экскурсии в монастырь косьмы и дамиана
Космо-Дамиановский монастырь — самое религиозное место в окрестностях Алушты
Высоко в горах Крыма, в лесной теснине, находится весьма примечательное место – Космо-Дамиановский мужской монастырь. Попасть сюда непросто – хотя бы потому, что обитель расположена на территории Крымского природного заповедника, да и нет здесь традиционных храмов или других крупных церковных сооружений. Но в один из летних дней небольшая лужайка перед комплексом наполняется сотнями людей и машин. Почему так происходит? Какова история этого святого места?
СОДЕРЖАНИЕ
Где находится мужская обитель в Крыму?
Космо-Дамиановский монастырь в Крыму территориально относится к Алуштинскому городскому совету. Дорога к нему весьма непростая, но очень живописная. Озера Бам и Краснорайское, река Улу-Узень, Изобильненское водохранилище, перевал Кебит-Богаз – это и многое другое можно увидеть по пути следования.
Обитель на карте Крыма
Монастырь у источника: сложная история становления
«Биография» мужского монастыря интересна и сложна. Здесь, в малодоступном месте возле хребта Конек, что примыкает к величественному массиву Чатыр-Даг, с незапамятных времен существовал мощный родник с целебной водой, известный среди местного населения как Савлух-Су (здоровая вода). Еще с дотатарских, византийских дней народные предания связывали его со святыми Космой и Дамианом, жившими в Риме в III веке и сосланными в далекую Тавриду. Якобы последние годы жизни святители, прославившиеся врачеванием, доживали именно здесь, в ските под Чатыр-Дагом.
Имеются также сведения, не подтвержденные научными доказательствами, что в Средние века у источника уже был небольшой храм, но он исчез, как и многие другие, когда христианское население «выдавливалось» с полуострова. Не исчез только источник! Слава о его целебных свойствах не умирала в народе и всегда 14 июля, в день святых Космы и Дамиана, сюда стекались люди с окрестных районов, причем и христиане, и татары.
В середине XIX века архиепископ Иннокентий дал указание обустроить возле Савлух-Су небольшую обитель, но помешала начавшаяся Крымская война. И только по ее окончании, в 1857 г., монастырь начал строиться. Его первым настоятелем на долгие годы стал игумен Макарий. При нем обитель отстроилась, появилось два храма, часовня, притвор для гостей, хозяйственные здания.
Но жить здесь было очень непросто. Вокруг – крутые склоны и густой лес, свободной земли практически не было. Каждое маленькое достижение давалось с большим трудом. Все держалось на воле Макария, а после его ухода из жизни (могила настоятеля находится на территории обители) здесь начался упадок. В последний год XIX столетия церковные власти распустили мужскую братию и открыли тут женскую обитель. Долгое время она славилась тем, что здесь находились на перевоспитании малолетние преступницы.
Дальнейшая судьба Космо-Дамиановского монастыря
Начало XX века ознаменовалось его расцветом, но теперь уже женского. В 1911 г. здесь побывал царь Николай со своей семьей. Надо сказать, что члены царской семьи оказывались тут и раньше, еще при Александре. По велению самодержца, монастырскому комплексу выделили большие средства, а главное – провели сюда шоссе, названное Романовским. Оно шло мимо обители – из Алушты в Ялту. Николай надеялся, что воды источника излечат от болезни его сына. Тогда же приняли решение создать в окрестностях заповедные места для царской охоты, ставшие основой нынешнего Крымского горнолесного заповедника.
На территории этой монастырской достопримечательности Алушты пребывали в те времена две выдающиеся для верующих людей иконы — Божией Матери Иерусалимской и Святых Космы и Дамиана. Во вторую были вмонтированы части мощей святителей. В годы советской власти Космо-Дамиановский монастырь в Алуште закрыли, монашек постепенно изгнали. Огромный урон обители принесла война с фашистами. Немцы, опасаясь действия партизан, уничтожили и взорвали все без исключения здания, находящиеся на ее территории. Осталась только каменная часовня возле самого источника, сейчас это единственное сооружение, уцелевшее здесь с XIX века.
Чем привлекает обитель туристов и верующих?
Возрождение Космо-Дамиановского монастыря в Крыму началось только в 90-е гг. XX века. Дело усложнялось тем, что бывшие его земли стали частью заповедника, а воду из источника бизнесмены продавали на пляжах крымских курортов. Хозяйственные споры завершились тем, что подворье обители постановили соорудить в поселке Партенит.
Комплекс из двух храмов и хозяйственных построек до сих пор находится в стадии строительства. А вот чудом нашедшаяся икона с мощами святых пребывает сейчас в горной части обители – в часовне возле источника. За ней ухаживают несколько монахов, постоянно здесь живущих.
Как добраться (доехать) из Алушты и Ялты?
Добраться до Космо-Дамиановского монастыря из Алушты можно по трассе «P34», двигаясь на запад:
Чтобы доехать до обители из Ялты, двигаться нужно по той же дороге, только на северо-восток:
Туристу на заметку
В Космо-Дамиановский монастырь в Алуште, к Савлух-Су, даже сейчас непросто попасть, ведь вокруг заповедные земли. Исключением является 14 июля – когда кордоны на дороге открыты всем желающим. В этот день, как и много лет назад, полянка возле родника заполнена людьми, все прилегающие участки заняты палатками и автомобилями. Несмотря на все перипетии жизни, родник по-прежнему привлекает к себе паломников, возле него церковные чины служат торжественную Литургию!
Паломничество в Крым с проживанием на Подворье Косьмо-Дамиановского мужского монастыря в Партените Паломническая поездка в Крым на праздник Благовещения в горном пещерном монастыре в Мангуп-Кале
В стоимость поездки включено
Проживание
Питание
Питание 3-х разовое по программе.
Экскурсионное обслуживание
Экскурсионное обслуживание по программе и услуги православного гида
Транспорт
Транспортное обслуживание по программе
Дополнительно
Трансфер от/в аэропорт
Сопровождение
Входные билеты в музеи и заповедники
Оплачивается отдельно
Транспорт
Авиа перелет или ж/д проезд
Дополнительно
По желанию группы: Посещение в один из дней завода «Массандра» экскурсия и дегустация. Ливадийского дворца. Катер с Ялты к Ласточкиному гнезду.
Расписание поездки
Прибытие в Симферополь в первой половине дня, встреча стыковочных рейсов прибывающих из городов РФ. Трансфер 70 км. г. Партенит. Размещение на подворье Косьмы и Дамиана.
15.00 Обеденная трапеза. Экскурсия по монастырю. Свободное время, можно погулять по окрестностям, спуститься к морю.
Вечерняя трапеза на подворье.
19.00 Монашеское правило (по желанию)
08.00 Божественная Литургия на подворье в верхнем храме в честь Иконы Божия матерь «Всецарица» (по желанию)
Экскурсия по подворью и г. Партенит. Храм Благовещенья Пресвятой Богородицы. Экскурсия по парку «Айвазовское».
13.00 Обеденная трапеза. Отдых.
16.00 Вечерняя служба. г. Партенит.
18.00 Вечерняя трапеза на подворье, Партенит.
19.00 Монашеское вечернее правило. (по желанию)
Правило ко Святому Причащению. Отдых и подготовка к ночному богослужению
01.00 Ночной выезд в Бахчисарай. Успенский мужской монастырь.
03.00 Начало ночной службы по Афонскому уставу. Исповедь (по желанию)
07.00 Завтрак. Переезд в Бахчисарайский Ханский дворец, экскурсия по дворцу. Возвращение в Партенит
Обеденная трапеза на подворье в Партените. Отдых. Свободное время.
Вечерняя трапеза на подворье.
19.00 Монашеское вечернее правило. (по желанию) Отдых.
06.00 Ранний завтрак (по желанию). Выезд в г. Севастополь.
09.00 Георгиевский Фиолентовский Балаклавский мужской монастырь.
Божественная Литургия, молебен с акафистом Архангелу Михаилу.
Свято-Владимирский кафедральный собор в Херсонесе.2-х часовая экскурсия по Херсонесу. Обед.
Прогулка по набережной Севастополя. Перезд в г.Инкерман. Свято-Климентовский мужской монастырь.
18.30 Вечерняя трапеза на подворье.
19.00 Монашеское вечернее правило. (по желанию) Отдых.
Божественная Литургия на подворье в верхнем храме в честь Иконы Божия матерь «Всецарица» (по желанию). Завтрак.
Выезд в г. Алушта. Прогулка по набережной. Свободное время. Переезд в монастырь Святых Косьмы и Дамиана. Омовение в купели. Экскурсия. Обеденная трапеза в беседке при монастыре в живописном месте.
Акафист с молебном святым Косьме и Дамиану. Вечернее богослужение. Возвращение в Партенит.
19.00 Монашеское вечернее правило. (по желанию)
Правило ко Святому Причащению. Отдых.
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
06.00 Ранний выезд в Благовещенский пещерный мужской монастырь, Бахчисарайский район, с. Ходжа Сала. По согласованию с группой, подъем к монастырю от села либо джипами либо пешком 30-40 минут.
08.00 Праздничная Божественная Литургия в монастыре. Трапеза в монастыре.
Крепость Феодоро. Уникальное историческое место. Комплексы эти (естественные пещеры, доработанные и расширенные человеком) были чем-то вроде детинцев, укрепленных замков феодорийских полисов.
Пещерный город Мангуп-Кале. Расположен в 20 км к юго-западу от Бахчисарая, близ с. Ходжа-Сала и в 2 км к юго-востоку от села Залесное (Юхары-Каралез)
Возвращение в Партенит. Вечерняя трапеза на подворье.
19.00 Монашеское вечернее правило. (по желанию) Отдых.
08.00 Божественная Литургия на подворье. (по желанию). Завтрак.
Свободное время, можно поехать самостоятельно в г. Ялта, в Алушта, прогуляться по паркам. Вдохнуть воздуха в эвкалиптовой роще, просто посидеть на пляже и смотреть вдаль прекрасного черного моря!
Обеденная трапеза. Свободное время. Отдых.
Вечернее Богослужение. (по желанию)
По желанию группы за дополнительную плату предоставляется автобус для посещения города Ялта, Ливадийского дворца, завода «Массандра» (экскурсия по заводу, дегустация вин). Катер к Ласточкиному гнезду.
Божественная Литургия на подворье (по желанию). Завтрак
10.00 Выезд в г. Алупка. Воронцовский дворец. Экскурсия по дворцу и парку. Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник, в состав музея-заповедника входит Воронцовский дворец-музей, Алупкинский парк-памятник садово-паркового искусства и Массандровский дворец-музей Александра III. На территории музея-заповедника находятся многочисленные памятники культурного наследия, отражающие романтические тенденции в дворцово-парковой архитектуре первой половины XIX века.
Форос. Форосская церковь. Образ Форосской церкви с первого взгляда прочно врезается в память. Это один из самых красивых Крымских храмов, настоящая достопримечательность в Крыму, расположен у перевала Байдарские ворота на краю отвесной Красной скалы, на 412 метров над уровнем моря.
Балаклава. Прогулка по набережной. Генуэсская крепость. Обед (Рыбное меню).
Храм Святых 12 Апостолов. п. Верхняя Ореанда. Храм Архангела Михаила. п. Нижняя Ореанда. Храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Возвращение в Партенит. Вечерняя трапеза на подворье.
19.00 Монашеское вечернее правило. (По желанию).
06.00 Завтрак. Пеший поход с православным гидом на гору «Аю-Даг». Молебен на горе.
Обеденная трапеза. Военный санаторий «Крым». Прогулка по парку санатория.
Возвращение в Партенит на подворье монастыря.
Праздничный ужин с наместником монастыря о. Илларионом и братией. Чаепитие, разговоры по душам! Отдых.
Завтрак. Отъезд в г. Симферополь. Вылет в свои города.
У источника
Косьмо-Дамиановский мужской монастырь располагается в 20 км от г. Алушты, в живописной котловине гор, как пишут краеведы, у подошвы горы Чатыр-Даг. Окружено это дивное место лесистыми склонами Бабугана, хребтом Конек и горой Черной. Здесь и несет свои целебные воды источник святых Косьмы и Дамиана. Вытекает он из двух отдельных ключей, отстоящих один от другого на расстоянии почти трех метров. Оба ключа соединяются в один и затем по каменному руслу спускаются вниз и впадают в реку Альму.
Вода у этого источника очень холодная — 6-7°С, чистая, как слеза, прозрачная, как хрусталь, и необыкновенно вкусная.
Есть другое старинное свидетельство. Один благочестивый старец (по национальности грек) как-то прилег отдохнуть близ источника. Во время дремоты он увидел двух каких-то странников средних лет. Они подошли к воде, испили ее, а затем отошли к дереву, сваленному бурей, и будто растворились — стали невидимыми. Пораженный таким видением старец проснулся, тоже подошел к дереву и нашел под ним доску с ликами двух святых. На доске была надпись, гласящая, что здесь изображены святые Косьма и Дамиан. В этих ликах он и узнал странников, которых видел во время дремоты. Говорят, что с той самой поры источник и стали называть Косьмо-Дамиановский.
Как предполагает крымский краевед и писатель В. X. Кондараки, христиане построили здесь храм во имя этих святых. Сюда же постоянно приходили из различных мест и многие больные. Искупавшись в целебной воде, они вскорости выздоравливали. Это предположение подтверждается тем, что в средневековье христиане Крыма очень часто возводили церкви в лесных и горных укромных местах и особенно при целебных источниках. Останки храмов почти везде встречаются неподалеку от ручьев в горной части Крыма. Знаем, что при переселении христиан из Крыма в Приазовье в частности, в Мариуполь (1778-1780 гг.), на полуострове опустели более 80 населенных пунктов, остались заброшенными жилища и культовые сооружения — были покинуты 54 церкви, из которых 20 совершенно разрушены. Возможно, такая же участь постигла и храм у источника Косьмы и Дамиана. Покидая полуостров, греки и армяне старались в первую очередь увезти с собой семейные ценности и священные реликвии. Из Крыма было вывезено большое число серебряной церковной утвари и 14 иконостасов. В 1779 г. была увезена греками в Мариуполь и явленная у источника икона Косьмы и Дамиана.
На новом месте переселенцы-христиане строили новые храмы, а в городах и селах селились вместе, образуя целые кварталы. Так, выходцы из г. Карасубазара (ныне г. Белогорск) обосновали в Мариуполе целый карасубазарский квартал. В церкви Рождества Пресвятой Богородицы, построенной для них, и находилась особенно чтимая икона святых Косьмы и Дамиана, написанная на доске. В Крыму же она находилась там, где в середине XIX века был открыт Косьмо-Дамиановский монастырь.
Сын священника из Анатолии Константина Спиранди, — протоиерей Георгий, рассказывал, что еще до присоединения Крыма к России бахчисарайские и мангушские греки каждый год приходили к источнику и погружались в него, и что отец его, прибывший с ним в Крым из Анатолии в июне 1781 года, очистил место при источнике и нашел в земле мраморную доску с высеченными на ней ликами святых Косьмы и Дамиана и с греческой надписью. Эта икона тут же при источнике была им оставлена. Последнее упоминание о ней было в 1795 году, и с тех пор о ней ничего не ведомо.
О целебных свойствах источника известно с давнего времени. История сохранила для нас такие факты. Так, например, получили исцеление жители Симферополя Попов и Анастас. Первый 3 года ничего не видел, но, умыв глаза привезенною из источника водицей, — прозрел. Последний семь лет страдал лихорадкой, но, испив этой целебной воды, — исцелился. А полковник Афинеус несколько лет не владел правой рукой. После молитвы на молебне он погрузился в источник и выздоровел. Получила исцеление от водяной болезни Параскева, служанка балаклавского жителя Дмитрия Лимио. А бахчисарайская гречанка Папалески избавилась от глухоты. Девятилетний сын чиновника из Симферополя перестал страдать болезнью ног. А симферопольский купец Иван Потапович Санютин вылечился от продолжительной лихорадки, расслабления нервов и слабости всего организма. Избавились от своих болезней внезапно ослепший пастух из Бешуи и еще один пастух, повредивший ногу при падении со скалы. Есть немало и других свидетельств чудодейственного исцеления водой Косьмо-Дамиановского источника.
С незапамятных времен шли сюда люди разного звания, состояния, возраста, национальности. Погружались они в святую воду для исцеления, прославляя при этом имена свв. Косьмы и Дамиана. Но не было близ источника никаких построек для приюта богомольцев. А каждый год к 1 июля (по старому стилю), ко дню памяти святых бессребреников и чудотворцев, сюда стекалось множество паломников со всех концов Таврического полуострова.
И вот, во втором десятилетии XIX века, на средства графини Софии Потоцкой биюкламбатскими татарами у источника было построено временное пристанище для паломников. С 40-х годов XIX в. ко дню памяти Косьмы и Дамиана сюда стали приезжать священники из Симферополя, Бахчисарая и других мест и совершать тут чин освящения воды и молебны святым бессребреникам. А прибывающие в это святое место богомольцы располагались здесь целым табором.
Большой известностью и почитанием пользовался источник Косьмы и Дамиана в народе. Урочище, в котором он находился, как нельзя лучше подходило для устройства здесь святой обители, но Господь пока не указывал благопотребных на то деятелей. Со времени присоединения Крыма к России земли Таврии в зависимости от административно-территориальных преобразований включались в состав разных епархий — Словено- Херсонской; Новороссийской и Днепропетровской; Екатеринославской, Херсонской и Таврической. 9 мая 1837 года при императоре Николае I создается новая Херсоно-Таврическая епархия.
Главой епархии был назначен Екатеринославский архиепископ Гавриил (Розанов), руководивший ею до 1848 г., когда был переведен на Тверскую и Кашинскую кафедру. Сей владыка ознаменовал свою деятельность учеными исследованиями и описанием памятников христианской, особенно православной, древности в Крыму.
Космо-Дамиановский мужской монастырь
Косьмо-Дамиановский мужской монастырь
Косьмо-Дамиановский монастырь в Крыму – это христианский мужской монастырь Московского патриархата РПЦ. Располагается на территории Бабуган-Яйлы, в пределах Крымского природного заповедника.
Ближайший крупный город – курорт Алушта (20 километров на юго-восток). Возле обители находится знаменитый Косьмо-Дамиановский источник (Савлух-Су). К нему стремятся тысячи паломников всех религий и конфессий. Каждому ручей дарит облегчение недугов, а кому-то даже полное исцеление.
Содержание:
Косьмо-Дамиановский монастырь в Крыму: где находится и как добраться
Косьмо-Дамиановская обитель притаилась в центральной котловине заповедника. Слева и справа монастырь обступают хребты – Синап-Даг и Конек. На юге возвышается Эгер-Тепе. В полутора сотнях метров на северо-запад проходит излучина Яблочной речки, Альмы. В 1800 метрах на юго-восток, за хребтом и Царскими полянами, берет начало река Узень-Баш. Там же располагаются 8-порожный каскад и водопад Головкинского. В 6 километрах на северо-восток лежит Изобильненское водохранилище.
На том же расстоянии к югу высится знаменитая вершина Роман-Кош. Обитель стоит в уединенном заповедном месте, поэтому населенных пунктов поблизости нет. Чтобы попасть сюда, необходимо получить разрешение на подворье в Партените. Оно находится по адресу: Партенит, шоссе Фрунзенское, д. 1А.
Дорога в Косьмо-Дамиановскую обитель лежит через Алушту, поэтому, приобретя билет, следовать далее по Партизанской улице, вдоль русла Улу-Узень до Изобильного. После поселка нужно обогнуть Изобильненское водохранилище и двигаться строго на запад. По пути встретится смотровая площадка с отличным видом на водоем и Алуштинскую долину. Примерно через 6 километров дорогу преградит шлагбаум заповедника. Здесь придется показать разрешение на въезд.
Следующие 7,5 километров – финальный участок пути к Косьмо-Дамиановскому монастырю в Крыму. Дорога идет вдоль русла Альмы. Справа – форелевое хозяйство.
Слева – вершина Агыс-Хыр. У входа в обитель есть парковка, где можно оставить транспорт.
Ниже на карте показан маршрут от управления Крымского заповедника до монастыря.
На заметку. Добраться можно и другими путями: по Романовскому шоссе и тропами. Однако все они находятся в заповеднике, и несанкционированное проникновение влечет солидный штраф. Стоит ли рисковать и портить себе настроение?
Географические координаты монастыря: 44.665100 34.269906.
Легенда о монастыре и источнике
С возникновением Косьмо-Дамиановского монастыря в Алуште связана старинная легенда. Она гласит, что в III столетии поселились в этих местах бессребреники Дамиан и Косьма. Они оказались тут, пострадав за молодую Христианскую веру. Братья были целителями, славились чудесами. Считается, что источник Савлух-Су вышел на поверхность именно благодаря их молитвам.
Ни одного документального свидетельства пребывания братьев-бессребреников в Крыму не существует. В народе же говорят, что жили они близ Чатыр-Дага, у того самого источника, который до сих пор славит их имена. Бытует версия, что средневековые верующие выстроили у ручья храм. Однако после 1788-го, когда произошло великое выселение христиан, большинство культовых сооружений пришло в упадок и разрушилось. Тем не менее сотни лет к источнику стремятся страждущие, желая обрести телесное здоровье.
Официально задокументировано, что задолго до начала XIX века каждого 14 июля у родника проходили молебны, но строений в округе не было. Первое сооружение возникло в начале 1820-х. Им стал простой деревянный сарай для паломников, возведенный на пожертвования графини С.Потоцкой. Еще через 30 лет некий купец из Симферополя излечился здесь от болезней. В благодарность безвозмездно поставил над источником сруб с ликами Дамиана и Косьмы. Монастырь появился много позже.
Краткая история обители
Православный монастырь в заповедных лесах Бабуган-Яйлы возник стараниями архиепископа Иннокентия. Он жил в 1800-1857 годах и получил от современников красноречивое прозвище – «Русский Златоуст». Священнослужитель путешествовал по Крыму и навестил Косьмо-Дамиановский источник. Потом поднялся на Чатыр-Даг. Здесь он проповедовал, ратовал за веру и напутствовал православных восстанавливать культовые сооружения и памятники.
Киновия (цинобий) была разрешена к открытию в 1853 году. Для этого от казенной дачи отмежевали около 4 гектар земли (4 десятины по старому стилю). Спустя 3 года, подкрепленное благословением архиепископа, стартовало строительство монастыря. Руководил работами игумен Макарий. Однако возведение быстро свернули – началась Крымская война.
Через год, в 1857-м, работы по обустройству цинобия продолжились. Это стало нелегким делом. Будущий монастырь должен был появиться в ущелье с крутыми склонами и густыми лесами. Возникла насущная необходимость в масштабных земляных работах. Монахам помогали редкие энтузиасты. Самодеятельные строители на собственных плечах таскали стройматериалы, стекло, инструменты. Ведь приличной трассы, как сейчас, еще не существовало. Более того, никакой денежной поддержки обители от государства не было. Поэтому обустраивали ее исключительно на пожертвования.
Так в 1857-м появилась первая небольшая церквушка в честь братьев-целителей. Причем эскизы для нее сделал собственноручно архиепископ Иннокентий. Вдохновитель так и не успел увидеть новую киновию. В мае 1857 года он представился, а освещение общины произошло только в сентябре. Пост настоятеля занял игумен Макарий. Он управлял обителью еще 2 десятилетия. Количество братьев непрерывно росло и требовало новых помещений. Поэтому в 1869-м в обители построили новый храм с колокольной башней. Он мог вместить всех монахов и паломников. Его также освятили в честь Дамиана и Косьмы. Прежнюю же церквушку разобрали, а освободившееся дерево пустили на часовню, которая появилась над источником. Чуть ниже соорудили раздельную купальню для женщин и мужчин. Игумен Макарий был рачительным хозяином. При нем монастырь разросся.
Появились четыре новых корпуса – настоятельский и 3 братских. Также были построены 2 паломнические гостиницы, дворовые сооружения, баня и трапезная. Сожаление вызывало только то, что в храме не было отопления. В 1878 году вместо него построили и освятили новый зимний. В том же 1878-м почил в бозе бессменный настоятель, игумен Макарий. Однако год принес общине щедрый подарок. Купец из Севастополя Г.П. Порывай отдал на нужды обители более 200 гектар пахотных земель в Перекопском уезде (село Григорьевка). Монахи построили там дома, вырыли колодцы и возвели церковь Трех Святителей.
Главной ценностью монастыря являлась икона Св. Косьмы и Дамиана. Ее хранили в особом месте. Целебный источник и икона привлекали в общину богомольцев, жертвовавших на местные нужды. Посещала киновию и монаршая семья. В 1873-м приезжал будущий самодержец Александр Третий. В 1899 году обитель навестил епископ Николай. Именно он решил сделать монастырь женским. Так братский цинобий стал сестринским, настоятельницей – матушка Варсонофия. С ней приехали 25 монахинь. Начало XX века ознаменовалось для монастыря чередой событий и реконструкций. Например, была укреплена терраса, где стояла церковь. В 1911-м общину навестил последний русский государь Николай Второй. В 1913-м над источником возвели изящную каменную часовню. Именно ее мы видим, посещая Косьмо-Дамиановский монастырь в Алуште.
Других первоначальных сооружений не сохранилось. Тогда же, в 1913 году, вокруг монастыря создали императорский охотничий заказник, разбили сад, проложили Романовскую дорогу.
Когда разразилась Первая Мировая война, сестры изо всех сил помогали фронту. Однако тягот военной жизни не ощутили. Великая скорбь постигла обитель уже после Революции.
Советская власть и возрождение святыни
После Революции все монастырское имущество национализировали, но основные проблемы начались в 1923-м. Уже в январе симферопольское подворье закрыли, а постройки употребили под склады. Причем хранились там именно реликвии и культовые предметы, изъятые в святых местах. В главном храме киновии новые власти разместили коммунарское общежитие. В октябре закрыли и саму обитель. В ней устроили колонию для инвалидов. В 1924 году сняли колокола, а церкви передали в собственность заповедника. Монахини никуда не ушли, создали трудовую артель, какое-то время жили там, но в 1928-м ее ликвидировали. Самое страшное, что большевики «положили глаз» на часовенку над источником, живое сердце монастыря.
Решили разобрать на стройматериалы, но сотрудникам заповедника удалось ее отстоять. Далее последовала настоящая вакханалия вседозволенности и поругания святынь. В монастырском храме открылся музей природы. Преображенская церковь превратилась в клуб. Купальню часовни переоборудовали в отсадник для разведения форели. Там держали рыбьих мальков. Уничтожение Косьмо-Дамиановского монастыря в Крыму завершила Великая Отечественная война. Боевые действия и бомбежки стерли с лица земли и все здания цинобия, и царский домик. Чудом уцелела лишь каменная часовня над источником. Позднее на месте главного храма соорудили дом для лесников.
Долгие десятилетия обитель была заброшена. Восстановили ее только в июле 1992 года. Причем монастырь снова стал мужским. Первое богослужение провел архиепископ Лазарь. Правда, возрождение шло тяжело. Некоторые бизнесмены желали зарабатывать на святой воде, продавая ее под маркой «Савлух-Су». К счастью, все они остались не у дел. В 1996 году произошло чудо – нашлась икона с ликами святых бессребреников, считавшаяся утраченной!
Оказывается, она все время хранилась у местной жительницы. Сегодня святыня заняла свое почетное место в монастыре. На данный момент принято решение начать строительство нового храма, взамен разрушенного в годы ВОВ.
Каждый человек может пожертвовать на строительство и увековечить свое имя. В кладке нового здания на века сохраниться кирпичик с его именем!
Целебная сила Косьмо-Дамиановского источника
Слава источника при Косьмо-Дамиановском монастыре в Алуште разошлась далеко за пределы Крыма. Неслучайно его хотели единолично пользовать бизнесмены. Лаборатория НАН Украины установила, что вода родника обладает редчайшими свойствами. Она невысоко минерализована, но содержит ионы серебра и цинка. Причем в идеальной бальнеологической концентрации.
Воду из монастырского источника можно применять при недугах желчного пузыря и печени, желудка и почек. Она активизирует метаболизм, укрепляет кости. Стимулирует репродуктивную систему. Воду пьют как для лечения, так и с целью профилактики заболеваний. Как известно, серебро обладает прекрасными бактерицидными свойствами. «Вода здоровья» в купели всегда холодна – примерно +8оС.
Заключенная в стеклянную тару, она не теряет свойств в течение нескольких месяцев. Напротив, по ряду критериев даже становится лучше. Достаточно набрать и тщательно укупорить. Срок хранения жидкости составляет полгода и более.
Заключение
Высокогорная обитель – знаменитая святыня Крыма. Она лежит в ложбине, поэтому сильных ветров тут не бывает. Вокруг – роскошная природа. Дышится свободно, легко и даже вкусно. Здесь живет покой, а святая вода дарит исцеление всем страждущим. Сегодня храм и территория Косьмо-Дамиановского монастыря в Алуште пребывают в идеальном порядке.
Каждого 14 июля двор наполняется паломниками, число которых доходит до 3 тысяч. Только в этот день открываются кордоны, и ограничений нет. К сожалению, вместить всех желающих обитель физически не может. Стоит рассмотреть вариант посещения в другое время. Ведь получить разрешение на это совсем несложно.
В заключении посмотрите видеоэкскурсию о православной достопримечательности Крыма.