данный вид тренинга включает не столько обучение конкретным навыкам сколько согласование целей
ТРЕНИНГ КОМАНДНОЙ СЫГРОВКИ: ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДНОГО ДУХА
Ключевые понятия: групподинамический тренинг приверженность команде групповая сплоченность групповая динамика веревочный курс упражнения-разминки «низкие» упражнения «высокие» упражнения
Развитие команды разворачивается по двум основным осям: инструментальной и социоэмоциональной. Преимущественная ориентация на ту или иную сторону жизнедеятельности команды и определяет методологию работы по командной сыгровке (рис. 10).
|
на социоэмоциональные отношения
Рис. 10. Классификация подходов к командной сыгровке
За отправную точку принято естественное развитие команд. Группо-; динамические тренингиориентированы на развитие эмоциональных отношений в команде. В рамках таких тренингов имитируется жизнь груп-: пы в экстремальных условиях (походах, состязаниях, изоляции), в которых активизируются групподинамические процессы (лидерство, групповое давление, усиление групповой сплоченности, принятие решений и др.) и осуществляется их всестороннее обсуждение. Анализ направляется на поведение, установки, нормы и ценности членов команды, которые помогают или мешают ее развитию. Ведущий помогает команде как целому. К групподинамическим тренингам относятся, например, популярные командные испытания под названием «веревочный курс», среди которых выделяются «высокие» и «низкие» упражнения. Именно рассмотрению веревочного курса посвящена настоящая глава.
Частным случаем групподинамического тренинга служат сюжетно-динамические игры — конгломерат методов работы с внутригрупповой и межгрупповой динамикой в сравнительно больших группах людей. При этом снижается роль обсуждений (рефлексии), возрастает роль позитивно окрашенного опыта как такового. Создаются условия для совместного переживания успеха, увеличивающего чувство принадлежности и единства. Роль ведущего (ведущих) в определении содержания работы резко возрастает (иногда является всецело определяющей). Роль большой группы тем не менее достаточно велика, так как сильно сказываются эффекты эмоционального заражения. Формы работы жестко структурированы.
Тренинги навыков (умений)имеют инструментальный, обучающий характер. Участники осваивают различные навыки командной работы. Это единственный вид технологий командообразования, который можно осуществлять не только в реальных группах (например, в режиме корпоративного тренинга), но и в условиях наборного тренинга, поскольку социоэмоциональная сторона отношений здесь имеет вторичное значение. Данные тренинги основаны на экспериментальной модели обучения (модели Колба), т.е. для каждого умения создается ситуация приобретения опыта, наблюдения, концептуализации, свободного экспериментирования. К числу базовых (ядерных) коммуникативных умений здесь относятся умения: понимать свои интересы и выражать свою позицию, понимать позицию партнера, диагностировать коммуникативную ситуацию, говорить и слушать, поддерживать контакт и работать с обратной связью. Особое внимание уделяется отработке умения (формированию навыка) и перенесению навыка на требуемый класс ситуаций. К этой категории тренингов относятся тренинги лидеров команд, о которых речь пойдет в следующей главе.
Командный коучинг,или командообразование в режиме реального времени,обычно проводится в действующих организациях (реже — во
НМокьсоздаваемых) в рамках выстраивания систем командного менеджмента. Осуществляется комплексная работа по позиционированию учас-тников, выработке общего видения и оптимизации отношений.
Тренинги овладения поведением(деловые игры и комплексные тре-Н1Ш/11 командной сыгровки) включают не столько обучение конкретным мапыкам, сколько согласование целей и ценностей. Подразумевается, что человек обладает определенным умением, но не всегда способен произволь-MI i его использовать. Продукт тренинга поведения не только исполнение, но и управление исполнением. Запускаются механизмы саморазвития, фор-м 11 руется разделяемое ценностное и смысловое пространство. Активно ис-
I1 ()л ьзуются проективные методы и методы работы с символической реаль-
IM к’тью. Деловые игры (подробнее о них см. в гл. 7) строятся вокруг имита-
цин деятельности. Базой здесь может стать конкретная проблема,
I11 юектирование мероприятия, причем результаты работы команд и послед-
ствия принимаемых решений могут быть измерены по критерию успеха
или неудачи с большей ясностью, чем в режиме реальной деятельности.
К тренингам овладения поведением относится, в частности, семинар по
формированию общего видения (подробнее об этом см. в гл. 6).
ТРЕНИНГ КОМАНДНОЙ СЫГРОВКИ: ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДНОГО ДУХА
Ключевые понятия: групподинамический тренинг приверженность команде групповая сплоченность групповая динамика веревочный курс упражнения-разминки «низкие» упражнения «высокие» упражнения
Развитие команды разворачивается по двум основным осям: инструментальной и социоэмоциональной. Преимущественная ориентация на ту или иную сторону жизнедеятельности команды и определяет методологию работы по командной сыгровке (рис. 10).
|
на социоэмоциональные отношения
Рис. 10. Классификация подходов к командной сыгровке
За отправную точку принято естественное развитие команд. Группо-; динамические тренингиориентированы на развитие эмоциональных отношений в команде. В рамках таких тренингов имитируется жизнь груп-: пы в экстремальных условиях (походах, состязаниях, изоляции), в которых активизируются групподинамические процессы (лидерство, групповое давление, усиление групповой сплоченности, принятие решений и др.) и осуществляется их всестороннее обсуждение. Анализ направляется на поведение, установки, нормы и ценности членов команды, которые помогают или мешают ее развитию. Ведущий помогает команде как целому. К групподинамическим тренингам относятся, например, популярные командные испытания под названием «веревочный курс», среди которых выделяются «высокие» и «низкие» упражнения. Именно рассмотрению веревочного курса посвящена настоящая глава.
Частным случаем групподинамического тренинга служат сюжетно-динамические игры — конгломерат методов работы с внутригрупповой и межгрупповой динамикой в сравнительно больших группах людей. При этом снижается роль обсуждений (рефлексии), возрастает роль позитивно окрашенного опыта как такового. Создаются условия для совместного переживания успеха, увеличивающего чувство принадлежности и единства. Роль ведущего (ведущих) в определении содержания работы резко возрастает (иногда является всецело определяющей). Роль большой группы тем не менее достаточно велика, так как сильно сказываются эффекты эмоционального заражения. Формы работы жестко структурированы.
Тренинги навыков (умений)имеют инструментальный, обучающий характер. Участники осваивают различные навыки командной работы. Это единственный вид технологий командообразования, который можно осуществлять не только в реальных группах (например, в режиме корпоративного тренинга), но и в условиях наборного тренинга, поскольку социоэмоциональная сторона отношений здесь имеет вторичное значение. Данные тренинги основаны на экспериментальной модели обучения (модели Колба), т.е. для каждого умения создается ситуация приобретения опыта, наблюдения, концептуализации, свободного экспериментирования. К числу базовых (ядерных) коммуникативных умений здесь относятся умения: понимать свои интересы и выражать свою позицию, понимать позицию партнера, диагностировать коммуникативную ситуацию, говорить и слушать, поддерживать контакт и работать с обратной связью. Особое внимание уделяется отработке умения (формированию навыка) и перенесению навыка на требуемый класс ситуаций. К этой категории тренингов относятся тренинги лидеров команд, о которых речь пойдет в следующей главе.
Командный коучинг,или командообразование в режиме реального времени,обычно проводится в действующих организациях (реже — во
НМокьсоздаваемых) в рамках выстраивания систем командного менеджмента. Осуществляется комплексная работа по позиционированию учас-тников, выработке общего видения и оптимизации отношений.
Тренинги овладения поведением(деловые игры и комплексные тре-Н1Ш/11 командной сыгровки) включают не столько обучение конкретным мапыкам, сколько согласование целей и ценностей. Подразумевается, что человек обладает определенным умением, но не всегда способен произволь-MI i его использовать. Продукт тренинга поведения не только исполнение, но и управление исполнением. Запускаются механизмы саморазвития, фор-м 11 руется разделяемое ценностное и смысловое пространство. Активно ис-
I1 ()л ьзуются проективные методы и методы работы с символической реаль-
IM к’тью. Деловые игры (подробнее о них см. в гл. 7) строятся вокруг имита-
цин деятельности. Базой здесь может стать конкретная проблема,
I11 юектирование мероприятия, причем результаты работы команд и послед-
ствия принимаемых решений могут быть измерены по критерию успеха
или неудачи с большей ясностью, чем в режиме реальной деятельности.
К тренингам овладения поведением относится, в частности, семинар по
формированию общего видения (подробнее об этом см. в гл. 6).
А вопросы комплектования команд
Итоговый тест по курсу
«технологии командообразования и саморазвития»
1. Процесс целенаправленного формирования особого способа взаимодействия людей в организованной группе, позволяющего эффективно реализовывать их энергетический, интеллектуальный и творческий потенциал сообразно стратегическим целям организации, называется:
В) ценностно-ориентационное единство.
2. Командообразование как специальный вид деятельности зародилось:
Б) во второй половине 20 века;
В) в начале 20 века.
3. В настоящий момент выделяют следующие направления в области командообразования:
А) вопросы комплектования команд;
Б) формирование командного духа;
В) диагностика целевых групп с точки зрения их соответствия понятию «команда»;
Г) все ответы не верны.
4. Состояние эффективного группового взаимодействия в процессе работы сотрудников организации, четко осознающих взаимосвязи между целями, методами работы и процессом успешного выполнения задач, называется:
5. Вид группы, члены которой могут повысить эффективность совместной деятельности, но не прилагают к этому ни малейших усилий, называется:
А) потенциальная команда;
6. Небольшая группа людей, стремящихся к достижению общей цели, постоянно взаимодействующих и координирующих свои усилия, называется:
7. Человек, который ведет других за собой, задает направление и темп движения, заряжает энергией, воодушевляет, показывает пример, привлекает к себе людей, нацелен на преобразование и развитие – это:
8. В концепции Р.М. Белбина выделяются следующие командные роли:
Д) все ответы верны.
9. Совокупность ожиданий, существующая относительно каждого члена команды, называется:
10. В модели управленческих ролей Базарова Т.Ю., реализация данной роли предполагает оперативное управление, поддержание бизнес-процессов и организационной структуры в режиме функционирования:
11. По мнению Р.М. Белбина, представители данной командной роли амбициозны, азартны, борются за победу любой ценой, будоражат команду и двигают ее к цели, при этом отличаются раздражительностью, нетерпением и не всегда способны довести до логического конца свою активность – это:
А) ролевое самоопределение;
Б) ролевая идентификация;
Д) все ответы верны.
13. Автором модели «Колесо команды» является:
14. Роли «исследователь–промоутер» в модели Марджерисона-МакКенна соответствует следующий тип задач:
15. Специалисты одного профиля, регулярно встречающиеся для совместного изучения рабочих вопросов:
А) виртуальная команда;
Б) команда специалистов;
16. Знание норм и правил, принятых в команде, позитивное или как минимум нейтральное к ним отношение и следование им в повседневной жизни, называется:
Д) все ответы не верны.
17. Объединение команды против одного из своих членов, выражающееся в его скрытой травле:
В) самоизоляция.
18. Самовосприятие человека как члена определенной группы или нескольких групп, называется:
А) коллективистическое самосознание;
В) групповая сплоченность.
19. Управленческая форма, в которой как индивидуальные, так и коллективные решения и действия регулируются совместно выработанным общим видением и также разработанными самой командой процедурами взаимодействия ее членов, называется:
А) стратегический менеджмент;
Б) командный менеджмент;
В) структурированный менеджмент.
20. К факторам, провоцирующим раскол в команде, относятся:
А) жизненные кризисы;
Б) неуспех деятельности;
В) конкуренция с другими группами;
Г) все ответы верны.
21. К условиям, обеспечивающим эффективную деятельность команды относят:
А) поддерживающее окружение;
Б) квалификация и четкое осознание выполняемых ролей;
Г) открытые коммуникации.
22. Стиль мышления людей, полностью включенных в команду, где стремление к единомыслию важнее, чем реалистическая оценка возможных вариантов действий, называется:
А) огруппление мышления;
Б) ингрупповой фаворитизм;
23. Феномен, заключающийся в том, что производительность команды оказывается меньшей, чем сумма индивидуальных усилий, продемонстрированных по одиночке, называется:
Б) групповой ритуал;
В) социальная леность;
Г) внешний локус контроля.
24. На данном этапе командообразования команда постоянно отслеживает, насколько эффективно она продвигается вперед, называется:
25. Начальный этап командообразования, на котором осуществляется целенаправленный подбор членов команды на основе принципа максимальной однородности участников, учитывающего требование взаимодополняемости:
А) комплектование команды;
Б) формирование общего видения;
26. Система согласованных представлений членов команды о том, к чему надо стремиться, называется:
А) формирование общего видения;
27. Данный вид тренинга включает не столько обучение конкретным навыкам, сколько согласование целей и ценностей:
А) тренинги навыков;
Б) тренинги овладения поведением;
В) групподинамические тренинги.
28. Одна из наиболее популярных форм групподинамического тренинга командной сыгровки, при подготовке ряда упражнений которого используется альпинистское снаряжение:
В) тренинг личностного роста.
29. К причинам ухода команд из организации относят:
А) команда перерастает организацию;
В) поиск лучших условий работы;
Г) команда создает собственный бизнес;
Д) все ответы верны.
30. К групповым защитным механизмам, позволяющим обеспечить целостность команды в условиях внутренних и внешних противоречий, относят:
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РУССКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
на заседании проректор по научной
Ученого совета работе
ЧОУ ВПО РХГА ЧОУ ВПО РХГА
протокол № 8 от 01.07.2011г. ______ Д.В.Шмонин 01.07.2011г Рабочая программа учебной дисциплины Б1.В.ДВ.6 «Практикум командообразования»
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА
ДИСЦИПЛИНА «Практикум командообразования»
Место дисциплины в структуре ООП:
Профессиональный цикл/вариативная часть/ дисциплины по выбору
Трудоемкость и аттестация по дисциплине:
Аудиторная Трудоемкость нагрузка, аттестации / семестр часы:
Форма итоговой из них:
из них на экзамен Всего кредитов */ Дисциплина Лабораторные Всего часов на Практические теоретическое Самостоятельн (учебные курсы) / Аудиторная обучение занятия занятия
готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3);
готовностью организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы (ПК-15);
готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ПК-16);
По итогам изучения курса студенты должны знать: основные теории лидерства, формирования группы; методы управления поведением в организации;
уметь: прогнозировать развитие конфликтов и предотвращать нежелательные формы их проявления; управлять стрессом на уровне организации;
иметь навыки: анализа поведения личности, группы, коллектива, организации; исследования совместимости людей в группе, коллективе;
Содержание дисциплины с указанием разделов (тем)* и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:
Всего часов: 10 14 75 108
Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля / дисциплины:
Список рекомендованной литературы:
5. Льюис Дж. Управление командой: Как заставить дру-гих делать то, что вам нужно. – СПб.:
3. Блэклок Дж., Джекс Э. Технологии командной игры. Руководство для лидера. – М.:
7. Паркер Г., Кролл Р. Формирование команды: Сборник упражнений для тренеров. – СПб.:
Материально-техническое обеспечение дисциплины:
2. Аудитории с наличием тематических стендов и аппаратуры Краткое содержание промежуточной и итоговой аттестации по модулю / дисциплине:
Варианты тест-билетов по дисциплине «Практикум командообразования»:
I вариант Тема 1. Общее представление о команде
1. Процесс целенаправленного формирования особого способа взаимодействия людей в организованной группе, позволяющего эффективно реализовывать их энергетиче-ский, интеллектуальный и творческий потенциал сообраз-но стратегическим целям организации, называется:
Б) групповая сплоченность;
2. Командообразование как специальный вид дея-тельности зародилось:
Б) во второй половине 20 века;
3. В настоящий момент выделяют следующие на-правления в области командообразования:
А) вопросы комплектования команд;
Б) формирование командного духа;
В) диагностика целевых групп с точки зрения их соответ-ствия понятию «команда»;
4. Состояние эффективного группового взаимодейст-вия в процессе работы сотрудников организации, четко осознающих взаимосвязи между целями, методами работы и процессом успешного выполнения задач, называется:
5. Вид группы, члены которой могут повысить эф-фективность совместной деятельности, но не прилагают к этому ни малейших усилий, называется:
А) потенциальная команда;
6. Небольшая группа людей, стремящихся к достиже-нию общей цели, постоянно взаимодействующих и коор-динирующих свои усилия, называется:
Тема 2. Распределение ролей в команде
7. Человек, который ведет других за собой, задает на-правление и темп движения, заряжает энергией, воодушев-ляет, показывает пример, привлекает к себе людей, наце-лен на преобразование и развитие – это:
8. В концепции Р.М. Белбина выделяются следующие командные роли:
9. Совокупность ожиданий, существующая относи-тельно каждого члена команды, называется:
10. В модели управленческих ролей Базарова Т.Ю., реализация данной роли предполагает оперативное управление, поддержание бизнес-процессов и организационной структуры в режиме функционирования:
11. По мнению Р.М. Белбина, представители данной командной роли амбициозны, азартны, борются за победу любой ценой, будоражат команду и двигают ее к цели, при этом отличаются раздражительностью, нетерпением и не всегда способны довести до логического конца свою ак-тивность – это
12. К механизмам, по которым члены команд прини-мают свои роли, относят:
А) ролевое самоопределение;
Б) ролевая идентификация;
13. Автором модели «Колесо команды» является:
14. Роли «исследователь–промоутер» в модели Марджерисона-МакКенна соответствует следующий тип задач:
Тема 3. Особенности работы в команде
15. Специалисты одного профиля, регулярно встре-чающиеся для совместного изучения рабочих вопросов:
А) виртуальная команда;
Б) команда специалистов;
16. Знание норм и правил, принятых в команде, пози-тивное или как минимум нейтральное к ним отношение и следование им в повседневной жизни, называется:
17. Объединение команды против одного из своих членов, выражающееся в его скрытой травле:
18. Самовосприятие человека как члена определенной группы или нескольких групп, называется:
А) коллективистическое самосознание;
Б) групповая идентичность;
19. Управленческая форма, в которой как индивиду-альные, так и коллективные решения и действия регули-руются совместно выработанным общим видением и также разработанными самой командой процедурами взаимодей-ствия ее членов, называется:
А) стратегический менеджмент;
Б) командный менеджмент;
20. К факторам, провоцирующим раскол в команде, относятся:
А) жизненные кризисы;
Б) неуспех деятельности;
В) конкуренция с другими группами;
21. К условиям, обеспечивающим эффективную дея-тельность команды относят:
А) поддерживающее окружение;
Б) квалификация и четкое осознание выполняемых ролей;
В) командное вознаграждение;
22. Стиль мышления людей, полностью включенных в команду, где стремление к единомыслию важнее, чем реалистическая оценка возможных вариантов действий, называется:
А) огруппление мышления;
Б) ингрупповой фаворитизм;
23. Феномен, заключающийся в том, что производи-тельность команды оказывается меньшей, чем сумма ин-дивидуальных усилий, продемонстрированных по одиноч-ке, называется:
Б) групповой ритуал;
В) социальная леность;
Тема 4. Формирование команды
24. На данном этапе командообразования команда постоянно отслеживает, насколько эффективно она про-двигается вперед, называется:
25. Начальный этап командообразования, на котором осуществляется целенаправленный подбор членов коман-ды на основе принципа максимальной однородности уча-стников, учитывающего требование взаимодополняемости:
А) комплектование команды;
Б) формирование общего видения;
26. Система согласованных представлений членов команды о том, к чему надо стремиться, называется:
А) формирование общего видения;
27. Данный вид тренинга включает не столько обуче-ние конкретным навыкам, сколько согласование целей и ценностей:
А) тренинги навыков;
Б) тренинги овладения поведением;
28. Одна из наиболее популярных форм групподина-мического тренинга командной сыгровки, при подготовке ряда упражнений которого используется альпинистское снаряжение:
29. К причинам ухода команд из организации отно-сят:
А) команда перерастает организацию;
Б) смена владельца бизнеса;
В) поиск лучших условий работы;
Г) команда создает собственный бизнес;
30. К групповым защитным механизмам, позволяю-щим обеспечить целостность команды в условиях внут-ренних и внешних противоречий, относят:
Б) групповой ритуал;
В) социальная леность;
II вариант Тема 1. Общее представление о команде
1. Группа людей, взаимодополняющих и взаимозаме-няющих друг друга в ходе достижения общих результатов, которая использует особую форму организации совмест-ной деятельности, основанную на продуманном позицио-нировании участников, имеющих согласованное видение ситуации и стратегических целей и владеющих отработан-ными процедурами взаимодействия, называется:
Б) сплоченная группа;
2. Понятия «развитие команды» и «командообразова-ние» являются по своему содержанию:
А) тождественными понятиями;
Б) различными понятиями;
3. К направлениям деятельности в области командо-образования, наиболее востребованным в современном обществе относятся:
А) вопросы комплектования команд;
Б) оценка целевых групп с точки зрения их соответствия понятию «команда»;
В) изучение данного понятия в историческом контексте;
4. Команда (или система взаимосвязанных команд), обладающая высоким неформальным статусом и всеми не-обходимыми полномочиями для разработки и внедрения проекта организационных изменений – это:
А) команда специалистов;
В) проектная команда;
5. Максимальное различие участников между собой по существенным для командной работы персональным свойствам, называется:
А) гомогенность состава команды;
Б) гетерогенность состава команды;
6. Группа, которой предоставляется существенная ав-тономия и которая несет полную ответственность за пове-дение своих членов и результаты деятельности, называет-ся:
А) высокоэффективная команда;
Б) самоуправляемая команда;
В) потенциальная команда;
Тема 2. Распределение ролей в команде
7. Определение места человека в системе деловых и персональных отношений в организационном контексте, называется:
А) полоролевая идентичность;
8. В модели Кейрси, работники с данным психотипом предпочитают заниматься поиском себя, мира и гармонии, дружелюбны, терпимы и ценят отношения, называются:
9. Член команды, который выполняет функции ори-ентировки и контроля, а именно разрабатывает план-график, реагирует на отклонения от планов, распределяет ресурсы и нагрузку, контролирует исполнение – это:
А) командный менеджер;
10. Модель, разделяющая процесс управления на во-семь рабочих функций (типов задач, навыков руководите-лей), называется:
А) колесо команды Марджерисона-МакКенна;
Б) модель управленческих ролей Т.Ю. Базарова;
11. Концепция, описывающая тонкие психологиче-ские различия людей с помощью четырехбуквенного кода, называется:
12. Процесс, в ходе которого обозначаются и распре-деляются командные роли, обеспечивающие взаимодопол-нение и совместимость членов команды, называется:
13. В модели управленческих ролей Т.Ю. Базарова, реализация данной роли предполагает разработку меро-приятий по достижению целей организации и называется:
14. По мнению Белбина, представители данной ко-мандной роли не доминируют над членами команды, но точно чувствуют, когда нужно делегировать ответствен-ность в группу, а когда принять на себя – это:
Тема 3. Особенности работы в команде
15. Групповая сплоченность – это мера взаимосвязан-ности членов команды, которая выражается:
А) мерой позитивности и интенсивности эмоциональных межличностных отношений всех со всеми;
Б) совпадением ориентаций на основные ценности, ка-сающиеся процесса совместной деятельности;
В) разделяемостью целей существования группы;
16. Эффект межгрупповых отношений, предпола-гающий дискриминацию другой группы и вынесение ре-шений в пользу членов своей группы, называется:
А) ингрупповой фаворитизм;
17. Внутреннее несогласие с нововведениями, кото-рое проявляется косвенным, незаметным образом и при-крывается внешним их признанием, называется:
А) скрытое сопротивление;
18. Эффективность работы команды зависит от:
А) личностных характеристик людей, входящих в группу;
Б) наличия профессиональных навыков;
В) стадии развития группы;
19. Позиция индивида в социальной структуре, пред-полагающая определенные права и обязанности, называет-ся:
20. Давление, оказываемое на сотрудников с целью заставить их приспособиться к нормам группы и склонить к согласию, называется:
21. Чувство приверженности подразделению, органи-зации или рабочей группе, то особое «мы-чувство», кото-рое обеспечивает человеку повышение самооценки, свя-занное с осознанием себя принадлежащим к чему-то позитивному и чему-то большему, чем он мог бы быть сам по себе, называется::
Б) командное видение;
В) групповая сплоченность;
22. Лидерские компетенции включают в себя:
А) управление групповыми процессами;
Б) управление вниманием и смыслами;
В) управление обратной связью;
23. Непрерывный процесс, который направляет все усилия и энергию личности на реализацию мечты и застав-ляет действовать несмотря на препятствия, усталость, от-сутствие денег, высокие риски и т.п., называется:
Тема 4. Формирование команды
24. В настоящее время выделяется следующее коли-чество этапов командообразования:
25. Командообразование начинается со следующего этапа:
А) формирование общего видения;
26. Этап командообразования, на котором участники оценивают выполнение конкретных заданий, анализируют, что мешает и что способствует эффективной работе ко-манды, называется:
Б) планирование второго шага;
27. Технология командообразования, предполагаю-щая необходимость нахождения креативных решений по соорганизации персональных усилий членов команды для физического преодоления преград и препятствий, называ-ется:
Б) тренинг командной сыгровки;
28. Устойчивые психологические и социально-психологические новообразования, которые возникают в группе по мере ее развития в ходе тренинга командообра-зования, называются:
А) групподинамические эффекты;
Б) групповые защитные механизмы;
29. Разновидность игр, в которых моделируется пол-ный цикл разработки и воплощений какого-либо продукта на отвлеченном материале, не связанном с профессиональ-ной деятельностью играющих команд, называются:
А) коммуникативные игры;
Б) сюжетно-ролевые игры;
30. Групповой защитный механизм, заключающийся в ограничении допуска информации как извне в группу, так и из группы во вне – это:
Б) внешний локус контроля;
Ключ к итоговому тесту 1 вариант № во- Правильные от- № во- Правильные отпросов веты просов веты А А Б Б А, Б, В Б В Б Б Г А А, Б, В, Г Б А А, В В А В В А В А А, В, Г Б В Б Д Д Б А, Б, В
Процедура проведения итоговой аттестации:
Положительную итоговую аттестацию по дисциплине получают студенты:
успешно сдавшие итоговый тест, Для контроля используется бально-рейтинговая система оценки.
«Черчилль У. «Мускулы мира» Речь 5 марта 1946 г. в Фултоне // Черчилль У. Мировой кризис. М., 2003 (Перев. В.Чухно). Я рад был сегодня приехать к вам в Вестминстерский колледж и считаю для себя большой честью получить от вас ученую степень. Должен сказать, что слово «Вестминстер» 1 почему-то кажется мне знакомым. У меня такое впечатление, буд. »
«Анализ работы кратковременной группы предшкольной подготовки «АБВГДейка» В Муниципальном общеобразовательном учреждении Школа с. Аксарка в 2015учебном году с января по май осуществлялась платная услуга предшкольной подготовки. Реализовывалась образовательная деятельность по программе кратковременного. »
«Графический редактор GIMP: Первые шаги. Иван Хахаев, 2008 Глава 14. Инструменты цвета Инструменты цвета предназначены для коррекции различных характеристик цвета (яркости, насыщенности, контрастности и пр.) в активном слое или вы. »
«УПРАЖНЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ. Уважаемые родители, дошкольный возраст начальный этап формирования личности. Движущими силами развития психики дошкольника являются его потребности. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваив. »
«ОДЕССА. ЯНВАРЬ 1994 ГОДА: ОЦЕНКИ, МНЕНИЯ И НАСТРОЕНИЯ ГОРОЖАН Ч. I Информационно-аналитическая справка (по данным репрезентативного выборочного телефонного экспресс-опроса одесситов 14-16 января 1994 г.) В Cправке изложены результаты анализа материалов репрезентативного опроса взрослого населения Одессы, проведенного Центром Пульс в середине. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ Омский государственный университет Кафедра философии «Утверждаю» Проректор по УР ОмГУ _ В.В Дубицкий «_» 2002 г ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Философская антропология Специальность философия ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ. »
«Приложение 1 Общие условия договоров ОАО «ОТП Банк»1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Банк – Открытое акционерное общество «ОТП Банк», сокращенное наименование ОАО «ОТП Банк». Место нахождения: 125171, г. Москва, ул. Лени. »
«Титова Ольга Анатольевна ОЦЕНОЧНАЯ КАТЕГОРИЗАЦИЯ ЛИЦ ПО ВНЕШНИМ И ВНУТРЕННИМ ПАРАМЕТРАМ ПОСРЕДСТВОМ АНГЛИЙСКИХ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ-АНТРОПОНОМИНАНТОВ В статье ставится задача рассмот. »
«Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «ТАЛЬМЕНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИЕУМ» Утверждаю Одобрено методической комиссией _ Зам. ди. »
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 2-3 рабочих дней удалим его.