что является целью спортивной тренировки

Цели и задачи тренировки

что является целью спортивной тренировки. Смотреть фото что является целью спортивной тренировки. Смотреть картинку что является целью спортивной тренировки. Картинка про что является целью спортивной тренировки. Фото что является целью спортивной тренировкиЦелью спортивной тренировки является подготовка к спортивным состязанием, направленная на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего достижение запланированных спортивных результатов.

В содержание спортивной тренировки входят различные стороны подготовки спортсмена: теоретическая, техническая, физическая, тактическая и психическая. В тренировочной и особенно в соревновательной деятельности ни одна из этих сторон не проявляется изолированно. Они объединяются в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей.

В процессе спортивной тренировки решаются следующие основные задачи:
1) освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины;
2) совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение планируемых результатов;
3) воспитание необходимых моральных и волевых качеств;
4) обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;
5) приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.

Комплексные результаты решения задач спортивной тренировки выражаются понятиями: «тренированность», «подготовленность», «спортивная форма».

Тренированность характеризуется степенью функционального приспособления организма к предъявляемым тренировочным нагрузкам, которое возникает в результате систематических физических упражнений и способствует повышению работоспособности человека. Тренированность всегда ориентирована на конкретный вид специализации спортсмена в двигательных действиях и выражается в повышенном уровне функциональных возможностей его организма, специфической и общей работоспособности, в достигнутой степени совершенства спортивных умений и навыков.

Тренированность спортсмена, как правило, подразделяют на общую и специальную. Специальная тренированность приобретается вследствие выполнения конкретного вида мышечной деятельности в избранном виде спорта. Общая тренированность формируется, прежде всего, под воздействием упражнений обще-развивающего характера, повышающих функциональные возможности органов и систем организма спортсмена и укрепляющих его здоровье.

Подготовленность — это комплексный результат физической подготовки; технической подготовки; тактической подготовки; психической подготовки. Подготовленность может относиться и к каждому в отдельности из перечисленных видов подготовки.

Каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других ее сторон, определяется ими и, в свою очередь, влияет на их уровень. Например, техническое совершенствование спортсмена зависит от уровня развития различных двигательных качеств — силы, быстроты, гибкости, координационных способностей. Уровень проявления двигательных качеств, например выносливости, тесно связан с экономичностью техники, уровнем психической устойчивости к преодолению утомления, умением реализовывать рациональную тактическую схему соревновательной борьбы в сложных условиях. Отметим также, что тактическая подготовленность связана не только со способностью спортсмена к восприятию и оперативной переработке информации, с умением составлять рациональный тактический план и находить эффективные пути решения двигательных задач в зависимости от сложившейся ситуации, но и с уровнем технического мастерства, физической подготовленностью, смелостью, решительностью, целеустремленностью и др.

Спортивная форма — это высшая степень подготовленности спортсмена, характеризующаяся его способностью к одновременной реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности.

Средства спортивной тренировки

Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения. Состав этих упражнений в той или иной мере специализируется применительно к особенностям спортивной дисциплины, избранной в качестве предмета спортивного совершенствования.

Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: избранные соревновательные, специально подготовительные, обще подготовительные.

Избранные соревновательные упражнения — это целостные двигательные действия, которые являются средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами состязаний по избранному виду спорта.

Удельный вес избранных соревновательных упражнений в большинстве видов спорта, за исключением спортивных игр, невелик, так как они предъявляют к организму спортсмена очень высокие требования.

Специально подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. Например, к числу специально подготовительных упражнений бегуна относится бег по отрезкам избранной дистанции; у гимнастов аналогичную роль играет выполнение элементов и связок соревновательных комбинаций; у игровиков — игровых действий и комбинаций. Другим примером могут служить упражнения, приближенно воссоздающие форму соревновательного действия. К числу специально подготовительных относятся в определенных случаях и упражнения из смежных, родственных видов спорта, направленных на совершенствование специфических качеств, необходимых в дисциплине специализации и проявляемых в соответствующих режимах работы.

Состав специально подготовительных упражнений в решающей мере определяется спецификой избранной спортивной дисциплины. Упражнения создаются и подбираются с таким расчетом, чтобы обеспечить более направленное и дифференцированное воздействие на совершенствование физических способностей и формирование навыков, необходимых спортсмену.

Объясняется это тем, что нередко многократное выполнение соревновательных упражнений из избранного вида спорта не позволяет в необходимой мере совершенствовать силу, быстроту, выносливость, подвижность в суставах так, как этого можно добиться с помощью специальных упражнений. Причина этого, прежде всего, заключается в том, что очень часто число повторений соревновательных упражнений в целостном виде нельзя сделать достаточно большим главным образом из-за высоких нервных и физических напряжений, что особенно важно учитывать в индивидуальных видах спорта.

В зависимости от преимущественной направленности специально подготовительные упражнения подразделяются на подводящие способствующие освоению формы, техники движений, и на развивающие, направленные на воспитание физических качеств. Такое деление, конечно, условно, поскольку форма и содержание двигательных действий часто тесно взаимосвязаны.

К числу специально подготовительных упражнений относятся и имитационные упражнения, которые подбираются таким образом, чтобы действия спортсмена возможно больше соответствовали по координационной структуре характеру выполнения и особенно по кинематике избранной спортивной дисциплине.

Среди множества специально подготовительных упражнений тренер должен уметь не только подбирать их для решения конкретной поставленной задачи, но и создавать новые из частей, элементов, связок движений. Это должны быть упражнения, сходные по координации, усилиям, характеру, амплитуде и другим особенностям с соревновательным упражнением. Однако все средства тренировки должны подбираться с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Одни из них должны дальше улучшать уже сильные стороны спортсмена, другие средства должны подтянуть отдельные отстающие технические действия или физические качества.

Общеподготовительные упражнения являются преимущественно средствами общей подготовки спортсмена. В качестве таковых могут использоваться самые разнообразные упражнения — как приближенные по особенностям своего воздействия к специально подготовительным, так и существенно отличные от них.

Значение общеподготовительных упражнений во многих видах спорта, особенно в тренировке подрастающих спортсменов, часто недооценивается. Отдельные специалисты на всех этапах многолетней подготовки резко увеличивают объем специальной физической и сокращают объем общей физической подготовки, что ведет к форсированию тренировки юных спортсменов.

Влияние общеподготовительных упражнений на повышение результатов является опосредованным. Специализированные средства, с одной стороны, оказывают более непосредственное влияние на повышение результатов. С другой стороны, можно утверждать, что недостаточный прирост результатов или даже прекращение их роста на этапе высших достижений, а также повышенный травматизм спортсмена обусловлены недостаточным объемом общеподготовительных упражнений на тренировке и особенно на ее ранних этапах.

При выборе общеподготовительных упражнений обычно соблюдают следующие требования:
1) на ранних этапах спортивного пути общая физическая подготовка спортсмена должна включать средства, позволяющие эффективно решать задачи всестороннего физического развития;

2) на этапах углубленной специализации и спортивного совершенствования она должна являться фундаментом для совершенствования соревновательных навыков и физических способностей, определяющих спортивный результат:
— при воспитании неспецифической, т. е. общей, выносливости длительный бег умеренной интенсивности, лыжные кроссы, плавание;
— при воспитании собственно силовых способностей — упражнения со штангой, заимствованные из тяжелой атлетики, а также упражнения спортивно-вспомогательной гимнастики с различного рода отягощениями и сопротивлением;
— при воспитании быстроты движений и двигательной реакции — спринтерские упражнения, тренировочные разновидности спортивных игр и подвижные игры;
— при воспитании координационных способностей — элементы спортивной гимнастики, акробатики, игры с высокими требованиями к координации движений.

Однако необходимо помнить, что общеподготовительные упражнения должны вместе с тем выражать особенности спортивной специализации. Между различными физическими упражнениями возможны как положительные, так и отрицательные взаимодействия, обусловленные закономерностями положительного и отрицательного «переноса» различных физических качеств и двигательных навыков.

Уже по одной этой причине средства общей физической подготовки не могут быть одинаковыми для различных спортивных дисциплин. Наряду с некоторым сходством состав этих средств в каждом конкретном случае должен иметь свою специфику. Это касается и их подбора, и места, которое они занимают в структуре тренировочного процесса.

Включение общеподготовительных упражнений в тренировочный процесс обычно способствует его общей эффективности.

Источник

что является целью спортивной тренировки. Смотреть фото что является целью спортивной тренировки. Смотреть картинку что является целью спортивной тренировки. Картинка про что является целью спортивной тренировки. Фото что является целью спортивной тренировки

ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Методическое пособие для тренеров-преподавателей, педагогов дополнительного образования в области физической культуры и спорта

Составлено: Семенютой Т.Н., заместителем директора МБУДО ДЮСШ по методической работе

ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Спортивная тренировка – планируемый педагогический процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике и тактике, развитие его физических способностей.

Цель спортивной тренировки – подготовка к спортивным состязаниям, направленная на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности.

Задачи спортивной тренировки:

— освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины;

— совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение планируемого результата;

— воспитание необходимых моральных и волевых качеств;

— обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовки;

— приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.

Все задачи решаются комплексно и направлены на достижение наивысших спортивных показателей.

Результаты решения задач спортивной тренировки выражаются понятиями «тренированность», «подготовленность» и «спортивная форма».

Тренированность – степень функционального приспособления организма к предлагаемым тренировочным нагрузкам, возникающая в результате систематических физических упражнений, способствующая повышению работоспособности человека, всегда ориентирована на конкретный вид спорта.

Тренированность подразделяется на общую (повышение функциональных возможностей организма общеразвивающими, укрепляющими здоровье упражнениями) и специальную (конкретный вид спорта).

Подготовленность – комплексный результат физической, технической, тактической, психической подготовки. Каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других её сторон, определяется ими и в свою очередь, влияет на их уровень.

Спортивная форма — высшая степень подготовленности спортсмена. Характеризуется его способностью к одновременной реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности.

Средства спортивной тренировки

Основными средствами спортивной тренировки являются разнообразные физические упражнения.

Классификация физических упражнений:

Каждая из этих групп имеет свои признаки, но главным образом они различаются педагогическими возможностями. Специфическим назначением, а также методикой проведения.

С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений разминки.

скоростно-силовые упражнения, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.);

— упражнения циклического характера на выносливость (бег на средние и длинные дистанции, плавание, лыжные гонки и т.п.);

— упражнения, требующие высокой координации движений (акробатика, гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание и т.п.);

— упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в изменяющихся режимах двигательной деятельности и ситуаций (спортивные игры, борьба, бокс, фехтование и т.п.).

общеподготовительные; специально подготовительные и избранно соревновательные.

Общеподготовительные являются преимущественно средствами общей подготовки спортсменов, эффективно решающие задачи всестороннего физического развития. Недостаточный прирост результатов или даже прекращение их роста, а также повышенный травматизм спортсмена обусловлен недостаточным объёмом общеподготовительных упражнений, особенно на ранних этапах обучения.

Необходимо помнить, что общеподготовительные упражнения должны выражать специфику избранного вида спорта.

Специально подготовительные — определяются спецификой избранного вида спорта. Упражнения подбираются с таким расчётом, чтобы обеспечить более направленное и дифференцированное воздействие на совершенствование физических способностей и формирование навыков, необходимых спортсмену.

Специально-подготовительные упражнения подразделяются на подводящие и на развивающие.

Подводящие – способствуют освоению формы, техники движений.

Развивающие – направлены на развитие и совершенствование основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости).

Избранные соревновательные упражнения — целостные двигательные действия или совокупность двигательных действий, являющиеся средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами соревнований по избранному виду спорта.

Методы спортивной тренировки

Метод спортивной тренировки – способ применения основных средств тренировки, совокупность приёмов и правил деятельности спортсмена и тренера.

В тренировочном процессе используют две большие группы методов:

1.Общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы;

2.Практические, включающие метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.

Словесные методы: рассказ, беседа, анализ, обсуждение и др.

Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от знания терминологии, умелого использования указаний, замечаний, словесных оценок и разъяснений.

Наглядные методы:

— правильный методический показ спортсменом или тренером;

— демонстрация видеозаписей, фильмов, схем и т.д.;

— применение простейших ориентиров, ограничивающих направление движения, преодолеваемое расстояние;

— применение световых, звуковых и механических лидирующих устройств.

Методы строго регламентируемого упражнения:

— методы, направленные на освоение техники выполнения упражнения;

— методы, направленные на воспитание физических качеств.

целостно-конструктивный (разучивание несложных упражнений в целом)

расчленённо-конструктивный (разучивание более сложных упражнений по частям).

При применении вышеназванных методов большое значение отводится поводящим и имитационным упражнениям.

Непрерывные методы – однократное непрерывное выполнение тренировочной работы.

Интервальные методы – выполнение упражнений, как с регламентированными паузами, так и с непроизвольными паузами отдыха.

При использовании этих методов упражнения выполняются в равномерном и переменном режиме.

При равномерном режиме интенсивность работы – постоянна, при переменном режиме – варьируется.

Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать или неоднократно изменяться.

В режимах непрерывной и интервальной работы может применяться круговой метод (станционный), направленный на избирательное или комплексное совершенствование физических качеств.

Игровой метод – используется не только для начального обучения движениям или воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложнённых условиях.

В наибольшей степени он позволяет совершенствовать такие качества, как ловкость, находчивость, быстроту ориентировки, самостоятельность, инициативу.

Служит весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

Методы (способы) организации деятельности занимающихся

Данный метод требует специальной подготовки помощников тренера-преподавателя из числа, наиболее подготовленных обучающихся и заблаговременного их инструктирования по выполняемому заданию.

Принципы спортивной тренировки

Принципы спортивной тренировки – наиболее важные педагогические правила рационального построения тренировочного процесса, в которых систематизированы научные данные и передовой практический опыт тренерской работы.

Принцип направленности на максимально возможные достижения, углубленную специализацию и индивидуализацию.

Установка на высшие показатели реализуется соответствующим построением спортивной тренировки, использованием наиболее действенных средств и методов, углублённой специализацией в избранном виде спорта.

Направленность к максимуму обусловливает все отличительные черты спортивной тренировки – повышенный уровень нагрузок, особую систему чередования нагрузок и отдыха, ярко выраженную цикличность и т.д.

Спортивная специализация характеризуется наиболее благоприятным распределением времени и усилий в процессе совершенствования спортивной деятельности в избранном виде спорта, но не является таковым для других видов.

В связи с этим чрезвычайно важен учёт индивидуальных особенностей занимающихся при построении спортивной тренировки.

Ошибочный, не отвечающий индивидуальным качествам спортсмена выбор специализации или определённого амплуа в команде зачастую сводит на нет усилия спортсмена и тренера.

Принцип индивидуализации требует построения и проведения тренировки с учётом возрастных особенностей спортсмена, уровня его подготовленности.

Принцип единства общей и специальной подготовки.

Объективные закономерности спортивного совершенствования требуют, чтобы спортивная тренировка. Являясь глубоко специализированным процессом, вела бы в то же время к всестороннему развитию. В соответствии с этим в спортивной тренировке неразрывно сочетаются общая и специальная подготовки.

Единство общей и специальной подготовки означает невозможность исключения из тренировочного процесса ни одной из сторон подготовки без ущерба для роста спортивного мастерства.

Единство общей и специальной подготовки взаимозависимо на каждом этапе спортивной подготовки от вида спорта, от этапа обучения.

Оптимальное соотношение общей и специальной подготовки закономерно изменяется на различных стадиях спортивного совершенствования.

Принцип непрерывности тренировочного процесса характеризуется следующими основными положениями:

— спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс, гарантирующий наибольший кумулятивный (накопительный) эффект в направлении спортивной специализации;

— воздействие каждого последующего тренировочного занятия как бы «наслаивается» на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их;

— интервал отдыха межу занятиями выдерживается в пределах, гарантирующих восстановление и повышение работоспособности, причём в рамках тренировочных мезо – и микроциклов при определённых условиях допускается проведение занятий на фоне частичного недовосстановления, в силу чего создаётся уплотнённый режим нагрузок и отдыха.

Необходимо так строить тренировочный процесс, чтобы в наибольшей степени обеспечить возможную в данных конкретных условиях преемственность положительного эффекта тренировочных занятий, исключить неоправданные перерывы и свести к минимуму регресс тренированности. В этом заключается основная суть принципа непрерывности спортивной тренировки.

Принципиальный методический смысл этого положения заключается в требовании не допускать излишне длительных интервалов между тренировочными занятиями, обеспечивать преемственность между ними и тем самым создавать условия для прогрессирующих достижений.

Принцип единства постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок. Увеличение функциональных возможностей организма закономерно зависит от предъявляемых тренировочных и соревновательных нагрузок. Постепенное и максимальное увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок обусловливает прогресс спортивных достижений.

Это обеспечивается повышением объёма и интенсивности тренировочных нагрузок, постепенным усложнением требований, предъявляемым к подготовке спортсмена.

Постепенность в тренировке должна соответствовать возможностям и уровню подготовленности спортсмена, особенно юного, обеспечивая неуклонный рост его спортивных достижений.

Принцип волнообразности динамики нагрузок.

Прогрессирующее повышение тренировочных нагрузок на определённых этапах подготовки вступает в противоречие с ходом приспособительных изменений в организме спортсмена. Это вызывает необходимость наряду с отдыхом временно снижать нагрузки, обеспечивая необходимы биологические перестройки в организме спортсмена. Поэтому динамика тренировочных нагрузок не может иметь вид прямой линии – она приобретает волнообразный характер.

Волнообразные изменения нагрузки характерны как для относительно небольших отрезков тренировочного процесса, так и для этапов и периодов годичного цикла тренировки.

Волнообразные колебания свойственны как динамике объёма, так и динамике интенсивности нагрузок, причём максимальные значения их в большинстве случае не совпадают.

Принцип цикличности тренировочного процесса.

Характеризуется частичной повторяемостью упражнений, занятий, этапов и целых периодов в рамках определённых циклов.

Каждый очередной цикл является частичным повторением предыдущего и одновременно выражает тенденции развития тренировочного процесса, т.е. отличается от предыдущего обновлённым содержанием, частичным изменением состава средств и методов, возрастанием тренировочных нагрузок и т.д.

Эффективность тренировочного процесса в решающей мере зависит от рационального сочетания повторяющихся и динамических моментов при построении тренировки.

Весь тренировочный процесс, от элементарных его звеньев до этапов многолетней подготовки, состоит из циклов (микро-,мезо-, макроциклов), составляющих неотъемлемую систему рационального построения тренировочного процесса.

Принцип единства и взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности спортсмена.

Данный принцип отражает структуру, взаимосвязь и взаимообусловленность соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена.

Рациональное построение тренировочного процесса предполагает строгую направленность на формирование оптимальной структуры соревновательной деятельности, обеспечивающей эффективное осуществление соревновательной борьбы.

Этим принципом особо следует руководствоваться при создании системы управления тренировочным процессом, разработке перспективного планирования на относительно длительный период.

Принцип возрастной адекватности многолетней спортивной деятельности.

В процессе многолетней тренировки необходимо учитывать динамику возрастного развития спортсмена, позволяющую эффективно воздействовать на возрастную динамику способностей, проявляемых в спорте, в направлении ведущем к спортивному совершенствованию и в то же время не вступающем в противоречие с закономерностями онтогенеза (индивидуальное развитие) человека.

В детско-юношеском возрасте, когда происходит формирование и созревание организма, эффект тренировки зависит от учёта особо чувствительных (сенситивных) периодов, характеризующихся более высокими, чем в иные периоды темпами развития способностей.

В юношеском возрасте, до полного возрастного созревания основополагающим в тренировке должны быть общая физическая подготовка, формирование у каждого спортсмена всего комплекса физических способностей (силы, быстроты, выносливости и т.д.)

Основные стороны спортивной тренировки

Одним из важнейших методических условий совершенствования технического мастерства являются взаимосвязь и взаимозависимость структуры движений и уровня развития физических качеств.

Соответствие уровня физической подготовленности спортсмена уровню владения его спортивной техникой – важнейшее положение методики технической подготовки в спорте.

Условно различают общую техническую и специальную спортивно-техническую подготовку.

Задачи общей технической подготовки – расширение фонда двигательных умений и навыков (школа движений), а также воспитание двигательно-координационных способностей, которые содействуют техническому совершенствованию в избранном виде спорта.

Двигательное умение – это способность выполнять двигательное действие на основе определённых знаний о его технике.

Многократное повторение двигательных действий приводит к постепенной автоматизации движений, и двигательное умение переходит в навык.

Навык — степень владения техникой, при которой управление движением происходит автоматизировано, а действия отличаются надёжностью.

Она включает в себя изучение:

— общих положений тактики избранного вида спорта;

— приёмов судейства и положения о соревнованиях;

— тактического опыта сильнейших спортсменов или команд;

— освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях;

— моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями.

Тактическая подготовка неразрывно связана с использованием разнообразных технических приёмов.

Общая физическая подготовка (ОФП) в современной спортивной тренировке связывается не с разносторонним физическим совершенствованием вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта.

Средства ОФП – физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена (бег, ходьба на лыжах, спортивные игры, плавание упражнения с отягощениями и т.д.).

ОФП проводится в течение всего годичного цикла тренировки.

Специальная физическая подготовка (СФП) — характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.

Основными средствами СФП являются соревновательные упражнения и специально подготовительные упражнения.

Физическая подготовка тесно связана со спортивной специализацией.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *