что значит явленная икона

Явленные иконы. Москва

Явленными называют иконы, которые были обретены чудесным образом. Например, Казанская икона была найдена после того, как девочке Матроне несколько раз приснилась Божья Матерь, повелевающая откопать ее икону под пепелищем дома. Икона была найдена именно там, куда указала Богородица во сне. Уже потом были созданы многочисленные списки (или копии) иконы, многие прослывшие чудотворными. Кроме того, «явленным» называют первый появившийся образ, который становится известен исцелениями или чудесами, и с которого делаются многочисленные списки, как например иконы «Скоропослушница» (написана в 10-11 веке) или «Троеручица» (9 век). В этой статье мы расскажем о тех явленных иконах, что находятся в Москве. К сожалению, многие явленные иконы бесследно исчезли после Октябрьской Революции, как Смоленская икона Божьей Матери, «Семистрельная» и другие, но тем более ценными для всех нас являются оставшиеся иконы.

Владимирская икона Божьей Матери

Владимирская икона Божьей матери является известным и почитаемым образом Божьей Матери в России. Икона относится к типу «Елиус (Умиление)». Изображается Богоматерь по пояс, на руках у нее Иисус Христос, к которому она прижимается щекой. Левая ножка Иисуса согнута таким образом, что видна пятка.

3 июня (21 мая – ст.стиль) – в 1521 году избавление от нашествия крымского хана Мехмед-Герая

6 июля (23 июня – ст.стиль) – в 1480 году избавление от нашествия хана Большой Орды Ахмета

8 сентября (26 августа – ст.стиль) – в 1395 году встреча иконы в Москве и избавление от Тамерлана.

На данный момент Владимирская икона Божьей Матери хранится в храме Святителя Николая в Толмачах, при Третьяковской галерее (http://hramvtolmachah.ru)

К иконе можно подойти в любое время, когда проводятся богослужения (до или после). Обратите внимание, что когда нет богослужений, вход в храм может быть закрыт. С расписанием всегда можно ознакомиться на сайте Храма. По средам в 10 утра совершается молебен перед чудотворной Владимирской иконой Божией Матери.

Икона Божьей Матери «Державная»

Державная икона Божией Матери была явлена 15 марта (2 марта по старому стилю) 1917 года, в день отречения императора Николая II от престола. Явлена икона была чудесным образом. Одна крестьянка стала постоянно видеть один и тот же сон с белой церковью и указанием найти черную икону и сделать ее красной. Этой белой церковью оказался Вознесенский храм в Коломенском. Долго и безуспешно крестьянка с настоятелем искали подходящую икону, пока в подвале не нашли черную от времени икону. После того, как ее отмыли, то увидели Богоматерь в красном порфире с Богомладенцем на коленях. В руках у Божьей Матери знаки царской власти: скипетр и держава, а на голове корона, за что и была названа икона Державной. Написана икона приблизительно в 17 веке. После обретения иконы среди паломников были отмечены многочисленные случаи исцелений от различных недугов.

Сейчас икона находится в Храме казанской иконы Божией Матери в Коломенском (http://kolomenskoe.prihod.ru)

Периодически поется акафист Державной иконе Божией Матери (расписание лучше уточнять на сайте).

Икона Божьей Матери «Всех скорбящих Радость»

Название иконы идет от начальной строки богородичных стихир: «Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице…». Богородица изображена стоящей в центре иконы, держащей на руках Богомладенца. Богоматерь окружена скорбящими грешниками, подверженными различным скорбям и недугам, и ангелами, которые от лица Богородицы приносят облегчение людям.

Образ был прославлен в 17 веке, после исцеления сестры Патриарха – Евфимии Петровны Папиной от тяжелейшей болезни. Однажды во время молитвы Евфимия услышала голос, который повелевал ей отслужить молебен перед Образом Богоматери «Всех Скорбящих Радость» в Храме Преображения Господа. После того, как образ был найден и отслужен молебен, женщина полностью исцелилась. Известны многочисленные случаи исцеления по молитвам перед этой иконой, происходящие до настоящего времени. Именно поэтому 6 ноября, в день празднования иконы, перед иконой стоят очереди паломников, желающих приложиться к святыни. Сейчас икона находится в Храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке (http://ordynka.com), в левой части.

Донская икона Божьей Матери

Икона относится к типу «Елиус (Умиление)». Изображается Богоматерь по пояс, на руках у нее Иисус Христос, к которому она прижимается щекой. Ножки Иисуса Христа обнажены до колена и стоят сложено на левой руке Богородицы. Правая рука Богомладенца благословляет, а левая держит свиток.

Считается, что икона была написана в 14 веке Феофаном Греком и была принесена в подарок донскими казаками князю Димитрию Донскому перед Куликовской битвой. С этой иконой связаны многочисленные случаи избавления нашей Родины от нашествия иноплеменных захватчиков: победа на Куликовом поле, татарского хана Казы II Гирея в 1591 году и др.

На данный момент икона хранится в Третьяковской Галерее, однако ежегодно, в день ее празднования 1 сентября (нов. стиль) она переносится для поклонения верующих в Донской монастырь (http://www.donskoi.org), и обычно там находится несколько дней. Все это время около нее совершаются молебны и акафист Донской иконе Божией Матери.

Икона Божьей матери «Умиление» (Серафимово Умиление или Радость всех радостей)

Икона являлась келейной иконой Святого Праведного серафима Саровского. На ней изображена Богородица в момент Благовещения, когда Архангел Гавриил принес ей весть о рождении ею Спасителя всего мира. «Се, Раба Господня, да будет мне по глаголу твоему» (Лк. 1; 38) – произнесла Дева Мария после Благовещения.

Источник

Явленная икона

В Самарском Крестовоздвиженском храме произошло чудо…

19 августа, в праздник Преображения Господня, протоиерей Олег Китов вместе с прихожанами церкви (нас собралось двенадцать человек) повез икону в Дивеево.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь — святое место не только для нашей страны, но и для всего Православного мира. Сюда принесли мы явленную икону. Послушница Наталья Огудина (в прошлом она работала в газете «Благовест»), несущая послушание в паломнической службе монастыря, повела всю нашу группу по монастырю, а потом в Свято-Троицкий храм.
Здесь покоятся мощи Преподобного Серафима, его личные вещи, а в правом приделе — икона «Умиление». Этот придел торжественного, величавого и в то же время теплого храма так и называется — придел иконы Божией Матери «Умиление». Здесь нас встретила игумения Сергия. Благословила поставить икону на аналой, назавтра днем отслужить молебен и приложить нашу икону к храмовой. Весть о том, что в монастырь прибыла явленная икона «Умиление» из Самары, разнеслась по обители. По монастырскому уставу ежевечерне монахини по Святой Канавке обходят монастырь. В этот вечер благочинная монастыря монахиня Екатерина шла впереди с нашей иконой, рядом шел отец Олег Китов. Пред явленной иконой «Умиление» монахини и инокини молились ночью. Молился с ними и отец Олег. Утром служилась Божественная литургия. Затем наступило главное событие нашего паломничества.
Облачившись в праздничное белое, вышитое серебряными нитями священническое одеяние, отец Олег начал молебен в приделе иконы Божией Матери «Умиление».
Сейчас на пересечении улиц Ново-Вокзальной и Ставропольской возводится храм во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших». По благословению Владыки Сергия храм этот, построенный по древнерусским образцам из вековых сосен, будет иметь три придела: центральный — по названию храма, левый — во имя святого Преподобного Серафима Саровского, правый — во имя иконы Божией Матери «Умиление». По благословению Владыки Сергия в нем и будет находиться икона. Как святыню ее будут выносить на молебны и по церковным праздникам.
А еще в храме будут частички мощей и Преподобного Серафима, и всех святых дивеевских, в том числе и блаженных Пелагеи, Параскевы и Марии, дарованные для нового храма в эту нашу поездку. Привезена и земля из Дивеева со Святой Канавки — ею будет выстлана дорожка вокруг храма, по которой, как по Святой Канавке, будут совершаться и крестные ходы, и молитвенные шествия прихожан. Намечается чествовать явление иконы «Умиление» ежегодным Крестным ходом от Крестовоздвиженского храма к храму Архангела Михаила в Красном Яру, где будет находиться риза с изображением Марии Магдалины, которой была закрыта икона «Умиление».

На снимках: Явленная икона Божией Матери «Умиление»; Протоиерей Олег Китов и Алексей Солоницын с явленной иконой «Умиление» в Свято-Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря пред соборной иконой «Умиление».

Источник

Икона

Ико́на (от греч. εἰκών (икон) — изоб­ра­же­ние, образ) – живо­пис­ное изоб­ра­же­ние Святой Троицы, Иисуса Христа, Божией Матери, Ангель­ских Сил, святых, а также свя­щен­ных собы­тий, напи­сан­ное в соот­вет­ствии с цер­ков­ными ико­но­пис­ными кано­нами и освя­щен­ное по цер­ков­ному чину.

что значит явленная икона. Смотреть фото что значит явленная икона. Смотреть картинку что значит явленная икона. Картинка про что значит явленная икона. Фото что значит явленная икона

Седь­мой Все­лен­ский Собор сле­ду­ю­щим обра­зом сфор­му­ли­ро­вал учение Церкви об ико­но­по­чи­та­нии: «…Чем чаще при помощи икон они (изоб­ра­же­ния) дела­ются пред­ме­том нашего созер­ца­ния, тем более взи­ра­ю­щие на сии иконы побуж­да­ются к вос­по­ми­на­нию о самих пер­во­об­ра­зах и при­об­ре­тают более любви к ним. Чество­вать их лобы­за­нием и почи­та­тель­ным покло­не­нием, не тем истин­ным по вере нашей бого­по­чи­та­нием, кото­рое подо­бает еди­ному Боже­скому есте­ству, но почи­та­нием, фимиа­мом и воз­же­нием свечей, ибо честь, воз­да­ва­е­мая образу, пере­хо­дит к пер­во­об­раз­ному».

Боже­ствен­ная бла­го­дать, дей­ству­ю­щая в изоб­ра­жён­ных на иконах, сопри­частна и их иконам, поэтому так бла­го­го­вейно, так почти­тельно мы отно­симся к этим изоб­ра­же­ниям.

Неко­то­рые иконы имеют особые назва­ния:

Икона – это глу­боко сим­во­ли­че­ское изоб­ра­же­ние. Все харак­тер­ные осо­бен­но­сти ико­но­пис­ного лика, изоб­ра­же­ние жестов и поло­же­ния фигуры имеют духов­ный смысл. Напри­мер, высо­кий лоб озна­чает духов­ную муд­рость и глу­бо­ко­мыс­лие, боль­шие глаза – про­ник­но­ве­ние в Боже­ствен­ные тайны, тонкие губы – аске­тизм, удли­нён­ные пальцы – духов­ное бла­го­род­ство и чистоту дел, наклон головы – вни­ма­ние в своём сердце Божьему гласу, воз­де­я­ние рук – молитву, чуть скло­нён­ная фигура – сми­ре­ние и послу­ша­ние воле Божией.

Что общего и что отлич­ного между иконой и кар­ти­ной?

Икона, как и кар­тина, явля­ется пред­ме­том худо­же­ствен­ного твор­че­ства чело­века. Как и напи­са­ние кар­тины, напи­са­ние иконы тре­бует исполь­зо­ва­ния опре­де­лен­ных худо­же­ствен­ных мето­дов и при­ё­мов, худо­же­ствен­ного мастер­ства.

Между тем, икона отли­ча­ется от кар­тины по суще­ству. Прежде всего нужно отме­тить, что икона пред­став­ляет особую сферу чело­ве­че­ского бытия — духовно-рели­ги­оз­ную, имеет особые функ­ции, особое пред­на­зна­че­ние.

Кар­тина может отоб­ра­жать как дей­стви­тель­ный, так и вымыш­лен­ный, вооб­ра­жа­е­мый мир. Икона же — только дей­стви­тель­ный, однако в отли­чие от кар­тины она являет его не с точки зрения живо­писца, а с опорой на Откро­ве­ние Божье.

Мир, отоб­ра­жа­е­мый на иконе, это не только, и даже не столько мир при­выч­ного для греш­ни­ков зем­ного бытия, сколько мир ино­бы­тия. Пред­став­ляя даже и земной, види­мый, чув­ствен­ный мир, икона обна­ру­жи­вает его таким, каким он видится со сто­роны святых: как объект Божьего Тво­ре­ния и Попе­че­ния; как арена духов­ной борьбы сил Добра и зла. Вместе с тем иконы пред­став­ляют нам и мир горний, и мир доль­ний.

Даже если речь идёт о рели­ги­оз­ных кар­ти­нах, где могут отоб­ра­жаться идеи, при­су­щие Пра­во­слав­ной ико­но­гра­фии, эти кар­тины, будучи неза­ви­си­мыми от тре­бо­ва­ний цер­ков­ных кано­нов, несут на себе печать инди­ви­ду­а­лизма их авто­ров, след част­ного, субъ­ек­тив­ного миро­ощу­ще­ния и свя­зан­ных с этой част­но­стью автор­ских ошибок, фан­та­зий, меч­та­ний (в данном отно­ше­нии раз­ницу между ико­нами и кар­ти­нами можно сопо­ста­вить с той раз­ни­цей, какая про­сле­жи­ва­ется между цер­ков­ной и вне-цер­ков­ной рели­ги­озно-фило­соф­ской лите­ра­ту­рой).

Цель иконы — спо­соб­ство­вать еди­не­нию чело­века и Бога. Конечно, в какой-то мере кар­тина тоже может слу­жить этой цели, напри­мер, бла­го­творно воз­дей­ствуя на эсте­ти­че­ское и даже рели­ги­оз­ное чув­ство и тем спо­соб­ствуя нрав­ствен­ному пре­об­ра­же­нию лич­но­сти. Однако, это отно­сится далеко не ко всем образ­цам живо­пис­ного искус­ства. Доста­точно часто кар­тины, даже и при­над­ле­жа­щие к обла­сти высо­кого твор­че­ства, воз­буж­дают в чело­веке те чув­ства, с кото­рыми совер­шенно не мирится поня­тие о хри­сти­ан­ской доб­ро­де­тель­но­сти, чистоте.

В отли­чие от картин, отоб­ра­жа­ю­щих дей­стви­тель­ность с той или иной сте­пе­нью кон­крет­но­сти, икона — глу­боко сим­во­лична; причём, как пра­вило, эти сим­волы понятны и доступны всем вни­ма­тель­ным, обра­зо­ван­ным веру­ю­щим. Образы же сим­во­ли­че­ских картин нередко бывают понят­ными только для их авто­ров.

Нако­нец, икона служит окном в горний мир. Бла­го­го­вейно взирая на образ Божий или Его свя­того, отме­чен­ный на иконе, хри­сти­а­нин духовно воз­но­сится к Самому Пер­во­об­разу; молясь перед ликом изоб­ра­жен­ного, он реально соеди­ня­ется духов­ною связью с Самим изоб­ра­жен­ным, Богом или Его святым; а Бог, или Его святой, реально слышит молитву, реально отве­чает на просьбу моля­ще­гося (по мере веры и в меру умест­но­сти).

Кар­тина не имеет такого зна­че­ния и пред­на­зна­че­ния. Более того, ложное кар­тин­ное изоб­ра­же­ние Бога спо­соб­ствует фор­ми­ро­ва­нию у довер­чи­вого зри­теля лож­ного о Нём впе­чат­ле­ния, что может при­ве­сти к созда­нию в душе неко­его вооб­ра­жа­е­мого идола.

Чем икона отли­ча­ется от идола?

Изна­чально чело­век не был неве­ру­ю­щим. До гре­хо­па­де­ния пер­во­здан­ные люди живо ощу­щали при­сут­ствие Бога, пре­бы­вали в обще­нии с Ним. Эти отно­ше­ния были раз­ру­шены в резуль­тате дерз­кого пре­ступ­ле­ния. Первое время знание об Истин­ном Боге, Творце, рас­про­стра­ня­лось между потом­ками от отцов и мате­рей к детям. Посте­пенно истин­ное знание о Боге вытес­ня­лось ложным, обрас­тало мифами и леген­дами.

В конце концов, между наро­дами рас­про­стра­ни­лись извра­щён­ные веро­ва­ния в мест­ных богов. Стре­мясь иметь под рукой ося­за­е­мые образы вымыш­лен­ных божеств, люди стали созда­вать себе куми­ров и идолов. Нередко и сами кумиры «наде­ля­лись» сверхъ­есте­ствен­ными, боже­ствен­ными свой­ствами. Стало быть, идолы появи­лись вслед­ствие неве­де­ния Бога, как один из резуль­та­тов греха.

Идол в пере­воде с гре­че­ского — изоб­ра­же­ние. Это статуя, исту­кан, кото­рому покло­ня­ются как боже­ству. Для языч­ника исту­кан, кото­рому он покло­нялся, был как бы живым, физи­че­ским вопло­ще­нием боже­ства. При­не­сти идолу кро­ва­вую жертву, под­не­сти уго­ще­ние в виде каких-то плодов или цветов зна­чило бук­вально «накор­мить, задоб­рить боже­ство». Язы­че­ское созна­ние вос­при­ни­мало руко­твор­ного идола как визу­а­ли­зи­ро­ван­ное боже­ство, кото­рое мате­ри­а­ли­зо­ва­лось в дереве, металле, мра­море или любом другом мате­ри­але, из кото­рого был сделан исту­кан.

В отли­чие от идолов святые иконы оли­це­тво­ряют не обо­жеств­лен­ную тварь, не вооб­ра­жа­е­мых ложных богов. Они пред­став­ляют образы вопло­тив­ше­гося Еди­ного и Истин­ного Бога, а также образы Его угод­ни­ков, образы види­мого и неви­ди­мого мира, важные собы­тия про­шлого, насто­я­щего, буду­щего.

В отли­чие от идо­ло­по­клон­ни­ков, верив­ших в могу­ще­ство своих идолов, хри­сти­ане, почи­тая иконы и молясь перед ними, не имеют в виду, что молит­вен­ные обра­ще­ния направ­ля­ются к дереву и крас­кам. Пра­во­слав­ные отно­сятся к иконам как к свя­ты­ням, бого­угод­ным сред­ствам, спо­соб­ству­ю­щим еди­не­нию с Гос­по­дом, доб­рыми анге­лами, пра­вед­ни­ками, однако не наде­ляют их Боже­ствен­ными каче­ствами.

При том, что сами по себе идолы не обла­дают ника­кой сверхъ­есте­ствен­ной силой, покло­не­ние им может сопро­вож­даться про­яв­ле­нием поту­сто­рон­них сил. Почему? Идо­ло­по­клон­ство угодно дья­волу; почи­тая идолов и куми­ров, люди всту­пают в обще­ние с демо­нами ( 1Кор.10:19-20 ).

Совсем другое дело — ико­но­по­чи­та­ние. Прак­тика почи­та­ния святых икон угодна Богу. Одно из первых про­об­ра­зо­ва­тель­ных изоб­ра­же­ний Христа было создано по ука­за­нию Божию ещё во вре­мена Вет­хого Завета. Речь — о медном змее: «И сказал Гос­подь Моисею: сделай себе [мед­ного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо чело­века], ужа­лен­ный, взгля­нув на него, оста­нется жив» ( Числ.21:8 ). Медный змей про­об­ра­зо­вал собою Христа, воз­не­сен­ного на Крест, умер­шего и вос­крес­шего, взирая на Кото­рого с верой хри­сти­ане избав­ля­ются от власти диа­вола и греха.

Идолы бес­сильны. А по молит­вам истинно веру­ю­щих, моля­щихся перед ико­нами Бог пре­по­даёт бла­го­дать. Икона помо­гает бого­мольцу воз­вы­ситься духом к тому пер­во­об­разу, чей образ пред­став­лен на ней. Стало быть, взирая на образ, хри­сти­а­нин всту­пает в обще­ние не с изоб­ра­же­нием, а с изоб­ра­жен­ным святым. И несмотря на то, что моля­щийся пред­стоит образу, его молитву дей­стви­тельно, а не мнимо слышит сам пер­во­об­раз. В этой связи икона нередко обо­зна­ча­ется как окно в горний мир.

Покло­не­ние идолам раз­вра­щает нравы людей. Сми­рен­ное же и пока­ян­ное моле­ние перед ико­нами спо­соб­ствует вос­хож­де­нию по лествице духов­ных совер­шенств.

Покло­ня­ю­щи­еся идолам могут быть под­верг­нуты суду Божьей Правды уже в земной жизни, но гораздо страш­нее то, что они ставят себя под угрозу вечной поги­бели ( Втор.27:15 ). Почи­та­ю­щие же святые иконы нередко ста­но­вятся объ­ек­тами Божией мило­сти, Божьих бла­го­сло­ве­ний.

Зачем освя­щать иконы?

Смысл освя­ще­ния икон выра­жен в молитве, кото­рую читает свя­щен­ник при освя­ще­нии иконы: «Воззри на эти иконы, кото­рые рабы Твои в честь и славу Тебя создали, бла­го­слови их и освяти, и подай им силу целеб­ную, все козни диа­воль­ские про­го­ня­ю­щую, и сделай, чтобы все, при­лежно пред ними моля­щи­еся были услы­шаны, и милость Твоего чело­ве­ко­лю­бия обрели, и бла­го­дать полу­чили».

По словам С.В. Алек­се­ева, “освя­ще­ние – это, можно ска­зать, бла­го­сло­ве­ние, кото­рое дает от лица всей Церкви свя­щен­но­слу­жи­тель на исполь­зо­ва­ние пред­мета или изоб­ра­же­ния для Бого­об­ще­ния. При­ме­ни­тельно к святым иконам освя­ще­ние – это также кри­те­рий оценки их бого­слов­ского содер­жа­ния и, соот­вет­ственно, раз­ре­ше­ние на уча­стие в литур­ги­че­ской жизни Церкви. Сомни­тель­ные по содер­жа­нию и тех­нике выпол­не­ния иконы бла­го­сло­ве­ния не полу­чают.

Не будем судить о том, про­ис­хо­дят ли изме­не­ния в физи­че­ской при­роде пред­мета в момент его освя­ще­ния, но с точки зрения нрав­ствен­ной – эти изме­не­ния оче­видны. Меня­ется не только статус пред­мета, но и отно­ше­ние чело­века к нему”.

Кто и когда напи­сал самую первую икону?

Согласно Цер­ков­ному Пре­да­нию, первая икона появи­лась во время земной жизни Спа­си­теля. Это образ, кото­рый мы знаем под назва­нием «Неру­ко­твор­ный Спас». Подроб­ное изло­же­ние про­ис­хож­де­ния Неру­ко­твор­ного Образа нахо­дится в Четьи Минее. Кратко оно сво­дится к сле­ду­ю­щему: Едес­ский царь Авгарь, боль­ной про­ка­зой, послал к Христу своего архи­ва­рия Хан­нана (Ананию) с пись­мом, в кото­ром просил Христа прийти в Едессу и исце­лить его. Ханнан был худож­ни­ком, и Авгарь пору­чил ему, если Спа­си­тель не сможет прийти, напи­сать Его образ и при­не­сти ему. Ханнан застал Христа окру­жен­ным густой толпой, он встал на камень, с кото­рого ему было виднее, и попы­тался изоб­ра­зить Спа­си­теля. Видя, что Ханнан хочет сде­лать Его порт­рет, Хри­стос потре­бо­вал воды, умылся, вытер Свой Лик платом, и на этом плате отпе­ча­тался Его образ. Спа­си­тель пере­дал этот плат Хан­нану с пове­ле­нием отне­сти с ответ­ным пись­мом послав­шему его. В этом письме Хри­стос отка­зы­вался идти в Едессу Сам, говоря, что Ему над­ле­жит испол­нить то, на что Он послан. По испол­не­нию Своего дела Он обещал послать к Авгарю одного из Своих уче­ни­ков. Полу­чив порт­рет, Авгарь исце­лился от глав­ного своего недуга, но его лицо оста­ва­лось еще повре­жден­ным. После Пяти­де­сят­ницы в Едессу пошел святой апо­стол Фаддей, один из 70-ти, закон­чил исце­ле­ние Авгаря и обра­тил его в хри­сти­ан­ство. Авгарь при­кре­пил образ к доске и поме­стил в нише над город­скими воро­тами, убрав оттуда нахо­див­ше­гося там идола.

Когда появи­лись первые руко­пис­ные иконы?

Первые иконы Божией Матери Цер­ков­ное Пре­да­ние отно­сит к свя­тому еван­ге­ли­сту Луке. В насто­я­щее время в Рус­ской Церкви насчи­ты­ва­ется около десяти таких икон. Конечно, все эти иконы при­над­ле­жат еван­ге­ли­сту не в том смысле, что они писаны его рукой. Автор­ство апо­стола Луки нужно пони­мать в том смысле, что иконы эти явля­ются спис­ками (вернее, спис­ками со спис­ков) с икон, писан­ных когда-то еван­ге­ли­стом.

Все ли иконы явля­ются чудо­твор­ными?

Цер­ков­ная исто­рия знает мно­же­ство чудес, про­ис­хо­дя­щих через святые иконы, с глу­бо­кой древ­но­сти и до наших дней. При этом в Церкви суще­ствует мно­же­ство явлен­ных обра­зов (то есть чудесно обре­тен­ных по Про­мыслу Божию), и их явле­ние озна­ме­но­вано чуде­сами. Но грань между чудо­твор­ной и не чудо­твор­ной иконой не без­услов­ная и не прин­ци­пи­аль­ная. Каждая икона бла­го­датна и может стать чудо­твор­ной. Можно даже ска­зать, что всякая икона, перед кото­рой горячо и искренне молятся Богу, святым или бес­плот­ным силам, ста­но­вится для моля­щихся чудо­твор­ной, так как пред данным обра­зом совер­ша­ется чудо пре­об­ра­же­ния души.

Какие иконы кла­дутся в центре храма на аналое?

В центре храма на аналое пола­га­ется икона празд­ника (если в этот день есть какой-либо цер­ков­ный празд­ник) или икона с изоб­ра­же­нием свя­того, память кото­рого празд­ну­ется в этот день. В вос­крес­ный день кладут икону Вос­кре­се­ния Хри­стова, кроме нее может пола­гаться и икона празд­ника или свя­того. В осталь­ные дни на аналое лежит хра­мо­вая икона, то есть икона того празд­ника или свя­того, в честь кото­рого освя­щен глав­ный пре­стол храма.

Почему веру­ю­щие целуют икону?

Лобы­за­ние святых икон и покло­не­ние им сви­де­тель­ствует о любви к изоб­ра­жен­ным на них – к Богу, Божией Матери и святым. Через почи­та­ние святых икон при­вле­ка­ется к чело­веку бла­го­сло­ве­ние Божие и любовь святых угод­ни­ков Божиих.

Как пра­вильно цело­вать иконы?

К иконам сле­дует под­хо­дить, не спеша, мыс­ленно про­из­нося молитву. При­нято дважды пере­кре­ститься с пояс­ным покло­ном, затем при­ло­житься к иконе в знак любви и почи­та­ния изоб­ра­жен­ного на ней. После этого в третий раз пере­кре­ститься, покло­ниться и отойти. У изоб­ра­жен­ного на иконе Спа­си­теля сле­дует цело­вать ноги, бла­го­слов­ля­ю­щую дес­ницу (правую руку), край одежды. У Божией Матери и святых – руку или край одежды, а неру­ко­твор­ный образ Спа­си­теля и главу Иоанна Кре­сти­теля – во власы. Если перед вами икона, кото­рой кроме вас хочет покло­ниться боль­шое коли­че­ство людей, помо­ли­тесь зара­нее, чтобы не задер­жи­вать и не иску­шать других веру­ю­щих.

Для чего зажи­га­ются све­тиль­ники перед ико­нами и совер­ша­ется перед ними каж­де­ние?

Све­тиль­ники сим­во­ли­зи­руют духов­ную радость, теп­лоту веры и горе­ние духа моля­щихся перед ико­нами. Зажи­гать све­тиль­ники перед свя­щен­ными изоб­ра­же­ни­ями и совер­шать перед ними каж­де­ние бла­го­вон­ным фимиа­мом пове­лел Сам Бог про­року Моисею: «И вели сынам Изра­и­ле­вым, чтобы они при­но­сили тебе елей чистый, выби­тый из маслин, для осве­ще­ния, чтобы горел све­тиль­ник во всякое время; в скинии собра­ния вне завесы, кото­рая пред ков­че­гом откро­ве­ния, будет зажи­гать его Аарон и сыно­вья его, от вечера до утра, пред лицем Гос­под­ним. Это устав вечный для поко­ле­ний их от сынов Изра­и­ле­вых» ( Исх.27:20-21 ). За пра­во­слав­ным бого­слу­же­нием воз­жи­га­ются све­тиль­ники в знак радост­ного горе­ния духа перед Богом, и бывает каж­де­ние бла­го­вон­ным лада­ном для напо­ми­на­ния веру­ю­щим, что молитва, как дым кадиль­ный, должна воз­но­ситься вверх к Пре­столу Божию.

Как устро­ить домаш­ний ико­но­стас?

Обя­за­тельно надо иметь дома иконы Спа­си­теля и Божией Матери. Кроме того, суще­ствует много икон угод­ни­ков Божиих. Хорошо иметь в домаш­нем ико­но­стасе иконы святых, имена кото­рых носят члены семьи и тех святых, к небес­ной помощи кото­рых наи­бо­лее часто обра­ща­ются. При­об­ре­тать иконы лучше в пра­во­слав­ном храме или в спе­ци­аль­ных цер­ков­ных мага­зи­нах, где они уже освя­щены. Рас­по­ла­гать иконы в святом углу или домаш­нем ико­но­стасе нужно по прин­ципу иерар­хич­но­сти. Глав­ное место должно быть выде­лено иконам Пре­свя­той Троицы, Гос­пода Иисуса Христа и Пре­свя­той Бого­ро­дицы. Жела­тельно, чтобы икона Троицы, Христа была не меньше осталь­ных икон. Икона Пре­свя­той Бого­ро­дицы, как пра­вило, ста­вится рядом с изоб­ра­же­нием Спа­си­теля, одес­ную (то есть справа, по правую руку) Его. Осталь­ные иконы рас­по­ла­га­ются по обе сто­роны от них, изоб­ра­жая собор святых вокруг Гос­пода Иисуса Христа. Обя­за­тельно на видном месте должен постав­ляться святой крест, как символ спа­се­ния людей от вечной смерти.

Где устро­ить домаш­ний ико­но­стас?

Для домаш­него ико­но­стаса жела­тельно спе­ци­ально выде­лить часть глав­ной ком­наты (или место в каждой ком­нате), по древ­не­рус­ской тра­ди­ции изби­рался перед­ний угол, то есть при входе в ком­нату перед­ний справа угол, кото­рый часто мог сов­па­дать с восто­ком. В этом так назы­ва­е­мом крас­ном углу и обу­стра­и­ва­ется место исклю­чи­тельно для икон, лампад, святой воды, просфор и других свя­тынь. Можно, если не поз­во­ляют усло­вия, устро­ить место для икон и не в углу ком­наты, глав­ное, создать своего рода домаш­ний ико­но­стас, кото­рый станет удоб­ным местом для личной и семей­ной молитвы. Жела­тельно избе­гать близ­кого сосед­ства с ико­но­ста­сом теле­ви­зора, маг­ни­то­фона и другой быто­вой тех­ники, кото­рая вся служит земным, сию­ми­нут­ным целям. Не стоит рядом со свя­тыми ико­нами ста­вить деко­ра­тив­ные пред­меты свет­ского харак­тера.

Что озна­чают над­писи на иконах, напри­мер, буквы на главе Спа­си­теля?

На иконах име­ются обя­за­тель­ные над­писи. Икона счи­та­ется закон­чен­ной лишь тогда, когда была поиме­но­вана: в духов­ном смысле это озна­чает соеди­не­ние имени и образа. Над­писи на иконах – знаки свя­то­сти, славы и Боже­ствен­ной тайны. Иконы Гос­пода нашего Иисуса Христа всегда имеют венчик или нимб – символ фавор­ского света, свя­то­сти. На нимбе начер­таны три буквы на гре­че­ском языке, кото­рые озна­чают – Сущий (Само­быт­ный – име­ю­щий жизнь, бытие в Самом Себе).

Что делать с иконой, если она пришла в состо­я­ние негод­но­сти и не под­ле­жит рестав­ра­ции?

Такую икону ни в коем случае нельзя просто выбро­сить. Раньше такие иконы пус­кали по тече­нию реки, но сейчас реки полны нечи­стот, поэтому лучше всего отне­сти такую икону в храм и отдать для сжи­га­ния в цер­ков­ной печи. Надо пом­нить, что порча иконы – грех, поэтому выцвет­шие бумаж­ные иконы нельзя сми­нать, раз­ры­вать, раз­ре­зать. Даже к испор­чен­ной иконе сле­дует отно­ситься с бла­го­го­ве­нием.

Каковы основ­ные типы ико­но­гра­фии Спа­си­теля?

Ико­но­гра­фия Гос­пода Иисуса Христа вклю­чает мно­же­ство направ­ле­ний, в том числе, свя­зан­ных с Празд­нич­ным циклом (впро­чем, ико­но­гра­фия Празд­ни­ков обычно рас­смат­ри­ва­ется как само­сто­я­тель­ное направ­ле­ние ико­но­писи).

В каче­стве основ­ных ико­но­гра­фи­че­ских типов Спа­си­теля чаще всего выде­ляют пять: Спас Неру­ко­твор­ный, Гос­подь Все­дер­жи­тель (Пан­то­кра­тор), Спас в силах, Спас Эма­нуил (Емма­нуил), Спас на пре­столе.

Согласно Пре­да­нию Церкви, иконы этого типа вос­про­из­во­дят при­жиз­нен­ный образ Христа, явлен­ный вслед­ствие чуда.

Исто­рия свя­зы­вает это чудо со сле­ду­ю­щими собы­ти­ями. Когда Едес­ский царь Авгарь, стра­дав­ший от неиз­ле­чи­мой болезни (про­казы), узнал про совер­ша­е­мые Хри­стом чудеса, он послал к Нему своего живо­писца, Ананию, с тем, чтобы тот вручил Ему письмо с при­гла­ше­нием посе­тить город Едессу. Выслу­шав Ананию, Хри­стос отка­зал Авгарю в личном посе­ще­нии, однако не отка­зал в Своей мило­сти. Омыв лицо и потре­бо­вав при­не­сти убрус (плат), Хри­стос отёрся. В резуль­тате на ткани платка отпе­чат­лелся Его Боже­ствен­ный лик. Через Ананию плат был пере­дан царю Авгарю, после чего тот был исце­лен.

Уве­ро­вав во Христа, Авгарь обра­тил к истин­ной вере своих под­дан­ных. Согласно его рас­по­ря­же­нию, Неру­ко­твор­ный Образ был раз­ме­щён в нише над город­скими воро­тами; он почи­тался как вели­кая свя­тыня. Когда один из потом­ков Авгаря, впав в грех идо­ло­по­клон­ства, захо­тел снять этот Образ, епи­скоп Едес­ский, по настав­ле­нию свыше, тайно заму­ро­вал нишу, скрыв Образ за гли­ня­ной доской.

Со вре­ме­нем о место­на­хож­де­нии Образа забыли, но когда (около 545 года) Едессу оса­дило войско пер­сид­ского царя Хозроя I, Небес­ная Вла­ды­чица, явив­шись архи­ерею Евла­лию (Евла­вию), ука­зала на Образ и пове­лела извлечь его из город­ской стены. Ниша была вскрыта, и к удив­ле­нию при­сут­ству­ю­щих помимо Неру­ко­твор­ного Образа (на убрусе) был обна­ру­жен ещё один, ана­ло­гич­ный ему, вос­про­из­ве­ден­ный на при­кры­вав­шей его гли­ня­ной доске. По воз­не­се­нии горо­жа­нами молитв к Богу и совер­ше­нии Крест­ного хода (с Неру­ко­твор­ным Обра­зом) вра­же­ское войско отсту­пило, и город был избав­лен от меча и позора.

Иконы «Спас Неру­ко­твор­ный» в разных вари­ан­тах пред­став­ляют лик Гос­пода либо без намёка на плат, либо отоб­ра­жен­ным на плате (убрусе) или на чере­пице (чрепии). Два послед­них вари­анта опре­де­ля­ются как «Спас на убрусе» и «Спас на чрепии» соот­вет­ственно.

На изоб­ра­же­ниях этого ико­но­гра­фи­че­ского типа Гос­подь бывает пред­став­лен фрон­тально: в рост или в форме пояс­ного изоб­ра­же­ния.

Его дес­ница пишется сло­жен­ной в жесте бла­го­сло­ве­ния — в знак бла­го­сло­ве­ния всех людей на избав­ле­ние от греха и стя­жа­ние Цар­ства Небес­ного. В левой руке Иску­пи­теля вос­про­из­во­дится рас­кры­тое или закры­тое Еван­ге­лие, либо свиток. Как Книга, так и свиток ука­зы­вают на Еван­гель­скую про­по­ведь; с другой сто­роны Книга ука­зы­вает на Книгу жизни.

Основ­ная идея сюжета: Гос­подь пред­став­лен в образе Все­мо­гу­щего, Все­власт­ного Царя (Пан­то­кра­тора, Все­дер­жи­теля).

Харак­тер­ной осо­бен­но­стью икон этого плана явля­ется то, что вос­се­да­ю­щий на пре­столе Спа­си­тель изоб­ра­жа­ется на фоне трех особых гео­мет­ри­че­ских фигур: крас­ного ромба (квад­рата), впи­сан­ного в синий овал (круг, эллипс), кото­рый, в свою оче­редь, «нало­жен» на крас­ный четы­рех­уголь­ник, в углах коего, высту­па­ю­щих из-за кон­тура овала, рас­по­ло­жены сим­волы четы­рех Еван­ге­ли­стов, по одному в каждом углу (орёл — знак Иоанна, ангел — Матфея, телец — Луки, Лев — Марка).

Крас­ный ромб, обрам­ля­ю­щий фигуру Спа­си­теля, зна­ме­нует огонь Боже­ства и ука­зы­вает на Боже­ствен­ное досто­ин­ство Мессии; синий овал сим­во­ли­зи­рует Небо, ангель­ский мир, а внеш­ний и самый круп­ный четы­рех­уголь­ник, вклю­ча­ю­щий сим­волы Еван­ге­ли­стов, ука­зы­вает на про­по­ведь Еван­ге­лия по всему миру.

Хри­стос пишется бла­го­слов­ля­ю­щим правой рукой, дер­жа­щим в левой Книгу (символ Бла­го­ве­стия и Книги жизни)

Ико­но­гра­фия этого сюжета отоб­ра­жает эсха­то­ло­ги­че­ский мотив, являя Мессию в вели­чии Небес­ной славы, Таким, Каким Он явится при кон­чине веков, чтобы судить мир.

Отча­сти сюжет заим­ство­ван из виде­ния про­рока Иезе­ки­иля, созер­цав­шего Гос­пода, носи­мого ангель­скими силами, пред­став­лен­ными под обра­зом таин­ствен­ных живот­ных ( Иез.1:4-28 ).

Иконы этого направ­ле­ния пред­став­ляют Христа в образе Отрока или Мла­денца — Эмма­ну­ила, рас­по­ла­га­ю­ще­гося не на руках Своей Матери, но отдельно. Имя Эмма­нуил, озву­чен­ное через про­рока Исаию, озна­чает «С нами Бог» ( Ис.7:14 ).

Ико­но­гра­фией этого вида с особой выра­зи­тель­но­стью отте­ня­ется мысль о цели При­ше­ствия Сына Божьего в мир — Спа­се­нии чело­века, при­зва­нии всех людей в Цар­ство Божье.

Сюжет икон этого типа близок по содер­жа­нию сюже­там изоб­ра­же­ний «Гос­подь Все­дер­жи­тель». Хри­стос пред­стает вели­че­ственно и тор­же­ственно вос­се­да­ю­щим на пре­столе, как Царь Славы, Судья и Пра­ви­тель мира.

Внеш­ним отли­чием явля­ется то, что Еван­ге­лие рас­по­ла­га­ется на колене Христа, и Сам Он изоб­ра­жа­ется в полный рост.

Каковы основ­ные типы ико­но­гра­фии Божьей Матери?

В ико­но­гра­фии Божьей Матери тра­ди­ци­онно выде­ляют сле­ду­ю­щие типы: Оранта, Оди­гит­рия, Елеуса

Оранта — один из наи­бо­лее древ­них обра­зов Божьей Матери. В древ­но­сти изоб­ра­же­ния моля­щейся жены нередко отно­си­лись к хри­сти­а­нам вообще, сим­во­ли­зи­руя порыв души к Богу. Позд­нее этот образ закре­пился в ико­но­гра­фии Бого­ро­дицы.

Будучи Мате­рью Христа по чело­ве­че­скому есте­ству, а также в силу особой свя­то­сти, пра­вед­но­сти, нрав­ствен­ной чистоты Дева Мария имеет осо­бен­ное дерз­но­ве­ние к Богу.

На иконах типа «Оранта» Она бывает пред­став­лена фрон­тально, с воз­де­тыми кверху руками, в знак искрен­ней, напря­жен­ной молитвы, как Заступ­ница и Хода­та­ица перед Гос­по­дом, Небес­ная Вла­ды­чица.

Пояс­ные (а иногда и росто­вые) изоб­ра­же­ния Моля­щейся Бого­ро­дицы с Мла­ден­цем (Отро­ком) Хри­стом, отме­чен­ным в меда­льоне, отно­сятся к типу «Зна­ме­ние».

Слово «зна­ме­ние» сбли­жа­ется по смыслу со словом “чудо”. Ико­но­гра­фия «Зна­ме­ния» с яркой выра­зи­тель­но­стью ука­зы­вает на вели­чай­шее чудо в исто­рии мира — Вопло­ще­ние Сына Божьего ради Спа­се­ния людей.

Иконы, при­над­ле­жа­щие этому типу, являют Бого­ро­дицу с Сыном. Обычно Гос­подь бывает вос­про­из­ве­ден сидя­щим на Её левой руке.

В свою оче­редь в Его левой руке — изоб­ра­жа­ется свиток, сим­во­ли­зи­ру­ю­щий Еван­гель­скую про­по­ведь. Дес­ница Христа бывает сло­жена в жесте бла­го­сло­ве­ния, в знак того, что Он бла­го­слов­ляет людей идти путём Света, Истины, Жизни.

По сюжету изоб­ра­же­ния Бого­ма­терь ука­зы­вает на Него (сво­бод­ной рукой) как на Путь, Истину, Жизнь ( Ин.14:6 ), под­твер­ждая, что никто не при­хо­дит к Отцу, как только через Него ( Ин.14:6 ).

На иконах этого вида Бого­ро­дица изоб­ра­жа­ется таким обра­зом, что Её щека бывает нежно (с уми­ле­нием) при­жата к Мла­денцу-Христу. Через данную ико­но­гра­фи­че­скую деталь вос­про­из­во­дится идея высо­кой и бес­ко­рыст­ной любви Бого­ма­тери к Сыну, особая духов­ная бли­зость (что также под­чер­ки­ва­ется и сопря­жен­но­стью Их нимбов).

Сын Божий может изоб­ра­жаться сидя­щим как на Её левой, так и на Её правой руке.

В более про­стран­ной интер­пре­та­ции подоб­ного рода иконы ука­зы­вают на еди­не­ние зем­ного и Небес­ного, на бли­зость Христа и Его Церкви, на бли­зость к Богу всякой хри­сти­ан­ской души.

Про­то­и­е­рей Алек­сий Умин­ский:
Почи­та­ние святых икон явля­ется не только эсте­ти­че­ским, но прежде всего почи­та­нием дог­ма­ти­че­ским и суще­ственно важно для осу­ществ­ле­ния нашей веры.
Мы знаем, что в Ветхом завете суще­ство­вало запре­ще­ние изоб­ра­жать всякий образ. И понятно почему: ведь по Своей сущ­но­сти, Бог совер­шенно непо­сти­жим и непо­зна­ваем, и сле­до­ва­тельно не может быть изоб­ра­зим. Бог без­мерно больше всего на свете, И поэтому всякое изоб­ра­же­ние того, кого невоз­можно даже пред­ста­вить, понять и познать, обя­за­тельно будет ложью. А ложный образ – это идо­ло­об­раз, уво­дя­щий от истины. Поэтому в Ветхом завете запре­ща­лось изоб­ра­же­ние Боже­ства.
Почему же ново­за­вет­ный образ суще­ствует и тор­же­ствует? Потому что Бог явился нам во плоти, Сын Божий вопло­тился, стал одним из нас, стал иметь наш лик, наши руки, наши глаза, чело­ве­че­скую душу. Изоб­ра­жая Гос­пода, мы тем самым утвер­ждаем, что Гос­подь воз­вы­сил чело­века, воз­вы­сил каж­дого из нас. Он принял на себя нашу чело­ве­че­скую при­роду абсо­лютно окон­ча­тельно и до конца, и ничто в при­роде не оста­лось не увра­че­ван­ным, не оста­лось не спа­сен­ным. Мы изоб­ра­жаем Лик нашего Спа­си­теля, потому что мы знаем, что этот лик Он оста­вил нам в Своем Еван­ге­лии, этот лик есть образ того, каким должен быть каждый из нас.

митр. Пити­рим (Нечаев):
Икона — это не объект покло­не­ния, это только види­мый знак при­сут­ствия Бога и святых, «кон­такт­ный» пред­мет. Кумир, в отли­чие от иконы, — это то, что под­ме­няет сам объект покло­не­ния.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *