что такое контекстное обучение

Контекстное обучение

Знаково-контекстное (или просто контекстное) обучение — форма активного обучения, предназначенная для применения в высшей школе, ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности.

Особенности методики

Концепция разработана А. А. Вербицким в 1991 году. [1] Контекстное обучение опирается на теорию деятельности, в соответствии с которой, усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, пристрастной деятельности субъекта. В нём получают воплощение следующие принципы: активности личности; проблемности; единства обучения и воспитания; последовательного моделирования в формах учебной деятельности слушателей содержания и условий профессиональной деятельности специалистов. Особое внимание обращается на реализацию постепенного, поэтапного перехода студентов к базовым формам деятельности более высокого ранга: от учебной деятельности академического типа к квазипрофессиональной деятельности (деловые и дидактические игры) и, потом, к учебно-профессиональной деятельности (НИРС, практики, стажировки). Преподавание общеобразовательных дисциплин предлагается трактовать в контексте профессиональной деятельности, отходя в этом от академичного изложения научного знания. В качестве средств реализации теоретических подходов в контекстном обучении предлагается в полном объеме использовать методы активного обучения (в трактовке А. А. Вербицкого — методы контекстного обучения). Вместе с тем отмечается, что необходимо комплексно подходить к использованию различных форм, методов и средств активного обучения в органическом сочетании с традиционными методами.

Примечания

что такое контекстное обучение. Смотреть фото что такое контекстное обучение. Смотреть картинку что такое контекстное обучение. Картинка про что такое контекстное обучение. Фото что такое контекстное обучение

Полезное

Смотреть что такое «Контекстное обучение» в других словарях:

КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ — КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Обучение, при котором занятия по языку ориентированы на конкретный вид речевой деятельности или сферу общения (бытовую, профессиональную и др.) … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

контекстное обучение — обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. Теория К. о.… … Большая психологическая энциклопедия

Контекстное обучение — обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. Теория К.о.… … Педагогический терминологический словарь

Контекстное обучение — обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. Теория К о.… … Словарь-справочник по педагогической психологии

КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ — обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. Теория контекстного … Профессиональное образование. Словарь

Контекстное обучение — обучение, в котором динамически моделируются предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самымобеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Контекстное обучение — обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. Теория К о.… … Словарь по педагогической психологии

Контекстное обучение — [лат. contextus тесная связь, сцепление, сплетение] обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Обучение контекстное — обучение, в к ром соединяются предметное и соц. содержание будущего профессионального труда и тем самым обеспечиваются условия перевода учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. О. к. позволяет преодолеть основное … Педагогический словарь

Активное обучение — Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как… … Википедия

Источник

Технология контекстного обучения

что такое контекстное обучение. Смотреть фото что такое контекстное обучение. Смотреть картинку что такое контекстное обучение. Картинка про что такое контекстное обучение. Фото что такое контекстное обучение Екатерина Шкель
Технология контекстного обучения

Технология контекстного обучения

Контекст – это система внутренних и внешних факторов деятельности человека в конкретной ситуации. Внутренний контекст составляет совокупность индивидуальных особенностей, отношений, знаний и опыта обучаемого, а внешний – социокультурных, предметных, пространственно-временных и иных характеристик ситуации действия и поступка. Основной единицей содержания контекстного обучения является ситуация. По мнению специалистов, в теории контекстного обучения трем базовым формам обучения соответствуют три обучающие модели: семиотическая, имитационная и социальная.

Семиотическая обучающая модель включают систему заданий,

предполагающих работу с текстом и переработку знаковой информации. В

моделях такого типа предметная область деятельности развертывается с

помощью конкретных учебных форм, в рамках которых выполняются

задания, не требующие личностного отношения к изучаемому материалу.

чтение, письмо. Средством работы является ТЕКСТ.

Имитационная обучающая модель это учебные задания предполагают

выход студента за рамки знаковой информации, соотнесение ее с будущей

профессиональной деятельностью, осмысление знаний, которое происходит

тогда, когда студент включает себя в ситуацию решения каких-то

профессиональных задач. В этом случае единицей работы оказывается

предметное действие, на основе которого достигается практически полезный

В социальных обучающих моделях задания должны выполняться в

совместных, коллективных формах работы участников учебного процесса

(два и более). Такие совместные поиски решения проблемы дают опыт

коллективной работы в будущей профессиональной среде. Эта модель

реализуется в деловых и учебных играх, НИРС, комплексном курсовом и

дипломном проектировании. Единицей деятельности студента становятся

поступки, через которые студент осваивает профессию как часть культуры,

осмысляет свое отношение к труду, обществу, самому себе. Средством

работы, формирующим ценностное отношение личности к труду, людям и

природе служит ПОДТЕКСТ.

С самого начала контекстное обучение разрабатывалось А. А. Вербицким и его научно-педагогической школой применительно к профессиональному образованию, но оно также может быть с успехом использовано и в общеобразовательной школе.

Реализация такого обучения предполагает усвоение информации студентами с самого начала в контексте профессиональных практических действий и поступков. Специалист развивается в ходе индивидуального и совместного анализа и решения профессиональных ситуаций.

А. А. Вербицкий сформулировал следующие основные принципы контекстного обучения:

• обеспечение личностного включения студента в учебную деятельность;

• моделирование в учебной деятельности целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности;

• принцип проблемности содержания и процесса его усвоения студентами в учебной деятельности;

• адекватность форм организации целям и содержанию образования;

• принцип ведущей роли совместной деятельности;

• принцип открытости по отношению к педагогическим технологиям, предложенным в рамках других теорий и подходов;

• принцип преемственности традиционных и новых педагогических технологий;

• принцип единства обучения и воспитания профессионала.

Основная цель контекстного обучения — формирование в рамках

учебной деятельности студента его целостной, внутренне мотивированной профессиональной деятельности как будущего специалиста.

Содержание контекстного обученияотбирается из двух источников: содержания изучаемых наук и содержания будущей профессиональной деятельности, представленной в виде модели деятельности специалиста — его функций, проблем, задач, компетенций. Содержание обучения задается в виде учебных текстов (знаково-, однако содержащаяся в них информация задает предметный и социальный контексты (-контекстное) будущей жизни и деятельности учащегося.

Контекстного обучения по А. А. Вербицкому предполагает прежде всего базовые формы деятельности,предусматривающие:

Базовые формы деятельности:

– учебную деятельность академического типа (уроки, лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа);

– квазипрофессиональную деятельность (деловые игры, игровые формы занятий, тренинги);

– учебно-профессиональную деятельность (научно-исследовательская работа, производственная практика, дипломное проектирование).

В качестве переходных от одной базовой формы к другой также выступают различные формы и технологии:

– анализ конкретных производственных и проблемных ситуаций;

– разыгрывание ситуаций в ролях;

– спецкурсы и спецсеминары;

Для решения психолого-педагогических проблем взаимодействия участников образовательного процесса в качестве основной признана технология контекстного обучения. Многие исследователи считают эту технологию обучения приоритетной, особенно в условиях перехода на компетентностную парадигму образования. В соответствии с теорией контекстного обучения, разработанной в научно-педагогической школе А. А. Вербицкого, контекстным является такое обучение, в котором с использованием всех имеющихся средств и форм обучения моделируется предметное и социальное содержание деятельности.

Суть контекстного обучения, как известно, заключается в использовании в качестве основной обучающей процедуры моделирования профессионального содержания (контекста) будущей профессиональной деятельности обучающихся. Погружение обучаемых в соответствующий контекст при решении предлагаемых ориентированных задач призвано сформировать в их сознании взаимосвязь ключевых понятий и технологий деятельности педагога, способствовать приобретению практического опыта моделирования, развить у учащихся психологической готовности применять полученные психолого-педагогические знания в будущей практической деятельности.

Вывод: Построение учебного процесса на базе технологии контекстного обучения позволяет максимально приблизить содержание и процесс учебной деятельности студентов к их дальнейшей профессии. В разнообразных формах учебной деятельности постепенно как бы прорисовывается содержание будущей специальности, что позволяет эффективно осуществлять общее и профессиональное развитие будущих выпускников. Технология контекстного обучения – одна из основных дидактических технологий. Она основана на вовлечении учащегося в процесс, его заинтересованности.

Таким образом, очевидно, что контекстное обучение является достаточно гибкой технологией, позволяющей сочетать в своем составе целый комплекс разнообразных технологий, методов и приемов обучения, обеспечивающих активный, творческий характер учебной деятельности обучаемых и предусматривающих разные моменты в организации обучения:

– актуализацию ранее изученного теоретического материала и его интерпретацию с новых позиций – с позиций решения проблем;

– обеспечение динамичности, привлекательности учебной деятельности для обучаемых за счет разнообразия организационных форм взаимодействия участников образовательного процесса;

– необходимость создания атмосферы интеллектуального напряжения, поиска, учебного диалога, креативности и педагогической поддержки и т. д.

что такое контекстное обучение. Смотреть фото что такое контекстное обучение. Смотреть картинку что такое контекстное обучение. Картинка про что такое контекстное обучение. Фото что такое контекстное обучение«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

что такое контекстное обучение. Смотреть фото что такое контекстное обучение. Смотреть картинку что такое контекстное обучение. Картинка про что такое контекстное обучение. Фото что такое контекстное обучениеКвест-технология в ДОУ В нашем детском саду «Парус» мы, с удовольствием,проводим квесты. Так что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? И что мы подразумеваем,.

что такое контекстное обучение. Смотреть фото что такое контекстное обучение. Смотреть картинку что такое контекстное обучение. Картинка про что такое контекстное обучение. Фото что такое контекстное обучениеЗдоровьесберегающая технология. Плавание в бассейне В этом году после ремонта у нас в саду возобновились занятия по физической культуре в бассейне, чему дети были необычайно рады. Плавание.

Мастер-класс для воспитателей «Кейс-технология в ДОУ» Тема: «Кейс-технологии в дошкольном образовании» Шахова Н. Г. 1 слайд. Современный мир жизни задает особый ритм жизни. Поэтому воспитателю.

Технология моделирования в образовательном процессе ДОУ В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому.

Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии с требованиями ФГОС 1 слайд Что? Представляю Вам свой педагогический опыт по теме «Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии.

что такое контекстное обучение. Смотреть фото что такое контекстное обучение. Смотреть картинку что такое контекстное обучение. Картинка про что такое контекстное обучение. Фото что такое контекстное обучениеТехнология изготовления куклы-масленицы Технология изготовления куклы-масленницы Ребята нашего центра, на протяжении последних лет, продолжают традицию изготовления личной куклы–масленицы.

что такое контекстное обучение. Смотреть фото что такое контекстное обучение. Смотреть картинку что такое контекстное обучение. Картинка про что такое контекстное обучение. Фото что такое контекстное обучениеТехнология организации труда в детском саду Технология организации труда в природе чаще всего включает пять этапов: 1. Теоретическое осмысление работы. Воспитатель разъ­ясняет содержание.

Источник

Контекстное обучение: что это, плюсы и минусы

что такое контекстное обучение. Смотреть фото что такое контекстное обучение. Смотреть картинку что такое контекстное обучение. Картинка про что такое контекстное обучение. Фото что такое контекстное обучение

В 1991 году в стенах Московского государственного гуманитарного университета была разработана новая теория обучения студентов. Ее разработчик – Андрей Александрович Вербицкий – заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии. Преподаватель имел своей целью внедрение в процесс обучения элементов профессиональной деятельности, ускоряющих адаптацию студента к избранной профессии. По его мнению, таким образом преодолеваются многие противоречия, существовавшие в традиционной системе образования. Концепция получила название «знаково-контекстное обучение».

Целью данной методики преподавания является формирование у студентов внутренней мотивации и восприятия себя, как действующего специалиста. Ее содержание обусловлено двумя основными позициями:

Эти два положения задают название методу: «знаково-» (подразумевает учебные тексты) и «-контекстное» (подразумевает предметную основу деятельности).

Если с первой позицией для учащегося все достаточно привычно (традиционное изучение теории), то вторая требует более тщательного разъяснения. Она предполагает, что общее образование и эрудиция не являются самоцелью для будущего специалиста, а учебный процесс должен объединять теорию и производство.

В процедуре обучения применяют три тесно связанные между собой модели:

В упрощенном понимании семиотическую модель можно охарактеризовать как лекции и ответы. Имитационная – представляет собой ситуативные задания. В социальной модели присвоение знаний производится с помощью интерактивных действий в группе, требующих решений и поступков.

Разумеется, концепция имеет в своем содержании плюсы и минусы. Они выявлены как на практике, так и посредством исследований, рецензий и отзывов кандидатов наук, занимающихся данным вопросом.

что такое контекстное обучение. Смотреть фото что такое контекстное обучение. Смотреть картинку что такое контекстное обучение. Картинка про что такое контекстное обучение. Фото что такое контекстное обучение

Плюсы контекстного обучения

Но, несмотря на многочисленные достоинства, известно, что теория контекстного обучения не нашла столь широкого применения. Этот факт – следствие некоторых присущих ей недостатков.

что такое контекстное обучение. Смотреть фото что такое контекстное обучение. Смотреть картинку что такое контекстное обучение. Картинка про что такое контекстное обучение. Фото что такое контекстное обучение

Минусы концепции знаково-контекстного обучения

Вывод

Таким образом, знаково-контекстное обучение имеет полное право на существование и является достаточно результативным. Но полноценное его внедрение на данный момент слишком трудозатратно. Тем не менее, концепция засуживает внимания, и весьма применима на отдельных уроках и практических занятиях.

Источник

Презентация по педагогике на тему: «Контекстное обучение»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

что такое контекстное обучение. Смотреть фото что такое контекстное обучение. Смотреть картинку что такое контекстное обучение. Картинка про что такое контекстное обучение. Фото что такое контекстное обучение

Описание презентации по отдельным слайдам:

Технология контекстного обучения Выполнил: Шутова М.И., гр. М-8171

История возникновения Концепция разработана А.А. Вербицким в 1991 году. Контекстное обучение опирается на теорию деятельности, в соответствии с которой, усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, пристрастной деятельности субъекта. Основная идея Соединить в учебном процессе теорию и производство. Учебный материал предъявляется в контекстном обучении в виде учебных текстов как знаковых систем (отсюда «знаково-контекстное обучение») и по-прежнему выступает как информация, которую нужно усвоить. Отличительная особенность – за информацией, которая структурирована преимущественно в виде задач и проблемных ситуаций, просматриваются реальные контуры будущей профессиональной деятельности (отсюда знаково-контекстное обучение).

Знаково-контекстное (контекстное) обучение – форма активного обучения, предназначенная для применения в высшей школе, ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности Контекст- система внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека. Внутренний Внешний Определение

Формирование в рамках учебной деятельности студента его целостной, внутренне мотивированной профессиональной деятельности как будущего специалиста. 2 пути интеграции: Программа любого учебного предмета должна содержать такой теоретический материал, который максимально приближен к практическим вопросам конкретной профессии; Формировать содержание теоретических предметов профессионального цикла следует исходя из практических потребностей производства. Цель

перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познавательную деятельность студента, учащегося; переход к новым способам межличностного взаимодействия и общения в системах «преподаватель-ученик», «ученик-ученик»; обеспечение таких психолого-педагогических условий, которые способствовали бы формированию профессиональных знаний, умений, навыков, общих и профессиональных способностей. Задачи и структура учебной деятельности

Различия в содержательном наполнении звеньев структуры Структурные звенья Учебная деятельность Профессиональная деятельность Потребности в учении в труде Мотив познание нового, формирование целостной профессиональной деятельности реализация интеллектуального и духовного потенциала Цель общее и профессиональное развитие личности производство материальных и духовных ценностей Действия Познавательные, преимущественно интеллектуальные практические, в том числе теоретико-практические Средства психического отражения реальности преобразование реальной действительности Предмет информация или знаковая система вещества природы (инженер), неизвестное (ученый), сознание человека (педагог) Результат деятельные способности личности, система отношений к миру, людям, себе товары, новые знания, образованность людей

Источники содержания контекстного обучения содержание будущей профессиональной деятельности содержание изучаемых наук Два основных источника: Дополнительный важнейший источник – содержание реальной жизнедеятельности человека Последовательно моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студента Основное содержание обучения задается в виде учебных текстов, однако, содержащаяся в них информация задает предметный и социальный контексты будущей жизни и деятельности учащегося.

обеспечение личностного включения студента в учебную деятельность; моделирование в учебной деятельности целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности; принцип проблемности содержания и процесса его усвоения студентами в учебной деятельности; адекватность форм организации целям и содержанию образования; принцип ведущей роли совместной деятельности; принцип открытости по отношению к педагогическим технологиям, предложенным в рамках других теорий и подходов; принцип преемственности традиционных и новых педагогических технологий; принцип единства обучения и воспитания профессионала. Принципы контекстного обучения

Три базовые формы: учебная деятельность с ведущей ролью лекций и семинаров; квазипрофессиональная, воплощающаяся в играх, спецкурсах, спецсеминарах; учебно-профессиональная (НИРС, производственная практика, реальное дипломное и курсовое проектирование). Базовые формы деятельности технологии Этим трем формам деятельности можно сопоставить три обучающие модели: семиотическая, имитационная, социальная

Обучающие модели овладения профессией Семиотическая Содержание: учебные тексты (лекционные, учебные задачи и задания). Присвоение знаний индивидуальное. Единица работы — речевое действие. Имитационная Содержание: модели профессиональных ситуаций. Присвоение знаний через самостоятельное мышление. Единица работы — «профессиональноподобное» действие. Социальная Содержание: проблемные ситуации. Присвоение происходит в совместных формах работы в интерактивных группах. Единица работы — поступки.

Формы: учебная деятельность академического типа; квазипрофессиональная деятельность; учебно-профессиональная деятельность. В качестве переходных от одной базовой формы к другой выступают все остальные формы: лабораторно-практические занятия, имитационное моделирование, разбор конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, спецкурсы и спецсеминары, курсовое проектирование. Контроль: Традиционный; Специфический. Базовые формы деятельности и контроль

Классификация видов контекста в обучении Преподавателю необходимо добиваться дидактически адекватно­го моделирования в учебном процессе предметного и социального содер­жания профессиональной деятельности. Социальный Предметный 1) ценностно-ориентационный 1) производственно-технологический 2) личностный 2) организационно-управленческий 3) должностной 4) учрежденческий

Деловая игра Деловая игра – ведущая форма деятельности данной технологии. Это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида труда. Деловая игра позволяет реализовать функции: формирование у будущих специалистов целостного представ­ления о профессиональной деятельности в ее динамике; приобретение как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и совместных решений; развитие профессионального теоретического и практического мышления; формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.

принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности; принцип совместной деятельности; принцип диалогического общения; принцип двуплановости; принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства. принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Принципы конструирования деловой игры

Выводы Контекстное обучение — обучение, профессионально ориентированное. Все знания при этом даются и изучаются только в контексте с будущей профессиональной деятельностью. Общей основой различных методик становится профессиональный контекст. Нужно подчеркнуть необходимость межпредметных и междисциплинарных преемственных связей. Без этого контекстное обучение теряет смысл. Концепция контекстного обучения продуктивна в профессиональном обучении в разных типах учебных заведений. Технология контекстного обучения предусматривает постоянный контроль и коррективы процесса трансформации учебной деятельности в профессиональную, становления студента как молодого специалиста.

Технология контекстного обучения Выполнил: Шутова М.И., гр. М-8171

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *