что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников

Как ребенок учится читать? Об основных этапах и продолжительности обучения чтению дошкольников

что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Смотреть фото что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Смотреть картинку что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Картинка про что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Фото что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников

Обучение чтению обычно является индивидуальным процессом и должно включать некоторые этапы.

Этапы обучения чтению.

1 этап. Начинает узнавать и правильно называть отдельные буквы (в т.ч. согласные без добавления гласных). В конце этого этапа он начинает читать обратные слоги и слова типа ОН, ОХ, АЙ, ЭХ.

2 этап. Осваивает слоги-слияния и читает короткие слова типа РА-МА, ЛА-ПА, АР-КА.

3 этап. Учится читать трехбуквенные слоги или слова типа согласная-гласная-согласная и гласная-согласная-согласная (например, ВОЗ и ЁРШ).

4 этап. Учится читать короткие слова с мягким знаком (например, ЕЛЬ, МОЛЬ, ТЕНЬ).

5 этап. Учится читать слоги и слова типа согласная-согласная-гласная и согласная-согласная-гласная-согласная (например, КТО, КЛУБ).

6 этап. Читает 5-6 буквенные слова, разделенные на слоги.

7 этап. Читает длинные слова и предложения.

8 этап. Осваивает твердый знак ъ.

9 этап. Читает короткие тексты.

Взрослым также важно понимать, что параллельно с обучением чтению надо решать ещё 2 задачи:

1 задача. Учить ребенка звукобуквенному анализу (то есть переходу от звука к букве) и правильному подбору букв при записи слов, не требующих знания правил русского языка.

2 задача. Научить ребенка понимать (осмысливать) прочитанное. Вначале он должен учиться понимать отдельные слова, позднее предложения и тексты.

Выделим здесь особо, что очень многие дети с трудом осваивают чтение слогов-слияний. На нашем сайте Вы сможете найти множество подсказок взрослым, как «безболезненно» обучить ребенка читать слоги-слияния. Для упрощения этой задачи рекомендуем Вам приобрести наш «Букварь-тренажер. Часть 1», в котором Вы найдёте упражнения для обучения чтению и развития навыка чтения слогов—слияний в словах простой структуры, где все слоги не превышают двух букв.

О продолжительности обучения чтению

Детей дошкольного возраста по легкости обучения чтению условно можно разделить на 3 группы (здесь не будет речи о детях с задержкой психического развития и других психических отклонениях).

1 группа: Легко обучаемые дети.

2 группа: Дети со средними способностями к обучению чтению.

3 группа: Дети, с трудом осваивающие процесс чтения и понимания текста.

Обучение чтению детей 1 группы может быть беспроблемным и быстрым не только для педагогов, но и для родителей, если они не допускают грубых ошибок (например, не делят слоги-слияния на отдельные буквы).

Продолжительность обучения чтению детей 2 и 3 группы может быть очень большой, однако ни в коем случае таким детям нельзя «вешать ярлыки» типа «тупица», «бестолковый» и т.д. В дальнейшем такие дети могут вполне успешно учиться в общеобразовательных школах. Приведу пример из собственного опыта: один из моих соседей по даче, дошкольник 5 лет с большим трудом обучался чтению слогов-слияний. Оказалось, что у его отца была подобная же проблема в детстве. А в 11 классе этот мальчик уже был призером Республиканской Олимпиады по одному из гуманитарных предметов, очень хорошо сдал ЕГЭ и легко поступил в престижный ВУЗ. А ведь начинал обучение чтению он очень проблемно!

Итак, прошу молодых родителей не торопиться с выводами типа «этот ребенок глупенький, тупой…», нужно терпеливо искать вариант обучения, подходящий для Вашего единственного и неповторимого ребенка.

Взрослым очень важно помнить, что следствием его правильного поведения при обучении чтению должно быть не только достижение беглого и осмысленного чтения ребенка, возможности самостоятельной записи слов и предложений, но и сохранение интереса и желания учиться.

