что значит пасха по библии
Наша Пасха — Христос
Современные представления о Пасхе являются результатом сложного сплетения религиозных воззрений, национальной культуры и исторических традиций, из-за которых смысл Пасхи зачастую не осознаётся. Но значение этого известного и в то же время неизвестного слова несложно узнать, открыв первоисточник — Библию.
Ветхозаветная Пасха
В Евангелии от Иоанна говорится: «А была близко Пасха, иудейский праздник» (Ин. 6:4). Здесь идёт речь о празднике, описание которого можно найти в Ветхом Завете, в 12-й главе Исхода. Отсюда видно, что Пасха — это ветхозаветный иудейский праздник, история которого началась около 3500 лет назад. Иудеи праздновали его в месяце авиве, который соответствует апрелю.
Согласно повествованию в Ветхом Завете, перед тем, как вывести израильский народ из египетского рабства, Бог через Моисея провозгласил суд над Египтом: «И Моисей сказал: Так говорит Иегова: Около полуночи Я пойду посреди Египта и умрут все первородные в Египетской земле — от первородного фараона, сидящего на своём престоле, до первородного рабыни, которая за жерновами, и все первородные из скота» (Исх. 11:4-5), «…и над всеми богами Египта Я совершу суды» (12:12).
Поскольку фараон не послушал Моисея и не отпустил израильский народ, суд над Египтом состоялся. Однако прежде этого Бог показал Своему народу путь спасения. Каждая семья должна была взять однолетнего ягнёнка и заколоть его вечером в четырнадцатый день месяца авива. Затем нужно было помазать кровью этого ягнёнка косяки и перекладину дверей дома, а самого ягнёнка испечь на огне и съесть его мясо этой же ночью, не выходя из дома до утра. Пасхального ягнёнка нужно было есть с пресным хлебом и горькими травами, не сокрушая его костей (12:46).
Тем, кто будет соблюдать это слово, Бог сказал: «И кровь будет для вас знаком на домах, где вы находитесь; и когда Я увижу кровь, Я пройду мимо вас, и не будет на вас бедствия, чтобы уничтожить вас, когда Я буду поражать Египетскую землю.» (12:13). Из этого стиха становится ясным смысл слова «Пасха». Пасха (от еврейского «песaх») буквально означает «пройти мимо».
Благодаря Пасхе Божий суд прошел мимо тех, кто соблюдал её. «Ибо Иегова пройдёт, чтобы поразить египтян; и, увидев кровь на перекладине дверей и на обоих косяках, Иегова пройдёт мимо дверей и не даст уничтожителю войти в ваши дома, чтобы поразить вас» (12:23). Благодаря крови ягнёнка на косяках дверей, Божий суд прошёл мимо израильтян, а благодаря тому, что они съели ягнёнка, у них были силы выйти из Египта и совершить длительное путешествие по пустыне.
После спасения из египетского рабства иудеи ежегодно праздновали Пасху. Четырнадцатый день месяца авива стал в Израиле праздником воспоминания о Божьем спасении. В широком смысле слова этот праздник включал всё, о чем говорится в 12-й главе Исхода: ягнёнка, пресный хлеб, горькие травы, дома и даже пучок иссопа, при помощи которого мазали кровью перекладины и косяки дверей. Все эти подробности имеют определённое духовное значение, но ключевым элементом Пасхи был сам ягнёнок, которого ели (12:43; Ин. 18:28).
Новозаветная Пасха
Согласно принципу Библии, содержание Ветхого Завета представляет собой пророчества и прообразы того, о чем говорит Новый Завет. Если мы посмотрим на ветхозаветную Пасху с этой точки зрения, то мы увидим удивительную и подробную картину новозаветной действительности.
По Божьему всевластию Господь Иисус был убит именно в день ветхозаветной Пасхи (Мф. 27:15; Ин. 18:28), чтобы исполнился этот прообраз. Именно Он является действительным Агнцем, который был принесен в жертву за нас. Поэтому, когда Иоанн Креститель увидел идущего к нему Иисуса, он сказал всему народу: «Вот Агнец Божий, который уносит грех мира!» (Ин. 1:29).
Отсюда видно, что с точки зрения Нового Завета слово «Пасха» указывает не на какое-то религиозное мероприятие. Пасха — это живая Личность. Поэтому апостол Павел сказал: «…Наша Пасха, Христос, принесен в жертву» (1 Кор. 5:7). Пасхальный ягненок в Исх. 12 — это прообраз, который является описанием, объяснением и определением того, чем является Христос как жертва за нас. А сам праздник Пасхи в Ветхом Завете является предызображением, показывающим, как Христос, наша Пасха, спасает нас от Божьего суда и кормит нас тем, чем Он является.
Всё, что происходило с Божьим народом во время выхода из Египта, является не просто историческими событиями, «а произошли эти события как примеры [букв. «прообразы»] для нас…» (1 Кор. 10:6). Новый Завет говорит, что Бог установил день, в который Он будет судить мир (Деян. 17:31), так же как Он судил Египет, который в Библии является прообразом безбожного мира. Но Бог в Своей милости и любви даёт людям путь спасения. Этим путем является Христос, который умер за нас.
Если вы примете Христа, как жертву, принесенную вместо вас, то Он станет вашей Пасхой, благодаря которой Божий суд над этим миром пройдет мимо вас. Кровь, которую Он пролил на кресте за ваши грехи, станет кровью «на дверях вашего дома», а Он Сам станет вашим питанием, удовлетворяющим ваш голод и позволяющим вам выйти из «египетского рабства».
Чтобы принять Иисуса Христа и получить спасение от суда над этим миром, просто скажите Ему несколько слов из вашего сердца. Скажите: «Господь Иисус, я верю, что Ты умер за меня. Спасибо, что Ты приготовил для меня спасение. Ты — Агнец, который уносит грех мира. Господь, я открываюсь для Тебя и принимаю Тебя как моего Спасителя».
Христианская жизнь
Что же делать дальше? В Новом Завете говорится: «Вычистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, как вы и есть бесквасны; ибо наша Пасха, Христос, принесён в жертву. Так что будем праздновать не со старой закваской и не с закваской злобы и порочности, а с бесквасным хлебом искренности и истины» (1 Кор. 5:7-8).
У ветхозаветного праздника Пасхи было продолжение. Пасха была первым днём семидневного праздника Бесквасного хлеба (Исх. 12:15-20). Применительно к новозаветным верующим Пасха — это начало христианской жизни, а праздник Бесквасного хлеба, являющийся продолжением Пасхи, — это символ всей нашей христианской жизни.
Итак, нам нужно вычистить старую закваску (то есть отказаться от нашей старой жизни без Христа) и праздновать (то есть жить новой жизнью в Христе), потому что Христос умер за нас, как пасхальный Агнец. Это связано не с какими-то праздничными датами, а с нашей повседневной жизнью.
В Восстановительном переводе Нового Завета в примечании 1 к 1 Кор. 5:8 о празднике Бесквасного хлеба в его новозаветном значении сказано следующее:
Это долгий праздник, который мы должны праздновать не с грехом нашей старой природы, не со старой закваской, а с бесквасным хлебом, с Христом нашей новой природы как нашим питанием и наслаждением. Только Он является жизненным снабжением искренности и истины, абсолютно чистым, беспримесным и полным действительности. Праздник — это время наслаждения пиром. Вся христианская жизнь должна представлять собой такой праздник, такое наслаждение Христом как нашим пиром, обильным снабжением жизни.
На основании нашего опыта мы можем сказать, что Христос — это настоящий праздник человеческой жизни. Именно Он делает человека по-настоящему счастливым.
Рекомендуем подкасты о Пасхе на YouTube-канале Bible Seminars:
О проекте
Некоммерческий проект «Библия, открытая для всех» предлагает в подарок уникальное издание Нового Завета с бесплатной доставкой по почте.
Сообщество проекта
Ознакомительный email-курс
После нажатия кнопки «Подписаться» вы получите письмо для подтверждения подписки. Если письма нет во «Входящих», пожалуйста, проверьте его в папке «Спам».
Что говорит Библия о пасхе
Знаете ли вы, что значит праздновать Пасху по-настоящему? Что на самом деле символизирует этот праздник? Каковы его истоки?
Содержание:
Первая пасха
Пасху начали соблюдать на заре истории израильского народа. Евреи тогда томились в египетском плену, но Господь решил освободить их. Через Своих слуг Моисея и Аарона Он предупредил египетского правителя, что поразит страшным наказанием Египет, если фараон не отпустит Божий народ на свободу.
Чтобы не пострадать от ужасной казни наряду с египтянами, израильские семьи должны были собраться в своих домах и помазать двери жилища кровью невинного ягнёнка, которого они должны были испечь и съесть с пресным хлебом и горькими травами.
К сожалению, египтяне не вняли предостережению. Лишь некоторые из них поверили. В полночь в тех домах, чьи косяки не были помазаны кровью ягнёнка, погибли первенцы, в том числе и у фараона. Только после этого он сказал Божьему народу: «Встаньте, выйдите из среды народа Моего» (Библия, книга Исход 12:31). Божий народ вышел из Египта свободным. В память об этом событии Господь заповедал им праздновать Пасху каждый год.
Название праздника
Почему праздник называется именно так? Еврейское слово «Пeсах» относится к иудейской Пасхе и происходит от «пасaх» — миновал, прошёл мимо.
Образы и обряды
Но Пасха не только напоминала об освобождении Божьего народа из Египта, но и символически указывала на великое избавление от греха. Жертвенный ягнёнок символизирует собой Агнца Божьего, в Котором наша единственная надежда на спасение. Апостол Павел говорил: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (Библия, 1 Послание коринфянам 5:7).
Нужно было не только заколоть ягнёнка, но и окропить его кровью косяки своей двери. Мы должны верить, что Он умер не только за весь мир, но и за каждого из нас в отдельности. Каждый из нас должен воспользоваться искупительной жертвой. Все обряды этого праздника символизировали служение Христа. Освобождение Израиля из Египта было наглядным уроком искупления, о котором должна была напоминать Пасха.
Пасха в дни Иисуса
Как праздновали Пасху во времена Иисуса? Похоже ли было их празднование на то, что мы видим сейчас? В какое время года отмечали Пасху? Обычно она приходилась на конец марта или начало апреля, когда вся земля расцветала и оглашалась пением птиц. Со всех концов Палестины собиралось великое множество народа на поклонение Богу. По дороге в храм встречались памятные места, связанные с историей Израиля, и родители рассказывали детям о чудесах, которые некогда Бог совершил для Своего народа. Всюду были слышны песнопения.
Пасхальным служением Господь хотел отвлечь Свой народ от суеты и повседневных забот и напомнить о чудесном избавлении из египетского плена. Господь надеялся, что люди увидят в этом чуде обещание избавления от греха. Подобно тому, как кровь закланного агнца некогда защитила дома израильтян в Египте, так и кровь Христа должна была спасти их души. Но они могли спастись через Христа только в том случае, если бы посредством веры сделали Его жизнь образцом для подражания. Символическое служение только в том случае имело смысл, если оно направляло людей к Христу как личному Спасителю. Господь желал побудить их к размышлению о миссии Спасителя.
Истинный Агнец заклан
Но с чем Пасха ассоциируется у нас сегодня?
Прежде всего, с распятием и воскресением Христа. Если в древнем Израиле при праздновании Пасхи вспоминали избавление от египетского плена и ягнёнок указывал на ещё не принёсшего Себя в жертву за спасение человечества Христа, то сейчас мы знаем, что сделал Спаситель, чтобы спасти нас от греха.
Когда Иисус вошёл в Гефсиманский сад, в Его душе царили мрак и ужас. Он был схвачен в полночь. Его водили от дворца до зала суда, над Ним издевались, затем бичевали и осудили. Гонители смеялись над Его скромным происхождением, а один из любимых учеников сказал, что не знает Его… Христа повели на распятие, заставив нести тяжёлый крест под плач иерусалимских женщин и насмешки толпы, а затем Его распяли.
Но заключительные события в день распятия были новым доказательством Божественности Христа. Когда наступил вечер, неземная тишина воцарилась на Голгофе. До самого последнего момента ученикам не верилось, что Иисус умрёт. Никогда они не любили своего Господа так, как сейчас. И Он не оставил их, Он никогда не оставляет Своих детей в горе и отчаянии. Ученики аккуратно сняли Его тело с креста и положили в пещеру, служившую гробницей. Враги Христа запечатали могилу огромным камнем и поставили стражу — бесстрашных римских воинов.
Он победил смерть
Но вот произошло землетрясение, потому что Ангел Господень сошёл с небес. Облачённый во всеоружие Божие, этот ангел оставил небесные пространства, и яркие лучи Божьей славы озаряли его. Вид его был, как молния, и одежда его — бела, как снег. Бесстрашные римские воины пришли в трепет и стали, как мёртвые. В страхе бежали от могилы Христа и полчища злых ангелов. Когда Божий посланник отваливает камень, кажется, что небо сходит на землю. Стражники видят, как ангел отодвигает глыбу, будто камешек, и слышат его слова: «Сын Божий, выходи, Твой Отец зовёт Тебя».
И произошло великое событие — Христос воскрес из мёртвых! Он вышел из могилы прославленным!
Пасха без Бога?
Как часто мы вспоминаем о Спасителе, празднуя Пасху? Не остаёмся ли мы равнодушными к тому, что Он готов быть рядом с нами? Праздник Пасхи — это не только повод для общения друг с другом, но, прежде всего, воспоминание о том, что Христос сделал для нас. Пренебрегая подобными размышлениями и молитвой, мы утрачиваем благословения Божьи. Отделяя себя от Иисуса, мы лишаемся света Его присутствия.
Думайте и говорите о Христе!
Если мы сосредоточим внимание на великой любви Спасителя, то наше доверие к Нему будет постоянным.
Попробуйте говорить друг с другом не только о заботах, которые никогда не заканчиваются, а о любви Христа, и вы сможете увидеть, как ваша жизнь, ваши мысли и чувства изменятся в лучшую сторону.
Христос — наша надежда
Подготовила Наталья Скороход
Пасха и всё, что с ней связано. 2 истории
ПАСХА — ПЕСАХ
Сегодня мы рассмотрим тему пасхи в более простом изложении одним из братьев во Христе.
Пасха по еврейски «Песах», что значит пройти мимо.
О Пасхе можно говорить много, но лучше о ней прочитать в Библии. Здесь мы изложим вкратце, просто — конкретные факты: что такое Пасха и с чем её едят (в буквальном смысле), ведь, как известно, её действительно едят!
Начнём! Давным-давно, мы начнём не с самого начала.
История пасхи
Когда израильтяне обосновались в стране под названием Египет, коренному народу египетскому, а особенно Фараону, это не понравилось. И египтяне решили сделать израильтян рабами.
Подробный материал уже был опубликован в этой статье: Пасха, так же духовное сравнение изучали тут: Пасхальный агнец, прообраз Христа.
Раб – это тот, кто выполняет приказания своего господина. Израильтянам это тоже не понравилось и они «возопили» к Богу о помощи. Бог их услышал и примерно лет через 30-40 дал им предводителя Моисея, который и вывел израильтян из египетского рабства.
Этот выход и ознаменован праздником «Пасхой».
Когда египтяне начали притеснять народ израильский (евреев) и сделали их рабами и подвластными египтянам, израильтяне заплакали и стали молить Бога о помощи, спасении, от руки Фараона и народа египетского. Бог услышал их молитвы и вопли.
Это потому, что Фараон издал указ о контроле над рождаемостью со стороны израильского народа – всех младенцев мужского пола надобно убивать.
В одной израильской семье родился мальчик, которого пришлось прятать некоторое время, а затем и отпустить тайно на волю судьбе.
Младенца Моисея родители положили в корзину и пустили плыть по Нилу на волю судьбе. В это время дочь Фараона вышла мыться на реку Нил и увидела проплывающую корзину, заглянув в неё, она увидела младенца и решила его усыновить.
Моисей и надсмоторщик
Время шло, Моисей рос, он стал взрослым и решил наладить «общение» со своими братьями, со своим народом.
Моисею испугался наказания и убежал из Египта в землю Мадиамскую.
Там Моисей прожил какое-то время, женился, завёл детей…
Однажды пася стада своего тестя он увидел горящий куст, который горел, но не сгорал. Из этого куста он услышал голос Бога, Сказавший ему, что ему надо делать, дальше в своей жизни.
Бог Сказал ему, чтобы Моисей вернулся в Египет и вывел народ Божий (израильский) из этой земли. После встречи и разговора с Богом, Моисей вернулся в Египет и пришёл к Фараону царю египетскому. Моисей сказал Фараону, чтобы он отпустил народ израильский на насколько дней пути в пустыню, со всем их скарбом, пожитками, скотом…, для того, чтобы они могли поклонится Богу и совершить Ему жертвоприношения. Конечно же Фараон не поверил этому и заупрямился. И вот за это, Бог Совершил над египтянами множество казней, как сейчас принято называть их «казнями египетскими».
Фараон долго сопротивлялся, но в итоге, после последней казни решился отпустить народ израильский для поклонения Богу.
Последняя казнь прообраз Пасхи
Последняя казнь и включает в себя прообраз Пасхи. Что же там произошло?
Вот наступило время последней казни египетской. Фараон долго сопротивлялся до этого, но Бог знал и Сказал Моисею, что на этот раз Фараон царь египетский отпустит народ Мой из этой земли. Так и произошло. Но сначала Моисею было сказано, чтобы сыны израилевы были готовы к исходу из Египта.
Пасха и всё, что с ней связано
Они должны были приготовиться, сварить барашка, приготовить горькие травы, помазать косяки дверей в своих жилищах этой кровью (агнца-барашка), быть одетыми и собранными, съесть агнца ночью, и на рассвете когда всё будет кончено и Фараон отпустит народ израильский, пусть он (народ) выпросит у соседей египтян различные предметы и таким образом обберет их.
А затем поспешно выйдет вон из Египта. Всё так и было сделано, всё так и произошло как мы описали здесь и как описано в Библии.
Тут нужно обратить свой взгляд на важные моменты касательно Пасхи:
Эти три понятия напрямую связаны с таким понятиям как «Пасха», и даже современная «Пасха».
Подробная история праздника Пасхи из Ветхого Завета описана в книге Исход с 1-й по 12-ю главы.
Смысл Пасхи
Начнём с казни. Смысл казни был в том, что:
В этом и заключался смысл Пасхи.
А именно, символ Пасхи является ягнёнок (агнец) и его кровь.
Пасха и всё, что с ней связано
Пасха – это ягнёнок, которого съедают!
Евреи кровью этого ягненка обмазывают косяки своих дверей. Могущество Бога было явлено через Ангела, который, видя кровь на косяке двери — проходил мимо дома. Там, где не была помазана дверь кровью ягненка — умирал первенец.
Описанные события были заповеданы израильтянам — помнить и соблюдать каждый год.
Праздник освобождения от египетского рабства!
Символы, которые были на столе каждой еврейской семьи: пресный хлеб, виноградный сок и жареный ягненок с горькими травами.
Отсюда и образовался праздник Пасхи.
Современная Пасха
Современные христиане чтят этот праздник подобно древним израильтянам.
Не таким образом, как придумали разные деноминации, а так как этом учит Новый Завет, так как установил Сам Иисус!
Апостол Павел сравнивает старую пасху с новой:
6 Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?
7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.
8 Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.
(1Кор.5:6-8)
В 1 Кор 5:6-8 говорится что, «пасха наша Христос, закланный за нас».
В Библии мы не встретим иного примера, указания для верующих сегодня, кроме, как Сам Бог установил уже в Новом Завете.
В Библии нет упоминания о том, что Новую Пасху, нет упоминания о твороге, яйцах и другого рода ритуалах.
Но есть упоминания о том, что Христос просит делать нас на этот праздник. Помнить, что Он спас нас от рабства греха, как народ Израиля от рабства Египта.
Это духовный пример, параллель греха и египетского рабства.
Вот, что Иисус просит делать нас каждое воскресенье:
22 И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.
23 И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.
24 И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.
25 Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.
26 И, воспев, пошли на гору Елеонскую.
(Мар.14:22-26)
Вот символы Пасхи Нового Завета:
7 В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.
(Деян.20:7)
Каждое воскресенье христиане встречались и встречаются для преломления хлеба, для песнопений, как заповедовал Христос — творить в Его воспоминание.
Как и израильтяне были все вместе в ту памятную ночь!
Лк 22:7-20; Мк 14:22-26; Мф 26:26-30; Деян 20:7; 1 Кор 16:2
Исследуя все Писание, Ветхий и Новый Завет, мы найдем только две Пасхи. Старый праздник — это воспоминание об избавлении египетского рабства. Новый праздник — это освобождение от рабства греха.
Об этом просил Иисус перед своей смертью.
Так учат Апостолы.
И так делали первые христиане.
Пасха – это
Пасха – это изменение сознания человека с плохого на хорошее
В чем же суть Пасхи?
О Пасхе мы должны помнить каждый день, а не благоговеть в храме один раз в год. Освещать должны не еду, а себя. Вот, что такое настоящая Пасха.
Также Пасха — это послушание, ведь если бы израильтяне не послушались Моисея и не сделали всё в точности, как он им сказал, то они могли бы потерять родных, да и сами погибнуть и не спастись от рабства.
Так и современные люди, если не слушаются Бога — погибнут, не спасаются от своих грехов.
Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,
12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
(Евр.9:11,12)
Истинное значение Пасхи для христиан: смысл библейского праздника
В чем заключается истинное значение Пасхи для христиан, а также какова история этого праздника? От редактора DisciplesToday: «Несколько лет назад я отмечал праздник Пасхи в Иерусалиме в окружении 300 евреев со всего мира. Этот опыт открыл мои глаза на истинное значение Пасхи и его смысл для современных христиан во всех поколениях». Филипп Лестер, брат-еврей из церкви Христа в Нью-Йорке поделится своим изучением Библии на эту тему.
«Избавьтесь от старых дрожжей, чтобы стать новой опарой теста, ибо вот что представляете вы собой как верующие: хлеб без закваски. Ибо Христос, наш Агнец пасхальный, был отдан на заклание» (1-е Коринфянам 5:7).
Этот отрывок адресован христианам в греческом Коринфе. И хотя многие из них не были евреями, апостол Павел предполагает, что они были хорошо знакомы с картиной Пасхи. Павел увидел уникальное применение этой истории Пасхи в ситуации, которая была в то время в Коринфской Церкви. Проблема распространения грехов и гордый дух коринфян были фоном для ссылки на практику избавления от старых дрожжей, что было неотъемлемой частью празднования Пасхи.
Давайте мы воспользуемся моментом, чтобы задуматься о значении Пасхи, которую празднуют в апреле в течение семи дней. А также рассмотрим её актуальность для нас, современных христиан. В своем первоначальном виде Пасха представляла собой празднование чудесного вмешательства Бога, которое в итоге привело к освобождению израильского народа из рабства. Это событие помогает нам, оглянувшись назад, увидеть силу крови ягненка, которая привела к освобождению миллионов рабов из египетского рабства. Как мы увидим, это также указывает на окончательное освобождение всех людей через последнюю жертву – Мессию, Которого Бог послал в этот мир. Есть очень много сильных и вдохновляющих уроков о Пасхе, и, хотя эта статья лишь поверхностно рассмотрит эту тему, я надеюсь, что тот, кто заинтересован в лучшем понимании Ветхого Завета, его актуальности на сегодняшний день и его связи с Новым Заветом, найдет много интересного для себя.
Пасха — больше, чем просто праздник
Для многих светских евреев Пасха, в основном, сосредотачивается вокруг таких вещей как семья, еда и традиции. Как и в большинстве случаев, праздник становится хорошей возможностью передачи обычаев, традиций и истории новому поколению. К сожалению, более глубокий смысл Пасхи часто упускается из виду, все больше оставляя на поверхности только атрибуты праздника. Глубокий смысл кроется в послании Бога, свободе, избавлении от духовного рабства и угнетения. Это послание о Его любви, Его власти, Его обещаниях, чудесах и Его окончательном плане – освобождении человечества через кровь совершенного Агнца. Такие пророки, как Исайя, говорили о Том, Кто должен был прийти, став человеком, чтобы дать нам защиту от самых разрушительных вещей в нашей жизни – наших грехов. Эта статья поможет нам найти подтверждение этой истины.
Истинное значение и смысл Пасхи – празднование свободы
Пасха, также известная как «праздник опресноков» или праздник «Песах», является одним из старейших древних праздников для людей. Наравне с «Йом Киппур» (День искупления) это один из самых значительных праздников для еврейского народа. Это один из трех праздников, которые Бог повелел евреям отмечать ежегодно. Пасха, как день рождения израильского народа, является напоминанием об освобождении древних евреев из египетского рабства тысячи лет назад. Название праздника на иврите означает «пройти мимо, обойти стороной». Бог решил использовать эту крайнюю меру, в результате которой были уничтожены все первенцы и людей и скота в Египетской земле, за исключением первенцев евреев. Бог повелел израильтянам пометить косяки своих дверей кровью ягненка, чтобы они были защищены и чтобы Он мог увидеть этот знак и пройти мимо домов израильтян. В течение тысяч лет каждый год евреи соблюдают особый пост, который длится 7 дней. Пасха для еврейского народа является особым напоминанием, благодаря которому они вновь восстанавливают эту историю.
Что происходит в Пасху? Восстановление истории праздника
Как и большинство праздников – это повод для радости, когда все друзья и родственники собираются вместе, чтобы есть особую еду. Основным событием вечера со специальной едой является пересказ древней истории о том, как Бог чудесным образом освободил израильский народ от тирании Фараона. Эта история о чудесах, о Боге, о Его обещаниях, о Его суде, о Его руководстве, но прежде всего – о спасении. Бог хочет, чтобы эта история передавалась из поколения в поколение и никогда не была бы забыта. Эта история рассказывается не только словами, но и через употребление в пищу особых продуктов, которые её символизируют.
Сегодня Пасха празднуется с различными продуктами питания, которые используются для приготовления специальной еды под названием «Седер». Еда сочетается с чтением специальной брошюры под названием «Аггада». Это происходит вокруг обеденного стола, и чаще всего во главе стола находится глава семьи. Делается все возможное, чтобы все участники трапезы были задействованы в этом празднике, воспроизводя события истории. Как правило все приглашенные гости участвуют в Седер, читая Аггада. Попутно произносятся молитвы, выпивается вино и принимается пища. Так как одно из предназначений Пасхи – обучение, то в этот день особое внимание уделяют детям. На самом деле этот праздник был составлен таким образом, чтобы вызывать интерес у молодежи и привлекать их.
Традиционно молодым задаются четыре вопроса. Эти вопросы готовят почву для ведущего вечера, чтобы он мог начать объяснять истинное значение этого вечера.
Задаются вопросы типа:
Затем ведущий отвечает на эти вопросы, объясняя важность этой ночи и уникальных продуктов. Все эти символические вещи и традиции призваны помочь вновь прочувствовать события, приведшие к освобождению евреев из египетского рабства.
История Пасхи
Исторические предпосылки этого праздника находится в первых двенадцати главах книги Исход, второй книги Библии, которая возвращает нас к древнему египетскому миру. Однако, чтобы еще лучше оценить эти события, нам надо вернуться назад в историю, чтобы посмотреть на обещания Бога, которые Он давал Аврааму. Эти обещания включают в себя:
Интересное пророчество было дано Аврааму в отношении его потомков. На самом деле, это пророчество действительно предсказывает Пасху:
«…и Господь сказал ему: «Знай, что твои потомки будут пришельцами в чужой стране, и поработят их жители той страны, и будут угнетать их 400 лет». (Бытие 15:13)
Это предсказание на самом деле исполнилось. Бытие заканчивается историей Иосифа и переездом семьи Иакова в количестве 70 человек из Ханаана в Египет. Получив приглашение от Иосифа, они покинули свои дома в Ханаане, чтобы избежать сильнейшего голода. Они поселились в Египте в качестве гостей и сильно разбогатели там. Их переезд в Египет был изначально предназначен для того, чтобы они выжили, как нация. Они уходили из обетованной земли, но это был Божий план.
Пасха в Ветхом Завете
Книга Исход в Ветхом Завете рассказывает нам историю, которая случилась спустя 400 лет. Все это время израильтяне находились в египетском рабстве. Однако со временем они стали сильной нацией, которая насчитывала уже миллионы людей. Из-за того, что был голод в их земле, они вынуждены были переехать в Египет, где и стали рабами. Вот тут-то и начинается вся драма Пасхи.
Израильтяне были порабощены египтянами, которыми правил фараон Рамзес II. Из Книги Исход и истории мы знаем, что Египет был миром фараонов, пирамид и многобожия. Для тех, кто не знаком с Библией: фильм «Десять заповедей» и мультфильм «Принц Египта» могут немного вас познакомить с тем миром. Однако имейте в виду, что эти события были на самом деле, а не являются выдумкой Голливуда. Крик израильского народа об освобождении от жесткой тирании был услышан Богом. Его план заключался в том, чтобы вырастить Моисея как освободителя народа. Тем не менее Моисею необходимо было научиться многим вещам, чтобы сделать это. Сорок лет он воспитывался в Египте, а затем в течение еще сорока лет он проходил тренировку в качестве пастуха. В 80 лет он получил право быть представителем Бога для фараона. Моисей, простой пастух, получил предназначение идти к фараону, чтобы требовать свободу для своего народа. Моисей вышел из дворца в пустыню, а затем вернулся во дворец в качестве пророка.
Бог снабдил Моисея сверхъестественными способностями для того, чтобы продемонстрировать, что именно Он его послал. Итак, Моисей спустился с горы с посланием «Позволь народу Божьему уйти…» Просьба Моисея была проигнорирована. Фараон отказался слушать Моисея и не отпустил народ. Моисей предупредил Фараона, что нашлет на него много наказаний, если он не отпустит народ. Много раз Фараон игнорировал Моисея. В итоге Богу пришлось развязать серию из 10 наказаний народа египетского. Весь народ Египта постигли эти страшные 10 казней.
Боги Египта были осуждены Богом Моисея. Бог Нила превратился в кровь, бог солнца «Ра» превратился во тьму. Всё равно Фараон не собирался отпускать евреев, вплоть до смерти всех египетских первенцев, в том числе и в доме Фараона. Эти события подробно описаны в 12 главе книги Исход:
«Сегодня ночью Я пройду по Египту и убью всех первенцев, людей и животных, и произведу суд над всеми богами Египта. Я Господь. Кровь же на ваших домах будет для Меня особым знаком: увидев кровь, Я обойду ваши дома стороной. Всё плохое Я причиню египетскому народу, вас же не поразит ни одна из этих страшных болезней». (Исход 12:12,13)
Прочитайте всю 12 главу книги Исход.
Когда фараон, наконец, согласился отпустить израильтян, люди покинули свои дома так быстро, что даже не было времени, чтобы испечь свой хлеб. Таким образом, им пришлось взять с собой сырое тесто. Когда они шли через пустыню, тесто запеклось в жаркой пустыне, в результате чего получились лепешки, которые называются «мацой». Сегодня в честь этого события евреи едят мацу вместо хлеба в Песах.
Хотя евреи были теперь свободны, их освобождение было неполным. Армия фараона преследовала их в пустыне, по пути к Красному морю. Когда они вышли к морю, то оказались в ловушке. Именно тогда произошло еще одно чудо. Воды Красного моря расступились и израильтяне смогли перейти на другую сторону. Как только последний человек достиг другого берега, воды сомкнулись, поглотив армию Фараона. И только тогда они поняли, что свободны. В Пасху отмечают это освобождение.
Празднование Пасхи сегодня еврейским народом
Пасха отмечается в течение семи дней, в которые евреи воздерживаются от употребления хлеба с закваской. Праздник начинается со специального богослужения и торжественной еды «Седер». Седер является самым важным событием в празднике. Вся семья собирается за столом во главе с хозяином дома.
Как христианам относиться к празднику Пасхе
Хотя Пасха — это особое время для еврейских семей, чтобы собраться вместе, многие евреи рассматривают это время, именно как время воссоединение семей и употребления Седер. Многие посещают богослужения и пытаются духовно размышлять. Много язычников (не евреев) стало принимать участие в Пасхе, и, хотя они знакомы с текстами Ветхого и Нового Заветов, по-настоящему они не понимают значение этого праздника. Некоторые другие пришли к пониманию, что Пасха содержит много символов, которые предвещают приход Мессии. Они считают Пасху одним из самых удивительных праздников, в течение которого необходимо провести глубокий анализ той цены, что была заплачена за наше освобождение. Они понимают, что причащение имеет свои корни в еврейской Пасхе, и понимают, что Иисус использовал Пасху, чтобы рассказать ученикам о Себе и Своей жертве.
Иисус и Его ученики: последний «Седер» Христа
Четыре Евангелия сохранили для нас записи о том, что Иисус планировал отметить Пасху со своими учениками. Сотни лет спустя это уже будут называть «Тайная вечеря». Именно Седер стали называть со временем «Вечерей Господней». Она начинается незадолго до того, как Его арестуют и будут судить, чтобы потом распять. Иисус ел пасхальную трапезу со Своими учениками. Он умер на Пасху согласно пророчеству (Исайя 53 глава содержит одно из этих пророчеств), взяв на Себя грехи мира. Иисус стал истинным Агнцем, чья жертва помогает нам получать прощение грехов и по сей день.
Праздник Пасха: уроки и выводы
1. Горечь рабства и рабство грехов. Сложности, вызванные рабством, символизируют горькие травы. Горечь: эгоизм, гордость, зависть, похоть и другие зависимости держат в плену аналогично египетскому рабству.
2. Личное Божье прикосновение. Пасха проходит при личном участии Бога со Своим народом. Подобно тому, как Бог спас Моисея во время его рождения, Он спас народ израильский из рабства. Это спасение было всегда в Его планах. Когда пришло время – спасение стало реальностью. Он слышит все наши молитвы и крики о помощи, но Его сроки не обязательно совпадают с нашими.
3. Бог превыше всех других богов. Шоу с «богами» Египта было милосердной попыткой Бога показать, что Он единственный удивительный Бог.
4. Свобода от рабства. Точно так же, как Бог обеспечил физическую свободу через кровь ягнят для израильтян, Он предоставляет нам духовную свободу через кровь Иисуса Христа. Хотя мы не рабы как израильтяне в Египте, но мы рабы своих грехов. Грех был нашим господином пока Иисус, наш Пасхальный Агнец, не избавил нас от него.
5. Воспоминания о прежней жизни. Никогда не забывайте Египет. Когда мы забываем, от чего мы были спасены, то становимся слепыми и неблагодарными (2 Петра 1:5-11).
6. Очищение от старой закваски. Это память о том, что евреи покидали Египет в спешке и не было времени даже для того, чтобы подняться хлебу. Это также помогает избавиться от высокомерия и гордости (1-е Коринфянам 5:7)
Слово «закваска» означает дрожжи. Это бактерии, которые вызывают брожение в молоке, что приводит к его прокисанию. И именно они заставляют хлеб подниматься. Одно из важнейших действий в традиции евреев во время приготовления к Пасхе – удаление дрожжей из дома незадолго до Пасхи. В преддверии первой ночи Песах (или Пасхи) весь дом очищается от всего, что содержит дрожжи. Все либо съедают до Пасхи, либо продают «не евреям». Это большой и достаточно сложный процесс. Чтобы сделать все правильно, вы должны быть готовы в течение нескольких недель тщательно пройти все поверхности, чтобы очистить их, даже если они просто соприкасались с чем-то, что имело в составе дрожжи. Точно такие же усилия необходимы в нашей жизни, чтобы разобраться с грехом, который может также легко распространяться (1-е Коринфянам 5:7).
7. Безгрешность и страдания Мессии мы «находим» в пресном хлебе. Мессия – хлеб жизни. Полосы и отметины на бездрожжевом хлебе – это воспоминание о Его ранах: «ранами Его мы исцелись» (Исаия 53:5б). В Ветхом и Новом Завете закваска или брожение часто символизируют грех. Иисус предупреждал против «фарисейской или саддукейской закваски» (Евангелие от Матфея 16:6). Павел писал: «Так давайте же по-прежнему соблюдать наш пасхальный праздник, но не со старой закваской, закваской злобы и испорченности, а с хлебами без закваски, с искренностью и с истиной» (1-е Коринфянам 5:8). Пасхальный хлеб из книги Исход стал символом безгрешной жизни, известный как «Хлеб Жизни».
8. Спасение через кровь Пасхального Агнца. Зорора — бедро Пасхального ягненка, которое является центральным блюдом Седер, символизирует, что закланный на Пасху ягненок должен был пролить кровь, которая могла бы быть нанесена на косяки домов и защитить первенцев от смерти. Слово Зорора еще переводится, как «рука Господа» (Исаия 53:1), что символизирует Божье желание простирать руку, что бы спасать нас. Еще раз, Ха Шем (Бог) отдал на заклание Агнца без «пятна и порока». Как это было предсказано в книге пророка Исайи 53:6-7 последняя жертва будет человеком. Пасха предсказывает искупление. Для верующих в Мессию праздник Пасхи имеет особое значение. Вся нить символов Пасхи воплотились во Христе. Иоанн перед крещением Христа сказал: «…вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» (Иоанн 1:29б). Иудеи праздновали Пасху полторы тысячи лет. Они понимали значение такого заявления.
Закланный на Пасху ягненок был предвестником искупления, которое мы обрели через Христа, нашего Пасхального Агнца. Принцип искупления значит, что мы проданы в рабство греху и можем быть свободны от его владычества (Иоанн 8:31-32). Быть «искупленным» значит быть «выкупленным из рабства». Христос Иисус заплатил за нашу свободу Своей кровью — это цена искупления (1-е Петра 1:18,19, Галатам 3:13, Ефесянам 1:7, 1-е Иоанна 1:7).
Для полного понимания связи Пасхи и Креста мы должны посмотреть историю искупления греха, описание которой началось в книге Бытие и продолжилось через всю Библию. От начала времен Бог сказал: «Нельзя приблизиться ко Мне иначе, как через кровь ягненка». Жертва была предписана Богом с самого начала. Адам и Ева никогда не видели смерти. Они не знали, как это — умереть. Когда они нарушили заповедь Бога, Он принес в жертву животное, чтобы покрыть их грех. «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Бытие 3:21). Он использовал непорочного агнца покрыть их вину, и Он поступает так же и сегодня. Глава 53 в книге пророка Исайи написана за сотни лет до Иешуа (прим. редактора: автор использует еврейское имя Христа –Иешуа) и иллюстрирует жизнь во имя жертвенного служения: Человек–Агнец должен страдать «от лица» других.
«Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Исаия 53:4-7)
9. Кровь защищает на Суде. В течение Седер участники должны погрузить мизинец в их бокал с вином и, перечисляя свои грехи (прим.ред.: автор употребляет слово, которое так же может означать просто проблемы и беспокойства), отряхивать его. Вино символизирует разные грехи и беспокойства. Когда Бог видел кровь, Он проходил мимо этого дома и не воспоминал грех (не вершил суд) над израильтянами. Аналогично кровь ягненка покрывает и защищает нас от Суда: «Они победили его кровию Агнца…» («его» — сатану, Откровения 12:11а).
10. Тема Новой жизни. Кухня Пасхи включает овощи и травы, традиционные для Седер, которые подают к столу и как закуску, и как напоминание. (Прим.редактора: на иврите «карпас» – овощ или травы, которые макают в соленую воду во время Седер, это м.б. картофель, сельдерей, лук и т.д.) Карпас напоминает про весну — символ начала новой жизни. И многие другие подобные символы, которые объединяют этот праздник: свобода, перерождение, новая жизнь, надежда даже среди отчаяния.
11. Афикоман – преломление хлеба и возвращение к жизни. Во время Седер бездрожжевой хлеб разламывают на три части, их прячут (прим. ред.: символично прячут под салфетку), потом воссоединяют и раздают всем участникам. (Прим. редактора: после чего нельзя есть до утра, чтобы во рту остался “вкус свободы”. Этот кусочек и называется афикоманом.). Ясный и красноречивый образ терзаний Христа, Его погребения и воскресения. Это как бы тот самый хлеб, который в последний Седер Иисус преломил и сказал: «Сие творите в воспоминание обо Мне». Та самая чаша вина, о которой Христос сказал: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов!»
И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Евангелие от Матфея 26:26-29).
12. Третья чаша вина. Третья чаша вина традиционно называется «чашей искупления». Чаша символизирует самый последний шаг Бога, который принес нам всем искупление через страдания Его Сына на Кресте. Очевидно и абсолютно ясно, что Христос имел в виду, когда разделил чашу вина с Его учениками. В Его последний Седер на Земле Он был с ними и Он сказал: «… сие творите в Мое воспоминание» (Евангелие от Луки 22:19б), «ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея 26:28). Осознание связи Иудейской Пасхи с Вечерей Господней принесет более глубокое понимание и благодарность за еженедельное Причащение.
Песах и современная Пасха
Традиционно, к несчастью, Пасха зачастую затмевает Песах. Пасха ассоциируется с кроликами и яйцами, которые пришли из языческих традиций, почитающих Весну. Эти традиции перемешались с празднованием воскресения и мотивом новой жизни. Однако, на основании Библии есть много причин делать более значимым и отмечать Песах более Пасхи. И на самом деле все больше и больше христиан соблюдают Седер помимо их традиционных праздников, и даже всю «святую неделю». Особенно, когда традиционная Пасха и Песах иудеев совпадают по Иудейскому и Григорианскому календарю.
Выводы
Пасха прекрасный символ освобождения от рабства – и физического и духовного. Пасха уходит корнями в историю, но не традиции! Хотя традиции, которые добавили авторы Талмудов (прим.ред.: Талмуд, Талмуды – многотомный свод правил иудаизма, «устный закон») не ужасны, они все-таки рискуют затмить истинный смысл, как и многие прочие околобиблейские легенды. К несчастью, многие типичные евреи и почитатели Аггада могут и кое в чём просто «закопаться», потеряв настоящие чувства в сердце. Мы всегда нуждаемся в постоянном обращении к Писанию, чтобы возвращать всему истинное значение.
Волнение во время изучения Библии о Пасхе наполняет нас, когда мы понимаем как все эти символы и отдельные события возвращают к тому, как Сам Бог вершил историю, как Он использовал кровь ягненка на косяках дверей, чтобы защитить людей, и как это предсказывало будущую кровь Агнца на дереве креста. Он искупил все человечество! Он далее будет назван «Агнец Божий, Кто взял наказание мира…» (по Исаия 53:5). Приход Иисуса из Назарета — это больше, чем случайное совпадение. Когда Иисус пришел в Иерусалим в Вербное воскресенье (прим.ред.: тогда, по традициям того времени это были пальмовые ветви, более поздние традиции дали воскресенью перед Пасхальной неделей название Вербное), Он Сам предсказал о Себе – Агнец, который будет предан в Иерусалиме на позорное страдание. Он потом искал, чтобы быть на последней вечере на Седер с Его учениками, которые потом передали нам заповедь о причащении. И потом был Он как Агнец, заклан за наши грехи, да исполнятся пророчества!
«…зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов…» (1-е Петра 1:18)
Понимание истинного значения Песах и древнееврейских корней Вечери Господней делает нас ближе к христианам первого столетия, мы проникаемся их отношением к причащению. Это также может помочь нам быть ближе к нашим друзьям-евреям, чтобы делиться с ними о Христе, Агнце Бога, Кто взял грехи мира на Себя.
«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Евангелие от Иоанна 1:29)
Не пропустите Мессию в Пасху
Мессия в Пасхе. Подобно тому, как многие евреи пропустили Мессию, когда Он пришел (Евангелие от Иоанна 1:1-12), так и в Седер миру не хватает глубоких мессианских размышлений.
Этот обзор Пасхи призван осветить те темы, которые часто не подчеркивались. При этом я надеюсь, что еврейские семьи и их друзья будут глубже всматриваться в мессианский смысл Пасхи, чтобы и другие верующие могли иметь более глубокое представление о корнях их веры. Именно через Его жертву, Его кровь мы можем освободиться от рабства греха. И только благодаря Его руководству мы вышли из «Египта». Иисус вывел нас из рабства вещей, которые делали нашу жизнь горькой, и именно Он освободил нас от ложных богов.
Я надеюсь, что это исследование помогло вспомнить и еще раз убедиться в том, что для нас всех сделал Иисус. Чтобы не быть слепыми, что мы были очищены от прежних грехов — (2-е Петра 1:1:3-11). Другими словами, чтобы не забыть Египет (Послание Римлянам 6:4-23)!
Если вы получите приглашение принять участие в Седер в доме вашего друга, соглашайтесь и узнайте из первых рук, что же это такое. Вы, может быть, даже сможете ответить на четыре вопроса. Это даст вам возможность делиться о вашей связи с еврейским Мессией. Быть может и этот праздник станет одним из ваших любимых!
Шалом (иврит, означает пожелание мира, дословно «мир»)!
Желаю вам очень хорошей Пасхальной недели!
Автор: Филипп Лестер, Блумфилд, штат Нью-Джерси
Перевод: Игорь Петров, Ксения Балдина
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».