эффективные приемы обучения русскому языку

«Эффективные приёмы и методы на уроках русского языка и литературы»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Эффективные методы и приемы обучения на уроках русского языка и литературы.

Наиболее актуальной задачей в современном образовании является повышение качества школьного обучения. На любом этапе развития школьного образования постоянно возникают препятствия и проблемы, которые требуют оперативного вмешательства и положительного решения. Для того чтобы оно устойчиво, динамично и эффективно развивалось, необходимо постоянно организационно изменяться и двигаться вперед.

Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Учитель должен организовать учебный процесс так, что из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. В настоящее время важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка.

Главная задача каждого учителя – развить у учащихся интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Я считаю, этому могут способствовать эффективные методы и приемы обучения.

Прием обучения – это элемент метода, его составная часть.

Для каждого этапа урока использую наиболее эффективные методы и приемы, позволяющие решать конкретные задачи.

Мотивация-это самая сложная проблема, с которой приходится работать. На уроках русского языка и литературы можно использовать ряд упражнений и педагогических приёмов и методов, позволяющих формировать и развивать мотивацию.

В начале урока использую приемы:

«Улыбнемся друг другу»

Такие приемы позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Трудным, но важным этапом урока является целеполагание. Такие методы, как:

«Дерево ожиданий» и «Фруктовый сад « позволяют учителю лучше понять каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои опасения с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Метод «Дерево ожиданий» состоит в следующем: ученики получают разноцветные листочки, на которых записывают, что они желают получить от сегодняшнего урока и чего они опасаются. Листочки прикрепляют на дерево. Учитель систематизирует сформулированные цели и подводит итог.

Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению новой нового материала помогают следующие методы и приемы:

Учитель загадывает понятие по теме урока. Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: «да», «нет», «и да и нет».

Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Этот прием применим даже на уроках изучения нового материала. Минус – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

Учитель предлагает прорекламировать мягкий знак, на подготовку дается 5-10 минут. Работа организуется в группах.

Составление списка известной информации. Учитель предлагает ребятам в течение трёх минут записать всё, что они знают по теме урока. Важно писать всё, что придёт на ум, и как можно больше. Не имеет значения, правильно ли то, что записали, или нет. Затем предлагается обсудить и систематизировать записи, вывести рабочее понятие.

5) «Морфемный конструктор»

Какое получится слово, если от слова подрос взять приставку, от слова снежинка взять корень, от слова будильник взять
суффикс, от слова день взять окончание. (Подснежник)

При открытии нового знания важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи эффективных методов! Для работы над темой урока использую методы:

Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Данный метод используется на разных этапах урока.

Этот метод позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие.

В)? хочу узнать подробнее

Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

Например, итогом изучения темы «Имя существительное» в 5 классе является разбор имени существительного как части речи. У детей памятки «Порядок разбора существительного». После применения метода у ученика появились такие знаки. После этого ученик может самостоятельно искать ответ на свой вопрос, используя учебник или обратиться за помощью к классу (работа в группах), или данный вопрос может стать целью урока.

На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них.

При закреплении изученного материала использую следующие методы и приёмы:

Работа в группе. Формулируются проблемные вопросы по количеству групп. На партах подготовлены цветные маркеры, листы А4 с написанными на них вопросами. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.

При повторении темы «Склонение существительных» на картонных яблоках пишутся слова разных склонений. Класс разбивается на три команды, каждая из которых отвечает за два склонения. Каждой команде дается корзина. Задание: собрать в корзину яблоки “определенного сорта” (склонений).

Можно усложнить игру, предложив командам текст и пустые шаблоны яблок.

3)«Синквейн»

Это короткое литературное произведение, характеризующее предмет, состоящее из пяти строк. Синквейн пишется по определённому плану.

1. Имя существительное.

3.Обозначает, отвечает, является.

На этапе самостоятельной работы с самопроверкой я использую следующие приёмы:

Работая над этим проектом, дети, прежде всего, работают с толковым словарём, со словарной статьёй, то есть проверяют правильность выбранного примера.

На этапе рефлексии можно применить следующие методы и приёмы:

1) «Незаконченные предложения»

1. На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как…..

2. Я думаю, что уроки русского языка проходят..

3. Больше всего на уроках русского языка я люблю….

4. Мне не очень нравится…

Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые еще не совсем поняли тему урока. Совет анализируется группой-соседкой.

Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.

У данных методов и приёмов есть свои плюсы и минусы.

Эффективные методы и приемы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений. Использование данных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса и повысить качество образования. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.

Таким образом, эффективные методы и приемы делают урок интересным, ярким; помогают увлечь ребят своим предметом, создают на уроке ситуацию успеха для ученика, позволяют ребятам работать творчески, познавать предмет на максимальном для каждого уровне успешности. Другими словами, ребенку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.

Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2004.

Дейкина А. Д. Новации в методике преподавания. Русский язык в школе, № 3, 2002 г.

Добровольская В.В. Роль и место письменной речи в гибких моделях обучения. «Мир русского слова», 2002, №4.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат.– М.: 2000.

Источник

Эффективные методы и приемы обучения на уроках русского языка

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Алимханова А Б – учитель русского языка и литературы

СШГ №27 г Талдыкорган

Эффективные методы обучения на уроках русского языка в рамках обновления содержания образования Обновление содержания образования – это, прежде всего, пересмотр самой модели среднего образования, его структуры, содержания, подходов и методов обучения и воспитания, внедрение принципиально новой системы оценивания достижения учащихся. Весь комплекс мероприятий в рамках обновления содержания образования направлен на создание образовательного пространства, благоприятного для гармоничного становления и развития личности. Одним из главных аспектов в обновленном содержании образования является понятие «активное обучение». Оно предполагает использование приемов и стратегий, приемлемых для языкового обучения: разные виды лингвистического анализа текста или предложений, составление планов к тексту, подготовка к пересказу, нахождение ключевых слов и фраз в тексте, выборочное списывание. Еще в середине 19 века известный немецкий педагог Адольф Дистервег писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». Это высказывание как нельзя лучше отражает принципы и цели обновленного содержания образования.

Эффективные методы преподавания литературы и русского языка – это методы, позволяющие давать ученикам твердые знания, активизирующие познавательные способности учеников. Для того, чтобы процесс обучения был успешным, учитель должен из арсенала приемов и методов выбрать такие, которые позволят ученикам развивать творческие способности, обогащать знаниями, воспитывать и стимулировать процесс обучения и воспитания. Проведение уроков по обновленной программе способствует повышению эффективности обучения, дает возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления. Внедрение обновленного содержания образования, использование инновационных педагогических технологий способствует воспитанию личности, которая была бы конкурентоспособной, умела на практике применить полученные теоретические знания. При подготовке и проведении уроков следует помнить, что в значительной степени их эффективность будет обеспечиваться при условиях, если учитель хорошо владеет методикой (технологией) проведения уроков, владеет способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках урока, формулировать учебные цели для достижения результатов, строить учебный процесс по организации усвоения учебного материала, готовить учебные материалы в соответствии с учебными целями и многое другое. Также не следует упускать такие важные моменты, как воспитание патриотизма и нравственности, развитие культуры мышления, способности мыслить творчески, уметь формулировать свои убеждения и отстаивать их

При разработке урока я старалась внедрить идеи семи модулей обучения. Старалась, чтобы урок проходил в увлекательной форме, вызвал интерес учеников, удивил новизной. Кроме этого я следила за тем, чтобы на уроке был охвачен и понят весь запланированный объем материала по данной теме.

С1 7.1.1.1-понимать сообщение продолжительностью 3-5 минут, извлекая необходимую информацию и/или определяя последовательность событий

С3 7.1.3.1-понимать содержание небольших прозаических и поэтических произведений/фрагментов, определяя сюжетную линию или настроение рассказа

Г1 7.2.1.1-владеть словарным запасом,включающим эмоционально-окрашенную лексику, термины.

Г2 7.2.2.1-пересказывать содержание, используя различные приемы сжатия текста

По счету это был второй урок, тема «Кавказский пленник» Льва Николаевича Толстого. Цели, которые необходимо достичь на данном уроке:

П2 7.4.2.1- излагать сжато содержание текста на основе прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального материала. Планируя данный урок в 7 классе, я поставила себе цель: продолжить работу по формированию микроклимата класса, работу в группах, применить ИКТ для улучшения процесса преподавания и обучения, использовать открытые и закрытые вопросы низкого порядка и вопросы высокого порядка, элементы критического мышления, формативное оценивание. При разработке данного урока учитывала возрастные особенности детей, реальные возможности класса: средняя работоспособность, устойчивая эмоционально-волевая сфера, наличие детей с низкой мотивацией и низким уровнем успеваемости, средний уровень развития аналитико-синтетического мышления; наличие детей, успешных в обучении, лидерские задатки.

Урок был направлен на организацию активного преподавания и обучения. Для того, чтобы четко представлять себе, как будет проходить занятие, я разработала план, который очень мне помог понять, каких результатов я ожидаю, что буду делать я, что будут делать ученики. Я определила место проведения занятия, учла при этом создание комфортных условий для учащихся, заранее подготовила все ресурсы занятия. Кабинет имеет передвижную доску. Это мне было необходимо для демонстрации презентации по теме занятия, которую подготовила ученица по творческому заданию на дом.

Всем уч-ся раздала карточки «ЗХУ» и карточки самооценивания.

Наиболее эффективными методами оценивания учебной деятельности на уроке, на мой взгляд, является взаимооценка и самооценка. Ребята с большим удовольствием оценивали себя и друг друга, было заметно, что данный вид работы им понравился. Кроме оценивания по критериям, проводилось формативное оценивание, например, по стратегии « Аплодисменты»,

« Большой палец». Очень важным звеном в обучении является речь. Совместная беседа учеников приносит большую пользу. Она позволяет ученикам выражать свое понимание темы, помогает также нам учителям понять, на какой стадии находятся наши ученики в процессе обучения.

Еще один метод который я использовала на уроке это органайзер «Двойной пузырь».

После ребята принялись выполнять задания по закреплению темы. Здесь я использовала стратегию «Веер». (листочки в виде веера, на них вопросы) Каждый ученик должен написать свой ответ в правильном порядке. Выбирают вопросы по кругу, по часовой стрелке.

Таким заданием я вызвала интерес к изучаемой теме и проверила активность ребят.Всего заданий было 4. После каждого задания учащимся был предложен ключ и критерии оценивания. Учащиеся сами могли себя оценивать и после проверки вносили свои полученные отметки в оценочный лист.

Рефлексия была организована с помощью ЗХУ. В конце урока ученики сдавали заполненые карточки «ЗХУ». Этот метод позволяет учителю в дальнейшем планировании урока.

Домашнее задание было разноуровневым.

1.Составить синквейн или акростих к словам Жилин и Костылин.
2. Написать РАФТ (роль, аудитория, форма, тема) про Кавказ

По итогам проведенной работы могу сделать вывод:

Цель урока была достигнута, во время урока класс работал активно, все учащиеся были задействованы в работе, появилось стремление к сотрудничеству, стала развиваться адекватная самооценка,

На уроках ребята все еще мало говорят, не всегда могут выразить свои мысли. Я думаю, что в учениках надо развивать способность к саморефлексии, то есть они должны научиться обдумывать то, как они мыслят и что они знают. Для этого я буду практиковать рефлексивный дневник среди учащихся. Думаю, что над этим нужно поработать, научить ребят подводить итог своей работы, то есть, научить рефлексировать свою деятельность.

Я уверена, что урок оставил положительные эмоции, крепкие знания в душе моих учеников, что радует меня. Считаю формы работы, выбранные мной актуальными, эффективными, результативными. От коллег получила замечательные отзывы на стикерах, которые заранее раздала для обратной связи.

Хотелось бы отметить, что при такой форме работы на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Думаю, что успешное преподавание и компетентный учитель, работающий по-новому, изменит всю систему нашего образования в лучшую сторону.

Источник

Эффективные методы и приемы обучения в свете новых ФГОС по русскому языку

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Эффективные методы и приемы обучения в свете новых ФГОС

В связи с введение ФГОС работа учителя меняется: педагог переходит от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором каждый ребёнок становится активным субъектом мотивированной сознательной учебной деятельности.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций на уроке. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, смысл которого заключается в том, что ребёнок получает знания не в готовом виде, а «добывает» их в процессе своего труда. В процессе такой систематической работы формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.

С целью формирования универсальных учебных действий учитель применяет новые педагогические технологии: технологию перспективно-проблемное обучение; модульные технологии; информационно-коммуникативные технологи. технологию развития критического мышления

Учитель использует и новые приёмы в работе: «Верные-неверные утверждения», «Прогнозирование», «Знаю – хочу узнать – узнал – научился», «Толстые» и «тонкие» вопросы ( Ромашка Блума).

Учителя стали применять кластеры, синквейны. Чтобы сочетать элементы различных технологий, создающих комфортную среду урока, учитель использует адаптивный урок.

Используя современные технологии, работая в технологии моделирования, у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Учитель на каждом уроке не может обойтись без технологической карты. А технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Методы и приемы обучения в свете новых ФГОС
Методы обучения
– это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.
Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемы
методов обучения в современной школе // Проблемы методов обучения
в современной общеобразовательной школе. – М., 1980.
Прием обучения
– это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.
Подласый И.П. Педагогика. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. –
М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – С. 319.

В связи с введением ФГОС работа учителя меняется: педагог переходит от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором каждый ребёнок становится активным субъектом мотивированной сознательной учебной деятельности.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций на уроке. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, смысл которого заключается в том, что ребёнок получает знания не в готовом виде, а «добывает» их в процессе своего труда. В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия.

С целью формирования универсальных учебных действий учитель применяет новые педагогические технологии: технологию перспективно-проблемного обучения; модульные технологии; информационно-коммуникативные технологии, технологию развития критического мышления

Учитель использует и новые приёмы в работе:

«Прогнозирование», «Знаю – хочу узнать – узнал – научился»,

«Толстые» и «тонкие» вопросы ( Ромашка Блума).

Прием «Закончи предложения». Цель: формирование умения оценивания изучаемого объекта, высказать свое собственное суждение и отношение. Например, «самым интересным на занятии для меня было…».

Прием «Рефлексивные вопросы».

Используем знание русского языка на других уроках

Обращаемся к интернету

Используем словари русского языка

Проводим самостоятельные мини – исследование (индивидуальная, парная, групповая работа)

Подготовка ОГЭ, ЕГЭ

Приемы, направленные на развитие критического мышления.

Прием «толстые и тонкие вопросы».

Цель: формирование грамотного задавания вопросов и осознание их уровня сложности. Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» называют простые, односложные вопросы, требующие ответа да/нет. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.

Почему вы считаете…?

Предположите, что будет если…?

Было ли…? Согласны ли вы…?

Прием «Используем знание русского языка на других уроках»

Например, на уроке литературы. Определить в каких значениях употреблено слово «худой» в отрывке из рассказа И.С. Тургенева «Муму».

Иностранный язык. Рассказать какие части речи выделяются в том иностранном языке, который вы изучаете в школе. В чем сходство и в чем различие в составе частей речи русского и иностранного языков?

На биологии. На рисунке представлены различные сорта капусты. Объяснить какую роль выполняют имена прилагательные в данных наименованиях. Два сорта капусты названы несклоняемыми именами существительными – брокколи, кольраби. Составить словосочетания прил. + сущ.

Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого учащегося на уроке, главной движущей силой, формирующей интерес к уроку.

Прием «Проводим самостоятельное мини – исследование»

Описание: Прочитайте вслух и определите, какими звуками различаются слова каждой пары. Затранскрибируйте все слова. Сделайте вывод о смыслоразличительной роли звука. Попробуйте дополнить перечень слов подобными примерами.

Описание: Провести мини – исследование. Почему звуки [м]? [п], [б] называют губными, звуки [т], [з], [с] – зубными, а звук [р] – дрожащими? Свой ответ обоснуйте.

Описание: Проведите мини – исследование в группе. Попытайтесь установить, какие звуки – гласные или согласные – чаще встречаются в русской речи. Выполнив это задание, сделайте вывод.

Описание: Прочитайте эпиграф к разделу «Графика» (Письмо – необходимое дополнение языка, сильнейший рычаг знания.). Напишите сочинение – миниатюру, как вы понимаете смысл высказывания ученого – языковеда 19 века Я.К. Грота

Описание: Письменно объясните, для чего нужно знать алфавит. Не забудьте о возможности послать СМС-сообщение с помощью современных мобильных телефонов.

Приемы и стратегии учебной рефлексии.

Прием «Плюс-минус-интересно» (автор Эдвард де Боно).

Цель: формирование умения рассматривать явления с точки зрения сильных и слабых, положительных и отрицательных сторон.

Этот прием используется при получении первого аналитического материала или для обратной связи.

Прием «Рефлексивные вопросы»

Цель: получение эмоционального отклика одной личности на переживания другой. Применяется на стадии рефлексии в конце урока.

Набор рефлексивных вопросов:

Что показалось вам сегодня трудным?

Что в изученном сегодня для вас самое главное?

Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?

Какие новые мысли, чувства у вас появились?

Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

Были ли моменты недовольства собой?

Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста

Заметили ли вы свои успехи….

Развитие универсальных учебных навыков

— работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;

— критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;

— решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

— анализируют современные общественные явления и события;

— осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

— аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

— выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность. Системно-деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока. Таким образом, универсальные учебные навыки развивают у школьников самостоятельность и саморазвитие.

Методы инновационного обучения русскому языку:

— метод проблемной наглядности,

— метод лингвистической аллюзии,

— метод активизации ассоциативных связей;

3. Приемы работы на уроках русского языка:

— прием составления тематической сетки готового текста и прием ее вычисления при создании текста.

— прием составления схемы развертывания микротем будущего текста и прием ее вычленения из готового текста и др.

— прием «Мозговая атака»

— прием «Групповая дискуссия»

— Опора на науку инноватику позволила разработать методику обучения русскому языку на уровне инновационной технологии, обеспечивающей функционирование поисково-технологической модели одновременно на организационном, материально-дидактическом и структурном уровнях.

Организационная сторона инновационной технологии обеспечивается реализацией способа инновационного обучения, функционирующего в двух его разновидностях:

— в способе метафоризации лингвистических сведений (на уроке дидактической игре),

— в способе инновационного развития речи (на уроке-исследовании).

Таким образом, организационная сторона инновационной технологии, применяемой на уроках русского языка, включает понятия: способ инновационного обучения, урок-дидактическая игра и урок-исследование.

«Организация домашнего задания»

Мой подход к организации домашней работы школьников предполагает обучение подростков приемам самостоятельной учебной деятельности.

Творческий замысел заключается в том, чтобы повысить познавательную деятельность за счет расширения информации и применения адекватных заданий заявленной цели.

На первом этапе предполагается самостоятельное изучение теории, где использую следующие приемы работы: внимательно прочитать текст; определить сколько в нем частей ; придумать вопросы к каждой части текста и ответить на них с помощью учебника; дополнить вопросы, если в тексте остается невостребованная информация; выделить ключевые слова текста; найти значения незнакомых слов в словаре, опираясь только на ключевые слова: пересказать текст, проверяя себя по учебнику; по ключевым словам построить или разработать алгоритм. Предлагаю нетрадиционные домашние задания:

Уточнение определений школьного учебника;

Исследование лингвистического текста учебника;

Придумывание лингвистических задач;

Многоаспектный анализ слова.

При такой организации домашнего задания у учащегося возникает интерес к словарям и справочной литературе, вырабатывается умение самостоятельно пользоваться ими. Также у ребят возникает интерес к слову, его истории, стремление писать грамотно и говорить правильно, выразительно, красиво.

На втором этапе учу ребят нестандартным способам решения проблемы, поиску недостающих проблем, развиваю фантазию и воображение, вызываю интерес не только к результату, но и к процессу учебной деятельности. Здесь использую следующие задания:

Разработка наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов

Исправление допущенных ошибок

Подготовка к тематическим урокам: поиск текстов, выписывание пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений, цитат, словарных статей из Толкового словаря.

На третьем этапе создаю условия для раскрытия собственного потенциала учащихся. Мыслительную деятельность учащихся стимулирую различными средствами и приемами: использую методы исследовательского, эвристического характера, творческие задания, подразумевающие длительную самостоятельную работу (рефераты, творческие сочинения, эссе).

Моя деятельность заключается в развитии у учащихся самой потребности в самостоятельной работе, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности:

Написание стихов, рассказов, сказок, сочинений на лингвистическую тему;

Монологи от имени вещей которые окружают нас

Задания на основе материалов газет, радио, телевидения;

Сочинения, рассказы, интервью с использованием регионального компонента

Проверка домашнего задания непременно должна сопровождаться отметкой или оценкой. Оригинальность в том, что неудовлетворительную отметку лучше не ставить; нужно предложить переделать домашнюю работу, исправив допущенные ошибки, или дать подобное первому новое домашнее задание. Такой способ проверки особенно полезен для творческих работ.

Особенность системы домашних заданий состоит в том, что в ней можно выделить оригинальные элементы:

А) учебная информация по разработанной системе включает справочные материалы, материалы газет, радио, телевидения, других школьных предметов, региональный компонент.

Б) самоконтроль, взаимоконтроль, изменение оценивания творческих работ.

В) применение различных педагогических идей: педагогика встречных усилий на уроках русского языка, творческое взаимодействие учителя и ученика, развитие творческих возможностей учащихся, совместное проектирование содержания урока и самостоятельной работы.

Г) Формирование самоорганизации детей с помощью самостоятельно выполненных работ.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что разработка имеет адаптивный уровень новизны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *