двойная зеркальная икона богородицы

Двойная зеркальная икона богородицы

двойная зеркальная икона богородицы. Смотреть фото двойная зеркальная икона богородицы. Смотреть картинку двойная зеркальная икона богородицы. Картинка про двойная зеркальная икона богородицы. Фото двойная зеркальная икона богородицы

22 (9) ноября Кипрская Православная Церковь славит икону Божией Матери, получившую имя Скоропослушницы (греч. Γοργοεπήκοος – Горгоэпикоос).

Эта икона, почитаемая чудотворной и написанная на Святой горе Афон примерно в X–XI вв., хранится в монастыре Дохиар. На Кипре, в одной из древнейших церквей Никосии, находится уникальный образ Богородицы, именуемый Быстрослышащая и Быстроотвечающая.

Образ иконы Божией Матери Скоропослушницы относится к типу Одигитрии: изображенная фронтально Богородица указывает правой рукой на Иисуса. Сидящий на левой руке Богоматери Младенец правой рукой благословляет, а в левой держит свиток. Характерная деталь иконы – правая пяточка Богомладенца обращена к молящимся.

В церкви Хрисолиниотисса – Богородица Золотых Льняных Полей – справа от Царских Врат, на алтарной преграде находится уникальная икона с двумя словно зеркальными изображениями Пресвятой Девы с Младенцем. Над каждым присутствует надпись: справа – Плирофоруса (Быстрослышащая), слева – Эргоэпикос (Быстроотвечающая).

ЦЕРКОВЬ БОГОРОДИЦЫ ХРИСОЛИНИОТИССЫ

Построенная в V веке, это самая ранняя византийская церковь столицы Кипра. Находится она в сердце старого города, недалеко от ворот Фамагусты. Говорят, что храм был почти полностью разрушен во времена арабских набегов. В XI веке среди руин была обнаружена икона Богородицы с Младенцем, получившая имя Хрисолиниотиссы. В дальнейшем на том же месте был восстановлен и храм.

Сегодня эта церковь объединяет три разновременных храма, отделенных от домов жителей столицы мощными стенами, выложенными из тесового камня. Внутреннее пространство состоит из нескольких помещений. Входя в церковь через центральный вход, вы попадаете к Царским Вратам. На двухъярусном иконостасе центрального нефа, справа от Царских Врат, находится главная храмовая икона – Богородицы Хрисолиниотиссы. Когда-то она была покрыта серебряным окладом, но сегодня открыта.

Икона эта относится к иконографическому типу Элеуса – Милостивая, олицетворяющая жертвенность материнства, бесконечную любовь и сострадание к своему ребенку. Этот тип иконы был создан первым христианским иконописцем – апостолом Лукой, и потому в нижнем углу иконы художник запечатлел Луку, пишущего лик Богородицы.

В самом центре основного нефа выставлен кивот с нетленными чудотворными мощами Сорока Севастийских мучеников. На алтарной преграде расположена упомянутая ранее икона Плирофоруса Эргоэпикос. Еще одним сокровищем храма является серебряный триптих, созданный столетия назад в Константинополе. В среднике триптиха изображена Богородица с Младенцем Христом, а на его створках – воины Федор Стратилат, Георгий Победоносец, Святой Минас и Димитрий Солунский – самые почитаемые на Кипре христианские защитники.

Церковь Хрисолиниотисса открыта ежедневно для утренней службы (6:30) и для вечерней (17:00), а также до полудня с понедельника по субботу.

Источник

Богородица Зерцало (Зазеркальная)

Чудотворная икона Богородицы, называемая «Зерцало», хранится в алтарной части главного храма монастыря Святого Павла. Вокруг иконы размещены частицы святых мощей. Согласно преданию, данная икона принадлежала Византийской императрице Феодоре, супруге иконоборца императора Феофила (829-842). Императрица хранила икону в своей особой комнате, пряча ее за зеркалом, вследствие чего она и получила свое название «Зерцало». Иконоборцы бросили икону в костер, но чудесным образом она спаслась, сохранив, тем не менее, в своей верхней части следы огня. Преподобный Павел, основатель монастыря, привёз в монастырь икону из Константинополя.

Текст канона иконе был написан старцем Герасимом Микраянанитом в 1983 году.

Голова Богородицы изображена с лёгким наклоном вправо. Она изображается с узким носом, миндалевидными выразительными глазами и тонкими бровями. Одеяние привычно украшено деталями, напоминающими форму звёзд, так как они являются символом Святой Троицы и подчеркивают роль Пречистой Девы в телесном воплощении. Складки тяжёлого одеяния выделяются черными линиями.

Обрамление иконы ярко-красного цвета из дерева было частично разрушено. В более позднюю эпоху (XVIII-XIX век) икона была помещена в оклад из серебра, оставивший не покрытым только лицо Богородицы.

С точки зрения иконографии, это непривычный тип богородичной иконы, так как изображается только Ее голова. Этот тип встречается в иконе Деисус XIII века в собрании Третьяковской Галереи в Москве. Это совпадение позволяет полагать, что икона представляла собой вместе с двумя другими иконами — Иисуса Христа и Иоанна Предтечи — композицию Деисус некого иконостаса. В иконах критской школы XV-XVII веков также встречается этот тип богородичной иконы, где Пречистая Дева изображается с меланхоличным выражением лица, наполненным благостью. В XVI-XVII веках иконы небольших размеров, изображающие Христа, Богородицу и Иоанна Предтечу, относящиеся к теме Деисус, представляют отдельную категорию. Аналогичные примеры изображения головы Богородицы хранятся в коллекции Петсопулу в Лондоне, в музее Эрмитаж в Санкт-Петербурге, в музее Византийского Искусства в Афинах, в монастыре Великой Лавры и в других местах.

Стилистические особенности этой иконы, ее невероятная выразительность и способность передать всю лиричность меланхоличного настроения в чертах лица, делают ее одним из важнейших произведений искусства раннего византийского периода.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *