что значит спокойный ум

5 преимуществ спокойного разума

Спокойный разум видит окружающий мир куда более четко и полно. Он не только более внимателен, но и более дисциплинирован. Вне всякого сомнения, современный мир настойчиво подталкивают нас к попыткам делать несколько дел одновременно, и делать их как можно быстрее. Благодаря этому спокойствие разума, когда наши мысли, эмоции и поведение находятся в полной гармонии, и направлены на то, что действительно важно, уже не является естественным состоянием — оно превратилось в привилегии, ради достижения которой нужно немало поработать.

Сиба Ёсимаса, японский военачальник 14 века, однажды сказал, что спокойствие разума — это лучшее качество, которым может обладать самурай, будь то полководец или обычный воин. Безусловно, он был прав, и большинство самураев вовсе не случайно так высоко ценили внутреннее спокойствие.

Однако не стоит забывать и о том, что самураев воспитывали этому с малых лет, а во взрослом возрасте переучить уже сформировавшийся разум намного сложнее — особенно если мы пытаемся научить его умению, для которого крайне важно эмоциональное регулирование, способность трезво оценивать собственные действия и внутренняя гармония. Трудно заставить затормозить хотя бы ненадолго разум, которые несется вперед быстрее, чем сама жизнь.

Именно поэтому для того, чтобы подобрать путь к спокойствию, подходящий для каждого конкретного человека, в большинстве случаев нужно немало времени и усилий. Однако те, кто все-таки решится на это, в конце пути будут вознаграждены, обретя более спокойный и расслабленный разум, способный всецело сосредоточиться на благополучии.

В буддийской философии есть очень интересная концепция под названием «разум обезьяны». Этот термин относится к тому беспокойному, неуправляемому и зачастую выматывающему состоянию разума, когда он ежесекундно перепрыгивает в густом лесу наших мыслей с одной ветки на другую. Это разум, который потерялся в своих собственных волнениях, который ничего не видит за своим эго, который не замечает того, что действительно важно.

что значит спокойный ум. Смотреть фото что значит спокойный ум. Смотреть картинку что значит спокойный ум. Картинка про что значит спокойный ум. Фото что значит спокойный ум

Как же нам помочь «разуму обезьяны»? Перво-наперво мы должны помочь ему спуститься с веток леса мыслей на твердую землю. Настоящий контроль и адекватный взгляд на жизнь возможны лишь тогда, когда мы твердо стоим на земле. Лишь в этот момент мы способны обрести истинное равновесие и уверенность в себе. Для того, чтобы мы могли принимать правильные жизненные решения, нам нужна и креативность, и самокритичность, и личный контроль — соединенные вместе.

Давайте попробуем проанализировать несколько качеств, определяющих спокойствие разума, чтобы понять, почему так важно стремиться к их достижению.

1. Спокойствие разума ведет к меньшей тревожности

Тревожность — это нежеланный и неудобный попутчик, способный то внезапно подсаживаться в машину нашей жизни, то столь же внезапно ее покидать. Но практика осознанности вполне способна удерживать этого врага подальше от вас — там, где он неспособен причинить вам вред.

Чувство спокойствия — это чувство, которое мы испытываем тогда, когда способны сосредоточиться на том, что для нас действительно важно, оставив в стороне негативные и навязчивые мысли… а вместе с ними уходит и тревожность.

2. Спокойствие разума помогает отделять то, что с вами происходит, от вас самих

«Разум обезьяны» (или тревожный разум) обладает очень интересной особенностью. Все, что происходит с ним и вокруг него, этот разум воспринимает, как нечто неотделимое от него, и потому все эти события неизбежно — и сильно — на него влияют. Неважно, насколько незначительным окажется то или иное событие, тревожный разум все равно способен раздуть из мухи слона, что ведет к новому витку тревожности и напряженности.

Особенность же спокойного разума совершенно противоположна. Он способен смотреть на внешние события слегка со стороны — именно как на внешние, и это служит для него своего рода защитным фильтром. Спокойно наблюдая за тем, что его окружает, спокойный разум лучше справляется с неожиданными ситуациями и способен контролировать, насколько они на него повлияют, и повлияют ли вообще.

3. Спокойный разум идет рука об руку с внутренним спокойствием и эмоциональным контролем

Собранный и расслабленный разум не всегда был именно таким. Этим людям сперва пришлось научиться управлять своими эмоциями. Вместо того, чтобы игнорировать свою тревожность, скрывать свой страх, или, скажем, пытаться всегда выглядеть счастливыми и довольными, даже когда их жизнь идет под откос, эти люди научились эффективно контролировать этих внутренних демонов.

Они научились понимать свои страхи и осознали, что тревожность — это всего лишь часть их жизни, и надо воспринимать ее именно так. Но самое главное — они научились всегда держать ее под контролем, не позволяя портить себе жизнь.

4. Спокойный разум сохраняет оптимизм даже пред лицом испытаний

Когда, несмотря на все усилия, нам не удается выбраться из полной стресса и тревожности ситуации, чаще всего мы действуем вовсе не исходя из анализа этой ситуации… мы просто действуем, реагируя на нее. В этом мы подобны листу дерева, летящему вперед вместе с ветром: он тоже совершенно не контролирует свой путь, и его постоянно колотит то о землю,то о стены домов. А вот со спокойным разумом такого не происходит.

Спокойный разум всегда понимает, что и почему он делает. Он не позволяет себе действовать, повинуясь инстинктам. Вместо этого он смотрит на мир ясным взглядом и действует, а не реагирует. Бури редко застают его врасплох, потому что он видит их приближение за несколько морских миль. Спокойный разум отличается храбростью, потому что он, не колеблясь, встречает лицом к лицу любое испытание, которое на него надвигается.

5. Спокойный разум помогает принимать лучшие решения

Нас как личность определяют прежде всего решения, которые мы принимаем (или можем принять). А самый лучший и простой способ принимать взвешенные решения, которые позволят добиться успеха — это принимать их с позиции спокойного разума.

Спокойный разум похож на убранную комнату — вы контролируете все, что в нем находится, и вашему взгляду доступно намного больше пространства. Спокойный разум становится для вас местом, в котором интуиция встречается с опытом, и вместе они порождают нечто замечательное. Это место, где каждый человек может принимать решения, которые с куда большей вероятностью направят жизнь на путь успеха.

Помните о том, что спокойствие не снисходит на нас лишь потому, что оно нам свойственно. Это качество, которое нужно ценить и тренировать, постоянно контролируя эмоции и мысли, не позволяя им отклониться от избранного нами курса. Начните практиковаться в этом прямо сейчас — и это окупится!

Новое видео:

Источник

Что значит спокойный ум

что значит спокойный ум. Смотреть фото что значит спокойный ум. Смотреть картинку что значит спокойный ум. Картинка про что значит спокойный ум. Фото что значит спокойный ум

Один из величайших духовных лидеров нашего времени, Его Святейшество Далай-лама прочел потрясающую лекцию на публичной встрече в Шотландии. В ней он говорил о спокойствии ума, о том, как можно управлять своими эмоциями и о том, как это влияет на обретение счастья. Мы публикуем отрывок из этой лекции, и, несмотря на то, что он получился довольно внушительным, убеждены — время, потраченное на его прочтение, никогда не будет потерянным зря.

Я всегда верил, что людям очень важно общаться друг с другом, ведь, по сути, вы и я одинаковы, между нами нет различий. Я всегда подчеркиваю, что наши эмоции, умы и тела устроены одинаково. И что важнее, каждый человек хочет прожить счастливую жизнь и избежать страданий, и каждый с самого рождения имеет на это полное право. Мы вправе преодолеть наши трудности и страдания. В этом отношении все семь миллиардов людей полностью похожи друг на друга.

Возникает вопрос, как же нам обрести счастье? Как, вопреки всем бедам, сохранять покой ума? Во мне нет ничего особенного, я обычный человек, но возможно, как человек пожилой, которому уже почти 77 лет, я могу дать вам совет. Мою жизнь нельзя назвать безоблачной, но я хочу подчеркнуть, что даже в сложных обстоятельствах можно сохранять покой ума.

Много лет назад, в Барселоне, я познакомился с католическим монахом. Мне рассказали, что этот монах провел пять лет в горах, в окрестностях монастыря, ведя жизнь отшельника. Он почти не готовил горячую пищу, питался в основном хлебом и чаем. Он пришел повидаться со мной. К тому времени организаторы встречи уже рассказали мне о его жизни. Во время нашей беседы я упомянул, что знаю о его пятилетнем отшельничестве в горах и поинтересовался, какие практики он выполнял. И монах ответил: «Я размышлял о любви». При этих словах какая-то удивительная доброта засветилась в его глазах. По моим глазам вы тоже до некоторой степени можете судить о состоянии моего ума.

В любом случае, я на личном опыте убедился, что несмотря на все трудности можно сохранять спокойный, мирный ум. И каждый человек наделен этой способностью. Всякий раз, когда мне выпадает случай побеседовать с другими людьми, я всегда делюсь знаниями о том, как поддерживать покой ума. Все очень просто. Если вы человек верующий, то следуйте своей вере; учения о сострадании, любви, терпимости, прощении есть во всех основных религиозных традициях. Все они несут это послание. Все религии обладают равным потенциалом, если вы практикуете искренне.

Когда я встречаюсь с людьми, для меня не имеет значения, верующий передо мной человек или нет, ведь в каждом из нас с самого рождения заложены одинаковые способности. Во-первых, мы относимся к общественным животным; во-вторых, когда мы появляемся на свет, материнская забота становится очень важным фактором, и не только у людей, но и у других животных. Щенки, пока они еще слепые, ползают и пытаются отыскать сосок матери. Как только они его отыскивают и начинают пить молоко, их охватывает чувство несравненного счастья. Вот так начинается наша жизнь. Мы тоже млекопитающие, и наше выживание полностью зависит от заботы других, в большинстве случаев, матери. Даже у птиц матери проявляют невероятную заботу о своих птенцах. Я несколько раз сам наблюдал, как мать, чтобы спасти, защитить своих птенцов, бесстрашно рисковала своей жизнью. Религия не имеет к этому никакого отношения, это заложено в их биологическом устройстве. Мы точно такие же, каждый из нас был рожден своей матерью. В Индии принято считать, что некоторые великие святые появились на свет из лотосов, и я иногда шучу, что эти удивительные святые, чудесно рожденные из лотоса, должно быть чувствуют больше сострадания к лотосам, чем к людям. С этой точки зрения нам повезло, мы появились на свет из чрева матери. В нас уже заложена способность проявлять любовь и нежность к таким же людям, как мы сами.

Мне кажется, если в раннем детстве мать, друзья, отец окружали нас безраздельной любовью, то теперь эти переживания буквально пронизывают каждую клеточку нашего тела. В результате тот, кто в детстве был окружен любовью, не только вырастает более счастливым, но также и более здоровым человеком. Человек же, быть может, богатый и влиятельный, но некогда обделенный любовью в родительском доме или в своей среде, легче становится подозрительным, завистливым, недоверчивым. Подобные эмоции не только разрушают покой ума, но также, в конечном итоге, пагубно сказываются и на физическом здоровье.

Чувства, которые мы пережили в раннем детстве − сразу после рождения и в первые несколько лет жизни, − оказывают огромное влияние на всю дальнейшую жизнь. Мне кажется, если исследовать те случаи, когда люди совершают страшные, разрушительные поступки и заглянуть в их детство, то скорее всего в большинстве своем обнаружится, что в ранние годы жизни они были обделены любовью близких. Поэтому в глубине души они испытывают разочарование, отчужденность; люди с таким состоянием ума легко начинают манипулировать другими.

В каждом из нас заложены равные возможности. Однако обычно мы воспринимаем их как нечто само собой разумеющееся и не уделяем им внимания. И я считаю своим долгом напоминать людям о бесценных сокровищах, которыми они уже обладают. Нужно просто обратить на них внимание, тогда наша жизнь станет счастливее. Наш ум может быть спокойным и мирным.

Как воспитать в себе спокойный ум?

Невозможно обрести покой ума из страха. Невозможно обрести покой ума, опираясь на сильный гнев или привязанность. Покой ума тесно связан с уверенностью в своих силах. Уверенность в себе бывает двух видов. Слепая самоуверенность, чрезмерная, далекая от реальности уверенность в себе – это весьма опасно. Но есть и обоснованная уверенность в собственных силах, она совершенно необходима для воспитания спокойного ума.

Как развить обоснованную уверенность в себе?

Как правило, предметом нашего страха служат другие. Гнева тоже. Конечно, иногда мы злимся на себя; бывает, мы забываем что-то важное, хлопаем себя по голове и восклицаем: как же я мог забыть?! Но обычно на себя мы злимся не очень сильно. Мощный же, настоящий гнев мы направляем на других, на окружающих. Мы не злимся на незнакомых людей, но только на тех, кого знаем. Поэтому, когда мы начинаем заботиться о благополучии других, мы устраняем саму основу для гнева. Если мы относимся к другим с искренней любовью, то пусть даже между нами возникают разногласия, появляются небольшие причины для раздражения, умом мы понимаем: да, он поступил плохо, или она со мной поступила плохо, но глубоко внутри не возникает сильных отрицательных эмоций. Мы чувствуем, что эти люди − часть общего целого, часть большого МЫ. Мое собственное будущее немыслимо без других людей. Мне следует больше беспокоиться об их благополучии. Такие рассуждения заметно снижают интенсивность гнева, привязанности. Вот так можно развивать уверенность в своих силах, которая лишает оснований страх и недоверие. Поскольку вы искренне уважаете других, считаете их частью своего Я, частью большого МЫ, вы можете вести себя с ними честно, открыто, правдиво. А это приносит уверенность в своих силах; устраняет подозрения и недоверие, что помогает обрести покой ума.

За последние почти 60 лет моей жизни я встречался с самыми разными людьми и стал свидетелем многих событий в мире. Я пришел к заключению, что современная жизнь вращается вокруг потребления и сильно смещена в сторону материальных ценностей. Наш образ жизни, наша культура весьма пронизаны духом материализма. Даже современная система образования сильно ориентирована на материальные ценности.

Я думаю, что мы должны всерьез переосмыслить подход к образованию. Причина очень простая. Наша цель – обрести столь желаемое для нас счастье, которое возможно на двух уровнях. Первый уровень − это удовлетворение, которое мы получаем с помощью органов чувств. Видим что-то красивое − получаем удовлетворение; слушаем приятную музыку, песни, красивые звуки − чувствуем себя счастливыми, удовлетворенными. Мы наслаждаемся приятными запахами, приятным вкусом, чем-то приятным на ощупь. Такое удовлетворение полностью зависит от чувственного восприятия, оно недолговечно. Пока музыка играет − нам хорошо; музыка кончилась, или прервалась − иногда мы можем даже разозлиться от досады. Если мы смотрим на что-то красивое, пока мы это видим, чувствуем себя удовлетворенными, счастливыми, но вот прекрасное исчезает из виду, и от нашего удовлетворения не остается и следа.

Переживания ментального характера намного важнее физических ощущений. Это очевидно. Человек может быть окружен полным физическим комфортом, однако этот комфорт не поможет уменьшить беспокойство и печаль, доставляющие боль уму. С другой стороны, если внутренне вы счастливы и удовлетворены, то это ослабит и смягчит физические неудобства.

Возьмите для примера двух пациентов с одним и тем же диагнозом, лежащих в одной и той же больнице, которых лечат одинаково. Но ум одного из них в полном смятении, которое накладывается на физическую боль; он страшно встревожен. А другой пациент страдает от той же болезни, испытывает точно такую же боль, но в его уме преобладают размышления о том, что болезнь, возможно, несет ему какое-то послание; у него другое к ней отношение, другой подход. Одна и та же болезнь, одинаковая боль, но ум второго пациента намного спокойнее. Мы можем на собственном опыте убедиться, что рождающиеся в нашем уме мысли и чувства влияют на нас куда больше, чем физические ощущения.

Возникает вопрос, как нам обрести, как развить удовлетворение второго вида, то есть рождающееся в уме? Могут ли его принести деньги? Нет. Власть? Нет. Это на физическом уровне, если у вас есть деньги, вы можете покупать все, что заблагорассудится − большой дом, красивые вещи, прекрасный сад. Здесь в Шотландии цветут чудесные цветы, я их очень люблю, люпины, чудесные дикие цветы. Наперстянки тоже, удивительные цветы. А еще здесь много кустов, которые ярко и пышно цветут. Богатый человек может украсить свой дом всеми этими цветами. Но с другой стороны, если ваше счастье зависит от цветов, то после их увядания, вы можете даже разозлиться. Таким образом, деньги помогают обеспечить материальные удобства, но на них не купить удовлетворенный и счастливый настрой ума.

Сегодня весьма известные ученые проводят научные исследования, показывающие, что покой ума, который достигается с помощью тренировок, выполнения практик сострадания, существенно улучшает наше физическое состояние. Я знаю, что в Америке в последние годы в нескольких университетах проводят такие эксперименты. В одном из таких экспериментов перед началом тренировки в сострадании у участников измеряли кровяное давление, уровень стресса и другие физические показатели. Потом следовали две или три недели практики, участников побуждали глубоко размышлять о сострадании, чтобы добиться понимания того, что представляет собой это качество. По завершении двух-трехнедельных тренировок снова снимали физические показатели. Оказалось, что давление у многих участников нормализовалось, снизился уровень стресса. Так что уже сегодня ученые, специалисты, занятые серьезными исследованиями, получают результаты, подтверждающие, что тренировки ума приносят значительную пользу.

До сегодняшнего дня мы полностью пренебрегали внутренними ценностями. Однако пришло время глубже задуматься о внутренних ценностях, о переживаниях ментального уровня. Для этого нам, прежде всего, необходимо больше сведений об уме и эмоциях. И религия здесь ни при чем. Как, заботясь а о физическом здоровье, мы получаем сведения об устройстве различных систем тела, подобным образом, чтобы привести в порядок свой ум, мы должны больше знать об устройстве ума и эмоций.

Мы обычно считаем, что ум ‒ это нечто целое и неразделимое, но это не так. Существует огромное разнообразие мыслей, эмоций и много уровней сознания. В нашем сознании есть более грубые уровни и более глубокие, тонкие. Например, в этот самый момент, наш ум функционирует с опорой на чувственное восприятие. Во сне восприятие посредством органов чувств отключается, но ментальное сознание продолжает активно работать. В глубоком сне уже и этот уровень ума не задействуется, но даже там присутствует определенный тонкий уровень сознания. В момент смерти прекращают функционировать виды сознания, связанные с органами чувств, а также ментальное сознание, связанное с физическим мозгом, который уже не действует, но определенные, более глубокие уровни сознания, или ума, продолжают функционировать. Свидетельством тому служит факт, что тела некоторых людей, не только буддистов, но и христиан, после смерти, бывает даже столетиями, остаются свежими, не разлагаются. Мне рассказывали о таких случаях. Пока для этого нет научных объяснений. Но ученые начинают исследовать подобные загадочные явления. Как бы там ни было, пришло время уделять больше внимания внутренним ценностям.

В любом случае, если мы чрезмерно сосредотачиваемся на материальных ценностях, на том, что воспринимаем органами чувств, то, по сути, перестаем отличаться от животных. Животные почти полностью находятся во власти чувственных переживаний и не наделены развитым интеллектом. Но ведь мы − обладатели чудесного разума, наша жизнь должна стать чем-то большим, нежели жизнь животного. У животных же нет способности преобразовывать свои эмоции. Люди обладают удивительным интеллектом, поэтому, добившись правильного понимания, задействуя умственные способности, мы можем менять эмоции по своему усмотрению.

Например, ГНЕВ − неотъемлемая часть нашей жизни, но если задуматься, то какая от него польза? Для физического здоровья, для душевного здоровья он бесполезен; даже при решении проблем гнев − плохой помощник. Лишь избавившись от гнева, мы в состоянии принять адекватные, эффективные меры. Поэтому полагайтесь на свои умственные способности, анализируйте истинную ценность эмоций, и вы убедитесь, что гнев бесполезен. Даже в самых сложных обстоятельствах намного эффективнее оказываются действия, предпринятые без гнева.

Затем, СОСТРАДАНИЕ. Сострадание, заложенное в нашей биологии, доступно и животным. Но мы, благодаря своему интеллекту, можем гораздо дальше продвинуться в развитии заботы о благополучии других. Животные способны заботиться только о непосредственном круге своего общения. Мы, люди, опираясь на человеческий разум, можем распространить сострадание на незнакомых людей, и в конечном итоге даже на врагов. Мы − люди, и только людям это под силу. Если нас интересуют только материальные блага, то интеллект не очень-то здесь задействован. Но если мы обращаем больше внимания на наш внутренний мир, то умственные способности оказываются весьма полезными и необходимыми.

Вот этими мыслями я и хотел с вами поделиться. Мы живем в начале 21-го века и вполне возможно, что если вы не пожалеете сил и дальновидно отнесетесь к будущему, то в конце 21-го века вы насладитесь плодами своих трудов.

P.S. В ноябре Его Святейшество Далай-лама XIV появится в Москве на Synergy Global Forum.
ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ

ИСТОЧНИК

Источник

Как спокойный ум излечивает наше тело: медитация Десикачара

Сын и старший ученик одного из величайших йогов нашей эпохи, Шри Тарумалаи Кришнамачарьи, Десикачар был пионером современной йога-терапии и основателем некоммерческого оздоровительного центра Krishnamacharya Yoga Mandiram, в который ежегодно стекаются тысячи пациентов со всего света. Йога-терапия Десикачара базируется на фундаментальном принципе, провозглашенном его отцом: все люди разные, и практику необходимо адаптировать под нужды и способности каждого ученика.

Многие с легкостью выполняют сложные асаны, но спросите их: счастливы ли они? По словам Десикачара, истинное мастерство в йоге измеряется степенью ее влияния на повседневную жизнь, в частности на наш ум и наши взаимоотношения с другими людьми.

Йога делает особый акцент на роли ума в оздоровительном процессе. «Физическое и эмоциональное здоровье невозможно без спокойного и стабильного ума», – говорил Десикачар. Древние йоги разработали множество техник, при помощи которых можно успокоить ум и использовать его силу во благо тела и души. К этим техникам относится и медитация. Она прекращает метания нашего ума, и он становится спокойным и умиротворенным.

Считаю в уме

С тех пор как три года назад моя практика претерпела существенные изменения, я стала придавать учению Десикачара особое значение. Во время своего путешествия по Ямайке я пила так много воды, что у меня сильно снизился уровень натрия в крови. Начались конвульсии, нарушилось сердцебиение, и меня срочно госпитализировали. Дома, в Северной Каролине, я пролежала в коме четыре дня. Очнувшись, наконец, в палате интенсивной терапии, я не была напугана, зла или расстроена. Мое состояние можно было бы определить как посттравматическое блаженство. Счастливая просто потому, что живу, я не имела ни малейшего представления о том, что со мной происходит, хотя и понимала, что не могу передвигаться без посторонней помощи, и знала, что мне, возможно, придется жить с хронической болезнью почек.

Я слишком скверно себя чувствовала, чтобы читать или смотреть телевизор, поэтому я лежала на своей больничной койке и занималась йогой. Как вы понимаете, моя практика мало походила на привычные последовательности аштанга-виньясы. На самом деле единственной позой, которую я пыталась выполнить, была Шавасана (поза Мертвеца). Я также работала с дыханием, в частности считала вдохи и удлиняла выдохи, пела про себя мантры, представляла исцеляющий свет и сосредоточивалась на по­оче­ред­но расслабляющихся участках тела. Короче говоря, основой моей практики стала медитация.

Со временем я поправилась и вернулась к обычной жизни. А вот моя практика с тех пор изменилась навсегда. Раньше главным для меня было выполнение поз. Но если йога – это только асаны, то как же быть, когда мы физически не способны их выполнять? Оказавшись на грани между жизнью и смертью, я убедилась в том, что истинная сила йоги заключена в ее способности укрощать ум и способствовать тем самым нашему духовному развитию, а если мы больны – то и нашему исцелению. Я до сих пор с удовольствием выполняю асаны, однако теперь моя практика менее агрессивна и я больше времени провожу в медитации.

Благотворное воздействие медитации выражается в четырех аспектах. Первый – арта, или уменьшение страдания. Когда мы медитируем, боль – и физическая, и эмоциональная – отступает. Второй – джнянам, трансцендентальное знание. Во время медитации может возникнуть вспышка – миг ясности и мудрости. Она подобна молнии: на какую-то секунду все освещается, а потом снова погружается во мрак. Однако память об этом прозрении, а также его влияние на нас сохраняются. Медитация также способна пробудить сверхъестественные силы, называемые артхарта. Кришнамачарья, который умер в 1989 году в возрасте 100 лет, умел на несколько минут останавливать сердцебиение без каких бы то ни было негативных последствий. И наконец, четвертый аспект – это бхакта, осознание высшей истины. В медитации мы можем раскрыть свою истинную природу.

Однако практика требует определенных условий. Если ум по­сто­ян­но отвлекается, к медитации мы не готовы. В традиции йоги принято выделять пять состояний ума. Первое состояние, на санскрите именуемое кшипта, – это беспокойство, которое мешает думать, слышать или находиться в безмолвии. По словам Десикачара, в таком состоянии медитировать не имеет смысла. Если чувствуете, что возбуждены, лучше выполнить асаны или пранаяму, которые собственно и предназначены для того, чтобы успокоить ум. Пока он не войдет в четвертое состояние – экагру, он не сможет сосредоточиться. Именно это состояние является залогом успешной медитации.

В глаза, в угол, на объект

Регулярная практика асан и пранаямы помогает успокоить ум, а если вы ведете малоподвижный образ жизни или только оправились от болезни – восстановить силы и сосредоточиться. Даже если вы спокойны, здоровы и находитесь в хорошей физической форме, дыхательные техники и асаны приведут тело и ум в еще большую готовность для медитации и сделают практику более полной.

По мнению Десикачара, мысль о том, что в медитации ум должен быть пустым, – не более чем заблуждение. На самом деле мы должны заполнить его объектом исследования. Ум не может быть пустым, за исключением тех моментов, когда мы пребываем в глубоком сне. Наша цель – «обрести единство с объектом, на котором мы сосредоточиваемся». А фокусом может быть все что угодно: солнце, луна, цветок, дерево, человек, божество, звук, цвет, ваше тело или дыхание. Десикачар предлагает выбирать приятный для себя объект, который одновременно способствовал бы исцелению. Важно, чтобы трансформация ума была позитивной. Ведь все, что происходит в уме, отражается на теле. Однако не следует путать ум с интеллектом. Здесь речь идет о центре осознанности – о сердце.

Рокировка

Чтобы медитация оказала глубокое воздействие, не обязательно находиться в ней часами. Начать можно и с пяти минут: одна на подготовку, две с половиной – собственно на медитацию и еще минутка на то, чтобы выйти из нее. Как только вы почувствуете эффект от практики, вам захочется увеличить время. Не надо превращать медитацию в культ – запредельный и потому сложный. Необходимо постоянно адаптировать практику к нашим настоящим возможностям.

Во время одного из семинаров Десикачар устроил десятиминутный сеанс медитации для вызвавшегося добровольцем мужчины по имени Джон. У Джона были проблемы с зависимостью, которые он считал следствием сложных отношений с отцом. Джон рассказал, как безмерно зол на отца и как сильно любит свою мать. Десикачар нарисовал круг, символизирующий жизнь Джона. Затем выделил небольшой сектор, который отвел под сердитого отца, а в оставшемся поле расписал позитивные аспекты жизни Джона, включив туда и добрую мать. Десикачар отметил, что Джон не одинок. Все мы склонны видеть плохое и не обращать внимание на хорошее. Каждый раз, когда Джон начинал негативно высказываться о своем отце, Десикачар предлагал ему заменить свое раздражение на мысли о матери.

Современные психологи называют процесс замены негативных мыслей на позитивные познавательным рефреймингом. Десикачар говорил, что этот способ ментального перепрограммирования является древнейшей йогической техникой, описанной мудрецом Патанджали в сутре II.33 трактата «Йога-сутры» как прати пакша бхавана. Вместо того чтобы позволять беспокоящим мыслям погружать наши тело и ум в отчаяние и создавать в них напряженность, мы можем заменить их на позитивные, несущие мир и спокойствие.

Лично для меня практика прати пакша бхаваны тоже оказалась чрезвычайно эффективной. Всякий раз, почувствовав давление негативных мыслей, я сознательно начинала думать о своем втором рождении, когда очнулась от комы с полной уверенностью в том, что все будет хорошо. Любой стресс блекнет на фоне этого бесценного подарка – ведь я заново обрела жизнь и здоровье. Каждое утро я начинаю с медитации. В течение всего дня я стараюсь удержать это ощущение покоя и поделиться им с другими. И каждую ночь я возношу молитву благодарности Богу за то, что он подарил нам чудо дыхания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *