что такое процесс обучения в педагогике

Что такое процесс обучения в педагогике

Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования.

Обучение – есть способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система «преподавание – учение» (Табл. 15.1).

Система «преподавание – учение»

Деятельность педагогаДеятельность обучаемых
1. Разъяснение учащимся целей и задач обучения1. Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения
2. Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами)2. Восприятие новых знаний, умений
3. Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений3. Анализ, синтез, сопоставление, систематизация
4. Управление процессом познания научных закономерностей и законов4. Познание научных закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей
5. Управление процессом перехода от теории к практике5. Приобретение умений и навыков, их систематизация
6. Организация эвристической и исследовательской деятельности6. Практическая деятельность по самостоятельному решению возникших проблем
7. Проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащихся7. Самоконтроль, самодиагностика достижений

Целью преподавания является организация эффективного учения в процессе передачи информации, контроля и оценке усвоения, а также взаимодействие с учениками и организация как совместной, так и самостоятельной деятельности.

Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях и навыках, системе отношений к себе, другим и к миру, в общем развитии учащегося – его образованности.

Изучением теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также поиск и разработка новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения занимается отрасль педагогики – дидактика.

Обучение, преподавание, учение – основные категории дидактики.

Существует точка зрения, что обучение – это характеристика педагогического процесса со стороны деятельности учителя, а учение – со стороны деятельности ученика.

Обучение – особый вид педагогической деятельности (специально организованный, целенаправленный, управляемый процесс), в которой возникают типичные отношения «учитель-ученик», результат этой деятельности – обогащение учащегося знаниями, достижениями культуры, умениями и навыками.

15.1.1. Критерии эффективности обучения

Эффективность обучения определяется внешними и внутренними критериями.

В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.

Академическая успеваемость – это степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности, которая находит отражение в балльной оценке. Успешность обучения – это также эффективность руководства учебным процессом, обеспечивающего высокие результаты при минимальных затратах.

Обучаемость – это приобретенная учащимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения – общая способность к усвоению знаний. Показатель обучаемости – количество дозированной помощи, которая необходима учащемуся для достижения заданного результата.

Обученность – это тезаурус, или запас усвоенных понятий и способов деятельности, т.е. система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату).

Качество знаний оценивают по таким показателям как полнота, системность, глубина, действенность, прочность.

В процессе обучения возводится здание (сравнение К.Д. Ушинского), фундаментом которого являются знания, умения и навыки, другие из выделенных компонентов основываются на них, а венчает все развитие и воспитание личности (Рис. 15.1).

что такое процесс обучения в педагогике. Смотреть фото что такое процесс обучения в педагогике. Смотреть картинку что такое процесс обучения в педагогике. Картинка про что такое процесс обучения в педагогике. Фото что такое процесс обучения в педагогике
Рисунок 15.1 – Сравнение процесса обучения
со строительством здания (К.Д. Ушинский)

15.1.2. Принципы обучения

В основе процесса обучения лежит система принципов, каждый из которых выступает в качестве руководящих идей, нормы или правил деятельности, определяющих как характер взаимосвязи преподавания и учения, так и специфику деятельности преподавателя и обучающихся. Именно принципы служат ориентиром для конструирования определенного вида обучения.

Правила обучения – это, основанные на общих принципах, описания педагогической деятельности в определенных условиях для достижения намеченной цели. Это руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Они предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований. Правила обеспечивают выполнение принципов обучения, имеют форму советов-напоминаний учителю о том, что нужно делать для возможно более полного выполнения требований принципа.

15.1.3. Классификация методов обучения

Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по осуществлению задач образования, воспитания и развития (Ю.К. Бабанский).

Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификации метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

Рассказ – словесный метод устного изложения. Это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.

Беседа – вопросно-ответный метод устного изложения, побуждающий учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и позволяющий достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.

Лекция – отличается более строгой структурой, логикой изложения учебного материала, обилием сообщаемой информации, системным характером освещения знаний.

Дискуссия – обмен взглядами по конкретной проблеме, позволяющий приобретать новые знания, укрепляться в собственном мнении и отстаивать его.

Работа с книгой – метод, позволяющий многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для ученика темпе и в удобное время.

Демонстрация – наглядно-чувственное ознакомление учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде.

Иллюстрация – показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символическом изображении с помощью плакатов, карт, портретов, рисунков, схем, репродукций, моделей и т.п.

Видеометод – наглядное восприятие информации с использованием кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, учебного телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров.

Упражнение – планомерное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества.

Лабораторный метод – самостоятельное проведение экспериментов, исследований учащимися. Применяется, прежде всего, при изучении естественно-научных дисциплин.

Игра познавательная (дидактическая) – специально созданная ситуация, моделирующая реальность, из которой учащимся предлагается найти выход.

Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Возник во второй половине 19 в. в США.

15.1.4. Формы организации обучения

Форма организации педагогического процесса – внешнее выражение акта воспитательного взаимодействия учителя и учащихся. Форма характеризуется числом участников воспитательного взаимодействия, местом, временем и порядком его осуществления.

Форма обучения означает коллективную (со всеми учащимися), групповую (с частью учащихся) и индивидуальную работу учащихся под руководством педагога.

Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия – урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую и др.

В школе и вузе на протяжении столетий функционируют классно-урочная и лекционно-практическая системы обучения.

15.1.4.1. Урок как основная форма обучения и воспитания

Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного времени.

Кроме перечисленных требований к уроку выделяют и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и т.д.

15.1.4.2. Типы и структуры уроков
15.1.4.3. Особенности лекционно-практической системы обучения

Лекция – основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов.

Практическое занятие /семинар – это форма организации детализации, анализа, расширения, углубления, закрепления, применения и контроля за усвоением полученной учебной информации на лекции и в ходе самостоятельной работы под руководством преподавателя вуза.

В качестве основы обучения в вузе выступает самостоятельная деятельность студентов.

Учебная группа – это центральная форма организации студентов, как правило, на весь период обучения.

Совокупность учебных групп – курс, работает по единому учебному плану и программам согласно расписанию учебных занятий.

Учебный год делится на два семестра, зачетно-экзаменационный период и каникулы.

15.2. Виды и стили обучения

Первым видом систематического обучения считают метод постановки наводящих вопросов в процессе поиска истины. Он связан с именем древнегреческого философа Сократа и называется сократическим.

Догматическое обучение – сложившийся в средневековье вид церковно-религиозного обучения через слушание, чтение, запоминание и дословное воспроизведение текста.

Развивающее обучение – вид обучения, главная цель которого состоит в том, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиск истины, а также независимости в повседневной жизни – воспитание субъектности.

Основой является продуктивная деятельность учащихся в «зоне ближайшего развития».

Зона ближайшего развития вызывает появление личностных новообразований как в содержательной стороне психики, так и в сфере способов деятельности и характера поведения. Учитель здесь выступает в качестве организатора поискового процесса, а не просто «передатчика», транслятора знаний и истин. Он организует процесс, активизирующий память, восприятие, воображение, разные формы мышления.

Объяснительно-иллюстративное обучение (репродуктивное) – вид обучения, цель которого – передача-усвоение знаний и применение их на практике. Иногда его называют пассивно-созерцательным. Учитель стремится изложить учебный материал с применением наглядных и иллюстративных материалов, чтобы обеспечить его усвоение на уровне воспроизведения и применения для решения практических задач.

Репродуктивное обучение включает в себя (Рис. 15.2) восприятие фактов, явлений их осмысление (установление связей, выделение главного и т.д.), что приводит к пониманию (В.И. Загвязинский).

что такое процесс обучения в педагогике. Смотреть фото что такое процесс обучения в педагогике. Смотреть картинку что такое процесс обучения в педагогике. Картинка про что такое процесс обучения в педагогике. Фото что такое процесс обучения в педагогике
Рисунок 15.2 – Структура репродуктивного обучения

Основная особенность репродуктивного обучения состоит в том, чтобы передать ученикам ряд очевидных знаний. Ученик должен запоминать учебный материал, перегружать память, тогда как другие психические процессы – альтернативное и самостоятельное мышление – блокируются.

Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем и другим источником учебной информации. Применение этого метода не возможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов.

В репродуктивных технологиях обучения выделяют следующие признаки (Рис. 15.3).

что такое процесс обучения в педагогике. Смотреть фото что такое процесс обучения в педагогике. Смотреть картинку что такое процесс обучения в педагогике. Картинка про что такое процесс обучения в педагогике. Фото что такое процесс обучения в педагогике
Рисунок 15.3 – Признаки репродуктивных технологий (РТ)

Главное преимущество данного метода – экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. При многократном повторении прочность знаний может быть прочной.

В целом же репродуктивные методы обучения не позволяют в должной мере развивать мышление, и особенно самостоятельность, гибкость мышления; формировать у учеников навыки поисковой деятельности. При чрезмерном применении эти методы ведут к формализации процесса усвоения знаний, а порой и просто к зубрежке.

Проблемное обучение (продуктивное) – вид обучения, в основе которого лежит идея С.Л. Рубинштейна о способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе противоречия. Проблемное обучение раскрывается через постановку (учителем, самими учащимися) и разрешение (учащимися) проблемного вопроса, задачи, ситуации (Рис. 15.4).

что такое процесс обучения в педагогике. Смотреть фото что такое процесс обучения в педагогике. Смотреть картинку что такое процесс обучения в педагогике. Картинка про что такое процесс обучения в педагогике. Фото что такое процесс обучения в педагогике
Рисунок 15.4 – Сущность продуктивного метода обучения

Проблемная задача – это учебно-познавательная задача, вызывающая стремление к самостоятельному поиску способов и путей ее решения.

Проблемная ситуация в процессе обучения предполагает, что субъект (ученик или студент) хочет решить трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он сам должен их искать.

Его стержнем является стимулирование учащихся к творчеству в познавательной деятельности.

Продуктивный вариант обучения состоит из ориентированного, исполнительного и контрольно-систематизирующего этапов. И добывание, и применение знаний, и определение отношений и оценок носит поисковый, творческий характер.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки – значительные затраты времени и энергии преподавателей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации.

Программированное обучение – вид обучения, в основе которого лежит кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система, управление которой осуществляется посредством посылки команд со стороны учителя (компьютера) ученику и получение обратной связи (оценка учителем или самооценка).

Программированное обучение возникло в начале 50-х годов XX в., когда американский психолог Б. Скиннер предложил повысить эффективность управления усвоением материала, построив его как последовательную программу подачи порций информации и их контроля. Впоследствии Н. Краудер разработал разветвленные программы, которые в зависимости от результатов контроля предлагали ученику различный материал для самостоятельной работы. Дальнейшее развитие технологии программированного обучения будет зависеть от разработки путей управления внутренней психической деятельностью человека.

Основная цель программированного обучения – улучшение управления учебным процессом.

Модульное обучение предполагает такую организацию учебного процесса, при которой учитель и ученик работают с учебой информацией, представленной в виде модулей. Каждый модуль обладает законченностью и относительной самостоятельностью. Например, целевой модуль дает первое представление о новых объектах, явлениях, событиях. Информационный модуль представляет собой систему необходимой информации в виде разделов, параграфов книги, компьютерной программы. Операционный модуль включает в себя весь перечень практических заданий, упражнений и вопросов для самостоятельной работы по использованию полученной информации. Модуль для проверки результатов усвоения знаний может быть представлен системой вопросов для зачета, экзамена, теста и творческих заданий.

Модульное обучение рассчитано на большую самостоятельную работу учащихся при дозированном усвоении учебной информации, зафиксированной в модулях. Иногда этот вид обучения называют блочно-модульным, считая, что каждый модуль формируется при разделении учебной программы в блоки.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

Источник

ЛЕКЦИЯ № 29. Процесс обучения

ЛЕКЦИЯ № 29. Процесс обучения

Процесс обучения – педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности. В процессе обучения участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты – учитель и ученик. Как элементы процесса обучения могут теоретически рассматриваться:

1) цели и содержание образования;

2) мотивы субъектов обучения;

3) формы его организации;

4) средства и результаты.

Взаимодействие названных элементов составляет механизм процесса обучения.

Функции процесса обучения обусловлены базисным законом, детерминирующим само его существование: объективной общественной потребностью в обучении и усвоении молодым поколением социального опыта для его воспроизведения и развития.

Процесс обучения рассматривается на четырех уровнях:

1) теоретическом (обобщенной модели);

2) отдельных учебных предметов;

3) проекта конкретного осуществления процесса обучения в форме плана для каждого урока и системы уроков;

4) реальном, на котором осуществляются первые три проектных уровня.

Процесс обучения отличает три группы свойств. Знание свойств процесса обучения помогает определить сферу поисков закономерностей воспитывающего обучения, область возможных педагогических инноваций, пути повышения эффективности обучения и качества образования и устранения недостатков.

Первая группа – неподменяемость другими путями функции организации усвоения молодым поколением социального опыта; единство преподавания, учения и содержания образования; единство содержательной и процессуальной сторон обучения; взаимосвязь формы предъявления преподавателем учебной информации и воспроизводящей деятельности учащихся; наличие в обучении исходных мотивов у учителя и учащихся, адекватных целям и функциям обучения; обязательность одной из организационных форм обучения; результативность в виде разностороннего влияния на личность учащегося.

Вторая группа отличает обучение определенной цивилизации, специфического социального организма, т. е. направленность воспитания и образования и развитие личности человека; соотношение общего образования с жизнью общества; формирование социально ценной активности личности и ее готовности к самореализации. Вторая группа свойств содержательно наполняет первую.

Третья группа признаков процесса обучения обусловлена конкретным временем и зависит от знаний учителя, его гражданских и профессиональных воззрений и воли.

Средством познания и управления процесса обучения является его моделирование. Педагог имеет обширное пространство для творческой конкретизации методик, средств и путей проектирования и построения учебного процесса в целом и каждого его урока в частности.

Сложность установления закономерностей процесса обучения привела к попыткам преодолеть ее путем определения аспектов процесса, для которых эти закономерности поддаются формулировке. Ю. К. Бабанский выделил (1983 г.) следующие дидактические закономерности:

1) зависимость процесса обучения от общественных потребностей;

2) связь его с образованием, воспитанием и развитием как сторонами целостного процесса обучения;

3) зависимость от возможностей учащихся и внешних условий.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ЛЕКЦИЯ № 30. Функции процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 30. Функции процесса обучения Обучение – это целенаправленный, организованный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков. В обучении реализуются или, по крайней мере, должны реализоваться все

ЛЕКЦИЯ № 33. Совершенствование процесса обучения

ЛЕКЦИЯ № 33. Совершенствование процесса обучения Совершенствование процесса обучения происходит на протяжении всей истории развития педагогики. В настоящее время можно выделить наиболее актуальные аспекты этой проблемы.Личностно-ориентированный подход к ученикам.

ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения

ЛЕКЦИЯ № 34. Принципы обучения Принципы процесса обучения – основные требования к организации образования, которыми руководствуется педагог.Выделяются несколько основополагающих принципов обучения:1) принцип развивающего и воспитывающего обучения;2) принцип

ЛЕКЦИЯ № 35. Методы обучения

ЛЕКЦИЯ № 35. Методы обучения Метод обучения – это способ организации познавательной деятельности учащихся; способ деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на развитие учащихся и их воспитание. Метод обучения

ЛЕКЦИЯ № 36. Классификация методов обучения

ЛЕКЦИЯ № 36. Классификация методов обучения Существует несколько классификаций методов обучения. Наиболее известная из них – классификация И. Я. Лернера и М. Н. Скатнина.Согласно данной классификации по характеру познавательной деятельности методы обучения

ЛЕКЦИЯ № 38. Наглядные и практические методы обучения

ЛЕКЦИЯ № 38. Наглядные и практические методы обучения Наглядные методы условно делятся на две группы:1) метод иллюстраций – показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и т. д. Иллюстративные пособия могут быть

ЛЕКЦИЯ № 40. Сущность проблемного обучения

ЛЕКЦИЯ № 40. Сущность проблемного обучения Проблемное обучение – обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных

ЛЕКЦИЯ № 49. Формы обучения

ЛЕКЦИЯ № 49. Формы обучения Форма организации обучения – специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме.Выделяются две основных формы организации обучения.1. Индивидуально-групповая система

ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения

ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения Лекция – один из методов устного изложения материала. При работе с обучающимися старшего возраста учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20–30 мин урока, а иногда и

ЛЕКЦИЯ № 58. Понятие о средствах обучения

ЛЕКЦИЯ № 58. Понятие о средствах обучения Средства обучения – обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К средствам обучения относят

ЛЕКЦИЯ № 60. Технические средства обучения

ЛЕКЦИЯ № 60. Технические средства обучения В современной образовательной системе широко применяются технические средства обучения.Технические средства обучения – это приборы и устройства, представляющие собой экранно-звуковые носители учебной информации. К ним

ЛЕКЦИЯ № 63. Понятие технологии обучения

ЛЕКЦИЯ № 63. Понятие технологии обучения Технология обучения – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Технология обучения

6. Психологические факторы, оказывающие влияние на процесс обучения

6. Психологические факторы, оказывающие влияние на процесс обучения Для того чтобы организовать успешную учебную деятельность, учитель должен иметь хорошее представление об основных характеристиках обучаемых, знать их способности к восприятию изучаемого материала,

Floortime как процесс обучения

Floortime как процесс обучения Floortime — это не набор правильных или неправильных действий. Это процесс, в ходе которого вы с ребенком постоянно чему-то учитесь. Следовать за ребенком — не значит комментировать или просто повторять то, что он делает, это значит входить в контакт

Процесс «обучения других»

Процесс «обучения других» Воспитание должного к себе отношения строится на основе того, что вы считаете для себя приемлемым. Если вы все время безропотно сносите любые действия, то невольно начинаете посылать окружающим сигналы о своей неспособности противостоять

НАШ ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ И ОСВОБОЖДЕНИЯ

НАШ ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ И ОСВОБОЖДЕНИЯ Учиться = тренироватьсяЕсли нам не нравится наше собственное поведение, мы реагируем на это оценкой «Это не должно было произойти», «Это неправильно», «Я больше так не хочу», «Я хочу уйти от этого». Даже если мы делаем

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *