двойная зеркальная икона богородицы
Двойная зеркальная икона богородицы
22 (9) ноября Кипрская Православная Церковь славит икону Божией Матери, получившую имя Скоропослушницы (греч. Γοργοεπήκοος – Горгоэпикоос).
Эта икона, почитаемая чудотворной и написанная на Святой горе Афон примерно в X–XI вв., хранится в монастыре Дохиар. На Кипре, в одной из древнейших церквей Никосии, находится уникальный образ Богородицы, именуемый Быстрослышащая и Быстроотвечающая.
Образ иконы Божией Матери Скоропослушницы относится к типу Одигитрии: изображенная фронтально Богородица указывает правой рукой на Иисуса. Сидящий на левой руке Богоматери Младенец правой рукой благословляет, а в левой держит свиток. Характерная деталь иконы – правая пяточка Богомладенца обращена к молящимся.
В церкви Хрисолиниотисса – Богородица Золотых Льняных Полей – справа от Царских Врат, на алтарной преграде находится уникальная икона с двумя словно зеркальными изображениями Пресвятой Девы с Младенцем. Над каждым присутствует надпись: справа – Плирофоруса (Быстрослышащая), слева – Эргоэпикос (Быстроотвечающая).
ЦЕРКОВЬ БОГОРОДИЦЫ ХРИСОЛИНИОТИССЫ
Построенная в V веке, это самая ранняя византийская церковь столицы Кипра. Находится она в сердце старого города, недалеко от ворот Фамагусты. Говорят, что храм был почти полностью разрушен во времена арабских набегов. В XI веке среди руин была обнаружена икона Богородицы с Младенцем, получившая имя Хрисолиниотиссы. В дальнейшем на том же месте был восстановлен и храм.
Сегодня эта церковь объединяет три разновременных храма, отделенных от домов жителей столицы мощными стенами, выложенными из тесового камня. Внутреннее пространство состоит из нескольких помещений. Входя в церковь через центральный вход, вы попадаете к Царским Вратам. На двухъярусном иконостасе центрального нефа, справа от Царских Врат, находится главная храмовая икона – Богородицы Хрисолиниотиссы. Когда-то она была покрыта серебряным окладом, но сегодня открыта.
Икона эта относится к иконографическому типу Элеуса – Милостивая, олицетворяющая жертвенность материнства, бесконечную любовь и сострадание к своему ребенку. Этот тип иконы был создан первым христианским иконописцем – апостолом Лукой, и потому в нижнем углу иконы художник запечатлел Луку, пишущего лик Богородицы.
В самом центре основного нефа выставлен кивот с нетленными чудотворными мощами Сорока Севастийских мучеников. На алтарной преграде расположена упомянутая ранее икона Плирофоруса Эргоэпикос. Еще одним сокровищем храма является серебряный триптих, созданный столетия назад в Константинополе. В среднике триптиха изображена Богородица с Младенцем Христом, а на его створках – воины Федор Стратилат, Георгий Победоносец, Святой Минас и Димитрий Солунский – самые почитаемые на Кипре христианские защитники.
Церковь Хрисолиниотисса открыта ежедневно для утренней службы (6:30) и для вечерней (17:00), а также до полудня с понедельника по субботу.
Богородица Зерцало (Зазеркальная)
Чудотворная икона Богородицы, называемая «Зерцало», хранится в алтарной части главного храма монастыря Святого Павла. Вокруг иконы размещены частицы святых мощей. Согласно преданию, данная икона принадлежала Византийской императрице Феодоре, супруге иконоборца императора Феофила (829-842). Императрица хранила икону в своей особой комнате, пряча ее за зеркалом, вследствие чего она и получила свое название «Зерцало». Иконоборцы бросили икону в костер, но чудесным образом она спаслась, сохранив, тем не менее, в своей верхней части следы огня. Преподобный Павел, основатель монастыря, привёз в монастырь икону из Константинополя.
Текст канона иконе был написан старцем Герасимом Микраянанитом в 1983 году.
Голова Богородицы изображена с лёгким наклоном вправо. Она изображается с узким носом, миндалевидными выразительными глазами и тонкими бровями. Одеяние привычно украшено деталями, напоминающими форму звёзд, так как они являются символом Святой Троицы и подчеркивают роль Пречистой Девы в телесном воплощении. Складки тяжёлого одеяния выделяются черными линиями.
Обрамление иконы ярко-красного цвета из дерева было частично разрушено. В более позднюю эпоху (XVIII-XIX век) икона была помещена в оклад из серебра, оставивший не покрытым только лицо Богородицы.
С точки зрения иконографии, это непривычный тип богородичной иконы, так как изображается только Ее голова. Этот тип встречается в иконе Деисус XIII века в собрании Третьяковской Галереи в Москве. Это совпадение позволяет полагать, что икона представляла собой вместе с двумя другими иконами — Иисуса Христа и Иоанна Предтечи — композицию Деисус некого иконостаса. В иконах критской школы XV-XVII веков также встречается этот тип богородичной иконы, где Пречистая Дева изображается с меланхоличным выражением лица, наполненным благостью. В XVI-XVII веках иконы небольших размеров, изображающие Христа, Богородицу и Иоанна Предтечу, относящиеся к теме Деисус, представляют отдельную категорию. Аналогичные примеры изображения головы Богородицы хранятся в коллекции Петсопулу в Лондоне, в музее Эрмитаж в Санкт-Петербурге, в музее Византийского Искусства в Афинах, в монастыре Великой Лавры и в других местах.
Стилистические особенности этой иконы, ее невероятная выразительность и способность передать всю лиричность меланхоличного настроения в чертах лица, делают ее одним из важнейших произведений искусства раннего византийского периода.