эффективное преподавание и обучение похоже на чем отличается эффективное преподавание и обучение
Эффективное преподавание и обучение похоже на чем отличается эффективное преподавание и обучение
Основной категорией педагогики как науки является воспитание — целенаправленная деятельность, призванная формулировать систему качеств личности. Воспитание осуществляется через образование, обучение и организацию жизнедеятельности воспитуемых. Истинное воспитание лишь то, которое предполагает самовоспитание.
Обучение— процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков. Обычно обучение отождествляют с преподаванием. Обучение — это не только то, что преподаватель дает обучающемуся. Обучение — это то, что обучающийся получает от взаимодействия с учебным заведением в целом, с преподавателями, с обучающимися.
Чем же отличается преподавание от обучения?
Разными полюсами внимания: преподавание концентрирует внимание на входе учебного процесса, т.е. на том, что дается студенту, — содержании учебного процесса (знаниях, умениях, навыках). Обучение же сосредоточивает внимание невыходе, т.е. на том, что получил студент, причем полученное оценивается обучающимся не столько с точки зрения его содержания или интереса, сколько с точки зрения полезности осуществленного обучения для его настоящей или будущей деятельности.
При преподавании знания задаются учебными дисциплинами (теоремы, отдельные теории). При обучении знания задаются проблемами, реально протекающими процессами.
Преподавание отражает взгляд преподавателя на явления и процессы, обучение — взгляд обучаемого. Взгляд преподавателя всегда шире и глубже, это взгляд эксперта. Он почти всегда находится в плену логики предмета. Для взгляда обучаемого характерны прагматичность и фрагментарность. Преподавательский взгляд — преимущественно дедуктивный (от общего к частному), студенческий, как правило, — индуктивный. Преподаватель дает то, что он знает. Студент преимущественно обучается тому, что не знает и не умеет делать.
Оба процесса — и преподавание, и обучение — находятся под воздействием групп влияния, отличающихся друг от друга по направленности интересов. Для преподавания — это преподаватели и администрация, а для обучения — это и студенты, и выпускники, и работодатели, и даже какие-то дополнительные группы, заинтересованные в результатах учебного процесса.
Разница между преподаванием и обучением
Обучение против обучения
Что такое обучение?
В английском языке слово «обучение» используется как существительное, как и в предложениях.,
Обучение очень хорошая профессия.
Обучение улучшается с опытом.
В обоих предложениях слово «обучение» используется как существительное. Интересно отметить, что слово «обучение» также может использоваться в качестве форм настоящего и прошедшего времени в глаголе «учить», как в предложениях.,
Фрэнсис преподавал в университете тогда.
Роберт учит меня такN.
В первом предложении слово «обучение» используется как форма прошедшего непрерывного времени глагола «учить», а во втором предложении вы можете видеть, что слово «обучение» используется как форма существующего непрерывного времени глагола «учить».
Что такое обучение?
Обучение можно определить как знания, полученные в результате обучения. Это не обязательно означает приобретение информации, но также может быть навыками, поведением, ценностями. Люди участвуют в процессе обучения от рождения до смерти. Следовательно, оно не может быть ограничено школьным образованием, но также отражает жизненный опыт. Психологи считают, что обучение может быть как сознательным, так и бессознательным усилием. Например, ребенок, который слушает учителя в классе, занят сознательным усилием, чтобы узнать что-то новое. Тем не менее, некоторые практики, которые мы имеем, могут быть неосознанно изучены.
Теперь давайте перейдем к использованию слова обучения. Соблюдайте два предложения, приведенные ниже.
Обучение является обязательным для растущего ребенка.
В обоих предложениях вы можете видеть, что слово «обучение» используется в смысле «знания». Интересно отметить, что слово «обучение» в основном используется как существительное. В обоих приведенных выше предложениях слово «обучение» используется только как существительное. Его также можно использовать как формы настоящего и прошедшего времени в глаголе «учиться», как в предложениях,
Он учится искусству живописи.
Анжела тогда училась музыке.
Это основные различия между двумя словами, а именно, преподавание и обучение.
В чем разница между преподаванием и обучением?
• Определения преподавания и обучения:
• Обучение может быть определено как акт дачи уроков по предмету классу или ученикам..
• Обучение используется в смысле приобретения знаний.
• Исполнитель:
• Обучение осуществляется учителем.
• Обучение осуществляется студентом.
• Период:
• Обучение не происходит на протяжении всей жизни человека.
• Усилие:
• В большинстве случаев преподавание является сознательным усилием.
• Обучение может быть как сознательным, так и неосознанным усилием.
• Мотивация:
• Для обучения мотивация может исходить от человека или от внешних факторов, таких как обучение другого человека.
Обучение, Образование и краткосрочные профессиональные курсы
Oct 12, 2019 · 4 min read
Давайте разберёмся в том, различаются ли часто заменяемые понятия Обучение и Образование и есть ли смысл и польза в таком различении в контексте краткосрочных профессиональных курсов (например, от 4 до 32 часов).
Определения Обучения и Образования
Обучение (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс:
Образование (по Закону об Образовании РФ) — единый целенаправленный процесс:
а также совокупность приобретаемых:
Отличие Образования от Обучения
Как видно, Образование — более комплексная деятельность, которая отличается от Обучения:
К этим определениям конечно много вопросов — например, почему опыт деятельности не считается значимым результатом обучения в том числе, он ведь там тоже есть.
Для целей пр о фессионального обучения важно, что в результате образования у обучающегося появляются
именно они по сути дают права и возможности выполнения новой деятельности в профессиональном контексте и уверенность нанимателю, работодателю, клиенту в том, что работа может быть выполнена на необходимом им уровне.
«Функции» здесь видимо перекликаются с трудовыми функциями из профессиональных стандартов — это способность выполнять какую-то конкретную рабочую деятельность.
Понятие «компетенции» уточняет качество функции. Мало уметь, например, проводить интервью с заказчиком каким-то образом — общаясь на русском языке и задавая вопросы на тему повестки встречи — важно уметь приходить к важным результатам за разумное время.
Разница между Функцией и Компетенцией примерно такая, как между «делать» и «сделать».
Можно ли быстро получить Функции и Компетенции?
Из многолетнего опыта организации, проведения и участия в краткосрочных учебных программах видно, что сформировать важную профессиональную компетенцию в ходе таких программ нельзя, как нельзя научить новичка за несколько часов забрасывать трёхочковый с середины поля или играть на скрипке Полонез Огинского, попадая в ноты и длительность.
Для формирования важных профессиональных компетенций нужны десятки циклов повторения деятельности по применению знаний, умений и навыков в различных контекстах, максимально близких к рабочим.
Если мы говорим про рабочие компетенции, то понятие рабочего контекста принципиально. По опыту вузов, как держателей многочасовых длительных программ, видно, что многократное повторение деятельности позволяет студентам уверенно и качественно, как вариант:
но отсутствие рабочего контекста или как минимум его имитации не позволяет им, например:
А что же Воспитание?
Давайте также взглянем на воспитание, как вторую важную часть образования:
Уже из самих определений понятно, что на краткосрочных программах и курсах такого рода эффекта добиться практически невозможно, если не брать одиозные программы по изменению / слому поведенческих ролей, моделей, установок.
Более того, большинство состоявшихся взрослых людей в контексте профессионального обучения не готовы пересматривать свои отношения и привычки поведения.
Короткие курсы не могут дать Образования
Таким образом можно прийти к выводу, что на краткосрочных, пусть даже и профессиональных учебных тренингах и курсах, обучающийся в принципе не способен получить:
Поэтому не надо ни ждать от таких курсов появления компетенции, ни называть их «образованием», ни считать, что для такого рода курсов нужна какая-то «лицензия» (ИП, проводящему обучение своими силами без выдачи корочек, она и по закону не нужна).
Что могут дать короткие курсы
Знания, умения и, если получится, навыки — это вполне уже сам по себе ценный результат!
Причём понятно, что поскольку знания в современном мире можно получить достаточно быстро и дёшево (интернет-статья, книга, разговор с экспертом), а для формирования навыков (как и компетенций) нужны десятки-сотни циклов повторений, то самое ценное в краткосрочных курсах и тренингах — это умения.
В частности поэтому при выборе очередного учебного курса стоит задаться вопросом — а что именно я буду делать на курсе и насколько это совпадает с тем, что я хочу / должен уметь делать после курса (варить борщ, танцевать сальсу, управлять проектом)? Если совпадений нет или очень мало, то этот курс не про обучение, а про информирование или умение говорить о предмете.
Почему продолжают путать Обучение и Образование?
Одна из возможных причин — то, что эти понятия слабо различаются в английском языке и культуре (learning VS training VS education?), также в них не выражено понятие Воспитание (rearing, fostering, raising).
Эта лингвистическая ситуация похожа на то, что происходит со словами Навыки (skills) и Умения (skills?).
Обучение и преподавание
Когда речь идет об обучении, обычно совершенно неосознанно под этим понимается деятельность коллектива учебного центра, в первую очередь его преподавателей. Обучение автоматически ассоциируется с тем, чему учат студентов преподаватели, что дает студентам учебное заведение, т.е.
Для любого учебного процесса характерно наличие разрыва между преподаванием и обучением. Никогда не бывает так, чтобы все, что преподаватель дает студенту, воспринималось им полностью и приводило к тем изменениям в нем, которых намерен добиться преподаватель. Даже в том случае, когда результатом обучения должно стать усвоение обучающимся определенного и четко фиксированного объема знаний или приобретение обучающимся совершенно однозначных навыков выполнения каких-то определенных действий, между преподаванием, т.е. тем, что дает обучающий, и обучением, т.е. тем, что приобретает обучающийся, существует разрыв. В том случае, когда обучение касается таких сложных и многогранных изменений, как формирование у обучающегося определенного отношения к различным сторонам жизни и выработка v него определенного поведения, разрыв между преподаванием и обучением иногда бывает столь большим, что может возникнуть вопрос об оправданности проведения учебного процесса. К сожалению, в бизнес-образовании довольно часто при использовании традиционных методов ведения учебного процесса наблюдается очень большой разрыв между преподаванием и обучением.
Очевидно, что учебный процесс должен быть ориентирован на обучение. Преподавание должно играть в нем роль средства. При этом устранение разрыва между преподаванием и обучением должно идти за счет приближения содержания и методов преподавания к требованиям обучения.
Рассмотрим, в чем состоит принципиальное различие между преподаванием и обучением. Анализ данного различия очень важен для того, чтобы определить то, как осуществлять преподавание, обеспечивающее необходимое обучение.
Первое различие между преподаванием и обучением состоит в том, что эти процессы имеют совершенно разные полюса внимания. В случае преподавания точкой концентрации внимания является вход учебного процесса, т.е. внимание сосредоточено на том, что дается студенту. Содержание учебного процесса, а именно, те знания, которые передаются студенту, те навыки и умения, которые ему прививаются и развиваются у него, являются той сердцевиной, вокруг которой строится преподавание.
Для обучения характерна концентрация внимания на выход, т.е. на то, что получил обучающийся. При этом полученное оценивается студентом не столько с точки зрения его содержания или интереса, сколько с точки зрения полезности для него (в широком смысле этого слова) осуществленного обучения.
Второе отличие преподавания от обучения состоит в том, что в случае преподавания знания задаются учебными дисциплинами. Преподаватели передают студентам знания, составляющие отдельные части этих учебных дисциплин. Студентам рассказывают теоремы, методы решения задач определенного класса, отдельные теории или теоретические положения отдельных разделов и т.п.
Если же посмотреть на то, о каких знаниях идет речь в случае обучения, то это знания, задаваемые проблемами или содержанием реально протекающих процессов. Обучение предполагает получение знаний, которые связаны с тем, что приходится решать в реальной жизни. Очень редко у кого жизненные проблемы совпадают с теми, о которых говорят при преподавании отдельных дисциплин, предлагающих решение этих проблем.
Третье отличие преподавания от обучения состоит в том, что первое отражает преподавательский взгляд на явление и процессы, второе — студенческий взгляд. Между этими взглядами есть существенное различие. Взгляд преподавателя всегда шире и глубже. Это взгляд эксперта. Его интересуют детали сами по себе, а также то, как они связаны между собой. Он находится в плену логики предмета преподавания, которая для него может превратиться в самоцель. Для студенческого взгляда характерны прагматичность, фрагментарность. Познание предмета всегда идет путем мозаичного создания общей картины. Таким образом, преподавательский взгляд на предмет носит преимущественно дедуктивный характер. Студенческий же взгляд имеет ярко выраженный индуктивный характер. При этом если для преподавателя каждая часть предмета важна как часть общей картины, то студентом каждая часть воспринимается преимущественно с точки зрения того, что она в отдельности представляет из себя и что она дает ему для развития его возможностей и способностей. Преподавателя волнует логическая стройность и цельность преподавания предмета, студента — сложность восприятия отдельных частей предмета и их «нужность» для него. Преподаватель учит тому, что он знает (не обязательно в полной мере). Студенты же обучаются преимущественно тому, что им неизвестно, или тому, что они не могут и не умеют делать. Это вечное различие оказывает очень сильное влияние на учебный процесс и может приводить не только к заметному разрыву между преподаванием и обучением, но и к тому, что у студента складывается неприятие учебного процесса.
Четвертым важным различием, существующим между преподаванием и обучением, является то, что эти процессы находятся под воздействием групп влияния, отличающихся друг от друга направленностью интересов.
В случае обучения в число групп влияния наряду с преподавателями входят студенты, выпускники, работодатели и в зависимости от конкретной ситуации еще некоторые группы, непосредственно не принимающие участия в осуществлении учебного процесса, но существенно заинтересованные в его результатах. Учет мнения выпускников при разработке учебного процесса, мнения студентов о характере, пользе и качестве проведения занятий, оценка студентами работы отдельных преподавателей и многое другое делают процесс обучения качественно отличным от процесса преподавания.
Очевидно, что учебный процесс должен быть ориентирован на процесс обучения. Однако в подавляющей массе учебных заведений он ориентирован преимущественно на процесс преподавания. Наиболее остро проблема переориентации учебного процесса с преподавания на обучение стоит в бизнес-образовании, так как оно в силу своей специфики направлено не столько на передачу знаний и развитие навыков и умений, сколько на формирование у студентов определенного отношения к деятельности, а также их реального поведения.
Известны основные направления трансформации учебного процесса типа «преподавание» в учебный процесс типа «обучение». Во-первых, это переход к интегрированному обучению в контексте предмета изучения вместо изучения и рассмотрения основных тем, задач и отдельных вопросов. Во-вторых, это перенос центра внимания при обучении с поиска правильных ответов на развитие умения решать проблемы. В реальной действительности очень часто априорно не существует правильных ответов. Человек получает тот результат, которого он смог добиться, применяя определенные способы решения проблемы. И результат будет тем лучше для него, чем больше он способен решать проблемы. В-третьих, это замена пассивного типа обучения, в котором студенту отводится роль слушающего, усваивающего, повторяющего и т.п., активным обучени- ем, при котором студент является активным творцом знаний, решений, информации и т.п. В-четвертых, это замена контроля за учебным процессом со стороны преподавателя контролем со стороны обучающегося. Преподаватель фиксирует правила учебного процесса, студенты же сами в рамках этих правил контролируют и то, как они осуществляют обучение, и то, как идет учебный про цесс. Контроль осуществляется не по принципу «знание — степень выполнения задания студентом», а «цели учебного процесса — степень достижения этих целей студентом».
Как учиться эффективнее: гид по формам обучения
Об эксперте: Рената Гизатуллина — основатель и куратор программ LLLab. Lifelong Learning Lab — это школа и коммьюнити для специалистов в образовании, исследующая новые методики в обучении. Школа фокусируется на том, чтобы сделать обучение качественнее и эффективнее и для отдельных людей, и для компаний.
Почему формы обучения важны
Раньше люди получали одно образование и осваивали одну профессию на всю жизнь. Но мир и рынок труда стали сложнее: после получения классического образования люди все чаще меняют профессию и квалификацию, либо же развивают новые навыки на том же карьерном пути. Приходится учиться в течение всей жизни — этот процесс называют lifelong learning.
При таком подходе учащийся становится продюсером своего образования: ставит цели, определяет нужный результат, выбирает формы, форматы и программы. Например, решает: пойти на тренинг по коммуникации или попросить старшего коллегу рассказать, как общаться с клиентами. От того, какую форму обучения выберет учащийся, зависят его результаты.
Глобально все обучение бывает:
Новые и самые интересные формы обучения комбинируют их или больше основаны на практике и взаимодействии. Именно о них мы и поговорим.
Обучение в сообществе
Обучение в сообществе — это когда мы учимся в профессиональных группах или клубах по интересам вместе с другими людьми. Именно в сообществах собираются люди с горящими глазами и желанием разговаривать о любимом деле. Там обмениваются книгами, кейсами, статьями, помогают и поддерживают друг друга. Например, в сообществах LLLab и «Списать не получится» объединяются все, кто связан с образованием.
Но если сообщество не сосредоточено на обучении, то на увлекательных разговорах все может и закончится.
Чтобы учиться в сообществе, можно организовать встречи с фасилитатором. Это человек, который управляет дискуссией и помогает участникам группы достичь своих целей. Или изначально поставить цель встречи и запланировать обучение. Для этого можно использовать экспериментальную анкету для сообществ LLLab pro.
Вот несколько вариантов обучения в сообществе.
Обычно в такой группе от трех до пяти человек — так всем будет комфортно активно работать. Участники группы договариваются о периодичности встреч — от одного до четырех раз в месяц. На каждой встрече выбирают тему и по очереди включаются в ее обсуждение. Например, сложный кейс на работе у одного из участников или общий вопрос для всех. Встреча заканчивается четким планом действий, который составляют на основе обсуждений.
Хорошая возможность найти новые контакты — общаться с людьми на больших встречах и в профессиональных сообществах.
Это можно сравнить с детским лагерем, откуда все возвращались повзрослевшими, с новыми друзьями и новым опытом. Это работает и в кампусах для взрослых — они помогают создать прочные связи между людьми.
Коуч и модератор мастермайнд групп Random Coffee Наталья Ядренцева — об обучении в сообществе:
«По нашему опыту, мастермайнды хорошо работают в сообществах, где участники сталкиваются с вызовами, с которыми сложно справиться в одиночку. Например, масштабирование бизнеса или запуск своего проекта.
В группе все внимание сосредоточено на помощи друг другу. Встречи посвящены историям каждого, успехам на пути к своим целям и возникающим сложностям. Группа помогает с креативными идеями и принятием решений. Это гарантирует продуктивное пространство, где каждый получает обратную связь от людей с похожим опытом.
Участие в мастермайнде учит:
Но самое главное — в групповом процессе каждый видит, что он ценен и важен группе, без него она будет не такой.
Чтобы организовать мастермайнд, посмотрите на свое сообщество свежим взглядом, и ответьте на вопрос: «Где взаимодействие проседает, какие новые связи должны образоваться, чтобы мы стали сильнее?»
Иммерсивное обучение
Иммерсивное обучение — это обучение через полное погружение в среду, в которой студенту предстоит работать и жить. Примером может служить университет Minerva, чьи студенты с одногруппниками едут в другую страну и выполняют местные проекты в течение полугода.
«Конечно, если строить онлайн-обучение по принципу «смотрим видео и пишем в тетрадку» — ничего не будет работать. Главное — построить учебную программу так, чтобы студенты были мотивированы на учебу: не записывать за преподавателем, а узнавать новое каждый день», — Бен Нельсон, основатель и руководитель интердисциплинарной программы Minerva.
Преимущество иммерсивного обучения — в интерактивности и активной позиции учащегося. Из наблюдателя студент становится действующим лицом образовательного процесса, получает моментальную обратную связь и индивидуальный обучающий опыт.
Потенциал иммерсивного обучения — в VR технологиях, особенно для нестандартных ситуаций, которые сложно и дорого воссоздать. Например, авиакомпании используют VR тренажеры, чтобы научить экипаж действовать в чрезвычайных ситуациях или изучить особенности конструкций разных типов самолетов. А в школах — чтобы «перемещаться» по разным странам.
Иммерсивное обучение часто используют в корпоративных образовательных программах.
О том, как это работает в «Ростелекоме», рассказала директор по развитию персонала Екатерина Барабанова:
«Не все могут организовать учебный опыт через проживание в технологических столицах мира, как в Minerva, но элементы иммерсивного обучения можно внедрить в каждую образовательную программу.
Например, в обучении SMM-менеджеров, занимающихся продвижением компании в соцсетях, иммерсивной будет среда социальных сетей. Когда мы обучали сммщиков, то выбирали настоящие жалобы клиентов и курьезные ответы техподдержки, а преподавателей просили так реагировать на контент в соцсетях, как обычно реагируют пользователи.
Весь курс проходил в соцсети, а задания повторяли типичные ситуации из практики специалистов. Учащиеся делали посты в соцсетях и отвечали на комментарии в закрытой группе курса.
При этом среда должна быть достаточно безопасной, чтобы учащийся не боялся пробовать новое. Например, на тренинги для команды по продажам в роли клиентов часто приходят экс топ-менеджеры компаний-заказчиков. Они могут воссоздать опыт общения и продажи проекта реальному клиенту».
Обучение на рабочем месте
Представьте, что у вас появилась новая задача в рабочем процессе, которую вы пока не знаете, как выполнить. Например, необходимо в первый раз составить бюджет отдела на год. Скорее всего, в такой ситуации вы посмотрите, как это делают коллеги, попросите несколько советов и сделаете сами, а потом попросите обратную связь у руководителя. Это и есть обучение на рабочем месте — workplace learning.
Обучение на рабочем месте отличается бесшовностью — сложно разделить личную жизнь, рабочие задачи и саморазвитие. При этом здесь остается целеполагание и рефлексия — измерение прогресса обучения.
Методики обучения на рабочем месте можно изучить на сайте Центра обучения на рабочем месте в Сингапуре. Вот некоторые из них:
Менторинг и коучинг
Менторинг — это наименее формальный вид наставничества, когда опытный человек передает свои знания, опыт и навыки менее опытному. Менторинг основан на партнерской позиции и добровольной работе. Например, чтобы привлечь инвестора, основатели стартапа приходят к ментору. Он помогает обосновать идею цифрами и составить план развития компании, делится контактами знакомых инвесторов.
Вот основные составляющие отношений между ментором, опытным наставником и его подопечным — менти:
Этапы наставничества могут меняться в зависимости от договоренностей менторской пары. Вот три основных:
Коучинг похож на менторинг, но у коуча больше навыков в ведении подопечного вопросами. Он может не быть специалистом в области запроса, например, помогать менеджеру развиваться как руководителю без опыта в управлении. При этом коучи умеют задавать вопросы и управлять процессом — это помогает клиенту самому найти ответы и ресурсы, чтобы решить свои проблемы.