что такое перевернутое обучение определение в педагогике
Перевёрнутое обучение: преимущества и недостатки
Неграмотными людьми XXI века будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться и переучиваться.
(Алвин Тоффлер, американский философ, социолог, писатель).
С каждым годом российское школьное образование обогащается новыми методиками и технологиями. Меняются не только учебные пособия, но и сам принципиальный подход к процессу получения знаний. Не так давно образовательной новинкой стали так называемые «перевёрнутые» классы. Разбираемся: чем отличается урок «наоборот» от обычного, кто придумал совершенно новый подход к обучению и в чем плюсы и минусы подобных занятий.
Принципиально новый подход к процессу обучения пришел к нам благодаря стараниям американских учителей химии Аарону Самсу и Джонатану Бергманну из Woodland Park High School. Преподаватели посчитали, что тратить драгоценное урочное время на объяснение нового материала контрпродуктивно. Гораздо эффективнее будет записать все объяснения новых тем в форме видеолекций и предложить изучение таких роликов в качестве домашнего задания учащимся. Соответственно, практику по новому, заранее изученному материалу школьникам предлагается выполнять уже в стенах родного образовательного учреждения под контролем учителя.
Поясняя принцип новой методики обучения, один из авторов, Аарон Самс, сообщает:
«Когда студенты приходят в аудиторию, они появляются не для того, чтобы узнать новое содержание, они показывают, как применить то, что они узнали дома с помощью видео».
Что требуется от учителя?
Что требуется от ученика?
Плюсы перевёрнутого обучения
Всё наоборот: что такое
«перевернутое обучение»
«Перевернутый класс» — буквальный перевод английского выражения «flipped classroom», что означает «чтение — дома, домашняя работа — в классе».
Эту схему использовал профессор физики Гарвардского университета Эрик Мазур. Он заранее давал студентам материалы лекций, чтобы они самостоятельно познакомились с базовыми терминами и тезисами и пришли на занятие подготовленными. В аудитории профессор выяснял, насколько усвоен материал, какие вопросы разобрать подробнее, что осталось непонятным, и переходил к конкретным практическим задачам.
В традиционной модели обучения студент получает информацию в готовом виде от педагога в вузе и потом разбирается с ней самостоятельно. «Перевернутый класс» дает возможность сначала самому изучить материал в теории. Сторонники метода считают, что это мотивирует студентов самостоятельно анализировать новые знания, искать, проверять и осмысливать информацию за пределами аудитории, чтобы потом разбирать и осваивать на занятии вместе с однокурсниками и преподавателем.
Три модели метода
«Перевернутое обучение» разделяют на три вида.
Классическая модель. Студент предварительно знакомится с теоретическим материалом предстоящего занятия. Это может быть опорный конспект или параграф учебника, презентация, видео- или аудиозапись. В аудитории преподаватель объясняет сложные моменты, отвечает на вопросы, дает практические задания.
Продвинутая модель. Студенты самостоятельно ищут и читают информацию по заданной теме, смотрят видео, слушают аудиолекцию, готовят тезисы для своего выступления перед аудиторией, вопросы для обсуждения. Результаты работы размещают на общем ресурсе, чтобы все могли заранее их посмотреть и лучше подготовиться к занятию. На практике учащиеся обсуждают прочитанное в мини-группах.
Комбинированная модель. Студенты сначала изучают практику, потом теорию. В мини-группах вне аудитории разбирают задачи и решения. На занятии представляют их преподавателю, сравнивают предлагаемые варианты. Затем снова дистанционно изучают теорию.
Как подготовить «перевернутое занятие»
Для «перевернутого класса» преподаватели записывают для студентов видео- или аудиолекции, готовят презентации для самостоятельного изучения. Опытные педагоги предлагают, как использовать эти материалы в учебном процессе. Возьмите эти рекомендации на заметку.
Ожидания и реальность
Поговорим о преимуществах и недостатках «перевернутого обучения» применительно к реалиям российских вузов.
Во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса провели опрос среди студентов 2−3 курсов разных направлений для оценки смешанного обучения. 80% респондентов положительно отнеслись к переходу на новый метод, отметив, что «обучение стало эффективней, так как в нем преобладает самостоятельная работа студента».
«Перевернутый класс» имеет плюсы и минусы. В одном случае метод может быть реализован, в другом — частично и без ожидаемых результатов, а где-то абсолютно не применим. Тем не менее как образовательный прием метод заслуживает внимания с перспективой возможного внедрения в преподавательской практике.
Что такое «перевёрнутый класс» и как эту методику используют в России
Уже несколько лет у продвинутых преподавателей популярна новая методика — «перевёрнутый класс», или flipped classroom. Это не ученики, которые стоят на голове, а одна из моделей смешанного обучения. Дома школьники изучают теорию, а в классе отрабатывают практические навыки и задают вопросы учителю. Мы решили рассказать, кто его придумал и как методику применяют в России.
Кто и зачем придумал «перевёрнутый класс»
Обычно преподаватель на уроках в школе читает лекции, при этом на вопросы и упражнения остаётся совсем немного времени. Как всё это применить на практике, разбираться чаще всего приходится дома самостоятельно. Учёба вращается вокруг классной комнаты, где многим ученикам трудно полноценно усвоить материал.
«Большинство учителей тратят своё время на объяснение материала и доставку знаний, а времени на то, чтобы научить анализировать, оценивать и что-то создавать, тратится мало. „Перевёрнутая модель“ обучения перемещает доставку знаний в личное пространство ученика, а на практические навыки времени тратится больше», — объясняет Джонатан Бергман, один из авторов идеи «перевёрнутого класса».
Одним из адептов и основателей такого подхода можно считать Салмана Хана. Он создал ресурс с краткими видеолекциями по разным дисциплинам, которыми могут пользоваться школьники и студенты по всему миру. Принцип удалённого просмотра краткой лекции, на котором основана вся идея Хана, и лежит в основе «перевёрнутого обучения».
В 2007 году Джонатан Бергман и Аарон Сэмс, учителя химии в средней школе, начали записывать свои лекции на видео, чтобы их могли посмотреть ученики, часто пропускавшие занятия. Это оказалось настолько удобным и эффективным, что они решили и дальше работать в этом направлении. По их словам, изначально они записывали лекции из эгоистических побуждений — мол, на подготовку отдельных уроков для спортсменов, которые пропустили занятия, уходило слишком много времени.
Бергман и Сэмс утверждают, что нельзя назвать создателем кого-то одного из них. Книга Flip Your Classroom: Reaching Every Student in Every Class Every Day, написанная ими в соавторстве, стала базовой для большинства западных педагогов, которые задумывались о том, стоит ли им «перевернуть класс».
Они уделяли много внимание тому, чтобы разобрать заблуждения об их системе. Например, то же видео. Многие ставят во главу угла именно использование видеоматериалов, но Бергман и Сэмс акцентируют внимание, что использование видео — это только способ, как переформатировать урок, а не обязательная составляющая.
Второй аспект — это доступность технологий. Авторы много раз говорили о том, что в 2007 году, когда они начали свой эксперимент, далеко не у всех учеников дома был высокоскоростной интернет. Но они находили другие способы передавать видеоматериалы.
Третий упрёк касался того, что система порочна с точки зрения педагогики. Бергман и Сэмс настаивают, что она не умаляет важности и значимости учителя. Наоборот, она дает учителю возможность поразмышлять, как и чему он учит детей.
Четвертый — перевёрнутая система убивает такую важную домашку! Но нет, создатели уверены, что она делает занятия дома только продуктивнее. Особенно если сравнивать её с ситуацией, когда что-то не дослушавший в классе ребёнок потом дома страдает над заданиями, которые для него слишком сложны.
Почему это работает
«Перевёрнутый класс» позволяет потратить на изучение темы ровно столько времени, сколько нужно, чтобы её понять. Ученик в любой момент может поставить запись лекции на паузу или перемотать назад. Монолог учителя в классе перемотать назад невозможно. Как говорит Джонатан Бергман, «традиционная система образования хочет, чтобы все дети двигались по страницам учебника одновременно, но это невозможно. В „перевёрнутой модели“ те, кто всё понял, просто переходят к следующей теме, а те, кто нет, тратят чуть больше времени на понимание».
Во время классных занятий дети чаще разговаривают с учителем и друг с другом, поскольку вся теория уходит на дом. При этом лекции доступны в любое время. Их можно посмотреть онлайн, даже если ученик долго болеет или не смог быть на уроке. Это же касается и учителей: их график становится более гибким.
Родителям, которые хотят больше знать об учёбе ребёнка, тоже понравится идея «перевёрнутого класса». Им будет легче оценить качество его обучения. Они тоже могут посмотреть лекцию онлайн и помочь лучше подготовиться к занятию. Кроме того, родители видят, как учитель умеет объяснять и насколько это эффективно для их ребёнка.
В чём минусы «перевёрнутого класса»
Как применяют эту методику в России
Ришат Калимуллин, учитель истории и обществознания в селе Новая Малыкла Ульяновской области, участник конкурса «Учитель года», давно использует «перевёрнутый класс». Он рассказал, как изменился этот формат за несколько лет, почему видеолекции и подкасты — вовсе не обязательный атрибут и как ещё можно использовать flipped classroom.
1. «Перевёрнутый класс» надо вводить постепенно
Нужно, чтобы ребята были к нему готовы: нельзя просто взять и вывалить новую тему в те же видеолекции. Скорее всего, это приведёт к тому, что половина класса просто не сделает домашнее задание или не поймёт, что от них требуется.
2. Не обязательно вручную записывать видеолекции
Гораздо полезнее, когда ученики самостоятельно дома изучают тему. Изначально передо мной стояла задача — научить их знакомиться с историей в первозданном виде, а не только с помощью адаптированных текстов в учебниках.
В сельской школе трудно получить доступ к первоисточникам: здесь сложно посетить музеи, научные центры и крупные библиотеки. Поэтому я давал детям ссылку на Президентскую библиотеку имени Б. Н. Ельцина, там достаточно много неадаптированных книг. Им нужно было получить из этих первоисточников сведения, которые можно использовать на уроках.
В качестве теории я часто даю видеолекции известных учёных или учителей. Главное, чтобы это был не просто пассивный просмотр. Я стараюсь придумывать такие задания, чтобы ребята могли задать друг другу вопросы.
3. Мотивация у учеников появится не сразу
Это творческая работа, а не просто то, что они услышали на уроке и сразу же смогли использовать в задании. Для начала надо давать интересные темы, которые вроде бы нестандартны, но всё равно позволяют получить какую-то информацию. Например, я предлагал ученикам посмотреть видеолекции с интересными фактами о правителях. Причём не обязательно про политику, а, например, про их личную жизнь или происхождение.
Сейчас можно делать тесты или текстовые задания, которые проверяются автоматически. Это очень удобно и нравится детям. Они могут в любое время прорешать этот тест, посмотреть на результат, увидеть правильные ответы и свои ошибки. Я создал единую сеть, куда ученики могут загружать свои задания, а я — устанавливать дедлайны и проверять. Это тоже хорошо работает.
4. Учебник остаётся источником информации
Несмотря на то что я стараюсь давать дополнительные материалы или первоисточники, на уроке я работаю с учебником. Это важно, потому что ученики видят, как эти темы преподносятся современными историками. Учебник — квинтэссенция того, что происходит сейчас.
Он адаптирован под тот минимум, который нужно знать, а ещё под возраст школьников. Когда ученики поймут, что история и обществознание — это не скучно, у них будет мотивация. Тогда уже можно давать теорию на дом.
Есть такие примеры, когда от учебника полностью отходили в рамках «перевёрнутого класса» или какие-то параграфы из учебника изучали дома. Обычно это либо уже структурированная учителем информация, либо видеолекции по материалам учебника.
5. Доступ к ресурсам в России есть у всех
Есть такое заблуждение, что в сёлах живут как в каменном веке и там нет цивилизации. Такая проблема действительно существовала пять лет назад: когда я начинал внедрять эту методику, бывало, что у кого-то не было возможности выйти в интернет. Тогда я передавал информацию на флешках. Но сейчас это не проблема, а, наоборот, одна из возможностей для сельских ребят быть на уровне с городскими. Сейчас неравенство в доступе к образовательным ресурсам сильно сократилось. И будет сокращаться дальше.
6. «Перевёрнутый класс» — это не панацея
Как и у любого метода обучения, у него есть свои плюсы и минусы. Учитель должен продумывать, насколько та или иная тема важна в курсе, насколько эти знания можно «перевернуть». Есть некоторые темы, которые для этого просто не подходят.
От обычной классной системы полностью уйти нельзя. Всё зависит от того, что учитель видит в «перевёрнутом» обучении. Если содержательно ваши уроки от этого ничем не дополняются, то большой пользы от «перевёрнутого класса» просто нет.
“Перевёрнутое обучение” – активная форма обучения
Что такое “перевернутое обучение”, “перевернутый класс”, Flipped Classroom?
На протяжении нескольких лет психологи и ученые из разных областей все чаще говорят о том, что лекция является одной из самых неэффективных форм обучения. Как правило, во время лекции усваивается не более 15-20% информации. А чего еще можно ждать от пассивного слушания?
Самая доступная и простая формулировка прозвучит так:
перевёрнутое обучение (flipped learning) — это форма смешанного обучения, которая позволяет «перевернуть» обучение следующим образом:
Эту форму часто сравнивают с решением домашнего задания в классе (отсюда и метафора «перевернутого класса»).
Авторами технологии «Перевернутое обучение» считаются учителей химии Аарон Самс и Джонатан Бергманн (США). В 2008 году они стали записывать видеоролики со своими лекциями и предлагать их своим ученикам для домашней проработки. В своей книге «Перевернутое обучение или как достучаться к каждому ученику на уроке» они рассказывают об особенностях этой технологии и ее возможностях.
В 2010 году Clintondale High School в г. Детройте, США, стала первой «перевернутой школой», то есть полностью перешла на принцип «перевернутого обучения».
Среди популярных форм классной работы в такой модели – выполнение упражнений, дискуссии и презентация проектов. Таким образом, на уроке акцент смещается от обзорного знакомства с новой темой в сторону ее совместного изучения и исследования.
Видеолекции часто рассматриваются как ключевой компонент в перевернутом подходе.
Во время учебных занятий роль преподавателя – выступать тренером или консультантом, поощряя студентов на самостоятельные исследования и совместную работу.
Вопросы, возникающие у учеников во время просмотра подготовленных роликов, становятся хорошим стимулом развития познавательной активности. При этом время урока уходит не на запоминание материала, а на более глубокое понимание и анализ. Отсутствие необходимости донести информацию всему классу позволяет учителю больше внимания уделять отдельным ученикам или небольшим группкам в том случае, если у них возникли проблемы с пониманием.
Как это работает?
Не существует единой модели перевернутого обучения – термин широко используется для описания структуры практически любых занятий, которые строятся на просмотре предварительно записанных лекций с последующим их обсуждением непосредственно в классе.
Некоторые из последователей участвуют в развитии и совершенствовании этой модели. Так, например, Брайан Бенетт, используя концепцию «перевёрнутого класса», пришел к выводу, что в классной работе необходимо учитывать особенности детей:
На основе подобных особенностей педагог группирует учеников по интересам для выполнения тех или иных заданий, а потом смешивает их для того, чтобы они могли поделиться опытом и помочь своим одноклассникам освоить новый вид восприятия информации.
Большой плюс «перевёрнутого класса» заключается в том, что на урок дети приходят подготовленными. У них была возможность изучить видеоматериалы по теме урока дома, причем в том темпе, который им подходит, с возможностью задерживаться на наиболее сложных для восприятия местах.
Каковы недостатки?
Конечно, помимо плюсов, у модели есть и существенные недостатки. Как, например, поступать с детьми, у которых нет компьютера или выхода в Интернет? Или как сделать видеоконтент, который с большой вероятностью привлекал бы учеников? И, наконец, введение перевернутого обучения может означать дополнительную работу и потребовать новых навыков от преподавателя, хотя этот процесс можно смягчить, вводя модель постепенно.
Студенты, в свою очередь, жалуются на потерю очных лекций, особенно, если они чувствуют, что обозначенные видеолекции доступны для всех в интернете. Студенты, с этой точки зрения, не могут сразу оценить значение практической части модели, задаваясь вопросом, что же такое обучение принесет им, чего они не могли бы получить от простого поиска в интернете. Те, кто привык посещать занятия для прослушивания лекций, вполне свободно могут пропустить занятия, посвященные активной деятельности и, таким образом, упустить реальную ценность перевернутого обучения. Наконец, даже если студенты принимают такую модель обучения, их оборудование не всегда позволяет качественно принимать и просматривать видео.
Впрочем, эти и подобные вопросы с тем же успехом можно задать и другим нестандартным подходам, появившимся в последнее время.
Что такое перевернутое обучение определение в педагогике
Мы уже упоминали о новом подходе к обучению, когда лекции слушают дома, а домашнее задание делают в классе. Сегодня мы представляем вашему вниманию справочный материал о том, что же подразумевается под «перевёрнутым обучением» (flipped classroom) и с чем его едят.
1. Что это такое?
Понятие перевернутого обучения опирается на такие идеи, как активное обучение, вовлечение студентов в общую деятельность, комбинированная систему обучения и, конечно, подкаст. Ценность перевернутых классов в возможности использовать учебное время для групповых занятий, где студенты могут обсудить содержание лекции, проверить свои знания и взаимодействовать друг с другом в практической деятельности. Во время учебных занятий роль преподавателя – выступать тренером или консультантом, поощряя студентов на самостоятельные исследования и совместную работу.
2. Как это работает?
Не существует единой модели перевернутого обучения – термин широко используется для описания структуры практически любых занятий, которые строятся на просмотре предварительно записанных лекций с последующим их обсуждением непосредственно в классе. В одной общей модели студенты могут просматривать несколько лекций, длящихся по 5-7 минут каждая. Онлайн-опросы или задания могут прерываться для проверки усвоения пройденного студентами материала. Прямая реакция на опросы и возможность повторного просмотра лекций помогут прояснить непонятные моменты.
Преподаватели могут проводить в своем классе обсуждения или превратить класс в студию, где студенты создают, сотрудничают и реализуют на практике то, что они узнали из лекций и наблюдали за пределами класса. Являясь специалистами на местах, педагоги предлагают различные подходы, уточняют содержание и наблюдают за прогрессом. Они могут организовать студентов в специальную рабочую группу, чтобы решить проблему, над которой работают несколько студентов. Поскольку такой подход представляет собой общие изменения в процессе развития, некоторые преподаватели предпочитают применять только некоторые элементы из перевернутой модели обучения или использовать несколько перевернутых уроков в течение всего курса обучения.
3. Кто это применяет?
Все большее число индивидуальных программ в области высшего образования начинают использовать перевернутые модели обучения. В Университете Алгонквин уроки с видеолекциями применялись с целью объяснения принципов работы программного обеспечения для редактирования, которое, как известно, трудно объяснить в условиях стандартных лекций. Короткие обучающие видеолекции позволяют студентам продвигаться по теме в удобном для них темпе, перематывая запись для повторного просмотра важных моментов и пропуская те части, материал которых им уже знаком. Все это способствует тому, что студенты приходят в класс подготовленными к использованию программного обеспечения и в состоянии делать творческие проекты совместно с другими обучающимися.
Особенно успешный пример смешанных и перевернутых программ обучения в области бухгалтерского учета в Университете штата Пенсильвания охватывает 1300 студентов. Время в классе используется для открытого обсуждения, выступления приглашенного со стороны лектора, или практического решения проблем, когда преподаватель оказывает помощь студентам. В Гарвардском университете один из профессоров, преподающий физику, не только использует перевернутую модель обучения, но также разработал соответствующий сайт, посвященный изучению катализаторов, который обеспечивает преподавателей бесплатным интерактивным программным обеспечением, позволяющим студентам обсуждать материал и применять на практике знания, полученные в ходе лекций.
4. Почему это важно?
Во время традиционных лекций студенты часто пытаются ухватить то, что они слышат в момент речи лектора. У них нет возможности остановиться, чтобы обдумать сказанное, и, таким образом, они могут упускать важные моменты, потому что стараются записать слова преподавателя. А использование видео и других предварительно записанных информационных носителей позволяет студентам полностью контролировать ход лекции: они могут смотреть, перематывать назад или вперед по мере необходимости. Такая возможность имеет особое значение для студентов с определенными физическими ограничениями, особенно при наличии подписей для людей с нарушениями слуха. Лекции, которые можно просматривать более одного раза могут также помочь тем, для кого английский язык не является родным. Посвятив время на уроке разбору материала, преподаватели имеют возможность обнаружить ошибки в восприятии, особенно те, которые широко распространены в классе. В то же время совместные проекты могут способствовать социальному взаимодействию между студентами, облегчая процесс восприятия информации друг у друга.
5. Каковы недостатки?
При внедрении перевернутой модели обучения легко наделать ошибок. Хотя идея очень проста, эффективный «переворот» требует тщательной подготовки. Запись лекции требует усилий и времени со стороны преподавателей, а элементы классного и внеклассного обучения должны составлять единое целое, чтобы студенты могли понять принцип данной модели и были мотивированы на подготовку к занятиям в классе. И, наконец, введение перевернутого обучения может означать дополнительную работу и потребовать новых навыков от преподавателя, хотя этот процесс можно смягчить, вводя модель постепенно.
Студенты, в свою очередь, жалуются на потерю очных лекций, особенно, если они чувствуют, что обозначенные видеолекции доступны для всех в интернете. Студенты, с этой точки зрения, не могут сразу оценить значение практической части модели, задаваясь вопросом, что же такое обучение принесет им, чего они не могли бы получить от простого поиска в интернете. Те, кто привык посещать занятия для прослушивания лекций, вполне свободно могут пропустить занятия, посвященные активной деятельности и, таким образом, упустить реальную ценность перевернутого обучения. Наконец, даже если студенты принимают такую модель обучения, их оборудование не всегда позволяет качественно принимать и просматривать видео.
6. Где это применяется?
По мере обретения перевернутыми классами популярности, должны появляться новые инструменты для поддержки внеклассной части учебной программы. В частности, продолжающееся развитие мощных мобильных устройств предлагает широкий выбор богатых, образовательные ресурсов и возможность пользоваться ими в удобном месте и подходящее время. Все большее число курсов будут охотно использовать элементы перевернутого обучения, дополняющие традиционную внеклассную работу с видео-презентациями и поддерживающие проектную и лабораторную работу во время занятий в классе. На определенном уровне принятия данной модели, колледжам и университетам, возможно, придется обратить пристальное внимание на пространство в классах, чтобы удостовериться в возможности поддержания активной деятельности и совместной работы, распространенной в перевернутых классах.