что является объектом познания методики профессионального обучения

Объект, предмет и задачи методики профессионального обучения

Методика профессионального обучения рассматривается как самостоя­тельная ветвь педагогического знания о конструировании, применении и развитии специальных средств регуляции обучающей деятельности педагога.

Объектом познания методики профессионального обученияявляется процесс обучения определенному предмету в учебном заведении. Например, если речь идет о методике обучения электротехнике в на­чальном профессиональном образовании, то объектом методи­ческого познания является процесс обучения электротехнике, т. е. цели изучения этого предмета, содержание программы, методы и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и результаты обучения. В то же время процесс обучения — объект изучения педагогики профессионального обучения. объектов познания методики и педагогики указывает на единую природу методических и педагогических знаний. Однако в чем от­личие методики от педагогики?

Различия методики обучения и педагогики следует искать в сущности обучающей деятельности педагога-предметника и ме­тодической деятельности педагога-методиста. Предметом деятельности педагога-предметника является организация процесса обучения по предмету. Преподаватель-предметник организует когнитивную (учебную) деятельность учащихся на основе содер­жания и соответствующих методов обучения. Результатами обучающей деятельности являются обученный учащийся, его система профессиональных знаний и умений, развитая личность и профессиональные способности.

Преподаватель-методист организует взаимодействие деятель­ности преподавателя-предметника и деятельности учащихся с целью формирования новых знаний и умений. Взаимодействие можно спланировать и организовать с помощью специально разработанных средств, применяемых в обучении. Средства обучения в широком смысле оптимизируют процесс обучения по предмету и обеспечивают получение планируемых результатов обучения на уроке. Следовательно, результатом методической деятельности являются специально разработанные средства обучения, образующие «канал», по которому происходит регуляция обучающей деятельности педагога и когнитивной деятельности учащихся по усвоению профессиональных знаний, умений и навыков.

В центре внимания педагогики находятся диалектическое един­ство, взаимосвязь, интеграция структурных элементов процесса обучения. В методике доминируют вопросы: как обучать? с помощью каких средств обучения происходит трансформация содержания обучения в знания и умения учащихся?

Предмет познания методики профессионального обучения — это относительная самостоятельная ветвь педагогических знаний и умений о конструировании, применении и развитии специальных средств обучения, с помощью которых осуществляется регуляция обучающей деятельности преподавателя (мастера производственного обучения) и когнитивной деятельности учащихся по формированию профессиональных знаний и умений и развитию обучаемых.

Методика профессионального обучения не занимается техническими устройствами, не формирует методы их исследования. Объект ее познания — общественный процесс обучения и воспитания учащихся средствами изучаемой науки. Предмет рассмотрения методики профессиональ­ного обучения — закономерности методической деятельности пе­дагога профессиональной школы по разработке специальных средств обучения.

Задачи методики профессионального обучения обусловлены условиями: требованиями времени, требованиями научно-технического прогресса, социальным заказом общества, Законом РФ об образовании, связью с мировой наукой и мировыми достижениями науки и техники, социально-экономическими, психолого-педагогическими, материально-техническими и культурными отношениями, положением человечества в природе и техносфере.

Главная задача методики профессионального обучения — обслуживание практики профессионального обучения, в которую входят проектирование, разработка и конструирование, исследование средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)

Источник

3. Методика профессионального обучения как наука и учебная дисциплина.

Специфика методики профессионального обучения как научной области педагогических знаний. Основные понятия методики профессионального обучения и методическая терминология. Перспективы развития методики профессионального обучения.

Методика профессионального обучения является важнейшим компонентом профессиональной подготовки педагогов профессиональной школы. Методические знания обслуживают профессиональную деятельность преподавателя и мастера производствен­ного обучения, тесно связаны с приемами, методами этой деятельности и, конечно же, с личностью самого педагога и его творчеством.

Для того чтобы представить теоретическую систему знаний по методике профессионального обучения, необходимо определить объект, предмет, построение понятийно-терминологического аппарата, методы изучения практики работы педагогов. Объектом познания методики профессионального обучения является процесс обучения определенному предмету в учебном заведении. Например, если речь идет о методике обучения дизайну в на­чальном профессиональном образовании, то объектом методи­ческого познания является процесс обучения дизайна, т. е. цели изучения этого предмета, содержание программы, методы и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и результаты обучения. В то же время процесс обучения — объект изучения педагогики профессионального обучения. Общность объектов познания методики и педагогики указывает на единую природу методических и педагогических знаний. Однако в чем от­личие методики от педагогики?

Различия методики обучения и педагогики следует искать в сущности обучающей деятельности педагога-предметника и ме­тодической деятельности педагога-методиста. Предметом деятель­ности педагога-предметника является организация процесса обу­чения по предмету (рис. 1). Преподаватель-предметник организует когнитивную (учебную) деятельность учащихся на основе содер­жания и соответствующих методов обучения. Результатами обуча­ющей деятельности являются обученный учащийся, его система профессиональных знаний и умений, развитая личность и про­фессиональные способности.

Преподаватель-методист организует взаимодействие деятель­ности преподавателя-предметника и деятельности учащихся с целью формирования новых знаний и умений. Взаимодействие можно спланировать и организовать с помощью специально раз­работанных средств, применяемых в обучении. Средства обучения в широком смысле оптимизируют процесс обучения по предмету и обеспечивают получение планируемых результатов обучения на уроке. Следовательно, результатом методической деятельности являются специально разработанные средства обучения, образу­ющие «канал», по которому происходит регуляция обучающей деятельности педагога и когнитивной деятельности учащихся по усвоению профессиональных знаний, умений и навыков.

В центре внимания педагогики находятся диалектическое един­ство, взаимосвязь, интеграция структурных элементов процесса обучения. В методике доминируют вопросы: как обучать? с помо­щью каких средств обучения происходит трансформация содер­жания обучения в знания и умения учащихся?

Что же является предметом познания методики профессиональ­ного обучения? Предмет познания методики профессионального обу­чения — это относительная самостоятельная ветвь педагогических знаний и умений о конструировании, применении и развитии специальных средств обучения, с помощью которых осуществля­ется регуляция обучающей деятельности преподавателя (мастера производственного обучения) и когнитивной деятельности уча­щихся по формированию профессиональных знаний и умений и развитию обучаемых.

что является объектом познания методики профессионального обучения. Смотреть фото что является объектом познания методики профессионального обучения. Смотреть картинку что является объектом познания методики профессионального обучения. Картинка про что является объектом познания методики профессионального обучения. Фото что является объектом познания методики профессионального обучения

Рис. 1. Взаимосвязь основных компонентов процесса обучения

Однако среди педагогов-исследователей, занимающихся пред­метными методиками обучения, бытует мнение, что методика является прикладной частью соответствующей науки. Казалось бы, достаточно хорошо знать соответствующую науку, чтобы уметь ее преподавать. В соответствии с этим мнением методика обучения конкретному предмету — прикладная дисциплина, содержащая рецептурные рекомендации о порядке и способах преподавания данной дисциплины. По нашему мнению (мы рассматривали этот вопрос в вводной части), знание предмета — это лишь один из факторов реализации методики обучения. Более точное разъясне­ние кроется в рассмотрении объектов познания технических наук и методики обучения. Объектами познания технических наук яв­ляются технические устройства и системы. Методика профессио­нального обучения не занимается техническими устройствами, не формирует методы их исследования. Объект ее познания — обще­ственный процесс обучения и воспитания учащихся средствами изучаемой науки. Предмет рассмотрения методики профессиональ­ного обучения — закономерности методической деятельности пе­дагога профессиональной школы по разработке специальных средств обучения.

Источник

Процесс профессионального обучения как объект исследования.

Специфика методики профессионального обучения как научной области педагогических знаний. Основные понятия методики профессионального обучения и методическая терминология. Перспективы развития методики профессионального обучения.

Методика профессионального обучения является важнейшим компонентом профессиональной подготовки педагогов профессиональной школы. Методические знания обслуживают профессиональную деятельность преподавателя и мастера производствен­ного обучения, тесно связаны с приемами, методами этой деятельности и, конечно же, с личностью самого педагога и его творчеством.

Для того чтобы представить теоретическую систему знаний по методике профессионального обучения, необходимо определить объект, предмет, построение понятийно-терминологического аппарата, методы изучения практики работы педагогов. Объектом познания методики профессионального обучения является процесс обучения определенному предмету в учебном заведении. Например, если речь идет о методике обучения дизайну в на­чальном профессиональном образовании, то объектом методи­ческого познания является процесс обучения дизайна, т. е. цели изучения этого предмета, содержание программы, методы и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и результаты обучения. В то же время процесс обучения — объект изучения педагогики профессионального обучения. Общность объектов познания методики и педагогики указывает на единую природу методических и педагогических знаний. Однако в чем от­личие методики от педагогики?

Различия методики обучения и педагогики следует искать в сущности обучающей деятельности педагога-предметника и ме­тодической деятельности педагога-методиста. Предметом деятель­ности педагога-предметника является организация процесса обу­чения по предмету (рис. 1). Преподаватель-предметник организует когнитивную (учебную) деятельность учащихся на основе содер­жания и соответствующих методов обучения. Результатами обуча­ющей деятельности являются обученный учащийся, его система профессиональных знаний и умений, развитая личность и про­фессиональные способности.

Преподаватель-методист организует взаимодействие деятель­ности преподавателя-предметника и деятельности учащихся с целью формирования новых знаний и умений. Взаимодействие можно спланировать и организовать с помощью специально раз­работанных средств, применяемых в обучении. Средства обучения в широком смысле оптимизируют процесс обучения по предмету и обеспечивают получение планируемых результатов обучения на уроке. Следовательно, результатом методической деятельности являются специально разработанные средства обучения, образу­ющие «канал», по которому происходит регуляция обучающей деятельности педагога и когнитивной деятельности учащихся по усвоению профессиональных знаний, умений и навыков.

В центре внимания педагогики находятся диалектическое един­ство, взаимосвязь, интеграция структурных элементов процесса обучения. В методике доминируют вопросы: как обучать? с помощью, каких средств обучения происходит трансформация содер­жания обучения в знания и умения учащихся?

Что же является предметом познания методики профессиональ­ного обучения? Предмет познания методики профессионального обу­чения — это относительная самостоятельная ветвь педагогических знаний и умений о конструировании, применении и развитии специальных средств обучения, с помощью которых осуществля­ется регуляция обучающей деятельности преподавателя (мастера производственного обучения) и когнитивной деятельности уча­щихся по формированию профессиональных знаний и умений и развитию обучаемых.

Однако среди педагогов-исследователей, занимающихся пред­метными методиками обучения, бытует мнение, что методика является прикладной частью соответствующей науки. Казалось бы, достаточно хорошо знать соответствующую науку, чтобы уметь ее преподавать. В соответствии с этим мнением методика обучения конкретному предмету — прикладная дисциплина, содержащая рецептурные рекомендации о порядке и способах преподавания данной дисциплины. По нашему мнению (мы рассматривали этот вопрос в вводной части), знание предмета — это лишь один из факторов реализации методики обучения. Более точное разъясне­ние кроется в рассмотрении объектов познания технических наук и методики обучения. Объектами познания технических наук яв­ляются технические устройства и системы. Методика профессио­нального обучения не занимается техническими устройствами, не формирует методы их исследования. Объект ее познания — обще­ственный процесс обучения и воспитания учащихся средствами изучаемой науки. Предмет рассмотрения методики профессиональ­ного обучения — закономерности методической деятельности пе­дагога профессиональной школы по разработке специальных средств обучения.

Источник

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Методика профессионального обучения является важнейшей частью профессиональной подготовки педагогов профессиональной школы. Методические знания обслуживают профессиональную деятельность препо­давателя и мастера производственного обучения, тесно связаны с приема­ми, методами этой деятельности и, конечно же, с личностью самого педагог а и его творчеством.

Какой педагог становится любимым у своих учеников? Этот вопрос постоянно задается обучающимся профессиональ­но- технических училищ. И все они на первое место среди качеств, кото­рыми должен обладать педагог, ставят знание своего предмета. Однако высшее образование не обеспечивает полной системы профессиональных знаний по всем профессиям. Известны случаи, когда студенты на педагогической практике затрудняются проводить занятия по специальным дисциплинам. Отсюда огромный спрос молодых педагогов на методические разработки, в которых не дается методическая система обеспечения формирования новых знаний, а раскрывается готовое содержание учебного материала.

Очевидно, проблема состоит не в том, чтобы педагоги профессионального обучения изучили содержание всех технических дисциплин, включенных в учебные планы профессиональных училищ, а в том, чтобы научить работать с учебным материалом, приемам и методам формирова­ния технических знаний и профессиональных умений и навыков.

Часто в различных учебных заведениях возникает и такая ситуация. В профессиональное училище пришел специалист высокой квалификации, отлично знающий свой предмет, автор нескольких изобретений. Будет ли обеспечена плодотворная работа обучающихся на уроке? Не всегда. Для орга­низации учебного процесса нужно хорошо знать не только учебный пред­мет, но и закономерности учебного процесса, психологию учебной деятельности обучающихся. Соединение знания предмета со знаниями процесса поучения не происходит автоматически. Сколько хороших инженеров, мастеров производства уходят из профессиональных учебных заведений из-за того, что не смогли организовать учебный процесс по предмету.

Длятого чтобы представить теоретическую систему знаний по методике профессионального обучения, необходимо определить объект, предмет, построение понятийно- терминологического аппарата, методы изуче­ния практики работы педагогов, Объектом познания методики профессионального обучения

является процесс изучения определенному предмету, в каком либо учебномзаведении. Например, если речь идет о методике обучения электротехнике в профессионально-техническом училище, то объектом методического познания является процесс обучения электротех­нике, т.ецели изученияэтого предмета, содержание программы, методыиформы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся и результаты обучения. В то же время процесс обучения- объект изуче­ния педагогики профессионального обучения. Общность объектов позна­ния методики и педагогики указывает на единую природу методических и педагогических знаний. Однако в чем отличие методики от педагогики?

Различия методики обучения и педагогики следует искать в сущности обучающей деятельности педагога-предметника и методической деятель­ности педагога-методиста. Предметом деятельности педагога-предметни­ка является организация процесса обучения по предмету

Преподава­тель-предметник организует когнитивную (учебную) деятельность обучающихся на основе содержания и соответствующих методов обучения. Результатами обучающей деятельности являются обученный обучающийся, его система профессиональных знаний и умений, развитая личность и профес­сиональные способности.

Преподаватель-методист организует взаимодействие деятельностей преподавателя и обучающихся с целью формирования новых знаний и уме­ний. Взаимодействие можно спланировать и организовать с помощью специально разработанных средств, применяемых в обучении. Средства обучения в широком смысле оптимизируют процесс обучения по предмету и обеспечивают получение планируемых результатов на уроке. Следовательно, результатом методической деятельности являются специально разработанные средства обучения, образующие канал, по которому происходит регуляция обучающей деятельности педагога и когнитивной деятельностиобучающихся по усвоению профессиональных знаний, умений и навыков.

В центре внимания педагогики находятся диалектическое единство, и взаимосвязь, интеграция структурных элементов процесса обучения. В методике доминируют вопросы: как обучать? с помощью, каких средств обучения происходит трансформация содержания обучения в знания и уме­нии обучающихся?

Что же является предметом познания методики профессионального обучения? Предмет познания методики профессионального обучения- это относительная самостоятельная ветвь педагогических знаний иумений о конструировании, применении и развитии специальных средств обучения, с помощью которых осуществляется регуляция обучающей деятельности преподавателя (мастера производственного обучения) и когнитивной деятельности обучающихся по формированию профессиональных

знаний и умений и развитию обучаемых.

Однако среди педагогов-исследователей, занимающихся предметными

методиками обучения, бытует мнение, что методика является приклад­нойчастью соответствующей науки. Казалось бы, достаточно хорошо

Немаловажную роль в развитии практики методической работы педагога и особенно ее теоретического осмысления, обоснования играет система

Как и в любой науке, в методике профессионального обучения се ос­новные понятия служат фундаментом процесса обучения предмету и в то же время показателем уровня ее развития. Опираясь на обобщенный опыт развития методики профессионального обучения, научное знание форми­руется в понятиях, в определении этих понятий по законам логики. По­строение научного знания всегда начинается с введения строгих и точных определений.

К первой группе относятся термины, пришедшие в методику из базо­вых наук: дидактики, теории воспитания, педагогической психологии и др. Понятия и термины, взятые методикой из преподаваемой науки, т.е из технических наук, а также из смежных с ними-физики, математи­ки, образуют вторую группу- методико-технические понятия. К третьей группе понятий относятся собственно методические понятия и термины.

Примеры дидактико-методических понятий: формированиетехнического мировоззрения обучающихся; наглядность в обучении технической механики; знания обучающихся по специальной технологии; содержание предмета по электротехнике и т. д.

Данные понятия подразделяются на 4 подгруппы:

1. Методические понятия и термины, являющиеся результатом деления общих дидактико-мстодичес-ких понятий. Например, «урок производственного обучения по изучению трудовых приемов и операций», «обучение электротехнике» (дидактико-методическое понятие), «обучение чтению электротехнических схем», «обучение анализу параметров электрических цепей» (методические по­нятия).

2.Названия методов, методических приемов, характерных не для ди­дактики в целом, а для обучения техническим дисциплинам. В отличие от первой подгруппы, эти термины не являются результатом вычленения из

дидактико-методических понятий и не имеют с ними прямых преемствен­ных связей. К ним относятся: «технический диктант», «описание схемы

соединение элементов в электрических цепях», «построение эпюр», «по­строение векторных диаграмм» и т. д.

Одни термины возникли в результате становления методической практики, например, «устные задачи по сопротивлению материалов», «технический диктант»; другие заимствованы из производственной сфе­ры:«инструктаж», «технический эксперимент» и т. д.

3. Названия различных средств обучения техническим предметам (сюда входят названия различных демонстрационных устройств и меха­низмов, печатных изданий, используемых в процессе обучения), напри­мер: «электромонтажная мастерская», «кабинет специальной технологии», «рабочая тетрадь по методам оптимизации» и т. д.

4. Понятия и термины из истории методики профессионального обу­чения. В эту подгруппу входит сравнительно небольшое количество поня­тий, уже не употребляемых в повседневной практике обучения: «русская система производственного обучения», «ручной метод обработки мате­риалов» и

В методике профессионального обучения могут быть выделены мно­гочисленные явления, приемы, методы, понятия которых еще не сформи­ровались и, естественно, нет соответствующих терминов. Не имеют на­звания многие упражнения в производственном обучении, хотя они уже

давно сформировались в учебно-инструкционных картах. Не имеют названий и не определены как понятия уровни сформированности профес­сиональных знаний и умений.

Методика как специальная отрасль педагогических знаний начала развиваться с 1789 г. Толчком для ее развития послужила реформа народ-поп школы, проводимая в России. За сравнительно короткий срок к 1800 г. было создано более 70 учебно-методических пособий. История развития методики профессионального обучения началась с появления в 1846 г. первых научно обоснованных программ производственного обучения, ко-горые, благодаря методическому творчеству русских инженеров В. П. Маркова и Д. К. Советкина, стали основой русской системы производственного обучения.

В настоящее время происходят интересные изменения в структуре

одического знания. В наиболее развитых методиках обучения

общеобразовательным дисциплинам выделяются закономерности обучения предмету- дидактика учебного предмета. Эти процессы характерны для методик обучения русскому языку, математике, физике, иностранному языку.

Развитие методики профессионального обучения происходит по двум

относительно самостоятельным направлениям. Наиболее развита методика

производственного обучения. На ее основе сформировалась теория

профессионального обучения. Относительно самостоятельно развиваются

во-первых,закономерностиформированиятехническихпонятий и профессиональных умений и навыков в профессиональной школе исследованы не в полной мере;

во-вторых, теоретические основы методической деятельности педа-нрофессионального образования не исследованы до сих пор, поэтому часто представляется как обучающая деятельность педагога-предметника;

в третьих, слабо обобщаются методические системы педагогов и мастеров производственного обучения по различным предметам профессионального образования;

в-четвертых, отсутствуют изданные методики, дидактические мате­риалы по техническим предметам.

Как будет происходить дальнейшее развитие методики профессио­нального обучения? Думам, что две линии развития методики препода­вания технических дисциплин и методики производствешюго обучения сохранятся. Однако доминировать будет тенденция, отражающая взаимо­связи теоретической подготовки и производственного обучения. Наиболее ярко эта тенденция проявилась в технологиях обучения.

Применение технологий обучения в подготовке специалистов в раз­личных типах учебных заведений потребует дальнейшего развития мето­дической деятельности и теории методического знания в професси­ональном обучении.

Библиографический список

Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педа­гогика, 1989. 190 с.

Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиенж Учеб метод пособие. М: Высш. шк., 1989. 144 с.

Вертгеймер М. Продуктивное мышление:Пер.с анг. Прогресс, 1987.336 с.

А.ГелютаА.М.,Староверов В.И. Социальный облик

рабочего-теллигента. М.: Мысль, 1977. 94 с.

Дридзе Т. М. Понятие и метод установления содержательной

структуры теста применительнок учебному тексту (информативно-целевойанализ). Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *