что такое нартекс в храме

НАРТЕКС

Нартекс (гр. νάρθξ) — притвор храма или внутренняя закрытая, паперть-вестибюль, расположенный между атриумом (если он был) и наосом византийского храма.

Изначально нартекс служил для тех категорий молящихся, которые не могли молиться в церкви, как то оглашенные (готовящиеся к принятию крещения), отлученные от церковного общения и пр.

В IV-VI вв. нартекс — большой продолговатый зал, в котором проходила подготовка к входу в храм. В IX веке нартекс был пропорционально уменьшен в размере, но число его функций, включая крещение и отпевание усопших, было увеличено. В XII-XIV вв. нартекс часто служил местом проведения церковных соборов. Не каждая византийская церковь имела нартекс. Иногда нартекс добавлялся к уже существующей церкви, а иногда перед первым добавлялся второй; так было в монастырских церквях XI в. В таких случаях внутренние нартексы упоминаются как эсо или эндонартексы.

Экзонартекс — внешняя открытая паперть. В раннее время отделялась от атриума оконными или дверными проемами, но без дверей и окон. Основная функция экзонартекса — связь улицы и атриума храма (Уваровская базилика Херсонеса). Практически исчезает в VII-IX вв. Однако в постиконоборческое время большие экзонартексы начинают пристраивать к некоторым городским греческим и малоазийским храмам. В некоторых храмах такие экзонартексы продолжают использовать до сих пор.

В византийских и древнерусских храмах нартекс служил для совершения различных вспомогательных богослужений, здесь собиралась процессия перед входом в храм, совершалась лития, крещение, а также некоторые другие богослужения, в том числе и заупокойные молитвы.

Источник

Храм и его устройство

что такое нартекс в храме. Смотреть фото что такое нартекс в храме. Смотреть картинку что такое нартекс в храме. Картинка про что такое нартекс в храме. Фото что такое нартекс в храме

Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть. В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день. Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.

Из притвора проход ведет в среднюю часть, где во время богослужения располагаются молящиеся.

Алтарь обычно отделен от средней части храма иконостасом. Иконостас состоит из многих икон. Справа от царских врат — икона Спасителя, слева — Богородицы. Справа от образа Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона праздника или святого, которому посвящен храм. На боковых дверях иконостаса изображают Архангелов, или первых диаконов Стефана и Филиппа, или первосвященника Аарона и Моисея. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Полный иконостас имеет пять рядов. Первый называется местным: в нем кроме икон Спасителя и Богородицы помещаются обычно храмовая икона и местночтимые образа. Над местным расположен праздничный ряд икон: здесь помещены иконы главных церковных праздников. Следующий ряд имеет название деисис, что значит «моление». В центре его располагается икона Спаса Вседержителя, справа от нее — образ Богородицы, слева — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Они изображаются обращенными к Спасителю, предстоящими Ему с молитвой (от этого и название ряда). За образами Богородицы и Предтечи следуют иконы святых апостолов (поэтому другое название этого ряда — апостольский). В деисисе иногда изображают святителей и Архангелов. В четвертом ряду — иконы святых пророков, в пятом — святых праотцев, то есть предков Спасителя по плоти. Венчается иконостас крестом.

Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.

Алтарь — место особое, святое, главное. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.

Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.

Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — Престол, на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.

За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.

В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.

В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.

Подробно о назначении священных сосудов будет рассказано позже.

Еще один алтарный предмет — кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола). Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.

[1] Несколько практических рекомендаций: устройство храма — его части, предметы, иконостас — лучше всего изучать с детьми наглядно. Почти все церковные школы находятся при храмах, поэтому никто не мешает во время, свободное от службы, благословившись у настоятеля, провести экскурсию по храму и обозреть его от притвора со свечным ящиком до иконостаса. Если воскресная школа или гимназия расположены не очень близко к храму, не беда: детям всегда интереснее прогуляться, чем сидеть за партой. Очень неплохо договориться с алтарником и показать детям священнические облачения и объяснить, как они называются. Можно попросить осмотреть помещение для крещения и крестильную купель. О святых и о церковных праздниках лучше всего беседовать тоже в храме, показывая детям соответствующие иконы. Родители, чьи чада не посещают церковную школу, могут привести их в храм после службы и тихонечко рассказать о нем, об иконах. Чтобы избежать недоразумений, лучше перед этим испросить разрешения у священнослужителей или дежурных по храму.

[2] О христианских мучениках см. на с. 350–359. (2 ф., с. 15-20)

Источник

НАРТЕКС

Нартекс (гр. νάρθξ) — притвор храма или внутренняя закрытая, паперть-вестибюль, расположенный между атриумом (если он был) и наосом византийского храма.

Изначально нартекс служил для тех категорий молящихся, которые не могли молиться в церкви, как то оглашенные (готовящиеся к принятию крещения), отлученные от церковного общения и пр.

В IV-VI вв. нартекс — большой продолговатый зал, в котором проходила подготовка к входу в храм. В IX веке нартекс был пропорционально уменьшен в размере, но число его функций, включая крещение и отпевание усопших, было увеличено. В XII-XIV вв. нартекс часто служил местом проведения церковных соборов. Не каждая византийская церковь имела нартекс. Иногда нартекс добавлялся к уже существующей церкви, а иногда перед первым добавлялся второй; так было в монастырских церквях XI в. В таких случаях внутренние нартексы упоминаются как эсо или эндонартексы.

Экзонартекс — внешняя открытая паперть. В раннее время отделялась от атриума оконными или дверными проемами, но без дверей и окон. Основная функция экзонартекса — связь улицы и атриума храма (Уваровская базилика Херсонеса). Практически исчезает в VII-IX вв. Однако в постиконоборческое время большие экзонартексы начинают пристраивать к некоторым городским греческим и малоазийским храмам. В некоторых храмах такие экзонартексы продолжают использовать до сих пор.

В византийских и древнерусских храмах нартекс служил для совершения различных вспомогательных богослужений, здесь собиралась процессия перед входом в храм, совершалась лития, крещение, а также некоторые другие богослужения, в том числе и заупокойные молитвы.

Источник

Что такое нартекс?

что такое нартекс в храме. Смотреть фото что такое нартекс в храме. Смотреть картинку что такое нартекс в храме. Картинка про что такое нартекс в храме. Фото что такое нартекс в храме

В нашем восприятии на слух византийского произношения это греческое слово «нартекс» звучит как «нарфик». Оно обозначает один из элементов церковного здания. Термин этот вынырнул из плохо документированных веков первоначального, еще подвергавшегося гонениям христианства. Этимология его не была ясна уже авторам юстиниановской эпохи (VI в.). В самом деле, почему место в храме, где в те далекие века было положено во время богослужения находиться «оглашенным» (слово это будет разъяснено ниже) и кающимся, получило название одного из видов травянистых растении семейства зонтичных, в современной ботанической номенклатуре именуемого по-латыни ferula communis (ферула коммунис)?

Ведь в то время было вполне достаточно архитектурных терминов, которые, казалось бы, передают то же самое значение этого архитектурного элемента, — например, «предхрамие», «вестибюль». Но сам термин и архитектурный элемент просуществовал в христианской и, прежде всего, в православной, церкви около двух тысяч лет, вплоть до того времени, когда уже отошли в прошлое строгие предписания оглашенным покидать церковь во время так называемой литургии верных, к тому же — в тех географических районах, где никто не представляет себе, что это такое, «ферула коммунис».

Обратимся к растению. Оно занимало немало ключевых позиции в материальной и духовной культуре как языческой, так и христианском античности. Трех-, четырех- или даже пятиметровые кусты «укропа» предпочитают средиземноморский климат и селятся в лесах и скалистых местностях по берегам Средиземного моря. Благодаря графически четкому и приятному силуэту нартекса любители паркового искусства и до настоящего времени украшают им свои парки. Стебель нартекса толстый, из плотной древесины, полость его заполнена белой сердцевиной, которая легко загорается, но сгорает медленно.

Потому-то Прометей прихватил с собой на Олимп посох именно из нартекса и спрятал в нем похищенный из кузницы Гефеста (или от молнии Зевса, или из колесницы Гелиоса) небесный огонь. Этот способ транспортировки огня на дальние расстояния используют пастухи средиземноморских стран и по сей день. Из нартекса были сделаны скипетры египетских фараонов и византийских императоров, так же, как и посохи — символы папской и епископской власти. Они так и назывались — нартекс.

В эпоху античности нартекс был связан с культом Диониса (Вакха), который совершал свои многочисленные путешествия с тирсом (посохом, жезлом). Его спутники, сатиры и менады поколачивали друг друга нартексовыми тирсами во время вакхических обрядов. Причем, удары эти были столь же эффектны и столь же безболезненны как удары цирковых бутафорских дубинок. Нартековая ветвь, особенно под латинским названием ферула, служила последним аргументом учителя в споре его с учеником на тему учиться или не учиться. Разумеется «печальная ферула», как называли ее поэты, была куда легче отечественной розги.

Из высушенных стеблей нартекса в античности изготовлялись прочные футляры для хранения различных ценных предметов, целебных и ароматических мазей, драгоценных папирусных манускриптов и т. п. Футляры могли делаться из другого материала, но «под нартекс» и назывались нартексами. В таком нартексе из слоновой кости (это был трофей из коллекции царя Персии Дария) Александр Македонский возил с собой во все походы и хранил вместе с кинжалом под подушкой экземпляр «Илиады» Гомера, отредактированный для него Аристотелем. Этот факт остался в памяти поколений в выражении «Илиада» из «нартекса».

Почти все части растения применялись как целебное средство, а посоленные и другими способами приготовленные листья употреблялись в пищу. Некоторые комментаторы считают, что интересующий нас конструктивный элемент церковного здания получил название по сходству с футляром из нартекса, поскольку он такой же длинный, узкий и темный, вдоль всей западной стены храма. Другие же — что в этом помещении за кающимися, оглашенными и бесноватыми присматривал диакон, у которого в качестве пастырского знака, символа церковной юрисдикции, был нартековый жезл.

В русской церкви нартекс называют притвором. В ряду синонимов этого слова — предхрамие, передняя, паперть, церковные сени. По смыслу слово «притвор» следует, судя по всему, считать — в свою очередь — синонимом слова «придел», обозначающего дополнительный алтарь (можно сказать — дополнительный храм), пристроенный, приделанный (как правило, справа или слева) к основному храму с главным алтарем. Правда, в отличие от приделов, в притворах нет престолов, хотя и в притворах совершаются некоторые службы и обряды. Возможно, впрочем, что русское название «нартекса» — притвор, происходит от глагола «притворять» (например, дверь), что имело существенное значение в суровом российском климате.

Нартекс, или притвор — преддверие Церкви, это своего рода подступ к сообществу единоверцев, место, предназначенное для тех, кто возымел желание стать «чадом Церкви», для тех, кого готовят (или уже приготовили) к принятию крещения, кого обучают (или уже обучили) основам христианского исповедания. Обучили в устных собеседованиях, иначе говоря — голосом, то есть «огласили». Вот отсюда и слово «оглашенный».

Историки церкви свидетельствуют, что первый опыт организованного обучения основам новой веры предпринят был на заре христианства — еще в I веке, в Александрии евангелистом Марком, основавшим в этом знаменитом средиземноморском городе Огласительное (Александрийское) училище. Такие школы стали возникать при епископских кафедрах — и «для первоначального наставления и оглашения в вере обращающихся в христианство», и для подготовки «огласителей», как бы мы теперь сказали, преподавательских кадров.

Учебное заведение в Александрии достигло высшего расцвета при Оригене (ок. 185 — 253— 254), теологе, философе, филологе, и просуществовало до V века. Можно сказать, что миллионы людей стали ныне «оглашаемыми». За отсутствием у нас Александрийской школы и недостатком наставников, равных Оригену, приобщение к основам религии идет сплошь и рядом стихийно, бессистемно, поверхностно, а часто просто безграмотно. «Оглашаемые» сегодня стали мы и в буквальном смысле этого реликтового церковного термина, ибо воспринимаем богословскую премудрость «на слух» (и через печатное слово. ). Никакой, даже самый просторный нартекс не мог бы вместить и крохотной части современных «оглашаемых». Тем не менее, всех их — и верующих, и неверующих, но движимых живейшим, серьезным интересом к почти уже двухтысячелетнему всемирному христианству, включая «вселенское» православие — можно было бы объединить этим, иносказательно употребленным словом — словом «нартекс»… Конечно, усвоение православно-церковной терминологии, в том числе и этимологический аспект ее — это лишь одна из граней познания, но очень важная, существенная и — к тому же — чрезвычайно интересная грань.

Источник

Притвор

что такое нартекс в храме. Смотреть фото что такое нартекс в храме. Смотреть картинку что такое нартекс в храме. Картинка про что такое нартекс в храме. Фото что такое нартекс в храме

что такое нартекс в храме. Смотреть фото что такое нартекс в храме. Смотреть картинку что такое нартекс в храме. Картинка про что такое нартекс в храме. Фото что такое нартекс в храме

Притво́р — пристройка перед входом в храм (то же, что прона́ос у греков, [1] передняя проходная часть античного храма). Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом.

Происхождение термина обычно выводится из прето́рия (лат. praetorium ) — в Древнем Риме площадка для претора, место для палатки полководца, позже — центральная площадь города, резиденция, загородный дом. Отсюда и произошло древнерусское слово притория, а затем и притвор.

Притвор обычно отличают от на́ртекса (от греч. νάρθηξ — ларчик, шкатулка), последний располагается с западной стороны и изнутри полностью открыт в основной объем храма.

Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии, куда могли входить, кроме иудеев, также и язычники. В притвор христианского храма могли входить не только оглашенные и кающиеся, известные под именем слушающие, но и иудеи (по крайней мере с IV в.), еретики, раскольники и язычники, для слушания слова Божия и поучения. В древности в притворе устраивалась крещальня, то есть купель для крещения.

В древности в русских храмах часто притворов не было вовсе. Это связано с тем, что ко времени принятия Русью христианства в церкви уже строго не отделялись оглашенные, то есть готовящиеся принять крещение, и кающиеся. К этому времени людей уже крестили, как правило, в младенческом возрасте, причём крещение взрослых иностранцев было не так часто, чтобы ради этого делать притворы. Те христиане, которые за греховное поведение или проступки получили церковное наказание — епитимию, стояли некоторую часть церковной службы у западной стены храма или на паперти.

В дальнейшем все же опять возобновилось массовое строительство притворов. Собственное название этой части храма — трапеза, поскольку раньше в ней устраивались угощения для нищих в праздничные дни или дни поминовения усопших. Теперь почти все православные храмы имеют притворы.

В настоящее время по Церковному Уставу они имеют богослужебное значение: здесь совершаются литии во время всенощного бдения, повечерие, полунощница и оглашение, панихиды по усопшим. В притворе даётся женщине очистительная молитва родительнице в 40-й день после родов, без неё невозможно входить в храм. Иногда в притворе, например, в монастырях, устраивается трапеза после литургии, подобно тому, как в древности здесь же, вслед за таинством причащения, для всех верующих приготовлялся ужин или вечеря любви. Дозволяется мирянам приносить в притвор в день Пасхи куличи, сыр и яйца для освящения.

Вход в притвор с улицы устраивается в виде паперти — площадки перед входными дверями, на которую ведёт несколько ступеней.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *