что значит вариативная форма обучения в саду

Что значит вариативная форма обучения в саду

Места в детских садах для малышей – всегда актуальная и одновременно сложная тема. Что же делать тем родителям, чей ребенок не посещает детский сад на полный день? В таком случае «на помощь» приходят вариативные формы дошкольного образования. Ольга Буторина, начальник управления образования Администрации Тюменского муниципального района, в нашем небольшом интервью рассказала о том, что это такое и чем подобные формы полезны для родителей.

— Ольга Николаевна, вариативные формы дошкольного образования – что это?

— Сегодня в учреждениях работают и активно открываются разные виды групп кратковременного пребывания детей, гибкий режим которых (от 2 до 5 раз в неделю, от 3 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей) и содержание работы привлекают родителей. Видовое разнообразие групп позволяет им выбирать именно те образовательные маршруты для своих детей, которые им больше подходят и нравятся. На сегодняшний день вариативными формами охвачены около четырех тысяч детей района.

Вариативные формы дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. Такие формы создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания для всех ребят равных стартовых возможностей при их поступлении в школу.

— Какие существуют виды вариативных форм дошкольного образования?

— В образовательных организациях ТМР организованы: интегрированное кратковременное пребывание, группа кратковременного пребывания, адаптационная группа и консультативно-методический пункт.

Такие вариативные формы дошкольного образования реализуются во всех образовательных организациях района, реализующих программы дошкольного образования.

Группы кратковременного пребывания (ГКП) — для детей от 3 до 7 лет, посещающих детский сад каждый день в течение 3-х часов. По желанию родителей ребенок может посещать группу в первой (с 8.00 до 11.00), или во второй половине дня (с 15.00 до 18.00). Воспитатели групп кратковременного пребывания развивают ребенка в игровой, речевой, конструкторской, изобразительной, музыкальной деятельности, а также формируют экологическую культуру, приобщают к здоровому образу жизни, формируют элементарные математические представления, обогащают сенсорный опыт и коммуникативные навыки общения.

Интегрированное кратковременное пребывание (ИКП) – для детей в возрасте от 3 до 7 лет, которые посещают детский сад по гибкому режиму без организации питания. По желанию родителей они могут посещать детский сад так же, как и в ГКП – в первой или во второй половине дня. Деятельность воспитанников организуется в соответствии с их возрастом, индивидуальными особенностями, содержанием основной общеобразовательной программы учреждения. Организация образовательного процесса регламентируется циклограммой образовательной деятельности. Осуществляют воспитательно-образовательную работу в группах ИКП воспитатели и специалисты детского сада.

Адаптационная группа кратковременного пребывания для детей (от одного до двух часов) предназначена для детей в возрасте от 1 года и до 3 лет, не посещающих образовательную организацию. Таким образом малышей готовят к поступлению в детский сад. Дети приходят в адаптационную группу в первой половине дня вместе с родителями, которые совместно с воспитателями и специалистами принимают участие в игровой, музыкальной и изобразительной деятельности, они знакомятся с режимными моментами в рамках распорядка дня для формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. То есть дети начинают привыкать к тому, что их будет ждать в детском саду в режиме полного дня.

— Разве такие формы подходят для ребенка? Не упускает ли он какую-то часть образовательного процесса, которым охвачены дети, находящиеся в детском саду полный день?

— Нет, ни в коем случае. Это отличный вариант для начала посещения детского сада, когда семья находится в ожидании основного места в учреждении дошкольного образования. Плюс, это своеобразный адаптационный процесс ребенка в новом месте и с новыми людьми.

Сокращенное по времени пребывание в детском саду и обучение в форме игры позволяют обеспечить наиболее комфортную для ребенка обстановку, дают ему возможность получить первый положительный опыт в новых социальных условиях, что решает многие проблемы коммуникативного характера.

Единственное отличие от режима основных групп – отсутствие сончаса и питания, так как ребенок вовлечен в образовательную деятельность от трех до пяти часов в день.

— А как насчет родителей? Могут ли они получить консультацию специалиста при такой форме обучения?

— Для родителей в таком случае также только одни плюсы. Они имеют возможность ежедневно общаться с воспитателями по волнующим вопросам. Для них также проводятся групповые консультации, которые позволяют решать вопросы адаптации, развития и воспитания ребенка наиболее эффективно.

— С детьми занимаются специалисты?

— Конечно, специалисты! Педагоги вариативных форм дошкольного образования — это квалифицированные профессионалы своего дела. В группах обязательно находится воспитатель, который и ведет основную образовательную деятельность. При необходимости к работе подключаются музыкальные педагоги и инструкторы физической культуры.

— Сколько будет стоить для родителя такая форма образовательного процесса дошкольника?

— Нисколько. Посещение любой вариативной формы дошкольного образования совершенно бесплатно для родителя.

— Как устроить ребенка в группу кратковременного пребывания?

— Родителям следует обратиться с заявлением к руководителю образовательного учреждения в своей территории. В Тюменском районе вариативные формы дошкольного образования реализуются в каждой образовательной организации.

Источник

Вариативность дошкольного образования как условие качественной реализации ФГОС до

что значит вариативная форма обучения в саду. Смотреть фото что значит вариативная форма обучения в саду. Смотреть картинку что значит вариативная форма обучения в саду. Картинка про что значит вариативная форма обучения в саду. Фото что значит вариативная форма обучения в саду Елена Смелова
Вариативность дошкольного образования как условие качественной реализации ФГОС до

«Вариативность дошкольного образования как условие качественной реализации ФГОС ДО»

Обозначенная тема важна не только для сферы дошкольного образования, но и для всей системы образования в целом. Известно, что основы личности закладываются в дошкольном детстве, а затем воспитание человека продолжается. Из детства ребенок выносит то, что потом сохраняется на всю жизнь, поэтому сейчас большое внимание уделяется качеству дошкольного образования. Значительное влияние на него оказывают программы, по которым работают детские сады.

В советское время все ДОУ работали по единой программе, педагоги должны были неукоснительно выполнять все ее требования. Места для творчества педагогов практически не оставалось.

Ситуация изменилась после принятия закона об образовании, разрешающего использовать вариативные программы дошкольного образования. Педагогам стало интереснее работать, они получили возможность творить. У родителей появилась возможность выбирать детские сады с определенными программами, соответствующими интересам детей. Однако программ стало слишком много, поэтому появление ФГТ, а вслед за ним и ФГОС было воспринято работниками ДОУ как положительный момент.

В то же время возникла опасность, что введение ФГОС приведет в конечном итоге к утверждению единой образовательной программы в ДОУ.

Нам нужно выработать практические шаги по тому, как сегодня выполнять Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Мы не собираемся отказываться от того, что было наработано ранее. Мы должны посмотреть, как все это сегодня соответствует ФГОС и что нам нужно сделать, чтобы продолжить действовать в этом направлении.

Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России.

Показателями степени вариативности педагогической системы, по мнению Н. В. Немовой и Т. П. Афанасьевой,являются: наличие в ней нескольких одинаково привлекательных и доступных для обучающихся вариантов программ (избыточность одинаково привлекательных вариантов); возможность выбора детьми одного из вариантов получения образования (доступность привлекательного варианта); гибкость системы (создание условий для изменения образовательных потребностей обучающихся).

Говоря о системе дошкольного образования, мы можем выделить следующие показатели степени вариативностипедагогической системы ДОУ:

• наличие оптимальной образовательной программы, которая идет от ребенка, а не переделывает ребенка под себя;

• построение образовательного процесса по принципу «от естественных интересов детей к прививаемым»;

• ориентация при формировании содержания дошкольного образования на «индивидуальные особенности каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования»;

• учет принципа возрастающей независимости ребенка от взрослых в процессе деятельности и, соответственно, намеренное приглушение педагогом своей субъективности в пользу ребенка.

Вариативность образования нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования.

Таким образом, вариативный образовательный процесс –взаимосвязанная деятельность участников образовательных отношений по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов, средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования.

Сегодня становится очевидно, что вариативность содержания, форм и методов образования является единственно адекватным ответом на факт разнообразия социальных ситуаций развития ребенка дошкольного возраста, игнорировать который в ХХI веке становится уже невозможно. В наше время категория детей с особыми образовательными потребностями определяется уже не только их состоянием здоровья, хотя дети с ОВЗ в высокой степени нуждаются в истинной образовательной и социальной инклюзии, а следовательно, в том, чтобы среда их развития обладала необходимой гибкостью и вариативностью. Мы также все чаще имеем дело с культурной инклюзией. Многообразие культур, языков, традиций, с которыми сталкиваются педагоги в школьных классах и в группах детского сада, требует, чтобы педагоги, родители и учредители образовательных организаций могли выбирать наиболее подходящие программы, более того, могли строить содержание образование в соответствии с возникшей образовательной ситуацией. Это требование рождает необходимость веера предложений на «рынке» программ, методологии и технологий. Вариативность оказывается единственно возможной стратегией личностно-развивающего образования.

Анализ существующих ныне программ дошкольного образования, обновленных и вновь созданных, показал их большое разнообразие и вариативное содержание (при соответствии требованиям Стандарта):

Краткое описание образовательных программ,

рекомендованных для организации

воспитательно-образовательного процесса в детских садах.

Образовательные программы, используемые в детских садах.

Воспитательно-образовательный процесс в детских садах осуществляется согласно образовательным программам. Содержание программ нацелено на развитие любознательности, способностей, формирование творческого воображения ребенка; обеспечивает охрану здоровья, эмоциональное благополучие, взаимодействие с семьей. Отличаются программы друг от друга задачами и методологией реализации. Программы подразделяются на комплексные и порциальные.

Комплексные программы включают все основные направления развития ребенка дошкольного возраста: физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное и эстетическое.

1. Программа «Радуга»

Автор: Разработана сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания НИИ общего образования, руководитель Т. Н. Доронова.

Представляет собой целостную систему воспитания, развития и образования детей с 2-х до 7 лет. В основу программы изложено представление о возникновении психологического роста ребенка на каждом году его жизни. Программа обеспечивает качественную подготовке к школе. Детей знакомят с буквами, целенаправленно обучают чтению, связной речи, математике, развивают логическое мышление, формируют уверенность в собственных силах, устойчивость к неуспеху.

2. Программа «Детство»

Авторский коллектив: В. Логинова, Т. Бабаева, Н. Никитина и др. (РГИУ им. Герцена, кафедра дошкольной педагогики, Санкт-Петербург).

3. Программа «Развитие»

Автор: авторский коллектив под руководством Л. А. Венгера.

Основной целью программы является развитие умственных и художественных способностей детей через овладение сенсорными эталонами, символами и знаками.Программа охватывает практически все направления работы с детьми с 3 до 7 лет: ознакомление с природой и пространственными отношениями, обучение грамоте и математике, логике, ознакомление с литературой и развитие речи. Основное внимание уделяется способом овладения знаниями путем экспериментирования, решения познавательных и творческих задач самим ребенком.

7. Методика Монтессори

Автор: Опираясь на собственные исследования, итальянский врач, педагог М. Монтессори, разработала программу обучения.

8. Программа «Одаренный ребенок»

Автор: авторский коллектив под руководством Л. А. Венгера.

Программа является вариантом программы «Развитие», предназначена для образовательной работы с детьми 6 – 7 лет, обладающими высоким уровнем умственного развития. Одаренный ребенок дошкольного возраста отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. Основная задача программы – обеспечить совершенствование умственных способностей детей, характерных для дошкольников: наглядно-образное мышление, воображение. Для этого наглядные модели (рисунок, аппликация, конструкции, сюжетно-ролевая игра и др.) становятся средством обучения, т. е. их построение и использование осуществляется детьми сознательно под руководством взрослых и направлено на решение умственных задач, связанных с усвоением определенных знаний. В результате дети начинают использовать средства обучения «в уме»,они становятся средствами их собственного мышления: построения замыслов, планирования действий, решения различных умственных задач. Программа состоит из 10 разделов. Основное место занимают занятия, направленные на овладение детьми различными формами наглядного моделирования.

9. Программа «Истоки»

Автор: авторский коллектив центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца под руководством доктора пед. наук Л. А. Парамоновой.

10. Программа «Кроха»

Автор: Г. Г. Григорьева.

Программа предназначена для воспитания детей раннего возраста (с 1 года до 3 лет). В программе раскрываются особенности развития детей раннего возраста, даются рекомендации для родителей и воспитателей по организации работы дома и в детском саду. Программа проста в понимании и использовании.

11. Программа «Березка» технологии системы вальдорфского детсого сада, написана для российских детсадов.

Парциальные образовательные программы включают одно или несколько направлений развития дошкольника.

Актуальные тренды ДО

-Поддержка игровой деятельности как ведущего вида деятельности дошкольников

-Поддержка детской инициативы во всех видах детской деятельности

-Индивидуализация дошкольного образования

-Внедрение современных высокоэффективных методик и технологий

-Реализация сетевых образовательных программ в системе дошкольного образования

-Реализация билингвальных образовательных практик в системе дошкольного образования

Комплексные образовательные модели с инновационными составляющими (управление, содержание, оценка качества)

Детский сад – игропарк

Образовательные приоритеты. Игровая деятельность как ведущий механизм реализации образовательной программы ОО. Разработка и апробация модели игропарк.

Сад детских инициатив

Образовательные приоритеты. Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Формирование навыка осознанного выбора. Реализация образовательных событий в режиме сотрудничества и сотворчества. Разработка и апробация технологии объединения детских инициатив.

Инклюзивный детский сад

Образовательные приоритеты. Создание эффективных моделей инклюзивного дошкольного образования. Организация Лекотек, реализующих услуги дошкольного образования. Организация деятельности «ресурсных групп» в ДОО. Создание высокоэффективных служб психолого-педагогического сопровождения.

Образовательные приоритеты. Разработка эффективных образовательных моделей, реализующих принципы Лего-образования. Создание трансформируемых функциональных пространств. Совместное моделирование образовательных событий и образовательной деятельности (Лего-тема, Лего-день, Лего-фесты)

Детский сад билингвальных пратик

Образовательные приоритеты. Модульный принцип конструирования режима дня. Реализация билингвального образовательного компонента. Поддержка детских видов деятельности на русском и английском языке. Педагоги и учебно-вспомогательный персонал-носители языка. Высокая включенность родителей.

Со-проекты: Консультационные пункты, Лекотека, Ресурсные группы, Стажировочные площадки.

Можем отметить, что усиление вариативности образования является показателем гуманитарности дошкольного образования и повышает его субъектность и способствует обновлению содержания дошкольного образования в условиях модернизации.

Главная идея современных программ и модернизации образования в целом — это перестать уже воспитывать детей и научиться помогать им расти в условиях естественного и самоценного периода детства.

Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС до «Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО» (консультация.

Совершенствование профессиональной компетенции педагога как условие реализации ФГОС Профессиональная деятельность педагогов ДОУ многогранна и требует определенных знаний, умений, навыков и качеств. В современной педагогической.

что значит вариативная форма обучения в саду. Смотреть фото что значит вариативная форма обучения в саду. Смотреть картинку что значит вариативная форма обучения в саду. Картинка про что значит вариативная форма обучения в саду. Фото что значит вариативная форма обучения в садуФотоотчет районного семинара «Развивающая предметно-пространственная среда как важнейшее условие реализации ФГОС до» Уважаемые коллеги! Приветствую вас на странице моего блога! На базе нашего образовательного учреждения Центр развития ребенка – детский.

что значит вариативная форма обучения в саду. Смотреть фото что значит вариативная форма обучения в саду. Смотреть картинку что значит вариативная форма обучения в саду. Картинка про что значит вариативная форма обучения в саду. Фото что значит вариативная форма обучения в садуКонсультация для воспитателей «Взаимодействие ДОУ с семьей как условие реализации ФГОС» Консультация для воспитателей «Взаимодействие ДОУ с семьей как условие реализации ФГОС ДО» Дошкольный возраст является решающим этапом в.

Позитивная социализация детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Аннотация. В статье рассматривается дошкольный возраст как благоприятный период для социального развития, посредством социальных отношений.

Семинар-практикум воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ как условие реализации ФГОС» Тема: «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ как условие реализации ФГОС ДО» Цель: выявление и обобщение знаний педагогов о.

Современные технологии дошкольного образования в условиях реализации ФГОС «Современные технологии дошкольного образования в условиях реализации ФГОС» (реферат) Исполнитель: Серых Ольга Леонидовна, воспитатель.

Профессионализм воспитателя, как необходимое условие достижения эффективности в реализации ФГОС в ДО Профессионализм воспитателя — как необходимое условие достижения эффективности в реализации ФГОС в ДО» Булина Т. С., Рябова Е. Ю., воспитатели.

Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях ФГОС Мы не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», – говорит ребёнок. – «Я буду твоим проводником.

Обеспечение качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС Выступление на совещании заведующих ДОУ Выступление на совещании заведующих ДОУ Куртамышского района Пронько Натальи Николаевны, заведующего.

Источник

Вариативные формы дошкольного образования

Вы будете перенаправлены на Автор24

Вариативные формы дошкольного образования – это формы, созданные для расширения зоны охвата детей системой дошкольного образования и создания равных стартовых возможностей для всех детей при поступлении в школу.

Значимость вариативных форм дошкольного образования

В настоящее время ведущей целью отечественной социальной политики в сфере дошкольного образования (далее ДО) является гарантия реализации прав каждого ребенка на получение доступного и качественного дошкольного образования.

Достижение данной цели осуществляется за счет разработки следующих приоритетных направлений:

Под вариативными формами ДО принято понимать:

Современные вариативные формы ДО предоставляют воспитанникам возможность пребывания в дошкольных образовательных учреждениях с разным режимом дня, в зависимости от развития детей, состояния здоровья и индивидуальных потребностей.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды вариативных форм дошкольного образования

Основными вариативными формами ДО являются:

Одними из самых популярных и востребованных являются группы кратковременного пребывания при ДОУ.

Группа кратковременного пребывания – это одна из вариативных форм ДО, представляющая собой структурное подразделение ДОУ, реализующее государственные образовательные стандарты и программы ДО.

Данные группы организуются для детей в возрасте от 2- месяцев до 7-ми лет.

Цель группы кратковременного пребывания: обеспечение полноценного и всестороннего развития детей дошкольного возраста, формирования у них необходимых навыков для последующего обучения в школе, а также для оказания необходимой консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитанников.

Основные задачи групп кратковременного пребывания:

Консультативные пункты – это одна из вариативных форм ДО, организуемые для детей в возрасте от 1-го года до 7-ми лет, которые воспитываются в условиях семьи.

Цель консультативного пункта: обеспечение и сохранение единства и преемственности общественного и семейного воспитания, оказание необходимой психолого-педагогической помощи родителям, поддержка всестороннего и полноценного развития личности детей, которые не имеют посещать дошкольные образовательные учреждения.

Основные задачи консультативных пунктов:

Семейный детский сад – это вариативная форма ДО, организованная с целью всестороннего развития детей дошкольного возраста, ориентированная на индивидуальный подход в воспитании, расширении форм ухода и присмотра для детей, имеющих проблемы со здоровьем и развитием, а также с целью поддержки многодетных родителей и предоставление им рабочего места.

Семейный детский сад организуется непосредственно в семье, где в качестве воспитателя выступает один из родителей.

Служба ранней помощи – это одна из форм вариативного ДО, организуемая для детей дошкольного возраста, имеющих определенные нарушения в развитии, не посещающие образовательные учреждения.

Цель службы ранней помощи: оказание необходимой психолого-педагогической помощи родителям, имеющих детей с выявленными нарушениями в развитии.

Основные задачи службы ранней помощи:

Лекотека – вариативная форма ДО, организуемая с целью организации социального сопровождения детей дошкольного возраста, имеющих разнообразные нарушения в развитии, а также формирования необходимых предпосылок для последующей успешной деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *