что выбрать веление чувства и подсказку разума

Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Примеры написания сочинений по литературе по направлению «Разум и чувства». Некоторые сочинения школьные, и использовать как готовые образцы на итоговом сочинении не рекомендуется. Данные работы можно применять для подготовки к итоговому сочинению. Они предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения. Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

Сочинение на тему «Разум и чувство»

Разум и чувство…Что же это такое? Это две важнейшие силы внутреннего мира человека, которые нуждаются друг в друге. Душа человека очень сложна. Бывают ситуации, когда чувства преобладают над разумом, а иногда разум берет вверх над чувствами. Не зря Люк де Клапье Вовенарг говорил: «Разуму не постичь надобностей сердца». Ведь действительно человек при всем желании не способен управлять настоящими чувствами, которые затмевают противоречащий им разум.

Такой сюжет мы можем наблюдать в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», где главный герой Евгений Васильевич Базаров, будучи нигилистом, отрицал буквально всё вплоть до любви. Его внутренний принцип был против всякой романтики, чувств. Он считал это «белибердой, непростительной дурью…». Решающей чертой, ставшей наперекор его взглядов, была встреча с Анной Одинцовой, женщиной, которая была не такая как все. Герой искренне влюбляется в неё, но эти чувства являлись для Евгения неприемлемыми и страшными. У Анны же не было таких сердечных склонностей, какие были у Базарова. Он всячески пытался это скрыть, ведь управлять его жизнью ранее было под силу лишь рассудку. Герой не мог контролировать всем происходящим, потому что борьба разума и сердца делала своё дело. Но наконец-то признавшись в любви Одинцовой, получает отвержение. Это приводит Базарова к первоначальным принципам, где душевные порывы являются просто вздором по сравнению с рассудком. Но не бывает такого, чтобы любовь просто гасла, хоть и перед смертью, но в Евгении она все-таки разгорается и встает против его разума, в итоге побеждая. Он вновь вспоминает о любви к Анне, так как рассудку никогда не постичь сердца.

Еще одним из ярких примеров противоборства разума и чувства является произведение Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Главной героиней повести является сентиментальная бедная крестьянка Лиза, которая влюбляется в богатого дворянина Эраста. Казалось, что их любовь никогда не прекратится. И вот уже чувствительная девушка полностью отдается своему возлюбленному, её сердце берет вверх над разумом. Но, к сожалению, чувства молодого дворянина постепенно охладевают, и вскоре он уезжает в военный поход, где проигрывает всё состояние и по принуждению женится на богатой вдове. На этом терпение Лизы не выдерживает, и она прыгает в пруд. Ведь для девушки поступок любимого был сильным ударом, приносившим душевную боль, избавиться от которой она хотела лишь самоубийством. Её разум противоречил такому ходу событий, но осилить пылкое чувство ему не удалось.

Таким образом, борьба двух важнейших сил внутреннего мира человека это один из самых сложных процессов в душе каждого. Или чувство превосходит разум или разум чувства. Такие противоречия являются бесконечной дуэлью. Но всё же разуму никогда не постичь искренних чувств.

Сочинение на тему «Разум и чувство»: гармония или противоборство? (по произведениям А.Алексина, А. Пушкина)

«Разум и чувства: гармония или противоборство?» (Шамфор)

Разум и чувства: гармония или противоборство? Думается, на этот вопрос не существует однозначного ответа. Конечно, бывает так, что разум и чувства сосуществуют в гармонии. Более того, пока есть эта гармония, мы подобными вопросами не задаемся. Это все равно что воздух: пока он есть, мы его не замечаем, а вот если его не хватает… Однако бывают ситуации, когда разум и чувства вступают в противоборство. Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни ощущал, что у него «ум с сердцем не в ладу». Возникает внутренняя борьба, и трудно предположить, что возьмет верх: рассудок или сердце.

Так, например, в повести А.Алексина «А тем временем где-то…» мы видим противоборство разума и чувств. Главный герой Сергей Емельянов, случайно прочитав письмо, адресованное отцу, узнает о существовании у того бывшей жены. Женщина просит о помощи. Казалось бы, Сергею нечего делать в ее доме, и разум подсказывает ему просто вернуть ей ее письмо и уйти. Но сочувствие горю этой женщины, покинутой когда-то мужем, а теперь и приемным сыном, заставляет его пренебречь доводами рассудка. Сережа решает постоянно навещать Нину Георгиевну, помогать ей во всем, спасать от самой страшной беды – одиночества. И, когда отец предлагает ему поехать на каникулах к морю, герой отказывается. Да, конечно, поездка на море обещает быть увлекательной. Да, можно написать Нине Георгиевне и убедить ее, что она должна поехать в лагерь с ребятами, где ей будет хорошо. Да, можно пообещать приехать к ней на зимних каникулах. Все это вполне разумно. Но чувство сострадания и ответственности берут в нем верх над этими соображениями. Ведь он обещал Нине Георгиевне быть рядом с ней и не может стать ее новой потерей. Сергей едет сдавать билет на море. Автор показывает, что чувство сострадания побеждает.

Обратимся к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Автор рассказывает о судьбе Татьяны. В юности, полюбив Онегина, она, к несчастью, не находит взаимности. Татьяна проносит свою любовь через годы, и вот наконец Онегин у ее ног, он страстно влюблен в нее. Казалось бы, об этом она мечтала. Но Татьяна замужем, она сознает свой долг супруги, не может запятнать свою честь и честь мужа. Разум берет в ней верх над чувствами, и она отказывает Онегину. Превыше любви героиня ставит нравственный долг, супружескую верность.

Подводя итоги сказанному, хочется добавить, что разум и чувства лежат в основе нашего бытия. Хотелось бы, чтобы они уравновешивали друг друга, позволяли нам жить в гармонии с самими собой и с окружающим миром.

Разум и чувство взаимно исключающие понятия? (по произведениям Л. Толстого, М.Булгакова)

Разум и чувство: могут ли они владеть человеком одновременно или же это понятия, взаимно исключающее одно другое? Верно ли утверждение, что в порыве чувств человек совершает как низменные поступки, так и великие открытия, которые движут эволюцию и прогресс. На что способен бесстрастный разум, холодный расчет? Поиск ответов на эти вопросы занимает лучшие умы человечества с тех пор, как появилась жизнь. И этот спор, что важнее – разум или чувство, – ведется с древности, и у каждого свой ответ. «Люди живут чувствами», – утверждает Эрих Мария Ремарк, но тут же добавляет, что для того, чтобы осознать это, необходим разум.

На страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума человека поднимается очень часто. Так, например, в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой – надменная и расчетливая Элен Курагина и ее брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно от избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с изменой Наташи, ведь для нее, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелегким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная ее нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своем поступке, когда проанализировала его.

Именно чувство безграничной, всепоглощающей любви помогло Маргарите воссоединиться с возлюбленным в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Героиня, не раздумывая ни секунды, отдает душу дьяволу и отправляется с ним на бал, где убийцы и висельники прикладываются к ее колену. Отринув обеспеченную, размеренную жизнь в роскошном особняке с любящим мужем, она бросается в авантюрное приключение с нечистой силой. Вот яркий пример того, как человек, выбрав чувство, сотворил свое счастье.

Таким образом, высказывание Эриха Марии Ремарка совершенно справедливо: руководствуясь только лишь разумом, человек может прожить, однако это будет жизнь бесцветная, тусклая и безрадостная, только чувства придают жизни непередаваемые яркие краски, оставляя эмоционально наполненные воспоминания. Как написал великий классик Лев Николаевич Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни».

Источник

Итоговое сочинение-рассуждение»Что важнее: разум или чувство?»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что важнее: разум или чувство?

Разум и чувство… Что же это такое? На мой взгляд, это две составляющие внутреннего мира человека, которые всецело нуждаются друг в друге. Разум – это способность человека логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания. А чувство – это состояние, в котором человек способен осознавать, воспринимать окружающее.

Что же важнее: разум или чувство? Мне кажется, что на этот вопрос нельзя ответить однозначно. Ведь в жизни каждого человека случаются различные ситуации, в которых внутреннее состояние претерпевает изменения. В одной ситуации разум берет верх над чувствами, а в другой чувство затмевает разум. Но нередко бывает и такое, когда у человека наступает гармония, это означает, что чувство и разум одинаково влияют на душевное состояние человека. И я более склонна к ситуации, когда царит гармония.

Вообще тема разума и чувств является актуальной для многих писателей. Читая произведения художественной литературы, мы можем встретить немало примеров, в которых нам показывают и рассказывают о жизни героев, об их душевных состояниях и переживаниях. Литературные герои зачастую оказываются перед довольно таки сложным выбором: воспользоваться велением чувств или же подсказкой разума.

Тему разума и чувств, по-моему, довольно точно раскрывает Николай Михайлович Карамзин в своей повести «Бедная Лиза». Мы видим, как простая крестьянская девушка Лиза влюбляется в дворянина Эраста, и молодой человек отвечает ей взаимностью. Эраст думал, что «нашел в Лизе то, что сердце давно его искало». Сердце Лизы переполнено чувствами, но, к сожалению, это ни к чему хорошему не приводит. В скором времени Эраст охладевает к Лизе, и у него появляется желание освободиться от наскучавших ему чувств девушки. Чувство любви, конечно же, прекрасно, но прочность чувствам даёт разум. Лиза до последнего надеется вернуть свою любовь, но всё напрасно. В итоге героиня бросается в пруд. Разум девушки был затуманен чувствами, она была неспособна обратиться к разуму, сделать правильный выбор. Таким образом, мы можем сделать вывод, что какими бы сильными не были чувства, всегда необходимо прислушиваться к разуму хотя бы немного, для того чтобы выбрать верный путь.

Можно вспомнить и другое произведение, в котором поднимается данная тема. Это повесть Александра Ивановича Куприна «Олеся». Молодой, образованный интеллигент Иван Тимофеевич приезжает в деревню, где влюбляется во внучку старой ведьмы, в Олесю. Иван Тимофеевич испытывает к ней довольно сильные чувства, даже хочет жениться на этой деревенской девушке, да ещё к тому же на колдунье, как все её называют в деревне. Но тут – то разум взял верх над его чувствами, он вовремя опомнился, но в итоге остался ни с чем, остались лишь приятные воспоминания об Олесе. Главный герой не выдержал испытание любовью. Он прекрасно понимал что если бы он всё-таки женился на Олесе, то все вокруг презирали бы его. Разум в итоге преодолел взаимные чувства героев, их история осталась только в воспоминаниях. Разум погубил их светлые чувства.

Размышляя на данную тему, я могу ответить на данный вопрос так: разум и чувство должны находиться в гармонии, дополнять друг друга. А приведенные мною аргументы показывают, что если человек хочет быть счастлив, то его чувства и разум должны дополнять друг друга. В противном случае либо чувства, либо разум могут заставить человека страдать.

Источник

Когда приходится выбирать между подсказкой чувства и велением разума?

Автор: Guru · Опубликовано 12.05.2017 · Обновлено 06.11.2017

(337 слов) Между подсказкой чувства и велением разума нужно выбирать тогда, когда мы стоим на распутье, где одна дорога – это наш долг, а вторая – наше желание. Невозможно следовать всегда лишь одной из них, так как в этом случае жизнь становится невыносимой. Поэтому каждый раз мы заново сталкиваемся с необходимостью решать, куда же идти сейчас. Такие ситуации возникают нередко, и в этом легко убедиться, читая отечественную литературу.

Например, в повести Пушкина «Станционный смотритель» рассказывается о судьбе красавицы Дуни. Она жила с любящим отцом в уединенном месте, он любил ее и всячески опекал. На станции как-то раз задержался гусар и предложил девушке бежать с ним в Петербург. Перед ней встал выбор между чувством к молодому человеку и долгу по отношению к родителю. Героиня поспешно выбрала чувство, но потом горько раскаялась в содеянном, ведь отец ее умер от горя, так как она даже не писала ему о своей жизни в Петербурге. Очевидно, что выбор между голосом сердца и велением рассудка девушка вынуждена была сделать тогда, когда решалась ее судьба: либо рискнуть и сбежать с гусаром, либо добиваться согласия отца на брак; либо поступить как должно, либо броситься в омут очертя голову.

Другой пример можно найти в рассказе Паустовского «Телеграмма». Героиня оказывается перед выбором: либо оставить больную мать и строить карьеру в городе, либо оставаться с ней, но жить в бедности. Она идет на поводу у разума, покидая единственного родного человека. Старушка умерла в одиночестве, ведь Настя не успела проводить ее в мир иной. Тогда героиня пожалела в своем выборе, но было уже поздно, ведь роковая дилемма встала перед ней в момент, когда обстоятельства требовали решительного и категоричного ответа: либо одно, либо другое, а третьего не дано. Очевидно, что особенно часто такие ситуации случаются в молодости, когда человек должен определиться, как именно строить свою жизнь.

Противоречие чувства и разума ожидает каждого из нас на пути к взрослению и самоидентификации. В зрелые годы мы живем уже более размеренно, нам реже приходится выбирать между долгом и желанием, так как основные вопросы уже решены. Чем старше человек, тем меньше противоречий и конфликтов он переживает внутри себя.

Источник

Редкий вид дружбы — это дружба с собственной головой. Бывает наоборот — дружба не складывается. Это когда тараканы в голове аплодируют твоим поступкам стоя. Чаще радость тараканам доставляют действия, связанные с борьбой за любовь и личное счастье. В эти прекрасные моменты мозг отдыхает — его победила любовь.

что выбрать веление чувства и подсказку разума. Смотреть фото что выбрать веление чувства и подсказку разума. Смотреть картинку что выбрать веление чувства и подсказку разума. Картинка про что выбрать веление чувства и подсказку разума. Фото что выбрать веление чувства и подсказку разума

А что вы хотели? Ведь любовь — это прекрасное чувство. Оно посещает человека помимо его воли. Ну, знаете, «нечаянно нагрянет, когда её совсем не ждёшь».

Ждёшь карьерного роста, успехов в обучении, повышения доходов, а тут на тебе — нагрянула любовь. Мозг протестует, подаёт сигналы человеку. Мы же работаем, думаем, хотим карьеры, денег, развития. Для этого нужно трезвое мышление, а не абстрактное чувство.

• А кто мозг спрашивает, если нагрянула любовь.

Но мозг так устроен. Он у большинства людей не может заснуть совсем. Разум должен теплиться и защищать человека от полной деградации.

• Ведь сон разума рождает чудовищ.

Чудовищ в жизни мы встречаем редко, значит, полностью мозг всё-таки отключить не получается. Тогда люди начинают с ним бороться.

• Это называется борьба с мозгом за любовь.

Одна девушка успешно работала и жила на севере Москвы. Но встретила любовь на юге города. Любовь притягивала и манила. Тут расстояния не помеха. Кто не знает, поездка с севера на юг города Москвы может занимать часа два.

Наверное, можно было подумать, включить мозг, как совместить перспективы отношений в паре и не ухудшить свою жизнь. Но это так мелко, непривычно, глупо. Зачем (и чем) думать, когда хочется переехать к нему, там настоящая любовь. Это же удивительное чувство!

• И себя убедить будет проще всего.

В борьбе с мозгом используется убеждение себя. В этом нечестном споре довод один и очень простой — хочу! А почему? А потому что — любовь! Ещё доводы нужны?

• Всё, мозг побеждён. Сильное чувство победило.

Девушка переехала к молодому человеку жить на юг Москвы. Каждое утро по пробкам она ездила на работу на север города. Это занимало два часа туда, два обратно. Все друзья и родственники также остались на другом конце Москвы. Встречаться стало затруднительно.

Барышня и раньше мало спала, а теперь она вставала на два часа раньше. Стала раздражительной, нервной. На работе начались трудности. Люди не любят нервных. Начальник стал недоволен.

Да я, ради тебя, уехала из дома! Мне тяжело! А ты…

Далее был список претензий и развитие скандала.

Чувство — оно такое. Хочет нагрянет, хочет — уйдёт. Иногда это происходит быстро. Что хорошо. Меньше привязанностей, расставаться легче. Иногда — через много лет. Тут сложнее. Трудно делить общее имущество, детей. Да и менять привычное всегда непросто.

• Отключение мозга любовью всегда кончается плохо.

А бывает ли разумная любовь?

Например, ответственная. За неё отвечаю я. Выбрал человека, которого будешь любить, и любишь. Почему?

• Не потому, что «нагрянула», а потому, что сам так решил.

Тут надо думать. Включать мозг. Задавать себе вопросы

Может быть, вопросы тут важнее ответов. Пока их задаёшь — разум живёт. Перестал задавать — уснул, поплыл по течению. Или как в проруби — от одного края к другому. Бесконечное движение во сне разума, побеждённого любовью.

Источник

Запомни!

Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?

Вам удалось в своем сочинении дать ответ на вопрос, опираясь на литературный материал. Вместе с тем следует обратить внимание на анализ примеров, логику и речь.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Анализ примеров похож на пересказ, примитивный и слабый. Микровыводы неубедительные.

Эта история наталкивает нас на мысль о том, что влюбленный человек, чаще всего, руководствуется чувствами, а не разумом.
Автор говорит о том, что чувства начинают овладевать человеком тогда, когда затмевается разум и верх над ним берут эмоции.

К3 (логика и композиция) + 0 баллов

Безусловно, на этот вопрос можно ответить по-разному. Жизнь на протяжении всего своего времени преподносит человеку сложные и необходимые выборы между чувствами и разумом. Каждый день и каждый час человек выбирает, что для него важно. Я считаю, что нельзя принимать такое решение, отталкиваясь только на чувственные или только на рациональные стороны. Это не приведет к чему-то хорошему. Давайте приведем примеры из произведений художественной литературы, в которых раскрывается тема разума и чувств.
Я считаю, что нельзя принимать такое решение, отталкиваясь только на чувственные или только на рациональные стороны. Это не приведет к чему-то хорошему.
Можно ли принимать жизненно важные решения, слушая только свои чувства или свой разум?
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что человеку нередко приходится делать выбор между разумом и чувствами, потому что они всегда противоречат друг другу.
Ведь принимать такое важное решение нужно, основываясь и на чувствах, и на разуме.
Жизнь на протяжении всего своего времени преподносит человеку сложные и необходимые выборы между чувствами и разумом. Каждый день и каждый час человек выбирает, что для него важно.

3) Несочетаемость. Верно: ставит перед выбором.

Это не приведет к чему-то хорошему. Давайте приведем примеры из произведений художественной литературы, в которых раскрывается тема разума и чувств.
Другим примером из литературы выступает Родион Раскольников из произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено 6 ошибок

Эта история наталкивает нас на мысль о том, что влюбленный человек, чаще всего, руководствуется чувствами, а не разумом.
Жизнь на протяжении всего своего времени преподносит человеку сложные и необходимые выборы между чувствами и разумом
Я считаю, что нельзя принимать такое решение, отталкиваясь только на чувственные или только на рациональные стороны.
Выходя замуж за Тихона, она надеялась на счастливую жизнь, на мужа, который станет для нее опорой. Но такого не случилось. Вскоре Катерина знакомится с Борисом, который позволяет ей отвлечься от проблем, почувствовать себя любимой.
Родион в течение долгого времени вынашивал теорию, по которой все люди делятся на два «разряда»: «низшие» нужны для создания себе подобных, именно они нуждаются в строгом моральном законе и обязаны быть послушными.

Общий вывод по работе

Итак, Яна, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над анализом примеров, логикой, речевым оформлением текста.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *