чуркинский монастырь в астраханской области мироточат иконы
В монастыре под Астраханью замироточили 59 икон
Затем начали «плакать» остальные иконы. В ноябре маслянистые выделения появились на образах Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Всего на сегодняшний день в обители мироточат 59 икон.
Монахи и послушники собирают миро с икон и отправляют его в Казанскую церковь, расположенную в областном центре. Считается, что «слезы» святых икон помогают верующим исцелиться от различных недугов и обрести душевный покой.
По словам священнослужителей, однозначного ответа на вопрос, почему мироточат иконы, не существует.
— Возможно, грядут перемены или серьезные испытания, и таким образом Господь укрепляет людей в вере. Есть также мнение, что иконы начинают мироточить там, где люди потеряли веру в Бога, и потому он посылает им такие сигналы, — считает монах Митрофан.
Кандидат исторических наук, сотрудник Южного научного центра РАН Алла Шадрина уверена, что мироточащие иконы — это своеобразный религиозный феномен, который не поддается рациональному объяснению.
А простые верующие — жители села Большой Могой уверены, что чудо связано с историей Высокогорской Успенско-Николаевской Чуркинской пустыни. Впервые в документах она упоминается еще в 1568 году. В 1919 году монастырь закрыли, а в стенах подсобных помещений был образован детский интернат. В 1930 году были снесены колокольня и собор обители, кирпич от которых возили в поселок имени Володарского для строительства рыбокомбината. Впоследствии в здании обители располагались интернат, санаторий, туберкулезная больница и даже психбольница, которая была закрыта в начале 90-х годов. Возрождаться обитель стала только в 2004 году.
В монастыре под Астраханью замироточили три иконы (ВИДЕО)
Астрахань, 30 августа 2016 г.
Сильное благоухание разливается по всей церкви. Монах Митрофан, наклонившись к святыням, вдыхает нежные ароматы и разъясняет — у Животворящего Креста — древесный запах, чем-то напоминающий сандал. Запах чистоты — от иконы Царственных мучеников, ведь это — настоящая семья, пятеро детей и их родители.
Успение Божьей Матери написано на металле. Она считается престольной — ведь в этой обители когда то был выстроен величественный Успенский собор. Теперь о разрушенной святыне напоминает памятный Крест. Рассказ прерывается, в монастыре даже в будний день одни паломники сменяют других.
«Подъехали — паром нас ожидал. Место святое. Сын у нас идет в первый класс, приехали показать ему достопримечательности, потому что иконы плачут. Думаю, они плачут не просто так», — говорит паломник Олег Кузнецов.
По мнению Олега Кузнецова — это особый знак. Пришло время возродиться знаменитой обители, которая когда то была в одном ряду со знаменитыми Оптиной и Глинской пустынями. К тому же, по дороге они увидели церковь Трех Святителей в селе Большой Могой — даже разорение и пожар не смогли полностью разрушить мощные каменные стены кружевного красавца — храма. Теперь паломники молят Божью Матерь и святых о её восстановлении. Впрочем, каждый обращается к мироточащим образам со своей просьбой.
«Просим, как все обычные христиане, здоровья, благополучия, счастья в семье. Но, в принципе, чтобы было не только в нашей семье, а во всех семьях», — делится паломница Елена Кузнецова.
«Обращение к святым иконам даёт человеку приближение к Богу. Как бы ключ, через который мы можем достичь Царствия Небесного. И своим обращением к ним просим того, чего у нас не хватает в жизни. Самое большее, чего у нас в жизни не хватает у всех, Божьей любви», — говорит послушник Владимир.
Здесь каждый получает утешение, вымаливают семейное счастье, спутников жизни, детей. Но главное — многочисленные паломники уже убедились в исцеляющем эффекте мироточащих икон. Одна из женщин избавилась от рассеянного склероза после молитвы и помазания миром — ароматными чудесными капельками. И это далеко не единичный случай.
«Один насельник монастыря — у него были туберкулезные каверны на легких в застаревшей форме и не зарастали совсем. Я ему дал маслице с вкраплением мира и сказал, чтобы он натирал в районе легкого. Ему должны были давать первую группу инвалидности, а он поехал, а с него вообще сняли все группы. Его исследовали, собрали консилиум — легкие у него все затянулись и остались только спайки», — рассказывает монах Митрофан.
С чем связан этот феномен, не знают ни ученые, ни священнослужители. Однако, паломники и насельники Чуркинского монастыря уверены — сегодня не только «заживают» старинные стены, но оживают и человеческие души, потянувшиеся к вере.
Такое явление как мироточение в Чуркинской обители наблюдают с июня 2014 года. Первые иконы заплакали 22 июня, в день начала Великой Отечественной Войны.
Чуркинский монастырь в астраханской области мироточат иконы
Необъяснимое чудо произошло в Чуркинском монастыре – в течение лета друг за другом замироточили семь икон. На данный момент мироточат уже больше 60-ти.
Первой замироточила икона Святых царственных мучеников, на которой изображены семь фигур царской семьи Романовых. “Слезы” пошли на образах царя Николая и царицы Александры. Благовонное масло текло с головы и до шеи. Это заметили 22 июня послушники Чуркинской обители. Примечательно то, что чудо мироточения совпало с днем начала Великой Отечественной войны. Тогда, в 1941 году, 22 июня тоже выпало на воскресенье. Такие совпадения выпадают редко, – поделился наблюдениями иеромонах Николай.
В день убиения святых Ипатьевских мучеников, который отмечается 17 июля, замироточили и остальные образы этой иконы.
Все чудеса сопровождались многозначительными совпадениями и знамениями. А 7 августа, в день обстрела храма Божией Матери в центре Луганска, замироточил и голгофский крест.
Так называемые “слезы” появились и на голгофском кресте, изображающем распятие Иисуса Христа. Образ Спасителя мироточил дважды. Впервые чудо произошло вечером 7 августа. Как потом оказалось, в это же время около 19.30 неизвестные обстреляли храм Божией Матери в центре Луганска. “Миро текло почти по всему образу Христа, и даже с его нимба, который сделан из металла. А 26 августа образ замироточил вновь. На этот раз масло лилось из мест, где были вбиты гвозди в тело Христа – на руках и ногах”, – рассказывает иеромонах Николай.
Несмотря на то что Чуркинская пустынь расположена в семидесяти километрах от Астрахани и надо ехать через паром у села Большой Могой, еженедельно сюда приезжает множество паломников. А произошедшие в монастыре чудеса стали привлекать еще больше верующих. «Как только я услышала об этом, сразу отправилась посмотреть на иконы. От них исходит такая благодать, которую нельзя передать словами. Я расцениваю это чудо как знак свыше. Бог готовит нас всех к какому-то важному событию». В Чуркинском монастыре уже были зарегистрированы три случая исцеления.
Чуркинская пустынь появилась в конце 16 века как подворье Спаса-Преображенского монастыря. В 1762 году из подворья она превратилась в самостоятельную обитель. В 1919 году монастырь закрыли, а в стенах подсобных помещений был образован детский интернат. В 1930 году были снесены колокольня и собор обители, кирпич от которых возили в поселок им. Володарского для строительства рыбокомбината. Сломанной оказалась большая часть зданий в обители. Здесь же впоследствии располагались то интернат, то санаторий, то туберкулезная больница. Последней в оставшихся от монастыря помещениях находилась психбольница, которую закрыли в начале 90-х годов. Возрождаться обитель стала только в 2004 году.
О чуде мироточения:
«В Чуркинском монастыре мироточат 59 икон»
«Чудо в астраханском Чуркинском монастыре»
Достоевский и Астрахань: к 200-летию писателя
Ольга Кузовлева: «Говорить миру о нашей любви к Хлебникову и увлекать за собой»
Счастливого ноября! Несколько ярких событий на конец осени
Игра со смертью
Шерстяная акварель, декупаж и другие находки для рукодельниц Астрахани
Чуркинский монастырь как Астраханское чудо
История удивительного места
В Володарском районе Астраханской области находится Чуркинский монастырь, где мироточат иконы и исцеляются люди. Это место с удивительной энергетикой наполнено светом и добром. Однажды нам удалось посетить монастырь, с тех пор мы постоянно сюда возвращаемся, чтобы помолиться и просто побыть на этой благостной земле.
На днях в монастыре произошел пожар — сгорел весь зимний запас сена (400 рулонов). Мы не смогли остаться в стороне, поэтому решили рассказать историю о Чуркинской обители, чтобы все неравнодушные не остались в стороне от этой беды.
История монастыря началась в далеком 1568 году. Тогда нынешний Чуркинский остров был передан во владение Астраханскому Троицкому монастырю. По монастырскому преданию, первую церковь в середине XVI века здесь построил основатель Троицкого монастыря, преподобный игумен Кирилл. Церковь была освящена в честь святителя Николая Чудотворца, покровителя всех по морю плавающих.
В XVII веке Чуркинский учуг перешёл во владение Астраханского Спасо-Преображенского монастыря. В 1670-х годах здесь появился новый необычный насельник — принимавший участие в казни священномученика Иосифа, митрополита Астраханского. Палач Ларька, жегший его на костре, неожиданно получил вразумление через болезнь, и, осознав, что наказан за грехи, удалился от всех сюда, в низовье Волги, выкопав себе пещеру на бугре, стоявшем близ учуга. Подвизавшись многие годы в посте и молитве пещерник Чурка скончался здесь, и погребён был монахами.
С этого времени вслед за ним и другие подвижники стали рыть пещеры в бугре. В начале XVIII века и саму Никольскую церковь перенесли на «Высокую гору» – как в народе называли Чуркинский бугор, за его превосходство над всеми другими буграми в округе. Так за монастырем закрепилось название Чуркинский.
В 1762 году при епископе Астраханском Мефодии (Петрове) Чуркинская пустынь из подворья Спасо-Преображенского монастыря превратилась в самостоятельную обитель. При этом же архиерее пустынь пережила свой первый расцвет. Были выстроены каменный Никольский храм и каменная ограда с четырьмя башенками. При монастыре был богатый виноградный сад и большое стадо из лошадей местной «Архиерейской» породы.
Благоденствие обители продолжалось до 1806 года, когда рыболовные воды, принадлежащие ей, были отобраны в казну. Монастырь оскудел, так что шли разговоры о целесообразности его дальнейшего существования.
Новый расцвет обители был связан с именем архимандрита Евгения, назначенного её настоятелем в 1840 году. Это был замечательный человек, старец, за советом и помощью к которому тянулись люди со всей Астраханской губернии и даже из других уголков России.
Начиная свой духовный путь, старец Евгений отправился в Киев, чтобы поклониться святым Киево-Печерским угодникам, нетленно здесь почивающим, и получить благословение на монашество.
Вняв слезной мольбе, Господь направил его в Китаевскую пустынь, где подвизался прозорливый старец Досифей. Старец благословил его в Саровскую пустынь, и будущий архимандрит Евгений смиренно подчинился этому благословению, отправившись в Саров.
Знаменательно, что шел он по тому самому пути, по которому незадолго до него следовал благочестивый юноша Прохор Мошнин, тоже получивший благословение у этого старца на поступление в Саровскую пустынь. Этот благочестивый юноша стал впоследствии знаменитым старцем Серафимом Саровским.
Первые годы в Саровской пустыни Прохор Мошнин и будущий архимандрит Евгений провели вместе. Почти в одно время они были пострижены: 13 августа 1786 года послушник Прохор Мошнин был пострижен с именем Серафим, а 26 марта 1787 года в Великую Пятницу будущий настоятель Чуркинский обители был пострижен с именем Евгений, в честь одного из семи святителей Херсонес-Таврических.
Но с этого времени разошлись духовные пути двух иноков Саровской пустыни. Монах Серафим остался здесь, а монаху Евгению был уготован иной путь в иные земли – в Астрахань, чтобы стать впоследствии светильником этого края.
Старец Евгений был известен своими предсказаниями, которые сбывались. Но не только этим прославился он. Здесь в Чуркинской пустыни, совершилось немало случаев его чудесной помощи.
В 1847 году, в прикаспийских степях, была страшная эпидемия холеры. И так же, как в 1806 году, народ устремился за помощью в монастырь, к старцу Евгению. Изможденные, уже не имеющие сил люди, ползком устремлялись от пристани к обители, и только достигнув ног старца, тотчас получали исцеление.
Был еще один поразительный случай. Одного местного крестьянина поймали за рубкой монастырского леса. Старец Евгений, всегда отличавшийся мягкостью и милосердием, определил виновному такое наказание: рассадить на указанном им месте порубленные деревья и поливать их в течение двух недель. Крестьянин так и сделал. И чудо! Эти деревья принялись, и до сих пор можно любоваться остатками этой чудесной аллеи, тянущейся от входа в обитель на запад к речке Быстрой.
Скончался старец архимандрит Евгений 17 декабря 1850 года, и с тех пор не прекращался поток верующих на его могилу.
При преемнике старца Евгения — архимандрите Паисии (1854-1867) в монастыре был выстроен величественный Успенский собор и были возвращены прежние монастырские рыболовецкие воды. Архимандрит Паисий был воспитанником Глинской пустыни и стал приводить устав Чуркинского монастыря в соответствие с её уставом.
То, что начал архимандрит Паисий, было продолжено при архимандрите Македонии (Жирове) (1900-1914), также выходце из Глинской пустыни, который привёз с собой на Чурку несколько десятков монахов. Кроме того, этих монахов посылали в другие астраханские мужские монастыри, для укрепления в них монашеского духа.
В 1910 году при монастыре был основан Иоанно-Предтеченский скит. Настоятель его, иеромонах Досифей (Кузьмин) позже последний архимандрит монастыря, был старец высокой жизни, молитвенник. Здесь имелся свой кирпичный завод, различные мастерские, сады и виноградники, многочисленное поголовье скота. Дорога от монастыря до села Большой Могой, где находилась пристань, была выложена из кирпича, следы ее можно видеть до сих пор.
В 1910-1916 годы Чуркинский монастырь поддерживал работу плавучего храма в честь святого Николая Мирликийского. В приход плавучего храма входили поселки, спонтанно образовавшиеся в устье Волги, и некоторые прибрежные села.
Богатство обители, в первую очередь, обеспечивал труд её насельников, которых в начале XX столетия насчитывалось около 150 человек. Когда монастырь в 1919 году закрыли, ни местное сельское общество, ни расположенный в его стенах детский интернат не знали, что делать со столь обширным хозяйством. Инвентарь ржавел под открытым небом, сады чахли, огород зарастал, помещения рушились на глазах.
В 1930 году были снесены колокольня и собор обители, кирпич от которых возили в поселок им. Володарского для строительства рыбокомбината. Сломали в то время и все здания скита, и большую часть зданий в обители. Здесь же впоследствии располагались то интернат, то санаторий, то туберкулезная больница. Последней в оставшихся от монастыря помещениях находилась психбольница, которую закрыли в начале 90-х годов.
Весной 2004 года началось возрождение монастыря. Чудо произошло в 2014-м, когда 22 июня замироточила первая икона – Святых Царственных Мучеников. “Слезы” пошли на образах царя Николая и царицы Александры. В день убиения святых ипатьевских мучеников замироточили и остальные образы этой иконы, которая была написана астраханским художником Владимиром Воронковым.
Затем начали мироточить остальные иконы. В ноябре 2015 года капли появились на образах Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Всего в обители мироточили 65 икон.
Сегодня при монастыре действует Дом временного пребывания для алкоголе- и наркозависимых. Подопечные прибывают в монастырь, трудятся на послушаниях, получают от монастыря питание и рабочую одежду.
Но больше всего в монастыре притягивает людей могилка старца архимандрита Евгения. На этом месте многие уже получили исцеление, помощь в своих сложных житейских ситуациях. Чувствуют люди и молитвенную помощь других монастырских старцев, которых здесь погребено немало.
Да и сама часовня имеет особенную атмосферу — хочется здесь остаться надолго. В нашу последнюю поездку один из монахов рассказал много удивительных историй о святом Евгении, а другой послушник просто угостил нас яблоками. Чуркинский монастырь — это место, где каждый найдет свои ответы и поддержку.
Войдите в ОК
Путь в данную обитель очень необычный и интересный. Чтобы добраться до монастыря, нужно доехать до села Большой Могой, переправиться через реку на пароме, и ещё 6,5 километров ехать по грунтовой дороге, пока на бугре, засаженном деревьями,не увидите несколько старинных каменных зданий, окружающих деревянный храм с пурпурной крышей.
История Чуркинский обители начинается с 16 века. Монастырь переменно переживал периоды расцвета и упадка. Чуркинский монастырь в годы его расцвета сравнивали с Оптиной пустыню. В настоящее время он восстанавливается, после того, как был закрыт в 1919 году. Самые известные астраханские старцы
Астраханский старец архимандрит Евгений.
Чудеса, происходящие сегодня в Чуркинской пустыни.
Помимо старца Иоакима есть на старом кладбище много могил священнослужителей, которых знали ещё при жизни как прозорливых старцев. Молятся астраханцы о молитвенной помощи на могиле старца Серафима. О нём известно также очень мало. Все имеющиеся документы в советские годы приходилось уничтожать самим священнослужителям. Известно только, что он был знаком с Серафимом Саровским, как, впрочем, и уже упомянутый старец Евгений.
В Старице находится могилка старца архимандрита Досифея, почитаемого местными жителями как человека святой жизни, Афонского монаха. О старце Досифее известны некоторые сведения; но они были очень скудны. Архимандрит Досифей (Кузьмин) родился в 1848 году в селе Старица. Долгое время он жил на Афоне и в Иерусалиме, подвизаясь в местных иноческих обителях. Впоследствии он вернулся в Россию, где вступил в число братии Тихоновской пустыни Калужской губернии, а потом перешел в скит известной на всю страну Глинской пустыни. Отсюда Господь снова вернул его на родную Астраханскую землю. В 1909 году иеромонах Досифей прибыл в Высокогорскую Успенско-Николаевскую Чуркинскую пустынь (располагавшуюся около села Большой Могой Володаровского района), где начал устраивать скит, получивший впоследствии наименование Иоанно-Предтеченского Романовского, в честь 300-летия царского дома Романовых. В скором времени отец Досифей был удостоен звания архимандрита и назначен благочинным всех астраханских монастырей. Но все перевернула революция. В 1919 году Чуркинский монастырь и скит при нем были закрыты. Монахов согнали на строительство оборонительных укреплений для Красной Армии, где многие из них скончались от непомерно тяжкого труда и болезней. Но архимандрит Досифей по милости Божией остался жив. В 1920 году он вернулся в родное село Старицу. В скором времени в этом селе образовалась большая община из монахинь разогнанного в 1922 году Воскресенско-Мироносицкого монастыр. Эти монахини, во главе со своей игуменьей Валентиной (Ульяновой), составили тайный монастырь, духовником которого и стал старец Досифей. Монастырь этот просуществовал до 1933 года, когда все монахини были арестованы и сосланы в лагеря. Тогда был арестован и архимандрит Досифей, которого прочили в руководители контрреволюционной организации «Сестрическое братство». Но он категорически отрицал свою вину, ни в чем не признался, и чекисты вынуждены были его отпустить: «из-за крайнего физического истощения», как писалось в деле. Скончался отец Досифей здесь же в Старице и был погребен на местном кладбище. Могилка его до сих пор среди местных жителей пользуется большим почитанием. На самом отшибе старой части кладбища стоит этот каменный резной восьмиконечный крест, сделанный, по рассказам местных жителей, самим старцем Досифеем. Вокруг уже нет и следов от старых могил, а могилка старца Досифея ухожена.
Существуют ли старцы сегодня. Стоит ли их искать?
Из уст верующих реже можно услышать имя Христа, чем рассказы о том, как старец с помощью собственной прозорливости и молитвы помог решить семейные проблемы. Отцы монашества предостерегали от увлечения прозорливостью, видениями и прочими чудесами. Преподобный Пахомий поучал братию: «Человек, имеющий твердую веру и живущий по заповедям Божиим, предпочтительней того, который имеет дар видений, ибо он храм Божий». Сегодня мы почитаем за старцев уже почивших священнослужителей или даже мирян, которые, как мы убедились выше, жили практически монашеской жизнью. Но в наши дни погоня за «сильным» священником или прозорливым старцем – путь опасный, так как иногда за неведением можно попасть к лжестарцам или бабушкам, которые и иконы в доме имеют и церковные свечи зажигают. Всегда, когда читаешь жития святых, видишь и чувствуешь, с какой любовью относились старцы к своим духовным чадам и к грешному человеку. Они всегда направляли грешника на путь истины, никогда не склоняя на грех бедного человека. Вот почему сказать что-то на подобие «Тебе с ней жить нельзя, расходитесь» – все же, неправильно. Ну не может так напрямую сказать истинный слуга Божий. Вместо того, чтобы хоть немного объединить такие семьи, так называемые старцы и старицы разрушают их. Настоящие старцы, о каких уже писалось в нашем повествовании, существуют и сегодня. Но они сторонятся людей, сторонятся их неугасимой жаждой познать своё будущее и помощи в житейских нуждах. Они есть, есть и в нашем городе. Они знают всё, и молятся за нас. Это и есть их помощь нам. ЧУРКИНСКАЯ ПУСТЫНЬ
Высокогорская Успенско-Николаевская Чуркинская пустынь
Если ехать от Астрахани к морю, в сторону села Цветного, неподалеку от села Большой Могой, на бугре, засаженном деревьями, можно увидеть несколько заброшенных каменных зданий. Это все что осталось от некогда знаменитой Высокогорской Успенско-Николаевской Чуркинской пустыни. История этой обители уходит своими корнями вглубь веков.
В 1568 году Чуркинский остров, с расположенным рядом учугом, был передан во владение Астраханскому Троицкому монастырю. По монастырскому преданию первую церковь здесь построил основатель Троицкого монастыря преподобный игумен Кирилл. Церковь была освящена в честь святителя Николая чудотворца. Сам преподобный Кирилл пожертвовал для этого храма образ святителя Николая. Эта икона прославилась впоследствии многими чудесами и исцелениями.
В XVII веке Чуркинский учуг перешел во владение Астраханского Спасо-Преображенского монастыря, носившего титул патриаршего. Монахи постоянно жили здесь при церкви, стояшей на берегу речки Чурки.
В 70-х годах XVII столетия здесь появился новый необычный насельник. Как повествует монастырское предание, принимавший участие в казни священномученика Иосифа митрополита Астраханского, палач Ларька, жегший его на костре, неожиданно получил вразумление через болезнь, и, осознав, что наказан за грехи, удалился от всех сюда, в низовье Волги, выкопав себе пещеру на бугре, стоявшем близ Чуркинского учуга. Получив за то, что мучил привязанного к бревну (чурке) святителя, прозвание Чурки, этот бывший палач, так и остался в памяти народной с этим именем. Подвизавшись многие годы в посте и молитве пещерник Чурка скончался здесь, и погребен был монахами.
С этого времени вслед за ним и другие подвижники стали рыть пещеры в бугре, и сейчас, как утверждают местные жители, внутри бугра прорыто множество ходов, проход к которым закрыт от посторонних глаз. В начале XVIII века и саму Никольскую церковь перенесли на «Высокую гору», как в народе называли Чуркинский бугор, за его превосходство над всеми другими буграми в округе.
В 1762 году при Астраханском епископе Мефодии Чуркинская пустынь из подворья Спасо-Преображенского монастыря превратилась в самостоятельную обитель. При этом же архиерее пустынь пережила свой первый расцвет. Были выстроены каменный Никольский храм и каменная ограда с четырьмя башенками.
При монастыре был свой богатый виноградный сад и большое стадо из лошадей местной «Архиерейской» породы, которые отличались «сановитостью и особенной естественной силою».
Благоденствие обители продолжалось до 1806 года, когда рыболовные воды, принадлежавшие ей, были отобраны в казну. Монастырь захирел, так что шли разговоры о целесообразности его дальнейшего существования.
Новый расцвет обители был связан с именем архимандрита Евгения, назначенного её настоятелем в 1840 году. Это был замечательный человек, старец, за советом и помощью к которому тянулись люди из разных уголков Астраханской губернии и даже России.
Архимандрит Паисий был также человеком высокой духовной жизни, старцем. Воспитанник знаменитой Глинской пустыни, он стал приводить устав Чуркинского монастыря в соответствие с её уставом. А устав Глинской пустыни был очень строгим, по примеру Афонских монастырей.
То, что начал архимандрит Паисий, было продолжено при архимандрите Македонии (Жирове) (1900-1914 г.г.), также выходце из Глинской пустыни, который привез с собой на Чурку несколько десятков монахов.
В 1910 году при Чуркинской пустыни был основан Иоанно-Предтеченский скит, настоятель его иеромонах Досифей (Кузьмин) позже последний архимандрит монастыря, был старец высокой жизни, молитвенник. По молитве братии увеличивалось благосостояние обители. Здесь имелся свой кирпичный завод, различные мастерские, сады и виноградники, многочисленное поголовье скота. Дорога от монастыря до села Большой Могой, где была пристань, была выложена из кирпича, следы чего можно видеть до сих пор.
Но богатство обители, в первую очередь, обеспечивал труд её насельников, которых в начале XX столетия было около 150 человек. Когда монастырь в 1919 году закрыли, ни местное сельское общество, ни расположенный в его стенах детский интернат не знали, что делать со столь обширным хозяйством. Инвентарь ржавел под открытым небом, сады хирели, огород зарастал, помещения рушились на глазах.
В 1930 году были снесены колокольня и собор обители, кирпич от которых возили в поселок им. Володарского для строительства рыбокомбината. Сломали в то время и все здания скита, и большую часть зданий в обители. Здесь же впоследствии располагались то интернат, то санаторий, то туберкулезная больница. Последней в оставшихся от монастыря помещениях, находилась психбольница, которую закрыли в начале 90-х годов.
#ЧуркинскийМонастырь