что значит представитель кандидата на обучение
Собеседование: инструкция для тех, кто нанимает в первый раз
Шаг 1: подготовка
Первые встречи могут вызывать волнение. Рассказывает Павел, территориальный менеджер торговой компании: «Одной из первых задач в новой роли стал поиск кандидата на вакансию коммерческого директора в Хабаровске. Наш HR-менеджер провел первые интервью по телефону и составил для меня график встреч. И вот я сижу в одном из хабаровских кафе (офис еще не был снят), передо мной открыт список вопросов (боюсь забыть что-то главное). Передо мной сидит кандидат на 20 лет старше — опытный руководитель с отличным послужным списком. И тут я замечаю, как у него подрагивают руки и некоторые фразы он произносит с заиканием. Приходит осознание — он волнуется гораздо сильнее меня! Тут меня «отпустило».
Шаг 2: интервью
Вот подборка вопросов, которые вам помогут:
Общая информация:
Главная цель этого блока вопросов: понять, что движет кандидатом при поиске работы. Насторожитесь, если красной нитью через ответы проходит денежный мотив. Скорее всего, сотрудник легко поменяет компанию, если ему предложат хоть незначительно больше.
Вопросы по задачам:
Ответы на эти вопросы помогут лучше понять зону ответственности и вклад кандидата в достижение успеха. Одно из важных умений профессионала — учиться на своих ошибках и извлекать из неудачного опыта уроки. Если вам говорят, что сложных кейсов не было, а неудач как-то не припомнить, ваш собеседник, скорее всего, решал простые однотипные задачи.
Вопросы о зарплате
Вопросы о развитии карьеры
Соотнесите ответы с тем, что готова предложить ваша компания. С какой скоростью «растут» люди внутри? На что сделан акцент — брать «готовых» профессионалов с рынка и предлагать соответствующее вознаграждение или обучать на рабочем месте? Вам нужен самостоятельный эксперт или исполнитель, который работает в строго заданных рамках?
Еще немного о кандидате
Такие вопросы позволят вам аккуратно проработать потенциальные сложные моменты. К примеру, человек привык к кабинетной работе, а у вас оупенспейс. Или от вас ждут инструкций на каждое действие, а вы ожидаете самостоятельности и инициативы.
Средняя продолжительность интервью 40—60 минут, этого времени обычно достаточно для того, чтобы составить впечатление о кандидате и понять, насколько он соответствует профилю должности.
Темы, которые не стоит поднимать на собеседовании:
Причиной отказа в трудоустройстве могут быть только профессиональный опыт и деловые качества кандидата — эта норма прописана в Трудовом кодексе РФ. Эти факторы и стоит оценивать на интервью. Кроме того, на вопросы личного характера кандидат вполне может отвечать уклончиво, угадывая социально желательный ответ.
Шаг 3: практическое задание
Если есть необходимость оценить какой-то конкретный навык, необходимый для дальнейшей работы, дайте кандидату тестовое задание. Оно должно быть максимально приближенным к рабочим задачам. «Продайте мне вот эту ручку», — непоказательный тест. Он лишь демонстрирует сообразительность и находчивость, но не гарантирует того, что новый сотрудник справится с планом продаж.
Татьяна открыла вакансию административного директора. Ей был нужен человек, который сможет курировать ремонты, работать с бюджетом, открывать новые магазины в срок. За три дня на вакансию пришло более 100 откликов. Татьяна провела первичные интервью и пригласила кандидатов в офис. Кроме получасового собеседования, кандидатам предлагали задание: написать короткое письмо арендодателю (в свободной форме) и посчитать площадь помещения, чтобы составить смету на ремонт. Каково же было удивление Татьяны, когда кандидаты, которые указали в резюме «опытный пользователь ПК» и «знание Excel на отлично» не могли справиться с простой задачей по геометрии. Из 20 кандидатов справился с тестом только один. Ему и было сделано предложение о работе.
Шаг 4: презентация компании и ответы на вопросы
В заключение расскажите подробнее о компании и ответьте на вопросы кандидата. Оставьте это на конец разговора, ведь в начале его вам важно понять, что кандидат сделал, чтобы подготовиться ко встрече? Он открыл сайт, узнал про продукт, основных конкурентов и целевую аудиторию? Или ваша компания — одна из десятка, куда было отправлено резюме?
Даже если вы поняли, что по объективным причинам человек вам не подходит, сделайте хотя бы минимальную версию презентации. Кто знает, может быть, после встречи с вами кандидат станет вашим клиентом или вы еще пересечетесь с ним в профессиональном мире. Даже короткое собеседование может превратиться в удачную рекламную кампанию вашего бренда!
Вступил в силу новый порядок подготовки кандидатских диссертаций
Фактически восстанавливается институт научной аспирантуры.
Немного предыстории
Раньше аспирантура была программой послевузовского образования. Её осваивали ради подготовки и защиты научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание учёной степени кандидата наук. Правда, сама защита происходила уже после окончания аспирантуры, но в эту программу входила предзащита диссертации, что считалось завершающим этапом подготовки аспиранта.
После того как в сентябре 2013 года вступил в силу федеральный закон «Об образовании в РФ», аспирантура стала третьей ступенью высшего образования со всеми вытекающими последствиями:
Кроме того, новый на тот момент порядок сделал возможным получение диплома аспиранта после сдачи экзаменов, а проводить для этого предзащиту диссертации было уже не обязательно. То есть учащийся мог получить диплом, не собираясь заниматься серьёзной научной деятельностью.
Что изменилось: ключевые пункты
Новая редакция закона «Об образовании в РФ» отменила процедуру госаккредитации программ аспирантуры. Вместо федеральных стандартов обучения разработают федеральные требования к программам подготовки научно-педагогических кадров.
Пока неизвестно, какими именно они будут, поскольку они пока не утверждены. И требования, и порядок проведения итоговой аттестации для аспирантов должно разработать Минобрнауки, а правительству предстоит установить порядок организации подготовки в аспирантуре и контроля за этим процессом.
Приём на обучение в аспирантуру по федеральным государственным требованиям предполагается начать с 2022/23 учебного года. Те, кто успеет приступить к обучению в аспирантуре до этого времени, смогут выбрать, как именно они продолжат осваивать программу — в соответствии с ФГОС или с федеральными государственными требованиями.
При этом вузы должны организовывать научное сопровождение выпускника до защиты.
Привычный диплом об окончании аспирантуры вообще упраздняется. Его заменят два документа — заключение комиссии «о соответствии диссертации на соискание учёной степени кандидата наук установленным критериям» и свидетельство об окончании аспирантуры.
Если аспирант не получит положительное заключение комиссии на предзащите, то ему выдадут только свидетельство о том, что он проходил обучение.
Ряд образовательных учреждений сможет самостоятельно разрабатывать и утверждать требования к программам аспирантуры. К ним относятся:
Здесь нюанс только один: эти требования не должны быть ниже общепринятых на государственном уровне.
Вот что сказал об этих изменениях вице-президент РАН Алексей ХОХЛОВ в интервью онлайн-изданию «Поиск»:
«Вузы и научные институты получают значительно больше свободы в выборе структуры программ подготовки и условий их реализации. Новый документ не связывает им руки. Он направлен на выполнение основной задачи — подготовки аспирантом диссертационной работы, причём не по направлениям магистратуры, а по специальностям ВАК. Образовательная компонента осталась, но теперь она не главная».
Что ещё меняется
Другой документ изменил требования к диссовету. Поправки в соответствующее положение подготовила Высшая аттестационная комиссия при Минобрнауки. Во-первых, документ регламентирует смешанный режим проведения заседаний советов. Все защиты можно будет транслировать онлайн.
Принимать дистанционное участие в заседании смогут до половины его участников. Это правило не распространяется только на председательствующего, учёного секретаря и соискателя степени — они должны присутствовать лично. Даже при смешанном формате проведения защиты голосование останется тайным.
Изменения, внесённые в положение, коснулись и состава совета — необходимый минимум снижен с 19 до 11 человек. Из них минимум 5 должны быть докторами наук (ранее — 7). Кворум достигается в присутствии ⅔ от всех членов совета — независимо от формы их участия. Такая же доля необходима и для решения о присуждении учёной степени.
Как обстоят дела с научными кадрами в России
В последние годы ситуация с аспирантурой складывалась, мягко говоря, не очень хорошо. Специалисты ВШЭ выяснили, как с 2000 года меняется доля выпускников российских вузов, которые решают заняться исследовательской деятельностью. Оказалось, что такой выбор делает лишь около 1% из них. Более того, число занятых в российской науке ежегодно уменьшается в среднем на 1,5%. Эксперты пришли к выводу, что 65–70% перспективных молодых учёных уезжают за границу.
Кроме того, аналогичные данные привёл лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Правда, министр науки и высшего образования Валерий Фальков опроверг их, назвав это лишь мнением.
Тем не менее о сокращении количества исследователей в России заявил и глава РАН Александр Сергеев. По его словам, за последние 15 лет оно сократилось на 17,5%.
В любом случае власти всё же намерены работать над повышением привлекательности карьеры в сфере науки и высшего образования, а также над увеличением доли сотрудников в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава. Об этом говорится в обновлённой версии госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ».
Редактор новостей об образовании в Skillbox Media. Магистр в области международных отношений. Интересуется сферой образования, изучением иностранных языков и с удовольствием путешествует.
Аспирантура в высших военно-учебных заведениях.
Лицензия на образовательную деятельность: кому она нужна и как получить
Чтобы учить людей, бизнесу может потребоваться лицензия, но не всегда. Одна школа может законно работать без лицензии, а другая получит штраф. Разобрались, когда не обойтись без образовательной лицензии и как ее получить.
Евгений Бельский
Чтобы учить других, бизнесу может потребоваться лицензия, но не всегда. Одной школе можно законно работать без лицензии, а другая получит штраф. Рассказываем, кому не обойтись без образовательной лицензии и как ее получить.
Для чего нужна лицензия
Лицензия — это разрешение государства вести бизнес. Ее нужно получить компаниям и ИП, чья деятельность связана с рисками для здоровья и безопасности людей. Образование в числе таких сфер. Если ребенок или взрослый получит неправильные знания о мире и профессии, это может испортить качество жизни самого человека и повлиять на состояние отрасли.
500 студентов учатся столярному мастерству на старых станках с некомпетентными педагогами. Студенты рискуют получить травмы во время учебы. А само обучение не дает нужных навыков для работы на производствах с современными станками. В результате заведение выпускает 500 плохо подготовленных специалистов. Им трудно найти работу, а на предприятиях города нехватка кадров.
Лицензия подтверждает, что государство проверило образовательный бизнес и убедилось в его безопасности для людей. Лицензию нужно получить всем ИП и компаниям, кто занимается обучением и соответствуют критериям для лицензирования — они перечислены в положении о лицензировании образовательной деятельности. Подробно о них расскажем дальше.
Откройте счет в Тинькофф Бизнесе за один день
Что такое образовательная деятельность
Образовательная деятельность — это обучение по программе. Такое определение дает закон. Программа включает список дисциплин с количеством часов для изучения, расписание занятий, содержание тем и критерии для оценки знаний. Если бизнес обучает по программе и выдает документ об образовании, ему точно нужна лицензия.
Например, есть программы дошкольного образования. Там описывают план занятий для детей в детских садах и развивающих центрах. Программы высшего образования составляют для обучения студентов. Автошколы обучают по программам профессиональной подготовки.
В положении о лицензировании перечислены все программы, для обучения по которым нужна лицензия. Всего их 20, среди них программы дошкольного образования, программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки, дополнительные общеразвивающие программы. Полный список в перечне.
Каким требованиям должен соответствовать образовательный бизнес
Общие требования для образовательного бизнеса такие:
Для онлайн-обучения арендовать помещение и проходить проверку санэпидемстанции не нужно.
Конкретные требования зависят от образовательной программы. К примеру, для курсов обучения бухгалтеров работе в 1С бизнес должен арендовать помещение, поставить столы, стулья и компьютеры. Для автошколы требования совсем другие — кроме аудитории для изучения теории нужны учебные автомобили и площадка для отработки маневров.
Требования к образовательным программам перечислены в положении о лицензировании. Формулировки не всегда прозрачны, поэтому лучше проконсультироваться с профильным юристом, чтобы узнать, как подготовиться к получению лицензии.
Кому и когда нужна лицензия
Лицензия нужна всем компаниям и ИП, чей бизнес попадает сразу под все критерии образовательной деятельности:
Эти условия почти полностью повторяют требования, которые государство предъявляет к образовательному бизнесу. Чем больше модель бизнеса соответствует этим требованиям, тем больше вероятность, что для работы потребуется лицензия.
Программа. Бизнес сам разрабатывает программу или приобретает готовую, если работает по франшизе. Программа должна включать пояснительную записку, описание и содержание курсов, график изучения тем и результаты после изучения курса.
Документ об образовании. Его выдают ученикам по итогам аттестации. Документ подтверждает, что ученик сдал экзамен и освоил программу. Прописано, какую программу за сколько часов освоил и какие дисциплины. Речь не только про документы государственного образца. Это касается и сертификатов, которые школы и учебные центры составляют сами и выдают по итогам экзаменов.
Преподаватели в штате. Преподавателем считается любой сотрудник, у кого есть опыт и стаж работы в сфере, которой он обучает. К примеру, парикмахер может преподавать на курсах парикмахерского искусства, а вот в автошколе — нет.
Это условие действует на преподавателей, которые работают по трудовому договору и договору ГПХ. Если ИП обучает сам и не нанимает других преподавателей, лицензия не нужна.
Также не нужна лицензия самозанятым, если самозанятый не выдает документ об образовании и учит без программы.
Если учитель захочет готовить школьников к ЕГЭ и оформит статус самозанятого, сможет заниматься репетиторством без лицензии. Но если он захочет открыть центр подготовки к экзаменам, разработает программу и будет выдавать сертификаты, нужно зарегистрироваться как ИП и получить лицензию.
Под критерии лицензирования точно попадают частные и государственные детские сады, школы, колледжи, училища и вузы, а также курсы профессиональной переподготовки, повышения квалификации и дополнительного образования, автошколы.
Когда лицензия не нужна
Компании и ИП могут обучать без лицензии в нескольких случаях:
Если бизнес обучает без программы и не выдает документы об образовании, лицензия тоже не понадобится.
Кажется, что все просто. Есть критерии, и если им соответствуешь, вопросов от государства не будет. Но так происходит не всегда.
У бизнеса могут найти признаки образовательной деятельности: расписание занятий, собственные методички и рабочие тетради, сотрудники, оформленные по трудовой как «педагоги», и другие. В этом случае бизнес могут оштрафовать и обяжут получить лицензию. Поводом для проверки может стать жалоба клиентов или конкурентов в Рособрнадзор.
Сравним два судебных дела. Случаи похожи: предприниматель готовит детей к школе, лицензии нет.
В первом случае суд встал на сторону ИП.
Суд встал на сторону ИП: вести курсы без лицензии можно 👍
Ситуация. ИП Анастасия открыла курсы по подготовке к школе. Занятия шли в группах каждую неделю. В помощь пригласила Марию, тоже ИП. Предприниматели работали без образовательной лицензии. Родители пожаловались на них в прокуратуру, и та начала проверку.
Что выяснили. Прокуратура не смогла доказать, что обучение на курсах подходит к определению «образовательная программа»: занятия проходят не по графику, а по запросу родителей, по итогам курсов документа об образовании она не выдает.
Суд выяснил, что Анастасия ищет помещения для занятий, проводит психологические тренинги и консультирует родителей, а Мария занимается репетиторством по учебным программам дошкольного образования.
Что решил суд. ИП занимались консультационными услугами и репетиторством, а не образовательной деятельностью. Лицензия им не нужна. Все законно.
Во втором похожем случае ИП оштрафовали и обязали получить образовательную лицензию.
Суд назначил штраф ИП: вести курсы без лицензии нельзя 😠
Ситуация. ИП Вера открыла клуб детского развития. В клубе есть занятия с логопедом, курсы английского и подготовка к школе. Лицензии у нее нет.
Позиция ИП. Адвокат Веры настаивал, что детский клуб оказывает услуги по дневному уходу за детьми с организацией их досуга без реализации образовательных программ. Лицензия не нужна.
Позиция прокуратуры. В работе ИП нашли признаки образовательной деятельности:
Что решил суд. ИП работает незаконно: работа клуба соответствует образовательной деятельности, а значит, должна лицензироваться. Суд назначил штраф 4000 ₽, но заменил на предупреждение. Чтобы продолжить работу, Вера должна получить лицензию.
Примеры показывают, что при похожих моделях бизнеса одним можно работать без лицензии, а другим — нет. Поэтому прежде чем начать свое дело в образовательной сфере, стоит подстраховаться и проконсультироваться с профильным юристом.
Кто выдает лицензию
Лицензию выдает Рособрнадзор или региональные ведомства по контролю образования. Узнать, кто именно выдает в вашем регионе, можно на сайте госуслуг.
Убедитесь, что регион указан верно.
Нажмите на блок с названием ведомства. Вы перейдете на страницу с его адресом и контактами.
С 2021 года бумажные или электронные экземпляры не выдают — в них нет необходимости. Все лицензии попадают в реестр лицензий. Если Роспотребнадзор или Рособрнадзор захочет проверить бизнес, он будет сверять данные с реестром.
Как подать документы на получение лицензии
Для получения лицензии компаниям или ИП нужно заполнить заявление, собрать документы и уплатить госпошлину. Затем — отправить все в Рособрнадзор с бумажном или электронном формате.
Заполнить заявление. Заявление можно заполнить в бумажном или электронном формате. Удобнее все сделать электронно — на сайте госуслуг. Заявление можно заполнить прямо в интерфейсе сайта.
Если заполняете в бумажном формате, шаблон заявления можно скачать на сайте госуслуг или запросить в Рособрнадзоре в вашем регионе. Здесь мы прикладываем шаблон заявления из КонсультантПлюс.
Чтобы скачать шаблон на сайте госуслуг, найдите услугу лицензирования образовательной деятельности в вашем регионе. В некоторых регионах подать заявление можно только в бумажном формате — лично или по почте. Об этом будет написано в строке «Как получить услугу».
Если вы подаете заявление в электронном формате — на сайте госуслуг или через систему электронного документооборота, заполнять бумажный шаблон не нужно.
Собрать документы. Точный список документов можно найти на сайте госуслуг или в постановлении о лицензировании образовательной деятельности. Некоторые копии документов нужно заверить нотариально, об этом будет написано в списке.
Уплатить госпошлину. Госпошлина для ИП и ООО одна — 7500 ₽. Заплатить нужно по реквизитам Рособрнадзора в вашем регионе. Сделать это можно через онлайн-банк, на госуслугах или в отделении банка. Реквизиты для оплаты указаны на сайте госуслуг.
Подать документы. Заявление и документы можно подать по почте, лично, через госуслуги или систему электронного документооборота.
Документы можно отправить по почте или принести лично по адресу Рособрнадзора в вашем регионе. Если отправляете почтой, отправку нужно оформить заказным письмом с уведомлением о вручении. Если подаете лично, вам выдадут копию описи с отметкой о дате приема. Так ведомство подтверждает: вы подали документы, и ведомство их приняло.
Когда можно получить лицензию
После подачи у ведомства есть три дня, чтобы проверить, все ли документы вы собрали и верно ли они заполнены. Если есть ошибки, ведомство возвращает документы и дает 30 дней, чтобы собрать недостающие документы или заполнить их правильно.
Если все в порядке, заявление регистрируют и начинают проверку. В течение 45 дней после регистрации заявления ведомство проверяет, соответствует ли бизнес лицензионным требованиям, и решает, давать лицензию или нет.
Во время проверки Рособрнадзор или региональное ведомство по образованию изучает документы. Если бизнес работает в офлайне, инспекторы могут выехать в офис, чтобы проверить помещение и оборудование.
Если лицензия выдана, компания или ИП получает уведомление о выдаче — по почте, если подавали в бумажном формате, в личном кабинете, если подавали через госуслуги или через систему электронного документооборота. Если ведомство отказало в выдаче лицензии, ИП или компания тоже получит об этом уведомление.
Все действующие лицензии попадают в реестр образовательных лицензий на сайте Рособрнадзора. Проверить наличие лицензии у компании или ИП может любой желающий. Данные реестра открыты и обновляются ежедневно.
Лицензии, выданные до 2021 года, тоже перенесены в реестр.
Когда лицензию нужно переоформить
Выданная лицензия бессрочна, но бывают случаи, когда ее нужно переоформить.
Компаниям и ИП нужно подать заявление на переоформление лицензии. Способы подачи такие же, как и при подаче заявления на получение лицензии об образовательной деятельности: лично, по почте, на сайте госуслуг и через систему электронного документооборота.
Нужно заполнить заявление и предоставить документы — их будет меньше, чем при первичном получении лицензии. Список документов тоже есть на сайте госуслуг.
За переоформление ИП или компания платит госпошлину:
Решение о выдаче переоформленной лицензии Рособрнадзор примет в течение 10 дней после приема документов.
Как могут наказать за работу без лицензии или нарушение требований
Чтобы проверить, что бизнес соответствует требованиям, Рособрнадзор или региональное управление образования проводит проверки при получении лицензии или ее переоформлении. Еще бывают плановые и внеплановые проверки.
Плановые проверки проходят через год после выдачи лицензии и потом раз в три года, внеплановые — в любое время. Причиной внеплановой проверки может стать жалоба ученика.
Если ведомство находит нарушения, оно выписывает предписание со списком недочетов и сроками, когда их нужно устранить. Если компания или ИП их не устранит, ведомство подает заявление в суд, а тот может отозвать лицензию. Работать без нее бизнес не сможет.
За работу без лицензии бизнес получит штраф. На размер штрафа влияет доход бизнеса и возможный ущерб. Например, во время занятия по ювелирному делу ученик сломал палец неисправного станка — это ущерб. Сумму ущерба оценивает суд.
Нарушение | Наказание | Основание для наказания |
---|---|---|
Бизнес нарушил требования для лицензирования и не устранил их | Аннулирование лицензии | Постановление о лицензировании образовательной деятельности |
Работа без лицензии при доходе бизнеса до 2,25 млн рублей в год, причинен незначительный ущерб | Административное наказание: |
— штраф для ИП — 4000—5000 ₽;
— штраф для ООО — 40 000—50 000 ₽
а) штраф до 300 000 ₽;
б) арест ИП или руководителя ООО сроком до 6 месяцев
а) штраф от 100 000 до 500 000 ₽;
б) принудительные работы сроком до 5 лет для ИП или руководителя ООО
Уголовную ответственность несут только ИП и руководители ООО. Сама компания может получить только административный штраф.