что значит умом россию не понять
Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
Многие отечественные писатели посвящали России свои произведения. Они описывали свою любовь к родине и народу, восхищались силой духа русского человека. Ф.И. Тютчев был одним из таких авторов, который однажды сказал – «Умом Россию не понять». Что именно он хотел донести до своего читателя этой фразой? Думаю, Тютчев таким образом говорит о том, что Россию нужно чувствовать душой, любить ее самобытность и понимать менталитет народа.
Например, вспомним поэму Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Автор знакомит читателя одним из героев своего произведения – это Павел Веретенников. Он решает путешествовать по России, чтобы узнать культуру народа. Никто не знает кто он и откуда и лишь хорошие манеры, и материальный достаток выдают в нем барина, как и стали его потом называть крестьяне. Несмотря на то, что Павел весьма умен, он не может понять свою родину, проникнуться к ней душой и именно поэтому покидает свой дом и отправляется на поиски того, что поможет ему постичь истину. К сожалению, он не понимает много, а некоторые вещи вообще приводят его в шок. Например, в одном из эпизодов можно увидеть, как Павел сокрушается о том, что крестьяне очень много пьют. Лишь после того, как Яким Нагой объясняет ему причину такого поведения мужиков, он начинает понимать, что пьют они не от хорошей жизни, а от тяжелейшей работы, от горя, свалившегося на семью. Только тогда барин начинает понимать менталитет русского народа, он проникается к нему душой и сердцем. Таким образом, автор хочет показать читателю, что, порой даже самые умные люди, не способны понять и прочувствовать свою родину без общения с народом.
Также можно привести пример из романа Л.Н. Толстого «Война и Мир». Главный герой Пьер Безухов – довольно умный человек, получивший образование за рубежом и увлекающийся философией никак не мог понять менталитет русского человека и поэтому все что он делал получалось лишь во вред. Например, он ввел образование, от которого родители откупались за деньги, ведь поп, учащий детей, бил их и преподавал абсолютно бесполезные науки. Граф изо всех сил пытался помочь своему народу, но выходило так, что все лишь страдали. Он искренне не мог понять, что делает не так, потому что не прочувствовал свою родину душой, не понял менталитет русского человека. Когда же Пьер, будучи в плену у французов, знакомится с обычным русским солдатом Платоном Каратаевым он наконец то начинает окунаться в настоящий мир Руси. Разговоры с ним пробуждают в графе истинный дух русского человека, он начинает понимать какие ошибки совершал и что делал не так. После знакомства с Платоном, деятельность Пьера наконец-то пошла на пользу народу. Он смог по-настоящему прочувствовать его боль и найти решение проблемы.
Подводя итог всему вышесказанному, стоит сказать, что Тютчев был прав в своем изречении, говоря, что умом Россию не понять так как свою родину нужно научиться чувствовать душой и сердцем. Нужно проникнуться в своеобразие русского менталитета, понять его уникальность и самобытность.
Стихотворение и анализ «Умом Россию не понять…»
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Краткое содержание
И. Прянишников. Крестный ход. 1893
Тютчев сообщает о том, что Россия является самобытной страной, имеющей свою собственную культуру, обычаи, традиции. Она имеет своё лицо, не похожее на лица других стран. Главное отличие России в том, что она так и не встала на путь европейского развития. Поэтому её так непросто понять, невозможно ни с чем сравнить: Россия самостийна. Тютчев приходит к выводу, что в Россию нужно и можно верить. Она обособилась от других стран, а значит, в её особенный путь развития остаётся лишь верить…
История создания
Для полноценного понимания этого небольшого стихотворения следует знать исторический контекст его создания. Поэт написал произведение на бумажном клочке в 1866 г. Оригинал этого бумажного фрагмента в настоящее время хранится в Пушкинском Доме. Публикация стихотворения состоялась спустя два года спустя – в 1868 г.
Тютчев долгое время успешно строил дипломатическую карьеру в Германии, проживая в Мюнхене. Поэтому он имел уникальную возможность взглянуть «свежим» сторонним взглядом на Россию. Автор глазами иностранца, несколько отстранённо смотрит на свою Родину: для большинства стран мира и их граждан Россия является страной-загадкой.
Жанр, направление, размер
Стихотворение можно справедливо отнести к редкому литературному жанру «философская миниатюра». Это небольшой жанр, отличающийся высокой сложностью содержания. Качественно работать в этом жанре удаётся не многим. Тютчев в этом смысле исключителен: он является автором множества философских миниатюр, отличающихся точностью мысли, глубиной смысла и яркой образностью.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой.
Композиция
С точки зрения композиции произведение представляет собой единственную строфу, которая состоит из четырёх стихов. При этом каждое слово в стихотворении буквально «на вес золота»: имеет особый смысл, содержательность и ценность. Глубинный смысловой подтекст придаёт произведению особую мудрость, философскую проницательность. В последней строке поэт доносит до нас основную идею, восклицая: «В Россию можно только верить!».
Темы и настроение
Тютчев осмысливает в этом небольшом по объёму стихотворении две важные темы:
Тема самобытности русского народа, его особой сущности – поэт говорит о том, что в Россию необходимо верить, создавая этими словами патриотический настрой у читателей. Цель автора – постараться убедить нас в том, что страна без граждан, искренне верящих в её светлое будущее, существовать не может.
Тема русского менталитета – поэт считает, что Россия – это страна противоречий, которая держится много столетий на фундаменте веры своего народа. Тютчев противопоставляет рационализм Запада религиозности России. Любимое русское слово «авось» наглядно демонстрирует, почему невозможно понять умом происходящие в стране явления.
Основная идея
Главная мысль произведения звучит так: Россия – это уникальная страна. Она такая же особенная, как и её граждане. Уникальность России заключается в глубинном иррационализме и внутренних противоречиях, которые движут людьми, заставляя их позитивно воспринимать подчас безрассудные и нелогичные решения. Но именно они ведут страну по пути самобытного развития.
Тютчев уверяет: сила России – в её непредсказуемости, стихийности. Поэтому иностранцы никогда не смогут предугадать, как поведёт себя русский народ в каждой конкретной ситуации.
Средства выразительности
В этом коротком произведении автор активно использует такие средства выразительности, как:
антитеза – в роли антитезы выступают понятия веры в Россию и одновременной невозможности её понять;
олицетворения – мы чувствуем, что душа у России живая. Она, подобно человеческой, умеет мыслить и чувствовать.
Итоговое сочинение: Умом Россию не понять, аршином общим не измерить
(484 слова) Многие отечественные авторы посвящали России свои лучшие творения. Каждый из них давал своей стране честную и меткую характеристику. Одной из самых известных является цитата Ф.И. Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не изменить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить». Что хотел сказать автор? А то, что самобытность нашей родины нужно чувствовать, ее не познают, а ощущают. Невозможно анализировать ее, ставить в ряд с другими и беспристрастно оценивать. Это наш дом, и мы любим его, несмотря ни на что. Чтобы пояснить свою мысль, приведу примеры из литературы.
Вспомним поэму Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Павел Веретенников путешествует по России в поисках образчиков народной культуры. Никто не знает, кто он и откуда, однако простые люди величают его «барином», потому что речь, манеры, достаток говорят о его происхождении довольно красноречиво. Уж на что учен Павел, не может он понять Россию своим умом, поэтому бросает свой дом и отправляется в путь, чтобы почувствовать свою страну. И выходит с трудом. Автор описывает эпизод, где Павел сокрушается о том, что крестьяне больно много пьют. Не может он понять и найти рациональное объяснение такому поведению. А его и нет. Яким Нагой отвечает барину, но не оправдывается, а пробует донести свой эмоциональный посыл: «Он до смерти работает, До полусмерти пьет!». И Павел проникает в эту тайну русского менталитета, но не умом, а сердцем. Он ощущает горе людей и признает их правоту, проставляя «два шкалика». Этот пример позволяет убедиться, что даже самые ученые господа подчас не постигают природы России и нуждаются в общении с народом, который погружает их в самую сердцевину национальной самобытности.
Не менее яркий пример можно найти в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Пьер Безухов получил престижное образование за рубежом, он интересуется философией и изучает мудрые книги, но все эти знания не позволяют ему проникнуть в менталитет родной страны и проникнуться его духом. Как бы ни пытался Пьер познакомиться с простыми людьми и понять их нужды, ничего у него не выходит. Путешествие по родным землям привело лишь к тому, что местные старосты обвели барина вокруг пальца. Все преобразования Безухова пошли во вред крестьянам. Например, от введенного графом образования родители готовы были отказываться за деньги, ведь поп бил детей и учил их тому, что им вовсе не нужно. И так было во всех сферах. Однако герой все-таки смог окунуться во внутренний мир Руси, когда жил бок о бок с Платоном Каратаевым, который смог пробудить национальные чувства Пьера, вернуть его к истокам. Безухов стал ощущать русский дух и интуитивно понимать, как себя вести. С тех пор его деятельность пошла на пользу народу, ведь он смог почувствовать его боль и найти решение проблем.
Таким образом, понять Россию может только тот, кто ее чувствует, кто связан с ней духовными узами. Один лишь ум не может объять всю национальную самобытность нашей страны, такой бескрайней и сложной в своем многообразии. Нужно ощущать родство с ней, проникнуть в своеобразие ее ментальности, чтобы найти тот аршин, который мог бы измерить ее уникальность.
Умом Россию не понять
Умом Россию не понять
Из называемого по первой строчке четверостишия («Умом Россию не понять. », 1866, опубл. 1868) Федора Ивановича Тютчева (1803—1873):
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Обычно цитируется иронически по поводу всякого рода российских несовершенств, несообразностей и пр.
Смотреть что такое «Умом Россию не понять» в других словарях:
Умом Россию не понять — Жанр: стихотворение Автор: Фёдор Тютчев Язык оригинала: русский Публикация: 1866 … Википедия
Творчество Михаила Задорнова — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/17 ноября 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно … Википедия
Катрен — (франц. quatrain) законченная по смыслу отдельная строфа из четырех строк. Метр и расположение рифм не канонизированы, но наиболее частая форма «abba». К. появляется во французской поэзии очень рано: уже в «Jeu d’Adam» XII в. наиболее важные… … Литературная энциклопедия
Тютчев, Федор — Запрос «Тютчев» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Фёдор Тютчев Фёдор Тютчев, Литография Ф.А. Брокгауза по фото С. Левицкого (1874) Псевдонимы: Ф.Т. Дата рождения: 23 ноября (5 декабря) 1803 Место рождения: Овстуг, Бря … Википедия
Тютчев, Фёдор — Запрос «Тютчев» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Фёдор Тютчев Фёдор Тютчев, Литография Ф.А. Брокгауза по фото С. Левицкого (1874) Псевдонимы: Ф.Т. Дата рождения: 23 ноября (5 декабря) 1803 Место рождения: Овстуг, Бря … Википедия
Тютчев, Федор Иванович — Запрос «Тютчев» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Фёдор Тютчев Фёдор Тютчев, Литография Ф.А. Брокгауза по фото С. Левицкого (1874) Псевдонимы: Ф.Т. Дата рождения: 23 ноября (5 декабря) 1803 Место рождения: Овстуг, Бря … Википедия
Тютчев Ф. — Запрос «Тютчев» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Фёдор Тютчев Фёдор Тютчев, Литография Ф.А. Брокгауза по фото С. Левицкого (1874) Псевдонимы: Ф.Т. Дата рождения: 23 ноября (5 декабря) 1803 Место рождения: Овстуг, Бря … Википедия
Тютчев Федор Иванович — Запрос «Тютчев» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Фёдор Тютчев Фёдор Тютчев, Литография Ф.А. Брокгауза по фото С. Левицкого (1874) Псевдонимы: Ф.Т. Дата рождения: 23 ноября (5 декабря) 1803 Место рождения: Овстуг, Бря … Википедия
Тютчев Ф. И. — Запрос «Тютчев» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Фёдор Тютчев Фёдор Тютчев, Литография Ф.А. Брокгауза по фото С. Левицкого (1874) Псевдонимы: Ф.Т. Дата рождения: 23 ноября (5 декабря) 1803 Место рождения: Овстуг, Бря … Википедия
Тютчев Фёдор Иванович — Запрос «Тютчев» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Фёдор Тютчев Фёдор Тютчев, Литография Ф.А. Брокгауза по фото С. Левицкого (1874) Псевдонимы: Ф.Т. Дата рождения: 23 ноября (5 декабря) 1803 Место рождения: Овстуг, Бря … Википедия
Умом Россию не понять … Ф.И.Тютчев
Аршином общим не измерить, у ней особеная стать — в Россию можно только верить.
Это знаменитые строки принадлежат поэту, дипломату, публицисту Федору Ивановичу Тютчеву, деятельность и творчество которого, оставили свой неповторимый след в истории России.
И хотя я лично не согласна с многими размышлениями Ф.И.Тютчева, мне он больше нравится как поэт, приведу вам всего лишь один фрагмент из его письма доктору Густаву Кольбу 1844 года, возможно оно вас заинтересует. Это письмо примечательно тем, что именно оно вызвало большой интерес у Николая I. По словам его приближенных он нашел в нем схожесть со своими идеями. Так же возможно оно сыграло немаловажную роль в его продвижение по карьере.
«О России много говорят; в наши дни она стала предметом жгучего, беспокойного любопытства. Очевидно, что она сделалась одной из самых больших забот нынешнего века; однако следует признать, что эта забота, заметно отличаясь от других волнующих наше время проблем, скорее угнетает, нежели возбуждает современную мысль… Иначе и быть не могло: современная мысль, дитя Запада, видит в России если и не враждебную, то совсем чуждую и не зависящую от нее стихию. Она как будто боится изменить самой себе и подвергнуть сомнению собственную законность, если придется признать совершенно законным вставший перед нею вопрос, серьезно и добросовестно осознать и разрешить его… Что такое Россия? Каков смысл ее пребывания в мире, в чем ее исторический закон? Откуда пришла она? Куда идет? Что представляет собою? На земле, правда, ей предоставлено место под солнцем, однако философия истории еще не соблаговолила найти его для нее…
Если бы еще можно было в разливе враждебных криков против России обнаружить разумный и благовидный повод для оправдания такой ненависти! Я знаю, что при необходимости найдутся безумцы, готовые с самым серьезным видом заявить: «Мы обязаны вас ненавидеть; ваши устои, само начало вашей цивилизации противны нам, немцам, людям Запада у вас не было ни Феодализма, ни Папской Иерархии; вы не пережили войн Священства и Империи, Религиозных войн и даже Инквизиции; вы не участвовали в Крестовых походах, не знали Рыцарства, четыре столетия назад достигли единства, которого мы еще ищем; ваш жизненный принцип не дает достаточно свободы индивиду и не допускает разделения и раздробления». Все это так. Однако, будьте справедливы, помешало ли нам все это помогать вам мужественно и честно, когда необходимо было отстоять и отвоевать вашу политическую независимость и национальное бытие? И самое малое, что вы можете теперь сделать, — это признать наше собственное национальное бытие, не правда ли? Будем говорить серьезно, ибо сам предмет заслуживает подобного разговора. Россия готова уважать вашу историческую законность, историческую законность народов Запада. Тридцать лет назад она вместе с вами самоотверженно сражалась за ее восстановление на прежних основаниях. Россия весьма расположена уважать эту законность не только в главном начале, но даже во всех ее крайних следствиях, уклонениях и слабостях. Но и вы, со своей стороны, научитесь уважать нас в нашем единстве и силе…»
И конечно же, посвящая этот блог Ф.И.Тютчеву очень хочется привести его стихи:
В разлуке есть высокое значенье:
Как ни люби, хоть день один, хоть век,
Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье,
И рано ль, поздно ль пробужденье,
А должен наконец проснуться человек…
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры… но о ней не просит…
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня!- Я верю, боже мой!
Приди на помощь моему неверью!»
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой иx пламенно-чудесной,
Когда иx приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг…
Но есть сильней очарованья:
Глаза, потупленные ниц
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенныx ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья.
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески живой?
И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами;
Настанет ночь — и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.
То глас ее; он нудит нас и просит…
Уж в пристани волшебный ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.