что такое смешанная форма обучения в вузе

Смешанная форма дистанционного обучения: инструкция по использованию

Дистанционное обучение с использованием СДО делится на три формы: синхронное, асинхронное и смешанное. Последняя набирает все больше поклонников, как среди преподавателей, так и среди студентов, за простоту, скорость и высокое качество. Оно не лишено своих недостатков, но количество преимуществ в нем все равно не оставляет никого равнодушным.

Из этой статьи вы узнаете о том, что такое смешанное дистанционное обучение, какие у него есть плюсы и минусы, как на него перейти.

Три формы обучения – выбор за вами

Как было сказано выше, дистанционное обучение делится на три основные формы:

Синхронное обучение – это обучение, которое происходит в режиме реального времени при непосредственном участии преподавателя. Студенты могут взаимодействовать друг с другом, задавать вопросы, получать индивидуальную обратную связь. В дистанционном режиме такая форма обучения реализуется с помощью онлайн-конференций, вебинаров, чат-занятия.

Асинхронное обучение – это обучение, которым студенты занимаются в большей степени самостоятельно. Они изучают уроки и делают домашние задания тогда, когда им это удобно. Взаимодействие с преподавателем чаще всего ограничивается проверкой контрольных работ, обратными связями и консультациями.

Смешанное обучение – это обучение, которое сочетает в себе элементы предыдущих двух форм. Часть материала студент изучает тогда, когда ему это удобно, другую же часть он получает в режиме реального времени на совместных уроках, вебинарах, тренингах и мастер-классах.

Как организовано смешанное обучение

При смешанной форме обучения уроки выстраиваются так, что баланс самостоятельной работы и работы с преподавателем позволяет максимально качественно познать новую информацию и навыки, научиться их использовать в деле.

Самая часто используемая система смешанного обучения состоит из трех шагов.

Шаг №1. Студент изучает материал по лекциям, статьям и другим материалам. Иногда на этом шаге добавляется онлайн-лекция, на которой преподаватель дает базу для изучения.

Шаг №2. Студент закрепляет новые знания в тестах или интерактивных тренажерах.

Шаг №3. Преподаватель отвечает на вопросы, возникшие в процессе самостоятельного обучения, помогает с творческой частью закрепления знаний – развитием навыков использования и оттачиванием нюансов.

Шаги могут повторяться и сочетаться в той последовательности, которая позволит студенту дойти до цели обучения.

В простой форме смешанное обучение существует даже в общеобразовательных школах. Например, когда учитель во время урока объясняет материал, а потом дети делают доклады по выбранным темам, самостоятельно находя информацию в Интернете. Но современные педагогические и информационные технологии позволяют сделать это процесс более эффективным.

Плюсы и минусы смешанного дистанционного обучения

Как и у любой другой формы обучения, у смешанной есть свои недостатки и достоинства.

Плюсы смешанного обучения

Высокое качество. Совмещение самостоятельной работы и работы с преподавателем ставят такую форму обучения на первое место по качеству. Использование СДО также ускоряет этот процесс и делает его интересным и простым для студента.

Индивидуальный подход. Смешанная форма обучения позволяет студенту самому планировать занятия и получать личную обратную связь от преподавателя. Это подстраивает занятия под индивидуальные способности и цели студента.

Широкий выбор для дисциплин. Смешанное обучение позволяет обучать на дистанции самому широкому спектру различных навыков. От иностранных языков до игры на бирже, от высшей математики до танцев. Если автор курса нашел необходимый баланс между синхронной и асинхронной формами обучения, он может обучить почти чему угодно.

Вовлеченность студента в процесс. Смешанное обучение дает больше свободы студенту, поэтому оно меньше принуждает и больше мотивирует его продолжать изучать уроки. Современные СДО также дают автору курса возможность включить функцию игрофикации и автоматические оповещения о предстоящих онлайн-семинарах, что повышает процент успешно закончивших обучение студентов.

Развитие практических навыков. Для того чтобы знания стали навыком, нужно усвоить теорию, попробовать ее в деле под руководством преподавателя, получить обратную связь и попробовать снова, учитывая ее. Лучше всего пройти весь этот путь помогает именно смешанное обучение.

Минусы смешанного обучения

Зависимость от техники и преподавателя. Процесс смешанного обучения зависит сразу как от доступа к материалам и урокам, так и от преподавателя. Если одно из этих звеньев цепи обучения выходит из строя, процесс останавливается. Хорошая СДО снижает риск проблем с технической частью, а наличие нескольких преподавателей на курсе – человеческий фактор, но они никогда не исчезают полностью.

Невозможность полностью автоматизировать процесс. В отличие от хорошего асинхронного обучения, смешанное требует участия преподавателя, поэтому его невозможно сделать полностью автоматическим. Но СДО позволяют оптимизировать и автоматизировать львиную долю процессов, поэтому педагогу не требуется тратить все свое время на занятия со студентами.

Трудности в создании хорошей программы обучения. Для того чтобы смешанное обучение было гармоничным и доводило студентов до цели с минимумом усилий, требуется сильная программа. На ее создание и отлаживание может потребоваться время либо специалист, который оптимизирует материал в уроки.

Проще говоря, смешанное обучение совмещает в себе как все плюсы, которые дают синхронная и асинхронная форма, так и их минусы. Другое дело, что при использовании хорошей СДО, качественных учебных материалов и сильной программы обучения, минусы меньше влияют на процесс и качество результата.

Советы для создания курса смешанного дистанционного обучения

Любой курс дистанционного обучения создается по общей схеме. Сначала пишется программа, которая приведет студента от первого шага к цели. Потом создаются учебные материалы: лекции, презентации, статьи и другие. Это формируется в уроки и выгружается в СДО, либо создается набор необходимых для связи со студентом программ и уроков. СДО настраивается под цели и нужны онлайн-школы, тестируется и запускается.

Но чтобы ваш курс взял максимум пользы от смешанной формы обучения, мы подготовили для вас несколько советов.

Тщательно разработайте программу обучения

Для смешанной формы обучения этот пункт жизненно важен. Первым делом для создания курса нужно четко выделить цель обучения. Дальше создается путь от точки, где студент только начал курс, до результата, и он разбивается на отдельные шаги, которые доведут студента до конца. Каждый урок должен давать студенту заметный промежуточный результат, чтобы тот не терял мотивацию в обучении и двигался к цели.

На создание программы может уйти много времени, но чем тщательнее вы продумаете ее в начале, тем меньше сложных корректировок придется вносить потом. Обратите внимание, что в тренд входят микроуроки – короткие информативные занятия, результатом которых является овладение материалом или навыком. Поэтому, лучше разбить сложную тему на несколько более простых, чем рисковать, что студент что-то недопоймет.

Выберите подходящую вам систему дистанционного обучения

Смешанное обучение может быть частично дистанционным, как в школах, но сейчас более востребовано полностью удаленное образование через Интернет. С этой задачей можно справиться и без СДО, но процесс получается очень сложным и неудобным для преподавателя и студента. Для него требуется слишком много различных программ и данных, при этом рутинные и технически сложные действия снижают эффективность обучения.

В то же время курсы с использованием СДО удобны для студентов и позволяют им быстро и качественно достигнуть цели. Для преподавателя использование СДО снимает необходимость заниматься рутинными процессами и облегчает работу, не отнимая ее интересную часть. Из этой статьи (ссылка на статью про СДО) вы можете узнать больше о современных СДО и критериях их выбора.

Создавайте наглядные уроки

Смешанное дистанционное обучение позволяет пользоваться всеми сильными сторонами e-learning. Поэтому заранее запишите качественные видеолекции, презентации, статьи и другие материалы, которые студент будет использовать в самостоятельной части обучения. Для онлайн-лекций напишите понятные презентации, потренируйтесь вести их, чтобы снизить риск возникновения технических проблем и сложностей в понимании.

Конструкторы уроков встроены во многие современные СДО и позволяют быстро загрузить готовый материал и создать удобное и понятное занятие. Интерактивные тренажёры и тесты помогут автоматизировать процесс промежуточного закрепления и контроля знаний студента.

Организуйте заранее систему поддержки студентов

Смешанное обучение требует постоянно обратной связи от преподавателя. Начиная от вопросов, как подключиться к вебинару, и заканчивая тонкими нюансами изучаемого предмета.

Проще всего настроить связь через встроенные во многие СДО чаты, где вы сможете текстом или аудиосообщением ответить на вопрос студента. Но видеоконсультации и ответы на вопросы во время семинаров – это тоже немаловажная часть этой системы.

Кроме этого, мы рекомендуем вам подключить общий чат для студентов. Там они смогут общаться, поддерживать друг друга, делиться опытом и отвечать на вопросы, что сделает их менее зависимыми от преподавателя.

Вывод

Смешанное обучение сочетает в себе элементы синхронного и асинхронного дистанционного обучения. Такая форма обучения наиболее эффективна, особенно если организовывать ее с использованием СДО.

Смешанное обучение не лишено своих минусов и сложностей, но при грамотном подходе к созданию программы обучения, материалов и настройке СДО, они слабо влияют на процесс.

Для того чтобы обеспечить максимальное удобство и качество обучения студентам, следует выбрать подходящую под ваш курс СДО. Она должна давать возможность создавать интерактивные и наглядные уроки, автоматически проверяемые тесты, оптимизировать связь студента и преподавателя. Дополнительные функции, такие как игрофикация, качественная аналитика, интеграция со сторонними сервисами, только повысят качество курса, что привлечет больше студентов.

Источник

Смешанное обучение

что такое смешанная форма обучения в вузе. Смотреть фото что такое смешанная форма обучения в вузе. Смотреть картинку что такое смешанная форма обучения в вузе. Картинка про что такое смешанная форма обучения в вузе. Фото что такое смешанная форма обучения в вузе

Что такое смешанное обучение?

Смешанное обучение (Blended Learning) — это смесь онлайн и офлайн инструментов. Здесь используются как аудиторные, так и электронные занятия, которые можно организовать в виде интерактивов, видео и аудио через систему управления обучением (LMS — Learning Management System). В 2015 с учётом всё расширяющихся возможностей электронного формата в термин смешанного обучения было введено уточнение: у учащегося должна быть возможность выбрать место, время, скорость и траекторию своего развития.

История смешанного обучения

Этот педагогический подход используется и в школах, и в вузах, и в корпоративном образовании. Его основы были заложены в 60-х годах 20 века, но термин появился только в 1999 году, когда Американский Интерактивный Учебный Центр выпустил первое ПО для преподавания через Всемирную паутину.

По большому счёту эта педагогическая технология в отличие от других развивалась стихийно, поэтому автора у нее нет. Смешанное обучение стало своеобразным результатом запроса учителей и учеников на улучшение существовавших методов и принципов преподавания, а также одним из побочных эффектов стремительного развития технологий.

Элементы смешанного обучения — самостоятельность ученика в выборе образовательной траектории, темпа, места, времени и формата (онлайн или офлайн), а также решение о включении учителя в процесс.

Цель смешанного обучения — персонализировать преподавание настолько, чтобы оно удовлетворяло индивидуальные потребности каждого студента.

Как организовать смешанное обучение — вопрос, который часто задают преподаватели. Площадки, вроде Эквио, являются одним из решений с точки зрения организации технической стороны вопроса. Но выбор LMS — самое лёгкое из всех вопросов, которые предстоит решить. Серьёзная роль отводится тренеру, и он должен или сам быть методологом, или опираться на чужие наработки.

Смешанное обучение: плюсы и минусы

Преимущества состоят из плюсов дистанционного и традиционного методов:

1) Эффективность: сокращается отвлечение от работы; курс обычно позволяет вместить в себя больше информации, чем традиционный очный курс, при этом выигрывает по эффективности с электронным курсом, потому что в процессе задействован тренер.

2) Доступность в любой точке планеты, где проведен Интернет: курс одного уровня, соответствующий стандартам главного офиса, транслируется сотрудникам и во всех других филиалах.

3) Снижение затрат. Нужно платить за LMS, но при этом убрать совсем или сократить затраты на разъезды тренеров, а также на аренду помещений.

4) Повышение мотивации сотрудников учиться и лояльности к компании. Сотрудник изучает те материалы, которые ему нужны для работы, проходит тесты, получает обратную связь от тренера — процесс гибок и адаптирован под нужды учащегося, что располагает к восприятию новых знаний. Лояльность повышается по тем же причинам. Сотрудник ценит как то, что ему облегчают получение знаний, так и то, что в компании есть корпоративное обучение. В LMS есть возможность публиковать обращения генерального директора, новости компании, видео с внутренними экспертами, устраивать конкурсы (и давать призы за достижения), что также способствует улучшению отношения к бренду работодателя.

5) Достижение конкретных бизнес-целей: методолог (или тренер, который составляет курс) прорабатывает программу с учётом целей компании и показателей, которые нужно улучшить.

Основные проблемы чаще всего связаны с отсутствием методолога и поддержки проекта корпоративного обучения внутри компании. Также проблемы рождаются из-за отсутствия у ученика технической возможности пользоваться площадкой — когда LMS не работает офлайн и на всех девайсах. Сотрудники, у которых нет ни смартфона, ни доступа к компьютеру, окажутся не у дел.

Особенности смешанного обучения состоят в его гибкости. Оно может проходить и в группе, и онлайн. Его может проводить несколько тренеров онлайн в формате вебинаров, а можно записать видеокурс с одним тренером. Можно двигаться к всё большему исключению человека из процесса, максимально автоматизировать курс, а можно держать руку на пульсе, лично проверять успехи сотрудников и общаться с ними в режиме реального времени.

Смешанное онлайн обучение стало особенно актуально во время изоляции весной 2020 года. Компании, которые не представляли себя без аудиторных занятий, стали проводить вебинары. В целом тенденция учиться онлайн сохранятся.

Модель смешанного обучения

Существует более 40 моделей смешанного обучения. Виды моделей смешанного обучения включают в себя такие популярные формы, как перевернутый класс, ротацию станций, ротацию лабораторий и гибкую модель.

Перевернутое обучение (flipped classroom) давно используется в зарубежных вузах: профессор даёт студентам направления для самостоятельной домашней работы, а на занятии выступает в роли наставника, который старается на практике закрепить материал и ответить на вопросы.

Ротация станций (station rotation model) — учащиеся формируют во время занятия три группы (работа онлайн, выполнение заданий с учителем и проектная работа), по которым за время урока перемещаются.

Ротация лабораторий (lab rotation model) — это уроки в традиционных аудиториях (называется фронтальной работой), а затем компьютерный класс (лаборатория), где проходит самостоятельная работа на различных девайсах.

Гибкая модель смешанного обучения предполагает наличие у сотрудника высокой самоорганизации и дисциплины. Для учащегося создаётся индивидуальный план, который он осваивает в комфортных для себя условиях: когда, где и как ему удобно. Этот формат характерен для онлайн-образования. Тренер может работать с небольшими группами и индивидуально.

Смешанная модель дистанционного обучения может включать разные подходы из перечисленных. Чаще всего в корпоративном обучении мы встречаем гибкую модель.

Смешанное обучение в России

Отследить рост такого вида преподавания в нашей стране можно, если проанализировать цифры, которые демонстрируют изменения в сфере российского онлайн- и дистанционного образования.

Все цифры из этого материала говорят об общемировых тенденциях, главная из которых в том, что теперь учатся всю жизнь: и дома, и на работе. Если помочь сотрудникам сделать процесс получения знаний приятным и удобным, усилия работодателя будут оценены по достоинству.

Источник

Что такое смешанное обучение: принципы и методики эффективного внедрения

что такое смешанная форма обучения в вузе. Смотреть фото что такое смешанная форма обучения в вузе. Смотреть картинку что такое смешанная форма обучения в вузе. Картинка про что такое смешанная форма обучения в вузе. Фото что такое смешанная форма обучения в вузе

Смешанное обучение (англ. “Blended Learning”) – это сочетание традиционных форм аудиторного обучения с элементами электронного обучения, в котором используются специальные информационные технологии, такие как компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т.п.

Учебный процесс при смешанном обучении представляет собой последовательность фаз традиционного и электронного обучения, которые чередуются во времени. Пример такого чередования приведен на рисунке [2]:

что такое смешанная форма обучения в вузе. Смотреть фото что такое смешанная форма обучения в вузе. Смотреть картинку что такое смешанная форма обучения в вузе. Картинка про что такое смешанная форма обучения в вузе. Фото что такое смешанная форма обучения в вузе

Этапы в системе смешанного обучения фирмы RWD Technologies

Принципы смешанного обучения

Появление и развитие смешанного обучения

Существует несколько причин для перехода от классической формы обучения к смешанной. В высших учебных заведениях это объясняется прежде всего широко распространившейся в конце XX века тенденцией к оптимизации бизнес-процессов.

В университетском учебном процессе под оптимизацию первыми попали самые неэффективные и одновременно самые нелюбимые преподавателями виды работ:

Достижения информационных технологий сами по себе способствовали развитию смешанного обучения, прежде всего благодаря возможности делиться информацией через интернет. Вопросы к экзаменам, образцы выполнения проектных заданий, учебные материалы можно просто выложить в университетский интранет или разослать студентам по e-mail.

Также лепту в развитие смешанного обучения вносят исследования в области обработки информации мозгом, которые стали весьма популярны в последние годы благодаря развитию роботостроения. Так, после научных публикаций профессора Сюзанны Дикельман в 2008-2010 гг., косвенно свидетельствующих о важной роли сна в процессе запоминания информации, библиотеки американских университетов оперативно пересмотрели свое отношение к дремлющим над книгами студентам и стали создавать специальные помещения для кратковременного сна.

что такое смешанная форма обучения в вузе. Смотреть фото что такое смешанная форма обучения в вузе. Смотреть картинку что такое смешанная форма обучения в вузе. Картинка про что такое смешанная форма обучения в вузе. Фото что такое смешанная форма обучения в вузечто такое смешанная форма обучения в вузе. Смотреть фото что такое смешанная форма обучения в вузе. Смотреть картинку что такое смешанная форма обучения в вузе. Картинка про что такое смешанная форма обучения в вузе. Фото что такое смешанная форма обучения в вузе

В 2014 были получены прямые доказательства этой гипотезы. Профессор Нью-Йоркского университета Вэньбяо Гань наблюдал изменения в мозге крысы, происходящие во сне: как выяснилось, именно во время сна образуются новые соединения нейронов, которые отвечают за запоминание информации, полученной перед сном.

По заказу федерального департамента по образованию США специалисты Стэнфордского университета провели анализ более тысячи эмпирических исследований, в которых сравнивалось традиционное, онлайн и смешанное обучение [3]. Результаты анализа позволили авторам утверждать, что в период с 1996 по 2008 год онлайн-обучение не имело значительного преимущества перед традиционными формами обучения. Однако смешанное обучение оказалось значительно эффективнее, чем обучение, полностью происходящее в режиме онлайн. Это исследование существенно укрепило позиции смешанного обучения и придало еще большую динамику его развитию.

Перечисленные выше факторы привели к появлению в сфере электронного обучения отдельного сектора со своим кругом задач и специалистами по созданию и использованию систем смешанного обучения:

что такое смешанная форма обучения в вузе. Смотреть фото что такое смешанная форма обучения в вузе. Смотреть картинку что такое смешанная форма обучения в вузе. Картинка про что такое смешанная форма обучения в вузе. Фото что такое смешанная форма обучения в вузе

Специализация деятельности в системе BL ITyStudio

Главная задача СДО для смешанного обучения

Очевидно, что эффективность смешанного обучения в первую очередь зависит от правильной постановки целей электронного обучения и от возможностей достичь этих целей с помощью конкретной СДО. Четко установить цели можно опираясь на теорию обучения. Однако число таких теорий настолько велико, что это может значительно усложнить процесс.

В рамках смешанного обучения это противоречие разрешается просто: в фазу электронного обучения выносят тестовую проверку знаний, оставив преподавателю более интересную для него работу по измерению уровня творческого потенциала учащегося. Чтобы полностью реализовать в фазе электронного обучения главную формулу поведенческой теории С-Р-П (Ситуация→Реакция→Подкрепление), к каждому тесту фазы, состоящему из «Ситуаций», нужно добавить “Подкрепление”, а также правила ее предоставления в случае неудовлетворительных результатов тестирования (т.е. «Реакции»).

Важно начинать именно с разработки тестов, а затем переходить к созданию самих учебных материалов. При таком подходе уже в самом начале разработки фазы электронного обучения будет четко определено, что должен знать обучаемый после ее прохождения. Это позволит наиболее эффективным образом выстроить сам учебный материал.

Таким образом, создание модулей Ситуация→Реакция→Подкрепление является главной задачей СДО в рамках смешанного обучения.

Как главная задача СДО решается в iSpring

Для создания электронного учебного курса с помощью iSpring вовсе не требуется команда, изображенная на рисунке; достаточно усилий одного преподавателя. Если у него уже есть готовые презентации, аудио и видео, их можно одним кликом загрузить в инструмент для создания курсов iSpring Suite. Из отдельных материалов легко можно собрать готовый электронный курс и разместить его в СДО.

Для создания тестов существует инструмент iSpring QuizMaker, который позволяет создавать аудио- и видеовопросы, добавлять ссылки, изображения и формулы как в вопросы, так и в варианты ответа. Таким образом, с iSpring QuizMaker можно создавать полноценные модули Ситуация→Реакция→Подкрепление.

23 встроенных типа вопросов обеспечивают большое разнообразие представления тестов.Для отдельного вопроса или всего теста можно настроить мультимедийные и текстовые сообщения, несущие справочную или «подкрепительную» информацию.

Процессом тестирования можно управлять с помощью настраиваемых сценариев, задающих:

Готовый тест можно опубликовать в формате Flash для прохождения на компьютере, причем без установки флэш-проигрывателя, или в формат HTML5 для размещения на сайте или просмотра на мобильных устройствах.

Основой инструктивных и подкрепительных материалов для теста может служить презентация, созданная в PowerPoint. При конвертировании этих материалов в формат Flash, iSpring обеспечивает отличную поддержку всех эффектов PowerPoint: анимаций, эффектов перехода, SmartArt-фигур и даже триггер-анимаций и гиперссылок. Полная поддержка триггер-анимаций является уникальной особенностью продуктов iSpring. Кроме того, СДО iSpring Online сохраняет подробную статистику по прохождению каждым студентом учебных модулей.

Смотрите подборку видео о смешанном обучении.

Использование методик смешанного и перевернутого обучения в одной из московских школ:

Профессор Наталия Любомирская анализирует опыт внедрения смешанного обучения в России и за рубежом:

Список источников:

Организуйте полный цикл дистанционного обучения быстро и без лишних затрат. Загружайте курсы, формируйте группы учащихся и получайте подробную статистику обучения.

Подробнее о iSpring Online → что такое смешанная форма обучения в вузе. Смотреть фото что такое смешанная форма обучения в вузе. Смотреть картинку что такое смешанная форма обучения в вузе. Картинка про что такое смешанная форма обучения в вузе. Фото что такое смешанная форма обучения в вузе14-дневная пробная версия

Система дистанционного обучения для бизнеса

Поставит на автопилот развитие сотрудников.
Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.

что такое смешанная форма обучения в вузе. Смотреть фото что такое смешанная форма обучения в вузе. Смотреть картинку что такое смешанная форма обучения в вузе. Картинка про что такое смешанная форма обучения в вузе. Фото что такое смешанная форма обучения в вузе

что такое смешанная форма обучения в вузе. Смотреть фото что такое смешанная форма обучения в вузе. Смотреть картинку что такое смешанная форма обучения в вузе. Картинка про что такое смешанная форма обучения в вузе. Фото что такое смешанная форма обучения в вузе

Редактор iSpring. Рассказываю об инструментах для онлайн-обучения, пишу пошаговые инструкции для разработчиков курсов и перевожу полезные материалы по eLearning.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *