элективные курсы по истории в профильном обучении
« Элективные курсы по истории в профильном обучении»
учитель истории и обществознания
« Элективные курсы по истории в профильном обучении»
В данной статье рассмотрена сущность элективных курсов по истории, показана их роль в системе
педагогического знания. Особое внимание уделено вопросам конструирования и реализации разных видов элективных курсов.
В контексте своего исследования автор описывает принципы, которые легли в основу использования элективных курсов как средства индивидуального обучения, расширения горизонтов знания по истории, выбора профиля обучения и будущей профессии.
Важнейшая составляющая часть профильного обучения — элективные курсы. Это обязательные курсы по выбору учащихся, которые являются составной частью профильного обучения. Их появление связано с необходимостью более полного удовлетворения индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. [3]
Они выполняют следующие функции:
— создают условия для того, чтобы ученик утвердился в своем выборе, связанном с направленностью его образовательной стратегии и с определённым видом профессиональной деятельности, или отказался от него;
— расширяют содержание одного из базисных курсов (в данном случае – истории);
-способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях исторических и общественных наук. [2]
Элективные курсы направлены не только на расширение учебного материала, но и на общее культурное развитие школьника, а также на отработку тех компетенций, которые не могут быть в достаточной степени приобретены учащимися на уроках. Это, прежде всего, грамотная монологическая речь, формирование которой затруднительно из-за большой затраты времени на уроке на устные полные ответы учеников, конспектирование лекций (редко используется на уроках, но позже очень пригодится в вузе), работа с информацией по определённой теме (с использованием различных видов источников), подготовка докладов, рефератов, создание исследовательских проектов.
Элективные курсы являются важнейшим средством индивидуализации обучения, они помогают построению индивидуальных образовательных программ, т. к. связаны с выбором каждым школьником индивидуального содержания образования в зависимости от его интересов, способностей и выбора будущей профессии.
Отличие профильной школы от общеобразовательной в том и состоит, что она призвана учитывать интересы и способности учеников, создавать условия для обучения в соответствии с их планами в получении профессии. Она помогает старшекласснику разобраться в многообразии видов профессиональной деятельности. Предположим, ученик решил, что он будет осваивать социально—гуманитарный профиль. Этот профиль реализуется в МБОУ СОШ №3 Г. Ноябрьска. Профильными предметами там являются история, литература, обществознание и право. Но кем он будет конкретно — историком, социологом, политологом, юристом, журналистом? Для такого решения у него пока нет реального опыта и практических знаний. Вот здесь и могут помочь элективные курсы. Именно они открывают возможность для определения индивидуальной образовательной траектории, помогают примерить на себе различные образовательные роли: исследователя, аналитика, эксперта, освоить навыки коммуникативного общения. Спектр элективных курсов определяется задачами конкретного профиля, возможностями класса, групп, учителя. В нашей школе среди учащихся старших классов проводится анкетирование, в котором ученики выражают свои пожелания о наличии предполагаемых элективных курсов.
Какие существует виды элективных курсов? [5]
Первый вид условно можно назвать «пробными». Для гуманитарной области это могут быть курсы, связанные с анализом исторических документов. Они предполагают практическую, самостоятельную работу с текстами, помогают ученику лучше понять специфику гуманитарного знания. [5]К примеру, курсы «Вспомогательные исторические дисциплины» (реализовался в нашей школе в 2013-2014 учебном году) и «Работа с историческими документами». Данные курсы помогут учащимся увидеть в документе очень важный источник исторической информации, равнозначный печатным текстам. Актуальными являются эти курсы и потому, что посредством документа осуществляется принцип наглядности в обучении истории. Документ делает рассказ учителя живым и ярким, а выводы более убедительными. Документ содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов, картин прошлого, ощущения духа эпохи. Значимость данной проблемы очевидна и потому, что при подготовке к ЕГЭ по истории в КИМах значительное место отведено знанию исторических источников (письменных, изобразительных) и умению работы с ними.
Следующий вид элективных курсов — «ориентационные».[5] Именно эти курсы в большей степени ориентированы на овладение умениями, характерными для определенного вида деятельности, профессии. Как один из вариантов может быть предложен курс « Локальные конфликты XX века: политика, дипломатия, войны», «Политическая идеология в XX веке, «Человек – общество –мир» (реализуется в нашей школе в 10-11 классах). Цель подобных курсов: на материале истории военных конфликтов и общественно – политической мысли Запада и Востока в XX веке помочь старшеклассникам соотнести собственные интересы и ценности с ориентирами и перспективами общественного развития, исторически сформировавшимися идеологическими принципами. Такие курсы способствуют развитию критического, самостоятельного мышления, гражданской позиции, интереса к общественной жизни.
Еще один вид элективных курсов — «углублённые», которые расширяют знания того или иного учебного предмета.[5] В нашей школе такой вид курсов преподается. Например: «Россия в системе международных отношений в ХХ в.», «Судьба реформ и реформаторов в России», «История либерального движения в России», «Из истории Российской эмиграции».
Основные формы учебных занятий на элективных курсах следующие: работа с научными и публицистическими текстами, дискуссии, беседы, интерактивные лекции, проведение элементарного научного исследования. Они направлены на знакомство с определёнными видами деятельности в той или иной образовательной области.
По итогам занятий на элективных курсах в настоящее время не предполагается итоговая аттестация. Однако при освоении любой программы подразумевается достижение определённых результатов, которые необходимо диагностировать в ходе учебного процесса. К формам контроля знаний можно отнести собеседование, семинар, защиту рефератов, защиту проекта, участие в круглых столах, ролевых играх. Выбор учителем форм контроля в нашей школе зависит от целей и тематики элективного курса, особенностей познавательной деятельности учеников и профессиональных предпочтений учителя.
Педагоги нашей школы обязательно составляют рабочую программу каждого элективного курса. Прежде чем приступить к составлению программы элективного курса, педагогу полезно ответить на вопросы:
• На каком содержательном материале я смогу наиболее полно реализовать задачи профильной подготовки и через какие формы работы ( помочь ученику сориентироваться в выборе пути продолжения образования и/или профессиональной деятельности, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха)?
• Чем содержание курса будет качественно отличаться от обязательного для изучения курса (оно вообще не представлено в общеобразовательном или профильном предмете; оно представлено «вскользь», о нём лишь упоминается; оно представлено односторонне, не отражены другие точки зрения и т. п.)?
• Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и т. п.)
Какие виды деятельности (профильные и профессионально ориентированные) возможны в работе с данным содержанием?
• Какие виды работ могут и должны выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем учении, профессиональной деятельности?
• Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса, в чём он может проявить инициативу?
• Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволят оценить успехи в изучении данного курса?
• Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчётности? [2]
Таким образом, элективные курсы в профильном обучении старшеклассников обеспечивают углубленное изучение истории программы полного общего образования. Их внедрение в учебный план школы создаёт условия для существенной дифференциации содержания обучения с учебными возможностями, построения школьниками индивидуальных образовательных программ; способствует установлению равного доступа к полноценному образованию разных категорий обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.
1. « К вопросу о проектировании развивающей информационной образовательной среды в условиях современной школы», Казань, Вектор науки ТГУ №1, 2013.
2. «Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «История», Москва, Вита – пресс, 2004.
5. Элективное море, Москва,“Управление школой”, № 13, 2006 г.
Элективный курс «История в фактах и противоречиях».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Рабочая программа разработана в соответствии:
— Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
— приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
— приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
— приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
— постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
— письмом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 29.05.2015 №80-11/4360 «О направлении разъяснений по применению ФГОС ООО»,
-письмом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 17.08.2015 №80-11/6552 «О направлении рекомендаций»,
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 классов, рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Элективный курс рассчитан на учащихся, заинтересованных историей, а также на школьников с выраженными гуманитарными способностями и создает условия для реализации творческих способностей учащихся, дает им возможность углубляться в исторические ситуации, формировать свой взгляд на исторический процесс. Данный курс предусматривает самостоятельную работу с дополнительным материалом и историческими документами, а также работу с материалом, предоставляемым учителем на занятиях.
Занятия будут проводиться в интересных нетрадиционных формах: наряду с яркими красочными лекциями, презентациями, беседами и семинарскими занятиями будут широко использоваться нестандартные формы работы: работа в группах, дискуссионные клубы, уроки размышления, круглые столы и др. Учащиеся будут работать с материалом, содержащим противоречивые взгляды на роль личностей в истории, а так же спорные тенденции по ключевым вопросам истории, будут учиться отстаивать свои взгляды, выражать собственное мнение.
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он даёт учащимся расширенные исторические сведения о роли личности в историческом процессе, предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, предлагает альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, включает прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире и подготовиться их более качественно к сдаче экзамена по истории в форме ОГЭ.
Цели и задачи курса.
Целями элективного курса «История в фактах и противоречиях» являются:
— Получение систематизированных знаний об историческом пути развития России, судеб населяющих её народов, основных этапов, важнейших событий и крупных деятелей отечественной истории.
— Воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся, формирование интереса и личностного отношения к истории своей страны.
— Стимуляция желания самостоятельного поиска информации.
— Овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач.
— Способствовать сдаче экзамена по истории в форме ОГЭ.
— Способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества.
— Создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории.
— Развивать умение грамотно и логично излагать материал, акцентируя внимание на главном; сравнивать, анализировать и давать собственную оценку историческим событиям; работать с источниками и дополнительной литературой; работать с тестами по типу ОГЭ.
— Способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем.
Планируемые результаты освоения элективного курса по истории.
Предметные результаты освоения элективного курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что по его итогам у учащегося сформированы:
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
локализовать во времени общие рамки и события, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях.
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной.
• показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
Ученик получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государства Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России,
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
— воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;
— осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
— усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
— понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
— приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы;
— выдвигать гипотезы для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
— различать факт и мнение;
— вычленять из предлагаемого списка задания, относящиеся к изучаемой теме;
— вычленять изучаемый объект из не учебного текста, окружающей действительности;
— аргументированно опровергать ошибочное мнение, неправильный ответ на вопрос, относящийся к изучаемой теме;
— выбирать условия проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина
— определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
— приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы;
— выдвигать гипотезы для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
— различать факт и мнение;
— вычленять из предлагаемого списка задания, относящиеся к изучаемой теме;
— вычленять изучаемый объект из не учебного текста, окружающей действительности;
— аргументированно опровергать ошибочное мнение, неправильный ответ на вопрос, относящийся к изучаемой теме;
— сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
— понимать и воспроизводить структуру научного понятия;
— конструировать определение изучаемого научного понятия на основе известной структуры;
— находить основание для сравнения фактов, явлений;
— выделять характерные причинно-следственные связи;
— различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;
— разделять процессы на этапы, звенья;
-комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
— строить рассуждение с доказательством от противного;
— решать проблемы, используя предоставленную информацию;
— объяснять (устно и письменно) результаты наблюдений и экспериментов;
— критически оценивать качество представленной аргументации, выделять наиболее сильный аргумент, подтверждающий данный тезис.
— осуществлять задания под непосредственным контролем/руководством и демонстрировать эффективность в простых и стабильных контекстах;
— принимать руководство при обучении (принимать, что тебя обучают);
— планировать деятельность, формулировать ее цель;
— оценивать уровень личных учебных достижений по предложенному образцу;
— организовывать и поддерживать в порядке свое рабочее место;
— осознанно принимать установленные правила поведения;
— взаимодействовать в группе в процессе учебной деятельности;
— участвовать в проектной деятельности;
— знать, понимать и соблюдать нормы здорового образа жизни
— осуществлять самоконтроль, самооценку;
— брать на себя ограниченную ответственность за совершенствование деятельности (трудовой или учебной) в простых и стабильных контекстах и в рамках привычных и однородных групп;
— участвовать в проектной деятельности межпредметного характера (в том числе групповой);
— анализировать (фиксировать) собственный опыт решения учебных задач;
— взаимодействовать в группе в процессе познавательной деятельности;
— формулировать вопросы, ответы на которые помогают справиться с затруднением в процессе познавательной деятельности;
— управлять своим временем, планировать и организовывать деятельность;
— предвидеть возможные результаты своих действий;
— делать попытки оценивать свои учебные достижения и эмоциональные состояния;
— понимать свою роль в процессе групповой деятельности;
— делать попытки оценивать собственный вклад в деятельность группы сотрудничества (в том числе в разновозрастных группах)
— вырабатывать собственное мнение в ситуации разно разнообразия и возможной противоположности мнений;
— выбирать и делать попытки осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности;
— оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
— выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;
— брать на себя ответственность за выполнение задач и демонстрировать некоторую самостоятельность в трудовой деятельности и обучении в рамках контекстов, которые, как правило, стабильны, но включают в себя изменяющиеся факторы;
— воспринимать разнообразие и межкультурные различия;
— высказывать и защищать свою точку зрения;
— создавать краткие публичные сообщения с использованием научной лексики и иллюстративного материала;
— корректно вести учебный диалог (в том числе при работе в малой группе сотрудничества)
— создавать публичные сообщения с использованием научной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
— отбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
— участвовать в диалоге (в том числе в ситуации разнообразных и возможно, противоположных мнений).
Содержание тем элективного курса.
Тема 1. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Восточные славяне.
Народы, на территории России до середины I тыс. до н.э. Расселение, соседи, занятия, общественный строй восточных славян. Язычество. Дискуссия в исторической науке о прародине славян. Путь «из варяг в греки».
Тема 2. Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства. Владимир I. Крещение Руси.
Предпосылки образования Древнерусского государства. Норманнская теория, её роль в русской истории. Создание русского государства Русь. Олег. Укрепление Киевского государства при князе Игоре. Правление княгини Ольги. Создание системы налогообложения. Правление Святослава – Александра Македонского Восточной Европы. Правление Владимира Святославовича. Историческое значение крещения Руси.
Раздел II. Русь в XI – XIII вв.(1ч.)
Тема 3. Ярослав Мудрый. Русская Правда. Владимир Мономах. Политическая раздробленность Руси.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская Правда», как юридический памятник раннефеодальной Европы. Развитие культуры, образования при Ярославе Мудром. Правда Ярославичей – новый свод законов. Приход к власти Владимира Мономаха. «Поучение детям» и «Устав». Политическая раздробленность Руси. Причины распада единого государства. Русские княжества в период раздробленности. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. «Повесть временных лет». «Слово о полку Игореве».
Дискуссия: «Съезд князей в Любече: стремление к объединению или к раздробленности».
Раздел III. Русь в XIII – XVI вв. (7ч.)
Тема 4. Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Экспансия с Запада. Александр Невский.
Нашествие Батыя на Русь. Александр Невский. Невская битва. Ледовое побоище. Ордынское владычество на Руси. Установление ордынского ига на Руси.
Тема 5. Начало объединения русских земель. Иван Калита. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский.
Начало собирания земель. Возвышение Москвы. Личность Ивана Калиты. Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Битва на Куликовом поле. Политическое первенство Москвы при Василии I и при Василии II Тёмном. Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский.
Тема 6. Свержение золотоордынского ига. Иван III.
Усиление Руси при Иване III. Судебник 1497 г.
Тема 7. Завершение объединения русских земель.
Разрыв с Ордой – стояние на Угре. Иконопись и фрески: Андрей Рублёв, Феофан Грек. Правление Василия III.
Тема 8. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. Иван IV Грозный. Установление царской власти.
Россия при Иване Грозном. Судебник 1497 г. Иван Грозный, его сторонники и противники.
Тема 9. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Опричнина.
Реформы Ивана Грозного. Земские соборы. Опричнина. Дискуссия о характере опричнины. Правление Фёдора Ивановича. Гибель царевича Дмитрия в Угличе.
Тема 10. Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири).
Внешняя политика: взятие Казанского и Астраханского ханств. Начало присоединения Сибири, поход Ермака. Ливонская война.
Раздел IV. Россия в XVII в. (6ч.)
Тема 11. Борис Годунов. Смутное время. Борьба против внешней экспансии. К. Минин, Д. Пожарский.
Борис Годунов. Голодные годы и бунты. Первый самозванец. Личность Лжедмитрия I. Восстание И.И. Болотникова – кульминация гражданской войны. Царь Василий Шуйский и второй самозванец. Польская и шведская интервенция. Семибоярщина и договор с польским королём Сигизмундом. Первое ополчение. Второе ополчение. К.М. Минин и Д.И. Пожарский. Освобождение Москвы. Урок игра: «Смутное время. Самозванцы».
Дискуссии: «Смутное время. Что могло бы ожидать Россию при ином исходе событий?».
Тема 12. Россия при первых Романовых. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права.
Борьба за русский трон и избрание Михаила Романова на царство. Первые Романовы Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович. Царская власть. Боярская дума. Земские соборы. Соборное уложение 1649 г. «Священство» и «царство».
Тема 13. Церковный раскол. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Степан Разин.
Церковная реформа. Патриарх Никон и протопоп Аввакум. Преследование старообрядцев. Хозяйство и сословия. Новые явления в сельском хозяйстве и промышленности. «Бунташный век». Внешняя политика России. Правление Фёдора Алексеевича и Софьи Алексеевны. Реформы при царе Фёдоре Алексеевиче. Софья-регентша. Духовная жизнь общества.
Семинар: «Церковный раскол: кардинальные перемены или незначительные изменения?»
Тема 14. Внешняя политика России в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России.
Столбовский мир и Деулинское перемирие. Окончание Смуты.
Тема 15. Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Формирование культуры Российского государства.
Становление древнерусской культуры.
Тема 16. Летописание. Андрей Рублев. Книгопечатание. Иван Фёдоров.
Андрей Рублев и Иван Федоров.
Раздел V. Россия в XVIII в. (4ч.)
Тема 17. Преобразования первой четверти XVIII в. Пётр I. Абсолютизм. Создание регулярной армии и флота. Северная война.
Пётр и его «кумпания». Азовские походы. Великое посольство Петра I в Западную Европу. Первые петровские нововведения 1699-1700 гг. Северная война и преобразования. Реформы Петра Великого. Ништадский мир.
Тема 18. Дворцовые перевороты. Расширение прав и привилегий дворянства.
Эпоха дворцовых переворотов.
Тема 19. «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II. Оформление сословного строя.
Эпоха Екатерины II. Уложенная комиссия 1767-1768 гг. «Наказ» Екатерины II.
Тема 20. Социальные движения. Е.И. Пугачёв. Россия в войнах второй половины XVIII в. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков.
Русская церковь XVIII века. Павел I. Культура и духовная жизнь и быт в XVIII веке.
Раздел VI. Россия в первой половине XIX в. (6ч).
Тема 21. Александр I . Внутренняя политика в первой половине XIX в. М.М. Сперанский.
Переворот 1801 года. Александр I и его «молодые» друзья. Попытки реформ. М.М. Сперанский. Внутренняя политика Александра I. А.А. Аракчеев. Военные поселения.
Тема 22-23. Отечественная война 1812 г.
Внешняя политика России в начале XIX в. Отечественная война 1812 года. Заграничный поход русской армии. Венский конгресс.
Тема 24. Движение декабристов.
Движение декабристов. Конституционные проекты Н.М. Муравьёва и П.И. Пестеля. Следствие и суд над декабристами. Оценка движения декабристов в российской исторической науке. А.Х. Бенкендорф. Деятельность Третьего отделения, усиление цензурного гнёта. С.С. Уваров.
Тема 25. Общественная мысль во второй четверти XIX в. Официальная государственная идеология. Западники и славянофилы.
Общественная мысль во второй четверти XIX в. Официальная государственная идеология. Славянофилы и западники. Петрашевцы. В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Г. Шевченко.
Тема 26. Начало промышленного переворота. Присоединение Кавказа. Крымская война.
Начало промышленного переворота. Присоединение Кавказа. Крымская война. Культурное пространство России в первой половине XIX века.
Раздел VII. Россия во второй половине XIX-нач. XX в. (8ч.)
Тема 27. Реформы 1860-1870-х гг. Александр II. Отмена крепостного права. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества.
Александр Второй. Крестьянская реформа 1861 года. Реформы 1860-1870-х гг. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.
Тема 28. Общественные движения второй половины XIX в.
Тема 29. Россия в правление Александра III .
Личность Александра Третьего. Внутренняя и внешняя политика. Национальная и религиозная политика. Культурное пространство империи во второй половине 19 века.
Тема 30. Русско-японская война. Обострение социальных противоречий в условиях модернизации.
Тема 31. Революция 1905-1907 гг. Государственная дума.
Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 гг.
Тема 32. П.А. Столыпин. Аграрная реформа.
П.А. Столыпин. Социально-экономические реформы. Политическое развитие страны в 1907-1914 гг.
Тема 33. Российская культура в XVIII — начале ХХ в.