чуфут кале монастырь рядом
Свято-Успенский монастырь и Чуфут Кале: что посмотреть и как добраться
В Бахчисарай путешественники едут, конечно, за экзотикой Ханского дворца. Не стоит при этом забывать, что вокруг города есть очень много живописных и исторических мест, которые стоит увидеть своими глазами. В этой статье разберемся, что посмотреть в окрестностях Бахчисарая, как спланировать свой маршрут, а также увидим красоты двух самых топовых бахчисарайских «горных» достопримечательностей.
Маршруты по окрестностям Бахчисарая
Идеальный маршрут на 1 день
Чаще всего путешественники осматривают Ханский дворец и затем отправляются в Свято-Успенский монастырь и пещерный город Чуфут Кале. Это идеальный вариант, если у вас в Бахчисарае запланирован только 1 день. Можно приехать сюда из Симферополя, Севастополя или Ялты на общественном транспорте (или арендованной машине): эти города ближе всего находятся к Бахчисараю, и поездка не займет много времени. Стоит учесть возможность организованной экскурсии из Ялты или Севастополя, что тоже весьма оптимально по времени и возможностям увидеть все самое интересное в сопровождении рассказа гида.
Маршруты на несколько дней
Если же вы решили изучить тему Бахчисарайских окрестностей досконально и запланировали несколько дней, то тогда, помимо монастыря и Чуфут Кале вы сможете увидеть
С помощью организованной экскурсии, например, можно посетить сразу два монастыря (Успенский и Качи-Кальон) и Чуфут Кале. Узнать подробности.
В долине реки Чурык-Су находятся невероятной красоты меловые скалы причудливых форм, их прозвали долиной Сфинксов. Прогулку по долине с посещением обзорных площадок и захватывающим рассказом гида можно забронировать здесь.
Крепость Тепе-Кермен, которую поэтично называют крепостью в Поднебесье, находится в 7 километрах от Бахчисарая на вершине горы Тепе-Кермен.
Мангуп Кале — одна из эпичнейших достопримечательностей с руинами дворца. Находится она в 20 километрах от Бахчисарая, недалеко от села Залесного.
Следующие красоты и артефакты в горах — примерно на полпути к Севастополю. Можно устроить себе стоянку в одном из селений, или же ездить сюда из Бахчисарая (или из Севастополя, который ближе, тоже хороший вариант).
Город крепость Эски-Кермен предлагает целый набор достопримечательностей:
Недалеко от деревни Скалистое находится гора Бакла, на которой расположилось Баклинское городище.
Треккинг по Большому каньону лучше совершать в сопровождении опытного гида. Вы увидите невероятные обзорные площадки и восхититесь красотой мест. Подробнее об экскурсии
Как добраться в Чуфут Кале
Посещение пещерного города Чуфут Кале удобнее всего планировать из Бахчисарая. Как добраться в Бахчисарай, рассказываю здесь.
Из Бахчисарая к Успенскому монастырю и Чуфут Кале можно дойти пешком:
Если хотите поберечь силы и время, тогда вам — на маршрутку №2 (Больница — Староселье). Ехать нужно до конечной остановки под названием Староселье. Маршрутка заезжает на Привокзальную площадь, что очень удобно для всех, кто приезжает в Бахчисарай на поезде (станция буквально в квартале отсюда), так что можно начать изучение достопримечательностей с гор, а потом уже спуститься в город.
Если же вы начали осмотр Бахчисарая с Ханского дворца, тогда прямо у дворца садитесь в маршрутка № 2, она довезет вас до начала дороги в Успенский монастырь и Чуфут Кале. Дальше наш путь лежит по балке Марьям-Дере, и первым бонусом на нашем пути станет Свято-Успенский монастырь.
Напоминаю, что в Крыму по объективным причинам найти жилье на привычных нам сервисах бронирований невозможно. Но ЗАБРОНИРОВАТЬ КВАРТИРУ можно по адекватной цене на российском сервисе. Тысячи вариантов!
На карте я обозначила все важные точки, а остановки маршрутки — красным цветом. А еще предлагаю скачать все метки для путешествия в Бахчисарай и по Южному берегу Крыма здесь.
Свято-Успенский монастырь
В ущелье Марии (Марьям-дере) расположилась жемчужина бахчисарайских окрестностей — Свято-Успенский монастырь. Его история начинается с VII века, когда греческие монахи основали здесь Успенскую церковь.
По местной легенде, именно в здешних скалах произошло явление чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии. Ее нашел пастух, икону перенесли к местному князю, но она все возвращалась и возвращалась на то место, где ее обнаружили. Это был красноречивый знак, что место это выбрано для храма.
В годы турецкого владычества церковь пережила упадок: состоялся исход христиан из этих мест (они основали город Мариуполь, куда и перевезли икону). Но после Крымской войны вокруг церкви стал отстраиваться монастырь.
В годы советской власти монастырь был закрыт, его возрождение началось с 1993 года.
Сейчас это очень популярное место для паломников и туристов.
Пещерный город Чуфут Кале
В окрестностях Бахчисарая много пещерных городов, но Чуфут Кале пользуется особой популярностью не только потому, что сюда просто и удобно добраться. Это еще и самый сохранившийся пещерный город в окрестностях.
Историки считают, что возник Чуфут Кале в IV-VI веках. Основало его племя сармато-аланов. По прошествии нескольких веков город превратился в мощную крепость, неоднократно осаждаемую татарами. Но покорить ее им удалось только в конце XIII века. В эпоху Крымского ханства татары покинули крепость, и здесь обосновались караимы. Отсюда и возникло название города: Чуфут-Кале значит «иудейская крепость».
Татарские ханы держали в здешних тюрьмах важных и знатных пленников: русские князья и воеводы, даже один польский гетман томились здесь в ожидании, когда за них заплатят выкуп.
Все экскурсии по Бахчисараю и пещерным городам
Караимская кенаса XIV века — молитвенный дом караимов.
А продолжаем гулять по территории пещерного города.
Дюрбе (мавзолей) Джаныке-ханым умершая в 1437 году. Дочь хана Тохтамыша, довольно влиятельная и мудрая правительница.
Когда вы гуляете по Чуфут Кале, не забывайте смотреть по сторонам.
Здесь много обзорных площадок, виды с которых прекраснее древнее памятников (ИМХО).
Скачать метки для карт маршрутов по городам Крыма, а также трекинговые маршруты
Чауш-Кобасы — подвальные помещения богатой караимской усадьбы XVII века.
Усадьба Авраама Самуиловича Фирковича (1787-1874), известного караимского ученого-гебраиста. Он изучал иврит, а также написал очень спорный труд о караимском учении.
От усадьбы открываются потрясающие виды на пещеры средневекового города
Все экскурсии по Бахчисараю и пещерным городам
Дом Чал-Борю (Седой волк) восемнадцатого века.
Оборонительные стены VI-XV века
На территории городища двадцать лет назад был найден клад с монетами общим весом почти 5 килограммов.
Пещерный город Чуфут-Кале и Свято-Успенский пещерный монастырь
Некоторые могут сказать: «Опять в горы? По жаре? Это же тяжело!». Не стоит волноваться, подниматься на гору вам не придётся. Я всё уже сделал за вас! Вам остаётся только любоваться красотами. Да что я говорю! Конечно же, личное присутствие и созерцание собственными глазами не заменит никакого рассказа и фотографий. Тем не менее, я постарался сделать их побольше и с разных сторон, чтобы хоть как-то передать всю красоту и величие окружающего мира.
Ну а пока мы ждали экскурсовода, было 5 минут времени, чтобы присмотреть себе какой-либо сувенир на память. Интересное одеяло с котом. Вот только тащить его в гору и назад, да и везти домой – дело не из простых. Взял себе магнит на холодильник. Некоторые, видев мои предыдущие фотографии, скажут «Ну вот! Везде он найдёт котов!». Я их не ищу, они сами меня преследуют. Куда не зайду – везде коты. Даже в горах.
Начинаем подъём по дороге, ведущей к Свято-Успенскому мужскому монастырю. Справа от нас крутая скала, а слева – большой каньон, по другую сторону которого виднеются горы. Не стоит думать, что они близко – эти фотографии сделаны с большим увеличением. До них ещё идти и идти. Через некоторое время подъёма, начал виднеться монастырь.
Монастырь основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII века. Православный Свято-Успенский мужской монастырь расположен в урочище Мариам-Дере (Ущелье Марии) рядом с Бахчисараем. Вдоль отвесной стены скалы высоко вверх тянутся лианы какого-то растения.
Как добраться?
Территория монастыря большая. Простирается через всё ущелье на другую его сторону. Часть построек находятся прямо в скале, как вы уже видели из предыдущих фотографий. Лестница, ведущая в храм – достаточно длинная, чтобы подняться наверх придётся запастись терпением. Ну а мы пока проходим мимо, надо нам успеть попасть на другую сторону ущелья, вот к тем домикам на вершине скалы. Но мы ещё сюда вернёмся на обратном пути.
Жаркая погода. Закончилась тенистая тропинка, дальше пришлось идти по открытой местности, наполненной морем солнечного света и разнообразных луговых цветов.
Ну вот, почти пришли, осталось немного подняться вверх. Оглянемся назад и посмотрим, сколько мы уже прошли. Да, мы уже далековато ушли.
Ну, вот мы и на месте. Здесь и есть Чуфут-Кале – средневековый город-крепость, появившийся предположительно в V – VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. Как видно, до сих пор сохранились многочисленные пещеры, вырубленные в скале.
Это комплекс пещерных сооружений в районе Южных ворот. Южная оборонительная стена с воротами Кичик-калу («Малые ворота») была построена не ранее XVI – XVII веков. Здесь расположен комплекс пещерных сооружений (32 помещения), расположенных по обе стороны от дороги, ведущей в город. Комплекс пещер, расположенных в несколько ярусов, разделён на две части Южной оборонительной стеной. Судя по скальным вырубкам, изначально стена располагалась на 20 м выше и проходила по кромке обрыва.
Вероятно, комплекс пещерных сооружений функционировал как монастырь. В одном из помещений располагался христианский храм, позже разрушенный в результате расширения пещер. В другом помещении располагалась трапезная. Монастырь возник не ранее XI – XII вв., и прекратил своё существование в XV в., когда город стал столицей Крымского ханства. После сооружения Южной оборонительной стены пещеры комплекса, очевидно, функционировали как жилые и хозяйственные помещения.
Со стороны стены открывается потрясающий вид на ущелье.
Домики, что на вершине скалы – это караимские кенассы. Кенассы – это караимские молельные дома. Все они здесь расположены в одном дворике. Слева от входа – Большая, справа – Малая. Оба храма представляют собой прямоугольные в плане здания, перекрытые двускатной черепичной крышей. Предположительно Большая кенасса была сооружена в XIV ы., а Малая – в конце XVIII в., когда караимская община Мангупа перебралась на Чуфут-Кале. Перед Большой кенассой находятся остатки миквы – фонтана для ритуальных омовений.
Кенассы ориентированы на юг. Перед входом расположен открытый притвор – азара. Внутренние помещения разделены на три части. Сразу у входа расположено Мошау-зекеним – «седалище стариков». Большой зал назывался Шулхан – «место для прихожан». Алтарная часть – Гехал – расположена в дальней части храма.
Руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша на территории Старого города.
Погода смилостивилась и немного прикрыла тучами солнце. Тучи были настолько хмурыми, что я ожидал сильный дождь. Но нам повезло, дождя не было, тучи вскоре разошлись.
За мавзолеем Джанике-ханым есть красивое место – крутой обрыв, с которого открывается великолепный вид на ущелье. Никаких стенок и ограждений нет, так что не стоит стоять на самом краю, особенно в тёмное время суток. Я всё же подошёл поближе, чтобы запечатлеть эту красоту здешних мест.
Потрясающий вид! Облака здесь непривычно низко над головой. Не удивительно, ведь мы так высоко поднялись. А ещё говорят, что если прикоснуться к этому дереву за мавзолеем и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Вот только когда – никто сказать не может.
Чауш-Кобасы – подвальное помещение богатой караимской усадьбы XVII в.
Проходим через Южные ворота и спускаемся в ущелье.
На обратном пути останавливаемся у Свято-Успенского монастыря, чтобы набрать воду и полюбоваться его красотой. Побывать внутри, к сожалению, не удалось. Был уже вечер, поэтому было уже поздновато для этого.
Пещерный монастырь VII – XIX вв. Успенская церковь вырублена в скале на краю отвесного обрыва в VIII в. По преданию, здесь в день Успения Богоматери была явлена чудотворная икона Божьей матери. Местные жители устроили на этом месте храм и установили в нём святыню. После захвата полуострова ордынцами многие монастыри прекратили своё существование. Успенский же сохранился и с конца XV в. стал центром православия в Крыму.
Далее мы отправились в Бахчисарай, чтобы немного подкрепиться в одном из кафе. На территории кафе было удивительно красиво. Работал фонтан. К моему столику подошёл кот и сел рядом. Посмотрел на меня своим добрым взглядом, поздоровался на своём кошачьем языке. Я его угостил курочкой. Он остался доволен, я тоже. Затем мы поехали в Песчаное – так и закончился этот замечательный день.
На карте зелёной точкой обозначено местоположение Свято-Успенского пещерного монастыря, синей точкой обозначено положение пещерного города Чуфут-Кале.
Монастырь и пещерный город Чуфут-Кале на картах:
Яндекс
Google
OpenStreetMap
Большой Крым — 2014. Часть 12 (Бахчисарай. Пещерный монастырь и Чуфут-Кале)
ПочтиСарай и Чутьфу в скале!
Бахчисарай оказался большой изюминкой, спрятанной от глаз оголтелых туристов в глубине Крыма. И после посещения ханского дворца продолжил нас радовать и удивлять. Я думаю, это не единственные места, которые он приготовил для исследователей полуострова, но то, что мы увидели дальше просто нас поразило!
Успенский пещерный монастырь! Помните, мы уже бывали в подобных местах, там, внизу, в Инкермане. Но этот показался ещё грандиознее, ещё величественнее.
Скажу, что по пути к монастырю нас то и дело останавливали местные ребята, татары, завлекая нас к себе перекусить, погостить, оставить автомобиль. Говорили, что дальше парковок не будет. Были. Очень гостеприимный и жизнерадостный народ, что ещё скажешь. А когда очередной из них вышел на дорогу и глядя на приближающийся Грейт Волл радостно закричал: «О, Адыгея!» — я просто разомлел. Ничего себе, и тут адыгейцы, земляки! Но это был татарин, который, видать, выучил все регионы… или хотя бы наш, первый! Монастырь уже был близок, но я ехал сюда впервые, и не знал, где лучше оставить машину, да и вообще не хотел её оставлять. Но дружок мне в очередной раз сказал, что дальше ехать не стоит, парковок не будет и предложил покушать у них, а автомобиль оставить у его кафе. Пообещав вернуться и покушать мы спешились и пошли в монастырь. Кстати нам предложили экскурсию и на автомобиле, что-то стали мне рассказывать за горы, бездорожье и т.п., профессионально навязывая свой транспорт и гида. Я был откровенно удивлён, и даже посмотрел на свой автомобиль, а точно я приехал на внедорожнике? Они (экскурсоводы) тоже опешили. Воспользовавшись ситуацией я с семьёй ретировался, но не в сторону кафе. Нас ждал пещерный монастырь! Только фотоаппарат мы забыли. =( Посещение бесплатное!
А что нам скажет товарищ Википедия? Свято-Успенский пещерный монастырь — православный монастырь в Крыму. Расположен в урочище Мариам-Дере (Ущелье Марии) вблизи Бахчисарая. Кроме монастырского комплекса, на прилегающей территории находится кладбище воинов, павших во время Крымской войны 1853—1856 годов.
Монастырь основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII века. В XIII—XIV веках на некоторое время прекратил свою деятельность, затем в XIV веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения в 1475 году, Успенский монастырь стал резиденцией митрополитом Готсфских. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. С XV по XVIII век Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма.
В 1778 христианское население покинуло Крым. Выходцы из греческой деревушки Мариамполь, существовавшей у подножия Успенского монастыря переселились в город, позднее известный как Мариуполь. С 1781 года монастырь действовал как приходская церковь, возглавляемая греческим священником.
В 1850 году была возобновлена монашеская община с учреждением Успенского пещерного скита. К началу XX века на территории обители было пять храмов: Успенский пещерный храм, пещерный храм евангелиста Марка, храм Константина и Елены, кладбищенский храм Георгия Победоносца, церковь сятителя Иннокентия Иркутского. Кроме того, были сооружены несколько братских корпусов, дом настоятеля, дома для паломников, устроены фонтаны и фруктовый сад, где в 1867 году была построена Гефсиманская часовня. В монастыре проживало более 60 человек монахов и послушников. Имелось подворье в городе Симферополе и киновия святой Анастасии, находившаяся в долине реки Качи.
Во время Первой обороны Севастополя в Крымской войне в 1854—1855 годы в кельях, доме паломников и других строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище.
В 1921 году монастырь был закрыт советскими властями. Имущество монастыря разграблено, монахи расстреляны.
Во время Великой Отечественной войны здесь размещался военный госпиталь. На монастырской территории находится братская могила советских воинов.
В послевоенное время на территории монастыря размещался психоневрологический диспансер.
В 1993 году возвращён Украинской православной церкви. Восстановлены три из пяти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля, колокольня, обустроен водный источник, реконструирована лестница.
Настоятелем монастыря с 13.06.1993 является архимандрит Силуан.
Относительно основания монастыря существует три предания.
Согласно первому на месте монастыря пастухом была найдена икона Богородицы, которая при перенесении на новое место каждый раз возвращалась на скалы, где была обретена. Люди поняли, что здесь необходимо устроить храм и, поскольку обретение состоялось 15 августа (праздник Успения Богородицы), назвали его Успенским.
Второе предание говорит о том, что на жителей округи нападал злой змий. Однажды, после усердных молитв Богородице, на одной из скал люди заметили горящую свечу. Прорубив к ней ступени, жители нашли икону Богородицы и лежащего перед ней мёртвого змия.
Третье предание считает, что икона Богородицы, обнаруженная на скалах ущелья, перенесена туда из византийского монастыря близ Трапезунда.
Выйдя из монастыря, мы отправились дальше, в Чуфут-Кале — средневековый город-крепость, расположенный рядом с монастырём.
Путь казался не близким, а может просто дочка всю дорогу скулила от крымской жары и постоянного подъёма. Когда же мы пришли она моментально забыла об усталости и стала бегать тут и там, рассматривая и по-детски восторгаясь диковинным пещерным городом. Посещение платное, узнав цены, хотели повернуть обратно, но увидев обратный путь, дерзнули и пошли. И не пожалели!
Википедия, в студию! Город возник предположительно в V—VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. Вероятно, что в ту эпоху он носил название Фуллы. Город с таким названием встречается в различных источниках, но историки однозначно не могут определить, какое из известных ныне городищ ему соответствует. Население города в этот период состояло в основном из алан.
В эпоху господства в Крыму кыпчаков город перешёл под их контроль и получил название Кырк-Ер.
В 1299 году Кырк-Ер был взят штурмом и ограблен ордынской армией эмира Ногая. В XIII—XIV веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского Юрта Золотой Орды. Начиная с XIV века в городе стали селиться караимы и к моменту образования Крымского ханства они, скорее всего, составляли уже большую часть населения города. Способствовали этому ограничения на их проживания в других городах крымского ханства.
Кырк-Ер был резиденцией первого хана независимого Крыма Хаджи I Герая. Менгли I Герай основал новый город на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик и ханская столица была перенесена туда. В крепости остаются жить лишь караимы и небольшое количество крымчаков. В XVII веке топоним «Кырк-Ер» сменяется на «Чуфут-Кале» (в переводе «иудейская/еврейская крепость» с негативным, презрительным смысловым оттенком). Во времена Крымского ханства крепость была местом содержания высокопоставленных военнопленных, там же располагался и государственный монетный двор.
После вхождения Крыма в состав Российской империи ограничения на проживание караимов и крымчаков были отменены, и они стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. В крепости осталась жить лишь семья смотрителя.
В настоящее время большая часть Чуфут-Кале находится в руинах.
Скажу вам, что такое наслоение культур в конечном итоге оказало на этот город такое влияние, что разобраться в нём, прочувствовать энергетику, атмосферу той или иной эпохи с бою не удастся. Вот бы остаться здесь на недельку, погостить, среди духов =) врасти эмоционально в якобы ушедший в прошлое пласт времени… Жаль, но это было не в наших силах!
В западной, самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения, руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки. Также хорошо сохранились две кенассы (караимских храма) и одна жилая усадьба, состоящая из двух домов. Кенассы сейчас реставрируются караимской общиной, а в жилой усадьбе расположена экспозиция, рассказывающая о культуре караимов. В восточной части города находилось множество жилых домов, а также не сохранившийся до наших дней монетный двор, где чеканились крымские монеты. В одной из усадеб, постройки XVIII века, жил до конца своих дней известный караимский ученый Авраам Самуилович Фиркович (1786—1874).
На этом наше путешествие в Бахчисарай закончилось. Поездкой сюда мы остались чрезвычайно довольны. Пришло время вернуться в Ялту, а затем и на Родину. Читайте об этом в последней, заключительной серии о Большом Крыме!