что такое проектное обучение в вузе
Метод проектного обучения
в высших учебных заведениях
Что такое проектное и проектно-ориентированное обучение?
Проектное обучение определяется специалистами Института образования НИУ ВШЭ как вид отдельной, специально организованной деятельности студентов, ограниченной во времени, нацеленной на решение определенной проблемы и имеющей в качестве результата конечный продукт деятельности.
Проектная деятельность студентов, пишет владикавказский исследователь Рита Бтемирова, ориентирована на раскрытие личности обучающегося, развитие интереса к учебной деятельности, развитие интеллектуальных, творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо проблемы.
В процессуальном измерении проектной деятельности студенты образуют группы для решения конкретной задачи. Ментор, или руководитель проекта, управляет процессом, организует, мотивирует, исследует вместе с обучающимися заявленные проектом объекты и задачи. Результатом такой работы могут быть аналитический отчет, доклад, книга, патент, инновационный программный или информационный продукт, бизнес-план компании или студенческий стартап (курируемая вузом компания). Получившиеся продукты могут быть с успехом коммерциализированы.
Проектное и проектно-ориентированное обучение ни в коем случае не должно подменять собой традиционные университетские занятия и аттестации. Уже внедрившие этот метод российские вузы (НИУ ВШЭ, Московский Политех, УРФУ, ДВГУ и другие) интегрируют проекты в образовательные программы без ущерба для семинаров и лекций.
Проектное обучение в университете — что это значит на практике?
Вступление
Привет, меня зовут Даниил, я студент второго курса радиофака в УрФУ. Сколько помню свое обучение в универе, у нас постоянно продвигалась концепция проектного обучения. Захотелось рассказать, как оно проходит именно с точки зрения студента.
Индивидуальные образовательные траектории
Полный список предметов в ИРИТ-РТФ
Даже если на первом курсе ты понял, что кодить это не твое, то у тебя всегда есть шанс попробовать себя в чем-то еще, не переводясь в другой институт. Возможность менять направления очень важна в проектной деятельности.
Окей, а что такое проектное обучение-то?
На каждом курсе есть предмет, который называется «проектный практикум». Это, по мнению нашего вуза, и есть проектное обучение. Давайте разбираться как это обучение проходит.
В начале каждого семестра подготавливается список проектов, которые предлагают компании-партнеры вуза. Студенты выбирают понравившийся им проект, работают над нам в течение семестра и на сессии защищают проделанную работу. Отмечу, что можно придумать свой проект и/или продолжать работать над проектом с прошлого семестра (Если разрешит куратор проектного практикума)
На первом курсе было прям совсем плохо. После выбора проекта ты оставался с ним один на один. Не было четких сроков и задач. Куратор проекта редко появлялся и никак не мог повлиять на развитие проекта. В итоге команды придумывали что-то свое, пилили на коленке за неделю до сдачи и защищали как абсолютно инновационное решение.
На втором курсе ситуация немного улучшилась. Поменялся ответственный за проектный практикум, и он принялся фиксить известные ему проблемы. С тех пор появились лекции по проектному практикуму раз в неделю, где рассказывают основы менеджмента и взаимодействия с клиентами и внутри команды.
Но, как мне кажется, у проектного обучения в университете есть фундаментальные проблемы.
Проблемы проектного практикума
Постарался расположить в порядке важности
Конечно, с нас собирают обратную связь через всякого рода опросники и общие чаты. Остается надеяться и верить, что наши просьбы будут услышаны.
Возможные варианты решения проблем
Тут я хочу поделиться своими рассуждениями о том, как можно исправить сложившуюся ситуацию.
Что нужно сделать:
Рассказывать о всем многообразии профессий в ИТ. Простого курса видосов на эту тему вполне хватит.
Вместо заключения
Проектная деятельность в университетах и какую пользу она даёт
Привет! Меня зовут Павел Скляр, я студент 3 курса Московского Политеха по специальности веб-технологии.
Помимо основных предметов, присущих конкретным специальностям, в моём университете есть такая дисциплина, как проектная деятельность. О ней я бы и хотел сегодня рассказать, а также обсудить плюсы и минусы этого предмета для студентов.
Тематика проектной деятельности в моём вузе меняется в зависимости от специальности, поэтому я буду рассказывать только о личном опыте, полученном на своей специальности.
Что это такое и зачем это нужно?
Проектная деятельность (ПД) — это дисциплина, направленная на получение практического опыта по специальности. Соответственно, для каждой специальности предлагаются уникальные проекты. Это могут быть как задачи, предложенные университетом, так и внешние: от людей и компаний, сотрудничающих с Политехом.
Задача этого предмета — дать возможность студентам (иногда даже с разных направлений, если проекты пересекаются) решить какую-либо проблему, с которой они могут столкнуться после окончания университета. В моём случае, чаще всего это разработка какого-либо сайта, портала, мобильного приложения и т.п.
Как она организована?
Этап 1 — определяемся с проектом. В начале каждого семестра вывешивается список проектов для каждой специальности с кратким описанием и, возможно, стеком технологий, если у заказчика есть какие-либо предпочтения. Студенты выбирают понравившийся им проект и записываются на него.
В прошлом году среди проектов для моей специальности, которые я помню, были:
Этап 2 — узнаём подробности. Проводится собрание, на котором присутствуют студенты и заказчик (для внешних проектов) или куратор (для внутренних проектов). На этой встрече студенты узнают подробности того, чем им придётся заниматься если не семестр, то учебный год (в зависимости от сложности, есть семестровые проекты, а есть годовые). Те, кто передумал работать над конкретной проблемой, отправляются искать себе другую.
Этап 3 — делимся. Далее студенты распределяют обязанности. На моей специальности это дизайнеры, фронтендеры, бекэндеры, копирайтеры и люди, которые занимаются итоговой документацией. В некоторых проектах разработка ведётся по каким-либо методологиям, будь то agile, scrum или что-либо другое, в других все просто на словах знают, что и за какой срок им нужно сделать. Опять же, всё зависит от сложности проекта.
Этап 4 — разработка. В течение семестра студенты занимаются решением проблемы, которую сами взяли себе на голову.
Этап 5 — защита. В конце семестра студенты сдают итоговую документацию и показывают готовый (или не очень) проект. Чаще всего всё делается в последние два-три дня перед защитой, ибо не царское это дело всё вовремя выполнять. Самое весёлое время для студента.
Инициативные проекты
Момент, который мне больше всего нравится в проектной деятельности. Каждый семестр у студентов есть возможность предложить свой проект. Например, если есть идея какого-либо сервиса и есть люди, которые готовы этим заниматься, можно сделать его в рамках ПД. Зачем заниматься им в свободное время, если можно тратить на него в 2-3 раза больше времени и совместить с учёбой? И идею реализуем, и зачёт по предмету получим.
Студенты заполняют форму, где описывают свою идею, сроки и что будет на выходе. Кафедра рассматривает эту заявку и либо одобряет её, либо нет. Если вам повезло, то вы спокойно выполняете 3-5 пункты из предыдущего раздела. Если нет, то идёте выбирать проблему из предложенных в пункте 1.
Над чем я работаю в рамках ПД сейчас
В прошлом семестре абсолютно случайно на паре английского мне пришла идея сделать сервис для помощи в изучении этого языка. Я искал три формы какого-то неправильного глагола и отметил для себя, что сайты с ними слишком сложные, хотя мне просто нужны эти три формы и перевод.
Мы с друзьями быстро накидали концепцию сервиса и начали её реализовывать. В середине прошлого семестра вывесили списки проектов, и мы решили попробовать подать инициативный с этой идеей. После пары визитов на кафедру для очных обсуждений, проект одобрили и мы начали работать над ним.
Наша команда состоит из трёх человек, которые отвечают за:
Мы решили использовать стандартный стек — PHP + JS/HTML/CSS. Потому как фронтендеры из команды пока что не используют фреймворки, отрисовка представлений происходит на стороне сервера.
Так как я отвечаю за бэкенд, я решил попробовать движок собственной разработки. Зачем? Пока я учусь в университете, у меня есть возможность пробовать разные способы достижения результата. Как и ожидалось, проверка боем выявила проблемы, которые я поправлял по мере разработки сервиса.
К концу семестра мы сделали первую версию сайта и небольшое андройд-приложение, которое пока что работает без API. В этом семестре мы изменим дизайн, добавим немного нового функционала, сделаем адекватное взаимодействие между сайтом и приложением (ибо в прошлом семестре на это не хватило времени), допилим приложение под Android и iOS, а также будем фиксить появляющиеся баги и узнавать для себя что-то новое.
Код проекта, если интересно, можно найти на гитхабе: вот туть.
Плюсы и минусы проектной деятельности
Я, как студент, для себя выделил как положительные, так и отрицательные стороны.
Среди плюсов:
Среди минусов:
Не всем студентам нравится этот предмет. Не все хотят в будущем работать по той специальности, которую сейчас изучают. Я рассказал только про свой опыт в этой дисциплине.
Как бы вы относились к этому предмету, если бы учились в вузе? Поменял бы он что-нибудь в вашем образовании и будущей карьере?
Новый формат: зачем российским вузам проектное обучение
Ella Rossman
Проектная форма обучения, популярная в мировых университетах, пока стала частью программ лишь в некоторых образовательных институциях России. T&P попросили студентов, аспирантов и преподавателей четырех вузов Москвы и Петербурга рассказать об их проектах и важности этого формата для нынешних гуманитариев. Где зародились российские исследования видеоигр, как организовать школу без преподавателей и популяризировать современную поэзию — в материале T&P.
Ольга Рогинская
академический руководитель образовательной программы «Культурология», Высшая школа экономики (московский кампус), филолог
В Школе культурологии НИУ ВШЭ студенческие проекты — часть учебной программы. Ввести их в учебный план и сделать обязательной дисциплиной предложил ее руководитель Виталий Анатольевич Куренной. Мы в этом были первопроходцами, потому что ни на одной образовательной программе Вышки в тот момент такого семинара еще не было. Нашей идеей была подготовка компетентных и активных участников современного культурного процесса. Нам хотелось, чтобы студенты и выпускники не только легко интегрировались в уже существующие проекты в области культуры, но и создавали свои собственные. В Школе культурологии студенты учатся всем этапам их реализации, от разработки концепции до готового продукта — кинопоказа, дискуссии, серии встреч или семинаров.
Первые студенческие клубы появились еще до включения проектной деятельности в программу обучения, так что началось все с инициативы снизу — от самих студентов. Первыми были киноклуб «Синий ключ», клуб нетуристических путешествий «Улисс» и проект «Креативный класс», на встречах которого обсуждались актуальные культурные события и проводились мастер-классы. На них приглашали издателей, музейных работников, кинопродюсеров и самых разных участников современной культурной жизни, чтобы они делились профессиональным опытом.
За работу на проектном семинаре, как и за другие предметы учебной программы, ставится оценка
Дисциплина «Проектный семинар» начинается у студентов бакалавриата на втором курсе и продолжается до выпуска. Задачи семинара постепенно усложняются: сначала студенты просто знакомятся с тем, что происходит в школе, потом включаются в организацию событий. На третьем курсе они уже должны придумывать события, рассчитанные на внешнюю аудиторию, выходить за пределы Школы культурологии, в том числе в плане площадок. Проектный семинар длится весь учебный год. На занятиях студенты объединяются в рабочие группы, составляют план реализации проекта, обсуждают каждый этап осуществления. Важным элементом семинара является рефлексия, направленная на процесс и результат: насколько организованные события актуальны, продумана ли их концепция, интересны ли они целевой аудитории. В конце года за работу на проектном семинаре, как и за другие предметы учебной программы, ставится оценка. Возможность пообщаться с акторами культурной жизни — тоже важная цель проектного семинара: студенты из первых рук узнают о том, что происходит в поле их будущей профессии, какие навыки важны для них как для будущих специалистов. Они получают полезные знакомства.
Яркий студенческий проект Школы культурологии, который в последнее время амбициозно заявил о себе, — это «Музеинг», клуб, посвященный современному кураторству и музейной деятельности. Его участники организуют походы на выставки, дискуссии с участием арт-критиков, кураторов, художников. За короткое время клуб наладил сотрудничество с представителями целого ряда активных участников современного культурного процесса: Еврейского музея и центра толерантности, МСИ «Гараж», ГМИИ им. А.С. Пушкина, нескольких галерей пространства «Электрозавод». Сейчас проектов в школе стало очень много, и мы думаем о механизмах их консолидации и объединения — так, чтобы на выходе удалось организовать какое-то большое культурное событие: форум, фестиваль, конференцию, мастерскую с серией семинаров и воркшопов. Можно было бы задействовать разные площадки, а самое главное — объединить ресурсы университета и города.
Анна Алексеева
студентка 4-го курса Школы культурологии НИУ ВШЭ, создательница авторского проекта «Очевидцы», в рамках которого проходят встречи с современниками исторических событий
Идея проекта «Очевидцы» пришла ко мне на первом курсе, во время нашего первого проектного семинара. На первой встрече нам рассказывали о клубах, существовавших на тот момент на отделении. Какие-то инициативы были мне близки, какие-то не очень. Мысль о направленности клуба («устная история») пришла сразу. После занятия я подошла к преподавательнице с вопросом, могу ли я организовывать, условно, «встречи с интересными людьми».
В то время я только вернулась из английского колледжа, изменив намеченную траекторию: решила не поступать в университет в Лондоне. Осознала значимость русской культуры и русского языка в моей жизни. Хотелось говорить с людьми, узнавать о нашей истории из первых уст. Потом я оказалась на встрече с писателем Евгением Рейном, через него в одно касание можно было дотянуться до Иосифа Бродского. И мне стало интересно выстраивать такие касания, приглашая людей к себе: Мариэтту Чудакову (Егор Гайдар, Борис Ельцин), Симона Шноля (Трофим Лысенко, Александр Спирин), Виктора Ерофеева (в два касания — Иосиф Сталин). Эти связи завораживали, как красивый узор; они помогали выстроить топографию истории общества, в котором я решила жить.
Помимо очевидных организационных навыков, собственный проект дает ощущение свободы
«Встречи с интересными людьми» строились на различиях: СССР по учебникам истории — для нас, 20-летних студентов — и личный опыт для приглашенных гостей. Самый пожилой гость был 1930 года рождения, а самый молодой — 1971-го. Мне было важно помочь слушателям выйти за пределы повседневного опыта, почувствовать масштаб истории, узнать об интерпретациях исторических событий от людей, которые их проживали. Примирить людей разных эпох, сидящих в одном зале, инициировать беседу между поколениями. Я внимательно готовилась к каждой встрече: читала книги гостя, смотрела его выступления и перерабатывала все это в темы для разговора. Приключением было найти гостя вечера и пригласить его. Например, к Алексу Дубасу я пришла на презентацию его книги на фестивале и там с ним познакомилась. Не всегда это было так просто. Например, я приглашала Петра Авена, но он не откликнулся. Пригласила Екатерину Юрьевну Гениеву, но она уже была тяжело больна, и, несмотря на наше обоюдное желание, встреча так и не состоялась. Трудно было также найти площадку, внутри которой получилось бы преодолеть отчужденность: в стенах университета это не получалось, поэтому некоторые встречи проходили в «Циферблате». Своей сверхзадачей я считала создание уютной атмосферы, чтобы люди не разбегались после встречи, как это бывает обычно, а оставались пообщаться.
Проектное обучение в университете. Часть 2
Не так давно я написал статью о проблемах проектного практикума, на которую пришло много обратной связи, в том числе от студентов и руководства вуза. В продолжение этой истории я решил подробнее проанализировать тему, обсудив ее со студентами, представителями компаний и руководством института. В этой статье разберу мотивацию участников процесса, озвученные ими проблемы и предложу возможные пути решения.
Участники и их цели
Я выделяю три группы участников: студенты, компании и вуз. Каждый участник преследует свои цели, но хорошая новость в том, что они пересекаются.
Студенты хотят:
Прокачать свои soft и hard skills
Найти стажировку / работу
Найти команду, в которой будет комфортно
Компании хотят:
Хантить себе сотрудников
Найти решение для своих бизнес-задач
Университет хочет:
Привлекать как можно больше компаний для сотрудничества
Повышать свою репутацию / место в рейтингах
Повышать привлекательность для абитуриентов
Я пообщался со студентами, представителями компаний и руководством вуза, чтобы выяснить, с какими проблемами сталкиваются участники проектного практикума.
В опросе приняли участие 14 человек, из которых 9 студентов и 5 экспертов (2 из них были кураторами). Опрос проводился в формате диалога, а первоначальные вопросы звучали так:
Студентам: “Расскажи, что тебе не нравится в проектном практикуме, какие возникали проблемы, почему пропадало желание что-то делать.”
Экспертам: “Расскажи, пожалуйста, со стороны эксперта (куратора от компании, если был в такой роли), какие проблемы возникали, что считаешь нужно изменить, как оцениваешь общий уровень проектов?”
Результаты опроса
И студенты, и эксперты отмечают, что текущая система оценивания не прозрачна. Критерии скрыты от студентов до начала защит, а эксперты говорят, что формулировки размытые. Незнание критериев до начала выбора проектов не дает возможности студентам сформировать оптимальные команды и построить рабочий процесс. В конечном итоге это сильно снижает качество проекта и его представление.
При этом критерии оценивания не меняются от проекта к проекту. Например, проекты по машинному обучению оцениваются в той же системе, что и ведение группы в вк. (Реальный кейс)
Решение
И от университета, и от заказчика не должно быть размытых критериев. У каждого критерия должно быть подробное пояснение, причем доступное для изучения студентам, кураторам и экспертам. Общая для всех подробная информация защитит от разночтений.
Пример плохих и хороших критериев
Систему оценивания нужно переработать таким образом, чтобы итоговая оценка складывалась из двух составляющих: оценки экспертов и оценки куратора проекта. Разбиение позволит оценить проект и изнутри, и со стороны. Куратор от заказчика сможет оценить реализацию проекта, и работу команды в течение семестра, а сторонние эксперты оценят презентацию проекта и его проработанность. Так итоговая оценка получится более объективной.
При этом публиковать критерии оценивания необходимо в начале семестра. Это поможет студентам собираться в правильные команды и лучше понимать, чего от них хотят.
Обновленный процесс оценивания проектов
Студенты рассказывают, что им не хватает профессионального развития в рамках проектной деятельности. Одним из препятствий для роста я считаю скудную обратную связь как от других студентов, так и от экспертов. Эксперты писали, что они с удовольствием пообщались бы с командами и дали им ценные советы, но встреча происходит только во время финальной защиты. (5 минут питч и 10 минут ответы на вопросы)
Решение
1. Ввести промежуточные защиты в середине семестра с представителями от компаний. Сейчас команда берет проект в начале семестра и варится в собственном соку вплоть до сессии. Промежуточная встреча позволит взглянуть на проекты со стороны. Оставшегося времени хватит чтобы исправить найденные ошибки и реализовать предложенные идеи.
2. Организовывать митапы после защит. На них эксперты смогут пообщаться со студентами, а студенты смогут делиться опытом друг с другом и искать людей в команды на следующий семестр. Думаю, это подстегнет обмен опытом между людьми и повысит компетенции каждого из участников.
Одни говорят, что хотят заниматься развитием продукта и анализом рынка, другие намерены серьезно заниматься программированием. При этом студенты собираются в команды по интересам, что приводит к формированию односторонних команд, которые не могут полностью проработать проект.
Во второй команде только backend разработчики.
Решение
Внедрить рекомендации по составу команд.
Заказчик не заинтересован в выполнении проекта
После защиты ты получаешь только оценку
Проектом никто никогда не будет пользоваться / не будет его развивать дальше
Члены команды не хотят что-то делать
Не понятно что делать
Конечно, есть и команды энтузиастов, которые рассчитывают продвинуть свои разработки дальше. Для них должны быть какие-то другие механизмы, чтобы помогать привлекать экспертизу/клиентов/инвесторов. Сейчас мы не будем рассматривать такие кейсы, это тема для отдельной статьи.
Недостатком мотивации болеют не только студенты, но и компании. Часто случается так, что компания предлагает проект, а потом просто забывает о нем. Соответственно, студенты-участники таких проектов даже не стараются сделать что-то стоящее. (А смысл?)
Решение
1. Проводить конкурсы проектов. После разговора с директором института выяснилось, что институт легко может выделить деньги на подарки отличившимся студентам. Определить самую крутую команду можно на митапе, выдав каждому участнику по голосу, который он может отдать в пользу одной из команд. Что будет в качестве подарков уже не так важно, это может быть повышенная стипендия, мерч или какая-нибудь техника. Главное, это дает чувство что работа была проделана не зря.
3. Внедрить мини-курс по управлению проектами. Студенты пишут, что сложно довести проект до конца, потому что они не представляют полный цикл развития проекта и не могут справиться с разногласиями внутри команды. Серия коротких видео с ответами на самые частые вопросы может стать первым шагом к решению этой проблемы.
Резюме
Переработанный процесс проектного практикума, с учетом всех предложений в статье выглядит так:
Обновленный процесс проектного практикума
Развитием проектного обучения в России занимается не только УрФУ. Эксперименты с ним проводят ВШЭ, Московский политех и другие. Если вам интересно глубже погрузиться в тему, можете прочитать статью, которую подготовили вузы в 2018 году. Я лишь надеюсь, что открытая дискуссия поможет проектному обучению развиваться быстрее.
Статья подготовлена совместно с @vilenskass