двигательные умения и навыки как результат обучения закономерности их формирования
Двигательные умения, навыки и умения высшего порядка как результат обучения; закономерности их формирования.
Обучение в процессе физического воспитания обеспечивает физическое образование – «системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний» (Л.П. Матвеев, 1983).
В процессе физического воспитания занимающихся обучают различными двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, в целях познания закономерностей движения своего тела.
При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в способность выполнять точно и уверенно, и, наконец, находить эффективные решения даже в необычных условиях — т. е. выполнять двигательные навыки и умение высшего порядка.
Различают три уровня владения двигательными действиями — умения, навыки, умения высшего порядка.
Под двигательным умением понимается такая степень владения двигательным действием, при кротором движение выполняется неуверенно, в замедленном темпе, с самыми непредсказуемыми нарушениями. Выполнение движений на этом уровне характеризуется сознательным управлением движениями, жесткой программой действий, неспособностью справиться с действием сбивающих факторов и, как следствие, крайняя нестабильностью итогов — упражнение (особенно необычное) то выполняется, то — нет. Характерными признаками двигательного умения являются:
— управление движениеяи происходит неавтоматически;
— сознание загружено контролем за каждым элементом движения;
— движение выполняется замедленно;
— действие незкономно и неэффективно, утомительно дляисполнения;
— относительная расчлененность движения;
— непрочность запоминания движений.
В процессе дальнейшего овладения двигательным действием умение превращается в навык
В то же время, двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку они пополняют запас памяти необычных движений, являются основой творческого мышления, направленного на анализ и синтез движений.
В процессе дальнейшего освоения приема, по мере увеличения количества повторений при относительно постоянных условиях обучения, формируется двигательный навык.
Двигательный навык – это оптимальная степень владения техникой действия, которая характеризуется определенной степенью автоматизированности, когда контроль со стороны сознания сводится к определению т. н. опорных точек упражнения, а конроль за выполнением двигательных действий сводится к сверке по этим ориентирам управлением целостным движением. Двигетельный навык — относительно высоко прочное и надежное исполнени двигательных заданий.
Характерные признаки навыка являются:
— Слитность движений, т.е. объединение ряда элементарных движений в единое целое.
— Отсутствие излишнего напряжения мышц, ненужных действий, высокая быстрота, легкость, экономичность и точность движений при его выполнении.
— Высокая устойчивость действия. Она позволяет успешно решать двигательную задачу под влиянием ряда сбивающих факторов (утомления, плохих внешних условий, активном противодействии соперников и т.д.).
— Прочность воспроизведения двигательных действий.
Навык, если он сформирован и достаточно закреплен, не исчезает даже при длительных перерывах (научившись плавать, ездить на велосипеде, играть в футбол, человек может выполнять эти действия даже после многолетнего перерыва).
Умение высшего порядка – это выполнение выполнение двигательных действий автоматически, без непосредственного контроля сознания, легко и свободно при включении только тех групп мышц, которые обеспечивают заданное двигательное действие. Это такое выполнение упражнений, про которое говорят, что оно выполняется по строгой схеме несмотря на разнообразные сбивающие факторы.
Умения высшего порядка связаны также с самостоятельным решением новых двигательных задач в меняющихся условиях деятельности. Например, в спортивных играх и единоборствах они теснейшим образом связаны с интеллектуальной деятельностью занимающихся. Чтобы целесообразно применять знания и навыки в игре, нужно уметь наблюдать, ориентироваться, разгадывать намерения противника, быстро находить решения и др. По существу, именно умения высшего порядка и являются конечной целью обучения. Они формируется в течение всей спортивной жизни занимающихся.
Деление на три уровня владения двигательным действием является условным, оно не имеет стабильных границ разделения, но чрезвычайно полезно при определении образовательных задач при обучении.
Закономерности формирования двигательных навыков и умений в процессе обучения
ирина юрова
Закономерности формирования двигательных навыков и умений в процессе обучения
Закономерности формирования двигательных навыков и умений в процессе обучения.
Быстрота и прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин. Приобретенные ранее навыки могут облегчать или затруднять формирование нового навыка. Положительное взаимодействие навыков («положительный перенос») происходит в тех случаях, когда в технике, движениях есть сходство (например, приземление в прыжках с высоты, в высоту с места и с разбега). «Отрицательный перенос» может возникнуть при одновременном разучивании движений, имеющих различные конечные фазы. Поэтому нельзя, например, обучать на одном занятии приземлению после прыжков в длину и в высоту с разбега. По мере упрочения двигательных навыков появляется возможность преодолеть их отрицательное взаимодействие.
Формирование двигательных навыков происходит в единстве с развитием физических качеств. Например, с развитием силы, быстроты в прыжках, метании, улучшается техника их выполнения и повышаются количественные показатели.
Продолжительность формирования двигательного навыка зависит от сложности упражнения, например скоростно-силовые ациклические движения (прыжки, метание, связанные с точностью распределения мышечных усилий в пространстве и во времени, требуют длительного срока.
Формирование двигательного навыка зависит от правильного подбора методов и приемов обучения.
На скорость образования двигательных навыков влияет психологическая установка (осознание поставленных задач, мотивов деятельности, также положительные эмоции на занятиях.
Обучение двигательным действиям требует физического, а также интеллектуального и волевого напряжения. Создание эмоционально положительного отношения ребенка, спокойной обстановки при выполнении двигательного задания играет важную роль в решении обучающих задач. Ничто не должно отвлекать ребенка во время обучения двигательных упражнений, увлекающая детей методика вызывают эмоциональный подъем. Формирование двигательных навыков у детей требует учета индивидуальных типологических особенностей нервной системы, оказывающих влияние на темп их усвоения, приобретения двигательного опыта, уровня развития физических качеств и двигательных навыков.
Таким образом, процесс формирования двигательных навыков у дошкольников имеет определенную закономерность и педагогу необходимо соблюдать ряд условий на каждой стадии формирования навыка.
Этапы обучения двигательным навыкам:
В теории физического воспитания двигательное умение определяется, как степень владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи.
Формирование двигательного навыка представляет собой процесс образования динамического стереотипа при взаимодействии 1-й и 2-й сигнальных систем с преобладающим значением 2-й сигнальной системы.
Процесс обучения двигательным навыкам проходит в определенной последовательности и системе. Исследования особенностей поэтапного разучивания движений с ребенком дошкольного возраста проводились А. В. Кенеман, Э. Я. Степаненковой, И. В. Полтавской и другими педагогами. Ими выделено 3 этапа обучения двигательным навыкам 1) первоначальное разучивание; 2) углубленное разучивание; 3) закрепление навыка и совершенствование техники.
Первоначальное разучивание. На первом этапе ставится задача создать целостное представление о движении и сформированность умения выполнять его в общих чертах (освоить основу техники). При этом наблюдается излишнее мышечное напряжение, неточность в выполнении движения, отсутствие слитности между его элементами.
Закрепление навыка и совершенствование техники. Задача третьего этапа — закрепление приобретенного умения в навык, а также выработка умения применять его в различных условиях, изменяющихся ситуациях (в соревновательной, игровой форме). На данном этапе продолжается совершенствование техники движений.
Исходя из процесса усвоения движения, воспитатель использует разнообразные методические приемы. Обучая, он обращает внимание ребенка на правильность выполнения действий, использует словесные поощрения, обращает внимание ребенка на его ошибки. Воспитатель следит за выполнением упражнений каждым ребенком, он подходит к ним дает указания, что позволяет детям осознанно стремиться к качественному и точному выполнению движений.
На втором этапе обучения движениям ребенок уже знаком, педагог предлагает изменить исходное положение. Просит ребенка проанализировать, как выполняют действия товарищи.
Педагог предлагает вспомнить и рассказать, как выполняются упражнения. При этом ребенку дается план-схема. Такое напоминание вызывает идеомоторное представление, ребенок вспоминает последовательность движений и осознанно выполняет. У него активизируется внимание, память, мышление, появляется желание правильно и красиво выполнять движения.
На третьем этапе обучения движений ребенок сознательно воспринимает задание, целенаправленно действует, действия его автоматические, внимание сосредоточенно на качестве движений. У ребенка появляется точность, красота, выразительность движения. Педагог на этом этапе может использовать счет, творческие задания. Для совершенствования двигательных навыков на III этапе обучения детям предлагают выполнить отработанные физические упражнения в форме соревнования. Соревнования используют и как прием, который помогает вызывать у детей положительное отношение к усвоению техники нового движения, и как метод совершенствования двигательных навыков физических способностей, и как средство воспитания морально-волевых качеств.
3. Кочеткова Л. В. Оздоровление детей в условиях детского сада. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
4. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В.Теория и методика ФВ детей дошкольного возраста: учебник – М. : Просвещение, 1985.
5. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М. : Издательский центр «Академия» 2001.
7. Коряковский И. М.Теория ФВ: учебник для средних физкультурно – учебных заведений. – М. : Издательство «Физкультура и спорт», 1998.
8. Леонтьев А. Н. Современная психология. М., 1983.
10. Мащенко М. В., Шишкина В. А. Физическая культура дошкольника. – Мн. : Ураджай, 2000.
11. Физическая культура в жизни детей дошкольного возраста (методология и методика исследования, часть 1. – М. : 1985.
Презентация «Я здоровье берегу — быть здоровым я хочу!» В этой презентации показана наша работа по укреплению и сохранению здоровья наших детей. В нашем детском саду созданы все условия для полноценного.
Билет№11 Двигательные умения и навыки как результат обучения. Закономерности их формирования, перенос и разрушение навыка
В процессе физического воспитания занимающихся обучают различными двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, в целях познания закономерностей движения своего тела. При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык и умение высшего порядка.
Под двигательным умением понимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов. Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку главным в них является творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений. В процессе дальнейшего освоения приема, по мере увеличения количества повторений при относительно постоянных условиях обучения, формируется двигательный навык. Двигательный навык – это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения. При формировании двигательного навыка в ЦНС последовательно сменяются три фазы нервных процессов. 1) Объединение отдельных элементов движения в целостное действие, иррадиация нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в работу многих мышц. При первых попытках выполнить новое двигательное действие в коре головного мозга возбуждаются одновременно нервные центры, обеспечивающие выполнение данного движения, и соседние, не участвующие в работе. Движение закрепощено.2)Концентрация возбуждения, улучшение координации, устранение излишних движений. После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые непосредственно обеспечивают выполняемое движение. Формируется двигательный навык. 3) Стабилизация, высокая степень координации и автоматизации движений. Умение высшего порядка – выполнение двигательных действий автоматически, без непосредственного контроля сознания, включение только тех групп мышц, которые обеспечивают двигательное действие.
3. Закон угасания навыка.Он проявляется, когда длительноевремя не повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Вначале навык не претерпевает качественных изменений, но ученик начинает испытывать неуверенность в своих силах, что иногда приводит к срывам висполнении действия. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений, нарушаются сложные координационные отношения между движениями, и в конечном счете ученик теряет способность выполнять некоторые сложные действия. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.
Закон переноса двигательного навыка. В физическом воспитании и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос навыков.
Положительный перенос — это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка. Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главном звене техники двигательных действий. Отрицательный перенос — это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Это происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и в его отсутствие в основном звене.
Билет№12 Характеристика структуры процесса обучения (этап начального разучивания, этап углубленного разучивания, этап закрепления и дальнейшего совершенствования)
При обуч. двиг. действиям ставится задача довести до определенной степени совершенства двиг. умения, навыки и связанные с ними знания.
В процессе многократного повторения разучиваемого двиг. действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и постепенно авто-матизируются его координ-е механизмы, и двиг. умения переходят в навык.
Двигательный навык — такая степень владения техникой действия, при кот. управление движением (движениями) происходит автоматически и действия отличаются надежностью.Прочный двигательный навык сохраняется в течение многих лет. Классический пример: научившись ездить на велосипеде или плавать, а это сложные двиг. навыки, разучиться уже невозможно.
Процесс обучения двиг. действию вкл. три этапа:
Выполняя двиг. задание впервые, можно разучивать движения по частям (хотя это менее эффективно), а также с помощью подводящих упр..
В связи с быстрой утомляемостью на первом этапе разучивания нецелесообразно давать большую нагрузку на отдельном уроке или уч.-трен. занятии. Между тем длит. перерывы в занятиях на первом этапе в большей мере задерживают процесс обучения, чем на последующих. Это связано с быстрым угасанием новых, еще не стойких, двигательных рефлексов.
Второй этап — углубленное детализированное разучивание, формирование двигательного умения.
Цель обуч. достигается путем детализированного освоения техники на основе разуч-го двиг-го действия, сформир. на первом этапе обучения.
Основные задачи этого этапа:* углубленно понять закономерности движ. дейст-вия;* уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и дина-мическим хар-кам) в соответствии с индивид. особенностями обучаемого;* усо-верш. ритм выполнения движения;• создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.
Второй этап обучения заканчивается в тот момент, когда заним-ся научился правильно выполнять основную схему движения и детали техники в целостном движении при спец. фиксации внимания. Именно в это время следует переходить к следующему этапу обучения.
Третий этап — формир-е двиг. навыка, достижение двиг-го мастерства.
Этот этап может длиться долго в процессе тренировки высококвалифицирован-ных спортсменов, так как изменение уровня развития физ. качеств требует кор-рекции содерж.самого движ.не только по форме,но и по временным параметрам.
Задачи третьего этапа:• закрепить навык и соверш. технику движ., чтобы повы-сить достиж. (результат). Для этого постепенно увеличиваются требования к рез-ту без нарушения техники двиг.действия;• избирательно соверш. те физ. качества (или функцион-е сис-мы), от кот. зависит высокий рез-тат в двиг. действии;
• соверш. технику двиг. действия в нестандартных условиях, т.е. увеличивать его вариативность. Этому могут служить требования выполнить движение в экстре-мальном состоянии, на фоне сильного утомления, эмоц.й напряженности; усложняются задания (подключаются доп. движ-я) или, наоборот, условия его выполнения упрощаются;• облегчить технику движения.
Билет№13 Хар-ра силовых способностей, методика их развития, тестирование. Силовые упр— направленно стимул.увеличение степени напр. 1 упр.с внешнм сопротивлением(гантели, гири, вес партнера)
Спортивная электронная библиотека
Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547
Оглавление
2. Закономерности формирования двигательных умений и навыков
Двигательные умения и навыки формируются в результате многократного повторения действия, в соответствии с законом упражнения: «. организм строит движения в результате и в меру повторения активных двигательных действий».
Отличительные признаки двигательного умения:
1) выполнение каждого элемента происходит под контролем сознания;
2) само выполнение действия нестабильно и неэкономно;
3) происходит поиск и освоение новых форм движения;
Д в и г а т е л ь н о е у м е н и е как 1-ая ступень овладения действием основано на выполнении неавтоматизированных операций и характерно для всех занимающихся. Длительность данного этапа зависит от способностей индивидуума, сложности действия, имеющегося двигательного опыта и методики обучения. Данный этап заканчивается овладением техникой в “загрубленном” виде. Следует отметить также, что двигательное умение может иметь и “самостоятельное значение”: обучение подводящим и подготовительным упражнениям завершается именно этим этапом.
Сознание индивидуума не выключается, оно может быть направлено на наиболее ответственные элементы, узловые моменты действия, на контроль своевременности переключения с одних элементов действия на другие и т.п. Могут вноситься соответствующие коррективы. Возникает слитность (системность) движений, повышается точность пространственных, временных и динамических характеристик движений, совершенствуется ритм, появляется легкость движений. Перераспределяются функции анализаторов: уменьшается роль зрительного анализатора, возникают такие комплексные ощущения, как “чувство воды”, “дистанции”, “снега” и др.
Характерные признаки навыка:
1) автоматизированное выполнение движений;
2) сознание направлено на повышение эффективности двигательного действия;
3) возрастание роли двигательного анализатора;
4) прочность сохранения навыка.
На 2-й ступени обучения действию приобретается стандартная (классическая) техника выполнения. Чем прочнее навык, тем большее количество раз его можно повторить без искажения деталей техники в состоянии утомления.
Отличительные особенности умения 2-го порядка:
1) наличие тактического мышления;
2) вариативность техники выполнения двигательного действия.
На данной ступени обучения действию занимающийся приобретает индивидуальную технику.
Физиологическая основа обучения двигательным действиям
Ее составляют механизмы условной рефлекторной деятельности, подробно рассмотренные И.М.Сеченовым и И.И.Павловым. Произвольные движения формируются за счет временных связей, с помощью которых регулируется выполнение мышцами двигательного акта. Процесс формирования двигательного навыка можно условно разделить на 3 физиологические фазы, связанные с многократным повторением действия.
I- а я ф а з а характеризуется широкой иррадиацией и последующей генерализацией возбудительных процессов в коре больших полушарий головного мозга при первоначальном обучении. Действие сопровождается неточными, неуверенными и часто ненужными движениями.
Однако сложившийся динамический стереотип обеспечивает выполнение двигательного действия в стандартных условиях, в неожиданных ситуациях он будет консервативным. Для достижения гибкости (вариативности) двигательного навыка необходимо формирование дополнительных функциональных систем для различных условий, которые, закрепляясь, переходят в динамические стереотипы.
Формирование различных навыков взаимообусловлено и сопряжено.
Эффективность обучения зависит от взаимодействия приобретенных и осваиваемых навыков- п е р е н о с а. Различают положительный и отрицательный переносы двигательных навыков. Положительный перенос существенно облегчает обучение двигательному действию. В основе положительного переноса лежит структурное сходство имеющихся и формируемых двигательных навыков. В процессе обучения новому действию используются структурно схожие элементы из имеющегося двигательного опыта (базовые элементы в гимнастике).
Существующее явление положительного переноса реализуется в практике за счет преемственности физических упражнений. Последовательность обучения различным движениям осуществляется в такой последовательности, чтобы освоение одних упражнений создавало благоприятные предпосылки для последующих (все подводящие упражнения обеспечивают преемственность).
Отрицательный перенос усложняет и замедляет процесс формирования двигательного навыка. Чаще всего он происходит, когда изучаемые действия имеют сходные подготовительные части и разные основные. При отрицательном переносе играют роль не сходства, а различия в технике действия. В практике, если отрицательный перенос однонаправлен, то первым изучают то действие, на которое отрицательно влияет другое. Однако если 2 взаимоисключающих двигательных навыка сформированы, то возможно их использование в одном занятии с целью их дальнейшего совершенствования (прыжок с разбега в длину и высоту).
Характер взаимодействия двигательных действий следует учитывать при планировании последовательности их изучения (при составлении графиков прохождения учебного материала), классификации изучаемых групп упражнений. Необходимо добиваться использования положительного переноса и ограничения эффекта отрицательного переноса.