что является механизмом обучения

Психологические механизмы обучения и развития

Вы будете перенаправлены на Автор24

Обучение — это система дидактических воздействий, определяемая содержанием, методами, формами предоставления учебного материала для его усвоения.

Сущность обучения и его особенности

В определении обучения существуют различия, которые обусловлены разными теоретическими подходами к пониманию его сущности. Так, Ю.И. Машбиц писал, что в российской и зарубежной психологии обучение определяется в качестве передачи общественно-выработанного опыта подрастающему поколению.

Обучение — это групповая деятельность преподавателя и учеников. Оно представлено единой деятельностью в области воспроизведения культуры, управления усвоением знаний.

Машбиц также писал, что знания в качестве идеального образования не способны непосредственно передаваться другому субъекту. Они могут только вырабатываться самим субъектом в ходе проявления собственной активности.

Понимание обучения как совместной деятельности обучающего и обучаемого также не может достичь глубины психологических механизмов. Обучение — это особый тип групповой деятельности, включающий учебную деятельность.

Учебная деятельность представляет собой практическую деятельность (деятельность учителя). Также существует учебная (теоретическая, познавательная) деятельность учащихся. Для этих двух видов деятельности характерны разные субъекты, которые решают разные задачи (учитель решает дидактические задачи, ученики — учебные).

Анализируя структуру обучения, принято его рассматривать как систему. Она включает учебную деятельность учителя и учебную деятельность учащихся. Каждый компонент не раскрывается в отрыве от деятельности. Учебная деятельность в отношении к учебной деятельности способна выступать в качестве объекта управления.

В целом обучение необходимо рассматривать как управление учебной деятельностью учащихся. Это обусловлено тем, что данный подход отражает психологические механизмы обучения.

Готовые работы на аналогичную тему

Психологические механизмы обучения

В качестве механизмов обучения выступают конструкты, которые описывают взаимодействие учебной и учебной деятельностей. Они включают механизм определения задачи, заключающийся в том, что внешнее учебное влияние превращается в учебную задачу, определяющую направление работы учащихся.

Влияние осуществляется в тех случаях, когда оно приобретает у ученика личностный смысл. В этой ситуации происходит актуализация целей, мотивов, опыта ученика. Все это доказывает, что ученик является не просто объектом управления, а представляет собой субъект учебной деятельности.

При определении обучения как управления, имеется в виду не вся учебная деятельность педагога, а только та, которая ведет учеников к осуществлению целей. Обучение описывается как процесс решения задач. Задачи, решаемые учителями, называют дидактическими. Они всегда решаются по причине решения определенной учебной задачи.

Существенный механизм обучения представлен рефлексивными отношениями, которые состоят в отражении учителями своих действий. Последний направлены на:

Учитель отражает сам себя, при этом он должен создавать свой образ глазами учащихся. Все это позволяет приводить учебный процесс в соответствие с целями.

Еще один важный механизм обучения и учения представлен обратной связью. Как справедливо отметили ученые, данный механизм рассматривается неоднозначно. В бихевиоризме его определяют в качестве подкрепления ответа. Основная идея оперантной теории Скинера представлена подкреплением правильной реакции как механизма формирования поведения.

Представителями когнитивной психологии обратная связь определяется как информация о наличии ошибки, включая причины ее возникновения и инструкции об исправлении ошибок. Психологический регулятор учения представлен при этом процессом понимания, а механизм обратной связи действует при выработке стереотипных форм поведения, того поведения, которое производят по образцу.

А. В. Брушлинский тоже универсализировал механизм обратной связи, считая, что он требуется в процессах мышления, но не является достаточным для его саморегуляции.

Для выбора воздействия в учебном процессе учителя должны различать внешнюю и внутреннюю обратную связь. Первая заключается в установке связи учебной деятельности с учебы, а вторая состоит в информировании о результатах деятельности учащихся.

Психологические механизмы развития

Механизмы психического развития представляют собой взаимосвязанные обстоятельства внутреннего и внешнего мира, которые способствуют становлению и функционированию психических образований. Среди них выделяется:

Социальная ситуация развития — это отношение между ребенком и социальной средой, специфическое для каждого возраста. Понятие было введено в оборот Л. С. Выготским.

Ведущий вид деятельности — это деятельность, помогающая сформировать другую деятельность, психологические новообразования. На некотором возрастном этапе она является преобладающим занятием. При переходе из одного возраста в другой происходит ее изменение, что способствует изменениям в психике и поведении.

Психологические новообразования — это качественные и количественные изменения в психике и поведении человека, которые появляются в ходе развития на некотором возрастном этапе (часто при переживании возрастного кризиса).

Кризис развития рассматривают также в качестве механизма психического развития. Выготский понимал под этим типом кризиса сосредоточение резких и капитальных сдвигов, личностных переломов и изменений. Кризисом он считал переломный пункт в нормальном течении психического развития.

Источник

Сущность и механизмы обучения — Методологические основы обучения

Представим принципиальную схему развивающего обучения, которая начинается с «чистой» познавательной деятельности ученика или студента и временно абстрагируется от характеристик ученика, его эмоций и переживаний, уровня и характера интереса и других факторов, составляющих ткань реального «живого» процесса обучения.

Чтобы занятие имело развивающий эффект, оно должно быть поставлено как система учебных (познавательных и практических) задач. Задание — это шаг движения к цели в конкретной ситуации образовательного процесса, определенное звено, единица обучения на пути к достижению целей развития. Таким образом, мы говорим об учебной задаче в широком психолого-педагогическом смысле, которая включает в себя весь учебный материал как естественнонаучных предметов, так и гуманитарных и социальных, а также предметов специализации. В такой интерпретации весь учебный материал можно представить как систему задач, одни из которых учитель ставит и решает сам, например, в рамках лекции или беседы, другие — перед классом, группой, отдельным учеником, предлагая задания или программы, упорядоченные по определенному принципу, поощряя учеников самостоятельно ставить и решать задачи, оказывая им необходимую помощь, постепенно ослабляя их, готовя учеников к самообразованию.

Весь смысл «задачного» обучения заключается в том, что путем предъявления или установления и формулирования создается проблемная ситуация, на основе которой возникает важнейшее противоречие, подлежащее постоянному разрешению и обновлению, — противоречие между тем, что известно, освоено, и тем новым, что предстоит освоить, между достигнутым и тем, что находится в ближайшей перспективе в «зоне следующего этапа развития» деятельности.

Например, для того чтобы учащиеся поняли разницу между узким и широким пониманием понятия «культура» и осознали утверждение о том, что научные знания являются основой образования, их можно поставить в проблемную ситуацию на основе следующего вопроса, ответ на который не является однозначным: почему в российской административной структуре Министерство культуры и Министерство образования и науки существуют отдельно?

Проблемная ситуация и характерное для нее состояние когнитивной предметной задачи вызывают интерес и желание выйти из состояния неопределенности, когнитивного диссонанса, недостатка информации, разрешить противоречия, преодолеть когнитивный барьер. Другими словами, стимулируется когнитивная деятельность, стимулируется мыслительная деятельность. Стоит отметить, что в психологии мышление определяется как процесс решения задач (Я.А. Пономарев).

Формулируя, усложняя, упрощая, реструктурируя проблемы и помогая их решать, учитель получает возможность участвовать в формировании мышления, его логических и нелогических компонентов (интуиции, воображения, фантазии, эмоциональной активности), направлять познавательную деятельность на выяснение сути, значения и личностного смысла изучаемого.

Все содержание учебного материала разбивается на отдельные, относительно самостоятельные фрагменты, т.е. разделы, порции, и представляется в виде учебно-познавательных задач. Каждая задача содержит условие, которое должно быть понятным для учащихся на их уровне развития.

что является механизмом обучения. Смотреть фото что является механизмом обучения. Смотреть картинку что является механизмом обучения. Картинка про что является механизмом обучения. Фото что является механизмом обучения

что является механизмом обучения. Смотреть фото что является механизмом обучения. Смотреть картинку что является механизмом обучения. Картинка про что является механизмом обучения. Фото что является механизмом обучения

Методологические основы обучения

Существует несколько методологических подходов к объяснению сущности обучения. Среди зарубежных концепций наиболее распространенными, раскрывающими механизмы обучения, являются поведенческие теории и прагматические теории.

Бихевиористская теория широко используется в образовательной практике в США и многих европейских странах. Его приверженцы рассматривают все явления психической жизни как набор моделей поведения. Они отождествляют психику людей и животных и сводят всю сложную жизнедеятельность к формуле «стимул — реакция». С их точки зрения, процесс обучения — это искусство управления стимулами с целью вызвать или предотвратить определенные реакции, а процесс обучения — это набор реакций на стимулы и стимулирующие ситуации. Развитие сознания отождествляется с формированием реакций обучающегося, то есть они рассматривают обучение как развитие способности реагировать определенным образом на конкретные ситуации, а не как развитие способности действовать или думать.

Таким образом, сознательная деятельность человека в процессе обучения объясняется скорее физиологическими, чем психическими процессами. Сознательные действия обучающихся заменяются чисто рефлекторными. Различие между людьми и высокоорганизованными животными бихевиористы видят в том, что на человека влияют вторичные, вербальные стимулы, на которые также даются ответы.

В отличие от бихевиористов, прагматики сводят обучение только к расширению личного опыта учащегося, чтобы как можно лучше адаптироваться к существующему социальному порядку. Образование может только способствовать развитию врожденных способностей человека. Поэтому его цель — научить ребенка жить. А это означает адаптацию к окружающей среде, удовлетворение личных интересов и потребностей без привязки к социальной среде, на основе субъективно понимаемой полезности.

В соответствии с этими взглядами, прагматики утверждают, что обучение — это сугубо индивидуальный процесс. Они не считают необходимым развитие систематических знаний и навыков и, соответственно, отрицают научную обоснованность учебных планов и программ. Прагматики принижают значение учителя в процессе обучения и отводят ему роль помощника, советника. Они считают «обучение на практике», то есть выполнение практических работ и упражнений, механизмом и методом приобретения знаний и навыков.

Помимо бихевиоризма и прагматизма, существуют и другие теории обучения. Некоторые из них отвергают как физиологическую, так и психологическую основу процесса обучения и сводят его только к реакциям, происходящим в сознании обучающегося. Они либо не объясняют механизм приобретения знаний и навыков, либо сводят его к интуиции, проницательности, дискриминации и т.д. Это тенденция экзистенциализма и неотомизма, которые принижают роль обучения и подчиняют интеллектуальное развитие воспитанию чувств. Объяснение такой позиции вытекает из утверждения, что можно знать только отдельные факты, но без их осознания, без учета взаимосвязи закономерностей.

Виды обучения

В практике учебных заведений существуют относительно обособленные виды обучения, отличающиеся рядом характеристик. Тип обучения — это обобщенная характеристика систем обучения, определяющая особенности преподавательской и учебной деятельности, характер взаимодействия преподавателей и студентов в процессе обучения, а также функции средств, методов и форм обучения.

Тип обучения определяется лежащей в его основе педагогической технологией обучения (содержательная сущность педагогических технологий рассматривается в лекции «Педагогическая технология обучения»). Существуют следующие виды обучения: объяснительно-иллюстративное, догматическое, проблемное, программированное, развивающее, эвристическое, личностно-ориентированное, компьютерное, модульное, дистанционное, междисциплинарное и др.

Объяснительно-иллюстративное (традиционное, информационное, конвенциональное) — обучение, при котором учитель обычно передает информацию в готовом виде путем словесного объяснения с помощью наглядных пособий, а учащиеся воспринимают и воспроизводят ее.

Догматический — Обучение, построенное на предположении информации без доказательств, на вере.

Проблемно-ориентированное обучение — обучение, при котором под руководством преподавателя студенты организуют самостоятельную исследовательскую деятельность по решению академических проблем. При этом у них формируются новые знания, умения и навыки, развиваются мастерство, активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Развивающее обучение — обучение, обеспечивающее оптимальное развитие учащихся, при этом главную роль играют теоретические знания. В этом случае обучение происходит в высоком темпе и на высоком уровне, процесс обучения осуществляется осознанно, целенаправленно и систематически.

Эвристическое обучение основано на базовых принципах проблемно-ориентированного и развивающего обучения, которое предполагает успешное развитие учащегося через построение и самореализацию личной образовательной траектории в данном образовательном пространстве.

Личностно-ориентированное обучение — это обучение, при котором образовательные программы и процесс обучения ориентированы на каждого ученика с его собственными когнитивными характеристиками.

Обучение с помощью компьютера — это обучение, основанное на программировании преподавательской и учебной деятельности, воплощенной в управляющем и обучающем программном обеспечении для ЭМВ. Это позволяет повысить индивидуализацию, персонализацию процесса обучения за счет оптимальной обратной связи, предоставляющей информацию о качестве освоения содержания образования.

Модульное — обучение, придающее многофункциональность минимальной дидактической единице учебной информации — модулю, обеспечивающему целостное усвоение содержания образования.

Дистанционное обучение — это обучение, позволяющее достигать конкретных целей с помощью современных телекоммуникационных систем.

Междисциплинарный — обучение, основанное на изучении интегрированных предметов, построенное на осуществлении межпредметных и внутрипредметных связей в смежных областях знаний.

Понятие и сущность содержания образования

Для успешного обучения необходимо понимать, чему следует учить, то есть каково должно быть содержание образования. Существуют различные трактовки понятия содержания образования.

В традиционной педагогике, ориентированной в основном на реализацию образовательных функций школы, содержание образования понимается как педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся. Это так называемый знаниево-ориентированный подход в определении сущности содержания образования, который фокусируется на знаниях как социальных ценностях, накопленных в процессе исторического развития человечества. При таком подходе знания отодвигают на второй план формирование творческой, самостоятельно мыслящей личности в демократическом обществе.

В свете идеи гуманизации образования, в работах И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина и других все большую популярность приобретает личностно-ориентированный подход к определению сущности содержания образования. Н. Скаткин, В. С. Леднев, В. В. Краевский и др. Согласно этому подходу, учащиеся должны овладеть не только определенным учебным содержанием. Согласно этому подходу, учащиеся должны не только освоить определенное содержание образования, но и сформировать ценностно-образующие желания и намерения, такие личностные качества, как ответственность за свои поступки, за судьбу общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к несправедливости и бесчувственности, толерантное отношение к тем, кто думает иначе и т.д. Содержание образования представляется этими авторами как педагогически адаптированный социальный опыт во всей его структурной полноте, который состоит из четырех элементов и представляет собой опыт

Все эти элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимозависимы. Овладение этими элементами социального опыта позволяет человеку не только хорошо работать, но и действовать самостоятельно и творчески, внося свой вклад в существующую систему отношений.

Общая характеристика основных педагогических явлений и процессов

Обучение как социальное явление — это целенаправленная, организованная, систематическая передача опыта общественных отношений, результатов развития общественного сознания, культуры производительного труда, знаний по активному преобразованию и охране окружающей среды старшими и усвоение младшим поколением. В этом заключается социальный смысл образования.

Образование обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и адекватный уровень развития личности. В этом заключается его объективное назначение в обществе и психологическое значение.

Основные механизмы овладения содержанием в процессе обучения целенаправленно организуются в особых формах взаимодействия, совместной деятельности детей и взрослых, обучающихся и педагогов, их осмысленного познавательного общения.

Обучение зависит от конкретных исторических условий. Разные эпохи и цивилизации накладывают свой отпечаток на его организацию: в подборе материального содержания для разных социальных групп, в выборе методов идеологической обработки и манипуляции сознанием. В этом заключается педагогический смысл обучения.

В педагогике обучение понимается как специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагогов и учащихся, целью которого является приобретение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие духовных сил и потенциалов учащихся, закрепление способностей к самообразованию.

Основу обучения составляют знания, умения и навыки, которые со стороны учителя являются первыми (базовыми) компонентами содержания, а со стороны учащихся — продуктами усвоения.

Знания — это совокупность сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности, приобретенных учащимся.

Навыки — это усвоенные автоматические двигательные, сенсорные и умственные действия, которые выполняются точно, легко и быстро при низком напряжении сознания и обеспечивают эффективность деятельности человека.

Навыки — это способность человека творчески применять знания и умения для достижения желаемого результата в постоянно меняющихся условиях практики, что достигается в процессе обучения.

Передавая ученикам те или иные знания, учитель всегда дает им необходимую ориентацию и как бы между прочим, а на самом деле очень основательно, формирует важнейшие идеологические, социальные, мировоззренческие, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение носит образовательный характер. Аналогичным образом, мы должны признать, что любое обучение всегда содержит элементы школьного образования. Обучая, мы воспитываем, воспитывая, мы учим. Термины «обучение» и «образование» в некоторой степени пересекаются.

Сущность образования более полно и четко проявляется в его функциях, важнейшей из которых является формирование у людей знаний, умений и навыков. В ходе ее выполнения человек формирует и закрепляет основные знания, умения и навыки, необходимые для всех жизненных ситуаций и видов деятельности.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

что является механизмом обучения. Смотреть фото что является механизмом обучения. Смотреть картинку что является механизмом обучения. Картинка про что является механизмом обучения. Фото что является механизмом обучения

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Теория обучения: конспект лекций

что является механизмом обучения. Смотреть фото что является механизмом обучения. Смотреть картинку что является механизмом обучения. Картинка про что является механизмом обучения. Фото что является механизмом обучения

Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом по дисциплине «Теория обучения». Книга позволит быстро и качественно усвоить основные положения по данному предмету, а также успешно сдать зачет и экзамен. Рекомендуется студентам педагогических вузов и колледжей.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория обучения: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 1. Образовательный процесс, его сущность, движущие силы и противоречия

1. Сущность процесса обучения, его цели

Науку, изучающую и исследующую проблемы образования и обучения, называют дидактикой.

Термин «дидактика» происходит от греческого didaktikos, что переводится как «поучающий». Впервые это слово появилось благодаря немецкому педагогу Вольфгангу Ратке, написавшему курс лекций под названием «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». Позднее этот термин появился в работе чешского ученого, педагога Яна Каменского «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему». Таким образом, дидактика — это «искусство обучения всех всему».

Наряду с термином «дидактика», в педагогической науке используют термин теория обучения.

Дидактика является частью педагогики, которая изучает важнейшие проблемы теоретических основ обучения. Основной задачей дидактики является выявление закономерностей, которым подчиняется процесс обучения, и использование их для успешного достижения задач образования.

Личность в процессе обучения должна овладеть той стороной общественного опыта, которая включает знания, практические умения и навыки, а также способы творческой деятельности. Общепринято называть законом в дидактике внутреннюю существенную связь явлений обучения, которая определяет их необходимое проявление и развитие. Но процесс обучения отличается одной характеристикой от других явлений общественной жизни, и соответственно законы обучения, зафиксированные дидактикой, отражают эту особенность.

Практически все последствия общественной жизни являются результатом индивидуальной деятельности, которая направлена на цели и объекты. С другой стороны, деятельность обучения преследует достаточно узкие, ограниченные социальные цели, которые соотносятся непосредственно с законами обучения. Заметим, что совсем не обязательно, что законы обучения и цели его субъектов совпадают.

Цели обучения, хотя и будучи ограниченными, достигаются в процессе получения эмпирических знаний. Появился интерес к законам, который усилился по мере усложнения целей обучения и условий его осуществления.

Рассматриваемое отличие законов обучения как социальной деятельности от других видов общественной жизни и их законов предполагает еще одну трудность определения законов в дидактике. Законы общественной жизни не обеспечивают достижение каждой индивидуальной цели. Обучение же предполагает цели относительно каждого обучаемого. Заметим, что обучение каждого индивида — следствие множества факторов взаимодействия. Каждый из этих факторов является обязательным условием обучения, поэтому реализация этого множества крайне затруднительна. Следовательно, и достигнуть цели обучения по отношению ко всем обучающимся трудно.

Дидактика и психология обучения. Психология и дидактика тесно связаны между собой. Общность психологии и дидактики состоит в том, что они имеют единый объект — процесс обучения и воспитания; их различие определяется разными аспектами изучения этого объекта. Психология исследует психологические закономерности становления психики человека в процессе ее формирования, или психологические механизмы усвоения системы свойств, способностей, индивидуального опыта человека.

Дидактика изучает условия (организационные формы, методы, средства обучения), которые необходимо создать для эффективного протекания процессов усвоения в соответствии с их психологическими закономерностями. Поэтому осмысленное построение системы организационных форм, методов, средств обучения должно опираться на задание психологических механизмов усвоения человеком системы знаний, умений, способностей. То есть дидактика должна строиться на основе данных педагогической психологии.

Знание психологических механизмов усвоения и педагогических условий, в которых они реализуются, составляют необходимую основу для разработки методик обучения, выступающих как главное средство педагогической деятельности. Невозможно осмысленно пользоваться и разрабатывать методики обучения, не зная психологических закономерностей и педагогических принципов, на которых они основываются.

Существует непрерывная цепочка связей: «педагогическая психология» — «дидактика» — «методика» — «практика». Эти связи отражают преемственные стадии проектирования учебного процесса. Конечной целью учебного процесса является формирование личности. Образование — процесс и результат усвоения знаний, умений, навыков. Выделяют начальное, среднее, высшее образование, общее и специальное образование.

Простая педагогическая ситуация состоит в организации воспроизводства заданной педагогом деятельности. Такая ситуация описывается как система кооперативной деятельности: процесс учения и организация этого процесса педагогом. Педагог в этой ситуации должен составить представление о деятельности и транслировать его ученику.

Ученик должен принять эту деятельность, войти в нее и выполнить. Функции педагога, таким образом, состоят в сознании представления о деятельности у ученика и в вовлечении ученика в деятельность. Наконец, педагог осуществляет контроль исполнения и результата деятельности. Контроль, следовательно, является определенной функцией учебно-педагогической деятельности.

Если результат контроля отрицательный, то процесс повторяется.

Если проблемная ситуация заключается в непонимании учеником задаваемого представления о деятельности, то в ходе рефлексии эта деятельность делится на части, согласно этапам вхождения и осуществления деятельности. Затем эти рефлексивные знания превращаются в нормативные, и снова педагог демонстрирует вхождение в деятельность, организует вовлечение ученика, контроль осуществления деятельности и т. д. Такова логика дидактики. Педагогическая деятельность является особой организационно-управленческой деятельностью, организующей учебную деятельность ученика и управляющей ею.

Объектом науки является реальный процесс обучения. Дидактика дает знания об основных закономерностях обучения, характеризует его принципы, методы и содержание.

Теория обучения как наука включает в себя несколько категорий.

Сущность процесса обучения. Рассматривает обучение как часть общего воспитательного процесса.

Методы обучения. Изучаются приемы, которыми пользуется учитель в своей профессиональной деятельности.

Принципы обучения. Это основные взгляды на учебную деятельность.

Содержание школьного образования. Выявляет взаимосвязи различных видов обучения в общеобразовательной школе.

Организация обучения. Занимается вопросами организации учебной работы, обнаруживает новые формы организации обучения. Ключевой формой организации обучения на сегодняшний день является урок.

Деятельность учителя. Поведение и работа педагога в ходе реализации образовательного процесса.

Деятельность учащихся. Поведение и работа ученика в ходе реализации образовательного процесса.

Являясь педагогической дисциплиной, дидактика оперирует теми же понятиями, что и педагогика: «образование», «воспитание», «педагогическая деятельность» и др.

Под образованием понимают целенаправленный процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности. Образование реализуется под влиянием обучения.

Под обучением понимается целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого, главным образом, осуществляется образование и вносится существенный вклад в воспитание и развитие личности.

Обучение не в полной мере может решить задачи воспитания личности и ее развития, поэтому в школе одновременно осуществляется внеучебный воспитательный процесс. Под влиянием обучения и воспитания реализуется процесс целостного всестороннего развития личности.

Обучение представляет собой единство процессов преподавания и учения. Преподаванием называют процесс деятельности преподавателя в ходе обучения, а учением — процесс деятельности ученика. Учение происходит также и во время самообразования. Из выявленных дидактикой закономерностей вытекают некоторые основополагающие требования, соблюдение которых обеспечивает оптимальное функционирование обучения. Их называют принципами обучения.

Обучение выполняет одну из основных задач развития личности — передать молодому поколению знания из опыта человечества, сформировать необходимые в жизни умения и навыки, взгляды и убеждения.

Начальное обучение содержит в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития младших школьников. Раскрыть и реализовать эти возможности — важнейшая задача дидактики начального обучения.

Обучение ставит перед индивидуальным развитием ученика задачу — овладеть современным для данной эпохи уровнем знаний. Индивидуальное развитие в процессе обучения всегда отстает от общественно-исторического. Общественно-историческое познание всегда идет впереди индивидуального.

Обучение — особый вид человеческих отношений, в процессе которых осуществляется образование, воспитание и передача субъекту обучения опыта человеческой деятельности. Вне обучения общественно-историческое развитие отрывается от индивидуального и теряет один из источников своего самодвижения.

Процесс обучения сопряжен с развитием и формированием у обучаемого знаний, умений и навыков по каким-либо дисциплинам. Учение, как правило, вызвано мотивацией.

Мотивация — это процесс, побуждающий двигаться к поставленной цели; фактор, определяющий поведение и побуждающий к деятельности. Известно, что существует два уровня мотивации: внешняя и внутренняя. Многие педагоги склонны чаще использовать внешние стимулы. Они считают, что учеников надо принуждать учиться, поощрять или наказывать, привлекать родителей к контролю над детьми.

Однако существует мнение, что систематический длительный контроль над действиями ребенка заметно понижает желание учеников трудиться и даже может совершенно разрушить его.

Важно развивать внутренние мотивы ученика. Уровень внутренних потребностей у каждого человека различен и изменяется параллельно психологическим потребностям (потребность в выживании, в безопасности, в принадлежности, в самоуважении, творческие потребности и потребность в самоактуализации).

В ходе эволюции с усложнением человеческих отношений усовершенствовалась и система обучения: появились особые заведения, в которых осуществлялось обучение. Обучение стало целенаправленным процессом.

Попробуем сравнить первоклассника, который не умеет ни читать, ни писать, и выпускника школы. Что превратило ребенка, не знающего основ грамоты, в высокоразвитую личность, способную к творческой деятельности и осмыслению действительности? Этой силой явилось обучение.

Но знания не могут быть просто так переданы от одного человека другому. Подобная задача может быть осуществима лишь при активном участии обучаемого, при его встречной активности. Не зря французский физик Паскаль говорил, что «ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Из этого можно сделать вывод о том, что обучение — это двусторонний процесс деятельности, как учителя, так и ученика, в результате которого у обучаемого формируются знания и навыки при наличии у него мотивации.

2. Противоречия процесса обучения

Задача преподавателя, обладающего некоторым багажом знаний, — передать эту информацию ученику. Но не только этим ограничивается его деятельность. Учитель должен стимулировать работу ученика, развивать его внутреннюю мотивацию к овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, эстетических взглядов. Поскольку обучение является живым и постоянно развивающимся процессом, для него свойственно наличие различных противоречий. Эти противоречия способствуют совершенствованию обучения, его приспособлению к изменяющимся требованиям общества. Вот ряд основных противоречий в образовательном процессе.

1. Противоречие между объемом знаний, накопленных цивилизацией, и объемом знаний, перенимаемых учеником. Это противоречие содействует улучшению содержания образования. Дело в том, что объем опыта, накопленного человечеством, настолько велик, что ни один из людей никогда не сможет усвоить его в полной мере. Поэтому необходимо выбирать именно ту информацию, которая бы соответствовала потребностям индивида и общества. Вместе с информацией ученик должен овладеть основными методами познания (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, моделирование и др.) для того, чтобы в дальнейшем уметь «добывать» знания самостоятельно.

2. Противоречие между практическими задачами, стоящими перед учеником, и его индивидуальными способностями. Как правило, начиная обучение, учащийся не имеет даже элементарных понятий о дисциплине. На этом этапе учителю необходимо заинтересовать ученика. В современном обществе есть множество различных источников информации (телевидение, печать, Интернет и т. д.), что значительно облегчает труд учителя и делает информацию более доступной.

3. Противоречие между учебными задачами и уровнем развития ученика. На разных этапах обучения уровень сложности учебных заданий повышается. Здесь важна адекватная оценка учеником своих способностей. Если задание намного превышает уровень развития ученика, то оно, скорее всего, окажется не выполненным или выполненным не в полной мере. Такое положение может полностью лишить учащегося мотивации к обучению. С другой стороны, если задание окажется слишком простым, то оно не будет способствовать его развитию, ведь для достижения цели он не приложил достаточно усилий.

4. Противоречие между наукой и школьным предметом. Учитель, как правило, обладает большим объемом знаний, чем предлагает ученикам в ходе обучения, поскольку реализация школьного образования не всегда требует от учащегося глубоких аналитических знаний по предмету. Более того, преподаватель не всегда может преподнести, а ученик по ряду причин усвоить в полной мере весь объем информации.

Кроме вышеназванных, в процессе обучения могут возникать и другие противоречия. Каждое из них способствует развитию дидактики, ставит перед учителем ряд педагогических задач, помогает наиболее полно реализовать образовательную деятельность.

Современное обучение включает в себя множество аспектов: научный, трудовой, эстетический, спортивный, здоровьесберегающий. Каждый из вышеперечисленных видов обучения имеет свои особенности и свои методы. Наука дидактика решает вопросы, связанные с ними.

3. Движущие силы процесса обучения

Процесс обучения — совокупность последовательных действий учителя и руководимых им учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, в ходе чего осуществляются развитие познавательных сил, овладение элементами культуры умственного и физического труда. Обучение в современной школе направлено на подготовку молодых поколений к активному участию в жизни общества. Изменение самого процесса обучения оказывает влияние на учащихся в сторону повышения активности учеников в познании окружающей действительности. Все это усиливает стремление школьников к непрерывному расширению этих знаний в единстве с развитием способности самостоятельно, без учителя, приобретать новые знания. Эта способность превращается в черту личности учащегося, что послужит в дальнейшем основой к его самообразованию.

Нередко полагают, что движение учебного процесса всецело определяет учитель, его объяснения, указания, вопросы. Этот взгляд возник при наблюдении за уроками, где учитель непрерывно объясняет, указывает, направляет, а ученикам остается лишь подражательно-исполнительская работа. Вскрытие же действительных движущих сил процесса обучения — сложная задача, что обусловлено множеством разнообразных факторов, участвующих в таком многогранном, подвижном и противоречивом процессе. Не все то, чему учат, усваивают ученики, и далеко не всегда учитель в состоянии вызвать у них желание учиться. Замечено, что чем больше учитель «учит» своих учеников и чем меньше предоставляет им возможностей самостоятельно приобретать знания, мыслить и действовать, тем менее энергичным и плодотворным становится процесс обучения. И наоборот, процесс обучения, в котором в тесной связи с объяснениями учителя осуществляется живая, активная познавательная деятельность учащихся, оказывается эффективным в отношении усвоения знаний и умственного развития учащихся. Таким образом, организованное обучение не стоит на месте, а непрерывно развивается, приобретая внутренние силы своего движения.

Движущей силой учебного процесса является противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся — их умственного развития.

Искусство учителя заключается в том, чтобы, вооружая знаниями учащихся, последовательно подводить их к более усложняющимся задачам и к их выполнению. Определение степени и характера трудностей в учебном процессе находится в руках учителя, который и вызывает движущую силу учения — развивает умение и нравственно-волевые силы школьников.

Также движущей силой является противоречие, если оно является содержательным, т. е. имеющим смысл. Условие становления противоречия в качестве движущей силы обучения — соразмерность его с познавательным потенциалом учащихся. Если противоречие между выдвигаемой задачей и наличными познавательными возможностями учащихся таково, что даже при напряжении усилий учащиеся класса в подавляющем большинстве не в состоянии выполнить задачу и даже не могут ее выполнить в ближайшей перспективе, — такое противоречие не становится движущей силой учения и развития, оно тормозит умственную деятельность учащихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *