что такое шпонки в иконах
Шпонка (иконопись)
Многочастная иконная доска (щит) для прочности могла скрепляться шпо́нками.
Между примыкающими друг к другу краями досок врезались небольшие фигурные шпонки, в зависимости от конфигурации именуемые «ласточками», «сковородниками» и «карасиками».
С тыльной стороны, либо с торца щиты могли дополнительно скрепляться длинными планками — накладными или врезными шпонками. Для византийских и русских икон до XI в. характерно крепление тыльных и торцевых шпонок на деревянных шипах или железных гвоздях. К XIV в. накладные шпонки постепенно вытесняются врезными, вставляемыми в специально подготовленные пазы. Паз и шпонка делались обычно в сечении трапециевидными, что удерживало шпонку при усыхании. С XV в. шпонку изготавливали сужающейся по длине, пазы под шпонки делалаются короче ширины доски, а две (и более) шпонки вставляются на разных уровнях навстречу друг другу. Такие шпонки помогают избежать значительной деформации иконной доски, поэтому их использовали не только в щитах, но и для одиночных досок. В XVI в. шпонки становятся тонкими, почти не выступающими над поверхностью доски, в XVII в. шпонки остаются тонкими, но прибавляют в ширине. С конца XVII в. на небольших и средних иконах появляются врезные торцевые шпонки.
Полезное
Смотреть что такое «Шпонка (иконопись)» в других словарях:
Шпонка — (детали машин) металлическая деталь, предназначенная для передачи крутящего момента. Шпонка (иконопись) деталь иконы предназначенная для увеличения жёсткости и прочности иконной доски … Википедия
Иконопись — «Святая Троица» Андрея Рублёва (1410 год) Иконопись (от … Википедия
Ковчег (иконопись) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ковчег. Части иконной доски щит шпонка ковчег поле лузга борт … Википедия
Поле (иконопись) — У этого термина существуют и другие значения, см. Поле (значения). Части иконной доски щит шпонка ковчег поле лузга борт … Википедия
Борт (иконопись) — Части иконной доски щит шпонка ковчег поле лузга борт Залевкашенная иконная доска Доска иконная, цка, дска традиционная основа под темперную живопись в иконном писании. Из пород … Википедия
Икона — У этого термина существуют и другие значения, см. Икона (значения). «С … Википедия
Иконы — «Святая Троица» Андрея Рублёва (1410 год) Икона (от ср. греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др. греч. εἰκών «образ», «изображение») в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церк … Википедия
Мозаическая икона — «Святая Троица» Андрея Рублёва (1410 год) Икона (от ср. греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др. греч. εἰκών «образ», «изображение») в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церк … Википедия
Иконная доска — Части иконной доски щит шпонка ковчег поле лузга борт … Википедия
Шпонка. Зачем?
Здравствуйте, коллеги!
Большинство людей, связанных с иконописью, считают, что иконная доска без шпонок не жизнеспособна. Мне тоже так казалось и выглядело всё довольно логичным, пока хорошенько не задумался.
И сейчас меня раздирают сомнения.
Уважаемые, а зачем нужны шпонки?
Заранее спасибо за реакцию, хотя, возможно, здесь уже отвечали на этот вопрос, но я, честно, не нашел.
Элeмeнт конструкции-это понятно.
Вопрос: зaчeм? Т.e. Кaкой смысл в этом элeмeнтe конструкции?
При короблeнии щитa создaётся нaпряжeниe. Шпонкa, создaвaя нaпряжeниe, ломaeт доску.
Уже в XI—XII веках в России появляются иконы, высота которых иногда достигает двух метров и более. Размеры их обусловливались величиной церковных помещений. Например, икона XI— XII веков с изображением Петра и Павла, написанная для новгородского Софийского собора, имеет размер 236 х 147 см, «Благовещение» XII века для Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде — 229 х 144 см, «Георгий» из того же собора — 230 х 142 см.
Представьте размер, и вес..
\\ создает напряжение и ломает доску.. \\- смотря как сделано, см.:
Основу для иконы малого размера вырезали из одной доски; чтобы изготовить икону большого размера, соединяли несколько досок в один щит.
Для большей прочности между внутренними боковыми сторонами досок врезали небольшие, короткие планочки. Планочки различной конфигурации врезали в лицевую или тыльную сторону доски. Называли их в зависимости от формы — «карасиками», «сковородниками» или «ласточками». Врезанные в лицевую сторону доски «ласточки» изготовлялись с XVI века.
С тыльной стороны иконы или с торцевых ее сторон доски дополнительно скреплялись длинными рейками с различными поперечными сечениями — шпонками. В разное время применялись различные как по своей конфигурации, так и по способам крепления шпонки. Для византийских и русских иконных досок XI и последующих двух веков характерно прикрепление шпонок на торцевых частях и тыльной стороне доски посредством деревянных шипов или кованых железных гвоздей. Такие шпонки называются накладными торцевыми и накладными с тыльной стороны.
Видите, есть варианты правильного скрепления досок.
пс. Потом, не сама шпонка «создает» напряжение.
При короблeнии щитa создaётся нaпряжeниe. Шпонкa, создaвaя нaпряжeниe, ломaeт доску.[/quote]
Илья, сплаченные доски «скрепляются» клеем, шпонка им в этом не помогает.
А что же создает напряжение? Коробящийся щит сам по себе со своим напряжением справляется, изгибаясь. Шпонка препятствует изгибанию и создает напряжение.
С другой стороны, как ведут себя крупные иконы без шпонок?
Я слышал, что не трещат, вроде.
Izograf, согласен, создает жесткость и препятствует короблению. Короблению щита в целом. Т.е. по ширине, на которую установлена шпонка.
В итоге щит не коробится, а трескается, сбрасывая напряжение и сохраняя общую относительную прямолинейность.
Кстати, про правильность сплачивания и подбора направления волокон.
Что-то, я не видел, что-бы иконные доски пытались выгнуться в обратную сторону(вернее, бывает, но редко). Т.е. Вы ведь не будете отрицать, что классический изгиб иконной доски-вовнутрь? Если так, то, возможно, дело тут не в направлении волокон, а в наличии красочного слоя с лицевой стороны, и неправильных условиях хранения?
Илья, сплаченные доски «скрепляются» клеем, шпонка им в этом не помогает.
Илья.,тут мудрить нечего. Что бы шпонка играла свою роль, ее геометрия должна точно соответствовать геометрии паза+правильно выбранный угол ласточкина хвоста+оптимально, для каждой доски, подобраны размеры сечения +врезка на оптимальную глубину+быть изготовленной из более твердой древесины.До Никона это прекрасно понимали. Ну а 18-19 века-шпонки делались абы как, скорее как декоративный элемент, не все, конечно, но много.И еще раз повторюсь, главное-правильно собранный щит.
Что бы шпонка играла свою роль, ее геометрия должна точно соответствовать.
главное-правильно собранный щит.
Кстати, про правильность сплачивания и подбора направления волокон.
Что-то, я не видел, что-бы иконные доски пытались выгнуться в обратную сторону(вернее, бывает, но редко). Т.е. Вы ведь не будете отрицать, что классический изгиб иконной доски-вовнутрь? Если так, то, возможно, дело тут не в направлении волокон, а в наличии красочного слоя с лицевой стороны, и неправильных условиях хранения?
Икона- это деревянная доска с категорически неравномерно защищенными поверхностями от воздействия влаги и температуры.
И в связи с деревянными же материалом в данной доске происходит два процесса:
1. Динамическое изменение доски за счет общего высыхания доски в течение 30-50 лет ( причем самые активные процессы происходят в первые 10 лет).
Первый процесс шпонка может лишь частично компенсировать. Но если доска сделана изначально неправильно, то есть неправильно выбрана, неправильно высушена ( пока не буду углубляться, но доски 16-17 века показывают, как надо было доски готовить).
При неправильной подготовке при последующем покрытии лицевой стороны паволочно- левкасно- красочным слоем доску всенепременно будет выгибать.
Причем шпонка сдержать такой процесс не может. А в какой- то момент, если шпонка крепкая, она может сыграть и отрицательную роль- икона может разломаться из-за превышения крепости шпонки над крепость доски.
А вот малые колебания шпонке подвластны и она спасает икону от мелких разрушений, которые, суммируясь, уже могут создать крупные разуршения даже для хорошей доски.
В больших щитах шпонка не компенсирует динамические изменения доски на вогнутость, а сдерживает доски в сборке.
И опять же, онатлишь компенсирует малые динамические изменения. Если доски собраны разнонаправлено, подготовлены правильно и склеены правильным клеем, то шпонка работает правильно и достаточно.
Если нет, то понятно, что силы внутреннего напряжения все равно найдут воход в какой- то момент бытования иконы.
Считаю, что в старых иконах, если шпокни выпали, их наличие уже почти не имеет смысла. Доска уже не является губкой, способной впитывать и отдавать влагу с изменением геометрии. Скорее напоминает пемзу.
А вот для новых икон шпонка однозначно необходима.
Мне кажется, что сегодня попросту никто не делает доски по старинным технологиям, основой которых являлось. Время!
Выдержка доски даже для мебели должна составлять не менее 5-10 лет!
Купить икону – разбираемся со шпонками при покупке старинных икон.
Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!
Любое копирование материалов запрещено!
03.10.2017 год.
Если Вы решили купить старинную икону и хотите узнать больше о том, как она создавалась более ста лет назад, еще в имперской России, наверняка возникнет вопрос не только о самой живописи, но и об основе любой деревянной старой иконы – доске!
Казалось бы – чего тут может быть интересного – доска она и есть доска, но любопытному Покупателю мы хотим рассказать о том, что на самом деле, иконная доска служит своеобразной летописью каждого религиозного произведения и опытный любитель старины обязательно начнет составление мнения о конкретном памятнике именно с подробного созерцания, изучения его деревянной основы!
Особое внимание любой коллекционер икон уделит шпонкам – особым деревянным скрепам, установленным в доску, ибо их форма, тонкость, длина, ширина и сам способ монтировки скажут ему о многом, и в том числе, помогут и здесь более точно говорить о датировке деревянной основы и о ее местечковом происхождении. О шпонках мы и хотели рассказать Покупателям в этом материале.
Для чего нужны шпонки в иконной доске? Традиция устанавливать шпонки в иконную основу пришла из глубокой древности и сделано это было не случайно. Основная задача шпонок – устранить, скомпенсировать или замедлить искривление самой иконной доски вследствие ее усыхания. Само же изгибание основы происходит практически неизбежно с подавляющим большинством старых живописных икон, поскольку усыхание доски происходит неравномерно: лицевая сторона, покрытая жестким грунтом, тканной паволокой и, наконец, слоем живописи деформируется, в отличие от «голого» задника совсем незначительно, вследствие чего и образуется характерный выгиб иконной доски.
Волокна иконных досок всегда (за редким исключением) располагаются вертикально, в то время как деревянные клинья (шпонки) устанавливаются в перпендикулярном направлении, то есть горизонтально.
Наиболее часто при этом клинышки врезаются в массив задника иконы, либо монтируются в пазы, пропиленные в верхнем и нижнем торце иконной доски.
Разновидности шпонок:
1. Старинная икона 19 века с врезными не сквозными шпонками (одна утрачена).
2. Старинная икона 19 века с врезными сквозными фигурными шпонками.
3. Старинная икона 19 века с врезными торцевыми шпонками.
Способ врезки в задник также может быть различным. Например, для святых старинных икон 17 века характерно встречное их расположение, причем тонкий конец конусообразной шпонки не выходит за боковой край доски. Сквозные же конусообразные шпонки, да еще и сонаправленные, то есть вставляемые в доску с одного бока, характерны для поздней иконы 19-го века.
Ширина шпонок также может быть подвержена исследованию и некоторой стандартизации. Например, коллекционеры икон знают, что наличие узких поперечных шпонок характерно для произведений 16-17 века, позже такие шпонки уже не применяются, они становятся шире и тоньше.
Врезные торцевые шпонки обычно очень узкие, это обусловлено самой конструктивной схемой, и различаются лишь своей шириной. Такие шпонки характерны больше для икон 18 века, особенно их любили устанавливать в доски на Русском Севере, но встречается такая схематика и в образах из Средней полосы России, и на иконах Юга, Сибири.
Следует отметить и тот факт, что у очень многих старинных икон 19 века шпонок не было вовсе. Это и иконы, написанные на небольших сосновых дощечках в иконописном центре слобода Борисовка, и, например, многочисленные памятники Холуя, иконы, написанные на тонкой щепе.
Вопрос, который особенно часто волнует наших Покупателей звучит так – почему на некоторых иконах шпонки частично или полностью отсутствуют, плохо ли это и надо ли озадачиваться восполнением утраченных шпонок, изготовив новые на заказ?
Ответ на этот вопрос мы разобьем на части, подробно ответив на каждую из них.
Шпонки на иконах, как мы уже сказали, должны были скомпенсировать процесс усушки доски и вызванное этим, ее коробление, выгиб. Но шпонки и сами были подвержены усыханию, кроме того, доска, выгибаясь, частенько просто выдавливала из своего «тела» поперечные врезные клинья, так что обратно их уже вставить не было никакой возможности, именно поэтому многие старинные иконы встречаются сегодня либо с одной (вместо двух), либо и вовсе без поперечин.
Ничего трагического в том, что в антикварной иконе нет шпонок, нет, это надо усвоить любому Покупателю. Шпонки выполнили свою задачу, доска за сто лет усохла практически окончательно (хотя небольшие «гуляния» в иконной доске продолжаются всю ее жизнь и связаны с изменением атмосферы – перепадами влажности и температуры), и теперь не стоит переживать за целостность иконной основы, она уже не изменит своих линейных параметров.
Часто можно констатировать и другой факт – шпонки сохранились, но в своих пазах они не держатся, «ездят» по ним свободно, выпадают. Такие шпонки также не несут на себе своей первоначальной нагрузки, выполняя просто роль чисто эстетическую, дополняя икону в ее исторической первоначальной комплектности, не более того.
Поэтому, если Вы решили купить старинную икону и видите, что в ней не хватает или нет вовсе шпонок, не стоит об этом переживать, ничего страшного в будущем с иконной основой такого произведения религиозного искусства не случится, оно будет долгие годы, десятилетия и даже столетия радовать Вас и Ваших детей, внуков, правнуков.
Что же касается изготовления новых шпонок для старинной иконы, то мы делать этого не советуем по многим причинам, но если говорить коротко, то такая процедура может не помочь сохранить старинную икону, а наоборот, поспособствует ее разрушению, иконная доска может попросту лопнуть сразу, или в процессе дальнейшего хранения иконы, ведь новая шпонка будет сделана из «свежего» дерева, которое также будет подвержено активной усушке, короблению, а предусмотреть эти процессы в долгосрочной перспективе просто невозможно, и если нет непосредственной необходимости (например, когда доска у иконы уже лопнула и для ее скрепления нужны новые клинья), заниматься подбором или изготовлением шпонок не нужно.
В завершении хочется отметить, что в иконах с врезными торцевыми шпонками они сохраняются наиболее часто, сама конструкция обеспечивает эту сохранность: доска, даже чуть изогнувшись, надежно фиксирует в себе шпонки, не давая им выпасть даже через сто, двести лет.
Существуют и другие разновидности шпонок, встречающиеся гораздо реже описанных вариантов, например, накладные или диагональные, но о них мы не стали рассказывать в этой статье по причине их чрезвычайной редкости.
Как узнать возраст иконы?
Определить возраст иконы без специальных знаний очень сложно. В этом деле также большую роль играет и опыт. Поэтому список критериев, которые вы найдете ниже, ориентировочный. Он поможет понять схему работу специалиста и самостоятельно уточнить приблизительный возраст святыни. Ведь сложно отказаться от соблазна узнать ценность старинного предмета, оказавшегося в ваших руках.
Основа
В старину образы писали на дереве. Такие иконы датируются XIV — XVII веками. Разброс в три столетия существенный: за это время технологии менялись, что отражалось на внешнем виде реликвий. Именно на тонкости изготовления основы и обращают внимание специалисты.
Грубые края, наличие зарубок — признак старый образ. Такие следы оставались от топора, которым и вытесывали доски для иконописей. Плоские борозды говорят о применении в обработке рубанка, а лункообразные — скобеля. Начиная с XVII века, доски стали изготавливать методом продольной распиловки. Край стал более ровным, без характерных зазубрин, что и выдает в таких иконах реликвии времен правления первого Романова — Михаила Федоровича.
Важно понимать, что оценка возраста по обработке основы может привести к ошибке. Это связано с тем, что иконы обновляли и выравнивали. Поэтому оценивать надо те места иконы, где видна первичная обработка.
С XIX века образы стали делать промышленным способом на металле и бумаге, которую крепили к дереву. К живописи такие работы не имеют отношения и ценность их для коллекционеров минимальна. Чтобы не перепутать настоящий антиквариат со старинной печатью, необходимо посмотреть на икону через лупу. Тонкие линии, оставленные кистью, расскажут, что написанием святого лика занимался художник, а не станок.
Тип красок
Еще один признак старинной иконной живописи — темперные краски. Их изготавливали с использованием куриных яиц, которые смешивали с водой и пигментом. Краски получались жидкими и требовали грунта или левкаса, который клали на холст. Именно левкас и холст служат признаками древней реликвии. Увидеть их можно, если внимательно присмотреться к трещинам и различным сколам краски на полотне. Если за красочным слоем видна лишь доска, то икона была примерно написана в XVIII — XIX веках, когда стали писать маслом по дереву.
Стоит помнить, что существовали школы иконописи, которые раньше других стали использовать масляные краски. Такие работы датируются XVII веком, хотя техника исполнения говорит о более поздних годах. Без помощи специалиста определить возраст в этом случае не получится.
Особенности обратной стороны иконы
Для получения дополнительных сведений об образе антиквары детально изучают его «изнанку». Информация помогает подтвердить или опровергнуть предполагаемый возраст святыни.
Доски, на которых писали лики святых, со временем деформировались. Особенно сильно усушка сказывалась на липе и иве — двух популярных породах в иконописи. Чтобы естественные процессы, характерные для дерева, не сказались на внешнем виде иконы, в досках делали прорези и вставляли в них шпонки в виде узеньких дощечек из более прочных пород.
С лицевой стороны нередко вытесывали ковчег или углубление с рамкой по периметру. Глубина ковчега менялась, как и ширина рамки, форма шпонок и способ их установки. По этим деталям специалисты и устанавливают возраст иконы: для каждого периода характерны свои технологии. Если на шпонках видны отверстия от гвоздей, то примерный возраст образа XIII век. В то время их не врезали, а крепили. Врезать их стали веком позже, а в XV шпонки значительно выступали над доской. О такой дате написания также расскажет и двойной ковчег с лицевой стороны.
Иконописная школа, стиль письма художника
Манера письма икон менялась, как и технологии. Поэтому внимание стоит обратить на особенности изображения лиц святых. До XVII их писали в традиционном стиле с характерными длинными одеждами и умеренным количеством складок. После в письме появляется больше реалистичности.
Влияли на стиль написания и каноны определенных иконописных школ. Для создания фона северные художники нередко использовали голубой и зеленый цвета. Работы московских мастеров выделяются декоративностью и утонченностью.
Отзывы
Быстро рассчитали, с ценой не обманули. По телефону сразу сказали, что за мои брендовые серьги с жемчугом сложно назвать конкретную цену, не видя украшение в живую. Поэтому предложили приехать в офис. На месте уже все посмотрели и назвали цену. Меня устроило, так что я осталась довольна.
Мне надо было продать редкую икону, которая досталась от бабушки жены. Сделал фото иконы, отправил по ватсап. Ответили быстро, назвали цену, сказали, что она не окончательная. Договориться о встрече в офисе не удалось из-за моей занятости. Но менеджер предложил альтернативу — чтобы оценщик приехал ко мне. Для меня был это идеальный вариант. Продажа прошла выгодно, без лишних сложностей.
Единственная скупка, где мне предложили адекватную стоимость за золотые часы. Поэтому рекомендую.
Продавал Голд Антик буддийскую статуэтку. В принципе не думал, что за нее можно выручить хоть какие-то деньги. Но специалист посмотрел и назвал за нее неплохую сумму. Деньги выдали сразу наличкой, ничего ждать не пришлось.
Одинцово, Московская Область
ГолдАнтик порекомендовала знакомая, когда мне понадобилось продать очень старый и редкий фарфор. К работе скупки претензий нет. Специалисты вежливые, грамотные, все объяснили, рассказали, почему такая цена, а не другая. Оценивали фарфор при мне, времени все это заняло немного, рассчитались сразу же. Понравилось, что встречают перед приходом в офис. Мелочь, а приятно. Так что теперь рекомендую я.
Сдавала золотые украшения, доставшиеся от родственников. До этого обращалась в другие лавки, но то пробу неправильно укажут, то цену назовут маленькую. Здесь же таких проблем не было. Оценили как надо, стоимость назвали адекватную. Чувствуется, что работаю профессионалы. Спасибо!
Балашиха, Московская Область
Купили быстро, деньги перевели на карту, хотя предлагали и наличку. Никаких проблем не возникло.
Был проездом в Москве. О встрече договорились заранее, благо на сайте есть онлайн-оценка. Скинул фотографии, буквально через полчаса мне написали на почту и сказали, сколько готовы заплатить. В итоге заплатили чуть меньше, из-за того, что я изначально не так сфотографировал. Но о том, что такое может быть предупредили сразу, так что сюрприза не было. Советую делать качественные фото и обращаться в Голд Антик.
Очень удобный сервис. Вчера отправила фотографии, и вчера же получила деньги. Никакого обмана и попытки специально занизить цену не увидела. Все четко, вежливо и компетентно. Буду вас рекомендовать знакомым.
Все понравилось. Покупают быстро, по нормальной цене. Никаких задержек по времени не было. Во сколько договорились, во столько и состоялась продажа. Смотрят тоже быстро, все объясняют, а не молчат, как в других лавках.
Что такое шпонки в иконах
От возраста иконы зависит ее конечная цена — за иконами XIV–XVI веков охотятся все коллекционеры мира. Хотите узнать, насколько стара ваша семейная икона? Наши подсказки помогут вам в этом нелегком деле.
Подписи на иконе
Иконописцы довольно часто подписывали и датировали свои иконы. Встречаются иконы с владельческими, авторскими, дарственными и полковыми надписями, по которым можно определить возраст иконы.
Проба и клеймо мастера на окладе
На окладах из драгоценных металлов ставили клеймо мастера и пробу. По ним с максимальной точностью определяется время изготовления данного оклада. Но и тут есть небольшой нюанс — встречаются иногда иконы XIV–XVII веков с окладами XIX–XX веков, когда владельцы заказывали новый оклад на икону или подбирали оклад из уже готовых.
Способ обработки
На Руси доски для икон вытесывали только топором. Начиная с XVII века, начали использовать продольную распиловку бревна для икон. Различные инструменты оставляли свой характерный след на дереве — по ним и определяют ориентировочный возраст иконы. Но бывало и так, что при поновлениях иконы тыльную часть доски стесывали, иконописцы писали на очень старых досках или рубили их топором в XVIII–XIX веках за неимением другого подходящего инструмента.
Виды и способ крепления шпонок
С торцевой или тыльной стороны доску укрепляли длинными рейками — шпонками. В разные времена использовали различные виды шпонок и способы крепления. В XI–XII веках в ходу были кованые гвозди и деревянные шипы. Позже их заменили на врезные шпонки, которые ставили в специальные пазы с тыльной стороны будущей иконы. В XIV–XV веках пазы на досках делали от одного края к другому, но потом они стали более короткими, а шпонки обрели форму клиньев. В XVI веке шпонки были тонкими и плоскими, с XVII века – стали широкими и плоскими. Но с конца XVII века начали использовать шпонки, врезанные в торцы доски.
Тип красок
Для древнерусских икон иконописцы использовали темперные краски, а с XIX века в обиход вошли масляные. Масляные краски делают икону максимально похожей на картину, так как присутствует тщательная проработка, тени, полутени мазки, подрисовки.
Сюжет
Для примера, икона с Преподобным Серафимом Саровским никак не могла быть написана в XVII–XVIII веках — так как он был прославлен в лике преподобных в 1903 году. А иконы Царственных мучеников стали писать только сейчас после того, как церковь причислила их в 2000 году к лику святых.
Печать
Иконы, напечатанные на бумаге и жести вошли в обиход только с XIX века