что такое иссушение мозга
Стресс высушивает мозг и делает вас сумасшедшей! Как это остановить?
Стресс влияет на мозг гораздо больше, чем вы думаете! Многие могут припомнить рассеянность, забывчивость, тревожность, плохое настроение, которые нередко сопровождают стресс, но знали ли вы, что он также высушивает мозг?
Гормоны, высвобождаются при стрессе, влияют не только на функции мозга, но и изменяют его структуру.
Гормон стресса кортизол вызывает гибель и препятствует регенерации клеток гиппокампа – важнейшей части мозга, отвечающей за обучение, память и регуляцию эмоций. Кроме того, гиппокамп нейтрализует стрессовые реакции в организме после того, как трудная ситуация закончилась – качество, незаменимое как в рабочей, так и в личной жизни.
Хронический стресс вызывает дистрофию медиальной префронтальной коры головного мозга. Это отрицательно сказывается на функции принятия решений, рабочей памяти и контроле поведения. Стресс также повреждает стволовые клетки префронтальной коры, что негативно влияет на сложное когнитивное поведение и социализацию. В результате всех этих процессов у человека снижается память и обучаемость, развивается склонность к тревогам и депрессиям.
Но на этом неприятности не заканчиваются! Те же гормоны стресса увеличивают размер и активность части мозга, называемой миндалевидное тело. Помимо всего прочего, оно отвечает за формирование и хранение воспоминаний о различных событиях, сопровождавшихся яркой эмоциональностью. Они хранятся в виде долговременных воспоминаний, и в зависимости от вида эмоций, мы избегаем или наоборот опять ждем подобных событий. Изменения, вызванные кортизолом, окрашивают воспоминания страхом, тревогой или агрессией.
Все эти нарушения могут влиять на наши отношения с окружающими, способность к обучению и принятию решений, достижение долговременных целей. Кроме того, они затрудняют противодействие стрессу в будущем, что вызывает своего рода порочный круг.
К счастью, есть противоядие против всего этого! Вы удивитесь, но это физические упражнения. Они улучшают защитные механизмы против стресса, а также увеличивают размер мозга и улучшают его когнитивные функции.
Физическая активность стимулирует выброс нейротрофического фактора мозга – вещества, которое отвечает за здоровую регенерацию мозга и нейтрализует стресс. Оно укрепляет нейроны и поддерживает их в здоровом состоянии, а также стимулирует образование новых нервных клеток. Чем больше мы занимаемся, тем больше нейротрофического фактора мозга выделяется, и тем активнее идут процессы регенерации мозга, особенно в гиппокампе.
Упражнения также усиливают выделение гормона роста – соматотропина, который отвечает за развитие клеток во всем организме. Соматотропин замедляет процессы старения и даже повышает объем мозга. Быстрый бег в течение всего 30 секунд повышает содержание соматотропина в 6 раз, и этот эффект сохраняется на протяжении 2 часов.
Не волнуйтесь, для достижения положительного эффекта на обязательно проводить долгие часы в спортзале. Анализ ряда исследований показал, что 5-минутных спортивных пауз достаточно, чтобы облегчить стресс и улучшить настроение. Так что если у вас выдалась свободная минутка, займитесь чем-то, что повышает частоту сердечных сокращений или задействует работу мышц. Упражнения помогут сохранить мозг и не сойти с ума!
Восстановление функций мозга в психиатрии и неврологии
Несмотря на то, что значение исполнительного функционирования для психической деятельности сложно переоценить круг его составляющих, на мой взгляд, очерчен нечеток. Исполнительные функции (executive function — EF) касаются ряда способностей, включая решение проблем, планирование, инициирование, самоконтроль, сознательное внимание, возможность справляться с новыми ситуациями и способность изменять планы при необходимости. Это высокая когнитивная функция, которая крайне важна для человека и позволяет ему поддерживать повседневную деятельность, сохраняя при этом хорошее качество жизни. С областью исполнительных функций связаны ассоциации психопатологической симптоматики, когнитивный резерв, шкалы оценки и программы когнитивной реабилитации.
«Лобный синдром» и «синдром дизэксплуатации»
В прошлом, изучая пациентов с префронтальными повреждениями, исследователи отмечали определенные нарушения в некоторых функциях, таких как инициация, последовательность, гибкость, мониторинг, суждение, планирование, принятие решений и трудности при необходимости решения новых задач. В то время это функциональное нарушение было названо «синдромом лобной доли», хотя у некоторых из этих пациентов лобные доли были неврологически интактными. Затем неспособность контролировать эти когнитивные функции стала известна как «синдром дизэксплуатации» (DS — Dysexecutive Syndrome). В этом смысле DS не обязательно связан с травмой лобной доли, а скорее с рядом недостатков в обработке, планировании, инициировании поведения, поддержании этого поведения, саморегуляции и самоконтроле.
Лобные функции
Существует как минимум четыре категории, относящиеся к лобным функциям, но не обязательно обусловленным травмами лобной доли: энергизация, исполнительные когнитивные функции, саморегуляция поведения/эмоций и мета-когнитивный процесс.
«Энергизация» (Energization) или возбуждение
Процесс необходимого тонуса для инициации и сохранении любого (определенного) режима реагирования в зарубежной литературе обозначают термином «еnergization».
Исполнительные когнитивные функции
Планирование, контроль за последовательностью действий при решении задач и регулировка поведения в ряде случаев обозначают, как исполнительные когнитивные функции.
Саморегуляция поведения/эмоций
Необходимые для решения сложных ситуаций, обусловленных внешними триггерами привычки и навыки когнитивного анализа позволяют человеку самостоятельно регулировать свои эмоциии и поведение.
Мета-когнитивный процесс
Интеграция когниций и эмоций, аспекты личности, социальные когниции, самосознание, адекватное восприятие юмора являются составляющими мета-когнитивного процесса.
Исполнительные функции в психиатрии
Дефицит «исполнительной власти» наблюдается при многих психических расстройствах, включая синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), шизофрению и биполярное аффективное расстройство. При расстройствах настроения пациенты имеют когнитивные нарушения, связанные с лобными областями, демонстрируя снижение показателей вербальной памяти, когнитивной гибкости, совладания, метакогниции и саморегуляции, особенно по сравнению со здоровыми субъектами. Фактически, заболевание, требующее наибольшей когнитивной реабилитации — это шизофрения, где может иметь место значительная потеря объема мозга. Кроме того, больные шизофренией продемонстрировали значительное снижение социальных навыков, что увеличило потребность в когнитивной реабилитации и, в частности, восстановления полноценного исполнительного функционирования. Эти методы (когнитивная ремедиация) должны сочетать нейрокогнитивные и психосоциальные компоненты, результаты которых показали положительное влияние на функционирование этих людей в повседневной жизни.
Исполнительные функции в наркологии
Расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, также связаны с исполнительными нарушениями, такими как потеря когнитивной гибкости, сложность принятия решений и скорость обработки информации. Опять же, здесь мы имеем гипофронтальность структур и сетей мозга.
Исполнительные функции в неврологии
Нарушения исполнительного функционирования связано и с подкорковыми расстройствами, в частности, с болезнью Паркинсона, прогрессирующим надъядерным параличом, болезнью Хантингтона, синдромом Корсакова и деменцией, вызванной вдыханием органических растворителей.
Восстановление мозга
В этом смысле представляют интерес две концепции, получившие известность в дискуссиях нейропсихологов: резерв мозга и резерв познания. Когнитивный и «мозговой резерв» могут снизить риск неадекватного поведения, поскольку он связан со способностью мозга активно справляться с повреждениями посредством реализации когнитивных процессов.
Работа с «резервом мозга»
«Резерв мозга» обычно относится к его определенным характеристикам, которые могут различаться у разных людей, включая размер, нейрогенез, плотность нейронов и синаптические связи. Многочисленные исследования предоставляют доказательства того, что резерв мозга может быть «податливым», и предполагают, что регулярные когнитивные упражнения, в частности, могут значительно помочь больным той же шизофренией. Образование увеличивает рост синапсов у младенца или ребенка. Кроме того, влияние упражнений с виртуальной реальностью на больных с черепно-мозговой травмой показывает улучшении некоторых когнитивных показателей.
«Когнитивный резерв»
«Когнитивный резерв» относится к способности мозга справляться с проблемами, используя другие когнитивные ресурсы. Как следствие, два человека с одинаковой степенью структурного резерва мозга могут более или менее успешно адаптироваться к травме головного мозга, если у одного есть больший объем «когнитивного резерва», то есть большее разнообразие когнитивных процессов, которые нужно задействовать или использовать в качестве компенсации. Нейронную реализацию «когнитивного резерва» можно разделить на «нейронный резерв» и «нейронную компенсацию». Первый относится к дифференциальным эффективным схемам синаптической связи, в то время как «нейронная компенсация» относится к привлечению областей мозга, которые обычно не используются людьми без патологии мозга для компенсации его повреждения.
Хороший когнитивный резерв может помочь в восстановлении и компенсации травмы за счет как нейронного резерва, так и нервной компенсации. Это позволяет нам задуматься о последствиях повреждения мозга с точки зрения нейропластичности и когнитивной реабилитации.
Как только появляется вероятность того, что проблемы DS положительно связаны с некоторыми структурными повреждениями, у людей с мозговым резервом появляется что-то вроде «жира, который нужно сжигать», тогда как те, у кого есть когнитивный резерв, могут лучше справляться и находить разные способы решения проблемы. Подтверждая эти выводы, некоторые данные, полученные от людей с высоким уровнем активности, таких как творчество, чтение, посещение друзей, посещение фильмов и ресторанов, прогулки и выполнение физических и «умственных» упражнений, говорит о том, что эти люди имеют меньший риск развития деменции.
Другие исследования показали, что у пациентов, у которых в анамнезе была преморбидная болезнь мозга, наблюдалось более выраженное когнитивное снижение посттравматического характера. С другой стороны, как упоминалось ранее, психические расстройства способны повредить резерв мозга, как это видно при шизофрении, когда потеря серого вещества может достигать 3% от общего объема всего мозга, в частности 3,5% в лобной доле.
Оценка исполнительной функции
Чтобы выбрать лучшую терапевтическую программу для восстановления мозга допустим при шизофрении, необходима хорошая нейропсихологическая оценка, основанная на трех основных целях: измерение, диагностика и интерпретация каждого измерения. Нейропсихологические тесты должны индивидуально различать когнитивные компоненты (измерения), такие как планирование или самоконтроль раздельно, а затем указывать, где сконцентрированы ошибки (диагностика). Последняя часть оценки состоит в том, чтобы решить, на чем будет сосредоточена реабилитация (интерпретация).
Виртуальная реальность
Еще один метод нейропсихологической оценки, который явно расширился в последние годы, — это использование виртуальной реальности (VR), которая также использовалась для целей когнитивной реабилитации.
Трудности оценки исполнительных функций
Поставить нейропсихологический диагноз, когда человек не функционирует эффективно — из-за его импульсивности, неспособности планировать или неспособности поддерживать поставленные задачи — не всегда просто, когда дело доходит до самоотчета. Более того, на практике может быть сложно определить все аспекты, связанные с проблемами поведения, из-за плохой способности к самоотчету. Например: плохое внимание или определенный дефицит рабочей памяти часто являются первыми симптомами, которые привлекают наше внимание. Как следствие, самоконтроль человека ухудшается, и, следовательно, пациент не замечает проблемы по мере их возникновения.
Экологическая значимость нейропсихологических тестов
В этом смысле некоторые нейропсихологи обсуждают экологическую значимость разумного количества нейропсихологических тестов. Под «экологическим» можно понимать, насколько тест репрезентативен для жизни конкретного человека. Некоторые авторы предположили, что большинство тестов не иллюстрируют истинность клинических проявлений; вероятно, потому, что эти оценки происходят не в повседневной жизни, но в стандартных тестах (неэкологических) они наблюдаются отдельно. «Карта зоопарка» и «тест на выполнение нескольких поручений» являются двумя примерами, имеющими большую экологическую ценность. Здесь пациент должен одновременно решить несколько задач. Это требует способности планирования, а также хороших управленческих способностей для решения всех задач. Больной смешивает простые задачи, делая упражнение с двумя задачами, особенно с несколькими поручениями, из-за шаблонов ошибок. Эти тесты ближе к реальной ситуации, чем другие тесты, которые могут быть отличными тестами EF, но не к обычным формам поведения, которые мы привыкли реализовать каждый день. Тест на «поведенческую память» — еще один действительный экологический тест, используемый для оценки повседневных проблем с памятью, выявления умеренных и тяжелых нарушений, однако незначительные нарушения памяти могут остаться здесь незамеченными у ряда пациентов, набравших баллы в пределах нормы.
Импульсивность
Еще одним проявлением исполнительного дефицита может быть импульсивность: для некоторых болльных проблема заключается не столько в неспособности смотреть вперед или предвидеть последствия, сколько сложность торможения своих желаний или импульсов в ответ на изменения внешней ситуации.
Программы реабилитации
Современные программы реабилитации считают функциональную оценку наиболее показательной. Они анализируют поведение пациента в тех ситуациях, когда присутствует дефицит, и замечают точную стадию, на которой человек ломается. Сосредоточив внимание на постепенном увеличении автономии пациента мы получим, большее количество попаданий в цели, которые могут быть достигнуты посредством когнитивной реабилитации. Представляют особый интерес виртуальные программы когнитивной ремедиации. Было обнаружено, что технология виртуальной реальности является хорошим средством лечения и оценки в нескольких контекстах. VR использовался как способ повышения экологической достоверности тестов, поскольку в виртуальном мире можно моделировать широкий спектр возможностей и ситуаций. Вместо того, чтобы моделировать обычную деятельность, V-STORE моделирует магазин, где пациенты должны забрать продукты в супермаркете Virtual Action-Planning Supermarket, имитируя повседневное выполнение поручений.
Целью каждой программы реабилитации руководителей должно быть улучшение или обеспечение большей автономии людей в повседневных ситуациях, позволяя им решать проблемы (в пределах своих возможностей), а не застревать в порочном круге, в котором не используются исполнительные навыки.
В основном программы реабилитации при префронтальных нарушениях можно разделить на четыре направления (см. выше).
Рабочая память
В контексте предполагаемой памяти повторное обучение — это метод, при котором клиент выполняет определенное действие многократно с увеличивающимися промежутками времени между ними. Этот интервальный поиск — полезный и хорошо известный метод изучения информации. Пока это удается, мы можем укреплять ретроспективную память, чтобы обеспечить необходимую поддержку будущей памяти. Этот способ очень полезен для людей, страдающих болезнью Альцгеймера, для выполнения ежедневной задачи предполагаемой памяти на необходимые действия, отображаемой в календаре (Fish et al., 2009). Кроме того, он может оказывать поддержку исполнительному компоненту с использованием свободных путей или интегративных подходов, направленных на повышение осведомленности о трудностях и расширение использования компенсационных стратегий.
Супервизия внимания
С тех пор, как была создана модель супервизорной системы внимания (SAS), стало ясно, что повседневное функционирование представляет собой очень сложное и динамичное взаимодействие автоматического рутинного поведения и сознательно контролируемого действия.
Что такое обезвоживание, и как его не допустить
Что такое обезвоживание, и как его не допустить
Обезвоживание – это состояние организма, при котором содержание жидкости в нем опускается ниже физиологической нормы. Утрата всего 1% уже приводит к расстройству. Потеря 20% воды может закончиться летальным исходом. Но сколько приходится на эти проценты? Поиск универсального ответа ведется на протяжении десятилетий.
Причины и факторы риска
Все нормы рассчитываются для стандартных условий жизнедеятельности. Однако иногда требуется еще больше жидкости, чтобы не допустить обезвоживания. В первую очередь это касается людей, которые сильно потеют. И неважно, чем это вызвано: жаркой погодой, усиленными тренировками или гормональными нарушениями.
Значительно больше пить следует:
Больше пить рекомендуется и на диете. Худеющий человек не получает питательные вещества в привычном объеме. Нельзя ограничивать себя и в жидкости во избежание нарушения метаболизма.
Обезвоживание часто сопровождает некоторые заболевания. При диарее, вызванной кишечными инфекциями, теряется большое количество жидкости, но вместе с ней выводятся щелочные ионы, поэтому развивается закисление организма, или ацидоз. У детей такой тип патологии развивается стремительно и ведет к тяжелым нарушениям в работе внутренних органов. К обезвоживанию могут привести сальмонеллез, холера и другие формы гастроэнтерита.
Если заболевание сопровождается рвотой, организм теряет кислоты. Поэтому реакция крови смещается в щелочную сторону, что также неблагоприятно сказывается на общем состоянии.
К тяжелым формам обезвоживания приводят ожоги поверхности тела. У маленьких детей даже ожог 1 степени, когда возникает гиперемия участка тела, уже может сопровождаться потерей жидкости. При более тяжелых ожогах, когда на месте травмы появляется пузырь с межтканевой жидкостью, организм теряет значительный объем плазмы крови. Развивается тяжелая форма обезвоживания, которая без лечения приводит к летальному исходу.
Потеря жидкости наблюдается при сахарном и несахарном диабете, Аддисоновой болезни. Поэтому при отсутствии лечения эти патологии могут привести к тяжелому обезвоживанию. Риск возрастает у пожилых людей.
Обезвоживание может быть результатом бесконтрольного приема мочегонных средств. Их назначают пациентам с артериальной гипертензией, но некоторые женщины применяют мочегонные для уменьшения массы тела. при постоянном приеме таблеток организма теряет много жидкости и электролитов, появляются тяжелые нарушения в работе сердца.
Сколько воды нужно организму
Мнений на сей счет существует много. Параллельно появляются и мифы, следование которым может быть вредно для здоровья. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, единой нормы потребления воды для всех людей быть не может.
Отбросьте ничем не подтвержденные рекомендации о том, что пить нужно два-три литра в день или восемь стаканов, не принимая в расчет чай, кофе и жидкость из пищи. При определении индивидуальной нормы следует опираться на массу тела и возраст.
На каждый килограмм веса требуется:
Если вес человека 50 кг, то требуется 1500 мл + 20 мл * 30 кг = 2100 мл жидкости в день. Но не стоит себя ограничивать или принуждать. Ощущается жажда – пейте, не можете проглотить больше ни капли – забудьте о цифрах. Организм лучше знает, когда ему нужна вода.
Диагностика обезвоживания
Ошибочно полагать, что жажда – признак обезвоживания. Организм задолго до перехода в патологическое состояние начинает сигнализировать о необходимости пополнить запасы.
Простейший тест на содержание жидкости в теле. Защипните кожу на тыльной стороне ладони. Если складка распрямилась сразу – воды достаточно, если сохраняется – пора попить.
Почки перерабатывают максимум 100 мл в час, поэтому в обычных условиях довести себя до обезвоживания не так-то просто. Если же человек попал в ситуацию, где он лишен всяких источников жидкости, его тело отреагирует специфическими симптомами:
В такой ситуации сгущается кровь, нарушается кислотно-щелочной баланс. Важно установить полную картину биохимических изменений для правильного восстановления организма.
Диагноз обезвоживания не является самостоятельным, он сопровождает заболевание, которое привело к избыточной потере жидкости. Поэтому специальные методы диагностики применяются редко. У тяжелых пациентов, которые долго находятся на лечении в стационаре, используется контрольное взвешивание. При резкой потере массы тела и дополнительных симптомах предполагают обезвоживание. Контрольное взвешивание можно использовать у спортсменов при интенсивных тренировках.
Обезвоживание сопровождается потерей электролитов крови и изменением кислотно-щелочного баланса. Поэтому при появлении симптомов проводят биохимическое исследование электролитов крови, мочевины и азота. Если наблюдается состояние метаболического алколоза (защелачивание), то необходимо знать показатели хлоридов в моче.
При сердечной или хронической почечной недостаточности опасно как само обезвоживание, так и последующее резкое увеличение объема жидкости в крови. Поэтому таким пациентам проводят инвазивное измерение центрального венозного давления и давления заклинивания легочной артерии.
Диагностика обезвоживания по уровню электролитов в моче и ее осмоляльности не всегда информативна. У пациентов со здоровыми почками, долгое время натрий хорошо задерживается в организме, поэтому не появляется в моче в высоких концентрациях.
Если обезвоживание сочетается с метаболическим алколозом, то почки выводят больше натрия, чтобы удалить избыточный бикарбонат, защелачивающий кровь.
Осложнения при обезвоживании
Наибольшую опасность представляет обезвоживание у детей и в пожилом возрасте. Тело ребенка содержит большое количество жидкости, поэтому потеря всего 10% уже ведет к тяжелым нарушениям в работе внутренних органов.
Вне зависимости от причин обезвоживания, теряются жизненно важные ионы, которые отвечают за подержание кислотно-щелочного равновесия в организме, участвуют в сокращении сердечной мышцы. Потеря жидкости ведет к уменьшению почечного кровотока. В ответ на это в почках выбрасывается гормон вазопрессин, который вызывает спазм сосудов по всему телу и повышает артериальное давление.
Приток крови к жизненно важным органам усиливается, но из-за перераспределения крови другие органы не получают нужное количество кислорода и питательных веществ, появляются риски нарушения их работы. Постепенно артериальное давление падает, уменьшается кровоснабжение сердечной мышцы, ухудшается насосная функция сердца. Это приводит к еще большему снижению артериального давления и развитию ишемии почек, легких, головного мозга.
Так формируется гиповолемический шок. Для этого состояния характерно:
При отсутствии лечения на фоне гиповолемического шока может возникнуть ДВС-синдром. Это диссеминированное внутрисосудистое свертывание. Результатом осложнения обезвоживания становится летальный исход.
Лечение обезвоживания организма
Для лечения обезвоживания необходимо как можно раньше восполнить дефицит воды и электролитов. Использовать чистую воду нельзя, из-за потерь ионов крови она не будет задерживаться в организме.
При легких формах обезвоживания, если нет рвоты, можно проводить оральную регидратацию. Для этого применяют водно-солевые растворы. Эффективно использовать порошок Регидрон, который можно приготовить самостоятельно, растворив содержимое пакета в воде. Объем выпитого раствора определяют по состоянию тяжести. Если беспокоит диарея, то нужно выпивать по 100 мл каждых 3-5 минут.
При тепловом ударе, когда появляются судороги, при потере жидкости с мочой нужно принять 900 мл раствора в течение 30 минут небольшими порциями. После чего переходят на поддерживающую терапию.
При лечении обезвоживания необходимо не забывать устранять причину потери жидкости. Если это инфекционная диарея, принимают Смекту, активированный уголь, Энтеросгель, Полисорб. В некоторых случаях необходимо использовать антибактериальные препараты от инфекции. С этой задачей справляется Стопдиар или Энтерофурил.
В тяжелых случаях, когда обезвоживание ведет к нарушениям функции внутренних органов, необходима экстренная госпитализация и использование внутривенных растворов для восстановления водного и электролитного баланса. Это может быть раствор натрия хлорида, Рингера, калия или глюкозы.
При ожогах и некоторых других причинах обезвоживания организм вместе с жидкостью теряет большое количество белка. Поэтому проведение дегидратации включает использование растворов альбумина, декстранов, гидроксиэтилкрахмала. Они помогают не только увеличить объем жидкости в крови, но и удержать ее от выведения в ткани и развития тяжелых отеков.
Обезвоживание организма может иметь тяжелые последствия, особенно в детском и пожилом возрасте, а также у людей с сопутствующими патологиями. Поэтому необходимо тщательно следить за водным балансом, своевременно и правильно лечить диарею или рвоту. Пациентам сахарным диабетом контролировать уровень глюкозы, соблюдать диету и принимать достаточно жидкости.
Токарева Людмила Георгиевна, врач-терапевт медицинских кабинетов 36,6
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ, ПЕРЕД ПРИМЕНЕНИЕМ НЕОБХОДИМО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ СО СПЕЦИАЛИСТОМ