизм защиты. Формы защиты. Юрисдикционной и неюрисдикционная форма защиты.
Органы государственной власти и местного самоуправления обеспечивающие защиту права на осуществление предпринимательской деятельности. Признание недействительным нормативного-правового акта и ненормативного правоввого акта, нарушающего право на осуществление предпринимательской
Правовое положение уполномоченного по защите прав предпринимателей. Полномочия, компетенция.
Тема 4. Правовые последствия незаконных и законных административных актов, ограничивающих право на осуществление предпринимательской деятельности
Понятие административного акта. Нормативные и ненормативные правовые акты. Случаи законного ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности. Допустимость ограничения права на осуществления предпринимательской деятельности. Право на оспаривание административных актов. Сроки, порядок, механизм оспаривания. Последствия признания административного акта незаконным.
Тема 5. Правовые последствия соглашений, ограничивающих право на осуществление предпринимательской деятельности
Понятие соглашения ограничивающего права на осуществления предпринимательской деятельности. Допустимость соглашений ограничивающих конкуренцию. «Вертикальные» и «горизонтальные» соглашения. Ответственность за совершение соглашений ограничивающих конкуренцию. Порядок привлечение к административной ответственности за совершение соглашений ограничивающих конкуренцию. Гражданско-правовая ответственность лиц участвующих в соглашениях об ограничении конкуренции.
5.2. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план)
Таблица 3.1
Тематический план для очной формы обучения
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | Аудиторные занятия | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий |
лекции | Семинары занятия | лабораторные занятия | ||
Тема 1. Понятие предпринимательской деятельности и право на ее осуществление. | — | Лекция. проведение групповых дискуссий | ||
Тема 2. Защита конкуренции и другие пределы осуществления права на осуществление предпринимательской деятельности | — | проведение групповых дискуссий. Коллоквиум. | ||
Тема 3. Гражданско-правовые и иные способы защиты права на осущетсвление предпринимательской деятельности. Компетенция уполномоченного по защите прав предпринимателей | — | проведение групповых дискуссий, анализ и обобщение судебной практики. | ||
Тема 4. Правовые последствия незаконных и законных административных актов, ограничивающих право на осуществление предпринимательской деятельности | — | проведение групповых дискуссий, анализ и обобщение судебной практики | ||
Тема 5. Правовые последствия соглашений, ограничивающих право на осуществление предпринимательской деятельности | проведение групповых дискуссий. Решение ситуационных задач. Тестирование. | |||
ВСЕГО | — | |||
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах | — |
Тематический план для заочной формы обучения
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | Аудиторные занятия | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий |
лекции | Семинары занятия | лабораторные занятия | ||
Тема 1. Понятие предпринимательской деятельности и право на ее осуществление. | — | проведение групповых дискуссий | ||
Тема 2. Защита конкуренции и другие пределы осуществления права на осуществление предпринимательской деятельности | — | проведение групповых дискуссий. Заслушивание научных докладов. | ||
Тема 3. Гражданско-правовые и иные способы защиты права на осуществление предпринимательской деятельности. Компетенция уполномоченного по защите прав предпринимателей | — | проведение групповых дискуссий, анализ и обобщение судебной практики. | ||
Тема 4. Правовые последствия незаконных и законных административных актов, ограничивающих право на осуществление предпринимательской деятельности | — | проведение групповых дискуссий, анализ и обобщение судебной практики | ||
Тема 5. Правовые последствия соглашений, ограничивающих право на осуществление предпринимательской деятельности | проведение групповых дискуссий. Решение ситуационных задач. Тестирование. | |||
ВСЕГО | — | |||
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах | — |
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме, составляет 100 %.