дальтон план система обучения плюсы и минусы

Дальтон план система обучения плюсы и минусы

дальтон план система обучения плюсы и минусы. Смотреть фото дальтон план система обучения плюсы и минусы. Смотреть картинку дальтон план система обучения плюсы и минусы. Картинка про дальтон план система обучения плюсы и минусы. Фото дальтон план система обучения плюсы и минусыРобот сообщает Вам: для этой статьи он уже подобрал похожие материалы. Посмотреть По материалам моих лекций.

дальтон план система обучения плюсы и минусы. Смотреть фото дальтон план система обучения плюсы и минусы. Смотреть картинку дальтон план система обучения плюсы и минусы. Картинка про дальтон план система обучения плюсы и минусы. Фото дальтон план система обучения плюсы и минусыВ 1905 г. появилась система индивидуализированного обучения, автор которой – американская учительница Елена Паркхерст. Новый способ планирования и организации учебного процесса получил название далтон-план, так как впервые был применён в школах г. Далтон (штат Массачусетс). Другие названия далтон-плана: лабораторная система, система мастерских – говорят сами за себя. В организации учебного процесса, предложенного Е. Паркхерст, сразу бросалось в глаза главное отличие от классно-урочной системы: основная учебная работа осуществлялась не в классе на уроке, а индивидуально в лабораториях, мастерских, кабинетах, библиотеках.

Целью обучения по далтон-плану являлась организация индивидуальной учебной работы с максимальным учётом особенностей каждого ученика.

В далтон-плане отсутствовало объяснение учителем нового материала. Роль учителя заключалась в организации работы учащихся и оказании им необходимой помощи.

Класс как группа учащихся сохранялся, однако уроков в обычном понимании не существовало. Коллективной работе с участием всего класса отводился лишь один час в день, остальное время дети должны были заниматься индивидуально, выполняя задания, разработанные учителем. Для этого рабочие места учащихся укомплектовывались необходимыми учебными пособиями, инструкциями по изучению теоретического материала и выполнению учебных заданий.

Общего плана занятий также не было. Программы обучения разбивались на ряд заданий по месяцам с указанием сроков их выполнения.

Учёт выполнения учебных заданий вёлся в индивидуальных карточках учащихся и сводной таблице класса.

Стремление индивидуализировать учебный процесс, безусловно, относится к главным достоинствам обучения по далтон-плану. Это сделало новую систему обучения очень популярной во всём мире. Для её реализации было разработано много методических приёмов, которые и сегодня используются для индивидуализации учебного процесса и активизации учебно-познавательной деятельности. Далтон-план стал основой для разработки ряда других систем обучения, таких, как бригадно-лабораторный метод.

Однако у обучения по далтон-плану обнаружились и недостатки, которые были обусловлены снижением роли учителя и ученического коллектива в учебном процессе и приводили к снижению уровня подготовки. Это привело к тому, что популярность далтон-плана после двух десятилетий его активного распространения пошла на убыль.

Источник

Дальтон-план или лабораторная система обучения

Е. Паркхерст (1887—1973) — американский педагог, последовательница М. Монтессори. В 1910 г. сформулировала лабораторный план учебно-воспи­тательной работы в школе, который в 1918 г. был применен в паблик скулз г. Дальтон и переименован в дальтон-план. В 1920—1942 гг. она возглавила частную школу (Дальтон-скулз), где реализовала разработанный план. Книга Е. Паркхерст «Обучение по Дальтон-плану» (1922) была переведена на 57 языков.

Дальтон-план обучения называют еще лабораторной системой обучения или системой мастерских. Дальтон-план — форма индивидуализиро­ванного обучения, приспособленная к возможностям и способно­стям каждого ученика. Обучение организовано так, что преобладает самостоятельная учебная деятельность ученика, а роль учителя со­стоит в организации этой деятельности. Вместо классов работают предметные лаборатории и мастерские, где ученики вы­полняют индивидуальные задания и могут получать помощь учителя, который постоянно там находится и выполняет роль консультанта, помощника.

В СССР дальтон-план широко применялся в 1920—1930-е г.г. под названием бригадно-лабораторного метода обуче­ния. Учащиеся разбивались на группы (бригады), которые самостоя­тельно выполняли задания в лабораториях и мастерских, готовили доклады, решали задачи, а отчитывались об их выполнении коллек­тивно. Роль учителя сводилась в основном к выдаче задания и к контрольным функциям. Резко снизился уровень подготовки учащихся, так как им было трудно самостоятельно справляться с зада­ниями без объяснения их учителем. Поэтому в 1932 г. в Постанов­лении ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» этот метод обучения был подвергнут критике, осужден как порочный и от него отказались.

К недостаткам дальтон-плана следует отнести и то, что знания
учеников были мало систематизированы, часто фрагментарны, преобладает индивидуальная работа ученика над групповой и коллективной, а отчет о выполнений заданий организуется часто одним или несколькими учениками то имени всей группы.
Достоинствами дальтон-плана являются: приспособление темпа
обучения к реальным возможностям учеников, учет их индивиду­
альности, развитие самостоятельности и инициативы, умения пла­
нировать работу.

Метод проектов. Эту систему обучения создал в США профессор У.Х. Кшпатрик (1871 —1965) — американский педагог, ученик и последователь Дж. Дьюи, сторонник прагматистской педагогики. Он разработал педагогическую сис­тему «экспериментализма», опиравшуюся на философию прагматизма и психоло­гию бихевиоризма. Отвергая традиционную школу, предлагал строить учебный процесс как организацию деятельности ребенка в социальной среде, ориентиро­ванную на обогащение его индивидуального опыта. Основные положения системы:

1) проект представляет собой комплексное сложное задание на разработку какой-либо темы;

2) проекты являются тематическими центрами, позволяющими соединить работу и учебу детей;

3) проекты увязываются с интересами детей и через практическую деятельность подводят их к познавательной деятельности.

В США в 1920-е гг. на основе метода проектов обучалось до 35 тыс. детей в каждом американском штате. Однако уже тогда этот метод подвергся критике за то, что его абсолютизировали, хотя многие проекты не имеют образовательной ценности.

В советской школе метод проектов наряду с бригадно-лабораторным методом обучения был достаточно распространен в довоенное время и увязывался с практическими потребностями шко­лы и учащихся (проекты еще называли комплексами). В ходе разра­ботки того или иного проекта учащиеся получали сведения по раз­ным учебным предметам. Например, работая над проектом «Отопле­ние», они знакомились с существующими способами отопления жи­лых и производственных помещений, с видами топлива, изучали неко­торые вопросы теплофизики, гидравлики, химии горения, черчения, геометрии и др. А такой проект, как «Электрификация коровника», требовал изучения вопросов не только из курса физики, электротехни­ки, но и биологии, зоологии, ветеринарии и др.

Основной недостаток такой системы обучения — это то, что приоб­ретаемые учениками знания эпизодичны и не систематизированы.

В последние годы метод проектов вновь привлекает внимание педагогов возможностью придать учебному процессу большую ин­дивидуальную направленность, а ученику проявить инициативу в выборе проекта и его реализации.

дальтон план система обучения плюсы и минусы. Смотреть фото дальтон план система обучения плюсы и минусы. Смотреть картинку дальтон план система обучения плюсы и минусы. Картинка про дальтон план система обучения плюсы и минусы. Фото дальтон план система обучения плюсы и минусы

1) классно-урочная система заменена «воспитательной общи­ной», в основе которой лежит уважение к личности ребенка в сочетании со свободой и самостоятельностью;

2) вместо классов созданы «штамм-группы» из детей четырех воз­растов, каждая из которых имеет численность до 40 человек. В такой штамм-группе каждый год происходит ротация — стар­шие дети переходят в следующую штамм-группу, где они сно­ва станут младшими. В таких группах старшие дети опекают младших, помогают им, командуют ими. Такая организация совместной учебы и общения детей разного возраста дает большой обучающий и воспитательный эффект;

3) В расписании занятий предусмотрено чередование уроков ма­тематики, музыки, немецкого языка, рисования, родиноведения, обществоведения. Через каждые 2—3 урока, проведен­ные в кабинетах и лабораториях, вся штамм-группа собирает­ся вместе в своей комнате, где проводится самоподготовка и взаимопроверка заданий, обсуждение и выполнение домаш­них заданий, обмен впечатлениями;

4) домашние задания даются сразу на неделю комплексно. Виды домашних заданий: решение задач и примеров; сочинения, подготовка рассказов, изготовление поделок, рисунков. Часть заданий объединена единой темой, например «Осень в горо­де», имеются и задания-проекты;

5) внутри штамм-группы создаются микрогруппы по интересам, а также группы для парной взаимопроверки получаемых за­даний;

6) учебный день состоит из учебных занятий, выполнения тру­довых заданий, бесед, игр, подготовки к праздникам и т.п.;

7) каждая штамм-группа выпускает свой красочно оформлен­ный календарь на год с описанием состава группы, плана ра­боты на год, увлечений и интересов детей.

Кроме обычных методов обучения в такой школе широко применяются: исследовательский метод, дидактические игры, груп­повая учебная работа, совместная работа детей разного возраста. Содержание и методы обучения направлены на организацию раз­вивающего обучения.

Коллективная система обучении: от А.Г. Ривина до Л. Трампа..

В 1918 г. учитель А. Г. Ривин в сельской школе под Киевом провел интересный опыт коллектив­ного обучения учеников. Он в течение года обучал 40 детей разного возраста — от 10 до 16 лет. Ученики работали индивидуально, в парах и в микрогруппах: изучали материал по учебникам, конспектировали их, решали задачи, разучивали стихотворения, готовили доклады, отчитывались в приобретенных знаниях перед учителем и друг перед другом. Изучив какую-либо тему, ученики объясняли ее другим чле­нам группы, а также сами получали объяснения своих товарищей. Обычного расписания занятий и традиционных уроков не было.

В результате такого обучения за один год каждый ученик успел освоить программу трех-четырех классов обучения. Коллективное самообучение разновозрастных детей при руководящей роли учите­ля способствовало быстрому и эффективному развитию учеников: малоразвитые сельские подростки за один год научились логически мыслить, анализировать тексты, доказывать и рассуждать. А.Г. Ривиным были разработаны следующие методики работы в условиях коллективной системы обучения:

• изучение текстового материала;

• решение задач и примеров по учебнику;

• разучивание стихотворений в сменных парах;

• выполнение упражнений в парах;

• изучение иностранного языка.

Однако этот опыт коллективного обучения не был тогда свое­временно замечен и оценен.

В наше время коллективный способ обучения разрабатывает и успешно использует профессор Красноярского института повыше­ния квалификации работников образования В.К. Дьяченко. Им была разработана технология коллектвного способа обучения. Наибольший педагогический эффект достигается при следующем соотношении способов обучения: 60— 70% — коллективные способы и 30—40% — групповые. Групповое обучение может происходить в парах; в группах уче­ников, сидящих вместе; в маленькой команде; при выполнении за­даний для всего класса.

Технология группового обучения включает в себя следующие моменты:

1) организация групп с учетом уровня знаний, взаимоотноше­ний, темперамента, навыка общения, наличия лидера в груп­пе и т.п.;

2) групповая работа учеников должна выполняться по опреде­ленным правилам, которые следует строго выполнять всем ученикам;

3) распределение заданий по группам с указанием времени на их выполнение;

4) при работе в группе каждый ученик должен знать свою роль, полученную задачу, цель всего урока;

5) после выполнения заданий учитель комментирует их выпол­нение, подводит итоги работы на уроке.

Групповое обучение позволяет эффективно активизировать по­знавательную деятельность учащихся на уроке за счет изменения позиции и роли ученика в учебном процессе. Групповая работа пе­рестраивает позицию ученика, изменяет его установки, ориентиры и цели учения. Он переходит на новый уровень своей учебной дея­тельности и новые формы взаимоотношений с учителем и другими учениками. Новые формы работы не позволяют ученику оставаться пассивным в процессе обучения, стимулируют сотрудничество, взаимопомощь, взаимодействие. Сам В.К. Дьяченко считает, что групповая система обучения — наиболее демократична, позволяет успешно решать все болевые проблемы существующей системы об­разования.

В середине 50-х годов XX в. в США профессором Л. Трампом был разработан новый способ использования высококвалифицирован­ных учительских кадров и максимальной стимуляции индивидуальной работы учащихся, получивший название «План Трампа». Он еще имеет название «Обучение в коллективах». По этому плану в школе вводятся три формы организации учебной работы:

· индивидуальная работа в учебных кабинетах и лабораториях

· групповая — по 10—15 человек;

· лекционная — для 100—150 человек.

На лекции отводится около 40% учебного времени, на занятия в груп­пах — 20%, для индивидуальной работы в кабинетах и лабораториях — около 40%. Обычных классов и традиционных уроков нет, а состав групп учащихся часто меняется.

Лекции читаются профессорами и высококвалифицированными преподавателями с использованием современных технических средств обучения. Затем материал лекции прорабатывают и обсуж­дают в небольших группах учащихся и на семинарах под руковод­ством рядового учителя. Индивидуальная работа проводится в учеб­ных кабинетах и лабораториях. Широко применяется сочетание ин­дивидуальной работы учащихся с коллективной и массовой.

Таким образом, попытки педагогов создать форму организации обучения, альтернативную классно-урочной системе обучения, приводили к появлению ряда организационных форм обучения, известных сегодня в педагогической теории и вызывающих интерес школьных учителей.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Презентация на тему «Дальтон план»

дальтон план система обучения плюсы и минусы. Смотреть фото дальтон план система обучения плюсы и минусы. Смотреть картинку дальтон план система обучения плюсы и минусы. Картинка про дальтон план система обучения плюсы и минусы. Фото дальтон план система обучения плюсы и минусы

Описание презентации по отдельным слайдам:

История и суть Дальтон- плана Выполнила презентацию студентка 27 группы: Ярмухаметова Регина.

«Дальтон-педагогика выращивает свободных людей, потому что человек, умеющий выбирать и отвечающий за свой выбор, совершенно свободен».

Из истории… Е. Паркхерст (1887—1973) — американский педагог, последовательница М. Монтессори. В 1910 г. сформулировала лабораторный план учебно-воспи­тательной работы в школе, который в 1918 г. был применен в паблик скулз г. Дальтон и переименован в дальтон-план. В 1920—1942 гг. она возглавила частную школу (Дальтон-скулз), где реализовала разработанный план. Книга Е. Паркхерст «Обучение по Дальтон-плану» (1922) была переведена на 57 языков.

Дальтон-план обучения называют еще лабораторной системой обучения или системой мастерских. Дальтон-план — форма индивидуализиро­ванного обучения, приспособленная к возможностям и способно­стям каждого ученика. Обучение организовано так, что преобладает самостоятельная учебная деятельность ученика, а роль учителя со­стоит в организации этой деятельности. Вместо классов работают предметные лаборатории и мастерские, где ученики вы­полняют индивидуальные задания и могут получать помощь учителя, который постоянно там находится и выполняет роль консультанта, помощника.

В СССР дальтон-план широко применялся в 1920—1930-е г.г. под названием бригадно-лабораторного метода обуче­ния. Учащиеся разбивались на группы (бригады), которые самостоя­тельно выполняли задания. Резко снизился уровень подготовки учащихся, так как им было трудно самостоятельно справляться с зада­ниями без объяснения их учителем. Поэтому в 1932 г. в Постанов­лении ЦК ВКП(б) «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» этот метод обучения был подвергнут критике, осужден как порочный и от него отказались.

Задачи: обеспечить успешность каждого обучающегося; сохранить и укрепить здоровье учащегося при организации его учебной деятельности; обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта;

Принципы Дальтон-плана: Свобода Самостоятельность Сотрудничество Принцип гуманизма

Принцип свободы Право выбора обучающимся предмета, темы, партнера, источников знаний, темпа, форм и способов работы.

Принцип самостоятельности Выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности и маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения и ответственности за этот выбор.

Принцип сотрудничества выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Обучающийся имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к обучающимся, родителям, учителю.

Основная идея: работай с кем хочешь спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение задания будешь сам

Функции учителя при Дальтон-плане мотивационная; поддерживающая; коррекционная; рефлексивного анализа; инструктивная; контролирующая; психологической поддержки; консультационная

Положительные стороны: индивидуализация процесса обучения развитие способности выбора активный способ обучения стимулирование индивидуальных талантов и способностей Развитие умения самооценки Развитие умения сотрудничества Развитие собственных идей Развитие умения работать со справочной литературой

Отрицательные стороны: трудоемкость в составлении Дальтон-заданий; необходимость составления заданий для каждого ученика; большая подготовительная работа; создание соответствующих условий для выполнения Дальтон-заданий; организация консультаций после основных уроков для выполнения Дальтон-заданий.

Вывод Таким образом, основной недостаток такой системы обучения — это то, что приоб­ретаемые учениками знания эпизодичны и не систематизированы. В последние годы метод проектов вновь привлекает внимание педагогов возможностью придать учебному процессу большую ин­дивидуальную направленность, а ученику проявить инициативу в выборе проекта и его реализации.

Спасибо за внимание.

дальтон план система обучения плюсы и минусы. Смотреть фото дальтон план система обучения плюсы и минусы. Смотреть картинку дальтон план система обучения плюсы и минусы. Картинка про дальтон план система обучения плюсы и минусы. Фото дальтон план система обучения плюсы и минусы

Курс повышения квалификации

Охрана труда

дальтон план система обучения плюсы и минусы. Смотреть фото дальтон план система обучения плюсы и минусы. Смотреть картинку дальтон план система обучения плюсы и минусы. Картинка про дальтон план система обучения плюсы и минусы. Фото дальтон план система обучения плюсы и минусы

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

дальтон план система обучения плюсы и минусы. Смотреть фото дальтон план система обучения плюсы и минусы. Смотреть картинку дальтон план система обучения плюсы и минусы. Картинка про дальтон план система обучения плюсы и минусы. Фото дальтон план система обучения плюсы и минусы

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

дальтон план система обучения плюсы и минусы. Смотреть фото дальтон план система обучения плюсы и минусы. Смотреть картинку дальтон план система обучения плюсы и минусы. Картинка про дальтон план система обучения плюсы и минусы. Фото дальтон план система обучения плюсы и минусы

Номер материала: ДБ-1457224

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

дальтон план система обучения плюсы и минусы. Смотреть фото дальтон план система обучения плюсы и минусы. Смотреть картинку дальтон план система обучения плюсы и минусы. Картинка про дальтон план система обучения плюсы и минусы. Фото дальтон план система обучения плюсы и минусы

дальтон план система обучения плюсы и минусы. Смотреть фото дальтон план система обучения плюсы и минусы. Смотреть картинку дальтон план система обучения плюсы и минусы. Картинка про дальтон план система обучения плюсы и минусы. Фото дальтон план система обучения плюсы и минусы

На базе колледжей создадут программы профориентации

Время чтения: 2 минуты

дальтон план система обучения плюсы и минусы. Смотреть фото дальтон план система обучения плюсы и минусы. Смотреть картинку дальтон план система обучения плюсы и минусы. Картинка про дальтон план система обучения плюсы и минусы. Фото дальтон план система обучения плюсы и минусы

Службы примирения появятся в каждой школе Москвы до конца учебного года

Время чтения: 1 минута

дальтон план система обучения плюсы и минусы. Смотреть фото дальтон план система обучения плюсы и минусы. Смотреть картинку дальтон план система обучения плюсы и минусы. Картинка про дальтон план система обучения плюсы и минусы. Фото дальтон план система обучения плюсы и минусы

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

дальтон план система обучения плюсы и минусы. Смотреть фото дальтон план система обучения плюсы и минусы. Смотреть картинку дальтон план система обучения плюсы и минусы. Картинка про дальтон план система обучения плюсы и минусы. Фото дальтон план система обучения плюсы и минусы

На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр

Время чтения: 1 минута

дальтон план система обучения плюсы и минусы. Смотреть фото дальтон план система обучения плюсы и минусы. Смотреть картинку дальтон план система обучения плюсы и минусы. Картинка про дальтон план система обучения плюсы и минусы. Фото дальтон план система обучения плюсы и минусы

Минпросвещения подготовило проект плана по модернизации детских лагерей в России

Время чтения: 3 минуты

дальтон план система обучения плюсы и минусы. Смотреть фото дальтон план система обучения плюсы и минусы. Смотреть картинку дальтон план система обучения плюсы и минусы. Картинка про дальтон план система обучения плюсы и минусы. Фото дальтон план система обучения плюсы и минусы

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

Дальтон-план как эффективная форма обучения английскому языку

Дальтон-план как эффективная форма обучения английскому языку

Денисова Ирина Анатольевна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ № 471,
Выборгского района Санкт-Петербурга

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ «ДАЛЬТОН – ПЛАНА».

Автор – Хелен Паркхерст, 20-е годы ХХ века. Основная идея – ребенок может осваивать материал в собственном темпе и усвоение материала возможно во взаимодействии с родителями и учителями.

1. Полная свобода действия.

2. Эффективность самостоятельной работы.

3. Автономная учебная деятельность.

Алгоритм деятельности учителя.

1. Подбор методического обеспечения.

2. Подбор средств обучения.

3. Разработка Дальтон-заданий (матриц).

4. Разработка контрольных листов.

Дальтон-задание (матрица) – «контракт» между учителем и обуч-ся, содержащий следующие разделы.

5. Источники информации.

6. Формы и методы контроля.

7. Занятия-консультации в конце тематических блоков.

Дальтон-план, правильнее Долтон-план (Dalton-Plan), система организации учебно-воспитательной работы в школе, основанная на принципе индивидуального обучения. Название получила от г. Долтон (Dalton, США, штат Массачусетс), где она впервые была применена. Создательница Д.-п. американская деятельница народного образования Е. Паркхерст проводила опытную работу по этой системе в 1904—20 в различных школах. При организации работы по Дальтон-плану учащихся предоставлялась свобода как в выборе занятий, так и в использовании своего учебного времени. Учащийся получал от учителя-советчика указание, как ему лучше спланировать свою работу на данный день, а затем работал самостоятельно. Особое внимание уделялось учёту работы учащихся, осуществляемому при помощи сложной системы учётных карточек. Роль учителя по существу сводилась к роли консультанта, уничтожалась классно-урочная система занятий. В 20-е гг. эта система проникла частично в советскую школу в форме так называемого бригадно-лабораторного метода.

Цель Дальтон-плана — научить учащихся самостоятельно добывать знания, с помощью хорошо составленных Дальтон- заданий, в которых дан обзор определенного раздела, требующих усвоения. Можно скорее ожидать гибкости, находчивости, работоспособности, если все предлагаемые задачи соответствуют умственным силам ученика, хуже, если, предлагаемые задания выше понимания учащегося. Ученик должен понимать, что от него требуется, прежде чем он сумеет правильно распределить время и занятия для систематической работы над выполнением заданий. Только работа, доступная пониманию, будит интерес, и способствует раскрытию творческого потенциала. Логично предположить, что основные педагогические принципы, реализующиеся при подобной форме учебной работы это личностно-ориентированный подход и дифференциация при отборе учебного материала с учетом уровня подготовки детей.

Я бы хотела рассмотреть каждый из принципов Дальтоновской школы подробно.

1. Свобода – это свобода выбора. Учебно-воспитательный процесс в своей группе организую таким образом, чтобы учащиеся с помощью учителя выбирали для себя оптимальные пути овладения знаниями, умениями, навыками. Учащиеся учатся распоряжаться предоставленной свободой и несут ответственность за пользование этой свободой. Результатом является высокая мотивация к участию в учебном процессе. При этом важную роль сохраняю за собой (руковожу, стимулирую, сохраняю свободу, контролирую и обучаю).

2. Самостоятельность побуждает учащихся к самостоятельной деятельности, к собственным открытиям. В этом случае все запоминается лучше, так как ученик участвует в активном процессе запоминания, а не в пассивном. В ходе самостоятельных заданий я стараюсь рационально распределить время так, чтобы каждый мог получить помощь именно на той ступени, на которой она ему необходима. Немаловажно при этом то, что ученики учатся эффективно расходовать свое время. Для организации самостоятельной работы я:

· формулирую задания ясно и четко;

· устанавливаю реальные сроки для выполнения заданий;

· определяю условия, при которых становится возможным регистрировать сделанную работу;

· дифференцирую задания для “быстрых” и “медленных” учеников;

· указываю вспомогательные источники информации;

· определяю четкие правила поведения, предоставляя возможность свободного перемещения при выполнении заданий, не мешая работе других учеников.

3. Сотрудничество. Учащийся не один в классе. Он работает вместе с другими учениками и учителем. Учащиеся могут обращаться за помощью друг к другу. На первых уроках учащиеся моей группы определили важные аспекты сотрудничества:

· умение прислушиваться друг к другу;

· принимать совместные решения;

· ясно выражать свои желания и намерения;

· доверять друг другу, комфортно ощущать себя в группе;

· ощущать свою ответственность за выполнение задания.

Моя задача, как учителя, обеспечить руководство и помощь. Так же я считаю, что очень важным элементом являются задания, в которых описывается учебный материал для самостоятельного усвоения учащимися к заданному сроку. Поэтому я их тщательно продумываю, четко разрабатываю, таким образом, чтобы выполнение не вызывало никаких проблем у учащихся. Я уже отмечала, что учащиеся самостоятельно планируют работу над полученными заданиями, сами ведут учет своей работы, сами работают с дополнительными источниками информации, сами решают какая помощь и от кого им нужна. Я со своей стороны внимательно слежу за продвижением учащихся в выполнении заданий и, в случае необходимости, оказываю им требуемую помощь.

Рассмотрим деятельность учителя на Дальтон-уроке. Педагогическая деятельность учителя обусловлена следующими функциями:

Для достижения наибольшей эффективности учебной деятельности необходима реализация дифференцированного подхода к отбору учебного материала и учет уровня подготовки обучающихся. Итоги вводных диагностических тестов позволяют условно распределить обучающихся на группы. Минимальная программа разработанных заданий включает лишь самые основные элементы изучаемого тематического раздела и выполнение этой программы не потребует особенного напряжения со стороны слабых в языковом отношении учеников. Средняя программа удовлетворяет группу учеников со средним уровнем подготовки, максимальную я разрабатываю для наиболее подготовленных учеников группы. Также я составляю программу в виде проспекта, который определяет объем учебного материала и включает указания методов работы и перечень вопросов и заданий для контрольных тестов.

А теперь рассмотрим подробнее схему Дальтон-задания.

Одним из главных компонентов Дальтон-плана является задание. Срок выполнения задания может быть различным – от нескольких дней до нескольких месяцев (индивидуальный проект). Задание – это своего рода контракт, который заключают между собой учитель и ученик. Учащийся обязуется выполнить определенный объем работы к определенному сроку. Ученик как бы подряжается выполнить данную работу, и именно поэтому в практике использования опыта Дальтон-плана можно встретить термин “подряд” вместо “задание”.

При составлении Дальтон-заданий я выработала следующие принципы.

1. За учеником я оставляю право определять для себя уровень освоения материала и характер работы над ним.

2. В заданиях должна происходить регулярная смена различных аспектов, как дидактических, так и организационных. Например, в одном задании я делаю акцент на работу с текстом, а в другом – на совместное обсуждение определенного вопроса.

Что касается непосредственно оформления заданий, то работа с заданиями может быть эффективной только в том случае, если учащийся в любое время дня сможет видеть, в чем заключается задание. Этого я достигаю следующими способами:

1. листок задания размножаю для каждого ученика;

2. листок задания (если он общий для всех) вывешиваю в классе на доске объявлений, и учащиеся имеют возможность переписать содержание задания в тетрадь.

Реализуя технологию обучения на основе Дальтон- плана, учитель имеет возможность использовать различные формы учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

1. Коллективный урок.

Естественно, что все эти названия чисто условные. Каждый учитель может придумать такие названия, которые будут наиболее полно отражать учебную деятельность его класса (группы). Я хочу рассмотреть все эти формы подробнее.

2. Классный урок – это традиционный урок, направленный на отработку навыков и умений и на их закрепление. В некоторых случаях классный урок может стать уроком коллективной рефлексии, анализа, подведения итогов. Это может быть фронтальная беседа, контрольная работа, выполнение тестовых заданий.

3. Урок- конференция. Ее основными признаками являются:

а) необходимость определенного периода для подготовки к обсуждению проблемы, которая известна заранее;

б) выступления готовятся в форме докладов-презентаций;

в) конференция имеет свои правила проведения и поведения, тем самым вводятся определенные культурные нормы;

г) выступления на конференции рецензируются учителем (комиссией) с точки зрения их качества.

Я в своей работе уделяю большое внимание работе с тестами, потому что тестирование учащихся получает всё большее распространение. Считаю необходимым целенаправленно готовить учащихся к Единому государственному экзамену по английскому языку, начиная с первого дня обучения. Я использую тесты, составленные высококвалифицированными специалистами в этой области: О. В. Афанасьевой, Т. К.Сигал, К. М. Барановой, М. Н. Черкасовой, Л.Н. Черкасовой, И. В. Михеевой, А. С. Саакян, А. Ю. Фроловой, Н. К. Малышевой, С. В. Фурсенко. Кроме того, для старшеклассников в качестве тестовых работ использую КИМ и демонстрационные материалы для подготовки к ЕГЭ. Для учащихся среднего звена составляю тесты самостоятельно, поскольку данные пособия ещё сложны для их восприятия. Я делаю тесты различных уровней сложности, исходя из уровня подготовки учащихся. Каждый тест отражает определенный аспект в изучении языка и позволяет проверить глубину и качество усвоения материала

В связи с тем, что развитие личности происходит в процессе деятельности, на уроке иностранного языка необходимо обеспечить мотивированную предметную деятельность. Развитие личности требует ее взаимодействия на основе совместной предметно-ориентированной деятельности учащихся между собой и учителем. Исключительную роль в организации такого взаимодействия играет активизация деятельности учащихся с помощью Дальтон-заданий. Все это не только помогает ученику овладеть иностранным языком как средством общения, но и формирует его личность, стимулирует творческую активность и самостоятельность.

Я считаю, что у этого метода есть свои положительные стороны и отрицательные, как и у любого метода. К положительным сторонам можно отнести следующее:

· индивидуализация процесса обучения;

· развитие способности выбора;

· активный способ обучения;

· стимулирование развития индивидуальных способностей;

· развитие чувства ответственности;

· развитие умения сотрудничества;

· развитие собственных идей;

· возможность экспериментировать в рамках нового образа жизни;

· приобретение умения работать со всякого рода справочной литературой.

К отрицательным моментам в организации Дальтон-уроков считаю возможным отнести следующее:

· трудоемкость в составлении Дальтон-заданий;

· необходимость составления заданий для каждого ученика;

· большая подготовительная работа;

· создание соответствующих условий для выполнения Дальтон-заданий;

· организация консультаций после основных уроков для выполнения Дальтон-заданий.

Список используемой литературы.

1. Дидактика средней школы, под ред. M. H. Скаткина, M., 1982;

2. Дьюи Э., Дальтонский лабораторный план, перевод с английского, [М.], 1923;

3. Куписевич Ч., Основы общей дидактики, перевод с польского, М., 1986.

4. Новые системы образовательной работы в школах Западной Европы и Северной Америки, под ред. С. В. Иванова и Н. Н. Иорданского, М., 1930, с. 156-68;

5. Паркхерст Е., Воспитание и обучение по Дальтонскому плану, перевод с английского, [М.]. 1924;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *