что значит дуальное обучение
Дуальное обучение
Нестерова И.А. Дуальное обучение // Энциклопедия Нестеровых
Понятие дуального обучения
Дуальное обучение появилось в России сравнительно недавно, однако уже является очень востребованным подходом к обучению новых профессиональных кадров. Особенностью дуального обучения является сочетание практического опыта и теоретического обучения. Отсюда и трактовка термина «дуальное обучение»:
Дуальное обучение являет собой сочетание обучения теоретическим основам в учебном заведении и практики в профильной организации.
Дуальное обучение появилось в Европе. Если говорить точнее, то родиной дуального обучения являются Германия и Австрия. Именно там появилась практика сочетания академического образования с практическим обучением на потенциальном рабочем месте. Особенно следует подчеркнуть успехи Германии на поприще дуального обучения: развивая и совершенствуя дуальную модель, страна добилась общепризнанных успехов в подготовке рабочих кадров. В Германии высоко развит институт наставничества, который является основой дуального обучения.
Дуальное обучение предполагает вовлечение предприятий и крупных организаций в процесс подготовки высококвалифицированных молодых кадров. Советское образование в свое время успешно использовало элементы дуального обучения и в школах и в СПО и в вузах. Однако развал СССР привел к упадку отечественного образования и отходу от дуального обучения. В начале двухтысячных дуальное обучение стали продвигать как инновационный метод в образовании. Однако, с этим можно поспорить.
Успешные примеры использования дуального обучения в России были зафиксированы лишь в 2010 году, когда в сентябре ООО «Фольксваген Груп Рус» запустило программу дуального обучения в области мехатроники. Она была нацелена на подготовку рабочих и технологов для строящегося в окрестностях Калуги автомобильного завода [1].
Предпочтение отдаётся теоретическим основам (60% всего времени)
Предпочтение отдаётся практическим основам (60% всего времени)
Производственная практика до 40%
Производственная практика занимает до 75% всего времени обучения
Образовательная программа и учебный план составлены в соответствии с ФГОС.
Образовательная программа, составлена в соответствии с ФГОС, профессиональными стандартами и потребностями реального работодателя-партнера.
Производственная практика либо полностью формальность, либо не отвечает реальным требованиям потенциальных работодателей.
Производственная практика проходит в реальных рабочих условиях.
Кратковременность практики не позволяет понять корпоративную культуру организации.
Дуальное обучение позволяет ознакомиться с реальной корпоративной культурой на предприятии.
Обучение коммерческое или бюджетное
Обучение спонсируется предприятием
Курсовые и дипломные зачастую не представляют никакой практической ценности и являют собой формальность. Они обычно не отражает специфику производства.
Тематика курсовых, выпускных квалификационных работ, индивидуальных проектов ориентирована на потенциальные нужды предприятия-партнера.
Наставничество зачастую очень
Деятельность наставника рассматривается как взаимовыгодное партнерство и регламентируется обеими сторонами.
Итак, дуальное обучение подразумевает участие крупного бизнеса в воспитании квалифицированных кадров на базе современного российского образования. Участие предприятий в дуальном образовании является элементом социальной ответственности предпринимательства. Именно профессиональные кадры смогут развивать отечественную промышленность, здравоохранение и культуру.
Организация дуального обучения
Дуальное образование предполагает построенное взаимодействие образовательной и производственной сфер по подготовке специалистов определенного профиля в рамках взаимодействия, которое базируется на трех основополагающих методах:
Цели дуального обучения
Если внимательно рассмотреть представленные на рисунке выше цели, то можно выделить важный аспект: в организации дуального обучения в России необходимо участие государства.
Организация дуального обучения в современных российских условиях предполагает сотрудничество и как его следствие, большую совместную работу образовательных организаций и предприятий. Подготовка выпускников должна и в учебном заведении проходить на высоком уровне в соответствии с потребностями предприятия. Для этого преподаватели должны проходить подготовку на базе предприятия. Реализация мероприятий по повышению квалификации, переподготовке педагогического персонала требует тесного взаимодействия специалистов предприятия и преподавателей образовательного учреждения по совместно разработанному плану, а также повышения их квалификации и стажировки на производственных участках завода [2].
Схема дуального обучения
Организация дуального обучения требует заключение договора между студентом и организацией, на базе которой будет реализовано дуальное обучение.
Договор о дуальном обучении представляет собой письменное соглашение между обучающимся, организацией, предоставляющей рабочее место для прохождения практического обучения, и учебным заведением, регламентирующее условия и порядок прохождения дуального обучения.
Организация дуального обучения предполагает наличия следующих компонентов:
Дуальное обучение в образовательных учреждениях
В настоящее время многие учебные заведения готовы к организации дуального обучения. Несмотря на это, процесс его реализации затруднен выбором предприятий, готовых сотрудничать с заведением СПО или вузом. Для вузов и заведений СПО лучшим вариантом считаются инновационные, экономически развитые предприятия. Но такие предприятия зачастую не готовы брать к себе на практику студентов.
Шаги реализации дуального обучения
Теперь следует рассмотреть основные критерии, на которые опираются образовательные учреждения при выборе предприятий для участия программах дуального обучения:
В процедуре организации дуального обучения в вузе или в заведении СПО есть проблемы, которые требуют незамедлительного решения. Это, прежде всего это то, что потенциальный работодатель не видит в студентах-практикантах своих будущих работников, полагая, что их уровень подготовки не соответствует требованиям предприятия. Другой проблемой является то, что студенты не видят себя в профессии. Многие поступали не по призванию, а «куда проще и дешевле». Как результат – острая нехватка квалифицированных кадров.
Для решения заявленных проблем необходимо вмешательство государство. Нужно организовать занятия по профориентации в старших классах школ и гимназий, чтобы ребенок уже мог понимать, что ждет его на той или иной работе.
Сущность и основные признаки дуальной модели обучения
Рубрика: Среднее профессиональное образование
Дата публикации: 11.03.2016
Статья просмотрена: 9570 раз
Библиографическое описание:
Сидакова, Л. В. Сущность и основные признаки дуальной модели обучения / Л. В. Сидакова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/29/803/ (дата обращения: 14.11.2021).
В статье обосновываются преимущества и недостатки дуальной системы обучения для производства и образовательных организаций.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, дуальное обучение, качество образования.
В поисках наиболее эффективных путей модернизации отечественного образования многие ученые обращаются к опыту зарубежных стран, в частности Германии. Наиболее известными популяризаторами идей немецкой профессиональной подготовки рабочих кадров являются Н. Е. Воробьев, Б. Л. Вульфсон, А. И. Пискунов, Д. А. Торопов, Г. А. Федотова. В своем исследовании, посвященном истории развития немецкой системы профессионального образования, Д. А. Торопов указывает на то, что возрастающие темпы технологической революции, и в связи с этим появление новых требований на рынке труда к его участникам, оказывают сильное влияние на систему профессионального образования в любой промышленно развитой стране [1].
Дуальное обучение, как показывает практика европейской системы образования, является продуктом взаимодействия образовательных организаций и работодателей по успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста. Обучающийся уже на ранних этапах процесса учебы включается в производственный процесс в качестве работника предприятия. В знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) Адам Смит подчеркивал, что системы ученичества и наставничества в дуальном обучении необходимо считать традиционными методами профессионального обучения на рабочем месте, так как, работая рядом с мастером, молодые рабочие изучали азы профессии [2].
Дуальная модель обучения предусматривает вовлечение предприятий в процесс подготовки кадров, которые идут на достаточно существенные расходы, связанные с обучением работников, так как хорошо знают, что затраты на качественное профессиональное образование являются надежным вкладом капитала. При этом они становятся заинтересованными не только в результатах обучения, но и в содержании обучения, его организации [3].
Дуальная система образования предусматривает сочетание обучения с периодами производственной деятельности. Будущий специалист учится в двух организациях, где, по определению любителей метких фраз, догоняет двух зайцев, осваивая и теорию, и практику. С одной стороны, получает образование в образовательной организации (она дает теоретические знания), а с другой — на обучающем предприятии, где вырабатываются необходимые для данного производства компетенции. Обе организации являются партнерами по отношению друг к другу. Очень важно, что молодые специалисты, сочетающие обучение с производственной деятельностью, остаются работать на обучающем предприятии.
Общепризнанным лидером в деле организации дуального обучения считается Германия, где система профессионального образования отличается развитым институтом наставничества, практико-ориентированным обучением и активным участием бизнеса в подготовке кадров. Опыт этой страны служит образцом для всего Европейского Союза [4].
Можно выделить следующие преимущества и недостатки дуальной модели.
Недостатки дуальной системы:
Я считаю, что дуальное обучение — эффективный путь повышения качества образования.
Для производства дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах по поиску и выбору работников, их переквалификации и адаптации. К тому же, есть возможность отобрать самых лучших выпускников, ведь за период практического обучения их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь, такой подход мотивирует студентов учиться не для галочки. Молодые специалисты могут сразу работать с полной отдачей и производительностью, они хорошо знают жизнь предприятия и чувствуют себя на нем «своими». Все это в совокупности способствует закреплению кадров и уменьшению текучести, что для предприятий немаловажно.
Для студентов дуальное обучение — это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и безболезненно адаптироваться к взрослой жизни. Дуальная система обеспечивает плавное вхождение в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой. Оно позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует профессиональную компетентность и ответственность. Дуальная модель обучения предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Уровень обучения в ее рамках постоянно повышается. Ни одна образовательная организация не способна дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступенькой на пути к успешной карьере.
Дуальная система подготовки компетентных, востребованных рынком труда выпускников образовательных организаций СПО обладает следующими преимуществами перед «традиционной» системой подготовки специалистов:
Дуальная модель обучения как производственная компонента базового профессионального обучения очень привлекательна для образовательных организаций СПО, но все же следует правильно извлекать полезность дуального обучения в обществе с учетом социально-экономических проблем, развития мировых интеграционных процессов в образовании, существующих законодательных и нормативных актов и менталитета российских граждан.
Таким образом, реализация механизма взаимодействия образовательных организаций и предприятий путем воздействия на сбалансирование спроса и предложения рабочей силы позволяет повышать качество подготовки кадров, улучшать ситуацию с трудоустройством и занятостью студентов, а также вносит свой вклад в развитие человеческих ресурсов. Дуальная модель обучения как важнейший компонент этого механизма способствует освоению выпускником профессиональных компетенций, формированию активной жизненной позиции и становлению ответственной личности, способной к продуктивному труду.
Я считаю, что необходимо налаживание реальной связи между производственным сектором и образованием для того, чтобы обеспечить квалифицированными и профессиональными кадрами предприятия железнодорожной отрасли.
Что такое дуальное обучение в Казахстане
Дуальное обучение для Казахстана — новая форма подготовки специалиста, в которой совмещена практическая и теоретическая составляющие профессионального образования. Что это такое? Расскажем подробнее.
Дуальное обучение в Казахстане: цели, задачи, проблемы и пути их решения
Дуальное образование — тема, которая с недавних пор стала популярной в Казахстане. Такая актуальность обусловлена кризисом, который переживает профессиональнее образование, высшие учебные заведения.
Кризисная ситуация в казахстанской системе подготовки специалистов не уникальна для постсоветского пространства. Связано это с двумя главными причинами:
Однако экономика, школа, медицина, социальные проекты, техника стремительно развиваются и требуют готовых специалистов, которые с первых же дней работы на производстве будут иметь четкие представления о задачах и технологии их выполнения.
К сожалению, учебные центры больше времени уделяют исключительно теоретической подготовке, тогда как на практику отведено от силы 10% учебного плана. В результате выпускники колледжей, техникумов и университетов, попав на производство, выглядят и чувствуют себя беспомощными. У работодателя в свою очередь нет ни времени, ни ресурсов для формирования у них практических навыков.
Путь решения этой проблемы — дуальное обучение (ДО). Давайте разберемся, что такое дуальное обучение? Какие цели и задачи оно преследует?
Эта система предполагает подготовку специалиста одновременно по двум направлениям — теоретическому и практическому. 1/3 времени обучения он получает базовые знания в колледже, а 2/3 — отшлифовывает навыки и получает практически значимые знания на производстве — обучающем предприятии.
Главная цель — подготовить квалифицированного и грамотного выпускника, у которого сформированы базовые навыки работы на производстве, разработать казахстанскую модель ДО в системе технического и профильного образования (ТиПо).
Проще говоря, подготовить такого специалиста, который бы с первых же дней мог включиться в работу и выполнял бы ее на высоком профессиональном уровне. Кроме того, дуальное образование предполагает формирование заказа от работодателей Казахстана на специалистов с определенными навыками и знаниями.
Фото: kazpravda.kz: UGC
Для достижения этой цели необходимо реализовать такие задачи:
Как же развивается дуальное обучение в Казахстане? В нашей стране такой вид подготовки кадров начали внедрять с 2012 года. В этом направлении есть ряд успехов:
Наиболее перспективные направления реализации ДО в Казахстане — это учебные заведения технико-технологического и сельскохозяйственного профиля.
Сегодня наиболее успешно реализуется дуальное обучение в колледже, поскольку образовательные структуры такого типа предполагают подготовку специалиста среднего звена, изначально сориентированного на производство.
На данный момент в этой программе задействовано 348 колледжей. Они сотрудничают с более чем 1700 предприятиями. Подготовку проходят более 20 тыс. студентов.
Работодатели заключают договор с теми, кто поступает в такие колледжи. Благодаря этому студент знает, что после завершения учебы он будет трудоустроен на конкретном предприятии, а руководитель производства уверен в том, что в коллектив вольется новый квалифицированный сотрудник.
Благодаря межгосударственным (немецко-казахстанским) программам учебные центры подобного рода созданы в ВКО, Акмолинской и Костанайской областях, в Карагандинской области.
Фото: karlskrona.kz: UGC
Вместе с тем участники этой программы обучения сталкиваются с рядом проблем:
Таким образом, перед профильным министерством стоит ряд задач первостепенной значимости, без решения которых невозможна полноценная реализация ДО. В том числе:
Решить эти задачи — значит сформировать новую модель подготовки профессионалов. Она сократит разрыв между тем, что умеют и знают выпускники учебных заведений, и тем, какие требования к ним предъявляют производства разных секторов экономики.
Дуальное обучение: зарубежный опыт
Представление о том, насколько эффективно дуальное обучение, дает опыт зарубежных стран. В первую очередь речь идет о Германии, где и появилась идея такой образовательной системы.
Считается, что дуальное обучение — это модель обучения, ставшая популярной еще в средневековой Германии. Тогда ремесленников готовили в специальных ремесленных цехах. В ХІХ веке дети учились на производстве и одновременно в воскресной школе.
На сегодняшний день более 50% образовательных институтов и центров Германии работают по системе дуального обучения. Подготовка по таким программам ведется по 340 специальностям и профилям. Более 54% специалистов, которые ежегодно трудоустраиваются на немецкие предприятия, — выпускники таких колледжей.
В чем особенность такой формы обучения в Германии:
Несмотря на то что предприниматели, которые участвуют в такой программе, инвестируют значительные суммы, однако и выгоду от этого получают существенную. Все вложенные ими деньги в подготовку специалиста возвращаются сторицей через 9 месяцев, максимум — через 2–3 года.
Сегодня в Германии увеличивается потребность в квалифицированных работниках, поэтому актуальна программа дуального обучения мигрантов. Она работает по принципу «3+2». Мигрант, ставший учеником, получает право легально находиться в стране на протяжении 3-х лет обучения и 2-х последующих, когда будет отрабатывать вложенные в его подготовку деньги на предприятии.
Программа «Ученичество» работает и в США. Она охватывает молодежь, которой не исполнилось 18-ти. Подготовка ведется в основном по техническим направлениям. В Великобритании на дуальном обучении находится около миллиона человек ежегодно.
Государства стараются поощрить работодателей, которые участвуют в системе дуальной подготовки. К примеру, в Канаде действуют налоговые льготы, во Франции предприниматели-инвесторы получают компенсацию.
Дуальное обучение — перспективная программа подготовки специалистов. Выпускники колледжей, где реализована такая программа, получают профессию, им несложно трудоустроиться.
Такие работники — движущая сила экономики страны. Они получают адекватные современным требованиям знания, формируют навыки и умения. Поэтому легко справляются с производственными задачами.
Первостепенная задача правительства Казахстана — заинтересовать предпринимателей в партнерстве с учебными заведениями.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Мастер оcтается за кадром
Дата весьма условная, конечно. Тем не менее отсчет принято вести с того момента, когда программу дуального обучения запустила компания «Фольксваген Груп Рус». Программа была нацелена на подготовку продвинутых в техническом плане рабочих для строящегося в окрестностях Калуги автомобильного завода. По словам гендиректора компании Маркуса Озеговича, 1 сентября 2010 года впервые в РФ 24 студента начали обучение в Калужском колледже информационных технологий и управления по специальностям «мехатроника» и «автомехатроника». Студенты согласно российским и немецким стандартам профобразования получили необходимые знания и производственные компетенции по сварке, гидравлике, пневматике, электротехнике, электронике, программированию, диагностике.
А на предприятиях Группы ГАЗ начали применять систему дуального обучения еще с 2007 года, и ежегодно свыше 500 учащихся базовых колледжей и техникумов изучают практическую часть на Горьковском автозаводе, Ликинском и Павловском автобусных заводах, Ярославском моторном заводе. Также автопроизводители создали первую в России кафедру по производственной системе в машиностроении и кафедру «Создание продукта в автомобилестроении» в Нижегородском государственном техническом университете им. Алексеева. Основной упор в процессе обучения также делается на практические занятия на ГАЗе.
Германской промышленности в период активного роста в конце XIX века для стабильного развития и обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке требовался постоянный приток на производство квалифицированных рабочих кадров. Для быстрого роста их количества на производствах создавались рабочие школы, а также шло обучение на рабочем месте под руководством наставников.
Тогда же российские промышленники и предприниматели начали перенимать этот, на тот момент передовой опыт.
В 1920-х годах во время индустриализации Советский Союз приглашает иностранных специалистов, среди которых много немецких инженеров. Именно они привнесли в профессиональное обучение рабочих и технологов на предприятиях подготовку у станка, на рабочем месте, передачу знаний, умений и навыков в процессе обучения от наставника к стажеру.
Свойства дуальной системы обучения
Суббота 6 июня, 2020
Отечественная образовательная система пошла по пути зарубежных ученых, в частности Германии, которая смогла модернизироваться и в кратчайшие сроки адаптироваться в современном мире. Основными первопроходцами в исследовании новой технологии переподготовки кадрового состава были Д.А. Торопов, А.И. Пискунов, Н.Е. Воробьев, Г.А. Федотова, Б. Л. Вульфсон, которые смогли освоить теорию немецких партнеров и повысит профессионализм работников до европейского уровня. Торопов, в своей научной работе, рассказывает о неотъемлемости технологического прогресса и его непосредственное влияние на развитие всех видов деятельности и общей образовательной системы во всех развитых государствах.
Что такое дуальная модель? В чем ее преимущество?
По своей сути дуальное обучение является совокупностью мероприятий по обучению профильных специалистов, при взаимодействии учебных заведений и организаций, в качестве заказчика на услуги. Это дает возможность получить образование и адаптироваться в профессии и обществе как полноценного специалиста.
Учебный процесс предусматривает наличие практичных занятий и параллельное использование полученных навыков в рабочих процессах, без отрыва от учебы. Адам Смит на страницах «Исследования о природе и причинах богатства народов» говорит о пользе такого метода обучения, поскольку уже на первых этапах абитуриент имеет возможность осваивать профессию непосредственно на месте работы и выполнять работу под присмотром профессионального наставника. Он предпочитал называть его традиционным профессиональным обучением. С возможностью одновременно учить теорию и практиковать полученные навыки.
Взаимодействие модульной системы обучения с последующим трудоустройством имеет неопровержимые доказательства успешности данного мероприятия. Это связано с потребностью предприятий в профессиональных сотрудниках, инвестируя в обучения которых они имеют возможность лично контролировать учебный процесс, подачу необходимой информации и обеспечить себя надежными кадрами.
Дуальная система имеет преимущество параллельного изучения теории и практики, изучая суть производственных моментов, непосредственно на будущем месте работы. Для теоретических знаний используется профессиональное учебное заведение в центре образования, с обеспечением диплома государственного образца, а практика – это компетенция предприятия, с использованием внутренних требований предприятия. При этом и учебное заведение и будущий работодатель имеют свои интересы, поэтому должны сотрудничать и руководствоваться поставленными целями. Это дает возможность молодым специалистам получить гарантированное место работы, а предприятию профессионального наемного работника.
Особым успехом дуальная система образования пользуется в Германии. Эта страна смога не только воплотить все задумки, но и стать примером для всех европейских государств. Высокое качество образования зависит от развитой системы обучения, умения правильно расставлять приоритеты и соединять практику с теорией, при этом повышая заинтересованность бизнеса в создании хороших специалистов.
Основные характеристики
Каждая программа, созданная в современном мире или проверенная временем, имеет свои плюсы и минусы, положительные и отрицательные результаты, которые выражаются разными факторами. Все характеристики в той или иной мере влияют на конечный результат.
Достоинства дуальной модели:
Недостатки дуальной модели:
При этом дуальная система образования имеет высокую эффективность и способна повысить уровень образования то европейских стандартов.
Дуальная система на предприятии
Основным преимуществом для предприятий в дуальном обучении является возможность самостоятельно подготовить кадровое наполнение без дополнительных затрат на их переквалификацию или поиск первоклассных мастеров, с высокими финансовыми требованиями. При этом работодатель может выбрать с набранной группы студентов самых успешных, которые мотивированные престижным местом работы готовы учиться в два раза успешней. После приема на работу молодым сотрудникам не нужно много времени на адаптацию, поскольку они уже полностью готовы к работе и знакомы с внутренней жизнью фирмы. Это дает возможность обеспечить предприятие профессиональными специалистами на длительное время.
Преимуществ дуальной программы обучения для молодых специалистов
Каждый студент имеет возможность быстро и надежно закрепится в роли хорошего специалиста, войдя в самостоятельную жизнь с минимальными рисками. Полноценность учебного процесса и перенасыщенность практическими занятиями в условиях трудового процесса, дает потенциал к карьерному росту и быстрой адаптации на принятой должности. При этом все выпускники научены работать в трудовом коллективе, ответственно относятся к должностным обязанностям и готовы к самостоятельному принятию решений. Дуальная система образования все время совершенствуется и развивается, выпуская преимущественно узких специалистов, полностью адаптированных под рабочий процесс предприятия и с высоким трудовым потенциалом.
Преимущества дуальной системы обучения, в соответствии традиционными программами:
Дуальная система профессионального обучения имеет много преимуществ, но при ее выборе нужно руководствоваться решением потенциальных задач предприятия, учитывать возможные риски, изучать законодательно и потребности общества, а также готовность населения к мировой интеграции. Она является надежной базой для подготовки кадров, с учетом экономических и эволюционных этапов саморазвития.
Параллельная работа учебных заведений и производственных предприятий дает возможность повысить уровень образованности жителей страны, предоставить выпускникам возможность обязательного трудоустройства, дает стимул для развития человеческих ресурсов. Таким образом, дуальная модель готовит не только профессиональных специалистов, но и полностью поставленных сотрудников, готовых к личностному развитию и движению по карьерной лестнице, что стимулирует улучшение общих трудовых показателей.
Правильно сгенерированный план обучения дает возможность интегрироваться в определенную отрасль без временных потерь. А готовность к принятию корпоративных решений на базе учебно- производственного функционирования структур на условиях договоренностей, дает быстрый и максимально эффективный результат. Поэтому данная система имеет высокий потенциал современного мира и гарантирует быструю самоокупаемость, за счет продуктивности труда кадрового выпуска.