что в итоге позволяет узнать четкая постановка измеримых целей в смешанном обучении
Смешанное обучение в России
Постановка целей — первый и главный этап проектирования. Именно на этом этапе мы принимаем решение о том, чему научится ученик в результате изучения темы. Поэтому планирование происходит в деятельностном залоге.
Основной принцип, используемый при планировании, — это планирование «от конца». Прежде всего учитель должен определить, какие результаты он ждет по завершении изучения определенного фрагмента курса. Планируемые результаты связаны с ответом на ключевой вопрос «Чему научатся (узнают и научатся делать) учащиеся по окончании изучения данного фрагмента курса?». Учебные цели и есть ожидаемые результаты учения. Учебные цели должны быть ориентированы на деятельность учащегося и формулироваться, начинаясь со слова «Учащийся сможет….».
Рекомендуем видео Н.В.Любомирской о постановке целей и планировании в смешанном обучении.
В 2021 году Алексей Наумов провел два семинара для участников группы Смешанное обучение. С материалами семинаров и методическими рекомендациями на основе его семинаров предлагаем ознакомиться ниже.
31.05.2021 — Методический понедельник: 1. Как проектировать курс в смешанном обучении
Для тех, кто планирует в следующем учебном году работать в гибридном или смешанном обучении, мастерская уроков в смешанном обучении подготовила первую методическую встречу. На первом мастер-классе Алексей Наумов вместе с учителями планировал учебные результаты в смешанном обученнии. Для подготовки
1. выберите в курсе следующего года (желательно в начале) одну тему-модуль, которая изучается 1-2 недели и на преподавание которой вы планируете 3-5 уроков по 45 минут
2. сформулируйте учебные цели модуля, а именно подготовьте список измеримых результатов изучения этой темы. Результаты должны быть измеримыми, конкретными, достижимыми, сформулированы с использованием глаголов-действий
3. заполните форму по ссылке (примерное время выполнения домашнего задания 1,5 часа)
Рекомендации от А.Наумова
1. Понимать значение образовательных результатов для направления движения учителя в обучающем процессе, единообразия подходов среди учителей одного предмета одной параллели в конкретной школе, для осмысленного обучения учащихся, для разрешения конфликта с родителями по поводу обучения (повышение аргументированности со стороны учителя).
2. Создавать атмосферу взаимопонимания с учениками, чтобы они были мотивированы к учебе и достижению образовательных результатов.
3. Формулировать образовательные результаты понятным ученикам языком.
4. Формулировать образовательные результаты следует через глаголы действия: начертить, посчитать, сравнить, отметить, применить, выделить, выбрать, сгруппировать и так далее. Т.е. они должны быть проверяемыми и достижимыми.
5. Ранжировать образовательные результаты в соотнесении с мыслительными операциями (таксономия Блума). На примере темы “Супы”:
6. Предъявлять образовательные результаты учащимся в начале модуля с тем, чтобы они знали куда им двигаться на уроке (-ках).
7. Планировать формирующее и констатитирующее оценивании во взаимосвязи с сформулированными образовательными результатами.
07.06.2021 — Методический понедельник: 2. Планирование образовательных результатов (А.Наумов)
Методический понедельник: 2. Планирование образовательных результатов
Второй мастер-класс Алексея Наумова по проектированию уроков в смешанном обучении. Если Вы начинаете или продолжаете работать в смешанном или гибридном обучении, уже попробовали разные образовательные решения, обычно возникает вопрос: «С чего начать?»
— Начинайте с планирования образовательных результатов! — отвечает Алексей Наумов: — Чему научатся дети в результате изучения конкретного модуля/темы?
На этом мастер-классе мы учились составлять план оценивания модуля/темы с учетом разнообразных планируемых образовательных результатов. Для участия в мастер-классе необходимо было выполнить подготовительное задание (доступно по ссылке)
Краткое содержание и рекомендации от А.Наумова
1, Понять, следует ли инициировать изменения в оценивании, если в се работает и в существующем сейчас виде.
2. Определить какой(-им) ценности(-ям) отдается приоритет: ЗУН, личные качества учеников (трудолюбие, упорство в достижении учебной цели и т.д.), их психологическое состояние (социализация, доброжелательная атмосфера и т.д.)
3. Понимать различие между отметкой и оценкой: оценка это индикатор ценности заданных вами предметных/метапредметных/личностных целей; отметка- это маркер того, что движение идет в нужном, заданном направлении ( в баллах или иных показателях)
4. Понимать роль и значение оценки для ученика, его родителей, самого учителя, администрации школы.
5. Прописать критерии формирующего и констатирующего оценивания в виде маркеров, индикаторов, показателей достижения образовательных результатов
6. Довести информацию об оценивании до родителей, чтобы они понимали, что означает любая отметка в вашей системе оценивания и сколько и что должен знать ученик по теме, получая ту или иную отметку.
7. Использовать по возможности родителей, одноклассников, весь школьный коллектив для организации оценивания, например, проектов, творческих работ и т.д.
8. Использовать ИКТ для организации контроля и оценивания базовых знаний по предмету.
9. Организовывать дифференцированную диагностику на уроке для разных по уровню групп.
10. Выстроить систему деятельности на уроке для демонстрации заложенных ранее образовательных результатов ( задания).
Например, для урока ОБЖ ( 1 час в неделю) по теме “Путешествие в городе” с разбивкой по подтемам на 1 месяц:
Возможные варианты планирования системы заданий от участников МК:
вариант 1 — дать теорию на на первом уроке, на втором тестировать знания, на третьем создавать видео истории по теме, на четвертом их просматривать и обсуждать
Комментарий Алексея Наумова:
История была такая, что дети готовят задания, высылают родители, и за задания ставят зачет, если родитель готов отпустить ребёнка по этому маршруту без сопровождающего. Вне зависимости от того, насколько это качественное или некачественное задание, интересна попытка привлечь кого-то со стороны, необязательно правильная, но занятная. Во-первых, это вопрос взаимодействия ребенка и родителя, что всегда хорошо, а во-вторых, родитель вовлекается в образовательный процесс и начинает задумываться о том, что школа преподает.
Мне кажется, что в этой логике видеофиксации есть некий перегруз видео. Может быть, в других школах это не так. Я несколько побаиваюсь давать видеосюжет, потому что на них тратится очень много времени, очень ёмкое задание, особенно потом просмотры. Но если вы знаете как, то здорово. У нас по крайней мере из моего опыта съемка видео — это не часовой курс, это должно быть какая внятнвя история на 2-3 часа, потому что всё-таки домашка по съемке видео — это часа два-три. Может быть, я ошибаюсь.
вариант 2 — настольная игра по теме 1, групповая работа создания заданного маршрута по теме 3 и его сверка с картами гугл или яндекс
темы 2 и 4 — самостоятельное создание учениками настольной игры и заготовки для маршрута
Комментарий Алексея Наумова:
Мне кажется, что здорово, что много игровых форм, в том числе коллективных. Хотел бы две фиксации сделать безоценочных. Первое: сложные формы сами по себе. Мы понимаем, что игровая форма, для того чтобы её провести в классе, потребуется масса ресурсов учителя, как мне кажется. Вторая фиксация: когда мы уходим в игровые формы, есть опасение, риск, что вам будет сложно потом сказать, кто чему научился, а кто не научился, потому что целом команда выиграла, но значит ли это, что каждый в этой команде может это сделать? Поэтому я сам любитель игровых форм как проектных, но здесь есть некий риск, мне показалось, что модель, которая вами предложена, она творческая, направлена на верх пирамиды Блума, но она имеет тот риск, что есть опасения, что многие дети увлекшись этой историей о гибели в метро или, наоборот, не гибели, они пройдут мимо собственно содержательной части, которую они должны выучить. Я не знаю мы это моделируем, но тем не менее есть такое ощущение. Третье: я тоже по своей команде это заметил, что мы всё-таки стремимся сделать так, чтобы в урок никто больше не влезал. То есть в лучшем случае там есть еще дети, но родители или внешние силы, или коллектив школы, другие учителя, как правило, мы хотим локализовать наш предмет. Видимо, это понижает риски того, что случится что-то не так, поэтому вроде бы тема такая для всех интересная, нам регулярно из МЧС бумаги присылают о том, что мы должны проводить какие-то открытые уроки, но по крайней мере в этой модели мы не задействуем внешние ресурсы. Не знаю, хорошо это или плохо, это фиксация. Просто интересно, что, видимо, опасаясь, что что-то может не случиться, мы стараемся надеяться только на себя, в самом худшем случае еще на детей. Им тоже доверия мало, но хоть что-то. Хорошо. Здорово. Повторяюсь, здесь основная фиксация — это риски, система творчества, мне кажется, сильно зашкаливает, риск того, что где-то что-то сломается. Хотя если ОБЖшник очень творческий, тогда почему нет.
Смешанное обучение (из опыта работы)
Разделы: Биология
Ключевые слова: обучение на станциях
Почему ты не учишься? Почему ты не учишь? Все время говорим такие слова ученикам. А у них планшеты, смартфоны. Учащиеся проявляют пассивность на уроке (наблюдают, списывают, решают и т.д.). Учитель что делает? Передает информацию, держит дисциплину.
Мы должны меняться. В этом поможет смешанное обучение. «Смешанное обучение» позволяет добиться того, чтобы дети на собственном опыте познавали мир, а учитель им в этом помогал.
Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения.
Рассмотрим наиболее распространённые четыре базовые модели.
Модель 1. «Перевернутый класс»
Это самая простая модель для реализации, но не всегда «перевернутый класс» отвечает высоким стандартам смешанного обучения.
Основателями являются американские педагоги Аарон Самс и Джонатон Бергман – учителя химии.
«Перевёрнутое обучение» (flipped learning) — это одна из моделей смешанного обучения, при которой вместо домашнего задания учащиеся работают в он-лайн среде с использованием собственных электронных устройств с доступом в Интернет, знакомятся с новым или закрепляют изучаемый материал. Часто при реализации такой модели используются учебные видеоматериалы.
На уроке происходит закрепление изученного и актуализация полученных знаний, которая может проходить в формате семинара, ролевой игры, проектной деятельности и других интерактивных формах. Эту форму часто сравнивают с решением домашнего задания в классе (отсюда и метафора «перевернутого класса»).
Технические требования для реализации: наличие у учащихся дома электронных устройств с доступом к Интернету.
Реализация модели «Перевернутый класс» позволяет:
Используйте перевернутый класс там, где это действительно нужно, сочетая его с другими формами интерактивна и стандартными занятиями.
Модель 2. Ротация станций
Учащиеся распределяются между тремя группами по видам учебной деятельности. Каждая группа работает в своей части класса на своей станции:
В течение урока группы перемещаются между разными станциями так, чтобы побывать на каждой станции. Состав групп от урока к уроку меняется в зависимости от педагогической задачи. Например, одна группа начинает работать под руководством учителя, другая занимается онлайн, третья разбивается на малые подгруппы (пары) и работает над небольшими проектами. Затем группы перемещаются на следующую станцию.
Количество станций может быть и две: станция работы с учителем и станция онлайн-работы. В этом случае рекомендуется проводить отдельно уроки проектной работы или уроки в интерактивной форме не реже, чем каждый 3-4-е уроки. Также можно создать четыре станции, опять же в зависимости от педагогической задачи.
Например, тема урока «Тайны рождения», 8 класс
Задачи урока:
Планируемые результаты обучения:
Деятельность учащихся: знакомство со строением и функциями половой системы через интернет – ресурс; работа с текстом и иллюстрациям учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов
I. Проверка знаний.
Проблема урока: Как обеспечить встречу двух гамет, необходимую для зарождения новой жизни?
II. Изучение нового материала.
Смешанное (гибридное) обучение: все, что вам нужно знать
Смешанное обучение – это не столько инновация, сколько естественное следствие интеграции электронных технологий в традиционное обучающее пространство.
Давайте подробно разберемся в понятии «смешанное обучение» и рассмотрим его преимущества.
Что такое смешанное обучение?
Смешанное или гибридное обучение сочетает в себе лучшее из двух учебных сред — традиционного очного обучения в классе и высокотехнологичного электронного обучения.
Учитывая преимущества обоих видов, вы можете привлечь все типы учащихся — тех, кто лучше учится в структурированной среде, включающей личное взаимодействие с инструктором, и тех, кто предпочитает самостоятельное автоматизированное электронное обучение.
Наверняка в вашей компании или обучающем проекте вы имеете дело с обоими типами учащихся, поэтому смешанное обучение это именно то, что подойдет им всем.
В то время как традиционное очное обучение предлагает возможность для ролевых игр с немедленной обратной связью лицом к лицу, онлайн-обучение предлагает персонализированное, самостоятельное обучение с использованием элементов электронного обучения, таких как формирование навыков, игры, видео, учебные пособия, викторины, доступные в личном кабинете ученика в системе управления обучением (LMS) со смартфона или планшета.
Преимущества смешанного обучения
В последнее десятилетие многие преподаватели органично внедряют смешанное обучение как инструмент для занятий в аудитории и за ее пределами. В том числе и в корпоративной среде.
Успех смешанного обучения обусловлен 5 основными преимуществами:
1. Учет потребностей всех
Смешанное обучение учитывает все типы учащихся, независимо от того, предпочитают ли они знакомый традиционный класс, хотят учиться онлайн или пробуют сочетание того и другого. Без ограничений, присущих аудиторным занятиям или онлайн-курсу, смешанное обучение использует различные методологии, поэтому содержание может быть адаптировано под ученика и оптимизировано под конкретный предмет. Хотя не все очные курсы легко переводятся в цифровой формат, можно переработать существующий контент для онлайн-обучения таким образом, чтобы это дополняло существующий курс.
2. Тенденции обучения и обратная связь
В смешанном обучении используются онлайн- и офлайн-технологии в тандеме, что позволяет преподавателям быстро внедрять новейшие тенденции и методы обучения в учебную программу. Преподаватели также могут использовать встроенные функции аналитики LMS для более глубокого анализа прогресса и успеха учеников на основе полученных данных.
Для учащихся смешанное обучение также предлагает уникальную возможность обсуждать, моделировать и практиковать новые навыки в безопасном месте, так что они не просто смотрят или слышат — они делают. Применяя новые знания вскоре после того как они покинули физический или виртуальный класс, учащиеся помнят то, что они узнали.
3. Снижение затрат
Обучение в классе может показаться более дешевым вариантом по сравнению с разработкой электронного обучения, но подумайте об истинной стоимости очных занятий: время на поездки и командировки сотрудников, оплата инструкторов, оплата перелета и гостиницы могут составлять значительную часть бюджета на обучение.
Смешанный подход к электронному обучению сокращает командировочные расходы и может использоваться снова и снова, что также сокращает время преподавателя.
4. Удовольствие и участие
Смешанное обучение – это интерактивный опыт. Учащиеся усиливают уроки в офлайн, практикуясь в Интернете с помощью различных форматов и носителей информации, каждый из которых ориентирован на определенный стиль обучения. Ученики могут выбирать с каким типом контента они хотят взаимодействовать, как будут практиковать то, что они узнают, и общаться с инструкторами и другими учащимися в любое время и на любом устройстве.
Опыт группового взаимодействия поддерживает вовлеченность учащихся и информирует преподавателей об их успехах и областях, требующих большего внимания.
5. Охват и персонализация
Большие организации сталкиваются с проблемами, связанными с тем, чтобы сделать обучение универсальным, независимо от местоположения филиала. Повтор обучения и командировки также могут быть проблемами, которые легко решаются с помощью смешанного обучения, обеспечивающего обучение всех сотрудников, независимо от того, работают ли они в другой стране или из дома.
Охват всех также означает учет разных уровней подготовки людей. Если все учащиеся имеют разные уровни понимания и опыта, то зачем заставлять их проходить одну и ту же программу обучения? Смешанное обучение создает подход к обучению в формате «шведского стола», позволяя ученикам управлять и выбирать, как и когда они взаимодействуют с учебным материалом. Возможность протестировать знакомую тему или несколько раз прослушать один и тот же подкаст означает, что каждый ученик получает необходимую (и желаемую) подготовку.
Модели смешанного обучения
Когда вы обучаете разнородную группу, практически невозможно адаптировать процесс обучения к каждому ученику. Модель смешанного обучения может помочь вам персонализировать ваш предмет с учетом временных соображений, методов обучения и даже личных предпочтений, но реализация модели смешанного обучения требует больших изменений в вашем отношении к обучению.
Вот некоторые из методов смешанного обучения:
Традиционные учебные занятия под руководством инструктора дополняются технологией, позволяющей учащимся контролировать свой собственный темп обучения. Это ролевые игры, наставничество, практика и обратная связь.
Учащиеся переходят от одной учебной деятельности к другой либо во время структурированного занятия под руководством преподавателя, либо в онлайн-режиме самостоятельно. Это учебные «станции» и перевернутый класс, где ученики отрабатывают урок перед посещением очного обучения.
Это термин, который можно использовать как синоним индивидуального обучения. Получая доступ к своему личному кабинету в системе управления обучением (LMS), ученики контролируют свой путь обучения, выбирая, что им изучать. Инструктор обычно присутствует в качестве наставника, чтобы отвечать на возникающие вопросы.
Одним из самых эффективных способов мотивации учащихся является игра. Получая игровые элементы, такие как очки или уровни, учащиеся чувствуют небольшую конкуренцию и более мотивированы изучать материал в свободное время.
Эта модель смешанного обучения полностью электронная, с минимальным взаимодействием с инструктором или без него, и применяется до, во время или после обучения. Учащиеся могут получить доступ к контенту на мобильных телефонах, ноутбуках или планшетах. Этот метод вовлекает и укрепляет обучение.
Это дополнительный контент в форме вебинаров, шаблонов документов, отраслевых блогов или видеоуроков, который помогает целеустремленным учащимся глубже изучить предмет. Надежная LMS «АнтиТренинги» может объединить различные типы контента в рамках одной системы, чтобы поощрять любопытство и рост учеников.
Эта модель смешанного обучения полностью ориентирована на ученика и происходит в электронной среде. Учащиеся могут общаться с инструктором через чат или электронную почту. Она обеспечивает гибкий график и персонализированное обучение, но не имеет непосредственного взаимодействия с другими типами смешанного обучения.
LMS в этом случае – лучший способ побудить учеников направлять собственное обучение, продолжая при этом следить за процессом и участвовать в обсуждениях в классе.
Лучшие практики смешанного обучения
Смешанное обучение хорошо подходит для изучения большого количества материала курса самостоятельными и заинтересованными учащимися. Но как заставить учеников брать на себя ответственность за свое обучение? Применяя лучшие практики и стратегии смешанного обучения к остальной части учебной программы, вы можете максимально использовать совместные усилия дома и в классе.
Объясните причины использования вами смешанного обучения
Если ваши ученики до конца не понимают причины объединения самостоятельного и обучения в аудитории, вы можете потерять их с первого дня. Вместо этого найдите время, чтобы объяснить, почему вы выбрали смешанное обучение в качестве учебного метода. Возможно, вы уважаете то, что ваши ученики учатся с разной скоростью, и уважаете их время; или вы предпочитаете проводить время в аудитории, применяя концепции на практике и участвуя в диалоге.
Включайте разнообразные занятия
Постарайтесь учесть все пожелания учеников: например, некоторые предпочитают учиться читая, а другие добиваются лучших результатов на практике. Не существует единого метода эффективного обучения, но включение разнообразных видов деятельности, таких как групповые обсуждения, онлайн-викторины и игры способствует вовлечению учеников во все виды обучения.
Интернет
У вас и ваших учеников есть самый мощный инструмент обучения всех времен, который всегда под рукой – это Интернет. Зачем писать вопрос на доске, если можно показать увлекательное видео? Попросите учащихся посмотреть видео в свободное время, а затем вынесите на обсуждение вопросы по нему в классе на следующий день. Зачем рассказывать ученикам о факте, если можно попросить их провести исследование дома и отчитаться о нем в аудитории?
Или попробуйте онлайн-тему в сочетании с быстрой презентацией в классе. Когда учащиеся получают возможность применить свои новые знания, то они лучше усваиваются.
Смешанное обучение эффективно, потому что учащиеся не просто смотрят или слышат – они делают. Применяя новые знания вскоре после того как они покинули физический или виртуальный класс, учащиеся сохраняют то, что они узнали, что является беспроигрышным для всех.
Как начать смешанное обучение?
Сделайте шаг назад и подумайте, что дает ваше обучение и чему вы хотите, чтобы ученик научился. Вы, вероятно, уже знаете это, так как разработали занятия под руководством инструктора. Используя свой опыт и помощь инструкторов, спросите себя: в чем сложности?
Почти каждый тренер скажет вам, что есть аспекты их программ, которые являются трудными как для них самих, так и для учеников. Подумайте о сухой фактической информации, такой как технические характеристики, информации о соответствии или сложной серии шагов, для выполнения которых может потребоваться практика. Это ваш пробел: что вы можете взять из занятий под руководством инструктора и внедрить в электронном обучении, чтобы учащиеся могли учиться и практиковаться в свободное время и в своем собственном темпе?
Современные подходы к обучению позволяют разработать несколько действительно интересных и увлекательных способов проведения этой оценки, благодаря чему электронное обучение и контент под руководством преподавателя отлично дополняют друг друга.
Перенос части содержания курса в электронный формат также приносит пользу занятиям под руководством инструктора, позволяя преподавателям больше сосредоточиться на применении знаний или на более сложных задачах. Электронное обучение может предоставить информацию о том, «что», в то время как материалы под руководством инструктора могут сосредоточиться на том, «как».
Платформа «АнтиТренинги» позволит вам систематизировать ваше электронное обучение. Загружайте видеоуроки, инструкции и шаблоны, чтобы ваши ученики могли закрепить полученные знания на уроке в аудитории или подготовиться к практике, которую вы подготовили для них в офлайн. Аналитика на сервисе позволит вам отслеживать успеваемость каждого учащегося, вовремя помочь и поддержать при необходимости.
Готовы попробовать смешанное обучение? Ваши ученики будут благодарны за то, что вы учитываете их пожелания и предлагаете им обучение, которое лучше всего работает именно для них.