эффективность применения учителями технологий и методик обучения
Методика оценки эффективности использования педагогическими работниками современных образовательных технологий в образовательном процессе.
Просмотр содержимого документа
«Методика оценки эффективности использования педагогическими работниками современных образовательных технологий в образовательном процессе.»
Методика оценки эффективности использования педагогическими работниками современных образовательных технологий в образовательном процессе.
Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. Обновление школы предполагает решения ряда системных задач, первостепенной из которых является задача достижения нового качества образования.
Чтобы работать успешно, каждый учитель должен владеть педагогическим мастерством, поскольку только мастерство может обеспечить эффективные результаты труда педагога.
Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя. Внешне оно проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном достижении способов и целей учебно-воспитательной работы.
С внутренней стороны педагогическое мастерство — это функционирующая система знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение педагогических задач. В этом плане педагогическое мастерство — выражение личности преподавателя, его возможностей самостоятельно, творчески, квалифицированно заниматься педагогической деятельностью.
Педагогическое мастерство включает в себя следующие компоненты:
Размышляя над проблемами формирования педагогического мастерства, А.С. Макаренко говорил: «Мастерство – это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен быть прекрасным мастером педагог»
Я провела анкетирование среди учеников 6-7 классов: Какими качествами личности должен обладать хороший учитель?.
Результативность использования современных образовательных технологий
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Для успешного проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС необходимо, в первую очередь, осмыслить по-новому собственную позицию (помощника, организатора познавательной деятельности), знать, как технологии обучения обеспечивают мотивацию учения каждого ребенка.
Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. Совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса.
Использование широкого спектра педагогических технологий дает мне возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности обучающихся.
Технология проблемного обучения
Цель: активизация мыслительных процессов обучающихся, побуждение к погружению в проблему, формирование устойчивого интереса к изучаемому предмету.
Сегодня актуальным является вопрос: «Что нужно для того, чтобы провести эффектный, интересный урок для учащихся?» А. Дистервег сказал: “Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить”. Эту истину моим обучающимся помогает находить технология проблемного обучения.
Применение технологии проблемного обучения дает положительные результаты в моей работе:
-решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу обучающихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей;
-возрастает эффективность развития их индивидуальности и творческого мышления;
-у большинства обучающихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;
-формируется умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.
Все выше сказанное ведет к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире.
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)
Информационно-коммуникационные технологии — это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета. Это представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, использование самого компьютера, самых разных программ. В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства.
Цель: повышение информационной культуры учителя и обучающихся в условиях современного общества, мотивация учебно-воспитательного процесса.
— визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал);
— демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия);
— контроль за умениями, навыками обучающихся;
-обучающие и развивающие программы;
-образовательные платформы «УЧИ.РУ», «ЯКЛАСС», «Инфоурок», «РЭШ».
Мои обучающиеся являются активными участниками образовательных платформ «Учи.ру», Якласс на уроках, во внеурочной деятельности и выполняя домашние задания. Я являюсь администратором платформы «Учи.ру» с 2015 года.
Мои обучающиеся являлись участниками экспериментального исследования по математике на платформе «Учи.ру» в 2016 году (Приложение 8).
Использование ИКТ для меня, как для учителя, экономит время как на уроке, при объяснении нового материала, так и при подготовке к нему, вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует на повышение профессионального роста. Применение ИКТ усиливает положительную мотивацию обучения, вместе с этим приходит рост качества знаний и успеваемости, повышается его эффективная сторона.
Возможности ИКТ открывают перед обучающимися доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества. Обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности обучающихся.
Применяя ИКТ на уроках:
— учебная деятельность обучающихся становится более содержательной и привлекательной;
— учебная информация для восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов;
— повышается качество обучения, внутренняя мотивация учащихся.
Преимущества ИКТ перед традиционными методами обучения:
1. Возрастает интенсивность и плотность учебного процесса.
4. Объективность оценки, поскольку обучающихся оценивает не учитель со своими взглядами и пристрастиями, а компьютер, лишенный этого всего, и тогда разногласия по поводу оценки автоматически устраняются.
5. Большая наглядность обучения.
6. С использованием ИКТ появилась возможность неограниченного и очень дешевого тиражирования учебной информации, быстрой и адресной доставки ее каждому ученику.
В апреле 2020 года все образование было вынуждено перейти на дистанционное обучение. Кому-то это было сложно и непонятно, так как плохо владели ИКТ.
Цель : создание условий для творческого развития личности обучающихся.
Технология проектной и исследовательской деятельности позволяет развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению, дает возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения.
От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
Проектная деятельность способствует повышению качества образования, результативности учебного процесса. На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую возможности технологии проектного обучения, так как это позволяет мне наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, то есть реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, планировать деятельность по формированию основных видов УУД. Уроки с применением проектной деятельности являются увлекательными, яркими, запоминающимися.
Результаты участия обучающихся в проектной деятельности представлены в таблице и приложение 2.
Игровые педагогические технологии включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Цель : развитие устойчивого познавательного интереса у обучающихся.
Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и обучающихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). Игровую форму занятий создаю на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.
Игровые технологии занимают важное место в моем учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает обучающимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность обучающихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
4) игра- важнейшее средство воспитания школьников.
5. Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.
Цель: обеспечение выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
-создание ситуации выбора и успеха;
-создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках, на занятиях внеурочной деятельностью и внеклассных мероприятиях;
-использование приемов рефлексии;
-проведение родительских собраний по данной тематике;
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой, повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению
86 % учащихся класса активно занимаются спортом и принимают участие в различных спортивных мероприятиях;
100% обучающихся класса охвачены горячим питанием (программа «Школьное питание»);
11 человек моего класса являются членами сборной команды школы по баскетболу.
6 человек имеют значок ГТО;
привлечены родители к совместным здоровьесберегающим технологиям;
снижение уровня заболеваемости учащихся простудными и инфекционными заболеваниями;
Личностно- ориентированные технологии.
Цель: развитие индивидуальных способностей, повышение мотивации к предмету.
Все выше перечисленные технологии являются неотъемлемой часть данной образовательной технологии.
В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».
С целью организации продуктивной деятельности всего класса я учитываю реальные учебные возможности всех обучающихся.
Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику (сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех и самореализовываться в рамках своих возможностей), реализация одаренности, становление навыков самопознания и самореализации, формирование мотивации.
Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям. Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.
Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
Учитывая данные подходы можно уделить достаточное внимание каждому ребенку.
Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью предполагает мной:
Создание положительного эмоционального настроя на работу всех обучающихся в ходе урока.
Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
Применение знаний, позволяющих обучающемуся самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
Использование проблемных творческих заданий.
Стимулирование обучающихся к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа обучающегося, но и анализ того, как он рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
Отметка, выставляемая обучающемуся в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Таким образом, личностно – ориентированное обучение предполагает:
— сохранность и поддержку индивидуальности ребёнка;
— предоставление возможностей каждому ребёнку работать в присущем ему темпе;
— обязательную успешность деятельности;
— обучение в зоне «ближайшего развития» (Л.С.Выготский);
— предоставление права выбора деятельности, партнёра, средств обучения;
— создание условий для реализации творческих возможностей ребёнка;
— демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся.
Широкое внедрение современных образовательных технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.
Результатом использования современных образовательных технологий считаю:
— стабильное качество знаний по предметам (60-80%);
уровень обученности обучающихся в классе;
— результаты диагностики мотивационной сферы обучающихся показывают преобладание учебно-познавательных мотивов;
-активное участие и победы обучающихся в олимпиадах, конкурсах разного уровня;
-участие и победы в городских и областных конкурсах исследовательских работ.
Эффективность использования образовательных и воспитательных методик и технологий в образовательном процессе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методсовет по теме: «Эффективность использования образовательных и воспитательных методик и технологий в образовательном процессе»
Цель: создание условий для повышения качества общего образования на основе внедрения современных педагогических (образовательных) технологий.
Эпиграф к методическому совету: “Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться”. В.Сухомлинский
Обновление школы в настоящее время возможно только через обоснованное совершенствование педагогических технологий, которое стало одной из важнейших проблем педагогической науки и практики.
Это завершающий этап работы над данной темой. Поэтому мы должны проанализировать влияние применяемых технологий на различные аспекты деятельности учащихся, определить эффективные технологии для своего преподаваемого предмета и систематизировать приемы и методы, способствующие повышению качества знаний учащихся.
Ключевой идеей любой школы является идея развития ученика и учителя.
Педагогическая технология – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами; это деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня образованности личности.
Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:
однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
отбор и структура содержания (что);
оптимальная организация учебного процесса (как);
методы, приёмы и средства обучения (с помощью чего);
учёт необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. В результате был выработан основной подход к выбору педагогических технологий для использования в педагогической деятельности каждого учителя: выбираемая технология должна иметь качественную характеристику – это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.
Существует большое количество образовательных и воспитательных методик и технологий:
Технология организации «ситуации успеха»
Технология личностно-ориентированного подхода
Технология педагогического разрешения конфликта
Методика КТД и другие
Образовательные технологии, используемые коллективом и их результативность:
Развивающее обучение это новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно- иллюстративному. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидума.
Это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося; это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
Информационно-коммуникационные технологии способны: вовлекать учащихся в процесс обучения, делать из пассивных слушателей активных деятелей, стимулировать познавательный интерес к предмету, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.
Занимаясь исследованием, учащиеся развивают наблюдательность, внимательность, аналитические навыки. В исследовании существенным является построение правдоподобных и доказывающих рассуждений о поведении объектов, которое может быть раскрыто лишь в деятельности по их мысленному преобразованию или воспроизведении.
Кто применяет – К сожалению не всеми педагогами школы в полной мере используется данная технология обучения, порой учителя ограничиваются лишь проведением физминуток на своих уроках.
Лишь в коммуникативном методе обучения иностранным языкам мы находим основные признаки деятельностного типа обучения, особенность которого заключается в том, что он по своему назначению и по своей сущности связан, прежде всего, с отдельным видом речевой деятельности, поэтому мы встречаем его широкое использование, когда речь идет об обучении чтению, аудированию, переводу и т.д.
Целью любой педагогической технологии является – повышение эффективности образовательного процесса, гарантирование достижения запланированных результатов обучения.
Применение элементов педагогической технологии на уроках позволяет учителю точно и конкретно определить место и значение каждого урока в теме, устанавливает логические связи между уроками по всем компонентам процесса обучения (целевому, содержательному, операционно-деятельностному, контрольно-регулировочному, оценочно-результативному), что обеспечивает повышение эффективности учебного процесса. Кроме того, происходит перевод обучения на субъект – субъектную основу, что обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, чувства коллективизма, способности контролировать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью.
Развитие личности в школе идет на учебном занятии, поэтому правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Вспомним, что говорил король с одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова?
По существу, в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставь перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило, мы часто игнорируем. Мы читаем длинные лекции, эмоционально рассказываем интересные вещи (на наш взгляд), можем дать детям задание прочитать огромный отрывок из учебника, пересказать его, можем показать фильм или играть целый урок. Но проходит некоторое время, и в памяти у детей остаются лишь отрывки тех знаний, которыми как полагалось, они должны овладеть.
Почему это происходит?
Это происходит потому, что у ребят нет возможности, времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над изучаемым материалом. Надо учиться использовать такие технологии, чтобы было достаточно времени для учащихся для осмысления и применения полученных знаний.
Статья «Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения
Применение на занятиях новых образовательных технологий способствуют всестороннему гармоническому развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья, воспитывает у детей стремление к занятиям спортом, способствует повышению качества воспитанности, развитию исследовательских навыков в процессе обучения и воспитания.
Одним из самых интересных и перспективных, в работе с обучающимися начальной школы считаю игровой метод обучения. Игра – необходимый атрибут социализации личности, она не только средство отдыха, общения и развлечения, но и мощный воспитательный инструмент. Игра стимулирует активность и шире раскрывает творческие и физические способности, создает ситуацию успеха, формирует коммуникативные навыки учащихся. Ведущим методом на таких занятиях является игра: деловая, ролевая, сюжетная, игра-путешествие, дидактическая игра. Коррекция поведения реализуется через сюжетно-ролевые игры. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту. Эти игровые технологии относятся к активным формам воспитания, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов. Игра для детей – это способ познания мира и своего места в нем, и поэтому она необходима для развития личности. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Мною игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы;
как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технология внеклассной работы.
Игра – это внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания мира. В игровой форме развиваются познавательные способности, воспитывается доброжелательное отношение к сверстникам, соперникам, сплачивается детский коллектив, формируются навыки коллективных дел. Этим даю возможность детям и приучаю их самостоятельно организовывать собственную деятельность.
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. В современном мире сложно стоять на месте, ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс образовательных учреждений.
Широко использую на занятиях информационно – коммуникационных технологий (презентации, интерактивные тесты и кроссворды), что позволяет сделать воспитательный час наглядным, современным, активизировать познавательную деятельность учащихся, позволяет разнообразить формы работы на занятиях в группе продленного дня. Необходимость применения информационно-комуникационных образовательных технологий в школьном образовании очевидна. Поэтому я активно использую компьютер, на всех этапах учебно-воспитательного процесса: на воспитательных часах, на самоподготовке, а также при организации досуговой деятельности. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации.
Применение компьютерных программных средств на своих занятиях позволяет решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить ее дифференциацию, повысить интерес к воспитательным часам, познавательную активность воспитанников.
Пользование компьютером осуществляет необходимую помощь в моей работе :
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям, родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов
4. Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, мониторинг выполнения программы и т. п., отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
6. Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
7. Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
8. Использование Интернета и ЦОР в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.
9. Оформление буклетов, визитных карточек группы, материалов по различным направлениям деятельности.
Я в своей работе использую следующие электронные образовательные ресурсы:
-«Классическая музыка для школьников»
-«Музыка для театрализованной деятельности»
-«Песни из мультфильмов»
Я считаю, что через развитие творческих способностей учащихся можно добиться желаемых результатов. Следуя современным тенденциям, активно развиваю во внеклассной работе творческие способности учащихся, применяя в своей работе проектную методику.
Мои четвероклассники всегда активно включались в проектную деятельность. На протяжении всех лет обучения было создано много хороших проектных работ. Вот некоторые из них: «Профессии родителей», «Мои домашние питомцы», «Зеленая аптека», «Вторая жизнь деревьев». Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому, направлению содержания образования. В основе проектной методике лежит идея о направленности деятельности (в ходе которой ребенок открывает для себя много нового и неизведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Технология проектирования является одной из форм поисковой деятельности, способствует развитию творческих способностей. Для ребенка характерна колоссальная жажда жизни, что ярко проявляется в его потребности в активных действиях, общении, самовыражении, разнообразных впечатлениях. Известно, что уважение к личности ребенка, его достоинству, принятие его целей, запросов, интересов, создание условие для самоопределения, самореализации, удовлетворение потребностей ребенка в конструировании собственного мира действий; способствуют развитию его творчества.
Результаты реализации проектов в работе с детьми:
— повышение эффективности процесса обучения;
— активизация познавательной деятельности детей;
— участие родителей в воспитательно-образовательном процессе школы-интерната;
— повышение педагогической культуры родителей.
Работа воспитателя сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образования.
Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому воспитателю и другим педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий
Следуя концепции здоровьесберегающего образования в программу работы в группе продленного дня включены следующие направления:
1. здоровьесберегающее обучение (построение воспитательного часа и самоподготовки на здоровье сберегающей основе);
2. активизация физической деятельности;
3. соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;
4. пропаганда здорового образа жизни.
Основополагающими принципами подобной деятельности в условиях школы-интерната является:
1. введение традиции максимального разнообразия формы и содержания проведения любых воспитательных занятий;
2. обязательное ритмичное чередование на воспитательных занятиях, физических и интеллектуальных нагрузок на ребенка, в течение всего времени;
3. рационализация питания детей;
4. организация и проведение учебно-воспитательных занятий, на которых доминирует коллективное или самостоятельное творчество детей, взаимодействия детей с искусством, конкретным бытовым трудом.
Согласно общешкольной программы в школе-интернате стало традиционное проведение «Дней здоровья», воспитательные часы, диспуты, круглые столы. Например, «Урок здоровья», «Берегите воду – источник жизни», «Здоров будешь – все добудешь», «Здоровье в твоих руках», «Здоровое питание – отличное настроение», «В здоровом теле – здоровый дух», «Советы от доктора Айболита», физминутки, спортивные часы, прогулки на свежем воздухе, экскурсионные поездки.
Во время самоподготовки провожу оздоровительные минутки, для того, чтобы учащиеся не уставали и могли работать в полную силу. Физкультминутки провожу иногда с музыкальным сопровождением. Время начала физкультминутки выбираю в соответствии с состоянием учащихся, когда у значительной части детей начинает проявляться утомление (часто отвлекаются, разговаривают). Провожу упражнения направленные на снятие напряжения мышц спины, пальцев рук, плечевого пояса, ног и упражнения для глаз. Физминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения, являются два обстоятельства:
во-первых, внимательное отношение воспитателя к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни;
во-вторых, общий настрой школы-интерната на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, т. е. на содействие здоровью.
Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности. Прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся. Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Ее нужно сделать содержательной и интересной. А это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий. Чередование занятий повышает интерес именно к коллективной прогулке, где воспитатель решает сразу две задачи: обеспечить интересное проведение времени и содействовать укреплению коллектива.
Все занятия на воздухе разделяю на группы:
— природоведческие экскурсии (, «Приметы осени», «По следам пернатых», «Как прекрасен этот мир», «Зимняя сказка»);
— обществоведческие экскурсии («Труд работников в школе», «Город, в котором я живу»);
— прогулки-практикумы («В мире дорожных знаков», «Правила поведения в природе»);
В организации проведения воспитательных часов и самоподготовок учитываю:
1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос обучающихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. ;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной и воспитательной деятельности;
4) способы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.;
5) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение воспитателя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
6) позы обучающихся, чередование поз;
7) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на воспитательном часе и самоподготовке – их место, содержание и продолжительность;
8) наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на уроке (стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) повышения этой мотивации;
9) наличие в содержательной части воспитательного часа вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение обучающимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
10) психологический климат на занятиях;
11) наличие на воспитательном часе и самоподготовке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
Результативность использования здоровьесберегающих технологий
Развитие стремления к здоровому образу жизни происходит в процессе организации утренних зарядок, прогулок, походов, проведения коллективных и индивидуальных бесед, разрешения проблемных ситуаций (естественных и моделируемых), участия в соревнованиях, при соблюдении допустимых нагрузок в процессе самоподготовки, а также соблюдении рекомендаций после диспансеризации, рассаживания детей в классе в соответствии с ростом и остротой зрения.
Групповые технологии как коллективная деятельность использую для:
— взаимодействия учащихся в группе;
— организации совместных действий, направленных на активизацию учебно- познавательных процессов;
Для реализации данной технологии организую работу мини-групп:
— каждая группа получает определенное задание(либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
— задания подбираю такие, которые позволяют учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
В процессе работы поощряю совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом к друг к другу.
Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом технологии. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.
Мною активно используются: трудовые, спортивные, эстетические виды КТД.
В экскурсионных поездках ребята знакомятся с памятниками архитектуры, истории, природы или важными достопримечательностями Крыма.
Таким образом, применение всех вышеуказанных технологий способствует повышению качества знаний, развитию познавательного интереса.