что такое кредитная система обучения
Что такое система кредитов (Credits, ECTS)
Смысл этой системы состоит в том, что студенты теперь более не сдают общепринятую сессию, а получают «кредиты» по итогам своей работы за учебный год. То есть критериями оценки для преподавателей является количество часов по предмету в неделю как лекционных, так и практических, а также время самоподготовки студента. Кредиты в ECTS могут быть получены только после выполнения необходимой работы, и получения соответствующей оценки достигнутых результатов обучения.
За успешную сдачу предмета студент получает то количество «кредитов», которыми этот предмет оценён. Согласно системе, за год обучения в вузе студенту необходимо набрать 60 кредитов, т.е. по 30 кредитов за семестр (полгода).
В общем, нагрузка студента по программе во многих странах Европы равна примерно 1500-1800 часам в год, и в этих случаях один кредит равен примерно 25-30 рабочим часам, в которые входит все компоненты учебной программы: такие, как посещаемость, самоподготовка, практические и теоретические занятия, практика, подготовка к дипломным работам, специальные курсы и прочее.
Но существует и другие стандарты получения кредитов, если студент учится по обмену. Например, в рамках обменной программы в Испании, представленной компанией РЕКТОР, один «кредит» равен 10 рабочим часам.
Таким образом, когда необходимое количество «кредитов» набрано, каждый предмет в конце года будет заканчиваться экзаменом и студент будет получать оценки типа А, B, C, D, E, F.
Дело в том, что внедренная система кредитов ECTS упрощает отслеживание компетентности студентов и сближает национальные образовательные программы. А в рамках Евросоюза – это очень удобно, так как есть общепринятый стандарт, по которому вузы разных стран могут оценить свои образовательные программы. Также система ECTS заметно облегчает переход из одного европейского ВУЗа в другой.
В студенческой среде еще нет сформировавшегося отношения к этой масштабной реформе образования. В целом же ECTS считается одной из наиболее эффективных систем.
Образовательные кредиты под 3%: что изменилось с 25 августа 2020 года
25 августа изменились условия предоставления льготных кредитов на оплату образования. Теперь кредит с господдержкой выдают под 3% годовых, а проценты по нему можно не платить еще 9 месяцев после окончания учебы. Срок погашения таких кредитов продлили на 5 лет.
Программа уже работает с учетом изменений, а поправки коснутся даже ранее выданных кредитов. Если учитесь платно, самое время разобраться в условиях нового постановления правительства. Это шанс сэкономить на оплате образования: часть денег банку за вас заплатит государство.
О каких кредитах речь
В России есть программа льготных образовательных кредитов. Какое-то время их не выдавали по техническим причинам, но потом снова начали. Правда, взять такой кредит можно только в Сбербанке.
По этой программе банк выдает студенту деньги под льготный процент, а разницу в доходах банку компенсирует государство. Студент сначала платит только проценты, а когда заканчивает учиться и устраивается на работу, начинает вносить платежи в счет основного долга. И может делать это несколько лет.
В июне на совещании по вопросам образования президент поручил сделать такие кредиты доступнее: ставка 9% все равно была слишком высокой для студентов, а трехмесячный льготный период после окончания учебы — слишком коротким для устройства на работу и получения нормального дохода.
И вот правительство изменило условия образовательных кредитов — они уже заработали в новой редакции.
Кто может взять льготный кредит на образование
Вот основные требования к заемщикам:
Подтверждать доходы для льготного кредита необязательно: платежеспособность студента формально не влияет на возможность получить кредит. Студенту может быть 18 лет, он может еще нигде не работать.
На каких условиях выдают такие кредиты
Теперь, с учетом изменений от 25 августа, условия такие:
За льготным кредитом на образование нельзя обратиться в любой банк. Субсидию получают только те кредиторы, что участвуют в программе и заключили специальное соглашение. Его точно заключил Сбербанк, в других банках внимательно изучайте условия: кредит может называться образовательным, но, возможно, господдержка тут ни при чем и никаких льготных периодов не будет.
Как погашать льготный кредит на образование
У образовательного кредита с господдержкой льготы распространяются не только на ставку, но и на порядок выплаты. Пока студент учится и ищет работу, он не погашает основной долг, а проценты платит частично.
Студенты платят так:
Например, стоимость обучения составляет 80 000 Р в год. Студент берет кредит на пять лет обучения. Вот какими будут его ежемесячные платежи:
Условия обычных потребительских кредитов не сравнятся с льготными. Кажется, Россия и правда готова поддержать тех, кто хочет учиться, но не смог поступить на бюджет.
Если образовательный кредит выдан до 25 августа
В постановлении написано, что новые условия действуют и для кредитов, которые были оформлены ранее. Чтобы изменить ставку и расчет льготного периода, нужно обратиться в банк. В любом случае учитывайте, что даже по давно оформленным кредитам период погашения будет дольше на 5 лет.
Что еще нужно знать о льготном кредите на образование
Студентам и их родителям нужно учитывать такие нюансы:
Информационно-аналитический журнал
УГТУ-УПИ о кредитно-модульной системе как инструменте обеспечения академической мобильности, проблемах внедрения и методиках расчета.
«Кредиты доверия»
ECTS как инструмент обеспечения академической и профессиональной мобильности
|
|
Перемены, которые произошли за последние десятилетия в системе высшего образования европейских стран, не могли не затронуть и Россию. Изменились подходы к разработке основных образовательных программ и результатам их освоения, формы и методы обучения, методы внутренней и внешней экспертизы качества образования и т.д. Новые цели и задачи систем образования формировались в результате значительных социально-экономических изменений. При этом, как показал опыт, возникли препятствия, связанные с недостатком ресурсов и механизмов реализации образовательных реформ. Тем не менее, к концу ХХ века в странах Европы преобразования в той или иной степени были практически завершены: реализуется уровневая система подготовки, применяется система зачетных единиц (European Credit Transfer and Accumulation System – ECTS), решается проблема взаимного признания квалификаций.
Решение задач, связанных с формированием общеевропейского пространства высшего образования и закреплением за европейской высшей школой ведущих позиций в мире, во многом связывают с Болонским процессом, который в содержательном плане представляет собой основные направления деятельности по созданию общеевропейского ареала высшего образования, по более тщательной стыковке существующих систем высшего образования в условиях общеполитического и экономического формирования единой Европы. При этом не предусматривается унификация существующих систем образования. Речь идет о координированном взаимодействии при условии сохранения высокого уровня качества.
Объективные причины, послужившие посылом к проведению преобразований, не идентичны для европейского пространства и для России, но суть их едина: новые требования, новые «вызовы времени», связанные с изменением потребностей рынка труда, изменением роли научных исследований, повышением значимости «обучения в течение всей жизни» и другими тенденциями развития экономики и человеческих ресурсов.
В российских вузах внедрение системы зачетных единиц до настоящего времени проводилось в экспериментальном порядке. На этапе зарождения ECTS эта система рассматривалась только как инструмент обеспечения мобильности студентов (дословно: «система перезачета или перевода кредитов»). Сегодня эта система неразрывно связывается с обучением в течение всей жизни, это «студентоцентрированная» система, основанная на трудозатратах студента, требуемых для достижения целей программы обучения.
«В отчете рабочих групп по Болонскому процессу, представленном на конференции министров в Левене в апреле 2009 года, дана оценка достижений странучастниц по различным направлениям деятельности. Россия, в частности, получила не самый высокий балл (3 из возможных 5) по внедрению ECTS и приложения к диплому. Один из проблемных аспектов применения ECTS на практике – использование различных методик расчета кредитов ECTS».
Введение системы зачетных единиц требует на первом этапе перевода существующих в программе обучения объемов часов аудиторной и самостоятельной работы в зачетные единицы, которые можно было бы сопоставить с ECTS без внесения изменений в организацию учебного процесса.
Рассмотрим кратко основные принципы распределения кредитов в ECTS.
Информационный пакет, или каталог курсов (Course Catalogue) – один из важнейших документов ECTS, с помощью которого программы обучения становятся «прозрачными» и для студентов, желающих обучаться в вузе, и для преподавателей и администраторов, принимающих непосредственное участие в планировании, организации, обеспечении и совершенствовании образовательных программ.
Информационный пакет – это руководство не только и не столько для студентов, которые озабочены вопросами «мобильности», но в большей мере – для всех студентов вуза (факультета), а также абитуриентов. Представленная в пакете информация позволяет абитуриентам сделать выбор в пользу конкретного вуза, факультета, образовательной программы, а студентам – наиболее полно представить все возможности своего образования, в том числе осуществить выбор индивидуальной образовательной траектории.
Если в Европе система зачетных единиц используется для планирования образовательной программы, корректировки ее содержания, для индивидуально ориентированной организации учебного процесса, то в России ее использование (пока) связано только с пересчетом действующих учебных планов. При этом единой методики пересчета не существует.
Рассмотрим основные методики, используемые российскими вузами для пересчета привычных академических часов в «зачетные единицы трудоемкости».
«Если в Европе система зачетных единиц используется для планирования образовательной программы, корректировки ее содержания, для индивидуально ориентированной организации учебного процесса, то в России ее использование (пока) связано только с пересчетом действующих учебных планов».
Достаточно проста и логична методика, разработанная Министерством образования РФ и рекомендованная для использования вузами в 2002 году. Суть ее сводится к простому делению общей трудоемкости на 36. Один экзамен приравнивается к одной зачетной единице, недельный объем нагрузки (учебной, практики, итоговой аттестации) – к 1,5 зачетным единицам.
Известен также «долевой метод» расчета, при котором определяется удельный вес каждой дисциплины в общей нагрузке, и кредиты распределяются пропорционально из расчета 30 зачетных единиц в семестр или 60 в год. Данный метод использовался и при расчете зачетных единиц для учебных планов специальностей Уральского государственного технического университета – УПИ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, студенты которых участвовали в программах обменов по проекту «TEMPUS» в 1996-1999 годах, наряду со студентами и преподавателями еще нескольких вузов Екатеринбурга. (Планы с указанием ECTS приведены в информационном пакете, изданном в рамках проекта.)
В отчете рабочих групп по Болонскому процессу, представленном на конференции министров в Левене в апреле 2009 года, дана оценка достижений стран-участниц по различным направлениям деятельности. Россия, в частности, получила не самый высокий балл (3 из возможных 5) по внедрению ECTS и приложения к диплому. Один из проблемных аспектов применения ECTS на практике – использование различных методик расчета кредитов ECTS.
При использовании системы зачетных единиц необходимо планировать общую трудоемкость дисциплин, предметных и междисциплинарных модулей, «наполняя» внеаудиторную часть учебного времени различными видами самостоятельной работы студентов. При этом в качестве отправной точки планирования времени на самостоятельную работу студентов должны быть нормы времени, разрабатываемые и регулярно пересматриваемые вузом. Например, в УГТУ – УПИ действует приказ «О планировании самостоятельной работы студентов», который структурирует все виды аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов и предписывает учитывать принятые в вузе нормы времени на выполнение отдельных видов самостоятельной работы.
Теперь несколько слов о мобильности студентов и преподавателей. Как отметил Президент России Д.А. Медведев: «Мы не можем бесконечно вариться в собственном соку даже при самом глубоком уважении к нашей научной и образовательной школе… Мобильность должна присутствовать на всех направлениях». Решение этой задачи лежит в нескольких плоскостях: возможность свободного перемещения для реализации траектории обучения, коммуникативные навыки, владение иностранными языками, согласование учебных планов и академическое признание результатов обучения в другом вузе.
С точки зрения академического признания результатов обучения в другом вузе, подходы до настоящего времени были различными.
– схожие или близкие по содержанию и уровню образовательные программы в двух вузах, что встречается крайне редко;
– признание «как есть» всего периода обучения в другом вузе, даже при существенной разнице программ обучения. Это означает полное ДОВЕРИЕ.
Учитывая вышесказанное, отметим, что программы мобильности наиболее эффективно реализуются в рамках совместных проектов, когда на уровне вузов проявляется активный интерес к проведению этих программ, а также имеются все необходимые ресурсы, в том числе финансовые.
Напрашивается вывод, что единство образовательного процесса – это не унификация, а прозрачность (понятность) образовательных систем разных стран по отношению друг к другу. Полная прозрачность может быть достигнута при наличии единой системы уровней образования; единого перечня образовательных программ и соотносимых с ними академических степеней и квалификаций; единых принципов контроля содержания образования, то есть оценки приобретенных компетенций.
Унифицированный (прозрачный) способ приобретения компетенций возможен при модульной структуре учебных программ, а унифицированная оценка сроков обучения – при подсчете трудоемкости учебных программ в кредитных (зачетных) единицах.
С введением ФГОС, которые предоставляют большую свободу вузам в формировании содержания образования, проблема согласования программ студенческой мобильности должна быть рассмотрена в несколько другом ракурсе. Согласование программ студенческой мобильности будет состоять, скорее, не в том, чтобы сопоставить перечень и трудоемкость изучаемых дисциплин, а в том, чтобы выявить планируемые результаты обучения, то есть компетенции, которые сможет получить студент за период обучения. При использовании системы зачетных единиц, например, ECTS, проблема оценки трудоемкости периода обучения отпадает, поскольку эта система предусматривает 60 кредитов в год.
Хочется также отметить, что большинство аспектов, затрагиваемых в данной статье, находит свое отражение в Стандартах и директивах
ENQA (European Network for Quality Assurance in Higher Education – Европейская сеть гарантии качества в высшем образовании).
В частности, в разделе 1.2. «Утверждение, мониторинг и периодическое рецензирование программ и квалификаций» говорится о том, что «доверие студентов и других заинтересованных сторон к высшему образованию необходимо установить и поддерживать с помощью качественных услуг, которые гарантируют, что программы составлены в соответствии с требованиями, проходят периодическое рецензирование и являются востребованными», а также «гарантия качества программ и квалификаций должна включать разработку и публикацию ожидаемых результатов обучения; ; официальные процедуры по утверждению программ вышестоящими органами; ; периодическое рецензирование программ (включая внешнюю экспертизу)».
В разделе 1.4. «Гарантия качества и компетентности преподавательского состава» идет речь непосредственно о компетентности преподавателя.
В разделе 1.5. «Ресурсы обучения и система поддержка студентов» говорится о ресурсном обеспечении образовательной деятельности.
В разделах 1.6. «Система информирования» и 1.7. «Информирование общественности» находят свое отражение общие вопросы информирования как внутреннего потребителя, так и внешнего.
Таким образом, использование кредитно-модульной системы обучения, связанной с системой качества образовательного учреждения – обеспечивает гарантии качества.
Европейская система накопления баллов (ECTS)
Студенты зарубежных ВУЗов кроме оценок получают зачетные единицы — кредиты. Кредитные системы для университетов были созданы для повышения академической мобильности и точной оценки трудозатрат для изучения дисциплины и уже несколько лет служат основой образовательного процесса во многих странах.
Кредитные формы обучения за рубежом
В университетах ЕС, Великобритании и США используют кредитные системы для определения качества и трудоемкости учебной программы. За каждый предмет студентам начисляют баллы, с которыми можно легко переводиться из одного университета в другой, участвовать в программах обмена и не нужно подтверждать диплом для работы в других странах.
Количество кредитов рассчитывают по времени, затраченному на освоение предмета, и в каждой системе свои величины. Но так как везде за основу берут часы, их можно легко конвертировать.
Кредитная система | Страны-участницы | Кол-во ак. часов для 1 кредита | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
SCH (Американская система) | Страны ЕС и ЕАСТ, Албания, Босния и Герцеговина, Черногория, Северная Македония, Сербия, Турция, Украина, Грузия |
1 рейтинг | 2 рейтинг | Оценка за экзамен | Баллы | Буквы | Проценты | По пятибалльной шкале |
30-28,5 | 30-28,5 | 40-38 | 4,0 | A | 95-100 | Отлично |
28,4-27 | 28,4-27 | 37,9-36 | 3,67 | A- | 90-94 | |
26,9-25,5 | 26,9-25,5 | 35,9-34 | 3,33 | B+ | 85-89 | Хорошо |
25,4-24 | 25,4-24 | 33,9-32 | 3,0 | B | 80-84 | |
23,9-22,5 | 23,9-22,5 | 31,9-30 | 2,67 | B- | 75-79 | |
22,4-21 | 22,4-21 | 29,9-28 | 2,33 | C+ | 70-74 | Удовлетворительно |
20,9-19,5 | 20,9-19,5 | 27,9-26 | 2,0 | C | 65-69 | |
19,4-18 | 19,4-18 | 25,9-24 | 1,67 | C- | 60-64 | |
17,9-16,5 | 17,9-16,5 | 23,9-22 | 1,33 | D+ | 55-59 | |
16,4-15 | 16,4-15 | 21,9-20 | 1,0 | D | 50-54 | |
14,9-0 | 14,9-0 | 19,9-0 | F | 0-49 | Неудовлетворительно |
Согласно Правилам организации учебного процесса по кредитной системе обучения, каждые 15 академических часов аудиторной работы сопровождаются 30 часами самостоятельной работы студентов. По мнению казахстанских ученых (Ревский А.Д., Абдыгапарова С.Б., Ахметова Г.К. и др.) именно самостоятельная работа является основным преимуществом кредитной системы. Свободный выбор предметов, преподавателей, расписания дает студентам возможность быть независимыми, активными, мобильными, планировать и осуществлять свою образовательную деятельность, так как им удобно. Если в девяностые годы двадцатого века традиционным считалось называть новую систему обучения кредитной системой, то в двадцать первом веке наибольшее распространение получил термин «кредитная технология».
Выделяют следующие преимущества кредитной технологии обучения:
— высокая степень академической свободы;
— самостоятельный характер учебной деятельности студентов;
— развивающий стиль обучающей деятельности преподавателя;
— самостоятельная поисковая учебная деятельность студентов;
— инновационное содержание образовательных программ;
— расширение объема вузовского компонента образовательных программ;
— увеличение удельного веса активных, проблемно-стимулирующих, интерактивных методов обучения;
— преобладание практических форм проведения занятий;
— систематический, пошаговый контроль учебной работы студентов;
— продуктивный, исследовательский уровень усвоения знаний;
— диверсификация содержания и сроков освоения образовательных программ;
— совместимость с любой национальной образовательной системой;
— возможность международного зачетного перевода.
Преимущества кредитной технологии обучения очевидны как для преподавателей и студентов, так и для учебного заведения в целом. Для студентов существенными преимуществами являются:
— свободный выбор предметов, преподавателей и расписания;
— накопительная система оценок, т.е. возможность оценивать свои знания в ходе процесса обучения, а не после завершения изучения дисциплины;
— расширенные возможности коммуникации, навыки быстрой адаптации к новой обстановке, общения и обмена информацией;
— конфиденциальность сведений о оценках, количестве набранных кредитов, обеспеченная присвоением идентификационного номера, который знает только его обладатель.
Преподаватели также немало выигрывают от кредитной технологии:
— заинтересованность студентов в предмете – намного облегчает работу преподавателя;
— четко градуированная система оценок позволяет справедливо и объективно оценить успеваемость студента;
— возможность оперативно получать обратную связь от студентов, опираться на их мнения и рекомендации по ведению предмета.
Что касается самого учебного заведения, то введение кредитной технологии добавляет заметную долю гибкости в реагировании на запросы рынка труда и потребителей образовательных услуг. В отличие от традиционного университета, где учебный план мог оставаться постоянным на протяжении 10-15 лет, университет нового образца имеет возможность изменять перечень преподаваемых дисциплин достаточно оперативно, ориентируясь на спрос на ту или иную специальность на рынке труда. При системе свободного расписания со свободным выбором предметов, очень легко определить, что именно интересует студентов.
Введение кредитной технологии обучения в Казахстане открыло казахстанским студентам двери в мировое образовательное пространство, что стало обусловлено признанием отечественных квалификаций, ступеней образования и академических степеней, конвертируемостью казахстанских дипломов о высшем образовании в Европейском регионе и правом выпускников на трудоустройство в любой стране, обеспечением академической мобильности студентов и преподавателей, широкими возможностями вузов в реализации программ двудипломного образования.
Что касается недостатков кредитной системы в Казахстане, то они заключаются, в первую очередь, в необеспеченности студентов учебно-методическими материалами, недостаточным числом учебников и пособий для самостоятельной работы. Не менее важной проблемой является неподготовленность студентов к самостоятельной работе, их неумение ориентироваться в потоке информации и адаптироваться к новым условиям обучения. А ведь именно эти факторы определяют сущность и успешность реализации кредитной технологии обучения. И если недостаток методических материалов и отсутствие серьезных исследований, посвященных кредитной системе, проблема сугубо отечественного характера, то неподготовленность студентов к самостоятельной работе вопрос общий для многих вузов мира. Как считают ученые Университета Коуен (Австралия), многие студенты первого года обучения бросают учебу в университете не потому что они плохо учатся, а потому что они не готовы к полной независимости и не могут правильно организовать свою деятельность.
- что такое краффин кулич
- что такое кредитная форма обучения