в учении о человеческой душе аристотель выделяет

В учении о человеческой душе аристотель выделяет

Аристотель понимал душу, как движущее начало, но утверждал, что сама душа не может двигаться.

Аристотель различал четыре вида движения (изменения): (1) возникновение и уничтожение;(2) качественное изменение, т.е. изменение свойства; (3) количественное изменение, т.е. увеличение и уменьшение (рост, убыль); (4)перемещение, перемена места. Собственно к движению он относит изменения вида (2)-(4), поскольку изменение вида (1) есть скорее просто измерение, состоящее в переходе одной вещи в другую. Между тем, утверждает философ, возникновение и уничтожение совершаются относительно сущности; для нее же «нет движения, так как ничто существующее ей не противостоит».

Так как имеется четыре вида движений, то душа должна иметь или одно из этих движений, или несколько, или все. Если душа движется непривходящим образом, то движение должно быть ей присуще по природе, а если движение, то место: ведь все названные движения происходят в каком-то месте. Но если сущность души заключается в том, что она сама себя движет, то движение ей будет присуще не привходящим образом.

Если движение присуще душе от природы, то она могла бы быть приведена в движение и посторонней силой, а если бы и посторонней силой, то и от природы. Так же обстоит дело и с покоем. Ведь куда вещь стремится от природы, там же она и от природы находится в покое. И точно так же: куда вещь движется под действием посторонней силы, там же она под действием посторонней силы находится в покое. Аристотель не мог точно объяснить движение души в состоянии ее покоя под действием посторонней силы.

Из изложенного очевидно, что душа не может двигаться. А если она вообще не движется, то ясно, что она не может двигать самое себя.

Источник

Учение Аристотеля о душе

в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Смотреть фото в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Смотреть картинку в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Картинка про в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Фото в учении о человеческой душе аристотель выделяет в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Смотреть фото в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Смотреть картинку в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Картинка про в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Фото в учении о человеческой душе аристотель выделяет в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Смотреть фото в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Смотреть картинку в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Картинка про в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Фото в учении о человеческой душе аристотель выделяет в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Смотреть фото в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Смотреть картинку в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Картинка про в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Фото в учении о человеческой душе аристотель выделяет

в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Смотреть фото в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Смотреть картинку в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Картинка про в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Фото в учении о человеческой душе аристотель выделяет

в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Смотреть фото в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Смотреть картинку в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Картинка про в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Фото в учении о человеческой душе аристотель выделяет

Душу Аристотель определяет в соответствии с его понятиями, изложенными в «Метафизике», и дает несколько ее определений.

«Душа — энтелехия (целеустремленность, целенаправленность как движущая сила; активное начало, превращающее возможность в действительность. — В.Л.) естественного тела, обладающего возможностью жизни». Или: «душа — суть бытия и форма такого естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя, но не такого тела, как топор».

Следствие. Во-первых, душа не есть материя, а форма, завершенная форма (энтелехия), форма уже совершившаяся. Яйцо есть курица по форме, но еще не энтелехиально, т.е. форма еще не реализовалась. С другой стороны, не каждое тело обладает душой. Для этого оно должно в возможности иметь способность к жизни. Душа может быть у естественного тела, не у искусственного (например, у топора), не у тела, созданного человеком.

Душа есть форма тела. Это определение позволило некоторым философам возражать против Аристотеля. Если душа есть форма тела, то если человек стал инвалидом в результате несчастного случая, так у него и душа изменилась? Значит, определение Аристотеля неверно, как и понимание души.

Но форма у Аристотеля понимается не как материальная форма, некое про-странство, ограничившее фигуру, а как сущность вещи — то, благодаря чему мы познаем вещь. В одном случае это может совпадать с материальной формой, а в другом — не иметь с ней ничего общего. Например, душа человека, животных и других существ. Наличие души — свойство завершенности тела, так как душа — энтелехия. Душа — завершенность возможности жизни.

Аристотель считает, что в своем развитии душа может проходить несколько этапов. Поэтому существует несколько видов души:

1 вид — растительная душа,

2 вид — животная душа,

3 вид — ум, т.е. разумная душа.

Во всех случаях общим является то, что душа имеет причину движения в себе самой. Отличие растения и животного от камня состоит в том, что камень не может двигаться сам по себе, а душа движется (из определения души).

Функции растительной души немногочисленны. Растительная душа позволяет питаться, расти, размножаться, умирать, т.е. быть растением. Растение не может ощущать, не имеет возможности воспринимать окружающий мир.

Способность ощущать появляется у животной души. Функцией животной души является ощущение, и таким образом появляется страсти, аффекты, так как то или иное ощущение может нравиться или не нравиться, поэтому существо, обладающее животной душой, может радоваться или гневаться, раздражаться и т.п.

Разумная душа имеется только у человека из всех живых существ, живущих на земле. Растительную душу имеют все — и растения, и животные, и человек; человек имеет и животную, и разумную душу. Так как душа — энтелехия тела, то без тела она не существует. Это касается растительной и животной души. Со смертью тела растительная и животная души исчезают с телом, остается лишь разумная душа. Поэтому души не переселяются. (Платон разделял веру в переселение душ в отличие от Аристотеля.) Так как душа связана с телом, то понятно, почему при воздействии на тело душа может испытывать ощущения.

Говоря о душе, Аристотель выделяет разумную душу. Он говорит, что такая душа — не энтелехия тела. Разумная душа вообще не связана с телом. Она сущест-вует отдельно от тела, так же, как вечное существует отдельно от преходящего.

Ум не имеет какого-либо органа в теле в отличие от животных и раститель-ных частей души, которые имеют орган — или орган познания, или орган питания, или орган размножения. Ум не имеет органа в теле. Наоборот, тело — орган разум-ной души. Душа повелевает телом, как рука орудием.

Аристотель различает два вида ума: ум пассивный и ум активный. Активный ум существует только в Боге. Он мыслит всегда и имеет знание в самом себе без какого-либо внешнего источника. Человек имеет пассивный ум. Поэтому он иногда мыслит, иногда нет. Для того чтобы познавать, человек должен получать источник знания из органов чувств и направлять пассивный ум в состояние деятельности, т.е. приближать свой ум к активному уму, познавать те формы, которые существуют в Боге.

Пассивный ум имеет знание чисто потенциально, а активный ум имеет знание актуальное. Со смертью тела, с исчезновением растительной и животной души ум живет вечно, так как он — форма форм. Он отделяется от тела и сливается с бесконечным умом в Боге. Ум — это не личность, а частица всеобщего закона мышления, разума, который есть Бог.

Источник

Греческий философ Аристотель. Учение о душе

в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Смотреть фото в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Смотреть картинку в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Картинка про в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Фото в учении о человеческой душе аристотель выделяетв учении о человеческой душе аристотель выделяет. Смотреть фото в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Смотреть картинку в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Картинка про в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Фото в учении о человеческой душе аристотель выделяет

Аристотель — автор трактата «О душе», первого в мировой литературе систематического исследования по проблеме души. В трактате впервые дан исторический обзор мнений о душе предшественников, произведен их критический анализ.

Учение Аристотеля о душе

«Подобно тому, как если бы естественным телом было какое-нибудь орудие, например, топор, а именно сущностью его было бы бытие топором, и оно было бы его душой. И если ее отделить, то топор уже перестал бы быть топором. Сказанное нужно рассмотреть и в отношении частей тела. Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение. Ведь зрение и есть сущность глаза как его форма; с утратой зрения глаз уже не глаз, разве только по имени, так же как глаз из камня или нарисованный. Сказанное же о части тела нужно приложить ко всему живому телу. но живое в возможности — это не то, что лишено души, а то, что ею обладает».

По Аристотелю, каждая вещь есть единство материи и формы. Вся природа —- это совокупность форм, связанных с материей. Например, применительно к дому материей являются кирпичи, бревна, из которых он сделан, а формой — назначение дома — быть укрытием от дождя и жары. Впрочем, Аристотель допускает существование форм без материи — это нематериальный энергийный ум, верховный разум. Он — форма форм.

Душа делает тело живым. Без души оно было бы трупом. В душе причина — основа — всех проявлений живого тела; рост, дыхание, а также чувствование, мышление обусловлены ею. В душе заложена цель активности живого тела, всех его согласно работающих жизненных сил. Душа под воздействием внешней причины властно заставляет тело осуществлять деятельность определенного типа, заложенную в организме как цель его развития: растение стремится быть растением, животное — быть животным. Тело и все его органы и части являются инструментом на службе у души.

Душа как форма тела означает, что она есть суть тела, причина и цель всех его действий. Все эти характеристики души Аристотель объединяет и обобщает в специальном понятии энтелехия, которым обозначает полную действительность тела, то, что делает его живым, постоянную возможность его жизненных функций, т. е. существующую и тогда, когда душа не проявляет себя активно (например, во время сна). Душа неразрывно связана с телом: ведь она есть состояние активности тела.

Все душевные состояния сопровождаются телесными проявлениями. Поэтому изучение души есть дело двух исследователей — естествоиспытателя и диалектика. Например, «диалектик определил бы гнев как стремление отомстить за оскорбление или что-нибудь в этом роде; рассуждающий же о природе — как кипение крови или жара около сердца».

Хотя душа бестелесна, ее носителем является особое органическое вещество — пневма, которая у животных вырабатывается в крови. Орган души — сердце. Мозг выполняет вспомогательную функцию, в нем кровь охлаждается до нужной нормы. Аристотель критиковал Платона за деление души на части, раздельные по их локализации в теле, и, доказывая единство души, говорил не о частях, а об отдельных способностях, силах души, которые только в переносном смысле называл частями. В то же время Аристотель признавал самостоятельность и раздельность по крайней мере двух начал — души как энтелехии тела, уничтожающейся при его разрушении, и души как проявления божественной сущности, приходящей в тело и выходящей из него в момент смерти:

Растительная и животная душа понимались материалистически, они смертны, т. е. появляются и исчезают одновременно с телом.

А разумная душа, которая есть только у человека, обладает еще и способностью к мышлению. Разумная душа идеальна, отделима от тела, ее сущность божественна. После смерти тела она не уничтожается, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства. Аристотель, верно чувствуя качественное отличие человека от животных и тем более от растений, идеалистически объясняет его источник.

Источник

Аристотель О Душе

Так как имеется четыре вида движений, то душа должна иметь или одно из этих движений, или несколько, или все. Если душа движется не привходящим образом, то движение должно быть ей присуще по природе, а если движение, то место: ведь все названные движения происходят в каком-то месте. Но если сущность души заключается в том, что она сама себя движет, то движение ей будет присуще не привходящим образом.

Если движение присуще душе от природы, то она могла бы быть приведена в движение и посторонней силой, а если бы и посторонней силой, то и от природы. Так же обстоит дело и с покоем. Ведь куда вещь стремится от природы, там же она и от природы находится в покое. И точно так же: куда вещь движется под действием посторонней силы, там же она под действием посторонней силы находится в покое. Аристотель не мог точно объяснить движение души в состоянии ее покоя под действием посторонней силы.

по-видимому, главным образом тела, и притом естественные суть сущности, ибо они начала всех остальных тел. Из естественных тел одни наделены, жизнью другие нет. Жизнью мы называем всякое питание, рост и упадок тела, имеющие основание в нем самом. Таким образом, всякое естественное тело, причастное жизни, есть сущность, притом сущность составная.

Но хотя оно есть такое тело, т.е. наделенное жизнью, оно не может быть душой. Ведь тело есть нечто принадлежащее субстрату, а скорее само есть субстрат и материя. Таким образом, душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть душа есть энтелехия такого тела.

Энтелехия же имеет двоякий смысл: или такой, как знание, или такой, как деятельность созерцания; совершенно очевидно, что душа есть энтелехия в таком смысле, как знание. Ведь в силу наличия души имеются и сон, и бодрствование, причем бодрствование сходно с деятельностью созерцания, сон же- с обладанием, но без

действования. У одного и того же человека знание по своему происхождению предшествует деятельности созерцания. Именно поэтому душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью. А таким телом может быть лишь тело, обладающее органами. Поэтому и не следует спрашивать, есть ли душа и тело нечто единое, как не следует это спрашивать относительно любой материи и того, материя чего она есть. Ведь хотя единое и бытие имеют разные значения, но энтелехия есть единое и бытие в собственном смысле.

Душа есть суть бытия и форма (logos) естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя. Сказанное нужно рассмотреть и в отношении частей тела. Сказанное же о части тела нужно приложить ко всему живому телу. Как часть относится к части, так сходным образом совокупность ощущений относится ко всему ощущающему телу как ощущающему.

Душа неотделима от тела; ясно также, что неотделима какая- либо часть ее, если душа по природе имеет части, ибо некоторые части души суть энтелехия телесных частей. Но конечно, ничто не мешает, чтобы некоторые части души были отделимы от тела, так как они не энтелехия какого-либо тела в том же смысле, в каком корабельник есть энтелехия судна.

А относительно прочих частях души из сказанного очевидно, что их нельзя отделить друг от друга.

Какими способностями обладает душа?
Душа обладает растительной способностью, способностью ощущения, способностью размышления и пространственного движения.

ведь желание есть стремление к приятному.

Аристотелево понятие энтелехии можно разъяснить так. Вещи существуют или энтелехиально, как нечто осуществленное и завершенное, или потенциально, в возможности, или же и потенциально, и энтелехиально. Вопрос о движении относится к третьему отношению: в движущем имеется как возможность, способность изменятся, так и внутренняя тенденция к завершению, т.е. цель, заложенная в самой вещи и выступающая ее внутренней движущей силой, поскольку она способна к изменению.

А следовательно, всякое явление подразумевает, по Аристотелю, возможность изменения, цель, к которой направлено изменение, и энтелехию как осуществленность данной цели, лежащую в вещи.

Источник

Понятие души в философии Аристотеля

Вопрос существования души, ее функции и цели остро стоит в философии не первое тысячелетие. Античные философы подарили миру основополагающие идеи и учения во многих направлениях. Не обошли они стороной и тему духовной составляющей человека. Душа в философии Аристотеля, одного из величайших мыслителей человечества, является одной из основных и наиболее раскрытых тем.

в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Смотреть фото в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Смотреть картинку в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Картинка про в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Фото в учении о человеческой душе аристотель выделяет

Учение о материи и форме

Многие мысли, теории и учения, созданные Аристотелем, неразрывно связаны с идеями его учителя Платона. В течение 20 лет Аристотель обучался в школе под названием Академия величайшего философа Античности. Большая часть платоновских мыслей стала основой будущих работ его ученика.

Аристотель искренне уважал своего наставника, жадно вбирал знания, предложенные ему, и следовал философии Платона как истине. Но он отличался от большинства учеников мыслителя. В отличие от тех, кто слепо верил каждому произнесенному слову Платона, Аристотель предпочитал вникать, изучать и делать собственные выводы. Поэтому спустя много лет постижения мира в платоновском представлении, он решает сделать выбор в пользу собственного философского течения.

Несмотря на глубокое уважение к учителю и личную привязанность, Аристотель часто противопоставляет в своих трактатах собственные работы работам своего предшественника, сравнивает их и указывает на недочеты теорий Платона.

В одном из своих трактатов философ заявляет, что недостатком платоновской мысли о вещах и их идеях является то, что Платон противопоставляет эти два понятия друг другу. Аристотель считает, что идея и предмет существуют вместе и неразрывно между собой связаны. Он создает собственное учение о материи и форме, в котором материя — это суть предмета или живого существа, а форма — идея, движущая сила тела. Материя является физической оболочкой всего, в то время как форма вдыхает в эту оболочку жизнь.

в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Смотреть фото в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Смотреть картинку в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Картинка про в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Фото в учении о человеческой душе аристотель выделяет

Аристотель был учеником Платона, но разделял не все его теории

Согласно учению Аристотеля, душа является формой, а тело человека, животного или растения — материей. Материя, предмет — это лишь внешняя оболочка, которая, не имея своей сути или же идеи, является не более, чем мертвым телом.

Душа по Аристотелю — это движущая сила любого живого существа. Это ее истинная суть.

Способности душ и их виды

В зависимости от функций и цели существования, Аристотель разделяет формы на три большие категории:

Каждый из видов обладает своими функциями. Они определяют образ жизни материи, т.е. тела живого существа.

Согласно учениям античного философа, существует некая иерархия форм. В самом низу этой иерархии находятся души растительные, а вершину возглавляют разумные, человеческие. Души животного типа находятся посередине.

Из теории об иерархии форм следует закон, выведенный Аристотелем в одном из томов своего трактата «О душе». Этот закон гласит, что каждая душа определенного иерархического типа обязательно обладает функциями более низших видов. Но абсолютно не нуждается в способностях тех, что находятся выше ее в этой иерархии. Так, животная форма по Аристотелю обладает способностями как своего вида, так и растительного, но не имеет того, чем обладают человеческие формы.

в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Смотреть фото в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Смотреть картинку в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Картинка про в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Фото в учении о человеческой душе аристотель выделяет

Растительная

В представлении античного философа находящаяся в самом низу иерархии душа растения наименее остальных интересовала древнегреческого философа. В своих трактатах он упоминал о ней реже и не считал достаточно интересной в силу малого количества функций и примитивности.

Главными способностями такого вида являются функции размножения и питания, которые свойственны всем видам живых существ. Питание осуществляется для поддержания жизненной энергии материи, т.е. внешней оболочки формы. Размножение необходимо для того, чтобы продолжать существование определенного рода.

Животная

Души животного рода также называют ощущающими. Это объясняется тем, что, помимо функций, свойственным растительным душам, они также обладают, обладают способностью к обонянию, слуху, вкусу и ощущениям. Животные души наделены функцией передвижения, которая свойственна душам высших иерархических типов.

Разумная или человеческая

Человеческие формы как представители высшего иерархического рода обладают растительными способностями к питанию и размножению, животными — к передвижению и ощущениям.

Главное отличие души разумной от тех, что находятся ниже, — это умение мыслить.

В своем трактате Аристотель также приводит аргументы, которые доказывают положение человека как наивысшего существа в его иерархии.

в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Смотреть фото в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Смотреть картинку в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Картинка про в учении о человеческой душе аристотель выделяет. Фото в учении о человеческой душе аристотель выделяет

Посмертная судьба душ

Мысли древнегреческого философа на тему судьбы формы существа после его смерти противоречивы и вызывают дискуссии в кругу специалистов. В своем трактате он излагает несколько мыслей о том, что ждет форму, которая осталась без своей материи, но они взаимоисключаемы.

Аристотель утверждает, что растительные и животные виды смертны. Они возникают вместе с появлением материи, наполняя ее смыслом, и разлагаются вместе с умершим телом. Эта мысль противоречит закону о том, что высшая душа не может существовать без способностей и функций низшей.

Он говорит, что существование разумной души возможно и за пределами материи, потому что человеческий разум является божественным, т. е. бессмертным. Он также пишет, что способности к чувствам и функции, свойственные душам, не способны реализовать себя без наличии физической оболочки.

Противоречивые тезисы в работе философа вызывают сложности в понимании его точки зрения и всего учения.

Трактат Аристотеля «О душе»

Одним из главных трудов всей жизни древнегреческого философа, является трактат в трех томах, посвященной теме существования души, ее видам, способностям и т. д. В своих книгах он подробно описывает точку зрения, сравнивает ее с идеями прочих античных мыслителей, ставит перед собой вопросы и дает на них ответы.

Первая книга

Первый том масштабной работы Аристотеля посвящен подробному изучению трудов других философов и мыслителей, которые также поднимали тему существования души в своих учениях. Он раскрывает суть их идей, сравнивает и высказывает свое мнение. Среди них такие великие умы, как:

Также в этой книге Аристотель дает собственное понятие души и называет ее главным элементом в принципе движения. В представлении философа, существует четыре вида движения:

Конкретной душе в зависимости от ее иерархии должен быть присущ хотя бы один вид из перечисленных. Но также она может иметь два, три или все четыре вида.

Вторая книга

Второй том тракта дает ответы на важные метафизические вопросы, которые ставит перед собой Аристотель. Он дает определения наиболее важным понятиям в своей работе. Среди них:

Материя является физической, внешней составляющей всего сущего. Она обладает собственной массой и определенным расположением в пространстве. Формой любого живого существа является душа, дающее начало жизни материи. Сущностью является цель появления на свет определенного существа.

Энтелехия — это та сокрытая сила, которая помогает существу достигнуть цели его существования, т.е. сущности. Такая сила помогает зерну стать большим деревом.

В это же книге древнегреческий философ описывает способности и функции, которые свойственны душам. В зависимости от наличия определенных способностей, Аристотель разделяет души на три вида и выводит иерархию таких типов, рассмотренных выше.

Третья книга

В последней книге своего труда «О душе» Аристотель выделяет пять чувств, которые свойственны формам живых существ, способным к ощущению. Это такие чувства, как:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *