чудотворная икона николая чудотворца в москве где находится в храме
Чудотворные иконы в Москве
Чудотворные иконы в Москве: где находятся?
Чудотворная икона — это иконописное изображение, почитаемое как источник чудес различного характера. Образ признается чудотворным после удостоверения духовными властями, случаев чудесной помощи по молитвам перед иконой. В Москве множество храмов, где верующие могут помолиться перед чудотворными иконами и получить по вере своей помощь, исцеление и утешение.
Казанская икона Божией Матери
Казанская икона Божией Матери очень почитаема в России, особенно в Москве, так как чудо именно от этой иконы помогло освободить город от польских интервентов в 1612 году. В Москве на Красной площади находится Казанский собор, посвященный этой иконе. Перед иконой молятся об исцелении от болезней, о защите дома от бедствий, о рождении детей, об избавлении от вражеских нашествий. Этой чудотворной иконой венчают молодых, ее помещают возле детских кроваток.
Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери
По преданию зимой 1941 года, во время наступления немцев на Москву, Сталин приказал облететь на самолёте с этой иконой вокруг города. Вскоре после этого Красная Армия перешла в успешное наступление. Перед иконой молятся о прозрении слепых, об исцелении детей, о защите от нашествия иноплеменников. Чудотворная икона Божией Матери находится в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском.
Владимирская икона Божией Матери
С давних пор эта икона считается святой покровительницей и заступницей Руси. Согласно преданию ее написал евангелист Лука. Перед ней венчали на царство русских правителей, избирали первосвятителей. Трижды образ спасал Русь от нашествия врагов. Перед чудотворной иконой молятся об укреплении веры, об исцелении от недугов (особенно от болезней глаз и сердца), о мире и благополучии в семье. Перед этой иконой молились во времена эпидемий и смуты. Владимирская чудотворная икона Божией Матери — это наша национальная святыня, перед которой возносят молитвы о благополучии страны. Находится она в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.
Чудотворная икона «Утоли моя печали»
Явление образа произошло в 1640 году, тогда молитва перед ней исцелила тяжелобольную женщину. Перед иконой молятся о преодолении физических и душевных немощей, об укреплении веры, об избавлении от пагубных страстей. Люди обращаются к иконе в надежде на заступничество Матери Божией, способной утолить всякие печали. Она находится в храме святителя Николая в Кузнецкой слободе.
Икона «Нечаянная радость»
В старину «нечаянной радостью» называли радостное событие, на которое уже и не надеялись. Чудотворный образ прославился многими исцелениями. Перед ней молятся о пропавших без вести, о прощении грехов, о здоровье и счастье детей. Она находится в храме иконы Божией Матери «Нечаянная радость».
Чудотворная икона «Милостивая»
Перед этой иконой бесплодные пары молятся о рождении ребенка. Молитва перед иконой помогает в исцелении больных, в обретении семейного счастья. Верующие обращаются и с просьбой помочь своим заблудшим родным. Икона находится в Зачатьевском Ставропигиальном женском монастыре. Сестры монастыря в специальной книге записывают многочисленные свидетельства чудесной помощи иконы в самых различных ситуациях.
Икона Божией Матери «Всецарица»
Чудотворная икона в Москве — это список иконы XVII века. Оригинал хранится в Ватопедском монастыре. Перед образом молятся об исцелении от онкологических заболеваний, о защите от колдовства. Икона находится в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре.
Чудотворная икона Божией Матери «Умиление»
Икону почитал преподобный Серафим Саровский. Перед ней молятся об исцелении.
Список Казанской иконы Божией Матери
Перед этой иконой молятся вступающие в брак.
Икона «Млекопитательница»
Перед этой чудотворной иконой молятся кормящие матери, беременные женщины о благополучном разрешении от бремени. Эти три иконы находятся в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове.
Икона Божией Матери «Живоносный Источник»
Перед чудотворной иконой в Москве молятся страдающие телесными и душевными немощами.
Икона Божией Матери «Иерусалимская»
Перед этим образом просят о защите от пожара, об исцелении от слепоты, паралича. Обе иконы находятся в храме во имя пророка Божия Илии в Черкизово.
Чудотворная икона Николая Чудотворца
Николай Чудотворец — один из самых любимых и чтимых Святых на Руси. В Москве много храмов, где есть иконы этого Святого. Самый известный чудотворный образ находится в Храме Христа Спасителя. Эта чудотворная икона необычна тем, что она украшена аппликациями из полудрагоценных камней. Россия получила эту икону в дар от Италии. Николай Чудотворец считается покровителем моряков и путешественников. Перед образом молятся во всех трудных жизненных ситуациях.
Чудотворная икона николая чудотворца в москве где находится в храме
Любая икона чудотворна, если у нас достаточно веры, чтобы это заметить. Мы хотим помочь вам найти это чудо для себя.
Когда слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, он решил перевезти икону на север. Но проезжая Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла. Князь растолковал это знамение, как желание Божией Матери остаться во Владимире, где за два года и был сооружен храм Успения Богородицы.
Икону Владимирской Божией Матери еще называют заступницей: она отвела войска Тамерлана от Москвы, спасла Москву от захвата царевичем Мазовши, помогла при «Великом стоянии на Угре».
Перед этой славной иконой совершались все важнейшие государственные акты России: присяга на верность Родине, молитвы перед военными походами, избрание Всероссийских Патриархов.
Празднество в честь Владимирской иконы Божией Матери совершается три раза в году в благодарность за троекратное избавление с Ее помощью нашего Отечества от врагов: 3 июня, 6 июля и 8 сентября
Удивительно, но храм Тихвинской Божией Матери в Алексеевском не закрывался даже в советское время. Уцелел он и во время великой сталинской стройки ВДНХ в той местности.
По современному преданию, в 1941 году, во время зимнего наступления немцев на Москву, именно отсюда была взята чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, с которой, по приказу Сталина, облетели на самолете вокруг города. А вскоре произошло первое успешное наступление Красной Армии, закончившееся взятием города Тихвина. Празднование иконы установлено 26 июня (по Юлинаскому календарю).
Московский список иконы “Взыскание погибших” был написан итальянским мастером и принадлежал одной московской дворянской фамилии. Последний ее владелец неожиданно разорился, овдовел и остался с тремя дочерьми-подростками. Находясь в крайнем отчаянии, он запил и был близок к самоубийству. Но из последних сил, как повествует та же летопись, взмолился перед иконой и получил помощь. Жизнь семьи наладилась: дочери-бесприданницы счастливо вышли замуж, а благодарный отец передал родовую святыню в свой приходской храм.
После этого икона сама терпит множество испытаний: во время нашествия французов в 1812 году ее разрубают на три части и выбрасывают. После обретения и восстановления она скитается по храмам, однако один сносят, другой закрывают. Множество напастей пережил образ в атеистическое время, но не иссякал, по свидетельству очевидцев, поток чудес, исходящих от древнего лика Богородицы. Совсем недавно, в 80-е годы, в храме Вознесения Словущего был сильный пожар. Сгорел кивот, но огонь оказался бессилен пред образом Пречистой.
В самом центре столицы, в Зачатьевском монастыре находится икона Божией Матери «Милостивая». Многим прихожанкам она помогает родить ребенка, разрешить семейные конфликты.
По преданию, чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Милостивая-Киккская» была написана святым апостолом и евангелистом Лукой. Находится она в монастыре на острове Кипр и славна тем, что с давних пор и поныне приходят к ней за помощью бесчадные женщины. В XVIII веке в Зачатьевском женском монастыре Москвы появился список этой иконы – «Милостивая». После революции и закрытия монастыря святыня находилась в храме Пророка Илии, и лишь 7 лет назад чудотворный образ вновь вернулся в обитель.
Иверская Икона Божией Матери (Одигитрия), одна из самых прославленных и почитаемых икон православного мира, святыня Иверского монастыря на Афоне.
В ХVII в. в России при царе Алексее Михайловиче Иверская икона была особо чтимой. Самой знаменитой, прославившейся многочисленными чудесами была русская копия-список с греческой иконы 1648, находившаяся в Иверской часовне у Воскресенских ворот Китайгородской стены.
В 1929 Иверскую часовню закрыли, а в 1934 снесли вместе с Воскресенскими воротами. Местонахождение образа Иверской часовни точно не известно: согласно последним данным, с ним может быть отождествлена Иверская икона из собрания Третьяковской галереи. В 1995 были восстановлены Воскресенские ворота и Иверская часовня, для которой в Иверском монастыре на Афоне по просьбе патриарха Алексия II был сделан новый список (исполнен иеромонахом Ксенофонтова монастыря иконописцем Лукой).
Знаменитый образ Николая Чудотворца попал в Третьяковскую галерею из Николо-Угрешского монастыря. Этот мужской монастырь, хоть и не входит в число московских обителей, на протяжении своей 600-летней истории теснейшими узами был связан со столицей.
В 1380 году по пути на Куликово поле войско Великого князя Дмитрия Ивановича остановилось на отдых. Тогда то и явилась благоверному князю Дмитрию икона Святителя и Чудотворца Николая, укрепив князя верой и надеждой, «сия вся угреша сердце его». С тех пор это место называется Угреша.
Возвращаясь с Куликовской битвы, отслужили молебен на месте чудесного явления иконы, и благоверный князь Димитрий повелел воздвигнуть здесь храм и иноческую обитель во имя Святителя Николая.
До закрытия монастыря в часовне хранился остаток сосны на которой явилась икона. После закрытия обители снаружи и внутри часовни все было разорено, а икона передана в ГТГ.
Список с чудотворного образа Богоматери «Утоли моя печали», принесенного в Москву казаками в 1640. В настоящее время судьба той иконы неизвестна.
Празднование чудотворной иконе, совершаемое ежегодно 25 января, было установлено в 1760 году в память исцеления больной женщины, удостоившейся видения этого святого образа и исцелившейся после молебна перед ним 25 января в церкви Святителя Николая на Пупышах в Москве. К этому же времени относятся составленные ей службы и акафист.
Поделиться:
Обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых;
ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это……
О ком? Обращающийся к иконе, говорит, что обращается к Святому человеку. Но он умер. Значит, в смерти(не веришь, читай Библию сам,а слушай байки батюшек). По есть тут вариантов два: Тот умерший сейчас на Небесах, или в смерти. Причем — не факт, что святой. Это как Николаем Вторым. Кто-то решил, что он святой, сначала себя назвав святейшим.
Итак! На небесах, то есть Дух. Смотрим — вызывающий духов мерзок пред Господом.
Второй случай! В смерти(в ожидании суда). Смотрим — вопрошающий мертвых мерзок пред Господом.
Как вы будете услышаны, если мерзки пред Господом.
А ведь вы хотите быть услышаны.
Верящий в чудотворность икон и ждущий через них помощи — практикующий волшебник, по незнанию конечно.
Вывод:православие способствует тому, чтобы вы были вызывающие духов, волшебники и вопрошающие мертвых.
А к кому обращаться? На прямую.К Богу.
Посредник только один Иисус Христос.
Ни иконы, ни святые, ни тем более умершие.
Чтобы не обмануться читайте сами, находите время.
Всё есть в Библии.
А про тех, кто что-нибудь добавляет или убавляет из нею сказано: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей;
и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей.»
Так поступают сейчас православие и ислам.
Уважаемый Вадим(Vadim)!
Как и Wladimir не хочу вступать в полемику, но не могу не заметить кое-что насчет цитаты из Апокалипсиса. Это место очень любят протестанты. Возможно Вы из их числа. А может и нет…
Так вот, эти строки к Библии в целом отношения не имеют. Они относятся только к книге Апокалипсиса.
Библия это не одна книга. Само слово «библия» — искаженное греч. «вивлиа» — книгИ. Книги, которые написаны в течение полутора тысяч лет, если не ошибаюсь. А книга Апокалипсиса позже всех была добавлена. Она последняя не потому, что самая важная.
Учите матчасть. Или спросите батюшек. Есть среди них добрые и знающие. Помогут.
Дубина не грамотная,читай придания святых отцов.
Уж кто про грамотность…. но не Вам, Сергий…7 слов — 2 ошибки…
Спасибо, Nid Eres. Думаю так, но сказать, как Вы сказали, не умею. Спасибо.
К вышесказанному могу только добавить, что от Чудотворных икон Царицы нашей Небесной происходят такие чудеса! Какие там практикующие волшебники. Только Матушка наша на такое способна и Господь. А если с Вами ничего подобного не происходило, Вадим, это еще не значит, что иконы не Чудотворные, и уж тем более якобы имеют отношение к вызыванию духов)))
Здравствуйте! Человеку, который путает Воскресение Словущее с несуществующим «Вознесением Словущим», может быть не стоит писать на релгиозные темы?
Святыни Данилова монастыря
Монастыри издавна являлись хранителями церковных святынь. Многие из обителей и известны верующим, в первую очередь, потому что в них пребывают мощи почитаемого угодника Божия или же та или иная чудотворная икона. Но часто даже те, кто постоянно приходят на поклонение какой-либо святыне в определенный монастырь, не подозревают, что он обладает другими, не менее ценными духовными сокровищами.
«Монастырский вестник» предлагает своим читателям небольшую «экскурсию» по московскому Данилову ставропигиальному мужскому монастырю. Полагаем, что беседа журналиста Петра Селинова с заместителем главного редактора издательства Данилова монастыря Наталией Сергеевной Шапошниковой позволит узнать немало нового о хранимых в обители святынях.
Наталия Сергеевна, Вы принимали участие в подготовке и издании многих книг о старинной и новейшей истории Даниловской обители. Несмотря на разорение в ХХ веке, древний монастырь богат святынями?
В Даниловской обители множество святынь. В первую очередь святыней является само место, где расположен монастырь. На землях, где безымянный ручей (позже названный речкой Даниловкой) впадал в Москву-реку и где сегодня находится наша обитель, на протяжении многих столетий шла активная жизнь. Комплексный анализ раскопок 1980-х годов и археологических изысканий последних лет позволяют делать вывод о наличии в данном месте самого большого московского поселения. По сравнению со всеми остальными городищами и селищами Москвы Даниловское не только самое большое, но и самое древнее. Вокруг него сосредоточено большинство кладов восточных дирхемов – международной валюты конца первого тысячелетия. Здесь жили люди задолго до того, как был заселен Боровицкий холм. Видимо, именно поэтому семь столетий лет назад, в 1282 году, князь Даниил Александрович, младший сын Александра Невского, основал на этом месте «первый на Москве» монастырь.
Как известно, после смерти князя основанной им обители пришлось немало «попутешествовать»: в 1330 году по приказу Великого князя Ивана Калиты (сына князя Даниила) даниловскую братию перевели в Кремль – в храм Спаса-на-Бору. Во второй половине XV века Великий князь Иван III, пригласив в Москву итальянских мастеров для нового строительства в Кремле, перевел монастырь на Крутицкий холм, где он существует и поныне с именем Новоспасский. И лишь во времена царя Ивана Грозного началось возрождение Даниловского монастыря в прежних границах: на монастырском кладбище близ могилы святого князя Даниила началось возведение храма, получившего название Святых Отцов Cеми Вселенских Соборов.
Когда в XVII веке были обретены мощи святого князя Даниила, начались многочисленные чудеса, продолжающиеся и сегодня. В издательстве находятся несколько папок с письмами и записками верующих, которые рассказывают о чудесах, совершенных по их молитвам святому князю Даниилу. Кому-то он помог в решении квартирных вопросов, кому-то – с учебой, здоровьем, в семейных делах, и письма эти приходят регулярно…
Но мощи святого князя Даниила были утрачены…
Это так, но давайте по порядку. Мощи князя Даниила были обретены в 1652 году и, по повелению царя Алексея Михайловича, помещены в храме Святых Отцов Cеми Вселенских Соборов. Долгие годы рака находилась в арке у левого клироса, между центральной частью храма и северным приделом (приделом святого князя Даниила). У жителей Даниловской слободки, расположенной рядом с монастырем, была традиция, прежде чем начинать какое-либо дело, обязательно прийти поклониться святым мощам князя Даниила и испросить у него благословения. В 1917 году мощи святого князя были перенесены в Троицкий собор. В 1929 году рака со святыми мощами была возвращена в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. В 1930 году, когда большевики решили закрыть Даниловский монастырь, святые мощи перенесли в храм Воскресения Словущего за южной стеной обители. В 1932 году мощи князя Даниила бесследно исчезли. Некоторые считали, что их увезли большевики. Но большевикам для этого не надо было ждать ночи – свои беззакония они творили днем, ничего и никого не опасаясь. Поэтому более верной считается версия, что сами монахи, опасаясь дальнейшего осквернения, тайно спрятали святые мощи князя. К сожалению, все попытки обнаружить их успехом пока не увенчались. Нам остается лишь ждать и молиться, что придет время, и мы вновь обретем святые мощи основателя Данилова монастыря подобно тому, как это произошло с мощами преподобного Серафима Саровского, которые совершенно неожиданным образом были обнаружены в Казанском соборе Санкт-Петербурга.
Тем не менее наша обитель не остается без благодати, и сегодня в Даниловом монастыре имеются частицы мощей святого князя Даниила. Их существование дает возможность предполагать, что если не все, то некоторая часть мощей святого князя была разобрана и сохранялась верующими. Не исключено, что мощи был розданы людям, близким даниловской братии, еще до закрытия монастыря и храма Воскресения Словущего.
Частица прибыла к нам из Америки: ее передал владыка Феодосий, епископ Русской Православной Церкви Заграницей. Раньше она хранилась у архиепископа Феодора (Поздеевского), последнего (перед закрытием в 1930 году) настоятеля Данилова монастыря. Ныне ковчег со святыней находится в Троицком соборе, у центрального северо-восточного столпа.
В 1995 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал Даниловой обители частицы мощей ее основателя, долгое время находившиеся у академика Дмитрия Сергеевича Лихачева.
Где их можно увидеть?
Возвращенные им частицы мощей были помещены в большую раку, установленную на своем историческом месте в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов – под северной аркой, ведущей в придел святого князя Даниила. Над ракой, выполненной из металла, установлена резная деревянная сень, изготовленная в архитектурно-художественных мастерских Данилова монастыря, здесь постоянно горят лампады. Перед ракой с мощами каждое утро совершается братский молебен святому князю Даниилу.
Еще две частицы мощей – в иконах в Покровском храме. Большой образ, написанный в 1980-е годы игуменом Зиноном (Теодором), расположен на столпе между иконостасами; мощи, помещенные в эту икону, были переданы в монастырь вскоре после его открытия из Оренбургской епархии. Эта икона – одна из самых почитаемых в обители. Около нее совершаются монашеские постриги. Другая икона с частицей мощей – аналойная, небольшого размера, выносится из алтаря для поклонения верующих.
К слову сказать, у саркофага князя Даниила своя интересная история. Первый саркофаг, в котором находились мощи святого, был деревянный, потом, стараниями князя Голицына, была сделана новая деревянная рака с серебряным окладом. В 1812 году его забрали французы. Здесь, в Даниловой обители, они устроили скотобойню, а когда покидали Москву, увезли с собой много ценных вещей: серебряные потиры, церковную утварь… И в том числе серебряный оклад с раки святого князя. Впрочем, как говорила монастырская братия, своим окладом князь Даниил откупил монастырь от французов – поэтому они не взорвали и не разрушили обитель, а только разграбили. Новая серебряная вызолоченная рака для святых мощей князя была устроена по проекту Е. Кафтанникова при архимандрите Геннадии (Барановиче) в 1817 году.
Доступ в придел святого князя Даниила свободный в течение всего дня. Так что верующие имеют возможность поклониться святым мощам и иконам.
Данилов монастырь – это по сути одна большая святыня. Но к каким-то святыням обители люди приезжают из других городов, а о каких-то совсем ничего не знают. Расскажите, пожалуйста, о недостаточно, быть может, известных широкому кругу людей святынях монастыря.
Их немало. На клиросе северного придела Троицкого храма в белоснежной мраморной раке, украшенной флорентийской мозаикой, находятся мощевики с частицами мощей более двухсот (!) угодников Божиих и фрагментами православных святынь.
Еще одна редкая святыня – частица мощей святителя Спиридона Тримифунтского. Вид нетленных мощей святителя Спиридона на острове Керкира (Корфу) в Греции никого не может оставить безучастным, они поражают с первого взгляда – Божией милостью они полностью нетленны. Эти удивительные мощи весят столько же, сколько взрослый мужчина и чудесным образом не утрачивают свойств живой плоти, имеют температуру человеческого тела и сохраняют мягкость. Никакими законами и силами природы нельзя объяснить нетление этих мощей, которые почти 1700 лет пребывают в неповрежденном виде; здесь, несомненно, действует всемогущая сила Божия. Несколько раз в году, в дни памяти святого, мощи вынимают из серебряной раки и полагают в иной «хрустальный» саркофаг, где они стоят вертикально. При огромном скоплении народа святые мощи проносят по улицам Керкиры, делая остановки для чтения Евангелия, ектений и коленопреклонных молитв. Чтобы увидеть эту торжественную процессию (Литанию), на остров приезжают многочисленные паломники. Мощи проносят над больными и немощными ради их исцеления.
У Данилова монастыря весьма тесные связи с Керкирой. Дважды в нашу обитель привозили десницу святителя Спиридона. Греческая братия передала в дар нашему монастырю частицу мощей и башмачок святого. В художественных мастерских Данилова монастыря была написала икона святителя Спиридона Тримифунтского.
Мощи святителя находятся в в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, а икона и бархатный, шитый золотом башмачок – в Покровском храме. В православном мире святитель Спиридон известен как «ходящий» святой – бархатные башмачки, надетые на его ступни, изнашиваются, и несколько раз в год их заменяют новыми; на подошвах башмачков находят следы песка, глины, иногда – частички травы и водорослей, как это бывает на обычной обуви. Изношенные башмачки целиком или разрезанные части как великую святыню передают верующим. По свидетельству греческих священнослужителей, во время «переобувания» чувствуется ответное движение.
Есть у нас также редкие – как я полагаю, их больше нет нигде в Москве – икона и башмачок еще одного греческого святого XVI века – Герасима Кефалонийского. Они находятся в храме Рождества Иоанна Предтечи под Троицким собором.
Древнейшая обитель Москвы в первые века своего существования была средоточием и древних святынь. К сожалению, о них сейчас ничего не известно, в советские годы монастырь разделил судьбу других православных обителей – он был безжалостно разграблен. Лишь три иконы вернулись в монастырь после его возрождения – это Владимирская икона Божией Матери (храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов), икона Божией Матери «Троеручица» (Троицкий собор) и икона Иоанна Кассиана Римлянина (Троицкий собор). Все эти годы они находились в храме Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, который никогда не закрывался. Когда Даниловский монастырь стал восстанавливаться, иконы вернулись на свои родные места.
Даниловская икона Божией Матери «Троеручица», московского письма XVII–XVIII веков вернулась в монастырь с большими повреждениями красочного слоя. При этом она сразу явила свою чудотворную силу – у реставратора, которая восстанавливала икону, за время работы значительно улучшилось зрение. По распространенному преданию, «Троеручица» помогает людям, у которых проблемы с руками, и в монастыре часто можно увидеть пациентов соседней 4-й городской больницы – с травмами они приходят, чтобы помолиться перед почитаемым образом.
Владимирская икона Божией Матери с Акафистом – самая древняя из сохранившихся икон Данилова монастыря. Она находится в местном ряду иконостаса храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов слева от Царских врат. Икона была написана для первого каменного собора обители, освященного в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов 18 мая 1561 года. Серебряный оклад иконы давно утрачен, и сейчас мы видим древний образ в его строгой первозданной красоте. В среднике иконы – Владимирский образ Божией Матери в иконографическом изводе, называемом Волоколамским. Его особенность – живописный венец над Богородичным нимбом, воспроизводящий драгоценное убранство чудотворной Владимирской иконы византийского письма XI–XII веков из Успенского собора Московского Кремля. Волоколамским извод назван по иконе, пожертвованной Малютой Скуратовым в Иосифо-Волоцкий Успенский монастырь. Даниловский образ – один из ранних списков древней Волоколамской иконы, хранящейся ныне в Музее древнерусского искусства имени преподобного Андрея Рублева.
На северо-западном столпе Троицкого собора находится еще одна из возвращенных святынь обители – икона преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Этот образ написан в середине XVIII века и пожертвован в монастырь щедрым благотворителем обители статским советником Глебом Алексеевичем Владыкиным († 1803), погребенным на монастырском кладбище. Икона написана маслом в академической манере середины XVIII века. Она особо почиталась в семье дарителя и была украшена золоченым серебряным окладом на полях и венцом с разноцветными камнями над головой преподобного. В середине позапрошлого века, когда храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов поновлялся на средства баронессы Розен, ее дочь – монахиня Митрофания (в 1861–1874 годах – игумения серпуховского Владычнего монастыря) обратила внимание на редкую икону и пожелала поместить ее в иконостасе придела святого князя Даниила. С этой целью она заказала для иконы большую раму и сама расписала ее клеймами из Жития преподобного Кассиана. Икону особенно благоговейно почитали в 1920-х годах, когда настоятелем монастыря был архиепископ Феодор (Поздеевский), защитивший в 1902 году магистерскую диссертацию на тему «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (пресвитера Массилийского)».
В Покровском храме в уголке на южной стене висит маленькая узенькая икона с частицами мощей святителя Иоанна Суздальского. Мало кто из прихожан знает о ней, возможно, потому что икона совсем небольшая и висит не на виду. Святые мощи – теплые и зимой и летом. Коснитесь их губами, и вы сами это почувствуете.
Если к Вам обратится человек, который первый раз оказался в Даниловом монастыре, куда Вы посоветуете ему пойти в первую очередь? К мощам святого князя Даниила? К иконе святителя Николая Чудотворца? К «Троеручице».
Да они все рядом, идите ко всем, и всех искренне молите. Хотя немало верующих приезжает в Данилову обитель ради конкретной иконы, скажем, иконы святой блаженной Матроны Московской. В то же время многие даже не знают, что у нас есть такая икона. Именно в Данилов монастырь были принесены честные останки старицы Матроны после их обретения на Даниловском кладбище. После перенесения святых мощей в Покровский женский монастырь, в Покровском храме Данилова монастыря осталась частица мощей святой, укрепленная в специальном ковчежце на иконе святой угодницы Божией. А в храме преподобного Серафима Саровского находятся икона и гробик святой, в котором находились ее святые мощи до перенесения в Покровский монастырь. Блаженная Матрона Московская почитаемая святая, люди стоят в многочасовой очереди в Покровском монастыре, чтобы приложиться к ее святым мощам. В Даниловом монастыре вы можете приложиться к святым мощам в течение всего дня безо всякой очереди. Сила молитвенного предстательства праведной Матроны щедро изливается на всех, кто с верою обращается к ее помощи.
. Я еще раз задумалась над вашим вопросом: «Куда посоветовать пойти в первую очередь?» и могу сказать, что, наверное, посоветовала бы пойти на второй этаж храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов в придел святого благоверного князя Даниила. Из этого придела открыт доступ к мощам святого князя Даниила, там же находятся ковчег с мощами святителя Спиридона Тримифунтского и ковчег с частицей мощей святителя Николая Чудотворца. Вы можете помолиться там перед Казанской иконой Божией Матери. Необыкновенно красив иконостас в этом приделе. Для его создания была использована древняя, почти забытая техника оловянного литого узорочья XVII века. Позолоченные оловянные пластинки с тонким узором уложены на слюдяную прокладку, под которой положен цветной фон. При попадании солнечных лучей на слюду создается изысканная «игра света».
А дальше – в Покровский храм, где находится икона Матронушки с частицей святых мощей, икона Спиридона Тримифунтского, Пантелеимона целителя, Донская икона Божией Матери, созданная выдающимся русским иконописцем графом В.А. Комаровским, мощи преподобноисповедника Георгия Лаврова. Этот Даниловский святой был духовником монастырской братии в самые трудные двадцатые годы прошлого века. Там же – икона святителя Иоанна Шанхайского, а, напротив нее – образ замечательного святого и чудотворца нашего времени Луки (Войно-Ясенецкого).
Кстати, всё то, о чем я вам рассказала, верующие могут прочитать в книгах, которые продаются в книжной лавке Данилова монастыря. О Даниловом монастыре, святом князе Данииле и святынях нашей обители рассказано в книге «Хозяин Москвы». Есть прекрасная книга и о святителе Спиридоне, – она так и называется «Святитель Спиридон Тримифунтский. Житие, чудеса, акафист». Есть и замечательный альбом о даниловском некрополе.
Данилов монастырь стал местом упокоения таких выдающих деятелей культуры нашей страны как писатель Николай Гоголь и художник Василий Перов, музыкант Николай Рубинштейн, славянофилы Самарины, Языковы, А.С. Хомяков, Ю.И. Венелин, Здесь были похоронены известные купцы Ляпины, Лямины, Савины, Шестовы, Куманины. На пожертвования братьев Куманиных и братьев Шестовых был построен Троицкий собор Данилова монастыря. За Александром Алексеевичем Куманиным была замужем Александра Федоровна Нечаева, тетка Ф.М. Достоевского, крестная всех братьев и сестер Федора Михайловича, как и его самого. Александра Федоровна вместе с мужем материально помогала семье Достоевских в воспитании детей, они внесли за Ф.М. Достоевского плату при его поступлении в Инженерное училище, после смерти родителей взяли на себя заботу о племянниках. Некоторые литературоведы полагают, что Александра Федоровна Куманина явилась прообразом Антониды Васильевны Тарасевичевой, той самой «ля-бабуленьки» (la baboulinka) из романа Достоевского «Игрок».
Действительно, мы с вами говорили только об иконах и совсем забыли о могилах, которые в одних случаях являются святыней, а в других – культурной реликвией. Я так понимаю, что самое знаменитое захоронение – это могила Гоголя.
Да, Николай Васильевич Гоголь был похоронен на кладбище Данилова монастыря, рядом со своими друзьями славянофилами. На могиле Николая Васильевича был установлен простой деревянный крест. Спустя некоторое время, деревянный крест был заменен на постоянный памятник, который состоял из двух мемориальных форм, – камня «Голгофы», поддерживающего крест, и саркофага. Скорее, это был отказ от памятника, основным здесь был крест. Друзья Гоголя руководствовались его завещанием, в котором он писал: «Завещаю не ставить надо мною никакого памятника и не помышлять о таком пустяке, христианина недостойном».
31 мая 1931 года состоялось перенесение праха Николая Васильевича Гоголя. Срочно была организована комиссия по перезахоронению, среди членов комиссии присутствовали писатели. Один из них фотографировал все происходящее и оставил воспоминания, после чего по городу поползли слухи, которые стали бродячими сюжетами городских легенд.
При вскрытии гроба прах был разорен, мертвый Гоголь был обворован: некоторые брали себе на память куски материи и даже кости. Один из писателей (не буду называть его имя) не скрывал того, что взял кусочек жилета и использовал его на переплет первого издания «Мертвых душ», которое хранилось в его домашней библиотеке. Все это иначе, как святотатством, назвать нельзя.
Гроб с телом Гоголя на простой телеге был перевезен на Новодевичье кладбище и захоронен в новой могиле. Перенесли туда же и камень «Голгофу», но без креста. Камень позднее выбросили, его случайно нашла среди обломков в сарае гранильщиков вдова писателя Михаила Булгакова и установила на могиле мужа.
Сегодня в Даниловом монастыре на месте, где был похоронен великий писатель, установлен черный гранитный крест. Крест на могиле – это то, что хотел сам Николай Васильевич Гоголь.
На кладбище Данилова монастыря похоронен еще один великий, хотя и не столь известный, как Гоголь, человек. Я имею в виду святителя Никифора Феотокиса. Расскажите о нем, пожалуйста.
Вы правы, здесь находится могила знаменитого греческого и российского богослова, просветителя и педагога архиепископа Никифора Феотокиса (1731–1800). Он родился на греческом острове Керкира. Императрица Екатерина II пригласила его приехать в Россию, дабы он мог проповедовать и просвещать российских православных. В России он был архиепископом Славянским и Херсонским, потом – архиепископом Астраханским и Ставропольским; написал немало богословских трудов, наставлял пастырей, взаимодействовал со старообрядческими общинами, стремясь привести их к «единоверию». В последние годы жизни он был настоятелем Данилова монастыря, и здесь же был похоронен.
Вполне понятно стремление насельников монастыря обрести и отметить место захоронения владыки. Для поиска его могилы монастырское священноначалие в 2006 году пригласило видных российских археологов, которые, руководствуясь принципами строгой научности, осуществили аналитическую и практическую работу, позволившую найти и идентифицировать останки архипастыря.
Для даниловских прихожан обретение честных останков архиепископа Никифора связано с одним необычным природным явлением: 18 ноября (1 декабря) над монастырем в вечерних сумерках вдруг появилась яркая радуга. Многие успели ее сфотографировать, многие свидетельствовали, что наблюдали даже двойную радугу. В тот же вечер об этом событии сообщили в новостях сразу несколько телеканалов. И именно в час появления радуги, засиявшей над монастырем вопреки законам природы, в обители святого князя Даниила произошло важное духовное событие: был найден саркофаг с останками владыки. Они были перезахоронены в склепе около южной стены храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, позже над склепом был установлен памятник в виде белого мраморного креста, перед которым горит неугасимая лампада. Поклониться архиепископу Никифору в Данилов монастырь приходят не только православные России, но и специально приезжают верующие из Греции. Тем, кто захочет узнать больше об этом великом проповеднике и миссионере, я рекомендую прочитать книгу, составленную отцом экономом Данилова монастыря игуменом Иннокентием (Ольховым) «Архиепископ Никифор Феотокис. Благословенным христианам Греции и России».
…Обращаясь к святым иконам и чудотворным мощам, мы благодарим Господа за всё, что имеем, и признаемся в том, что ничего не можем сделать без помощи Божией и что сама жизнь без Бога теряет для нас всякий смысл.