Источник

Курс занятий по раннему обучению чтению детей дошкольного возраста «Абвгдейка»

что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Смотреть фото что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Смотреть картинку что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Картинка про что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Фото что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников Виктория Мелентьева
Курс занятий по раннему обучению чтению детей дошкольного возраста «Абвгдейка»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«АБВГДейка»

Мелентьева Виктория Андреевна

«Раннее обучение чтению детей дошкольного возраста АБВГДейка»

Он взрослых изводил вопросом «почему?»

Его прозвали «маленький философ»,

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом «почему?».

Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решать задачи. Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.

Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного раннего развития ребенка.

Результативное обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей детей. В 4-5 лет дети уже могут анализировать свойства окружающих их предметов. Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам, поэтому можно начинать подготовку к обучению чтению. Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры которые способствуют освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики.

Ребенок, который начал читать в раннем возрасте, безусловно,имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником:

— читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;

чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;

— многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, то поможет ему в будущем правильно писать;

Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни,взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка

Научиться читать не так-то просто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова, это ещё не всё. Из опыта своей работы могу сказать, что некоторые дети так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. С такими детьми нужна дополнительная работа.

Стараюсь обучить чтению на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время провожу и целенаправленную работу по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.

Целью данной Программы Создание условий для осмысленного и осознанного обучения детей чтению в игровой форме.

Для реализации поставленной цели определены следующие:

— Способствовать развитию умения работать с полным составом звуков и букв русского языка.

— Создавать условия для аналитико-синтетическому слияния слоговых сочетаний – чтению.

— Способствовать развитию мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.

— Создавать условия для применения полученных знаний, умений и навыков в познавательной деятельности.

— Способствовать развитию воспитания культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.

Процесс обучения чтениюстроится на общедидактических и специфических принципах:

— принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;

— принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;

— принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;

онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

Программа предназначена для детей 4 – 7 лет.

Обучение чтению при возрастных особенностях для детей от (4-5 лет):

— подготовка к обучению чтению: обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей ребенка, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.

— учим буквы: полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка.

— запоминаем слоги: научить читать с помощью заучивания системы единиц чтения – слогов-слияний, заучивать слоги нужно по той же схеме,которая используется при заучивании букв: многократное называние слога взрослым, поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием, самостоятельное называние – «чтение» слога

К концу первого года обучениядети приобретают умения:

сочетание двух гласных;

сочетание гласного с согласным в обратном слоге;

сочетание согласного с гласным в прямом слоге;

односложные слова по типу СГС (согласный-гласный-согласный);

двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;

двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов;

К концу второго года обучениядети приобретают умения:

читать односложные слова со стечением согласных;

простое двусоставное предложение без предлога;

простое предложение с предлогом;

доступные по содержанию тексты (небольшие рассказы, стихотворения, сказки);

отвечать на вопросы, понимать прочитанное, пересказывать прочитанное;

Принципы построения программы:

— учет индивидуальных особенностей и возможностей детей

— положительная оценка любого достижения ребенка

— проведение занятий с учетом специфики дошкольного возраста

Ведущая деятельность – игровая, продуктивная (рисование, лепка, обводка, раскрашивание, штриховка и т. д.)

Формы и режим занятий.

Основной формой работы с детьми являются (занятия, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей:

— от 4-5 лет – 2 раза в неделю по 20 мин

В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.

Структура занятия

Задание «Произнеси звук»

Задание «Опиши звук».

Игра «Кто дольше протянет звук»

Игра «Составь букву»

Всего 72 занятия 32 часа в год.

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ

Месяц № п/п Тема занятия Цель занятия Навыки чтения

ноябрь 1 «Знакомство: Слыш» развитие речевого и фонематического слуха дошкольников Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование мотивации к занятиям

2 «Встреча Слыша и Буковки» совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников

знакомство дошкольников с буквой «А» развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

4 «Звук и буква «У»» формирование у детей стойких представлений о букве «У».

5 «Сочетание «АУ»» развитие навыков звукового анализа и синтеза слоговых сочетаний Чтение сочетания «АУ»

6 «Сочетание «УА»» Закрепление навыков и умений звуко-слогового анализа и синтеза Синтез звуков [У] и [А]

7 «Звук и буква «О»» знакомство со звуком и буквой «О», совершенствование артикуляционной моторики

развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

8 «Звук и буква «И»» совершенствование артикуляционной моторики, развитие интонационной стороны речи

Синтез звуков [И] и [А]

10 «Звук и буква «Ы»» познакомить дошкольников с буквой «Ы» Развитие фонематического восприятия; закрепление верно произношения звуков

11 «Звук и буква «Э» сформировать представления у детей о звуке и букве «Э»

12 «Звуки [М] и [М’], буква «М»»

научить дошкольников правильному произношению звуков [М] и [М’], различению буквы «М» Чтение слогов: ам, ум, ом, им, ым, эм

Чтение слов: ум, мама, мимо, му-му

13 «Звуки [Б] и [Б’], буква «Б»»

сформировать представления дошкольников о звуках [Б] и [Б’], познакомить с буквой «Б»

Чтение слогов: ба, бо. бу, бэ, бы, би

Чтение слов: бум, бом, бам, бим

14 «Звуки [П] и [П’], буква «П»»

сформировать представления у детей о звуках [П] и [П’], их графическим обозначением

Чтение слогов: ап, оп, уп, ып, эп, ип.

Чтение слов: папа, пума, пимы

15 «Звуки [Ф] и [Ф’], буква «Ф»»

познакомить дошкольников со звуками [Ф] и [Ф’ ], с обозначаемой их буквой «Ф».

Чтении слогов: фа, фо, фу, фы, фэ, фи

Чтение слов: Фома, Фима, фифа, миф, пуф, Уфа, мифы

16 «Звуки [В] и [В’], буква «В»»

научить дошкольников различению звуков [В] и [В’], познакомить с соответствующей буквой «В»Синтез слогов: ва, во, ву, вы, вэ, ви

Синтез слов: ива, увы, ивы, Вова, Вовы, пава, вам

17 «Звуки [Т] и [Т’], буква «Т»»

познакомить дошкольников со звуками [Т] и [Т’], соответствующим этим звукам графическим символом Чтение слогов: ат, от, ут, ыт, эт, ит

Чтение слов: : боты, бита, вата, Тима, фото, Тата, Тома, маты, это, эти

январь 18 «Звуки [Д] и [Д’], буква «Д»»

обучить детей различению звуков [Д] и [Д’], сформировать представления о букве «Д».

Чтение слогов: да, до, ду, ды, дэ, ди

Чтение слов: дома, дата, дубы, Дима, вода, дама, дума, мода, ода, иди

19 «Звук [Н], [Н’] и буква «Н»»

познакомить дошкольников со звуками [Н] и [Н’], буквой «Н»Синтез слогов: ан, он, ун, ын, эн, ин

Синтез слов: Ната, Нина, мина, тина, пони, пан, тон, нам, Дон, туман

20 «Звуки [К] и [К’], буква «К»»

сформировать представления о звуках [К] и [К’], букве «К» Чтение слогов: ак, ук, ок, ык, эк, ик

Чтение слов: Капа, мука, Кама, кума, Куба, маки, кино, куда, кипа, Ника

21 «Звуки [Г] и [Г’], буква «Г»»

научить детей различению звуков [Г] и [Г’], закрепить представления о букве «Г»Синтез слогов: га, го, гу, гы, гэ, ги

Синтез слов: гага, губа, губы, годы, ноги, нуга, Гога, бумага, гамак, гам

февраль 22 «Звуки [Х] и [Х’], буква «X»»

познакомить дошкольников со звуками [Х] и [Х’], с их графическим обозначением – буквой «Х» Чтение слогов: ах, ох, ух, эх, ых, их

Чтение слов: хата, муха, тихо, духи, ухо, уха, эхо, мох, хохот, хобот

23 «Звуки [С] и [С’], буква «С»»

Чтение слов: совы, бусы, сова, сани, косы, носы, сады, киса, соки, гуси

24 «Звуки [З] и [З’], буква «3»

познакомить дошкольников с новыми звуками [З] и [З’], обозначаемой их буквой – «З» Чтение слогов: за, зу зо, зы, зэ, зи

Чтение слов: зубы, тазы, козы, ваза, газон, бизон, музыка, низина, мимоза, Зина

сформировать представления у дошкольников о звуке и букве «Ш»Синтез слогов: ша, шу, шо, шэ, ши

Чтение слов: шаги, шипы, шина, шуба, Маша, Даша, Миша, шапка, мышка, камыши

сформировать представления дошкольников о звуке и букве «Ж».

Чтение слогов: жа, жу, жо, жи, жэ

Синтез слов: жаба, ножи, кожа, вижу, хожу, жатва, пижама, вожди, вожак, жди

научить дошкольников верному произношению звука [Ч], синтезу слоговых сочетаний, содержащих изучаемый звук Чтение слогов: ач, оч, уч, эч, ич

Чтение слов: чай, часы, туча, дача, чайка, дочка, очки, бочка, чижик, бочонок

познакомить детей со звуком и буквой «Ц»Синтез слогов: ац, оц, уц, эц, ыц, иц

Синтез слов: овцы, овца, цыпа, нал, цокот, цапка, цикада, цинга, цинк, синица

научить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук «Щ» Чтение слогов: ащ, ош, ущ, эщ, ыщ, ищ

Чтение слов: щи, ищи, пища, щука, пищит, овощи, тащи, тащит, угощу, ищу

30 «Звуки [Л] и [Л’], буква «Л»»

познакомить детей со звуками [Л] и [Л’], обозначаемым их графическим символом – буквой «Л» Чтение слогов: ал, ул, ол, эл, ыл, ил

Чтение слов: лак, лама, лапа, лупа, луна, лужа, мыло, лопата, полка, ландыш

март 31 «Звуки [Р] и [Р’], буква «Р»»

обучить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звуки [Р] и [Р’]Синтез слогов: ра, ро, ру, ры, рэ, ри

Синтез слов: руки, роза, рабы, ранка, дорога, гром, кран, барабан, рис, риск

познакомить дошкольников со звуком и буквой «Й» Чтение слогов: ай, ой, уй, эй, ый, ий

Чтение слов: дай, лай, майка, сайка, зайка, сойка, Зойка, мойка, байка, лайка

Буква «Е» познакомить детей со звуком и буквой «Е» Буква для чтения: «Е»

Слова для чтения: ем, еда, Ева, Егор, пена, Вера, небо, сено, перо, лес.

34 Буква «Ё» познакомить дошкольников со звуком и буквой «Ё» Буква для чтения: «Ё»

Чтение слов: ёж, ёрш, ёлка, мёд, лён, тётя, Сёма, Лёня, чёлка, котёл.

сформировать представления у детей о звуке и букве «Я»Буква: «Я»

Чтение слов: Яша, Яна, мясо, яблоко, яма, яхта, ярко, ясно,

36 Буква «Ю» научить детей различению звука и буквы «Ю», синтезу слоговых сочетаний, содержащих этот звук. Буква для чтения: «Ю»

Чтение слов: юла, юг, Юля, Нюра, юбка, Юра, люк, союз, Люба, юрта.

сформировать стойкие представления у дошкольниках о буквах [Ь] и [Ъ] Слова для чтения«ь»): пень, мать, боль, топь, рысь

Слова для чтения«ъ»): съел, въехал, подъехал, объехал, съела

38 Обобщающее занятие закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения Чтение слов и коротких фраз.

Раннее обучение чтению детей дошкольного периода при правильно подобранной методике и с использованием специальных наглядных пособий обеспечивает формирование условий для успешного обучения в школе.

Овладение началами грамоты важный этап в умственном и речевом развитии детей. Обучаясь чтению, печатанью, дети учат довольно сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи, делят предложения на слова, слова на слоги, а слоги на звуки. Приобретая элементарные технические навыки чтения, учатся понимать смысл написанных слов, коротких предложений.

Обучение чтению способствовало развитию произвольности психических процессов, т. к. усвоение грамоты обусловлено высокой степенью произвольности акта чтения: необходимо произвольно сосредоточить зрительное внимание на читаемом отрезке слова и распределить внимание на всем читаемом слове или предложении.

Ознакомление с графическими знаками (буквами) помогает наглядно увидеть, что наша речь состоит из слогов, слов, предложений. Знакомство с буквами при помощи рисунков-символов, шуточных стихов способствует формированию оптико-пространственного образа букв. Печатанье букв, слогов, слов, предложений стало возможным при достаточном развитии тонкой моторики.

Методы и приемы, использованные при обучении чтению, способствуют развитию у детей познавательных способностей, что позволит в дальнейшем избежать ошибок при чтении и письме во время обучения в школе.

Источник

Обучение грамоте дошкольников «Как правильно научить ребенка читать»

что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Смотреть фото что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Смотреть картинку что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Картинка про что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Фото что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников Наталия Коваленко
Обучение грамоте дошкольников «Как правильно научить ребенка читать»

Многие родители все чаще задаются вопросом, когда, в каком возрасте можно начинать учить ребенка читать. Но мало кто задается вопросом, как правильно научить ребенка читать?

Для современных детей обучение грамоте должно начинаться не раньше 5 лет, но и не позже 7 лет. Учитывая высокий образовательный уровень родителей и современную цифровую среду, начинать обучение чтению в 7 лет уже поздно. В 7 лет дети идут в школу, и современная школа не требует, но предполагает, что ребенок придет в школу уже читающий! И статистика показывает, что 80% детей приходят в школу уже читающие.

Почему учить читать не позже 7 лет- это понятно, но почему не раньше 5? А как же множество методик по раннему обучению чтению чуть ли не с 2 лет?

Что такое чтение? Чтение-это сложный психофизиологический процесс. Это прежде всего интеллектуальная деятельность. Эта деятельность подчиняется определенным законам, и их надо учитывать!

Нервная система ребенка запрограммирована генетически на определенные стадии созревания структур головного мозга. Например, до 5-6 лет малыш не способен усваивать абстрактные образы. Понять в 3-4 года, что такое «звук», «буква», «слово», «слог», ребенок просто не в состоянии. Да, возможно, он сможет сложить буквы в слог, если сможет механически запомнить их написание. Но прочесть простенькое предложение до конца и понять, о чем в нем говорится, сможет едва ли один трехлетний малыш из ста. Он просто забудет его начало, еще не дойдя до точки.

Готовность к обучению грамоте, к овладению грамотой,определяет ряд компонентов:

1. Сформированность зрительного и слухового восприятия (чтение начинается со зрительного восприятия графических символов – букв)

2. Сформированность фонематического слуха.

3. Сформированность фонологического анализа и синтеза (это важный компонент- умение определить количество и последовательность звуков в слове).

4. Развитие устной речи.

Сформированность всех этих компонентов является залогом успешного освоения навыка чтения.

Но очень часто,ребенок психологически и физиологически готовый к обучению чтению оказывается вне поля профессионального внимания. Кто учит ребенка читать? Как правило, это бабушки, дедушки, мамы, дополнительные кружки или развивающие центры. И хорошо, если в этих центрах работают профессионалы.

Чтение включает в себя 2 стороны: техническую и смысловую.

Техническая сторона необходима, но не является единственной необходимостью.

Начинается чтение с технической стороны, со зрительного восприятия графических символов – букв., затем происходит соотнесение символов с акустическим эталоном (звуком, слогом, словом, затем следует соотнесение прочитанного с действительностью, формируется образ прочитанного понимание. Это уже смысловая сторона чтения!

Чтение – это сканирование графического материала в определенном направлении. Расположение графического материала для чтения зависит от особенностей конкретного языка на котором оно осуществляется.

На русском языке мы читаем слева направо строчками сверху вниз. А на арабском языке читают справа налево, на японском снизу вверх.

Чтение в определенном направлении – это так называемое эффективное движение глаз.

Правильное чтение предполагает, что глазки у ребенка двигаются справа налево строчками сверху вниз.

При обучении детей чтению мы, как правило, пользуемся различными пособиями. Не все пособия отвечают этим требованиям, а именно правильным расположением графического материала! Неправильное расположение графического материала для зрительной обработки приводит к визуальной дезориентации и негативно сказывается на формировании эффективных движений глаз при чтении.

Многие авторы пособий считают, что чем ярче картинка, чем замысловатей образ буквы, тем легче ее запомнить ребенку. Вовсе нет.

Графический материал для чтения не должен включать никаких дополнительных знаков, затрудняющих целостное восприятие букв, слогов, слов.

Очень часто в различных пособиях мы можем встретить буквы, которые изображены в виде животных, растений. Буквам пририсовывают глазки, ручки, ножки. Буквы подчас располагаются лесенкой, по кругу, рисуются стрелочки, палочки и т. д. Это очень затрудняет узнавание графического образа буквы.

Мы подробно остановились на технической стороне чтения, на распознавании графических символов.

Цель чтения и письма – научиться понимать и передавать смысл!

И сейчас мы перейдем ко второй стороне чтения – к смысловой.

Оптимальной единицей зрительного восприятия должно стать слово. Потому, что только на уровне слова произойдет опознание его смысла. Чтобы у ребенка правильно формировалась смысловая сторона чтения, он должен как можно раньше познакомиться с этой зрительной единицей т. е со словом.

Чтобы научить детей правильно читать, мы должны учитывать ряд особенностей, которые присущи русской графической системе. Если их не учесть, мы получим не только неправильно сформированный навык чтения, но и дидактическую дисграфию и дислалию, нарушение письма и чтения, обусловленные неправильным обучением.

Мы знаем, что русское письмо является звуко-буквенным. Полного соответствия звуков буквенному алфавиту нет. Букв значительно меньше, чем звуков. Многие буквы у нас многозначные, а это значит, что в зависимости от определенной позиции, могут обозначать разные звуки. Ударение не фиксируется на письме.

И в связи с этими графическими особенностями ребенок сталкивается с определенными трудностями при обучении чтению.

К объективным трудностям в овладении чтением относятся:

— чтение слогов слияний. Для того, чтобы прочитать буквосочетание МА- последняя фаза произнесения согласного должна быть максимально слита с первой фазой произнесения гласного звука!

Учитывая многозначность букв, мы должны обратить внимание на последующий гласный (от этого будет зависеть мягким или твердым будет звук, который мы произносим).

Это относится с прочтению слогов-слияний с йотированными гласными (Е,Е,Ю,Я).

Именно поэтому знакомство с этими буквами отводится на последний этап обучения чтению. По этой же причине на последний этам отводится и знакомство с разделительными Ь и Ъ знаками.

Правильное прочтение слогов слияний-это тот самый камень преткновения, с которым мы сталкиваемся при обучении чтению. Если мы научили ребенка правильно читать слоги-слияния, то самое трудное уже позади.

Ошибочно учить ребенка побуквенному чтению. При таком подходе ребенку сложно уловить смысл слов, которые он читает, и чем длиннее слово, чем большую трудность испытывает ребенок.

Еще одной, очень грубой ошибкой является знакомство детей с алфавитным названием букв (А, БЭ,ВЭ,ГЭ,ДЭ….) При чтении, ребенок, который заучил алфавитные названия букв начинает читать, используя эти знания (МЭА-МЭА, вместо МАМА, О-СЭА, вместо ОСА).

Поэтому при изучении букв, мы произносим звук, который она обозначает, а не ее алфавитное название!

Буквы мы видим, а звуки мы слышим и произносим. Поэтому мы показываем букву, а произносим звук. Тем самым ые будем усложнять процесс обучения чтению.

Ни в коем случае мы не даем понятие о том, что йотированные гласные обозначают 2 звука, и уж тем более не может быть и речи о транскрипции этих букв, чем тоже часто грешат различные пособия. А также не допустим звуковой анализ и синтез с этими гласными. Со всеми этими тонкостями дети познакомятся позже, когда овладеют навыком чтения.

Еще одна сложность чтения в русском языке – это арфоэпическое чтение (несовпадение произношения с написанием). Это такие слова, как ЯИЧНИЦА, СЕГОДНЯ, ЗДРАВСТВУЙТЕ).С прочтением этих слов мы знакомим ребенка уже в более поздние сроки.

ВЫВОД: обучение грамоте по современным и наиболее эффективным методикам,основывается на основных лингводидактических пинципах:

— отказ от алфавитного порядка при изучении букв, сначала мы знакомим детей с гласными А,У,О,Ы

— отказ от знакомства с алфавитным названием букв

-грамотное, правильное визуальное расположение материала

— знакомство с буквами Е,Е,Ю,Я на последних этапах формирования навыка чтения

— знакомство с Ъ иЬ знаками также отводится на последний этап обучения

— отказ от навыка транскрипции.

что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Смотреть фото что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Смотреть картинку что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Картинка про что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Фото что включает в себя процесс обучения чтению дошкольниковБуклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Литвинова Яна Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи,.

что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Смотреть фото что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Смотреть картинку что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Картинка про что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Фото что включает в себя процесс обучения чтению дошкольниковДидактическая игра по грамоте «Веселый Гном учится читать» Чтобы усовершенстовать навык чтения слогов,предлагаю вами провести с воспитанниками игру «Веселый Гном учится читать» Мы сделали на тканевых.

что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Смотреть фото что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Смотреть картинку что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Картинка про что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Фото что включает в себя процесс обучения чтению дошкольниковДидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать» В публикации представлен демонстрационный материал для занятий по обучению грамоте детей с нарушениями речи. Подобранные игровые упражнения.

что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Смотреть фото что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Смотреть картинку что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Картинка про что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Фото что включает в себя процесс обучения чтению дошкольниковДистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Консультация для родителей «Как хочется научить ребёнка читать!» (подготовительная группа) Привить ребёнку любовь к чтению сложно,вокруг компьютеры,планшеты и т. д,но это необходимо сделать,причём приучать ребёнка необходимо с раннего.

что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Смотреть фото что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Смотреть картинку что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Картинка про что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Фото что включает в себя процесс обучения чтению дошкольниковКонсультация для родителей «Как научить детей читать?» Доброе время суток, уважаемые коллеги! Приглашаю на свою консультацию для родителей по обучению чтению детей. Все родители хотят, чтобы.

что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Смотреть фото что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Смотреть картинку что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Картинка про что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Фото что включает в себя процесс обучения чтению дошкольниковКонсультация для родителей «Как научить ребенка читать, уважать и понимать книгу» Консультация для родителей: «Как научить ребенка читать, уважать и понимать книгу». Данная консультация для родителей о том, как научить.

Протокол №2 круглого стола с родителями «Можно или нельзя. Как научить ребенка правильно реагировать на слово «нельзя» Круглый стол – дискуссия с родителями в 1 младшей группе «Пчелка» МБДОУ «ДСОВ «Лесная сказка» Тема: «Можно или нельзя. Как научить ребенка.

что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Смотреть фото что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Смотреть картинку что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Картинка про что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Фото что включает в себя процесс обучения чтению дошкольниковКонсультация для родителей «Как научить ребенка игре в шашки и шахматы. Дистанционное обучение дошкольников» Консультация для родителей «как научить ребенка игре в шашки и шахматы». Дистанционное обучение дошкольников. Обучение игры в шахматы.

что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Смотреть фото что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Смотреть картинку что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Картинка про что включает в себя процесс обучения чтению дошкольников. Фото что включает в себя процесс обучения чтению дошкольниковСоветы родителям «Как научить ребёнка правильно вести себя в магазине» «Купи, купи, хоть что-нибудь купи!» – такие крики с плачем, к сожалению, часто можно услышать в магазине. Многие молодые родители сталкиваются.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *