чудотворная икона в зарайске
НИКОЛА ЗАРАЙСКИЙ
Зарайский образ свт. Николая с житием |
Зарайская икона святителя Николая Чудотворца
По преданию, с давних пор эта икона находилась в Херсонесе (Корсуни Таврическом), и образ назывался Николой Корсунским. Стояла икона в храме апостола Иакова. Священнику этого храма пресвитеру Евстафию трижды во сне являлся святитель Николай с настойчивой просьбой: «Возьми мой образ чудотворный Корсунский, супругу свою Феодосию и сына своего Евстафия и гряди в землю Рязанскую. Тамо хощу быти и чудеса творити, и место то прославити». Но священник медлил, не решаясь оставить родные места и пуститься в неведомый край. За свое непослушание Евстафий был наказан внезапною слепотой. И когда осознал свой грех, взмолился чудотворцу Николаю и получил прощение.
Исцелившись от недуга, вместе с семьей он отправился в далекое путешествие. Много трудностей и скорбей пришлось пережить путникам во время странствования, но они стали и свидетелями преславных чудес от чудотворного образа. Лишь через год они достигли пределов Рязанской земли.
В это время святитель Николай явился во сне удельному князю Феодору Юрьевичу, княжившему в Красном, и возвестил о прибытии своей чудотворной иконы: «Княже, гряди во сретение чудотворного образа моего Корсунского. Ибо хощу здесь быти и чудеса творити, и место сие прославити. И умолю Человеколюбивого Владыку Христа, Сына Божия – да дарует тебе, жене твоей и сыну твоему венцы Царствия Небесного». И хотя недоумевал князь, поскольку семьи еще не имел, но повиновался воле святителя,вышел из города со всем священным собором навстречу чудотворному образу. Еще издалека увидел он святыню, от которой исходило сияние. С великим благоговением и радостью принял Феодор от Евстафия икону. Это произошло 29 июля 1225 года.
Вторая часть старинных повестей описывает судьбу благоверных зарайских князей во время нашествия полчищ татаро-монголов на Русь в 1237 году. Хан Батый требовал от русских десятой доли во всем: «в князьях, во всяких людях и в остальном». Удельный князь Феодор отправился в ставку Батыя с великими дарами, чтобы «уговорить хана не ходить войной на Рязанскую землю». Хан принял дары и лживо обещал «не воевать Рязанской земли» и стал «у князей рязанских дочерей и сестер к себе на ложе просить». Услышав от одного и изменника, рязанского вельможи, что у князя молодая и красивая жена, Батый обратился к нему со словами: «Позволь мне, князь, насладиться красотою жены твоей». Феодор ответил надменному завоевателю: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому и безбожному царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и нами, и женами нашими владеть будешь».
Слава о чудесах от иконы быстро распространялась. На протяжении многих веков день принесения иконы в Зарайск почитался как общегородской праздник. Накануне, 28 июля служился молебен Николаю Чудотворцу,затем лития по усопшим князьям у памятника-надгробия с тремя крестами; на всенощном бдении читались «Повести о Николе Заразском». В самый день праздника, 29 июля, в Никольском храме всем зарайским духовенством совершалась Божественная Литургия, после которой жители города и его гости крестным ходом вместе с чудотворной иконой направлялись к Белому Колодцу. Так называется источник, возникший, по преданию, на месте встречи иконы князем Феодором. Здесь служился водосвятный молебен и освящалась вода родника, затем крестный ход возвращался в кремль.
Писатель Василий Селиванов в 1892 году оставил следующее описание зарайской святыни:
В советское время храмы Зарайского кремля закрыли и разграбили. Чудотворный образ Николы Зарайского сначала оказался в местном краеведческом музее, а в 1966 году, был вывезен для реставрации в Москву, в Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.
С возобновлением церковной жизни кремлевских соборов начались и хлопоты верующих о возвращении святыни. Однако долгое время на ходатайства и письменные обращения зарайцев руководство Музея отвечало отказом, мотивируя его отсутствием в храмах Зарайского кремля необходимых условий для сохранности древнего образа. Полтора десятка лет усилиями прихожан проводились работы по ремонту и реставрации Иоанно-Предтеченского храма. В 1997 году был написан список с иконы Николы Зарайского, который был помещен в резную сень и установлен слева от центрального алтаря.
Ныне верующими почитается еще один список с чудотворной иконы – образ Николы Корсунского-Зарайского. С этой иконой зарайские священники совершали паломничества по святым местам России, Украины, Беларуси; новый образ был также освящен на великих святынях Греции, Святой Горы Афон, на мощах Николая Чудотворца в Бари. В последнее время именно с иконой Николы Корсунского-Зарайского совершаются ежегодные крестные шествия по городу Зарайску (22 мая) и на святой источник Белый Колодец (11 августа).
11 августа 2013 года древняя чудотворная икона Николы Зарайского была возвращена в Зарайский Иоанно-Предтеченский храм. Праздничное богослужение возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). Святой образ установлен справа от центрального алтаря, в специальном киоте. Перед ним ежедневно совершаются молебные пения.
В Зарайск вернули древнюю чудотворную икону
Знаменитую икону Николы Зарайского в Иоанно-Предтеченский монастырь помог вернуть в храм врио губернатора Подмосковья Андрей Воробьев.
Святой Никола Зарайский вернулся на родную землю. 11 августа шедевр древнерусской иконописи, стоимость которого, по оценкам экспертов, достигает 1 миллиона долларов, доставили из московского музея имени Андрея Рублева в Иоанно-Предтеченский собор Зарайского кремля.
Встречали Николу несколько сотен верующих, которые прошли крестным ходом к Зарайскому кремлю от источника Белый колодец, где, согласно летописи, прихожане встречали икону в XIII веке.
После этого в соборе прошла литургия, на которой присутствовал временно исполняющий обязанности губернатора Подмосковья Андрей Воробьев. В свое время он пообещал жителям Зарайска, что сделает все возможное для возвращения иконы.
Образ Николы Зарайского датируется XVI веком, это список с иконы XIII века, по преданию, принесенной в пределы Рязанского княжества из Корсуни и со временем ставшей главной святыней Зарайска.
Сегодня икону поместили в специальную климатическую капсулу, датчики которой будут вести постоянный мониторинг ее состояния. За этим будут следить сотрудники музея «Зарайский кремль» и специалисты из ГосНИИ реставрации, которые раз в месяц будут приезжать с инспекцией.
«Мы благодарим Бога и святителя Николая»: в Зарайске встретили возвращенный Церкви образ
Москва, 12 августа 2013 г.
11 августа 2013 года в городе Зарайске (Московская область) состоялись торжества, посвященные возвращению Русской Православной Церкви древнего чудотворного образа святителя Николая Чудотворца, именуемого «Никола Зарайский». Бывшая на протяжении столетий главной святыней Зарайского края, в советское время икона стала рядовым музейным экспонатом. И теперь, почти полвека спустя, чудотворный образ вернулся на свое историческое место, сообщает Патриархия.Ru.
Праздничные мероприятия в этот день начались ранним утром на святом источнике Белый Колодец, где, согласно многовековой традиции, в день принесения иконы 11 августа (29 июля по старому стилю) служится молебен. Ежегодно во время молебна освящаются воды родника, который возник, по преданию, во время встречи чудотворного образа, принесенного из Херсонеса в 1225 году. Молебен на источнике совершил епископ Зарайский Константин в сослужении духовенства Московской областной епархии. После молебна духовенство и верующие крестным ходом направились в зарайский кремль.
Божественную литургию в Иоанно-Предтеченском храме кремля возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Перед Литургией владыка приложился к возвращенной святыне — чудотворной иконе Николы Зарайского, которая была установлена справа от центрального алтаря. Икона помещена в специальный киот, в котором поддерживается постоянный температурно-влажностный режим.
Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Можайский Григорий, епископ Илиан (Востряков), епископ Видновский Тихон, епископ Балашихинский Николай и епископ Зарайский Константин. На торжества в Зарайск прибыли благочинные подмосковных церковных округов, настоятели монастырей Московской епархии.
На богослужении присутствовали временно исполняющий обязанности губернатора Московской области А.Ю. Воробьев, первый заместитель председателя правительства Московской области Л.Н. Антонова, министр культуры Московской области О.А. Рожнов, члены аппарата правительства области.
За Литургией состоялась священническая хиротония диакона Евгения Ромашкина. Пел хор духовенства Московской епархии под управлением священника Сергия Голева. Богослужение транслировалось по телеканалу «Подмосковье», а также на специальных экранах, установленных на улице перед храмом.
По окончании Литургии митрополит Ювеналий совершил славление у чудотворного образа. Верующих, которые подходили приложиться к святыне, священнослужители помазывали елеем, освященным на мощах святителя Николая, которые покоятся в итальянском городе Бари.
Митрополит Ювеналий обратился к собравшимся с архипастырским словом:
«Возлюбленные братия архипастыри, всечестные отцы, дорогие и возлюбленные братия и сестры! Дорогой Андрей Юрьевич!
Сегодня за Божественной литургией читалось Евангелие о том, как два слепца шли за Христом и просили, чтобы Он их исцелил. Иисус, обращаясь к ним, сказал: «По вере вашей, да будет вам» (Мф. 9:29), и они прозрели. Это сегодняшнее Евангельское повествование мне напомнило о нашем с вами паломничестве в город Бари, когда в день памяти святителя Христова и чудотворца Николая, мы с Вами покланялись его честным и многоцелебным мощам, и испрашивали то, что было у нас на сердце. А мы имели благое намерение к сегодняшнему празднику возвратить в Зарайск образ «Николы Зарайского», с которым связано древнее событие перенесение его из Херсонеса, где совершилось крещение святого равноапостольного князя Владимира, в землю Рязанскую, во град, который ныне именуется Зарайском. С тех пор установлен этот праздник. Но мы знаем, что многие испытания в прошлом веке постигли Русскую Православную Церковь, в том числе и град Зарайск. Храмы были закрыты, и икона была перенесена в Зарайский музей, а затем в 1966 году отправлена в Москву, в музей Андрея Рублева для реставрации, и после реставрации экспонировалась в этом музее. И никакие наши человеческие усилия не могли привести к тому, чтобы икону вернуть на прежнее историческое место, ведь она была создана не как музейный экспонат, а как величайшая святыня, через которую святитель Николай оказывал помощь и чудеса всем, кто с верой приходил к нему. И вот, сегодня мы можем сказать, что это чудо святителя Николая совершилось! И мы являемся свидетелями этого, и мы благодарим Бога и святителя Николая за то, что, несмотря на наше недостоинство, образ вновь на своем историческом святом месте, окруженный почитанием и молитвой людей, которые с верой и надеждой взирают на него и просят милости Божией.
Это событие происходит в период, когда установились прекрасные творческие взаимоотношения с музейным сообществом, когда мы заботимся о наших святынях совместно, желая сохранить их и передать грядущим поколениям. Мы с благодарностью взираем на образ и видим, что он за эти годы не изменил своего внешнего вида и во всем величии и красоте предстоит перед нами. Сегодня по множеству народа, прибывшего не только из Зарайска, но и из других городов Подмосковья, мы чувствуем, как близко народу это событие. Оставив свои попечения, они прибыли сюда, чтобы разделить нашу общую радость. И я благодарю Вас, дорогой Андрей Юрьевич, за все, что вы сделали для этого дня и за то, что участвуете сегодня в нашем радостном празднике. И как выражение моих и нашей Церкви благодарных чувств, я прошу Вас, уважаемый Андрей Юрьевич, принять в дар и как благословение образ святителя Христова и Чудотворца Николая, который является точной копией этого древнего образа. И пусть святитель Николай сопутствует в Вашей жизни и Ваших трудах на благо Церкви Христовой, Отечества нашего и нашего родного Подмосковья».
В ответном слове Андрей Юрьевич Воробьев сказал:
«Дорогой, уважаемый и любимый наш владыка, дорогие прихожане! Разрешите поздравить вас, ведь сегодня действительно уникальное событие — к нам вернулась чудотворная икона. Это был очень непростой и долгий путь, и огромное количество людей, которые находятся в этом храме и в остальном Подмосковье, просили, заботились, старались, писали, чтобы икона вернулась в этот великолепный храм. Сегодняшнее ее нахождение здесь я считаю показателем того, что мы можем добиться цели, когда объединяем собственные усилия!
Я хотел сказать слова благодарности всем благотворителям, священнослужителям и отдельное спасибо вам, владыка, ведь за время вашего служения в Подмосковье восстановлено более полутора тысячи храмов! И сегодняшнее событие я считаю символичным явлением для всего Зарайского района и всего Подмосковья. Я, дорогой владыка, хочу сказать искренние слова восхищения Вашим служением, Вашим отношением к людям, и пожелать Вам доброго здоровья, и всегда будьте с нами».
В решении трудных вопросов возвращения иконы, непростых переговорах с музеем Андрея Рублева были задействованы многие лица: руководство и сотрудники министерства культуры Московской области, руководство Зарайского муниципального района, представители музейного сообщества, благотворительных и подрядных организаций. Эти люди были отмечены памятными подарками и наградами. На память о торжестве владыка Ювеналий вручил списки с иконы Николы Зарайского в подарочном исполнении временно исполняющему обязанности губернатора Московской области А.Ю. Воробьеву, министру культуры Московской области О.А. Рожнову и главе Зарайского муниципального района А.В. Евланову. Ряд лиц — благотворителей, руководителей, специалистов — получили медали Русской Православной Церкви и благодарственные грамоты управляющего Московской епархией.
Из Иоанно-Предтеченского собора владыка Ювеналий, архипастыри, духовенство, А.Ю. Воробьев и высокие гости проследовали к открытой площадке у стен зарайского кремля, чтобы открыть праздничную концертную программу, посвященную Дню города Зарайска. Тут вновь прозвучали приветствия глав подмосковного региона и Московской епархии и Зарайского муниципального района. Теплые слова были обращены к жителям Зарайска, гостям, прибывшим из многих городов Подмосковья, а также Украины и Беларуси.
Обращаясь к митрополиту Ювеналию, А.Ю. Воробьев, сообщил, что выделены крупные средства на восстановление всего комплекса зарайского кремля. Планируется привлечь лучших специалистов-реставраторов и архитекторов, чтобы древний кремль вновь засиял прежней красотой и величием.
Глава района А.В. Евланов объявил, что городская и районная Думы вынесли единодушное решение о присвоении митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию звания «Почетный гражданин города Зарайска и Зарайского муниципального района».
История появления в этих землях образа святителя поистине удивительна. Почти восемьсот лет прошло с того времени, как святитель Николай явился в Херсонесе священнику Евстафию и повелел перенести его святую икону в «земли Рязанские». «Там хочу пребывать, и чудеса творить, и место то прославить», — изрек тогда святой Николай, и указал корсунским миссионерам путь в далекое и неведомое Рязанское княжество. Здесь, в городке Красном (так раньше назывался Зарайск), от святыни совершалось множество чудес. Она в великом благоговении пребывала в храмах зарайского кремля — Никольском и Иоанно-Предтеченском. Слава о ней, через летописи и многочисленные списки, разносилась по всей Русской земле. Множество событий — и радостных, и горестных — посетило эту древнюю землю. Но всегда — и в мирное время, и в годину испытаний — являл святитель Божий Николай через свою чудотворную икону утешение, помощь и «велию милость». Так было во время татаро-монгольского нашествия, и в пору созидания единого Московского государства, и в эпоху Смутного времени, и в ХХ столетии. Перед этим святым образом молились преподобный Сергий Радонежский, князь Дмитрий Михайлович Пожарский, российские государи и Великие князья, поэт В.А. Жуковский, а также великий русский писатель Ф.М. Достоевский.
В годы атеизма икону из закрытых соборов кремля передали в местный музей, а затем, в 1966 году, отправили на реставрацию в Москву, в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. С той поры жители Зарайска не прекращали ходатайствовать о возвращении своей святыни. Поддерживали память о чудотворной иконе, обращались в вышестоящие инстанции, собирали подписи, возрождали поруганные святыни.
Чудотворная икона в зарайске
Рабочее время:
с 8: 00 до 17: 00
Перерыв:
с 12: 00 до 13: 00
Выходные дни:
суббота, воскресенье
С чудотворной иконой Николы Зарайского тесно связана история одного из древнейших российских городов – Зарайска, первое упоминание о котором относится к 1146 году. С давних пор икона Николая Корсунского (позже названная «Заразской» и «Зарайской») находилась в г. Корсуни (Херсонесе Таврическом), в храме апостола Иакова. В этом храме в конце Х века принял Святое Крещение Великий Князь Владимир. От чудотворного образа Святителя Николая исходили многочисленные чудеса и исцеления.
Известный литературный памятник Древней Руси «Повести о Николе Заразском» (который, по мнению академика Д.С.Лихачева, «принадлежит к выдающимся явлениям древней русской литературы») рассказывает о принесении в 1225 году «образа великого Чудотворца Николы Корсунского из преславного города Херсонеса в пределы рязанские, в область благоверного князя Федора Юрьевича Рязанского».
По преданию, сам Святитель Николай явился в видении священнику Евстафию и повелел: «Евстафий, возьми мой чудотворный образ Корсунский, супругу свою Феодосию и сына своего Евстафия и иди в землю Рязанскую. Там хочу пребывать и чудеса творить и место то прославить». Трижды являлся Николай Чудотворец этому священнику и только когда за ослушание он был наказан слепотой и, раскаявшись, получил исцеление, отправился в путь.
Около года добирался Евстафий со своими спутникам до Рязанской земли. В то же время Николай Угодник явился во сне удельному князю Федору Юрьевичу, княжившему в городе Красный (ныне Зарайск) и возвестил о прибытии своего чудотворного образа. Федор Юрьевич «принял чудотворный образ и принес во область свою». И тотчас послал весть отцу своему великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому… Великий князь взял с собою епископа Ефросина Святогорца и тотчас пошел во область к сыну своему… И увидел от чудотворного образа великие и преславные чудеса и исполнился радостию. И создал храм во имя святого великого чудотворца Николы Корсунского. И освятил его епископ Ефросин, и торжествовал светло, и вернулся в свой город». На месте сретения (встречи) иконы из-под земли забил источник родниковой воды, получивший название Белый Колодец, который сохранился до настоящего времени.
Как описывают летописи, икона явилась в г. Красном 29 июля (ст.ст.) 1225 года и с тех пор Святитель Николай взял под свой небесный покров город и его жителей.
А город со временем стал назваться Заразеск, Зараеск, Никола Заразской на Осетре, город Николы Заразского Посад и, наконец, с XVII века – Зарайск.
О событиях, связанных с пребыванием чудотворной иконы Николы Зарайского в городе Коломне и о произошедших там чудесах, повествует «Сказание о принесении образа Николы Корсунского из Заразска на Коломну» (которое входит в состав «Повестей о Николе Заразском»). С пребыванием чудотворного образа в соседней Коломне и его чудесном возвращении в Зарайск связано и строительство каменной крепости – зарайского кремля в 1528-1531 гг. На его территории находился древний Никольский собор. Ныне существующее здание Никольского собора построено в 1681 году на месте прежнего.
В течение столетий святой чудотворный образ находился в соборах Зарайского кремля: Никольском (специально построенном для нее) и Иоанно-Предтеченском. Многие века икона была главной святыней Зарайского края, и ежегодно 29 июля (ст.ст.) в Зарайске проходили общегородские торжества. В кремлевских храмах всем духовенством соборно служилась Божественная литургия и совершался крестный ход на святой источник Белый Колодец.
В 1892 году в Рязани вышла небольшая книга под названием «Чудотворный образ Николая Зарайскаго». Ее автор – выходец из Зарайска, писатель Василий Селиванов. Вот как он начинает повествование о святыне: «В зарайском Николаевском Соборе находится чудотворный образ Святителя Николая, принесенный в Зарайск в 1225 году из греческого города Корсуня пресвитером Евстафием. В средине сего образа написано красками изображение Святителя полное, в священнических кресчатых ризах с омофором на раменах (плечах), на главе митра с изображением чернью Святой Троицы, правая рука его простерта на благословение, а левою держит на пелене Евангелие. На правой стороне его на облаках изображен Спаситель, правой рукой благословляющий Святителя, а левою подающий ему Евангелие; на левой стороне Богоматерь, держащая на руках распростертый омофор.
Образ сей, с семнадцатью изображениями жития и чудес Святителя, имеет в длину двадцать пять с половиной вершков, в ширину двадцать с четвертью вершков. Живопись на образе древняя, византийская высокого стиля, что особенно видно из выражения духовности, сообщенной чертам лика Святительского, которую умели придавать изображениям святых едва ли не одни византийские художники».
Далее идет описание ценного оклада, в который был помещен чудотворный образ: «Риза на образе из чистого золота, с самоцветными каменьями, устроена царем Василием Шуйским в 1608 году, как видно из описи Зарайского собора и следующей надписи, начертанной вязью на особой дщице (дощечке) внизу оклада: «Повелением Благоверного Великого Государя царя и Великого князя Василия Иоанновича всея Руси сделан сий оклад на образ великого Чудотворца Николы Заразского во второе лето Государства его, лета 7116 (1608)» Оклад, устроенный усердием царя Шуйского, состоит из ризы, покрывающей одежду Святителя и все остальное до боковых изображений чудес его, также из митры, венца, Евангелия и цаты. Оклад по полям в виде рамы кругом всего образа серебряный позлащенный, сделан им же Шуйским, равно и золотые венчики над ликами и золотые пластинки с узорами, наведенные чернью, с изображением чудес. Самые же чудеса покрыты серебряными позлащенными ризами в позднейшее время».
К зарайской святыне приходили со всей России: крестьяне и ремесленники, торговцы и военные, деятели культуры и искусства. Перед чудотворным образом Николы Зарайского молились преподобный Сергий Радонежский, Великие Московские князья Иван III, Василий III, царь Иван Грозный, царь Василий Шуйский, наследник Российского престола будущий царь Александр II со своим учителем В.А.Жуковским, Великий князь Сергей Александрович и многие другие.
Особая страница в истории Зарайска – эпоха Смутного времени. В ту пору зарайским воеводой служил будущий спаситель Отечества – князь Д.М.Пожарский. По молитвам настоятеля Никольского собора протопопа Димитрия и князя Д.М.Пожарского перед чудотворным образом город Зарайск оставался верен законной власти и не присягнул самозванцу Лжедимитрию. В благодарность Чудотворцу царь Василий Шуйский украсил зарайскую икону ценным окладом. Протопоп Димитрий участвовал в заседаниях Земских соборов 1613 года и был в составе посольства в Кострому, к избранному царю Михаилу Романову.
После закрытия храмов зарайского кремля в 1920-х годах икону взяли в местный краеведческий музей. В 1966 году московские искусствоведы, посетив музей, объявили, что старинная икона нуждается в срочной реставрации и вывезли ее в Москву, в Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Тогда же сотрудники музея сделали экспертизу и установили дату написания иконы. По их мнению, в Зарайске хранился один из самых ранних списков не дошедшей до нас древней иконы Николы Зарайского, ориентировочно, конца XV- начала XVI вв. После длительной реставрации икона стала экспонатом Музея им. Андрея Рублева.
С возрождением церковной жизни верующие, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, начали добиваться возвращения святыни в Зарайск. Неоднократно составляли обращения, собирали подписи, отправляли прошения в разные инстанции. Идею возвращения иконы всегда поддерживали власти города и района. За возврат иконы высказывались руководители Московской области, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутаты Государственной и Московской областной Дум, активисты многих российских партий и движений, видные деятели культуры и искусства.
Лишь однажды, за многие десятилетия пребывания вдали от Зарайска, икона была привезена в наш край. Это произошло в 1996 году, во время празднования 850-летия города, благодаря совместным усилиям Администрации города, Зарайского благочиния и широкой поддержке общественности. В течение 2 суток икона была выставлена в Иоанно-Предтеченском соборе зарайского кремля, и тысячи верующих смогли помолиться перед святым образом.
Однако затем икону вновь увезли в Москву, и новые обращения зарайцев по возвращению иконы встречали лишь отрицательный ответ. Свои отказы руководители Музея им. Андрея Рублева и Министерства культуры мотивировали отсутствием в Зарайске необходимых условий для хранения и сохранности древнего образа.
Но зарайцы не теряют надежду, и делают все возможное для возвращения святыни. Проблема возвращения чудотворного образа постоянно обсуждается печатными СМИ, радио и телевидением. В свет выходят брошюры о зарайской святыне, вопрос возвращения чудотворной иконы поднимается на региональных научно-практических и богословских конференциях.